Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД С 1918 ПО 1920 ГГ.: ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД С 1918 ПО 1920 ГГ.: ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOVIET EDUCATION / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL / РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / TEACHING STAFF / WORKERS'' SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рощин Б.Е.

В предлагаемой статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты, закрепившие начало процесса становления системы высшего советского образования согласно идеологическим установкам и требованиям времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE ORGANIZATION OF SOVIET HIGHER EDUCATION (1918 - 1920 GG.):LEGALASPECT

This article examines the main regulatory - legal acts that have introduced the beginning of the process of formation of the Soviet system of higher education, according to the ideological assumptions and requirements of the time.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД С 1918 ПО 1920 ГГ.: ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Б.Е.Рощин

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД С 1918 ПО 1920 ГГ.: ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация: В предлагаемой статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты, закрепившие начало процесса становления системы высшего советского образования согласно идеологическим установкам и требованиям времени.

Ключевые слова: советское образование, высшая школа, рабочие факультеты, педагогические работники.

Пролетариат воспользуется

школой... для уничтожения всех следов духовного рабства в сознании трудящихся.

Н.И.Бухарин

Современное российское общество переживает сложные, противоречивые процессы. Радикальные рыночные реформы, осуществляемые с начала 90-х гг. прошлого века, затронули все жизненно важные сферы общества и коснулись, так или иначе, практически всех слоёв населения. Острые споры, жаркие дискуссии, противоречивые интерпретации и крайне неоднозначные оценки вызывает процесс реформирования отечественной системы образования. Данный процесс сталкивается с острыми, порой неразрешимыми проблемами.

В настоящее время особенно часто на различных уровнях дебатируются вопросы о необходимости коренного реформирования системы высшего профессионального образования. Многие современные проблемы высшей школы возникли не на пустом месте, - они уходят своими корнями в наше историческое прошлое. Система современного российского высшего образования является во многом «правопреемницей» советского, а значит и предпосылки возникновения ряда современных проблем возможно обнаружить в прошлом. Как писал А.А. Зиновьев, «с точки зрения понимания причины настоящего лежат в прошлом»1. Тем более когда общество не до конца представляет модель дальнейшего развития своей системы высшего образования, то необходимость в изучении и переосмыслении определённых аспектов исторического опыта является неизбежной и закономерной. «История не учительница, а

9 Рощин Борис Евгеньевич, старший преподаватель кафедры теории права и гражданско-правовых дисциплин Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова, pravoborise@mail.ru

1 Зиновьев А.А. Нашей юности полёт. М., 2010. С. 11.

надзирательница; она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», - утверждал известный российский историк В.О. Ключевский1.

Целью работы является общая характеристика основных нормативно-правовых актов по регулированию вопросов организации и функционирования принципиально новой системы высшего образования в первые годы становления советской власти (1918 - 1920 гг.).

При изучении и оценке тех или иных общественных явлений и процессов необходимо учитывать специфику условий конкретного исторического периода, и это является аксиомой.

Как известно, в рассматриваемый период российское общество переживало тяжелейший системный кризис (экономический, политический, социальный, духовный), который, по меткому ленинскому выражению, представлял собой «катастрофу неслыханных размеров». Подобная катастрофа («хозяйственная разруха») возникла «на закате» существования Российской империи, до захвата государственной власти большевиками. В.И. Ленин в своей работе «Резолюция об экономических мерах борьбы с разрухой» (опубликована 25.05.1917 г.) так оценивал реальную обстановку в стране: «Полное расстройство всей хозяйственной жизни в России достигло такой степени, что катастрофа неслыханных размеров, останавливающая совершенно целый ряд важнейших производств, лишающая сельских хозяев возможности вести хозяйство в необходимых размерах, прерывающая железнодорожные сообщения, лишающая многомиллионное промышленное население и города подвоза

хлеба, стала неминуемой. Мало того, разруха уже началась, охватив ряд

" 2

отраслей»2.

С приходом к власти большевиков (25 октября 1917 г.) кризис в стране не только не уменьшился, но ещё больше усугубился. Так, В.И. Ленин, в своём выступлении на съезде комиссаров труда (22.05.1918 г.), изложил суровые факты объективной действительности: «Теперь подходит самый критический момент, когда голод и безработица стучатся в дверь всё большего числа рабочих, когда сотни и тысячи людей терпят

3

муки голода...» .

В данных условиях правительство большевиков было вынуждено предпринимать довольно радикальные решения. Современный учёный-трудовик И.Я. Киселёв пишет: «В работе государственных органов преобладали насильственные методы, зачастую в самой суровой, жестокой форме, вполне соответствующей духу времени и идеологическим установкам диктатуры пролетариата»4. Кроме того, государственная политика (в рассматриваемый период) получила название «военный коммунизм» и была направлена на выживание государства. В основу

1 Мудрость России. От Владимира Мономаха до наших дней. М., 2011. С. 435.

2 Ленин В.И. О трудовом законодательстве. М., 1959. С. 168.

3 Там же. С. 249.

4 Киселёв И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М., 2005. С. 31.

данной политики были положены следующие идеи: а) национализация (огосударствление) основных средств производства; б) организация процесса натурального товарообмена и попытки отказа от товарно-денежных отношений; в) огосударствление российских профсоюзов; г) введение всеобщей трудовой повинности. В настоящее время существует ряд устоявшихся мнений о начальных сроках осуществления политики «военного коммунизма», но, по - видимому, следует согласиться с точкой зрения ряда историков, полагающих, что началом данной политики является Октябрьская революция (25 октября 1917 г.).

Парадокс ситуации, вполне характерной для кризисных периодов, заключался в том, что в «молодой советской стране», с одной стороны, росла массовая безработица, с другой стороны, катастрофически не хватало рабочих рук для борьбы с хозяйственной разрухой. Стало очевидно, что для преодоления экономической разрухи и построения основ социалистического хозяйства нужны высококвалицифированные образованные специалисты, новая «рабочая интеллигенция».

Для скорейшего построения экономического фундамента социализма (как низшей фазы коммунистического общества) требовалось создать принципиально новую форму организации труда (наиболее прогрессивную и эффективную по сравнению с другими, известными человечеству). Экономическую и моральную составляющие социалистической организации труда, довольно доходчиво разъяснил И.В. Сталин в своей работе «Вопросы ленинизма»: «Социалистические производственные отношения в целом, основой которых служит общественная собственность на средства производства, являются отношениями товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников»1. При формировании социалистической организации труда провозглашался принцип «от каждого по способностям

- каждому по труду». По мере продвижения российского общества к коммунизму и при реальном его достижении предполагалось заменить данный принцип на ещё более утопический: «от каждого по способностям

- каждому по потребностям».

Следует особенно подчеркнуть, что новой форме организации труда придавался некий «сакральный» смысл. Советское государство провозглашалось не иначе как «Республика Труда». Труд в новых условиях рассматривался не только в качестве средства ликвидации хозяйственной разрухи, но и в более широком значении - как воспитание человека нового типа, преданного соответствующим классовым интересам. В связи с этим политика большевиков в сфере образования с самого начала была нацелена на встраивание нового (советского) образования (всех уровней) непосредственно в систему социалистической организации труда. Трудовое воспитание превалировало даже в системе детского образования. Так, Н.К. Крупская, уделявшая достаточно пристальное внимание вопросам обучения и воспитания, в статье «К вопросу о

1 Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд. 11-е. М., 1953. С. 558.

социалистической школе» отмечала следующее: «Особенностью социалистической школы должно быть широкое развитие детского производительного труда. Теперь много говорят о трудовом методе, но в социалистической школе должен применяться не только трудовой метод, но должен быть организован производительный труд детей. Производительный труд не только готовит из ребёнка в будущем полезного члена общества, он делает его полезным членом общества в настоящем, и сознание этого факта ребёнком имеет громадное воспитывающее значение»1.

26.10.1917 г. II Всероссийский съезд Советов принял декрет «Об образовании рабочего и крестьянского правительства» (под названием «Совет Народных Комиссаров» (далее СНК), согласно которому наркомом по просвещению (далее Наркомпрос) был назначен А.В. Луначарский2.

Среди первоочередных мероприятий советской власти в сфере образования стало упразднение старой «буржуазной» системы образования и формирование новой, соответствующей принципам построения «пролетарского государства». Большевистская доктрина требовала незамедлительного разрушения всего того, «что делало школу орудием классового господства буржуазии»3. Правительство большевиков осознавало важность скорейшего решения ключевых вопросов, связанных с образовательным процессом. Уже 9.11. 1917 г. был принят декрет ВЦИК и СНК «О Государственной комиссии по народному просвещению» (далее Комиссия), которая учреждалась для общего руководства народным просвещением, впредь до созыва Учредительного собрания. Состав Комиссии интересен своим разнообразием: председатель — народный комиссар по просвещению; секретарь Комиссии; делегированные лица (3 представителя от Исполкома Советов рабочих и солдатских депутатов и 2

- от крестьянских депутатов; 2 - от Всероссийского учительского союза; 1

- от Академического союза; 1 - от Центрального бюро профессиональных союзов и другие. Кроме того, СНК назначил 15 заведующих соответствующими отделами. Среди созданных отделов следует назвать: отдел по введению всеобщей грамотности; отдел автономных вузов; отдел муниципальных учебных заведений; отдел дошкольного воспитания и помощи детям; отдел внешкольного образования; научный отдел; отдел искусств; финансовый отдел; отдел по подготовке преподавательского персонала; отдел школьной медицины и

4

гигиены и др.

Однако, несмотря на важность организации новой системы образования, на протяжении полугода правительство большевиков не

1 Крупская Н.К. Дети - наше будущее: сборник статей и речей о дошкольном воспитании. М., 1975. С. 80.

2

Декреты советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 21.

3 Бухарин Н.И. Азбука коммунизма. Петроград, 1919. С. 80.

4 Декреты советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 59.

предпринимало каких-либо радикальных шагов в этом направлении. 20.01.1918 г. был принят известный декрет СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», который провозгласил принцип светского образования. Согласно декрету школа отделялась от церкви и, следовательно, устанавливался запрет на преподавание «религиозных вероучений» во всех учебных заведениях (государственных, общественных, частных), где преподавались общеобразовательные предметы1. Один из главных большевистских идеологов Н.И. Бухарин отмечал: «Школа новая осуществляет обязательное изгнание религии из своих стен, под каким бы видом она ни пыталась туда войти, в какой бы мягкой форме ни хотели протащить её туда отсталые группы родителей»2.

Первым шагом на пути реформирования высшей школы (на принципиально новых началах) стало принятие 2-х нормативно-правовых актов: декрет Совета Народных Комиссаров (далее СНК) «О приеме в высшие учебные заведения РСФСР» и Постановление СНК «О преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства» (от 2.08.1918 г.). Первый правовой акт закрепил новые принципы высшего образования -доступность, гендерное равенство, бесплатность. Принцип доступности давал каждому лицу, «независимо от гражданства и пола», возможность поступления в высшие учебные заведения по их выбору. Более того, запрещалось требовать от поступающих предъявления соответствующих документов об образовании (дипломов, свидетельств, аттестатов и т.п.). Гендерное равенство в получении высшего образования означало беспрепятственное поступление в вузы «без различия пола». Декрет запрещал взимание платы за обучение, а внесённая плата (за первое полугодие 1918/1919 учебного года) подлежала возврату. За нарушение данного декрета все ответственные лица подлежали «суду революционного трибунала». Второй документ закрепил ключевой идеологический принцип классовой принадлежности, согласно которому приоритет при поступлении отдавался лицам «из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком

3

размере стипендии» .

Основные задачи реформирования старой высшей школы и построения новой были провозглашены в программе большевистской партии в 1919 г.: «открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и

1 Там же. С. 372.

2

Бухарин Н.И. Указ. соч. С. 81.

3 Собрание Узаконений РСФСР. 1918. № 57. Ст. 689.

крестьянам воспользоваться высшей школой»4. Председатель Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) А.И.Рыков в своей речи на заседании пленума Московского совета рабочих и красноармейских депутатов (4.03.1919 г.), призывал незамедлительно «приниматься за организацию курсов, лекций. чтобы в кратчайший срок воспитать из среды рабочего класса своих инженеров и техников, которые были бы плоть от плоти и кровь от крови рабочего класса»2.

11.09.1919 г. было принято положение «Об организации рабочих факультетов при университетах». Создание рабфаков было нацелено на подготовку «в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу». Согласно данному положению, рабфаки пользовались всеми правами факультетов и имели своё «полное представительство во всех коллективах и президиумах высшего учебного заведения» и, кроме того, право пользования «всеми приборами, веществами и остальными учебными пособиями физических, химических и др. кабинетов, лабораторий и практикумов». Руководящим коллегиальным избранным органом, решавшим важные вопросы рабфаков, был совет рабочего факультета. В состав данного органа входили: преподаватели, проводившие занятия на данном факультете; слушатели факультета; представители совета данного университета; представители коммунистической фракции студентов данного вуза; представители местных пролетарских организаций; представители местного отдела народного образования; представители служебного персонала факультета3.

Первый рабочий факультет возник в начале 1919 г. в Москве при Коммерческом институте, бессменным директором которого до 1918 г. был знаменитый российский философ - правовед П.И. Новгородцев (в настоящее время - академия им. Г.В.Плеханова).

17.09.1920 г. был принят декрет СНК «О рабочих факультетах», закрепивший правовой статус данных структурных подразделений вузов. Главной целью рабфаков было «широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены высшей школы». Нарком просвещения А.В. Луначарский, в своей статье «Роль рабочих факультетов», написанной вскоре после опубликования данного декрета, отмечал: «Мы должны завоевать для пролетариев университет как таковой, и для этого рабфак является соответственным коридором, выпускающим из своего конца студентов, так сказать, в нормальную аудиторию высшего учебного заведения»4. Следует отметить, что для рабочих и крестьян при поступлении их на рабфаки требовались направления от соответствующих рабочих организаций: профсоюзов, фабрично-заводских комитетов,

1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 1. М., 1954. С. 420.

2 Рыков Н.И. Избранные произведения. М., 1990. С. 99.

3 Собрание Узаконений РСФСР 1919. № 45. Ст. 443.

4 Луначарский А.В. Роль рабочих факультетов // Вестник рабочих факультетов. 1921. № 1. С. 4.

партийных отделов по работе в деревне, волостных исполнительных комитетов либо рекомендации от народных комиссариатов или других рабочее-крестьянских организаций. Подобные направления и рекомендации выполняли, главным образом, роль своеобразного «сита» для «отсеивания» «классово чуждого элемента». Однако на практике зачастую выявлялась неспособность рабочих и крестьян к освоению рабфаковских программ. А.В. Луначарский настаивал, что соответствующие рабочие организации «должны отбирать и рекомендовать своих кандидатов в рабфаки с тем расчетом, чтобы это были способные юноши, полные рвения учиться и обладающие некоторой подготовкой»1. Кроме того, общее количество слушателей рабфаков ежегодно устанавливалось Наркомпросом по соглашению с Народным комиссариатом труда (НКТ) и ВСНХ (т.е. вводились определенные лимиты). Все слушатели, принятые на рабфаки, несли учебную повинность. А.В. Луначарский выражал надежду, что «студенты рабфаков, вливаясь в университет, не только заставят его преподавание измениться в духе большей жизненности, большей практичности, они постепенно воспитают, особенно из молодых ученых, из молодых преподавателей... соответственный этим новым требованиям профессорский персонал»2.

4.06.1920 г. было принято постановление СНК «О высших технических учебных заведениях», согласно которому преподавание в технических вузах должно было строго соответствовать государственным нуждам и осуществляться «на основе практического изучения производственных процессов и организации производства на государственных предприятиях». Продолжительность обучения составляла 3 года. Лимиты приема определялись Главным комитетом профессионально-технического образования (далее ГКПТО) по соглашению с государственным органом, регулирующим соответственную отрасль хозяйства (Высший совет народного хозяйства, Народный комиссариат путей сообщения, Народный комиссариат земледелия). Приоритет в приеме отдавался рабочим, до поступления прошедшим подготовку на рабочих факультетах, которые следовало организовать при всех технических вузах. По окончании технических вузов осуществлялось целевое распределение специалистов. Кроме того, при соответствующих кафедрах технических вузов создавались исследовательские институты для специалистов, склонных «к самостоятельной научной работе» и желающих «углубить свои научные познания по избранной специальности».

Отдельно следует сказать о специфике правового обеспечения труда педагогических работников вузов (в рассматриваемый период). 1.10.1918 года был принят декрет СНК «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых высших учебных заведений

1 Там же. С. 5. Там же. С. 6.

Российской Республики», согласно которому отменялись ученые степени доктора, магистра, звание адъюнкта и упразднялись все связанные с ними права. Кроме того, отменялась дифференциация профессорско-преподавательского состава (на заслуженных профессоров, ординарных, экстраординарных, адъюнкт-профессоров, доцентов, приват-доцентов) и устанавливалось единое звание профессора для лиц, осуществлявших преподавательскую деятельность в вузах не менее 3-х лет. Согласно данному декрету вузовские преподаватели, которые имели 10-летний непрерывный стаж в данном вузе или общий педагогический вузовский стаж (не менее 15 лет) на 1 октября 1918 г., считались выбывшими из профессорско-преподавательского состава вуза с 1.01.1919 года и имели право избираться на должность исключительно по конкурсу. Соответствующее положение «О всероссийских конкурсах на замещение кафедр высших учебных заведений Российской Республики» было опубликовано 31.01.1918 года. Сведения о вакантных должностях и списки кандидатов на эти должности подлежали опубликованию в «Известиях ВЦИК» и в местных печатных органах. Избрание осуществлялось учеными советами факультетов или отделений. Местные органы власти имели право отвода соответствующего кандидата на должность профессора1. Выборы на освободившиеся должности проводились в начале 1919 г. Очевидно, вышеназванный декрет преследовал вполне определённые цели, соответствовавшие идеологическим установкам - обеспечить сторонникам большевистской идеологии прямой доступ к преподавательской работе в вузах и, наоборот, создать существенные ограничения представителям «буржуазной профессуры», «классово чуждой» новому государству.

В то же время объективные конкретно-исторические условия, как правило, жёстко противостояли идеологической парадигме. Так, несомненно, тотальная «зачистка» вузов от старой «буржуазной» профессуры грозила полностью уничтожить систему высшего образования: разрушить фундаментальные научные основы; «обескровить» кадровый потенциал; свернуть основные научные направления и т.п. На практике, вразрез с жёсткими идеологическими догмами, большевистское правительство было вынуждено активно прибегать к услугам «буржуазных спецов», в том числе и в сфере преподавания, несмотря на недоверие к «старой профессуре».

В сентябре 1919 г. было принято постановление Совета рабочей и крестьянской обороны «О порядке мобилизации профессоров и преподавателей высших учебных заведений», которое предусматривало определенные льготы для вузовских работников. Так, мобилизованные преподаватели не направлялись в ряды Красной Армии, а привлекались к работе по их специальности: преподавание в вузах, практическая деятельность и т.п. Распределение мобилизованных преподавателей по их специальностям осуществлялось Всероссийским Главным штабом по

1 Собрание Узаконений РСФСР. 1918 № 72. Ст. 789.

соглашению с Наркомпросом. При этом мобилизованных преподавателей следовало оставлять, по мере возможности, по местонахождению их учебных заведений1.

Следует отметить, что, несмотря на колоссальные трудности (хозяйственная разруха, контрреволюция, гражданская война, иностранная интервенция и т.д.), на территории Российской республики (в рассматриваемый период) создавались высшие образовательные учреждения. Так, 21.01.1919 г. был принят декрет СНК «Об учреждении государственных университетов в гг. в Костроме, Смоленске, Астрахани и Тамбове и о преобразовании в государственные университеты бывших Демидовского юридического лицея в Ярославле и педагогического института в Самаре». Данные государственные университеты, согласно декрету, создавались «в ознаменование Октябрьской революции 1917 г., раскрепостившей трудящиеся массы от политического, экономического и духовного гнёта со стороны имущих классов и открывшей им широкие пути к источникам знания и культуры». Днем открытия вышеназванных учебных заведений следовало считать «день первой годовщины Октябрьской революции - 7 ноября 1918 г.»2.

Интересна точка зрения современного американского учёного Ричарда Пайпса, который в своей работе «Русская революция. Россия под большевиками 1918-1924» не оставил без внимания данный декрет и дал свою оценку действиям власти. «Во многих вузах, - писал он, - в административном порядке выдвинули наверх слабо квалифицированные кадры, а преподавателей назначили профессорами. В особенности это касалось ряда новых университетов и научных институтов. 21 января 1919 года декретом было объявлено об основании четырех новых университетов и присвоении ранга университета двум институтам»3. Однако для большевиков идеология была превыше профессионализма. Н.И. Бухарин предлагал оперативно «обновить профессорский состав людьми, которые, быть может, не удовлетворяют цензу "докторов буржуазного общества", но с успехом могут провести полную революцию в преподавании. и лишить буржуазную науку своего последнего убежища»4.

Важно иметь в виду, что с самого начала организации системы советского образования превалировал принцип идейно-политической направленности обучения. В первые годы становления советской власти были сформулированы достаточно жесткие идеологические установки о характере формирования и дальнейшего развития системы советского образования (в т.ч. советской высшей школы). В работах известных теоретиков и практиков большевизма важное место отводилось обсуждению вопросов, связанных с новым образованием. Теоретические

1 Собрание Узаконений РСФСР. 1919 № 46. Ст. 445.

2

Ленинские документы о Костромском крае. Ярославль, 1970. С. 85.

3 Пайпс Р. Русская революция. Россия под большевиками. 1918-1924. М., 2011. С. 81.

4 Бухарин Н.И. Указ. соч. С. 88.

работы того времени касались в целом двух основных аспектов: а) критика образовательной системы при капитализме и решительное отрицание каких-либо ценностей «буржуазных школ»; б) активная пропаганда преимущества советского образования и пути построения советской образовательной системы. Так, Н.И.Бухарин писал: «В буржуазном обществе школа выполняет три основные задачи: 1) воспитывает молодое поколение трудящихся в духе преданности и почтения к капиталистическому режиму; 2) подготовляет из молодежи господствующих классов "образованных" дрессировщиков трудового народа; 3) обслуживает капиталистическое производство, используя науку для техники и увеличения капиталистической прибыли»1. Такая школа, «в лице бесконечных гимназий, реальных училищ, институтов, кадетских корпусов и т.д., - по мнению Н.И. Бухарина, - должна быть уничтожена»2. Напротив, школа советского типа всех уровней виделась Н.И. Бухарину

3

как «орудие коммунистического воспитания и просвещения» .

В конце 1918 и в начале 1919 г.произошло массовое закрытие юридических факультетов университетов и их замена факультетами общественных наук, что было вполне логично, поскольку большевистская идеология предписывала скорое отмирание всякого права вместе с государством. Так, в конце 1918 г., Наркомпрос принял решение о закрытии юридических факультетов в вузах, «ввиду совершенной устарелости учебных планов. а также полного несоответствия этих планов требованиям научной методологии и потребностям советских учреждений в высококвалифицированных работниках»4. Заместитель народного комиссара просвещения М.Н. Покровский так мотивировал массовое закрытие юридических факультетов: «... наука права давала ту красивую оболочку, под которой пряталось порабощение сотен миллионов десятками тысяч. Эта роль, роль красивого покрывала на неказистой действительности в последнее время была едва ли не главной ролью науки права. Само собой разумеется, что для социалистической России все подобные „науки" совершенно без надобности»5. Следует заметить, что в данный момент подавляющее большинство юридических факультетов вузов выступало в роли мощной оппозиции большевистской власти.

В будущем (безгосударственном) обществе предполагалось регулировать общественные отношения исключительно нормами «коммунистической морали». Следовательно, если право находилось (в рассматриваемый период) на стадии «отмирания», то, очевидно, «молодое советское государство» не было заинтересовано в сохранении и дальнейшем развитии важных направлений юридической мысли,

1 Бухарин Н.И. Указ. соч. С. 88.

2 Там же. С. 80.

3 Там же. С. 80.

4 Журнал «Народное просвещение». 1918. № 23-25. С. 22-23.

5 Там же. С. 2-3.

определенных достижений соответствующих юридических школ и высоком качестве подготовки правоведов.

Кроме того, в данный период не утихали споры о целесообразности подготовки новых (советских) юридических кадров, поскольку их дальнейшая деятельность представлялась достаточно «туманной», а также оставалось не вполне определённым их место в системе советского общества. Так, если юридические факультеты соответствующих вузов Российской империи целенаправленно готовили чиновников для государственной службы (выпускникам по окончании данных факультетов присваивались классные чины), то представителям власти большевиков было достаточно иметь «революционное сознание» и обладать непримиримым чувством «классовой справедливости».

Однако, несмотря на враждебное отношение к правовым феноменам, большевики объективно не имели никакой возможности отказаться от такого мощного и эффективного регулятора общественной жизни, как право. В.И. Ленин, будучи гибким прагматиком, утверждал: «Не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научаются работать на общество без всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не даёт сразу»1. Более того, право, как известно, «есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права»2.

Факультеты общественных наук (далее ФОН), заменившие юридические факультеты, были призваны воспитать человека нового типа - носителя коммунистических идеалов. Кроме того, изучение общественных наук активно вводилось во всех вузах, независимо от их специфики. 3 марта 1919 г. Народный комиссариат просвещения утвердил соответствующее положение о ФОНах, в соответствии с которым данные факультеты состояли из трех отделений: экономического, политико-юридического, исторического. Их целью стало «распространение и разработка идей научного социализма и материалистического мировоззрения во всех областях обществоведения». Кроме того, все студенты ФОНов, независимо от их специализации, обязывались в течение первых двух лет своего обучения изучать предметы общеобразовательного цикла «преподавание коих стремится дать им общее социологическое образование, являющееся необходимой предпосылкой образования

3

специального» .

Важным мероприятием в деле становления и развития советской высшей школы стало создание Социалистической академии общественных наук, в целях изучения и преподавания «как социальных знаний с точки зрения научного социализма и коммунизма, так и наук, которые соприкасаются с указанными знаниями». В состав академии входили две

1 Ленин В.И. Сочинения. Изд. 3. Т. XXI. М.: Партиздат ЦК ВКП (б), 1936. С.435

2 Там же. С. 433.

3 Сборник декретов и постановлений рабоче-крестьянского правительства по народному образованию. М.,1919.Вып.2. С. 16.

секции: научно-академическая и учебно-просветительская. Названия секций говорят сами за себя. Первая была нацелена на организацию и осуществление сугубо научной деятельности: «научную разработку вопросов социализма и коммунизма, научное исследование в области социальных наук, философии и наук естественных, поскольку последние соприкасаются с науками социальными, а также подготовку ученых специалистов в области социальных знаний». Вторая секция (учебно-просветительская) провозглашалась как «свободная высшая школа, которая имеет целью преподавание социальных наук всем желающим, ознакомление широких народных масс с учениями научного социализма и коммунизма, а также распространение просвещения на основе социалистического мировоззрения»1. Академии предстояло осуществить фундаментальную реорганизацию всей системы высшего образования. К примеру, постановление Народного комиссариата просвещения (от 23.12.1918 г.) предписывало академии разработать унифицированные планы факультетов общественных наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недостаток преподавателей, преданных новому режиму, породил одну из острых проблем реформирования образования. Особенно остро эта проблема коснулась преподавания общественных наук. Поскольку в основе образовательных реформ лежал принцип классовой принадлежности, то недоверие к прежним преподавателям высказывалось во весь голос. Н.И. Бухарин сетовал: «Старая высшая школа создала замкнутый круг профессуры, научный цех, препятствующий проникновению в университеты новых преподавательских сил. Они

продолжают доучивать молодежь, проходившую буржуазные средние

2

школы, в старом духе» .

В декабре 1920 г. была принята резолюция «О подготовке преподавательского состава высших школ по обществоведению». Резолюция призывала незамедлительно приступить к организации ускоренных курсов «красной профессуры» из партийной молодежи. Для преподавания на данных курсах рекомендовалось мобилизовать соответствующих партийных теоретиков. Кроме того, данная резолюция предлагала отстранить прежних профессоров от преподавания общественных наук (истории, политической экономии, права и т. п.)3. Н.И. Бухарин настоятельно призывал: «Из пролетарской школы должна быть без сожаления изгнана та часть педагогического персонала старой школы, которая или не может, или не хочет быть орудием

4

коммунистического просвещения масс» .

1 Декреты Советской власти. Т. 2. М., 1959. С. 471.

2 Бухарин Н.И. Указ. соч. С. 81; 88.

3 Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения. М.—Л., 1930. С. 321.

4 Бухарин Н.И. Указ. соч. С. 80.

11.02.1921 г. был принят декрет «Об организации в Москве и Петрограде институтов по подготовке красной профессуры для преподавания в высшей школе общественных наук». Согласно этому декрету в Москве и Петрограде учреждались институты по подготовке «красной профессуры» для преподавания в вузах ряда новых предметов: теоретической экономии, исторического материализма, развития общественных форм, новейшей истории, советского строительства. В Москве, в качестве слушателей следовало принять 200 человек, в Петрограде— 1001.

Новый этап развития системы советского образования отмечен принятием ленинского декрета «О плане организации факультетов общественных наук» (от 4.03.1921 г.). Главной задачей ФОНов стало «создание кадров научно-подготовленных работников социалистического строительства». При этом исторические и филологические отделения ФОНов при университетах подлежали упразднению с 1 мая 1921 г. Декрет устанавливал чёткую структуру ФОНов. Структурными элементами являлись соответствующие отделения и циклы. Так, правовое отделение включало такие циклы, как судебный и административный; общественно-педагогический (школьный и внешкольный). Кроме того, Наркомпросу Народному поручалось разработать и утвердить учебные планы ФОНов, а также учредить специальные научные институты «по основным отраслям общественного знания» для «разработки различных отраслей общественных наук и для подготовки высококвалифицированных научных работников по этим наукам.. ,»2.

Переход государства к новой экономической политике (март 1921 г.) вызвал объективную необходимость дальнейшего развития и совершенствования советской системы образования. Важное значение в этот период имело дальнейшее развитие высшего советского юридического образования, поскольку регулирование экономических процессов на данном историческом этапе уже не могло осуществляться исключительно методами «революционного правосознания».

Краткие выводы

Можно предполагать, что российский исторический период с 19181920 гг. представляет собой генезис высшей советской школы, поскольку понятие «генезис» в широком смысле включает в себя не только момент зарождения (возникновения, образования), но и последующий процесс развития, результатом которого является определённое состояние изучаемого объекта.

Реформирование высшей школы (в рассматриваемый период) было направлено на приведение всей системы вузовского образования в соответствие с идеологией большевизма: обеспечить массовый доступ в

1 Собрание Узаконений РСФСР. 1921. № 12. Ст. 79.

2 Собрание Узаконений РСФСР. 1921. № 19. Ст. 117.

вузы рабочих и крестьян; завоевать высшую школу (в т.ч. наложить запрет на автономию и самоуправление вузов); упразднить дисциплины, чуждые советской идеологии; отказаться от услуг «научного цеха буржуазной профессуры»; снять с высшей школы ореол элитарности.

В короткий срок были приняты основные нормативно-правовые акты, заложившие фундамент для строительства советской высшей школы. В этих актах (декретах, положениях) отражены особенности правового регулирования её организации и функционирования: правила приема в вузы; правила управления высшей школой; осуществление учебной и научной деятельности вузов; правовой статус преподавательского состава высшей школы; процедура и формы подготовки педагогических и научных кадров высших учебных заведений; организация рабочих факультетов; преобразование старых вузов и создание новых. Кроме того, были отменены учёные степени, вузовская форма и всевозможные знаки различия. Устанавливались некоторые правовые льготы для научных специалистов.

Анализ ряда правовых актов позволяет выявить основные принципы (руководящие начала и господствующие идеи) организации системы советской высшей школы: светский характер образования; классовый подход к образовательному процессу; пролетаризация студенчества; доступность советского образования; гендерное равенство; бесплатность; идейно-политическая, воспитательная и целевая направленность; выборность профессорско-преподавательского состава.

С самого начала реформирования высшей школы наблюдается тенденция к её централизации (к примеру, категорический отказ от автономии вузов) и включению в общую систему государственного механизма по подготовке необходимых стране кадров. Чрезмерная идеологизация и политизация высшей школы вполне соответствовали духу времени. При этом идеологические установки зачастую превалировали над экономическими реалиями. Новая высшая школа была призвана не только осуществить оперативную подготовку высококвалифицированных специалистов из рабочее-крестьянской среды, но и обеспечить в кратчайшие сроки широкий доступ к высшему образованию пролетарских масс, а также воспитать из рабочих и крестьян высокоморальных носителей коммунистических идей.

Советская система высшего образования имеет богатый опыт (как положительный, так и отрицательный). Основные базовые ценности, выработанные советской высшей школой, не вызывают сомнения и актуальны в настоящее время. Так, в условиях массовой моральной деградации современного российского общества наиболее важной является воспитательная функция, которая, к сожалению, почти не свойственна современному образовательному процессу. Кроме того, как известно, разностороннее и фундаментальное высшее советское образование явило миру целую плеяду выдающихся профессионалов - учёных, руководителей, изобретателей, конструкторов, педагогов, представителей

искусств и др., которые вывели мировую цивилизацию на качественно новый уровень.

Библиографический список

I.Бухарин Н.И. Азбука коммунизма. Петроград, 1919. 200 с. 2.Зиновьев А.А. Нашей юности полёт. М., 2010. 507 с.

3.Киселёв И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М, 2005. 608 с.

4.Крупская Н.К. Дети - наше будущее: сборник статей и речей о дошкольном воспитании. М., 1975. 302 с.

6.Ленин В.И. Сочинения. Изд. 3. Т. XXI. М., 1936. 585 с.

7.Ленин В.И. О трудовом законодательстве. М., 1959. С. 168.

9.Луначарский А.В. Роль рабочих факультетов // Вестник рабочих факультетов. № 1. 1921.

10.Пайпс Р. Русская революция. Россия под большевиками. 1918-1924. М., 2011.

520 с.

II.Рыков Н.И. Избранные произведения. М., 1990. 492 с.

12.Сталин И.В. Вопросы ленинизма, изд. 11. М., 1953. 361 с.

13.Журнал «Народное просвещение». № 23 - 25. 1918.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.