ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2040: 935-945
Материалы по зимовке и пролёту дербника Falco columbarius на юго-западе Ростовской области
А.В.Забашта
Алексей Владимирович Забашта. Ростовский аэропорт, Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: a. zabashta@platov.aero
Поступила в редакцию 14 февраля 2021
Юго-запад Ростовской области входит в зону постоянных зимовок дербника Falco columbarius (Морозов и др. 2013), но в силу малочисленности и широких кочёвок сведений о его зимней экологии мало.
Материал для настоящего сообщения был собран преимущественно на аэродромах гражданской авиации Ростова-на-Дону: с 1999 по 2017 года - на старом, расположенном на восточной окраине города (сейчас закрытом); с 2018 года по настоящее время — на новом, построенном на северо-западе Аксайского района. Все фотографии сделаны автором на новом аэродроме. По визуальным наблюдениям последних лет, в районе аэродромов Ростова-на-Дону зимует подвид F. c. aesalon Tunstall, 1771.
На старом аэродроме дербник изредка появлялся как в периоды миграций, так и на зимовке. Но эти встречи носили характер залётов, когда сокол регистрировался в один день и после исчезал: одиночки отмечены в феврале 2011 года, в декабре 2013, в октябре 2015 года. В конце января 2013 года дербник держался на аэродроме в течение нескольких дней, что было связано с задержкой на лётном поле стай рогатых жаворонков Eremophila alpestris и пуночек Plectrophenax nivalis, на которых он регулярно охотился. После того, как эти птицы покинули аэродром, исчез и сопровождавший их хищник. Несмотря на то, что в холодный период года на старом аэродроме всегда присутствовало много других мелких воробьиных птиц разных видов, дербник здесь появлялся эпизодически только в некоторые годы, что подтверждает его преимущественно кочевой образ жизни на зимовке в регионе.
На новом аэродроме появление дербников стало более регулярным. В 2018/19 году птицы задерживались здесь на несколько дней, а осенью могли встречаться на протяжении месяца. В 2020 году дербник появился на аэродроме в начале октября и держался на лётном поле и в ближайших окрестностях до середины января 2021 года. Длительность пребывания дербников и ежедневные наблюдения за ними, часто по несколько раз на протяжении светлого времени, позволили охарактеризовать его образ жизни на зимовке.
Основным фактором привлечения и постоянного обитания дербника в районе аэродрома было обилие на лётном поле птиц и мелких млеко-
питающих. Самыми многочисленными в осенне-зимний период здесь были коноплянки Linaria cannabina и щеглы Carduelis carduelis, количество которых могло достигать нескольких тысяч особей. В разные дни ноября-марта на аэродроме присутствовали, но в значительно меньшем числе, обыкновенные Emberiza citrinella и камышовые Schoeniclus schoe-niclus овсянки, зяблики Fringilla coelebs, юрки Fringilla montifringilla, зеленушки Chloris chloris, чижи Spinus spinus, рогатые, хохлатые Ga-lerida cristata, полевые Alauda arvensis, лесные Lullula arborea и степные Melanocorypha calandra жаворонки, пуночки, лапландские подорожники Calcarius lapponicus, домовые Passer domesticus и полевые P. Monta-nus воробьи, скворцы Sturnus vulgaris, рябинники Turdus pilaris, дерябы Turdus viscivorus. В конце сентября и октябре также стайки полевых жаворонков, жёлтых Motacilla flava и белых M. alba трясогузок, луговых Anthuspratensis и краснозобых A. cervinus коньков. Все отмеченные птицы в той или иной степени составляли список потенциальных жертв дербника на аэродроме, поскольку в стаях, которые сокол атаковал, могло находиться несколько видов. Из обитающих на лётном поле мелких млекопитающих самые многочисленными были восточноевропейская полёвка Microtus rossiaemeridionalis, домовая Mus musculus и курган-чиковая M. spicilegus мыши. Но, скорее всего, только полёвки служили объектами охоты этого сокола на лётном поле.
Кроме того, на аэродроме и на сельскохозяйственных полях в ближайших окрестностях лётного поля постоянно кормились и кочевали большие стаи зимующих грачей Corvus frugilegus и галок Corvus mone-dula, достигающие 2-3 тыс. особей, сизых голубей Columba livia (до 450 особей), серых куропаток Perdixperdix (5-22), группы серых ворон Corvus cornix и сорок Picapica (2-20 особей). За всё время наблюдений нападений дербника на этих относительно крупных птиц не отмечено. Единственный раз на окраине аэродрома дербник пытался преследовать грача, но это явно было больше игровое поведение, чем охотничье, так как иногда они менялись ролями и уже грач пытался атаковать хищника.
В районе аэродрома в разные годы зимует 2-4 обыкновенных пус -тельги Falco tinnunculus, до 8 полевых луней Circus cyaneus и до 15 зим-няков Buteo lagopus, встречаются одиночные канюки Buteo buteo и кур-ганники Buteo rufinus, регулярно залетают перепелятники Accipiter ni-sus. Максимальное число хищников регистрировалось в годы высокой численности мышевидных грызунов. Взаимоотношения между дербни-ком и другими дневными хищными птицами, присутствовавшими на лётном поле, складывались по-разному. Зимняки, полевые луни, канюки, курганники, перепелятники индифферентно относились к присутствию и результативным охотам дербника. Если же дербник совершал охотничьи броски за грызунами в пределах видимости пустельги, то последняя сразу же бросалась на него и пыталась атаковать, то есть вос-
принимала дербника как конкурента. Однако такие нападения не были длительными — после 100-200 м пустельга бросала преследование. Если же дербник успешно ловил полёвку, то пустельга долго его преследовала, явно пытаясь вынудить бросить добычу. Как правило, оба сокола улетали за пределы аэродрома и, скорее всего, дербнику удавалось уйти от погони, не бросая грызуна. Иногда наблюдалась обратная реакция, когда дербник атаковал и преследовал пустельгу с добычей. При успешной поимке полёвки и отсутствия поблизости пустельг, дербник начинал разделывать добычу на месте охоты. Но чаще отлетал с ней на открытые и удаленные от перрона и взлётно-посадочной полосы участки лётного поля, где не было движения людей и техники. Грызунов дербник съедал полностью, оставляя только кишечник.
Рис. 1. Дербник Falco columbarius на асфальтовом покрытии 26 сентября 2018 и на скошенной траве лётного поля 7 декабря 2020.
За все время наблюдений дербники держались одиночно, только иногда отмечались пары соколов — 2, 3 и 11 ноября 2020. Пары отмечались 1-2 дня, а в дальнейшем на аэродроме оставался одна птица. Возможно, это были залёты кочующей особи в пределы участка обитания другого хищника. Их совместные полёты всегда сопровождались атаками друг на друга, хотя и без особой агрессивности, кружением и отлётом
за пределы лётного поля на сельскохозяйственные поля. Но поскольку в последующие дни в районе аэродрома продолжал держаться только один дербник, то наблюдаемое поведение можно расценивать как защиту одной из птиц своего индивидуального охотничьего участка. О проявлении территориальности свидетельствуют и случаи преследования пустельг.
Осенью и зимой дербник часто садится на выкошенные участки и искусственные покрытия и может подолгу сидеть на одном месте. При выпадении снега эта особенность сохраняется. Иногда птицы присаживаются в рыхлый снеговой покров, проваливаются в него и издалека кажется, что хищник лежит на снегу (рис. 1, 2).
Рис. 2. Дербник Falco columbarius сидит на рыхлом снегу. 17 ноября 2020.
Осенью на аэродроме дербники появляются в конце сентября — начале октября, самая ранняя дата - 24 сентября 2018. В это время на грунтовых покрытиях аэродрома держится еще много белых и жёлтых трясогузок, краснозобых и луговых коньков, полевых жаворонков. Хищник периодически облетает территорию низко над землей и, увидев стаю кормящихся на земле птиц, атакует. Такие охоты дербника отмечались по несколько раз в течение дня, но успешность атак низкая. Так, из 25 наблюдавшихся нападений сокола на мелких воробьиных птиц только одно увенчалось успехом - была добыта жёлтая трясогузка.
С конца октября в районе аэродрома увеличивается численность воробьёв и вьюрковых, а также некоторых других видов. Птицы постоянно перемещаются по территории, присаживаясь ненадолго в кормных местах. Такие скопления, состоящие из сотен и тысяч зерноядных птиц, постоянно привлекают внимание дербников. На зимовке их основной
способ охоты также представляет собой поиск скоплений птиц на низкой высоте, почти у земли, и резким ускорением на увиденную кормящуюся на земле стаю. Второй способ — это использование особенностей рельефа и выжидание близкого подлёта стай преимущественно коноплянок и щеглов. При строительстве аэродрома на его южной окраине, была сделана длинная насыпь с максимальной высотой около 15 м. Грунтовые участки у подножья этой насыпи зарастали сорняками и регулярно выкашивались. Но и после скашивания многие растения успевали дать полноценные семена, которые в холодный период года привлекали сюда большие стаи зерноядных птиц. Дербник садился на вершину насыпи и осматривал окрестности, при этом максимально вытягиваясь вверх. При подлете стаи птиц сокол, наблюдая за ней, начинал пригибаться, и чем ближе была стая, тем ниже затаивался хищник, стараясь спрятаться за выступающий травостой, так что фактически лежал на земле. Издалека в этом положении он действительно был похож просто на лежащую птицу. Но когда стая мелких воробьиных птиц близко подлетала или присаживалась кормиться, дербник срывался с насыпи и бросался в атаку. Успешность таких бросковых охот, по сути, из засады, тоже была невелика — все 4 наблюдаемые атаки успехом не увенчались. Третий способ охоты заключался в открытом (без затаивания) ожидании подлета стай в пределы видимости и досягаемости. Сокол сидел открыто на ограде или других конструкциях и наблюдал за появлением стай птиц. Чаще дербник подкарауливал птиц сидя на сетчатом пери-метровом ограждении, так как большинство мелких и средних стай зерноядных птиц, а также одиночные особи выбирали для кормёжки обочины объездной дороги, проходившей рядом с ограждением. Мелкие воробьиные птицы, скорее всего, не различали силуэты дербника и обыкновенной пустельги. Пустельги обитали на аэродроме в большем числе и постоянно использовали сетчатое ограждение в качестве присад, однако на птиц пустельги фактически не охотились, довольствуясь в холодный период года исключительно мелкими зверьками. Зерноядные птицы часто кормились поблизости от пустельг и не пугались их. Возможно, дербники намеренно использовали это безразличие к сидящим открыто мелким соколам у обитающих на аэродроме воробьиных птиц, поджидая их на ограде, но скорее всего, стаи коноплянок, щеглов и других, перемещаясь в пределах аэродрома, сами подлетали к сидящим дербникам, не отличая их от пустельг (рис. 3, 4).
Следует отметить, что дербник не всегда атаковал стаи птиц, собирающихся поблизости. Так, 29 января 2013 на старом аэродроме, где после снегопада появились стаи рогатых жаворонков и пуночек, их сопровождал и дербник. После двух неудачных охот он поймал одного рогатого жаворонка. После разделки жертвы сокол не покидал аэродром, а сидел на снегу или на объездной дороге. Рогатые жаворонки также про-
должали перемещаться по лётному полю, в поисках кормных мест. И можно было наблюдать стаи птиц, спокойно и подолгу кормящихся на обочинах дороги в 20-50 м от отдыхающего сытого сокола. То же наблюдалось и на новом аэродроме, когда у сидящего на ограде дербника не вызывало никакого интереса перемещение и скопление зерноядных птиц в нескольких десятках метров от него. Скорее всего, в таких случаях хищник был сыт и отдыхал.
Рис. 3. Дербник Falco columbarius на вершине насыпи высматривает стаи коноплянок Linaria cannabina, собирающихся у её подножия. 21 ноября 2018.
Несмотря на то, что дербник — выраженный орнитофаг, во время миграций в местах с хорошей доступностью мелких млекопитающих он может полностью переключаться на отлов грызунов (Мельников 2008). То же происходит и на зимовке: при условии высокой численности полёвок и мышей они могут преобладать в рационе, а некоторые особи фактически переходят на питание мелкими зверьками. Численность грызунов на аэродроме, особенно восточноевропейской полёвки, высокая со времени его постройки. Наблюдения показали, что постоянно обитающий
на аэродроме с осени 2020 года дербник ловил преимущественно полёвок, и они составляли основную долю в его рационе (рис. 5, 6). Этому способствовало не только высокая численность грызунов, но и отсутствие снега, что существенно повышало их доступность. Конечно, это не исключало поимки соколом мелких воробьиных птиц.
Рис. 4. Дербник Falco columbarius подкарауливает мелких воробьиных птиц сидя на ограде. 26 ноября 2018.
В ноябре-декабре дербник обычно появлялся на аэродроме около 10 ч и совершал облёт его территории в поисках стай мелких птиц. Не обнаружив их или после неудачных бросков, сокол садился на какую-нибудь конструкцию и осматривал ближайшее пространство уже в поисках полёвок (рис. 7). Обнаружив зверька, сокол бросался с присады за ним, а иногда делал ещё несколько прыжков по земле, по-видимому, пытаясь
догнать. Такие охоты также не всегда приводили к успеху. Хищник менял присаду на ближайшую или устремлялся на другой край аэродро -ма. Во время полёта в том или ином месте он мог увидеть перебегающего грызуна и сразу же делал попытку его поймать. При этом с низкого полёта дербник резко поднимался на высоту до 2-4 м и отсюда пикировал на зверька. При неудаче сокол мог сесть на землю, но сразу же взлетал и продолжал полёт, либо без присаживания выравнивался и улетал на низкой высоте. В некоторые дни можно было наблюдать целенаправленные охоты за полёвками, когда дербник, как пустельга, зависал в воздухе, трепеща крыльями на высоте 4-6 м, и пикировал на обнаруженного грызуна. Однажды дербник сделал 6 таких попыток, прежде чем поймал полёвку. Сокол пролетел в общей сложности около 300 м, зависая над каждым местом по 15-40 с, снижался и садился на траву, сидел по 2-7 мин, взлетал и, пролетев 20-100 м, снова делал попытку. На шестой раз дербник поймал полёвку и перелетел разделывать её в другое место.
Рис. 5. Дербник Falco columbarius доедает пойманную полёвку. 27 октября 2020.
По-видимому, именно обилие грызунов было основной причиной длительного пребывания дербника на аэродроме. Свои охотничьи приёмы сокол реализовывал не только на открытых участках лётного поля, но и вблизи зданий, перрона, привокзальной площади. Газоны между производственными помещениями и аэровокзалом были также заселе -
ны полёвками, а сотни домовых воробьёв вылетали сюда кормиться семенами трав. Дербник регулярно прилетал к месту постоянных скоплений воробьёв, делал 1-2 безуспешных атаки, птицы разлетались и прятались в укрытия. После этого сокол присаживался на осветительные столбы, края крыш зданий, неработающую технику на стоянке, другие наземные конструкции и высматривал перебегающих в скошенном травостое полёвок (рис. 7). Его не тревожил шум рулящих по перрону самолётов, движение разной, в том числе крупногабаритной, техники, перемещение людей. Среди всего этого движения дербника интересовала только активность грызунов. Успешные охоты на полёвок чаще наблюдались именно на газонах.
Рис. 6. Дербник Falco columbarius с пойманной полёвкой. 29 октября 2020.
Характерно, что длительный период зимовки дербника приурочен к аэродрому — одному из компонентов урбанизированного ландшафта. Никакого дискомфорта особенности эксплуатации аэродрома этим соколам не доставляли. Скорее наоборот, хищники эти особенности успешно использовали. Следует отметить, что городов, в том числе и достаточно больших, дербники не избегали и в прошлом. Об этом свидетельствуют шкурки добытых в начале ХХ века птиц в Ростове-на-Дону и его окрестностях (Морозов и др. 2013), а в 1920-е годы дербники регулярно наблюдались зимой в центральных районах Харькова (Аверин 1928).
В феврале дербники появлялись на аэродроме эпизодически и долго не задерживались. В это время птицы предпринимают более широкие кочёвки и, возможно, начинают смещаться на север, хотя численность птиц и грызунов на аэродроме, хотя и заметно снижается, продолжает оставаться достаточно высокой, способной обеспечить пропитанием одиночных соколов и дальше. Но дербники всё же покидают район аэродрома и затем несколько чаще начинают регистрироваться уже во второй половине марта во время весенней миграции. В это время одиночные особи также могут встречаться по несколько дней подряд, но одни
и те же это птицы или одних сменяют другие пролётные особи, остаётся неизвестным. Наблюдаемые в конце марта дербники охотились на полевых жаворонков и кормящихся на грунтовых участках лётного поля рябинников, в больших стаях с которыми держались и дерябы.
Рис. 7. Присады дербника Falco columbarius при охоте на полёвок. Ноябрь-декабрь 2020 года.
Миграции дербника в связи с его редкостью проходят незаметно и о сезонных перемещениях свидетельствуют регистрации одиночных птиц весной и осенью. Несмотря на то, что ожидать каких-либо выраженных перелётов дербников не приходится, тем не менее, в некоторых местах можно наблюдать направленные сезонные перемещения этих соколов. Так, утром 29 марта 2020 одиночный дербник пролетел невысоко над лесом у хутора Старая Станица (Зерноградский район). Спустя 40 мин (около 9 ч утра) наблюдения проводились в 10 км западнее на правом высоком гористом берегу реки Сухой Донец в окрестностях хутора Ко-
ныгин (Усть-Донецкий район). Примерно за полчаса в северном направлении пролетели 3 одиночных дербника с интервалом в 10 мин. Все птицы летели вдоль береговых склонов, несколько ниже их вершин. Возможно, особенности рельефа и связанные с ними локальные аэродинамические особенности обусловили предпочитаемость этого направления для мигрантов. Осенью одиночный дербник отмечен в районе хутора Старая Станица 3 сентября 2020, однако вдоль высокого берега Сухого Донца в том же месте, что весной, эти сокола не отмечались.
Полученные данные показывают, что дербники на зимовке могут длительный период — до 3.5 месяцев — пребывать на достаточно ограниченной территории, составляющей всего несколько квадратных километров, при условии обильных и доступных кормовых ресурсов. Причём удельных вес птиц и мелких млекопитающих в рационе дербников смещается то в одну, то в другую сторону вплоть до полного доминирования. Конечно, несмотря на свою привязанность к определённому кормному участку, дербники, безусловно, посещают и другие места в окрестностях, осваивая значительно б0льшую территорию.
Стремление к столь ограниченному пространству на зимовке, по-видимому, свойственно только отдельным особям. Это заметно по характеру использования соколами территории аэродрома в разные зимы. В 2018/19 году дербники появлялись в районе аэродрома в течение всей зимы, но по несколько раз в месяц — это была зима с самой высокой численностью зерноядных птиц, на которых эти сокола в основном и охотились. В 2019/20 году, несмотря на вспышку численности и массовые перемещения мышевидных грызунов, а также сохраняющееся обилие мелких воробьиных птиц, дербники изредка отмечались в декабре. И лишь зимой 2020/21 года дербник держался на аэродроме длительный период, причём основными объектами его охоты были полёвки. Возможно, некоторая предрасположенность данной особи к питанию грызунами и обусловила привязанность её к территории с высокой численностью мелких млекопитающих
Литер атур а
Аверин В.Г. 1928. Охотники, птицы и зима 1926-27 г. // Укратський мисливець та ри-балка 3: 14-16.
Морозов В.В., Брагин Е.А., Ивановский В.В. 2013. Дербник:монография. Витебск: 1-180. Мельников В.Н. 2008. Сокола (Falco) в Восточном Верхневолжье // Нов1тн1 досл1дження соколопод1бних та сов. Матер1али IIIМ1жнарод. Конф. «Хиж1 птахи Украти». Кри-вий Р1г: 249-254.