Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГНЕЗДОВАНИЯ И ОХОТНИЧЬЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕГЛОКА FALCO SUBBUTEO В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГНЕЗДОВАНИЯ И ОХОТНИЧЬЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕГЛОКА FALCO SUBBUTEO В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Забашта Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГНЕЗДОВАНИЯ И ОХОТНИЧЬЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕГЛОКА FALCO SUBBUTEO В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2106: 4020-4027

Некоторые особенности гнездования и охотничьего поведения чеглока Falco subbuteo в Ростовской области

А.В.Забашта

Алексей Владимирович Забашта. Ростовский аэропорт, Ростов-на-Дону, Россия. Е-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 23 августа 2021

Использование чеглоками Falco subbuteo гнёзд врановых, устроенных на опорах ЛЭП, происходит относительно редко, но отмечено в разных регионах (Самойлов, Морозова 2011, Ивановский 2012, Ильюх, Шевцов 2021). На северо-востоке Ростовской области среди сельскохозяйст -венных полей также обнаружено жилое гнездо чеглока на опоре ЛЭП рядом с проходящей линией железной дороги в нескольких километрах от Морозовска. Пара соколов заняла многолетнее гнездо ворона Corvus corax. Вороны размножались в нём и в 2021 году, а к концу мая выросшие птенцы его покинули. Возле опустевшего гнезда чеглоки наблюдались в начале июня и, по-видимому, в это время у них началась откладка яиц. В середине августа в гнезде отмечено три уже подросших слётка, но ещё не делающих попыток летать. Молодые чеглоки находились в лотке в ожидании прилёта родителей и только после постукивания по опоре они подняли головы и стали выглядывать, а один из них переместился на край гнезда.

Рис. 1. Гнездование чеглока Falco subbuteo в гнезде ворона Corvus corax на опоре ЛЭП. Окрестности Морозовска, Ростовская область. 14 августа 2021. Фото автора.

Охотящиеся чеглоки регулярно наблюдались над Морозовском и его окраинами, особенно часто возле заброшенного карьера, где была большая колония береговушек Riparia riparia, которые в основном и были объектами охоты соколов.

Чеглоки относятся к специализированным хищникам, охотящимся в воздухе на летающих птиц и насекомых. Но в некоторых условиях они могут ловить своих жертв, находящихся на открытой поверхности неподвижно или перемещающихся по ней. Иногда такой способ охоты может быть для чеглоков основным. Наблюдения за охотничьим поведением чеглоков проведены на аэродроме Ростов-на-Дону (Платов), расположенном в Аксайском районе и окружённом со всех сторон сельскохозяйственными полями. Одна из основных характеристик любого крупного аэродрома — наличие большой площади наземных искусственных покрытий (преимущественно бетонных). На них хорошо заметны разные животные, которые птицы могут использовать в пищу. Именно это условие, а также относительная малолюдность способствует привлечению различных птиц на аэродром, в том числе и чеглоков (рис. 2).

Рис. 2. Искусственные покрытия аэродрома — постоянное место охоты чеглоков Falco subbuteo на насекомых и мелких грызунов. Ростовский аэропорт. 9 августа 2021. Фото автора.

, " .... . if, у' .- . -г -.у - ■ ¿rt . - " -.'7'

-4* ; \ : Г

Рис. 3. Саранчовые на искусственных покрытиях аэродрома: азиатская саранча Locusta migratoria, итальянский прус Calliptamus italicus, серый кузнечик Decticus verrucivorus, пёстрая кобылка Arcyptera fusca.

Ростовский аэропорт. Фото автора.

Г ,.;' - V V ' ' ; i * j i' ■ ifimfíy&^.- 'r-.' ■ '**"'• - - J?!* t j^MIHSÍ M- - -r*^■

инннннин у J . I fñ W ■ü.'í'® f" '4 ~ % *'• .' " А. У ' f ■v . - "v* / " ' - • ...

J^A'SMW.^T^-'-*'' ' - gig*

Рис. 4. Крупные насекомые на искусственных покрытиях аэродрома: вьюнковый бражник Agrius convolvuli, подмаренниковый бражник Hylesgallii, жук-олень Lucanus cervus, жук-носорог Oryctes nasicornis, богомол Mantis religiosa, ночной павлиний глаз Saturniapyri. Ростовский аэропорт. Фото автора.

Ночью многие насекомых летят на свет и задерживаются возле источника освещения до утра, а на рассвете распределяются и прячутся в различных местах поблизости. На аэродром, который очень хорошо подсвечивается, летит огромное количество насекомых, которые на рассвете оседают под осветительными мачтами на перроне. Численность в пики лёта может достигать сотен тысяч особей. На плоских поверхностях искусственных покрытий большинство насекомых хорошо заметны. Самы-

ми массовыми являются бабочки, преимущественно совки Noctuidae и огнёвки Pyralidae, а также мелкие жужелицы Harpalus и Ophonus. Но для чеглоков представляют интерес более крупные насекомые, которых они ловят на искусственных покрытиях. Из саранчовых Acrididae это: в июне — серый кузнечик Decticus verrucivorus, во второй половине лета и начале осени - азиатская саранча Locusta migratoria, итальянский прус Calliptamus italicus, пёстрая кобылка Arcyptera fusca; из чешуекрылых Lepidoptera: во второй половине лета и в начале осени — подмареннико-вый Hyles gallii и вьюнковый Agrius convolvuli бражники, в первой половине лета — ночной павлиний глаз Saturnia pyri; из жесткокрылых Coleoptera: в первой половине лета — жуки-носороги Oryctes nasicornis, жуки-олени Lucanus cervus, на протяжении всего тёплого периода —плавунцы Dytiscidae. Кроме того, летом чеглоки ловят обыкновенных богомолов Mantis religiosa (рис. 3, 4). Указанные насекомые входили в рацион чеглоков в течение всего времени пребывания хищников на аэродроме с мая по октябрь. В разные периоды и в разной степени данные получены либо по визуальным наблюдениям за охотничьим поведением соколов, либо по остаткам насекомых, оставленным после вспугивания кормящихся птиц. Кроме того, летом на искусственные покрытия заползали и перемещались на достаточно большие расстояния крупные жужелицы Carabus, которые охотились на других насекомых, в большом числе встречающиеся на покрытиях, но поимок чеглоками жужелиц не отмечено.

Рис. 5. Чеглок Falco subbuteo поедает пойманную на искусственном покрытии аэродрома азиатскую саранчу Locusta migratoria. Ростовский аэропорт. 11 августа 2021. Фото автора.

Из перечисленных групп насекомых, имеющих значение для чеглоков, к самым массовым относится азиатская саранча и она же — один из основных объектов охоты соколов (рис. 5). Особенно много саранчи было во второй половине лета 2018 и 2019 годов, когда по утрам в некоторые

дни на перроне насчитывалось по нескольку тысяч экземпляров этих насекомых. В это же время насчитывалось сотни особей итальянского пруса, которые во время перепархивания из травостоя попадал на искусственные покрытия не только перрона, но также рулёжных дорожек и взлётно-посадочной полосы, количество же их на грунтовой части лётного поля была значительно больше. Также сотнями на перроне насчитывались серые кузнечики и десятками — пёстрые кобылки. Саранчовые относительно равномерно распределяются по перрону, и только азиатская саранча в периоды массового лёта может в большом числе концентрироваться вдоль первого ряда осветительных мачт — ближайшему к аэровокзалу.

Оба вида бражников, обыкновенный богомол в пики лёта насчитывали по несколько десятков особей, жуков-плавунцов можно было насчитывать больше сотни на весь перрон. Единично встречались жук-олень, ночной павлиний глаз, жуков-носорогов максимально можно было насчитать более десятка экземпляров. Динамика количества этих насекомых (встречаемости на перроне) имела колебательный характер — от полного отсутствия до максимума, который можно было рассматривать как пик. В данном аспекте, конечно, речь идёт не о динамике численности указанных насекомых в природе, а только о динамике того количества, которое визуально фиксируется на искусственных покрытиях аэродрома, куда эти насекомые попадают преимущественно ночью, в той или иной степени ориентируясь на освещённое пространство перрона и аэровокзала.

Чаще всего чеглоки ловили азиатскую саранчу. Поимки итальянского пруса отмечены несколько раз, единичными были отловы серого кузнечика и пёстрой кобылки, имеющих невысокую численность. Из бабочек чеглок трижды ловил подмаренникового бражника, дважды — вьюнкового бражника и один раз — ночной павлиний глаз. По одному разу отмечена поимка богомола, жука-носорога, жука-оленя и плавунца. Следует отметить, что чеглоки явно игнорировали плавунцов, которых было достаточно много на перроне, но в качестве пищи они отмечены только один раз. Кроме того, несколько раз отмечено поедание чеглоками хлопковой совки Helicoverpa armígera — одного из самых массовых видов чешуекрылых, летящих на свет и оседающих на перроне. За этими совками соколы не охотились, а явно подбирали ближайшие к ним экземпляры после присаживания на перрон в местах, усеянных бабочками после завершения ими ночных полётов.

В утренние часы насекомые, которые находились на искусственных покрытиях, за исключением жуков, были неподвижны и хорошо выделялись на плоской поверхности. Жуки, кроме того, ещё продолжали ползать по бетону, не делая попыток спрятаться, что дополнительно увеличивало их заметность.

Чеглоки прилетали охотиться на насекомых в первой половине дня и, облетая пространство перрона, подхватывали с искусственных покрытий сидящих на них насекомых. Попытки уйти от нападения хищников предпринимали только саранчовые; другие насекомые, попав на перронное покрытие, продолжали оставаться на том же месте, где их застал рассвет, и фактически больше не взлетали, только жуки отползали на некоторое расстояние.

Рис. 6. Чеглок Falco subbuteo пешком охотится на крупных насекомых на искусственных покрытиях аэродрома. Фото внизу — доев одну саранчу, чеглок устремляется за другой. Ростовский аэропорт. 11 августа 2021. Фото автора.

Поймав насекомое, чеглок тут же садился и начинал его разделывать, отрывая жёсткие покровы у жуков, крылья у бабочек, крупные ноги у саранчовых и богомола, а иногда и переднюю часть саранчовых с надкрыльями. Закончив с одним насекомым, сокол взлетал и устремлялся за другим. Но иногда, наблюдая поблизости сидящую саранчу или бабочку, чеглок устремлялся к ней пешком (рис. 6). Подбегая к насекомому, хищник несколько замедлялся, а потом в коротком прыжке ловил добычу. В некоторых случаях саранча успевала вспорхнуть и избежать поимки, сокол при этом не взлетал и её не преследовал, а посидев неко-

торое время, снова пешком направлялся к другому насекомому. Во время массового лёта и оседания саранчовых и других насекомых они относительно равномерно распределяются на перроне и чеглок, сидя на покрытии, может иметь возможность дошагать до следующей потенциальной жертвы всего несколько метров. В некоторых случаях общее расстояние, пройдённое чеглоком пешком (без перелёта) за один раз по перрону, могло достигать 20-25 м. На этом отрезке хищник мог 1-3 раза успешно ловить насекомых и столько же делать неудачных попыток. Но чаще пройдённое пешком расстояние было меньшим — от одной добычи до следующей. Иногда можно было наблюдать, как чеглок подолгу сидел на одном месте, не обращая внимания на рассредоточенных вокруг него и доступных саранчовых, что могло свидетельствовать о постепенном насыщении и потере у хищника интереса к охоте за ними.

- яЙяиЫ

Рис. 7. Чеглок Ра/со зиЬЪиЫо доедает пойманную на искусственном покрытии аэродрома полёвку. Ростовский аэропорт. 28 сентября 2020. Фото автора.

В годы высокой численности мелких грызунов наблюдаются их массовые перемещения. Во второй половине лета и осенью 2019и 2020 годов грызуны в большом количестве появились на аэродроме, чему, по-видимому, способствовало проведение сельскохозяйственных работ на прилегающих полях. Самыми массовыми были восточноевропейские полёвки Microtus rossiaemeridionalis, домовые Mus musculus и курганчиковые M. spicilegus мыши. Перемещения их проходили в основном ночью, о чём свидетельствовали находки утром на искусственных покрытиях аэродрома десятков зверьков, раздавленных автотранспортом и движущимися воздушными судами. Но и в светлое время суток такая активность не прекращалась. Перебежки полёвок и мышей можно было наблюдать на перроне, рулёжных дорожках и взлётно-посадочной полосе. Такие пере-

мещения были разнонаправленными, зверьки часто замедляли свой бег, начинали маневрировать, иногда останавливались прямо на бетоне, затем снова начинали движение. На искусственных покрытиях они были хорошо заметны издалека и доступны для хищников. Этим пользовались чеглоки, которые регулярно прилетали на аэродром охотиться. Они легко ловили грызунов (в основном полёвок) на перроне и других элементах лётного поля, подхватывая их с поверхности, после чего садились поблизости их разделывать. Потревоженные чеглоки с добычей перелетали на другое место, удалённое от движения людей и техники, но, как правило, садились на наземное искусственное покрытие, где и заканчивали прерванную трапезу (рис. 7).

Вышеописанные охотничьи приемы чеглоков на аэродроме, конечно, не исключали и не заменяли их обычное поведение при охоте на птиц и насекомых в воздухе. Во второй половине лета на лётном поле концентрируется более тысячи разных мелких воробьиных птиц. Особенно много (более 500 особей) здесь деревенских ласточек Hirundo rustica. И на протяжении всего времени пребывания ласточек в районе аэродрома за ними охотятся прилетающие сюда чеглоки, которые после успешного нападения, удерживая пойманную ласточку в лапах, улетают съедать её за пределы лётного поля. Визуально отмечены нападения чеглоков на белых трясогузок Motacilla alba, полевых жаворонков Alauda arvensis и чёрных стрижей Apus apus. В то же время обилие и распределение потенциальных кормовых объектов в разные дни и часы суток давало обитающим в районе аэродрома чеглокам широкий выбор способов их поимки, что выражалось не только в быстром переключении охоты на другую группу животных, но и смену поведенческих особенностей.

Приведенные наблюдения показывают, что охотничьи приёмы, применяемые хищными птицами, очень разнообразны. Вряд ли это свойственно каким-либо отдельным особям. Скорее всего, птицы даже специализированных видов легко переходят к другим способам охоты, как того требуют складывающиеся условия, что позволяет им использовать доступные пищевые ресурсы в самых разных местах.

Автор выражает благодарность А.Н.Полтавскому за определение видов бабочек и саранчовых.

Литератур а

Ивановский В.В. 2012. Хищные птицы Белорусского Поозерья. Витебск: 1-209. Ильюх М.П., Шевцов А.С. 2021. Гнездование птиц на опорах ЛЭП в Ставропольском

крае // Рус. орнитол. журн. 30 (2055): 1627-1651. Самойлов Б.Л., Морозова Г.В. 2011. Чеглок Falco subbuteo Linnaeus, 1758 // Красная книга города Москвы. М.: 141-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.