Научная статья на тему 'Некоторые особенности информационного рынка'

Некоторые особенности информационного рынка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
661
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Багинова Ольга Максимовна

The article deals with the peculiarities of information market and its significance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some peculiarities of information market

The article deals with the peculiarities of information market and its significance.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности информационного рынка»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА

О.М. Багинова

Baginova О.М. Some peculiarities of information market. The article deals with the peculiarities of information market and its significance.

Человечество пережило несколько революционных преобразований общественных отношений в сфере обработки и хранения информации, в результате которых приобрело новые качества жизни. Первое из них было связано с изобретением письменности, которая привела к гигантскому количественному и качественному скачку развития общества в связи с тем, что появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям. Второе - книгопечатанье, возникшее в западной цивилизации примерно в середине XVI в., радикально изменило индустриальное общество, культуру и организацию хозяйственной деятельности. Третье - появление электричества в XIX в., которое явилось причиной возникновения телеграфа, телефона, радио, благодаря чему появилась способность оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Четвертое - изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера в 70-е гг. XX в. Этот этап характеризуют три фундаментальные инновации: переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; создание программно-управляемых устройств и процессов.

По мере развития информационных технологий и усиления влияния информационных процессов на экономику и общество в целом происходит переосмысление и пересмотр теоретических концепций, отражающих данные события. Основополагающая роль научно-технических достижений в развитии общества и личности нашла отражение в различных сциентистских и техницистских направлениях гуманитарных наук; в свою очередь различные виды сциентизма легли в основу концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества, которые во второй половине XX в. последовательно сменяли друг друга. Идеи нового ин-

дустриального общества и постиндустриального общества постепенно модифицировалась в концепции информационного общества.

Информационный сектор экономики формировался как самостоятельное подразделение общественного производства еще в период со второй половины XIX в. для обеспечения нормального функционирования и развития макросекторов, выделяемых в развитом рыночном хозяйстве: потребительских товаров и услуг, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Экономика, информационный сектор которой начинает доминировать (и доминирует) над сельским хозяйством или промышленностью, становится информационной экономикой. Примерно со второй половины XX в. информационный сектор (преимущественно в США) превратился в ведущий сектор общественного производства. С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители - ученые и специалисты в области науки и техники. С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации. С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний. С середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на эконо-

мическую и социальную жизнь общества. Развитие экономики и общества на основе всемирного пользования потенциала, заключенного в теоретическом знании, представленном в виде информации, стало фундаментальной инновацией, сформировавшей предпосылки для возникновения нового типа общества - информационного.

Распределение благ в информационном обществе принципиально отличается от распределения благ в предыдущие эпохи, когда неравенство в сфере потребления определялось неравномерным распределением материальных богатств. Потребление большинства материальных благ не требовало высокого интеллектуального и творческого развития человека, поэтому проблема распределения личностных качеств была второстепенной. В информационном обществе ситуация иная. Поскольку информационные продукты являются общественными благами, проблема распределения благ в ее традиционном понимании теряет свою актуальность и замещается проблемой распределения творческих способностей. С одной стороны, творческие способности человека характеризуют его способность использовать в целях своего развития общественные информационные блага, т. е. определяют в конечном итоге объем его потребления. С другой стороны, творческие способности человека характеризуют его способность создавать информационные блага, т. е. определяют в конечном итоге объем его производства. Таким образом, творческое развитие человека определяет его способность потреблять и производить. В предыдущие исторические эпохи эти способности человека не только совпадали, но относились к различным общественным классам. Способность к производительному труду - к низшим классам, а способность к потреблению - к высшим классам. В информационном обществе распределение благ означает распределение общественно полезной деятельности: чем более развит человек, тем выше объем его творческого потребления и тем выше объем его творческого производства.

Перенос акцента в проблеме распределения благ с распределения частных благ на распределение способностей означает коренное изменение самого понятия «благо». Если раньше под благом понимался внешний объ-

ект потребления, то в информационном обществе под этим термином понимается субъект потребления - человек, а именно те его способности, которые делают возможным процесс потребления информационного продукта. Изменение содержания понятия блага в информационном обществе называют интернетизацией благ: внешние блага в форме материальных товаров замещаются на внутренние блага в форме творческих способностей индивида [1].

Общество нового типа, новое предприятие и новая технология - это неразрывно связанные понятия. Существуют 12 взаимосвязанных признаков, которые объединяют их общей концепцией: ориентация на знания; цифровая форма представления объектов; виртуальная природа; молекулярная структура; интеграция, межсетевое взаимодействие; устранение посредников; конвергенция; инновационная природа; трансформация отношений изготовитель - потребитель; динамизм; глобальные масштабы; наличие противоречий [2]. Среди этих признаков отдельное место отводится глобальным масштабам происходящих изменений. Это означает, что возрастает взаимозависимость стран на уровне общества, предприятие нового типа в своей работе гораздо в меньшей степени ограничено пространственными рамками, а глобальная электронная сеть становится основной системой доставки и обеспечивает связь в режиме реального времени.

Координирующим механизмом информационной экономики является информационный рынок. С точки зрения пространства он является глобальным (и единым благодаря электронным сетям, таким как сеть Интернет), границы национальных государств в нем являются территориальными зонами его сегментов. Так, например, существуют сегменты американского информационного рынка (США, Канады и пр.), европейский сегмент информационного рынка, российский сегмент и т. д.

Структура рынка информации и информационных услуг - сеть организаций, накапливающих, перерабатывающих и реализующих информацию. Фирменную структуру рынка формируют:

- создатели баз данных;

- фирмы-владельцы информационных систем;

- фирмы-владельцы средств коммуникации;

- консультационно-исследовательские фирмы и внутрифирменные информационные службы;

- конечные пользователи информации [3].

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс

производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

Информационный рынок не является качественно однородным - он делится на рынок первичной, оригинальной и рынок тиражированной информации. Первичная информация - это уникальный товар, имеющийся в одном экземпляре, доступный одному или нескольким, не связанным между собой, субъектам. Информацию можно произвести лишь однажды, т. е. это единичный процесс, а тиражирование и распространение ее - другие процессы, схожие с производством однородных промышленных товаров. В отличие от физических товаров информация, как правило, всегда создается для конкретного потребителя, ее производство не начинается, пока не заявлена соответствующая потребность и не подтверждено намерение ее оплатить. Фраза «спрос рождает предложение» в полной мере характеризует рынок первичной информации. Кроме того, информация есть быстро портящийся товар, а потому время его реализации жестко фиксировано. В общем, временная ограниченность реализации информации обусловлена ее специфическими свойствами.

Информация может передаваться от субъекта к субъекту как в прямом контакте, так и бесконтактно, как непосредственно, к примеру, путем речевого сообщения, так и в виде зашифрованных данных на каком-либо материальном носителе. Объектом рыночных сделок преимущественно выступает зашифрованная информация, т. е. информация, размещенная на специальном носителе.

Многие определения информации утверждают, что информация есть знание, однако такое понятие, как знание, тесно взаимосвязано с человеческим индивидуумом, с его способностью обучаться и усвоить полученную информацию, трансформируя это понимание в знание, которое на практике превращается в опыт. Тогда как информация может существовать и отдельно от человека, но знание всегда неразрывно связано с индивидуальностью. Носитель информации - это тот субъект или материальный объект, который обладает информацией и от кого (чего) она передается. Проводник информации -канал, при помощи которого передается сообщение.

Информация как некая субстанция обладает своими специфическими особенностями. Во-первых, это ее неуничтожимость и неистощимость. Она не уменьшается при использовании и обнаруживает тенденцию к тому, чтобы стать общечеловеческим достоянием. Во-вторых, это отсутствие универсальной меры. Все попытки измерить количество информации связаны с условными мерами, характеризующими информацию, которую данное сообщение несет для данного адресата в некоей конкретной ситуации. В-третьих, информационный ресурс имеет лишь потенциальное значение по сравнению с людскими или материальными ресурсами, он не самостоятелен, сам по себе не способен динамически развивать социосистему, т. е. ценность информации существенно зависит и от способа ее получения, и от конкретной ситуации ее применения.

Однако в то же время информация - нечто объективное, не связанное с мнениями, личностными переживаниями, оценками и т. д. Информация является инструментом для получения знаний человеком, и выбор ее определяется свободой выбора человека. Чтобы приобрести естественное знание из получаемой информации, надо к этому стремиться, надо это уметь и надо обладать предварительными знаниями, к которым можно нарастить новое. Проблема использования всех знаний человечества в качестве информации является одной из ключевых в понимании сущности производства и использования информационных ресурсов.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и

услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. Здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов, которые, будучи нематериальными, совершенно отличны от материальных сельскохозяйственных или промышленных товаров. Когда основная часть стоимости материального товара приходится на его информационную составляющую, товар принимает форму информационного.

Информационные товары отличаются от материальных следующим образом: все издержки производства сконцентрированы на стадии исследования и разработки - при создании первой копии конечного продукта. После того, как создана первая копия, она может распространяться и воспроизводиться в электронной форме с очень низкими издержками. Если используются данные в цифровом формате, точные копии оригинала могут быть сделаны в неограниченном количестве. Низкая стоимость копирования создает основное противоречие информационного сектора. Чем ниже стоимость копирования информации, тем проще ее распространение. Как только информация выпущена в свет, она начинает жить собственной жизнью, распространяясь среди пользователей, которые хотят ее получить. Так отражается социальная природа информации.

Но поскольку из-за свободного распространения информационных товаров тяжело установить на них высокие цены, производители коммерческой информации стараются делать все, что в их силах, чтобы запретить свободный обмен информацией. Если им это удается, они могут создавать искусственный дефицит, позволяющий им устанавливать очень высокие цены и, как следствие, получать очень высокие доходы. В этом и состоит общая идея прав на интеллектуальную собственность (ПНИС), таких как авторское право и патенты. ПНИС запрещают свободное распространение информации в обществе и предоставляют производителям информации эксклюзивные права на использование, копирование и продажу продукта. ПНИС являются по существу информацион-

ными монополиями. В настоящее время это основная форма владения информацией.

Современные информационные рынки являются монополистическими, потому что информационные монополии делают возможными максимально высокие доходы. А это в свою очередь оттягивает инвестиции из реального сектора экономики (промышленного и сельскохозяйственного) в информационный. Трансформация экономики США из развитой индустриальной в информационную является результатом естественного движения инвестиций в сферы, обещающие наибольший возврат средств.

Рассмотрим природу информационного продукта (программного или аппаратного обеспечения или же технологии передачи данных). Первичные капиталовложения (разработка, оборудование, аренда) высоки, но текущие или регулярные издержки очень малы. Из-за высоких начальных издержек немногие фирмы или частные лица могут позволить себе войти на рынок. Эти высокие начальные издержки являются барьером, отфильтровывающим тех, у кого мало или нет совсем капитала. Но те, кто может позволить себе высокие начальные издержки, выигрывают от низких текущих издержек (стоимость копирования ПО, эксплуатации оборудования, поддержки выделенной линии и т. д.). Это ставит их в более выгодное положение по сравнение с теми, кто оказался отлучен от новых ИКТ из-за высоких начальных издержек. Таким образом, более конкурентоспособные богатые будут становиться еще богаче, а менее конкурентоспособные небогатые еще беднее.

Научно-техническая информация как потребительная стоимость многолика и проявляется во всей совокупности своих общественных функций, основными из которых являются три:

1) применение информации в процессе информационного производства: в процессах познания, выделения информации из окружающего мира и ее знаковой фиксации, т. е. представления в форме, наиболее удобной для ее последующего использования, а также хранения, передачи, преобразования, обработки;

2) применение информации в процессе

разработки технико-технологических и

управленческих решений;

3) применение информации в процессах материального и духовного производства (для краткости будем называть его производительным применением информации), позволяющее делать легче и успешнее человеческий труд, снижая общественную стоимость производимых продуктов и осваивая производство новых продуктов труда, удовлетворяющих общественные потребности людей.

Троякая особенность научной информации как потребительной стоимости связана с воспроизводственными процессами, а именно, с воспроизводством сферы информационного производства как обособленной сферы хозяйственной деятельности, играющей все более заметную роль в процессах материального и духовного производства по мере становления информационного типа экономического роста.

Научная информация как потребительная стоимость обладает целым рядом важных особенностей. Важнейшей из них, очевидно, следует считать бесконечную воспроизводимость информации. Хозяйствующий субъект, передающий информацию другому субъекту, сам ее не лишается. В результате хранения, передачи, преобразования и производительного применения научно-технической информации ее количество не уменьшается и не ухудшается качество. Информация, поскольку она имеет невещественную, нефизическую природу, не может быть подвержена физическому износу, в отличие от ее вещественного носителя, физический износ которо-

го приводит к утрате овеществленной в нем информации.

Экономические основы эпохи информационных технологий построены на том, что ценность информационных продуктов вытекает из их множественности. Распространение информационных технологий приносит огромный положительный внешний эффект для уже существующих пользователей этих технологий. В этом заключается секрет достаточно широкой распространенности бесплатного, безвозмездного оказания информационных услуг целым рядом крупнейших информационных компаний, а также продажи некоторых информационных продуктов по ценам, близким к их себестоимости. Информационные услуги становятся тем ценнее для пользователей, чем они многочисленнее, и стоят для потребителя тем меньше, чем они лучше и важнее. Продолжая эту логику, можно заметить, что в информационном обществе наиболее полезными должны быть те вещи, которые бесплатны. Данная закономерность опрокидывает фундаментальные методологические основания маржинализма, который усматривает в редкости вещей источник их ценности.

1. Корнейчук В.Б. Информационная экономика. СПб., 2006. С. 138.

2. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. К.; М., 1999. С. 83-87.

3. Режим доступа www.glossary.ru. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 30.11.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.