Научная статья на тему 'Некоторые особенности формирования у сотрудников органов внутренних дел навыков управления беспилотным воздушным судном при решении оперативно-служебных задач'

Некоторые особенности формирования у сотрудников органов внутренних дел навыков управления беспилотным воздушным судном при решении оперативно-служебных задач Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
беспилотное воздушное судно / формирование навыков управления / сотрудники органов внутренних дел / оперативно-служебные задачи / общественный порядок / общественная безопасность / профессиональная подготовка / unmanned aircraft / forming of management skills / employees of internal affairs bodies / operational and official tasks / public order / public safety / professional training

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Ивановна Смык, Валерий Валентинович Комаров, Ирина Борисовна Качурина

Применение беспилотных воздушных судов (БВС) в деятельности ОВД РФ повышает эффективность выполнения оперативно-служебных задач по предупреждению, выявлению, пресечению административных правонарушений и преступлений, способствует увеличению результативности оперативно-розыскных мероприятий, позволяет проводить следственные действия на качественно новом уровне, обеспечивать безопасность при проведении массовых (публичных) мероприятий, контролировать дорожное движение, осуществлять сопровождение поисковых групп (групп проведения ОРМ) при розыске и задержании преступников. Использование БВС сотрудниками ОВД РФ при решении задач оперативно-служебной деятельности является не только целесообразным, но и необходимым. Однако в настоящее время остро стоит вопрос о соответствующей подготовке сотрудников ОВД РФ в области применения (использования) беспилотных воздушных судов, формирования у них навыков управления беспилотниками при решении оперативно-служебных задач. Авторами рассматриваются имеющиеся на сегодняшний день особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел в качестве операторов по управлению беспилотным воздушным судном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Екатерина Ивановна Смык, Валерий Валентинович Комаров, Ирина Борисовна Качурина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of developing unmanned aerial vehicle control skills among law enforcement officers when solving operation and service tasks

The use of unmanned aircraft in the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia increases the efficiency of performing operational and official tasks for the prevention, detection, suppression of administrative offenses and crimes, contributes to increasing the effectiveness of operational search activities, allows conducting investigative actions at a qualitatively new level, ensuring safety during mass (public) events, controlling traffic, conducting search (ORM groups) groups in the search and detention of criminals. The use of UAVS by employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in solving operational tasks is not only appropriate, but also necessary. However, at present there is an urgent issue of appropriate training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of application (use) of unmanned aircraft, and forming of their drone management skills in solving operation and service tasks. The authors consider the currently available features of training of employees of the internal affairs bodies as operators to control an unmanned aircraft.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности формирования у сотрудников органов внутренних дел навыков управления беспилотным воздушным судном при решении оперативно-служебных задач»

PEDAGOGICAL SCIENCE

Научная статья УДК 37:623.746

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-259-262 EDN: https://elibrary.ru/zxzbop NIION: 2015-0066-2/24-990 MOSURED: 77/27-011-2024-02-189

Екатерина Ивановна Смык1, Валерий Валентинович Комаров2, Ирина Борисовна Качурина3

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 ekaterina.smyk.91@mail.ru

2 84991912028@mail.ru

3 Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Тверь, Россия,

kachurinaib@mail.ru

Аннотация. Применение беспилотных воздушных судов (БВС) в деятельности ОВД РФ повышает эффективность выполнения оперативно-служебных задач по предупреждению, выявлению, пресечению административных правонарушений и преступлений, способствует увеличению результативности оперативно-розыскных мероприятий, позволяет проводить следственные действия на качественно новом уровне, обеспечивать безопасность при проведении массовых (публичных) мероприятий, контролировать дорожное движение, осуществлять сопровождение поисковых групп (групп проведения ОРМ) при розыске и задержании преступников. Использование БВС сотрудниками ОВД РФ при решении задач оперативно-служебной деятельности является не только целесообразным, но и необходимым. Однако в настоящее время остро стоит вопрос о соответствующей подготовке сотрудников ОВД РФ в области применения (использования) беспилотных воздушных судов, формирования у них навыков управления беспи-лотниками при решении оперативно-служебных задач. Авторами рассматриваются имеющиеся на сегодняшний день особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел в качестве операторов по управлению беспилотным воздушным судном.

Ключевые слова: беспилотное воздушное судно, формирование навыков управления, сотрудники органов внутренних дел, оперативно-служебные задачи, общественный порядок, общественная безопасность, профессиональная подготовка

Для цитирования: Смык Е. И., Комаров В. В., Качурина И. Б. Некоторые особенности формирования у сотрудников органов внутренних дел навыков управления беспилотным воздушным судном при решении оперативно-служебных задач // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 259-262. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-259-262. EDN: гхгВОР.

Some features of developing unmanned aerial vehicle control skills among law enforcement officers when solving operation and service tasks

Ekaterina I. Smyk1, Valery V. Komarov2, Irina B. Kachurina3

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Russia

1 ekaterina.smyk.91@mail.ru

2 84991912028@mail.ru

3 Tver Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Tver, Russia

Abstract. The use of unmanned aircraft in the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia increases the efficiency of performing operational and official tasks for the prevention, detection, suppression of administrative offenses and crimes, contributes to increasing the effectiveness of operational search activities, allows conducting investigative actions at a qualitatively new level, ensuring safety during mass (public) events, controlling traffic, conducting search (ORM groups) groups in the search and detention of criminals. The use of UAVS by employees of the Ministry of Internal Affairs

© Смык Е. И., Комаров В. В., Качурина И. Б., 2024

Некоторые особенности формирования у сотрудников органов внутренних дел навыков управления беспилотным воздушным судном при решении оперативно-служебных задач

Original article

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

of Russia in solving operational tasks is not only appropriate, but also necessary. However, at present there is an urgent issue of appropriate training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of application (use) of unmanned aircraft, and forming of their drone management skills in solving operation and service tasks. The authors consider the currently available features of training of employees of the internal affairs bodies as operators to control an unmanned aircraft.

Keywords: unmanned aircraft, forming of management skills, employees of internal affairs bodies, operational and official tasks, public order, public safety, professional training

For citation: Smyk E. I., Komarov V. V, Kachurina I. B. Some features of developing unmanned aerial vehicle control skills among law enforcement officers when solving operation and service tasks. Bulletin of economic security. 2024;(2): 259-62. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-259-262. EDN: ZXZBOP.

В современных условиях беспилотные воздушные судна (далее также БВС) применяются все чаще, и сфера их применения достаточно разнообразна.

Развитие технологий радиосвязи и микроэлектроники, модернизация устройств и компонентов, повышение их доступности в гражданской сфере являются неким импульсом для создания и развития воздушных судов, управляемых дистанционно [2].

Широкое применение беспилотных воздушных судов не случайно, их использование предоставляет большие возможности при решении самых разных задач. С их помощью решаются задачи мониторинга, осуществляется аэрофотосъемка, видеофиксация, обеспечение безопасности специалистов их применяющих в условиях опасных для жизни и здоровья, обеспечение безопасности массовых (публичных) мероприятий - и это далеко не полный перечень тех задач, которые можно решать с помощью беспилотных воздушных судов.

В правоохранительной деятельности применение беспилотников не носит массового характера, их использование связано с проведением конкретных мероприятий в рамках выполнения оперативно-служебных задач, хотя в последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста. Использование беспилотных воздушных судов в деятельности органов внутренних дел «вытекает» из положений статьи 11 Федерального закона № 3 «О полиции» от 07 февраля 2011 года [1], где указано положение о том, что полиция в своей деятельности использует достижения науки, техники и современных технологий.

Несомненно, применение (использование) сотрудниками органов внутренних дел беспилотников открывает широкие возможности получения положительного результата в ходе выполнения оперативно-служебных задач, в том числе и в особых условиях, например, при розыске и задержании преступников, при производстве следственных действий, когда беспилотное воздушное судно может быть применено в условиях, опасных для жизни и здоровья членов следственно-оперативной группы. Применение беспилотника в таких условиях позволит своевременно и быстро осуществить осмотр места происшествия с воздуха, зафиксировав на видеокамеру всю обстановку на месте происшествия (имеющиеся следы, орудия совершения преступления и т. д.). Следует отметить, что использование беспи-лотника в данном случае наиболее актуально на стадии

общего осмотра, когда следователю (дознавателю) необходимо изучить, зафиксировать наличие или отсутствие объектов, их взаимное расположение, уточнить суть происходящего, определить границы места происшествия, поскольку следы преступления могут быть обнаружены и в больших пределах, чем это может показаться на первый взгляд [5, с. 63].

Кроме того, беспилотные воздушные судна могут увеличить коэффициент полезного действия при ведении розыскных мероприятий (розыск преступника, угнанного транспортного средства и т. д.) изучая территорию с воздуха и передавая информацию в режиме реального времени, а также не подвергая излишнему риску, угрозам жизни и здоровью сотрудников органов внутренних дел.

В этой связи с целью эффективного применения беспилотных воздушных судов в правоохранительной сфере необходима соответствующая подготовка сотрудников органов внутренних дел в качестве внешних пилотов и операторов беспилотного воздушного судна1.

Цель подготовки пилотов и операторов по управлению БВС - овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками пилотирования беспилотным воздушным судном и использованию полезной нагрузки2 на уровне, позволяющем решать оперативно-служебные задачи.

Остановимся на некоторых особенностях подготовки сотрудников органов внутренних дел в качестве внешних пилотов по управлению беспилотным воздушным судном.

1. Организационно-педагогические условия.

Обучение должно осуществляться только в очном формате и лицами, прошедшими соответствующую под-

1 В настоящее время обучено 133 сотрудника ОВД РФ, из которых в качестве оператора-инструктора - 12 сотрудников // Информационно-справочные материалы к заседанию Научно-технического совета МВД России 12 мая 2023 года. (Вопрос 2. О применении робототехнических комплексов и беспилотных воздушных судов в органах внутренних дел Российской Федерации).

2 Прим. авторов: полезная нагрузка - оборудования фото-, видеофиксации и ведения наблюдения с использованием тепло-визионной камеры, а также лазерного дальномера. Также может использоваться специально оборудованный «подвес» для применения специальных средств.

PEDAGOGICAL SCIENCE

готовку в области управления БВС (имеющими допуск к инструкторским полетам [3]). «Важно выстроить систему непрерывного образования специалистов и систему подтверждения квалификации для сферы беспилотных авиационных систем» [2].

Обучение навыкам управления БВС должно проходить в два этапа. Первый этап предполагает теоретическую подготовку, в рамках которой обучающиеся изучают:

A) нормативные правовые акты, регламентирующие воздушное движение, использование воздушного пространства и применение БВС в ОВД РФ;

Б) первоначальные организационные мероприятия по подготовке БВС к эксплуатации;

B) характеристики БВС (составные части и элементы БВС, летно-технические, тактико-технические характеристики);

Г) отдельные вопросы топографии и картографии;

Д) вопросы подготовки к эксплуатации, непосредственной эксплуатации БВС. Обеспечение безопасности при практическом применении БВС.

Теоретическая подготовка должна завершаться сдачей теста по изученным темам, положительный результат которого является допуском к прохождению второго этапа обучения.

Второй этап обучения - практическая отработка и формирование навыков управления беспилотным воздушным судном. Данный этап обучения должен начинаться с отработки навыков пилотирования БВС на средствах имитирующих их работу. Это различные тренажеры, позволяющие обучаться управлению БВС в разных режимах, изучать функции и возможности разных типов дронов (и других БВС), а также выполнять различные тренировочные сценарии. Кроме того, тренажеры должны предусматривать смену параметров виртуальной среды обучения, такие как погода, ветер, туман, время суток, действия противоборствующей стороны и другие факторы, влияющие на работу беспилотника. Применяя такие тренажеры и средства имитации работы БВС, обучающиеся формируют необходимые навыки управления беспилотным воздушным судном, улучшают их и получают опыт пилотирования.

После успешного прохождения обучения на симу-ляторах и тренажерах обучающиеся допускаются к летной подготовке.

Важно отметить, что обучение навыкам управления беспилотным воздушным судном должно проходить в малых группах, численностью 6-8 человек, что отвечает требованиям качественного подхода к обучению.

2. Материально-технические условия.

Обучение навыкам управления беспилотным воздушным судном требует соответствующей материальной базы в образовательных организациях, наличием самих БВС различных типов на которых проводится получение навыков непосредственного управления бес-пилотником и самостоятельной разработки полетного задания.

Учебные занятия по формированию навыков управления беспилотным воздушным судном должны проходить в специализированных классах, оборудованных соответствующими компьютерными симуляторами, имитирующими работу и полет БВС, современными образцами БВС.

Учитывая тот момент, что большая часть учебных занятий предполагает практические занятия, то необходимо наличие учебно-тренировочных площадок для практических занятий по летной подготовке и отработки навыков пилотирования БВС.

Для обучения должны использоваться действующие модели беспилотных воздушных судов (более 5-ти видов), специализированные компьютерные программы и тренажеры.

Также должны предусматриваться ознакомительные и зачетные полеты на БВС, которые выполняются на каждом типе БВС, входящем в состав комплекса (по одному полету на каждый тип). При наличии только одного типа БВС, все полеты выполняются на данном типе [3].

Практические полеты должны предусматривать выполнение заданий, как в дневное, так и в ночное время при простых и сложных метеорологических условиях.

Формирование у сотрудников ОВД РФ навыков управления беспилотным воздушным судном видится по двум направлениям:

1) В рамках обучения курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России. Целесообразно предусмотреть обучение по соответствующей программе, которая должна формировать навыки работы с БВС различных типов, а также давать знания в области законодательного регулирования работы с БВС.

2) В рамках повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам личного состава территориальных подразделений МВД России, предусматривающим приобретение навыков управления беспилотным воздушным судном и применению их в профессиональной деятельности. Прохождение обучения может осуществляться на базе учебных центров по подготовке пилотов и операторов по управлению БВС.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.02.2024).

2. Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 г. № 1630-р.

3. Приказ МВД России от 29 декабря 2022 г. № 1111 «Об утверждении Курса поддержания летной натренированности авиационного персонала МВД России на беспилотных воздушных судах».

4. Великанов А. В., Тищенко А. И. Система подготовки специалистов беспилотной авиации в военном

вузе ВКС // Вестник военного образования. Май-июнь 2020. № 3 (24). С. 30-35.

5. Счастный А. С. Использование беспилотных летательных аппаратов при фиксации хода и результатов следственных действий : магистерская диссертация. Томск, 2019. 111 с.

Bibliographic list

1. Federal Law «On Police» dated February 7, 2011 № 3-FZ // ConsultantPlus (accessed: 12.02.2024).

2. The strategy for the development of unmanned aviation of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2035, approved by the decree of the

Government of the Russian Federation dated June 21, 2023. № 1630-R.

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated December 29, 2022 № 1111 «On approval of the Course for maintaining flight training of aviation personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia on unmanned aircraft».

4. Velikanov A. V., Tishchenko A. I. The system of training specialists in unmanned aviation at the military university of the VKS // Bulletin of military education. May-June 2020. № 3 (24). P. 30-35.

5. Schastny A. S. The use of unmanned aerial vehicles in recording the progress and results of investigative actions : master's thesis. Tomsk, 2019. 111 p.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

Е. И. Смык - заместитель начальника кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

В. В. Комаров - доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

И. Б. Качурина - начальник кафедры правовой и гуманитарной подготовки Тверского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

E. I. Smyk - Deputy Head of the Department of Law Enforcement Activities in Special Conditions of the Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

V. V. Komarov - Associate Professor of the Department of Law Enforcement Activities in Special Conditions of the Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

I. B. Kachurina - Head of the Department of Legal and Humanitarian Training of the Tver Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.02.2024; одобрена после рецензирования 19.03.2024; принята к публикации 05.04.2024.

The article was submitted 01.02.2024; approved after reviewing 19.03.2024; accepted for publication 05.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.