Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение молодежных организаций и объединений'

Социально-педагогическое сопровождение молодежных организаций и объединений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
855
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рожков М. И.

Социально-педагогическое сопровождение молодежных организаций и объединений является важным условием для развития инициативности и активности ребенка. В статье предлагается понимание сущности сопровождения, раскрываются задачи, предлагаются формы решения этих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рожков М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and pedagogical support of the youth organizations and associations is the important condition for the development of initiative and activity of the child. In the article the understanding of essence of support is offered, the problems are revealed, forms of the solution of these problems are offered.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение молодежных организаций и объединений»

ПЕДАГОГИКА

М.И. РОЖКОВ

Социально-педагогическое сопровождение молодежных организаций и объединений

Социально-педагогическое сопровождение молодежных организаций и объединений является важным условием для развития инициативности и активности ребенка. В статье предлагается понимание сущности сопровождения, раскрываются задачи, предлагаются формы решения этих задач.

Social and pedagogical support of the youth organizations and associations is the important condition for the development of initiative and activity of the child. In the article the understanding of essence of support is offered, the problems are revealed, forms of the solution of these problems are offered.

Социально-педагогическое сопровождение предполагает поддержку молодого человека в построении им социальных отношений, оказание ему помощи в решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации.

У ребенка, у молодого человека, да и у взрослого часто возникает много трудностей, проблем, которые связаны с отношениями с людьми, с социальными институтами, со школой, с семьей. Эти проблемы требуют, несомненно, того, чтобы человек сам их решал, а не за него решали, но при этом ему нужна поддержка. Другими словами, необходимо сопровождение в решении этих проблем, поэтому одной из важнейших задач является обеспечение именно социальнопедагогического сопровождения, которое помогает ребенку решить проблемы регулирования отношений с окружающей социальной средой.

«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, - это значит «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то». Сегодня слово «сопровождение» является многозначным. Говорят о музыкальном сопровождении, о сопровождении летательных аппаратов, о сопровождении каких-либо технологических процессов. В психологии и педагогике слово сопровождение также толкуется неоднозначно.

В психолого-педагогическом смысле сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение - это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Социально-педагогическое сопровождение имеет свою специфику и прежде всего направлено на поддержку молодого человека в построении им своих социальных отношений, на его обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации.

Социально-педагогическое сопровождение, реализуя имманентные для данного процесса цели, несомненно, выступает в качестве воспитывающего фактора. Социальное воспитание и социально-педагогическое сопровождение диалектично связаны между собой. Если социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения

После прекращения деятельности комсомола в стране появилось множество молодежных организаций, движений и неформальных объединений. Несмотря на то, что официальным преемником комсомола стал «Российский союз молодежи», он объединяет лишь небольшую часть молодежи и решает более узкий круг задач, чем комсомол, при этом полностью отрицая свою связь с идеологией, на которую опирался комсомол.

В последние годы возникает множество разнообразных молодежных организаций и объединений.

Прежде всего это организации, объединяющие определенные социальные группы молодежи. Таковыми являются, например, союзы студентов, чья деятельность сегодня активизируется в вузах. Появляется все больше и больше молодежных организаций,

создаваемых политическими партиями («Молодая гвардия», «Соколята» и др.).

Возникают и активно функционируют различные творческие объединения молодежи: объединения молодых художников, поэтов и т. п.

Молодежь участвует в работе различных спортивных движений (клубы болельщиков и др.), экологических, благотворительных, правозащитных и других организаций.

Все большее значение приобретает участие молодежи в религиозных организациях. В последнее время практически в каждой из основных конфессий создаются молодежные клубы, секции, проводятся молодежные сборы.

Сегодня большое количество молодых людей вовлечено в различные молодежные движения, такие, как «Наши», «Местные» и др.

Возникли и активно функционируют также молодежные организации экстремистского толка, реализующие политические задачи («Национал-большевики», «Русское национальное единство» и др.)

Участие в различных формальных и неформальных молодежных объединениях определяется поиском молодыми людьми себя.

При организации работы необходимо помнить, что любая общественная организация молодежи является самостоятельным социальным институтом и поэтому ее участие в жизни, например, вуза может происходить только на основе волеизъявления членов данной организации.

При этом совпадение воспитательных целей организаторов работы с молодежью, образовательных учреждений с целями общественных организаций молодежи гуманистической направленности позволяет с ними сотрудничать и совместно решать проблемы молодежи.

Такие молодежные организации, как «Российский союз молодежи», «Союз студентов», активно участвуют в формировании общественной активности молодежи, стимулируют лидерство, создают условия для самореализации молодых людей. В связи с этим поддержка этих организаций со стороны вузов способствует реализации воспитательных целей.

Мотивация участия молодежи в деятельности молодежных организаций отражает широкий спектр интересов и потребностей молодых людей. Исследование, проведенное несколько лет назад социологами, показало, что интерес у молодых людей к молодежным организациям вызван в основном желанием обогатить досуг, самоопределиться, стремлением участвовать в политической жизни, быть защищенными. Большинство участников молодежных организаций считает, что участие в деятельности молодежной организации может помочь приобрести знания и умения, позволяющие целенаправленно отстаивать свои права и интересы. Почти треть считает престижной роль лидера молодежной организации.

Наибольшее количество молодых людей стремится участвовать в спортивных, правозащитных, экологических, творческих, студенческих объединениях. Наименьшее количество - в религиозных и этнических объединениях. Треть не хочет участвовать ни в одной из молодежных организаций [1].

Следует учитывать необходимость особой индивидуальной работы с молодыми людьми - участниками экстремистских и асоциальных организаций и объединений, создавая им иное поле самореализации и условия для удовлетворения их разнообразных интересов.

По отношению к общественным молодежным организациям организаторы работы с молодежью выполняют различные роли. Они могут быть функционерами этих организаций, профессионально обеспечивая реализацию поставленных ими задач. Участвуя в работе органов регионального и муниципального управления, они выполняют функции посредников между властью и молодежными организациями.

И в том и в другом случае они реализуют социально-педагогические функции по отношению к молодым людям. Их задача -формировать у молодых людей социальную компетентность, решать воспитательные задачи и осуществлять педагогическое сопровождение просоциальной и коррекцию асоциальной деятельности.

Педагогическое сопровождение молодежных организаций предполагает реализацию следующих задач:

Первая задача - информационная. Необходимо информировать молодых людей о существующих молодежных организациях, об их праве на участие в молодежных организациях и порядке создания новых объединений и организаций, о роли общественных молодежных организаций в социальной структуре общества и их возможностях в решении социально значимых задач.

Вторая задача - организационнометодическая. Необходимо помогать молодым людям, организующим работу молодежных объединений, в решении организационных задач, знакомить их с технологией организаторской деятельности, помогать методически правильно организовывать различные мероприятия и акции, решать актуальные проблемы молодежи.

Третья задача - координационная. Она

заключается в помощи молодежным организациям в обеспечении взаимодействия молодежных организаций с другими социальными институтами. При этом необходимо, чтобы молодежные организации рассматривались как социальные партнеры вузов и предприятий, политических партий, но нельзя допускать, чтобы молодежные организации теряли свою самостоятельность.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение играет важнейшую роль в становлении и развитии молодежных объединений и организаций, обеспечивая реализацию их воспитательных функций.

Библиографический список

1. См.: Российская молодежь: проблемы и решения [Текст]. - М.: Центр социального прогнозирования, 2005. - С. 222-225.

ИВ. КИРИЛЛОВА

Некоторые особенности педагогической технологии по применению системы заданий коммуникативной направленности в качестве средства социализации учащихся

В статье описан анализ теоретико-методических основ организации самостоятельной работы студентов. Приводится описание разработанного автором комплекса заданий для самостоятельной работы студентов, изучающих курс «Организация, управление и администрирование в социальной работе», целью которого является активизация потребности студентов в самостоятельном приобретении дополнительных знаний, необходимых для реализации управленческих функций.

In the article the analysis of theoretical and methodical bases of the organization of independent work of students is described. The description of the complex of tasks developed by the author for independent work of the students studying the course "Organization, management and administration in social work " its purpose is to activate students’ needs in independent acquisition of the additional knowledge which are necessary for realization of administrative functions is represented.

Разработку и внедрение педагогических технологий относят к середине 50х гг. XX века и связывают с возникновением технологического подхода к построению образовательного процесса. Такой подход прослеживается в работах как зарубежных исследователей (Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коска-релли, Дж. Кэрролл и др.), так и отечественных авторов (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.В. Беспалько, П.Я. Гальперин, М.В. Кларин, Н.Ф. Талызина и др.)

В понятие «технология» на определенных этапах его эволюции вкладывалось различное содержание. Так, в 1940-50 гг. педагогическую технологию связывали с примене-

нием аудиовизуальных средств в учебном процессе, в 1950-60 гг. - с программированным обучением, в 1970-80 гг. под технологией понимали спроектированный учебный процесс, направленный на достижение чётко сформулированных целей.

О.Б. Епишева выделяет следующие источники педагогической технологии: бихевиоризм, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности, производственные процессы и технические дисциплины, педагогика [1].

Приведём лишь некоторые из множества определений педагогической технологии. Под педагогической технологией понимается:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.