Научная статья на тему 'Некоторые особенности борьбы с терроризмом в Центральной и Южной Азии'

Некоторые особенности борьбы с терроризмом в Центральной и Южной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
225
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности борьбы с терроризмом в Центральной и Южной Азии»

уже укоренились такие интеграционные структуры с участием России, как ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. У США же механизм, обеспечивающий взаимодействие с центральноазиатскими странами на постоянной основе, отсутствует. И еще. Линия на ускоренную демократизацию государств региона не оправдала себя не потому, что те категорически отказывались от демократических преобразований, а потому, что она не учитывала их мировоззренческие традиции. Для восточных обществ всегда была характерна склонность к постепенным и неспешным переменам.

Все эти проблемы достались в наследство новой администрации во главе с Б. Обамой. Сейчас в «мозговых центрах» США предпринимается попытка переосмыслить стратегию Вашингтона в Центральной Азии, приблизив ее к современным геополитическим реалиям. Как представляется, они как раз подталкивают к тому, чтобы превратить этот регион в зону активного международного сотрудничества в целях обеспечения его безопасности и устойчивого экономического развития. Начавшаяся «перезагрузка» российско-американских отношений открывает в этом плане широкое окно возможностей. Во всяком случае, общие интересы у России и США в Центральной Азии, несомненно, присутствуют. Насколько успешно их удастся реализовать, покажет будущее, Россия к совместной работе готова.

«Вестник Российской нации»,

М., 2011 г., № 4-5, с. 297-314.

Леонид Васильев, старший научный сотрудник (ИДВ РАН) НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ АЗИИ

Причины терроризма, экстремизма и сепаратизма в Центральной и Южной Азии лежат как в плоскости исторических условий формирования государств этих регионов и общих тенденций мирового развития, так и субъективных факторов, связанных с внутренней политикой расположенных там государств. Поэтому, рассматривая причины распространения и особенности проявления терроризма и экстремизма в данной части Азии, необходимо учитывать как национальные особенности соответствующих стран, так и обстановку в соседних с ними государствах, которая

141

объективно влияет на общее развитие ситуации в этой части Евразии.

На сегодня главная угроза распространения терроризма и экстремизма для государств Центральной и Южной Азии исходит из Афганистана. Здесь, несмотря на проводящуюся международной коалицией во главе с США уже почти десять лет антитеррористическую операцию, обстановка далека от нормализации. Заявленные цели Вашингтона - создать в этой стране дееспособную армию и эффективные силы безопасности, способные противостоять экстремистам, а также заложить экономическую основу политической стабильности в ней, - все еще не достигнуты. В общем плане обстановка в Афганистане в настоящее время характеризуется следующим.

1. Происходит расширение территории, подвластной движению «Талибан». Войска коалиции более или менее контролируют только города, где дислоцируются их гарнизоны. Даже в ходе относительно успешной операции в провинции Гельменд вооруженные формирования талибов уничтожить не удалось: они просто сменили места дислокации. То же произошло в результате взятия так называемого «центра логистики наркотиков» в г. Маруджа в феврале 2010 г. По сообщениям информационных агентств, потери талибов в этом месте составили до двух десятков человек, тогда как, по данным разведки, там располагалось не менее 1000 боевиков.

2. Сохраняется широкая поддержка «Талибана», Исламской партии Хакматиара и других сил сопротивления иностранной оккупации, которая, по некоторым данным, достигает 3/4 населения страны. К тому же, стремясь снизить свои потери, НАТО все чаще прибегает к воздушным ударам, которые приводят к жертвам среди мирного населения, усиливая рост антизападных и антиправительственных настроений.

3. Становится все более очевидной неспособность режима X. Карзая переломить негативную ситуацию в стране, усугубляемую тотальной коррупцией в органах власти, из-за чего с трудом удалось обеспечить его победу на последних выборах.

4. Происходит беспрецедентное наращивание производства наркотиков. Несмотря на последние пиар-акции в СМИ на тему борьбы с наркопроизводством в Афганистане, коалиция не в состоянии реализовать эффективные меры по борьбе с этим злом как из-за саботажа их участвующими в наркобизнесе реальными политическими силами страны, в том числе представителями властных

142

структур, так и опасения вызвать этим еще более активное противодействие населения.

Не снижаются повсеместная безработица и массовая нищета населения, способствующие распространению бандитизма и криминализации жизни афганского общества.

Из этого видно, что для США и их союзников в Афганистане складывается патовая ситуация. В связи с этим Вашингтон корректирует свою стратегию действий в этой стране. Среди ее положений присутствуют и заявления о возможном выводе оттуда своих воинских контингентов.

Однако полного оставления ими этой страны ожидать вряд ли стоит. Политика США в Евразии показывает, что американцы приложат максимум усилий для сохранения своего контроля над Афганистаном. Это находится в русле реализации их концепции создания региона «Большая Центральная Азия», сохранение присутствия в котором даст им рычаг воздействия на геополитические процессы на пространстве всего континента. К тому же появившиеся данные о том, что на севере Афганистана возможно наличие крупных запасов нефти и газа, еще больше повышает их интерес к данным территориям.

С другой стороны, сами по себе разговоры об уходе из Афганистана могут принести Вашингтону определенные дивиденды. Мировое сообщество, особенно страны Центральной и Южной Азии, отдает себе отчет о том, что в этом случае почти неизбежен приход к власти талибов. А это - нарастание напряженности и прямая угроза безопасности для соседей, прежде всего Пакистана с его ядерным оружием и государств Центральной Азии с их запасами урана. Осознание же перспективы такого развития событий будет делать их сторонниками новых инициатив США в данном регионе.

Не может оставаться в стороне от ситуации в Афганистане и не учитывать возможных направлений её развития и крупнейшая международная организация региона - ШОС. Ее руководство уже не первый год предпринимает усилия для содействия правительству республики по стабилизации обстановки в стране. В настоящее время активизирован диалог в рамках Организации по афганской тематике. Его участники признают важность использования потенциала ШОС как одного из участников международного механизма сотрудничества в борьбе с террористической и наркотической угрозами.

143

Так, на специальной конференции по Афганистану, проведенной под эгидой ШОС в Москве в марте 2009 г., было отмечено, что государства - члены ШОС поддерживают усилия правительства Афганистана и международного сообщества, направленные на восстановление социально-экономической стабильности в этой стране, строительство в ней демократических институтов, повышение боеспособности национальной армии и полиции, а также эффективности деятельности правоохранительных органов. Причем подчеркивался взаимозависимый характер вызовов, с которыми сталкиваются Афганистан и регион в целом. К ним относятся: продолжающаяся террористическая активность в регионе, а также нарастание производства и оборота наркотических веществ, доходы от которых являются источником финансирования террористической деятельности как в Афганистане, так и за его пределами, что представляет серьезную угрозу стабильности всего региона.

На конференции была подчеркнута необходимость укрепления международного и регионального сотрудничества в противодействии наркоугрозе, в том числе по линии ООН, ОДКБ, СНГ, ЕС и ОБСЕ, а также объединения усилий всех заинтересованных государств и организаций по созданию «поясов антинаркотической и финансовой безопасности» в регионе.

В плане противодействия терроризму прозвучал также призыв к скорейшему принятию Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, а также созданию региональных антитеррористических международно-правовых инструментов. Государства -члены ШОС призывали мировое сообщество к противодействию попыткам идейной экспансии терроризма, к неукоснительному соблюдению резолюции 1624 СБ ООН от 2005 г., осуждающей любые террористические акты независимо от мотивов и побуждений при их осуществлении. Со своей стороны, участники конференции заявили о наращивании усилий по пресечению террористической угрозы путем активизации использования потенциала Региональной антитеррористической структуры ШОС и улучшения подготовки соответствующих сил на совместных антитеррористических учениях в рамках Организации.

Итогом конференции стало принятие Плана действий ШОС и Исламской Республики Афганистан, конкретизирующего совместные усилия сторон, в котором на направлении борьбы с терроризмом предусматривается: усиление пограничного контроля; налаживание обмена информацией о деятельности террористов и их организаций, а также опытом борьбы с ними; оказание содействия

144

в поимке и передаче террористов; проведение совместных операций по противодействию террористическим угрозам; создание эффективных механизмов предотвращения и пресечения террористической деятельности; подключение на поэтапной основе спецслужб Афганистана к взаимодействию в рамках ШОС по борьбе с терроризмом в регионе; получение совместными усилиями информации о террористических организациях, угрожающих безопасности государств - членов ШОС и Республики Афганистан; создание механизма экспертных консультаций по линии Региональной антитеррористической структуры ШОС и соответствующих органов Афганистана; выявление и перекрытие источников и каналов финансирования террористических организаций.

В области борьбы с незаконным оборотом наркотиков предусматривается: проведение сравнительного анализа соответствующей правовой базы государств - членов ШОС, а также ее совершенствование для расширения сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров; межведомственный информационный обмен; проведение совместных операций по пресечению деятельности наркосиндикатов; контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; противодействие легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; подготовка кадров для антинаркотических структур.

В заключительном документе отмечено, что регулярный диалог на базе ШОС по вопросам совместного противодействия угрозам безопасности в регионе с привлечением заинтересованных государств и международных организаций может эффективно дополнить уже существующие международные форматы противодействия здесь вызовам терроризма, незаконного оборота наркотиков и организованной преступности.

Внутриполитическая обстановка в Пакистане как один из источников активизации террористической деятельности в регионе

К основным причинам распространения и активизации деятельности террористических организаций в Пакистане можно отнести следующие.

1. Резкий прирост населения страны в сочетании с массовой безработицей, особенно среди молодежи.

145

2. Территориальные споры с Индией (Кашмир) и Афганистаном (линия Дюранда).

3. Слабость национальной экономики. По уровню социально-экономического развития Пакистан занимает 144-е место в мире. В 2009 г. обстановка в Пакистане еще более осложнилась в связи с мировым экономическим кризисом. Это выразилось в дефиците продовольствия, в стремительном подорожании топлива, в обесценивании национальной валюты и массовом оттоке иностранного капитала.

4. Высокий уровень религиозности населения, при котором, по некоторым данным, ортодоксальные исламисты составляют 98,7% его общей численности.

В настоящее время основными политическими силами в Пакистане являются:

- Пакистанская народная партия парламентариев, возглавляемая избранным в 2008 г. президентом А. Зардари, из членов которой состоит центральная администрация страны;

- движение «Талибан»;

- Пакистанская мусульманская лига (лидер - Н. Шариф), стоящая на позициях фундаментализма, и ряд других исламских организаций;

- пакистанская армия.

При этом позиции Пакистанской народной партии парламентариев обеспечиваются поддержкой крупных землевладельцев юга страны и ее промышленных кругов. Движение «Талибан» опирается на широкую поддержку населения северных провинций. Одним из ведущих его лозунгов является борьба за создание самостоятельного государства на северо-западе Пакистана, где проживают пуштунские племена. С этой целью они готовят условия для свержения светского правительства Пакистана и установления в стране исламского режима по типу иранского. На данной платформе они блокируются с исламскими фундаменталистами. Причем и те, и другие склонны активно использовать методы террора для достижения своих целей.

В связи с этим следует отметить, что одной из немаловажных причин такого положения дел выступают просчеты в политике США, проводимой до недавнего времени в этом регионе. Так, использование американцами двойных стандартов в виде принципа деления террористов на «хороших» и «плохих» в течение десятков лет не только содействовало «воспитанию» целых поколений местных террористов, но и способствовало утверждению

146

мнения в определенных кругах общества, что терроризм является одним из неотъемлемых атрибутов современной политической борьбы.

К такому мнению приходят многие аналитики и даже политики. В свое время бывший президент Пакистана П. Мушарраф возложил на США и страны Запада ответственность за нынешнюю ситуацию в его стране и соседнем Афганистане. Выступая в штаб-квартире Евросоюза в Брюсселе, он заявил, что нынешнее положение вещей в регионе - прямое следствие событий 26-летней давности, когда Пакистан, США и другие страны Запада активно поддерживали движение моджахедов, действовавших против контингента советских войск в Афганистане. «Мы вместе запустили джихад, привлекая моджахедов со всего мусульманского мира. Мы создали "Талибан", снабдили его оружием и пустили в Афганистан. А в 1989 г. все наши союзники покинули Пакистан, оставив нас с 30 тыс. вооруженных моджахедов и движением "Талибан" в придачу».

Действующий ныне президент А. Зардари заявляет, что его страна страдает от «раковой опухоли терроризма». И уже через несколько часов после того, как он в своем первом президентском обращении к нации пообещал искоренить терроризм, боевики взорвали бомбу у отеля «Марриот», жертвами которой стали 53 человека и 271 - получили ранения.

На сегодня самым сильным государственным институтом в Пакистане, способным противостоять терроризму и экстремизму, является армия. Даже когда у власти находилось гражданское правительство, основные решения по управлению страной принимались армией. При П. Мушаррафе она еще глубже внедрилась в политику и экономику государства. Практически любую сколько-нибудь значимую государственную структуру возглавлял армейский офицер в отставке.

Однако, оценивая возможности, а также степень желания руководства вооруженных сил бороться с терроризмом и экстремизмом, тем более совместно с США, необходимо учитывать следующее.

1. 60 лет двустороннего сотрудничества Исламабада и Вашингтона не убедили пакистанцев в незыблемости такого положения, тем более в свете сближения США и Индии. Поэтому армейское руководство вынуждено «страховаться» на случай возможного полного ухода американцев и изменения внутренней политической ситуации.

147

2. Не секрет, что многие офицеры пакистанской армии, особенно представители спецслужб, поддерживают тесные связи с группами боевиков, в том числе и со сторонниками талибов. Армия и разведслужбы Пакистана не одно десятилетие использовали религиозные партии для пополнения своих рядов. Представители исламских экстремистов задействовались при подавлении националистов в 1971 г. в тогдашнем Восточном Пакистане, воевали с советскими войсками в 1980-х годах в Афганистане, активно привлекались для диверсионных акций в Кашмире. Вследствие этого можно констатировать, что в самом мощном институте государственной власти в Пакистане имеется достаточно широкий слой людей, которые при определенных обстоятельствах могут поддержать приход к власти исламских экстремистов.

3. Пакистанские военные и представители спецслужб «не поддаются» давлению США и по большинству вопросов стараются отстаивать национальные интересы, что, кстати, и явилось одной из основных причин «принуждения к отставке» президента П. Мушаррафа. Так, армейское руководство категорически против проведения любых военных операций коалиционных войск на своей территории. Кроме того, оно резко выступает против международной инспекции государственных ядерных объектов в Пакистане.

4. Слаборазвитые гражданские институты в настоящее время не способны установить в стране демократические порядки. Более того, сами американцы считают армию наиболее реальной силой в борьбе с терроризмом, а поддержка ими демократических сил в стране - скорее способ сдерживания амбиций военных.

Наряду с движением «Талибан» и исламскими радикалами методы террора активно применяют и пакистанские сепаратисты, в частности Армия освобождения Белуджистана и Белуджская либеральная армия, целью которых тоже является создание своего независимого государства - Великого Белуджистана.

Провинция Белуджистан занимает 48% территории страны, а проживают на ней лишь 5% населения. Белуджи - этнос, большая часть которого живет в Пакистане и Иране. Есть они и в Афганистане. После раздела Британской Индии, а впоследствии отделения от Пакистана Бангладеш этнический состав Белуджистана изменился кардинально, в основном за счет переселенцев - мухаджи-ров. Мигранты оказались более активными в экономической деятельности и через некоторое время сосредоточили в своих руках значительную часть экономики провинции. В настоящее время

148

потомки этих мигрантов в основном определяют социально-экономическое развитие и политическую ситуацию в этой провинции. Кстати, бывший президент Пакистана П. Мушарраф - выходец из мухаджиров. Но такое положение дел не устраивает белуджей.

Немаловажным фактором, влияющим на ситуацию в провинции, является наличие в ней значительных запасов нефти и газа. Проблема заключается в том, что, получая значительные прибыли от эксплуатации газовых и нефтяных месторождений Белуджистана, федеральный центр слабо инвестирует инфраструктурное и экономическое развитие провинции. Кроме того, белуджи постоянно указывают на «несправедливое» представительство «малых провинций» в парламенте Пакистана. Так, в соответствии с пропорциями численности населения, Пенджаб представлен в Национальном собрании 55% мест, в то время как Белуджистан -5%.Это, по мнению этнического меньшинства, существенно ограничивает возможности «легальных» способов борьбы за развитие их малой родины, а следовательно, создает предпосылки для ведения борьбы с использованием террористических методов достижения своей цели.

Учитывая тот факт, что движение «Талибан» совместно с лидерами пуштунских племен стремится создать на северо-западе Пакистана самостоятельное государство, а сепаратисты Белуджистана - выступают за образование Великого Белуджистана, некоторые эксперты не исключают распада и «балканизации» Пакистана. Причиной такого развития событий могут стать гражданская война между племенами, возможная талибанизация отдельных провинций или отстранение от власти светского правительства с последующей борьбой за обладание ядерным оружием. Причем, сепаратистам могут оказать помощь соседние государства (Индия, Иран, Китай и даже Афганистан), которые заинтересованы в ослаблении Пакистана и установлении контроля над его энергетическими запасами.

К особенностям проявления терроризма в Пакистане в настоящее время можно отнести следующее: значительное расширение «географии» террористических акций (если ранее основные теракты отмечались на территории племен федерального управления, в Северо-Западной пограничной провинции и Белуджистане, то после событий в Красной мечети в июле 2007 г. террористы развернули активную деятельность в Исламабаде, Пенджабе, Синде и других городах); рост числа терактов, осуществляемых

149

пакистанскими смертниками (к примеру, 3 из 4 террористов-смертников, участвовавших в акции в Лондоне в 2005 г., были пакистанцами); нарастание в последнее время тенденции постепенной утраты местными террористическими организациями национального характера и превращение их в ячейки международных террористических организаций.

Следует также отметить, что ныне ряд государств, помимо США и их союзников, также стали предъявлять требования к пакистанскому руководству по усилению противодействия терроризму. Так, Саудовская Аравия, Египет и Алжир требуют выдачи боевиков - граждан этих стран; Дели обвиняет Исламабад в подготовке и засылке на территорию Индии сепаратистов; Китай, Узбекистан и другие государства Центральной Азии требуют пресечения деятельности на контролируемых Пакистаном территориях баз уйгурских сепаратистов, боевиков «Исламского движения Узбекистана» и других террористических организаций, проникающих оттуда на территории их стран; Россия и центральноазиатские государства требует от властей Пакистана пресечения деятельности клерикалов, осуществляющих материально-финансовую поддержку чеченских боевиков и исламской оппозиции в Центрально-Азиатском регионе, а также оказания любой помощи талибам.

Отношения между Пакистаном и Афганистаном тоже остаются сложными, хотя объективно оба государства заинтересованы в их нормализации. Это подтверждается довольно регулярными встречами их президентов, последняя из которых состоялась в мае 2009 г. в Тегеране. В то же время не так давно Кабул обвинил Исламабад в подготовке покушения на афганского президента на параде в столице 25 июня 2008 г. Представляется, что препятствием для налаживания этого процесса являются: слабость центральной власти в обоих государствах; непризнание Кабулом «линии Дюранда» в качестве границы между Афганистаном и Пакистаном; нахождение на территории Пакистана 2,5-3 млн. афганских беженцев; активные действия «Талибана» на территории обеих стран; политика в регионе некоторых внешних государств, стремящихся использовать противоречия между Афганистаном и Пакистаном в собственных интересах.

И все же под давлением мирового сообщества Исламабад предпринял усилия по противодействию распространению терроризма, сепаратизма и экстремизма в стране. Причем следует отметить, что, несмотря на недовольство армейского руководства

150

отставкой П. Мушаррафа, армия принимает активное участие в этой борьбе.

Так, в мае 2009 г. пакистанская армия начала масштабные боевые действия в районе Макаланд (Северо-Западная провинция), в частности в долине Сват. Летом того же года боевые действия продолжились в Южном Вазиристане. Причем проведение этих операции активно поддерживали американцы. В связи с этим спецпредставитель американского президента Р. Холбрук заявил, что «причина, по которой США считают Пакистан одним из важнейших, если не наиважнейшим, приоритетом, состоит в том, что экстремисты в этой стране угрожают непосредственно им».

Следует отметить, что в ходе указанных действий против талибов пакистанская армия имела определенный военный успех. Важным явилось и то, что столь масштабные операции пакистанская армия впервые проводила на своей территории, а значит, пакистанское руководство признало боевиков «Талибана» угрозой собственному государству.

К основным итогам войсковых операций пакистанской армии в долине Сват и Южном Вазиристане следует отнести следующее.

1. Проведение данных операций силами только пакистанской армии без участия войск США и НАТО способствовало консолидации пакистанского общества и укреплению суверенитета Пакистана.

2. Эти операции подняли авторитет Пакистана в глазах мирового сообщества как государства, активно противостоящего международному терроризму.

3. События в долине Сват и Южном Вазиристане показали слабость местной администрации, ее неумение оперативно решать сложные социально-экономические проблемы. Армия вновь вышла на первое место в общественной жизни страны, став гарантом целостности государства.

4. С военной точки зрения, ход операций выявил ряд недостатков в действиях пакистанской армии, что, скорее всего, даст толчок к ее перевооружению и оснащению более современным оружием.

Однако следует отметить, что за время боевых действий в 2009 г. была практически разрушена экономическая инфраструктура долины Сват и Южного Вазиристана, разорваны все линии электропередач Северо-Западной пограничной провинции. Государство получило около 2,5 млн. беженцев, многочисленные жерт-

151

вы среди мирного населения и гуманитарную катастрофу в районах боевых действий.

В то же время, по некоторым данным, талибы не были полностью разгромлены. Они, скорее всего, рассредоточились: одни ушли в горы, другие скрылись в равнинных землях, а часть попытались перебраться в соседние страны, в том числе в государства Центральной Азии. По заявлениям лидеров «Талибана», их движение не сломлено, и они «никогда не прекратят свою борьбу». И к таким заявлениям, а также к фактам, подтверждающим это, нужно относиться с полной серьезностью.

«Возможность изменения ситуации в Афганистане »,

М., 2011 г., с. 74-87.

Р. Омаров,

политолог

СОБЫТИЯ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» В КОНТЕКСТЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

В конце XX - начале XXI в. на Арабском Востоке произошел ряд очень важных геополитических изменений.

Во-первых, впервые за всю новейшую историю произошла исламская революция, и в Иране был реализован «исламский проект» развития.

Во-вторых, после падения Советского Союза образовалось новое геополитическое пространство, где ведущую роль пытаются играть Соединенные Штаты. Однако в то же время усилилось соперничество за региональное лидерство среди самих стран этого региона (Иран, Саудовская Аравия, дореволюционный Египет), к которым примкнула и Турция после неудачных попыток вступить в Европейский союз.

Несомненно, большого внимания заслуживает Иран и его «исламский проект». Несмотря не все заявления нынешнего руководства о невмешательстве во внутренние дела других стран и отказе от идеи экспорта революции в другие страны, события последнего десятилетия показывают совершенно обратное. В отношении шиитских общин в других странах Иран проводит политику их сплачивания вокруг Тегерана с целью обеспечения своей внешней политики. Это Ирак, Ливан, Азербайджан, страны Персидского залива, Афганистан, Йемен, Азербайджан. События

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.