1 Официальный сайт ФСИН России: URL: httpV/фсин.рф (дата обращения: 15.04.2014).
2 Уголовно-исполнительный кодекс Украины [Электронный ресурс] // http://pravoved.in.ua/section-kodeks/80-uiku/363-glava13.html.
3 Федеральный закон Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 91-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Российская газета. - 2014. - 7 мая.
УДК 343
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА, В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
© 2014 С. А. Копыткин, Е. А. Трегубова
Аннотация. В статье рассматриваются организационные и тактические вопросы исполнения отдельных видов наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении осужденных, имеющих психические расстройства, не исключающие вменяемость. Авторами предложены конкретные алгоритмы действий, которые могут применяться сотрудниками ФСИН России при исполнении наказаний в отношении осужденных данной категории.
Ключевые слова: осужденный, психическое расстройство, приговор суда, наказания, не связанные с лишением свободы, обязательные работы, исправительные работы.
SOME OF THE PECULIAR PROPERTIES ENFORCEMENT OF SANCTIONS, WHICH NOT CONNECTED WITH ISOLATION FROM THE SOCIETY IN RESPECT OF CONVICTED PERSONS WITH MENTAL DISORDERS
© 2014 S. Kopytkin, E. Tregubova
Summary. The article describes organizational and tactical issues of execution of certain kinds of punishment without deprivation of freedom against mentally instable (including mentally competent) convicted. The authors suggest certain plan of actions to be applied by the staff of the Federal Service for Execution of Punishment when executing the punishment against the convicted of the abovementioned category.
Keywords: convicted, mental instability, court verdict, punishment without imprisonment, compulsory works, correctional works.
Для современного общества характерна переоценка многих ценностей. Однако именно в нынешнем цивилизованном и высокотехнологичном социуме становится все очевидней, что основной ценностью признается человеческая личность, ее жизнь и здоровье. В то же время не следует забывать и о том, что лицо, совершившее преступление, не перестает быть индивидом и личностью в процессе отправления правосудия, в частности исполнения назначенного судом наказания, после которого осужденный должен вернуться в социальную среду в качестве ее полноправного субъекта.
Утвержденная в 2010 г. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года1 определила принципы деятельности уголовно-исполнительной системы: гуманизм, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, стимулирование законопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием. Данные принципы не являются новеллой для российской нормативно-правовой системы и уже были закреплены в ст. 8 УИК РФ.
В числе основных задач, стоящих перед нашим государством в рамках модернизации уголовно-исполнительной политики, одной из первоочередных является сокращение числа наказаний в виде лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести. Это обстоятельство еще раз подтверждается современными изменениями в УК РФ, ка-
сающимися наказаний, не связанных с лишением свободы (исправительные работы, принудительные работы), а также принятием нового вида отсрочки отбывания наказания в отношении лиц, которые страдают наркотической зависимостью2.
В этой связи все большую актуальность приобретает проработка тактических и организационных механизмов отдельных видов наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, которые в идеале должны позволять без применения излишних репрессивных мер добиваться комплексной цели наказания - восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений в дальнейшем. Трудно отрицать также и тот факт, что грамотное исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, значительно упрощает ресоциализацию осужденного. Этому способствует хотя бы то, что осужденный не разрывает социальных связей с семьей, друзьями, имеет возможность работать на прежнем предприятии, то есть не теряет квалификацию и место работы.
Справедливости ради следует отметить, что современные изменения в уголовно-правовой политике, направленные на популяризацию наказаний, не связанных с лишением свободы, детерминированы еще и прагматическими факторами: экономией затрат на исполнение наказаний в виде лишения свободы, отсутствием соответствующих условий содержания в учреждениях УИС, отсутствием возможностей трудоустройства лица в местах лишения свободы и др. Не менее парадоксальным является и тот факт, что эффективность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, все чаще необоснованно ставится в прямую зависимость от количества осужденных к таким наказаниям. По официальным данным ФСИН России в 2009 г. к наказанию в виде обязательных работ было осуждено 18 881 чел., а в 2012 г. - 21 375 чел. К исправительным работам в 2009 г. было осуждено 30 554 чел., а в 2012 г. - 50 122 чел.3
Проблематику актуализации наказаний, не связанных с изоляцией от общества, можно в полной мере отнести и к осужденным, страдающим психическими расстройствами, как к специализированной группе лиц, которая в настоящее время по официальным данным является неотъемлемой частью общего контингента осужденных. При этом важно также иметь в виду, что назначение и исполнение любого наказания как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы должны быть основаны на углубленном и дифференцированном подходе к оценке преступного деяния и изучении личности субъекта, признанного виновным в совершении преступления.
Статистические данные свидетельствуют, что на 1 января 2012 г. из общего числа осужденных, содержащихся и состоящих на учете в учреждениях уголовно-исполнительной системы, около 8,3 % имеют психические расстройства4. Данные результаты подтверждаются и результатами самостоятельной выборочной аналитики отдельных ученых, которые свидетельствуют, что в целом общий уровень осужденных, страдающих различными формами психических расстройств, в том числе и не состоящих на официальном учете, достигает 31 % от их общего числа5.
Говоря о преступной деятельности лиц, страдающих психическими расстройствами, следует также в целом поддержать мнение о том, что механизм преступлений вышеупомянутой группы не всегда дает однозначную возможность определить роль и степень участия психически неполноценного подозреваемого (обвиняемого) в преступном деянии, а следовательно, и его уровень ответственности. Помимо этого специфические особенности поведения подозреваемого (обвиняемого) и нестандартные следственные ситуации в отдельных случаях служат причинами недостаточно качественного производства предварительного расследования6. Логично утверждать, что все эти факторы способствуют неосведомленности субъектов, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией от общества, о потенциально возможных поведенческих проявлениях осужденных, имеющих различные формы расстройств психики, что в сочетании с общей слабой теоретической подготовкой сотрудников ФСИН России в данном вопросе деструктивно сказывается на указанном направлении правоприменительной деятельности.
Общеизвестным является и тот факт, что действующее уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации в своем содержании первостепенное место уделяет правовому регулированию процесса исполнения наказания в виде лишения свободы, по сравнению с иными видами наказаний. Не выражая критического отношения к вышеизложенному, представляется, что подобное положение дел не в полной мере оправданно, поскольку вопросы реализации наказаний, не связанных с лишением свободы, в особенности таких, как обязательные и исправительные работы, требуют значительного правового, технического и организационно-тактического обеспечения в силу довольно существенных ограничений психически неполноценных осужденных в правах и свободах.
Следует отметить, что вопрос применения технических средств в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, поднимался и ранее. Еще в 70-80-х гг. прошлого столетия ученые говорили о необходимости обязательной регламентации применения технических средств фиксации показаний физически7 и психически8 неполноценных лиц, которые частично нашли свою процессуальную регламентацию лишь во второй половине 90-х гг. прошлого столетия9. Организационно-тактические наработки ученых в отношении применения технических средств к изучаемой категории лиц, несомненно, должны быть применены и в деятельности органов ФСИН России.
Представляется, что решение о применении системы электронного мониторинга подконтрольных лиц в отношении осужденных, страдающих психическими расстройствами, должно осуществляться на основе анализа информации, непосредственно связанной с личностью данного индивида. Поскольку данная область информации является достаточно объемной и разносторонней, видится целесообразным дифференцировать подобные сведения на несколько взаимосвязанных групп, таких как:
- характер и динамика течения психического расстройства и его влияние на поведение осужденного;
- мотивация совершенного им преступного деяния и его связь с имеющимся у лица психическим расстройством;
- социально-бытовая характеристика личности и другие сведения, имеющие значения для исполнения конкретного вида наказания.
Изучение широкого круга проблем исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ показало, что одним из существенных препятствий для эффективной реализации норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства уголовно-исполнительными инспекциями ФСИН России является неурегулированность вопроса трудоустройства лиц, страдающих психическими заболеваниями, которые не являются основанием для освобождения их от отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ. Большинство организаций, в которых отбывают данные виды наказаний, используют неквалифицированный труд граждан, где, как правило, требуется не интеллектуальные данные человека, а его физические данные. Такие организации могут принимать для отбывания наказания в виде обязательных или исправительных работ психически неполноценных осужденных на те участки деятельности, которые не требуют какой-либо квалификации, но сопряжены со значительными физическими нагрузками. Последнее обстоятельство может существенно снизить общий уровень здоровья осужденных, страдающих, к примеру, органическими или же соматоформными психическими расстройствами.
Практика показывает, что наказание в виде исправительных или обязательных работ суд зачастую назначает лицам, имеющим наряду с психическим расстройством и ряд хронических соматических заболеваний или же физических недостатков, ограничивающих трудовую деятельность, которые не являются основанием для освобождения их от назначенного наказания. Данные заболевания и физические недостатки не позволяют им подтвердить соответствующую группу инвалидности, но в то же время ограничивают осужденного с психическим расстройством в трудовой деятельности. Организации же в данном случае в соответствии с нормами трудового законодательства также не могут пред-
ложить им облегченные условия труда, что в целом отрицательно сказывается на эффективности исполнения рассматриваемых групп наказаний.
Отдельной проблемой реализации наказаний в виде исправительных и обязательных работ в отношении осужденных, страдающих психическими расстройствами, является их склонность к употреблению спиртных напитков, наркотических и сильнодействующих веществ. Зачастую на этом фоне у них начинают развиваться психические расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, или же обостряться иные, имеющиеся ранее психические заболевания, которые вместе с тем не являются основанием для освобождения их от исполнения наказания, назначенного судом.
Кроме того, иногда психическое расстройство мешает осужденному правильно воспринимать и осознавать содержание, специфику и условия назначенного ему наказания в виде исправительных или обязательных работ, что требует от сотрудника уголовно-исполнительной инспекции специальных знаний в области судебной психиатрии, криминалистики и организационно-тактических основ управления процессом исполнения наказания10.
Подчеркнем, что центральными навыками сотрудника ФСИН России, исполняющего наказания, не связанные с изоляцией от общества, в отношении психически неполноценных осужденных являются способность к первичной диагностике признаков психического расстройства, а также умение устанавливать и поддерживать психологический контакт с осужденным на протяжении всего периода исполнения наказания.
При получении приговора в отношении осужденного к обязательным, исправительным работам инспектор уголовно-исполнительной инспекции должен изучить его в полном объеме, поскольку это позволит ему составить общую информационную характеристику о лице, в отношении которого необходимо будет исполнять наказание. Инспектор уголовно-исполнительной инспекции должен продумать основные этапы беседы, в ходе которой необходимо получить как можно больше информации о личности осужденного, его образе жизни, установках относительно отбывания наказания и отношении к труду.
Если в описательно-мотивировочной части приговора суд уже выяснил и указал, что у осужденного к обязательным, исправительным работам выявлено психическое расстройство, которое не исключает его вменяемости и не освобождает от отбывания наказания, то при постановке такого лица на учет сотруднику уголовно-исполнительной инспекции в беседе необходимо выработать тактику разъяснения осужденному его прав и обязанностей, а также разъяснения ответственности за их неисполнение, которая поможет более полному восприятию и осознанию всего порядка отбывания наказания. Речь инспектора при беседе должна быть понятной для осужденного, поэтому необходимо избегать большого количества юридической терминологии. По окончанию разъяснения порядка отбывания наказания необходимо попросить осужденного назвать основные положения отбытия наказания, которые позволят определить, насколько полно им была усвоена сообщенная инспектором уголовно-исполнительной инспекции информация. Это поможет инспектору уголовно-исполнительной инспекции выявить моменты, которые не были восприняты в первый раз, и разъяснить их снова.
Существенную помощь в выполнении подобных функциональных обязанностей сотруднику уголовно-исполнительной инспекции может оказать специалист в области психиатрии. При его выборе, в целях повышения эффективности процесса исполнения наказания, предпочтение следует отдавать специалисту, который ранее производил первичный осмотр по обращению, освидетельствование или же экспертизу в отношении осужденного.
Алгоритм консультирования субъекта, исполняющего наказание, не связанного с изоляцией от общества, с лицом, обладающим специальными знаниями в области психиатрии (патопсихологии), с нашей точки зрения, должен включать в себя:
а) предоставление в распоряжение специалиста материалов уголовного дела с акцентуацией его внимания на информации, характеризующей патологические особенности личности осужденного;
б) определение предположительной формы расстройства, которым страдает осужденный, и соотношение этой формы с возможностью достижения основной цели и задач, поставленных в контексте назначенного ему вида наказания;
в) определение типичных для установленной формы расстройств особенностей поведения и коммуникативных особенностей осужденного;
г) определение предположительных путей установления психологического контакта с осужденным;
д) определение общей линии поведения сотрудника уголовно-исполнительной инспекции в контексте проводимых с осужденным мероприятий;
е) обсуждение возможности применения конкретного тактического приема комбинации;
ж) обсуждение предполагаемых вопросов, задаваемых сотрудником уголовно-исполнительной инспекции, во избежание ухудшения ситуации;
з) фиксация результатов консультации.
Необходимо заметить, что предложенные нами тактические приемы, которые могут быть применены сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции при исполнении наказания в виде обязательных и исправительных работ в отношении осужденных с психическими расстройствами, не носят исчерпывающего характера. Вместе с тем авторы надеются, что данные рекомендации помогут практикующим сотрудникам скорректировать работу в отношении указанной категории осужденных с учетом личностных особенностей осужденного.
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 43. - С. 5544.
2 Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013г.) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.04.2014).
3 См.: Сайт Федеральной службы исполнения наказаний: URL: Ийр://фсин. рф/ир1оа<3/81ай8йка_2012. pdf (дата обращения: 10.12.2013).
4 См.: Сайт Федеральной службы исполнения наказаний: URL: Шр://фсин. рф/ (дата обращения: 25.12.2013).
5 Белов В. И., Белова Е. Ю. Некоторые аспекты медицинского обеспечения осужденных в рамках криминологической безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы // Преступление, наказание, исправление: сборник тезисов выступлений участников международного пенитенциарного форума. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - С. 13.
6 Лозовой Я. Я. Криминалистическое обеспечение расследования преступлений, совершенных с участием лиц с психическими расстройствами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2011. - С. 3.
7 См., например: Щерба С. П. Психологические особенности допроса больных и раненых потерпевших // Соц. законность. - 1978. - № 10. - С. 29.
8 См., например: Всесоюзная конференция лучших следователей прокуратуры. - М., 1974. - С. 105; Уткин Е. А. Уголовно-процессуальные проблемы использования научно-технических средств в стадии судебного разбирательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Киев, 1987. - С. 9-10.
9 Криминалистика: учебник / под ред. А. Ф. Волынского, В. П. Лаврова. - М., 2008. - C. 410.
10 Классическим примером подобной ситуации является исполнение наказаний в виде исправительных и обязательных работ в отношении осужденных, страдающих олигофренией в степени дебильности (Примеч. авт.).
УДК 343
НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЧС РОССИИ: ПОНЯТИЕ, СТАДИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ
© 2014 Д. А. Кузнецов
Аннотация. В статье рассмотрено понятие нормотворчества, различные подходы к его определению, а также его основные принципы. Автор выделяет общественно значимые и специфические функции ведомственного нормотворчества.
Ключевые слова: нормотворчество, нормативные акты, ведомственное нормотворчество, МЧС России.