Научная статья на тему 'Некоторые особенности обоснования требуемой численности инспекторсгоко состава ГПН и пр (на примере Белгородской области)'

Некоторые особенности обоснования требуемой численности инспекторсгоко состава ГПН и пр (на примере Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инспектор / объект защиты / оптимизация / должностные лица / проверка / inspector / object of protection / optimization / officials / verification

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е. Н. Кравченко

Исследована динамика основных показателей за 5 лет. Описаны циклические мероприятия. Актуализирована проблема повышения нагрузки на инспектора надзорной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Е. Н. Кравченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF JUSTIFICATION OF THE REQUIRED NUMBER OF INSPECTOR COMPOSITION OF GPN AND PR (ON THE EXAMPLE OF THE BELGOROD REGION)

The dynamics of the main indicators for 5 years. Cyclic events are described. The problem of increasing the load on the inspector of supervisory activities is updated.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности обоснования требуемой численности инспекторсгоко состава ГПН и пр (на примере Белгородской области)»

биоаккумулирующей способностью, переходят по пищевым цепям, и концентрируются в морских организмах высших трофических уровней, создавая опасность, как для гидробионтов, так и для человека. Поступление в гидросферу радиоактивных отходов при их захоронении и проведении ядерных испытаний ведет к нарушению генетического аппарата человека, растений и животных из-за возникновения мутаций вследствие превышения фоновых значений, переноса и накопления радионуклидов по пищевым цепям, попаданию их в кормовые объекты и пищу человека [1].

Основными источниками радиоактивного загрязнения Мирового океана являются крупномасштабные аварии (ЧАОС, аварии судов с атомными реакторами), загрязнения от испытаний ядерного оружия, захоронение радиоактивных отходов на дне, загрязнения радиоактивными отходами, которые непосредственно сбрасываются в море.

Сбросы РАО, начавшиеся уже в 1959 г., продолжались систематически вплоть до 1992 г. в некоторых районах Балтийского, Баренцева, Белого, Карского, Охотского и Японского морей, а также в прибрежных водах архипелага Новая Земля и полуострова Камчатка [2].

По сводным данным, в период с 1964 по 1991 г. в северных морях затоплено 4900 контейнеров с твердыми РАО низкой и средней степени активности. У восточных берегов России, в Японском и Охотском морях за 1986-1991 гг. было захоронено 6868 контейнеров со средне- и низкоактивными твердыми РАО.

Общее количество РАО, сброшенных в море США только в 1946-1970 гг. составило более 86 тыс. контейнеров с суммарной радиоактивностью около 95 тыс. кюри. Подсчитано, что всего за 1967-1992 гг. в Атлантическом океане оказалось 94603 т РАО, размещенных в 188188 контейнерах, общей активностью более 1 млн кюри.

Работа трех подземных атомных реакторов и радиохимического завода по производству плутония, а также остальных производств в Красноярске привела к загрязнению одной из самых крупных рек мира - Енисея (на протяжении 1500 км). Очевидно, что эти радиоактивные продукты попали в Северный Ледовитый океан.

Значительную опасность вызывают, затопленные в Карском море (около архипелага Новая Земля), 11 тыс. контейнеров с радиоактивными отходами, а также 15 аварийных реакторов с атомных подводных лодок [2].

Так же в 2014 году, на северо-востоке Японии произошло землетрясение магнитудой 9,0, получившее впоследствии название "Великого восточного землетрясения". Вслед за подземными толчками на побережье пришла 14-метровая волна цунами, которая затопила четыре из шести реакторов АЭС "Фукусима-1" и вывела из строя систему охлаждения реакторов, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны, в результате чего в атмосферу и океан попали радиоактивные вещества.

Сегодня, несмотря на значительное повышение содержания радиоактивных веществ в воде морей и океанов, их концентрация все еще остается в сотни раз ниже допустимой по международным стандартам для питьевой воды. Но опасность экологических нарушений все равно очень велика и ситуация складывается таким образом, что грядущим поколениям достанется от нас в наследство целая гора ядерного мусора. В сложившихся условиях срочно необходимо попытаться устранить ошибки прошлого и предотвратить загрязнение океанов в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грачева А.П., Баева Л.С. Исторические аспекты международной проблемы захоронения радиоактивных отходов в морях // Вестник МГТУ, том 7, №3, 2004. - с. 478-484.

2. Чумичев В.Б. Радиоактивное загрязнение Балтийского моря в 1980 г. // Метеорология и гидрология, №9, 1983. - С. 72-78.

Е.Н. Кравченко

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБОСНОВАНИЯ ТРЕБУЕМОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ИНСПЕКТОРСГОКО СОСТАВА ГПН И ПР (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Исследована динамика основных показателей за 5 лет. Описаны циклические мероприятия. Актуализирована проблема повышения нагрузки на инспектора надзорной деятельности.

Ключевые слова: инспектор, объект защиты, оптимизация, должностные лица, проверка.

E.N. Kravchenko

SOME PECULIARITIES OF JUSTIFICATION OF THE REQUIRED NUMBER OF INSPECTOR COMPOSITION OF GPN AND PR (ON THE EXAMPLE OF THE BELGOROD REGION)

The dynamics of the main indicators for 5 years. Cyclic events are described. The problem of increasing the load on the inspector of supervisory activities is updated.

Keywords: inspector, object of protection, optimization, officials, verification.

На территории Белгородской области зарегистрировано более 16500 объектов надзора. Так, в соответствии с распоряжениями Правительства РФ на территории области расположено 48 химически опасных объектов, 66 взрывопожароопасных объектов, 189 пожароопасных объектов. Также, надзорными органами Главного управления в план плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год включено порядка 1692 объектов (АППГ-1112, увеличение на 52%) увеличение на 580 объектов за счет объектов торговли с массовым пребыванием людей.

Ежегодно выявляемые нарушения требований пожарной безопасности на объектах защиты позволяют добиваться улучшения их противопожарного состояния. Ежегодные затраты на исполнение предписаний органов ГПН и ПР из различных источников финансирования составляли около 800 млн. рублей.

• Пожары/Fires — — Гибель / Deaths in fires

......Травмы/ Injuries of people in fires

Штатная численность инспекторов ГПН / The number of staff inspectors of fire supervision

Рис. 1. Динамика изменения некоторых параметров ГПН и ПР

В представленном графике на рис. 1 за указанный период времени (2014-2018 гг.) наблюдается нестабильная динамика в виде увеличения численности пожаров (2015 - 109; 2016 - 112; 2017 - 116); увеличения количества погибших на пожарах (2016 - 6; с 2017 по 2018 - 20); увеличения количества травмированных на пожарах (с 2014 по 2016 - 28).

В свою очередь, 2014 - 2015 гг. как видно из рис. 1 были переломными для системы ГПН и ПР. В этот период резко сократилась численность инспекторского состава, что привело к возрастанию нагрузки на них, а именно:

- исполнение плана проведения проверок объектов защиты, правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели;

- исполнение плана проведения проверок объектов защиты физических лиц;

- сохранение эффективности осуществления мероприятий по контролю с учетом организационной структуры и реинжиниринга системы управления органов федерального государственного пожарного надзора;

- качественное проведение проверок соблюдения лицензионных требований в отношении лицензиатов. Организация мониторинга организаций, заключивших государственные или муниципальные контракты на выполнение работ, оказание услуг по противопожарной защите объектов на территории Белгородской области, в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта. Ведение реестра недобросовестных исполнителей. Принятие мер по приостановлению и

прекращению действия лицензий в случае привлечения лицензиатов к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований и в случае назначения лицензиатам административных наказаний в виде административных приостановлений деятельности за грубые нарушения лицензионных требований;

- формирование баз данных по объектам защиты и проведенным проверкам;

- внесение проверок в «Единый реестр проверок»;

- работа по взятию на учет всех объектов защиты;

- подготовка и направление на согласование в прокуратуру Белгородской области плана проведения проверок объектов защиты, правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели;

- подготовка сводного плана проведения проверок объектов защиты физических лиц -правообладателей;

- ежемесячная оценка деятельности инспекторского состава согласно приказа Главного управления от 28.10.2015 № 1232 «О конкурсе «Лучший по профессии»;

- создание нештатных формирований в организациях по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

- взаимодействие с органами местного самоуправления по переработке и корректировке планов предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации, где должны быть предусмотрены все возможные ЧС на территории муниципального образования, реальные силы и средства действующих организаций, в которых есть необходимая техника и инвентарь;

- обучение населения в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- взаимодействие с органом исполнительной власти субъекта по разработке законов и иных нормативно-правовых актов в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организация мероприятий по контролю (надзору) за обращением продукции, к которой установлены обязательные требования пожарной безопасности, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними;

- реализация Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», использование системы межведомственного взаимодействия при оказании государственных услуг;

- внедрение независимой оценки рисков на объектах защиты, добровольного страхования и других форм оценки условиям соответствия требованиям пожарной безопасности;

- выполнение плана мероприятий МЧС России, направленного на поэтапное внедрение системы оценки рисков и управления ими при осуществлении государственного надзора в области пожарной безопасности;

- исполнение поручений Правительства Российской Федерации;

- подготовка материалов в суд для привлечения должностных лиц к административной ответственности в виде дисквалификации;

- защита населенных пунктов от перехода лесных пожаров:

- проведение паспортизации населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров;

- организация всесторонней подготовки по приведению в готовность населенных пунктов к началу пожароопасного периода;

- повышение профессионального уровня дознавателей ОНД и ПР;

- внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих

совершению преступлений;

- изучение нормативной базы;

- проведение сверок с лечебными учреждениями с целью выявления лиц пострадавших и погибших на пожарах.

Помимо перечисленных мероприятий инспекторы государственного пожарного надзора и профилактической работы в период календарного года вынуждены выполнять сезонные профилактические операции, периодичность которых представлена на рис. 2.

Ноябрь

Операция "Отопительный сезон"

Октябрь

Операции «Водоисточник»,

«Отопительный сезон»

Сентябрь

Операции «Особый противопожарный режим», «Водоисточник», "Отопительный сезон". Дежурства в местах проведения праздников 1 сентября

Июль - Август

Операции «Отдых», «Школа», «Особый противопожарный

режим»

Месячник пожарной безопасности. Операции «Водоисточник», «Победа», «Отдых», «Лето», «Особый противопожарный режим»

Май

Операции «Победа», «Отдых», «Особый противопожарный режим» Дежурство в местах проведения праздников посвященные 1 и 9 мая

Рис. 2. Реализация сезонных профилактических операций

И это далеко не последний перечень работы, возложенной на инспекторский состав, которую необходимо выполнить в установленные сроки. Большая нагрузка возложена на органы дознания федерального ГПН и ПР. В среднем в Белгородской области ежегодно регистрируется около 1900 сообщений о преступлениях и иных происшествиях, по которым органами дознания ГПН и ПР проводятся доследственные проверки и дознание, в том числе: выявление, преступлений, установление лиц, виновных в возникновении пожаров, возбуждение уголовных дел компетенции органов дознания ГПН и ПР МЧС России и направление с обвинительным актом в суд; взаимодействие с правоохранительными органами при выезде СОГ на место происшествия, при расследовании уголовных дел и проведении проверок по фактам пожаров, перенимание передового опыта сотрудников органов полиции, следственного комитета РФ, в расследовании уголовных дел.

Дальнейшее сокращение численности приведет к невозможности выполнения основных задач и исполнения основных функций, возложенных на МЧС России указом Президента РФ [1] в части реализации государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности по вопросам осуществления государственного надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Белгородской области, органами местного самоуправления, организациями и

Декабрь

Операция "Новый год"

Январь

Операция "Новый год" и Рождественские мероприятия дежурство на религиозные праздники

Февраль Март

Операции «Водоисточник», «Лето». Дежурство на религиозные праздники ВЕСНА

АпПРШ-

Июнь

Операции «Отдых», «Особый противопожарный режим»

гражданами установленных требований.

На основании изложенного предлагается пересмотреть количественные показатели при оптимизации численности сотрудников ГПН и ПР, рассмотреть возможность определения обоснованности решений с учетом специфики соответствующей территории, а также не допустить сокращения численности должностных лиц ГПН и ПР сверх значений, позволяющих выполнять задачи, возложенные на МЧС России и предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В свою очередь, чтобы уменьшить число пожаров и избежать гибели людей, предлагается ужесточить требования пожарной безопасности. Вернуть органам федерального государственного пожарного надзора функции надзора за объектами строительства, которые, как известно, мы лишились более 10 лет назад.

Ужесточить меры за правонарушения, связанные с угрозой жизни и здоровья людей на объектах с массовым пребыванием людей.

Внести изменения в КоАП в части наложения административных штрафов. За нарушение требований пожарной безопасности предлагается установить штрафы для граждан - от 3000 до 4000 рублей, для должностных лиц - от 15 000 до 25 000 рублей, для осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица -от 30 000 до 40 000 рублей. На юридические лица могут быть наложены штрафы в размере от 200 000 до 400 000 рублей. Кроме того, предусмотрена возможность приостановления деятельности объекта на срок до 90 суток.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О Пожарной безопасности»;

3. Указ Президента РФ от 31.01.2015 № 682 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации»;

4. Распоряжение МЧС России от 10.10.2016 N 448 «О реализации мероприятий профилактических операций»;

5. Сайт ГУ МЧС России по Белгородской области http://www.31.mchs.gov.ru.

УДК 614.84

12 2 3

Н.Н. Кривенко, А.Б. Плаксицкий, Д.А. Стойко, Р.Н. Юшин

1 2

Воронежский институт высоких технологий, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, 3ФГКУ «Специальное управление ФПС № 84 МЧС России»

МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В работе представлен анализ оценки возможных рисков при эксплуатации объектов атомной энергетики.

Ключевые слова: атомная энергетика, пожарные риски.

1N.N. Krivenko, 2A. B. Plaksitsky, 2D.A. Stoyko, 3R.N. Yushin

MINIMIZATION OF RISKS IN THE OPERATION OF NUCLEAR POWER FACILITIES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.