Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЛИЦА / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / БАНКРОТСТВО / СЕЗОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каюмова Зарина Дамировна

В данной статье исследуются особенности банкротства лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в сельском хозяйстве. Автор подчеркивает, что банкротство сельскохозяйственных организаций имеет свои специфические характеристики, связанные с особенностями их деятельности, такими как использование земель сельскохозяйственного назначения, сезонность работ, наличие социальной инфраструктуры и специфического имущества. Порядок банкротства, установленный Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не всегда приводит к финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, а в большинстве случаев становится формой их ликвидации. Кроме того, автор отмечает, что неопределенность в нормативных определениях и отсутствие четких признаков преднамеренного банкротства могут привести к злоупотреблениям и рейдерским действиям. Выводы статьи подчеркивают необходимость разработки балансированной системы признаков банкротства для сельскохозяйственных организаций, которая учитывала бы их специфику и минимизировала негативные социальные последствия. Такой подход способствует сохранению сельского хозяйства, защите интересов работников и местного населения, а также способствует развитию сельской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE BANKRUPTCY OF PERSONS ENGAGED IN ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE FIELD OF AGRICULTURE

This article examines the features of bankruptcy of persons engaged in entrepreneurial activity in agriculture. The author emphasizes that the bankruptcy of agricultural organizations has its own specific characteristics associated with the specifics of their activities, such as the use of agricultural land, the frequency of work, the availability of social infrastructure and specific property. The bankruptcy procedure established by Federal Law No. 127-FZ of 26.10.2002 "On Insolvency (Bankruptcy)" does not always lead to financial recovery of agricultural organizations, but in most cases becomes a form of their liquidation. In addition, the author notes that the uncertainty in regulatory definitions and the lack of clear signs of deliberate bankruptcy can lead to abuse and raider actions. The conclusions of the article emphasize the need to develop a balanced system of bankruptcy signs for agricultural organizations that would take into account their specifics and minimize negative social consequences. This approach contributes to the preservation of agriculture, the protection of the interests of workers and the local population, and also contributes to the development of the rural economy.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_88

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА SOME FEATURES OF BANKRUPTCY OF PERSONS ENGAGED IN ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE FIELD OF AGRICULTURE

КАЮМОВА Зарина Дамировна,

аспирант кафедры предпринимательского и энергетического права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, начальник юридического отдела ООО «ТАИФ-НК АЗС», г. Казань. 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: zarina.kayumova@mail.ru;

KAYUMOVA Zarina Damirovna,

Postgraduate student of the Department of Business and Energy Law, Kazan (Volga Region) Federal University,

Head of the Legal Department of TAIF-NK Gas Station LLC, Kazan. 18 Kremlevskaya str., Kazan, 420008, Republic of Tatarstan. E-mail: zarina.kayumova@mail.ru

Краткая аннотация. В данной статье исследуются особенности банкротства лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в сельском хозяйстве. Автор подчеркивает, что банкротство сельскохозяйственных организаций имеет свои специфические характеристики, связанные с особенностями их деятельности, такими как использование земель сельскохозяйственного назначения, сезонность работ, наличие социальной инфраструктуры и специфического имущества. Порядок банкротства, установленный Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не всегда приводит к финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, а в большинстве случаев становится формой их ликвидации. Кроме того, автор отмечает, что неопределенность в нормативных определениях и отсутствие четких признаков преднамеренного банкротства могут привести к злоупотреблениям и рейдер-ским действиям. Выводы статьи подчеркивают необходимость разработки балансированной системы признаков банкротства для сельскохозяйственных организаций, которая учитывала бы их специфику и минимизировала негативные социальные последствия. Такой подход способствует сохранению сельского хозяйства, защите интересов работников и местного населения, а также способствует развитию сельской экономики.

Abstract. This article examines the features of bankruptcy of persons engaged in entrepreneurial activity in agriculture. The author emphasizes that the bankruptcy of agricultural organizations has its own specific characteristics associated with the specifics of their activities, such as the use of agricultural land, the frequency of work, the availability of social infrastructure and specific property. The bankruptcy procedure established by Federal Law No. 127-FZ of 26.10.2002 "On Insolvency (Bankruptcy)" does not always lead to financial recovery of agricultural organizations, but in most cases becomes a form of their liquidation. In addition, the author notes that the uncertainty in regulatory definitions and the lack of clear signs of deliberate bankruptcy can lead to abuse and raider actions. The conclusions of the article emphasize the need to develop a balanced system of bankruptcy signs for agricultural organizations that would take into account their specifics and minimize negative social consequences. This approach contributes to the preservation of agriculture, the protection of the interests of workers and the local population, and also contributes to the development of the rural economy.

Ключевые слова: сельское хозяйство, предпринимательская деятельность в сфере сельского хозяйства, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере сельского хозяйства, индивидуальные предприниматели, банкротство, сезонность.

Keywords: agriculture, entrepreneurial activity in the field of agriculture, persons engaged in entrepreneurial activity in the field of agriculture, individual entrepreneurs, bankruptcy, seasonality.

Для цитирования: Каюмова З.Д. Некоторые особенности банкротства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере сельского хозяйства // Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 88-92. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_88.

For citation: Kayumova Z.D. Some features of bankruptcy of persons engaged in entrepreneurial activity in the field of agriculture // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 88-92. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_88.

Статья поступила в редакцию: 05.06.2023

Сельское хозяйство является важным сектором экономики, и предприниматели, осуществляющие свою деятельность в этой области, имеют существенное значение для развития и процветания сельских территорий. Однако, как и в любой другой отрасли, сельскохозяйственные предприятия могут столкнуться с финансовыми трудностями, которые могут привести к банкротству. В таких ситуациях возникают особенности, связанные с процедурой банкротства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере сельского хозяйства.

Раскрытие понятия «банкротство» является важным шагом при проведении исследования в этой области. Данное понятие закреплено в статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей1. Г. В. Савицкая пишет: «Несостоятельность (банкротство) представляет собой ситуацию, когда субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность, не может справиться со своими долговыми обязательствами, а также не имеет возможности осуществлять финансирования своей основной текущей деятельности в связи с отсутствием основных средств»2.

Так, данное мнение подчеркивает два ключевых аспекта банкротства. Во-первых, субъект не может выполнить свои долговые обязательства, что означает, что он не в состоянии погасить свои долги перед кредиторами в полном объеме. Во-вторых, отсутствие основных средств

1 О несостоятельности (банкротстве): [федер. закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022)] // Собрание законодательства РФ. - 30.10.2002. - № 25. - Ст. 2241.

2 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2023. - С.28.

или ресурсов означает, что субъект не может обеспечить финансирование своей основной деятельности, что может привести к его неспособности продолжать функционирование.

Для каждой экономической отрасли, включая сельское хозяйство, характерна своя специфика, и это требует применения определенных правил и регулирования. В отношении открытия и функционирования предприятий, а также прекращения деятельности, сельское хозяйство также имеет свои особенности. Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий обычно имеет стратегическое значение для обеспечения продовольственной безопасности и развития сельских территорий. Это может включать различные меры поддержки, такие как субсидии, на посевные материалы, удобрения, сельскохозяйственную технику, финансовую помощь, развитие инфраструктуры, образовательные программы и др. Регулирование и поддержка также могут осуществляться через системы страхования от стихийных бедствий, регулирование рынков и цен на сельскохозяйственную продукцию и другие механизмы.

Инициирование процедур банкротства может зависеть от различных факторов, включая финансовое положение предприятий, их платежеспособность и соответствующие правовые рамки. Государство может принимать активную роль в инициировании процедур банкротства, особенно если имеется общественный интерес или необходимость в реструктуризации и устойчивости сельскохозяйственного сектора.

В целом, политика поддержки и регулирования сельского хозяйства является сложным и многогранным вопросом, требующим учета экономических, социальных и политических факторов в стране.

Банкротство лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере сельского хозяйства, имеет свои специфические особенности. Рассмотрим их подробнее:

1. Погодно-климатические условия: Сельское хозяйство сильно зависит от погоды и климата. Неблагоприятные погодные явления, такие как засухи, наводнения, град или морозы, могут значительно снизить урожайность и качество сельскохозяйственной продукции. Это может привести к убыткам и финансовым трудностям для предприятий, особенно если они не имеют достаточных финансовых резервов или страхования от таких рисков.

2. Высокие инвестиционные затраты: Сельское хозяйство требует значительных инвестиций в землю, оборудование, технику, семена, удобрения и другие ресурсы. Высокие затраты на инвестиции и оборотный капитал могут привести к накоплению долгов и финансовым трудностям, особенно если доходность сельскохозяйственной продукции не соответствует ожиданиям.

3. Зависимость от ценовых колебаний: Цены на сельскохозяйственную продукцию подвержены значительным колебаниям. Изменения спроса и предложения, мировые рыночные условия, политические и экономические факторы могут существенно влиять на цены. Сельскохозяйственные предприятия могут столкнуться с ситуацией, когда цены на их продукцию снижаются, а затраты на производство остаются высокими, что может привести к убыткам и неспособности выплатить долги.

4. Сезонность: В сельском хозяйстве многие работы связаны с определенными сезонными циклами, такими как посевы, уборка урожая или скотоводство. Это приводит к концентрации доходов и расходов в определенные периоды года. Во время сезонной работы, например, во время уборки урожая, расходы на оплату труда, технику, удобрения и другие затраты могут значительно возрастать. Однако доходы от реализации урожая получаются только после его продажи, что может создавать временные финансовые нестабильности.

5. Необходимость хорошего финансового планирования: Сезонность в сельском хозяйстве требует тщательного финансового планирования и управления оборотным капиталом. Предприятия должны учитывать не только затраты на посевы, удобрения и другие расходы, но и планировать резервы на период низкого дохода или неурожайного года. Также важно управлять долгосрочными инвестициями, чтобы обеспечить устойчивость и развитие предприятия вне зависимости от сезонных колебаний.

6. Ограниченный доступ к финансовым ресурсам: Некоторые сельскохозяйственные предприятия могут столкнуться с ограниченным доступом к финансовым ресурсам, особенно если они являются малыми или семейными предприятиями. Банки и финансовые учреждения могут рассматривать сельское хозяйство как отрасль с высокими рисками, что может усложнять получение кредитов и финансовую поддержку. Это делает управление финансами в сельском хозяйстве более сложным и требует эффективного использования имеющихся ресурсов.

Так, банкротство лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере сельского хозяйства, имеет свои специфические особенности. Учет природных факторов, таких как погода и климат, играет важную роль в успешной хозяйственной деятельности. Сельскохозяйственные предприятия могут столкнуться с рисками, связанными с урожайностью, доступом к ресурсам и изменениями на рынке. В связи с этим, финансовое планирование, управление оборотным капиталом и эффективное управление ресурсами становятся важными аспектами для успешного функционирования и избежание банкротства.

Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» объектом банкротства может стать юридическое лицо, созданное с целью производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки. Доля дохода от сельскохозяйственной деятельности в таком юридическом лице должна составлять либо половину всех доходов, либо превышать этот показатель. Это означает, что для того чтобы юридическое лицо стало объектом банкротства по данному закону, его доход от сельскохозяйственной деятельности должен составлять или более 50% от общего дохода, или быть выше половины всех доходов.

Инициатива о возможности признания сельхозпроизводителя банкротом может исходить от следующих сторон:

- Сама организация: Сельхозпроизводитель имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о своей несостоятельности (банкротстве). При наличии соответствующих оснований и доказательств, организация может инициировать процесс банкротства с целью защиты своих интересов.

- Кредиторы: Кредиторы, которым сельхозпроизводитель имеет задолженности, также могут инициировать процедуру банкротства. Они имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности сельхозпроизводителя, если удовлетворяются определенные законом условия и требования.

- Органы, ответственные за взимание обязательных платежей: Органы, в функции которых входит взимание обязательных выплат, налогов, сборов и контроль за соблюдением графика этих выплат, также могут выступать с инициативой о признании сельхозпроизводителя банкротом. Это может произойти, если сельхозпроизводитель не выполняет свои финансовые обязательства перед государственными органами.

Во всех этих случаях инициатива подлежит рассмотрению арбитражным судом, который будет проводить соответствующие процедуры и принимать решение о признании сельхозпроизводителя банкротом или об отказе в признании.

Э.М. Короткова считает: «В ситуации, когда организации сельского хозяйства признаются несостоятельными, важно учесть некоторые нюансы, сопровождающие этапы процедур»1. Можно выделить следующие стадии процедуры банкротства:

1. Наблюдение: На этой стадии проводится анализ финансового состояния организации, с учетом фактора сезонности и других особенностей сельскохозяйственной деятельности. Важно учесть время сбора урожая или получения другой сельскохозяйственной продукции, наличие производственных мощностей для ее хранения до момента реализации и получения дохода, а также рыночную ситуацию, которая может способствовать или препятствовать достижению достаточного дохода для выхода из кризиса. На этой стадии разрабатываются меры по финансовому оздоровлению предприятия.

2. Материальное оздоровление: Эта стадия длится до момента окончания этапа производственных работ, когда продукция становится готовой к реализации, будь то сырье или уже переработанная продукция, соответствующая рыночным потребностям. Учитываются возможные форс-мажорные обстоятельства, такие как неблагоприятные погодные условия, стихийные бедствия или эпидемии в сельскохозяйственном животноводстве. Если возникают такие обстоятельства, время этапа оптимизации может быть продлено на срок до года.

3. Введение внешнего управления: На этой стадии предприятию-банкроту назначается внешний управляющий, который принимает на себя полномочия по управлению процессом реализации продукции до получения дохода от ее продажи. Внешний управляющий обычно наделяется полномочиями на период не более двух лет, за исключением форс-мажорных обстоятельств. В случае форс-мажора срок внешнего управления может быть продлен не более чем на один год. Могут возникнуть перспективы получения государственной помощи предприятию-банкроту, что помогает более эффективно преодолеть кризис. Статья 8 Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», определяет риски, страхование которых может помочь сельскохозяйственному предприятию получить государственную помощь в случае уничтожения урожая или поголовья животных2. Это указывает на возможность предоставления дополнительных ресурсов и поддержки во время банкротства. Внешнее управление предполагает устранение прежнего руководства организации от исполнения его функций и принятие необходимых решений для восстановления финансового здоровья предприятия. Внешний управляющий разрабатывает план действий, включающий меры по сокращению затрат, повышению эффективности производства, привлечению новых инвестиций и управлению задолженностью перед кредиторами.

На всех трех стадиях банкротства в сельском хозяйстве учитываются особенности сезонности производства, зависимость от погодных условий и климата, а также возможность выполнения обязательств перед кредиторами с использованием прибыли за рабочий период. Решения, принимаемые на каждой стадии, направлены на финансовое оздоровление предприятия и выход из кризиса, с учетом специфики сельскохозяйственной деятельности.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» закрепляет понятие сельскохозяйственной организации как юридического лица и разделяет процедуру признания несостоятельным (банкротом) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В статье 177 этого закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами, деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка, от реализации которой составляет не менее чем 50 процентов от общей суммы выручки. Выручка же рыболовецких артелей (колхозов) от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем 70 процентов от общей суммы выручки.

Н.В. Фирсова, исследуя особенности приобретения земельных долей, приходит к выводу о том: «в законодательстве существует понятие, сходное по содержанию с понятием «сельскохозяйственный товаропроизводитель» - сельскохозяйственная организация»3. Думается, что это не совсем так. На наш взгляд, вопрос надо поставить несколько иначе - насколько необходимо вводить своё понимание терминологии для каждого закона, используя оговорку «для целей, регулируемых настоящим Законом», имеет ряд аспектов, которые следует учесть. Четкое определение терминов в каждом законе может способствовать ясности и понятности нормативных актов, что облегчает их применение и исполнение. В то же время, использование универсальных определений для всех законов может ограничить гибкость и адаптивность законодательства. Разные сферы деятельности имеют свои особенности и требования, которые могут потребовать уникальной терминологии для точного регулирования.

Создание одноименных понятий для каждого отдельного закона не всегда оправдано. Несогласованность и неоднозначность в нормативных определениях терминов, особенно при их близости или одноименности, действительно может создавать трудности в правоприменитель-

1 Коротков, Э. М. Антикризисное управление: учебник для вузов / Э. М. Коротков. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - С. 65.

2 О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: [федер. закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ (ред. от 30.12.2021)] // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2011. - № 5. - Ст. 241.

3 Фирсова Н. В. Особенности приобретения земельных долей // Право и политика. - 2009. - № 12. - С. 10.

ной практике и указывать на несовершенство юридической техники1. Единство терминологии в рамках правовой системы имеет большое значение для обеспечения ясности и предсказуемости правовых норм. При несогласованности определений и использовании одноименных терминов в разных законах возникает риск различного толкования и противоречий в интерпретации правовых норм, что затрудняет их применение.

Сельскохозяйственные организации имеют особый статус и селообразующий характер, они являются важными социально-экономическими объектами, где не только осуществляется сельскохозяйственная деятельность, но и проживают местные жители, создана социальная инфраструктура и обеспечивается занятость. Признание сельскохозяйственных организаций банкротами может иметь серьезные социальные последствия для местного населения. Это может привести к потере рабочих мест, сокращению доходов жителей, ухудшению условий жизни, а также угрозе для сохранения села и его инфраструктуры. С учетом особенностей сельского хозяйства и социального значения сельскохозяйственных организаций, система признаков банкротства должна быть тщательно сбалансированной. Необходимо установить четкие и обоснованные критерии, при соблюдении которых возможно признание организации банкротом. Это поможет исключить возможность неправомерного или необоснованного применения процедуры банкротства к сельскохозяйственным организациям.

При принятии решения о признании сельскохозяйственной организации банкротом, арбитражным судом следует учитывать не только финансовое состояние организации, но и ее социальную значимость для местного населения. Такие решения должны быть основаны на объективных данных и тщательном анализе последствий для сельской территории и ее жителей. Исходя из этого система признаков банкротства для сельских организаций, должна учитывать их специфику и особенности. Сельское хозяйство отличается от других отраслей экономики своими особенностями, такими как использование земли сельскохозяйственного назначения, сезонность работ, селообразующая функция организаций, наличие социальной и инженерной инфраструктуры, неликвидные активы и длительный процесс производства сельскохозяйственной продукции.

При разработке системы признаков банкротства для сельскохозяйственных организаций следует учесть следующие факторы:

- Особая природа и характер производства в сельском хозяйстве, которые могут существенно влиять на финансовое положение организации. Это включает сезонные колебания, зависимость от природных факторов, риски, связанные с урожайностью и продуктивностью;

- Селообразующая функция сельскохозяйственных организаций, которая предполагает не только экономическую, но и социальную значимость этих организаций для местного населения. Учтите наличие социальной инфраструктуры и объектов, требующих постоянного ухода и содержания;

- Необходимость учета особенностей имущества сельскохозяйственных организаций, включая неликвидные активы и объекты, которые могут быть сложно, реализовать или имеют ограниченную стоимость;

- Продолжительный период производства сельскохозяйственной продукции, который требует учета длительного времени для оценки возможности восстановления платежеспособности организации;

- Рискованный характер производства в сельском хозяйстве, который может влиять на финансовую стабильность организаций и требовать учета рисковых факторов при определении признаков банкротства.

Важно, чтобы система признаков банкротства для сельскохозяйственных организаций была разработана с учетом этих особенностей и обеспечивала тщательное сбалансирование между защитой интересов кредиторов и сохранением сельскохозяйственных организаций. При определении признаков банкротства необходимо учитывать не только финансовые показатели, но и социальные и экономические аспекты, связанные с важностью этих организаций для сельского сообщества. Однако необходимо подчеркнуть, что сбалансированная система признаков банкротства не должна препятствовать принятию арбитражным судом заявлений о признании должника банкротом и признание его банкротом в сельском хозяйстве в случаях, когда финансовое положение организации становится неустойчивым, и нет реальных возможностей для его улучшения.

Итак, при разработке системы признаков банкротства для сельскохозяйственных организаций необходимо учитывать их специфику, селообразующую функцию, наличие социальной инфраструктуры, особенности имущества, продолжительный процесс производства и риски, связанные с сельским хозяйством. При этом важно найти баланс между защитой интересов кредиторов и сохранением сельскохозяйственных организаций, чтобы признание их банкротами было возможно только в крайних случаях, при отсутствии реальных перспектив на финансовое оздоровление.

Несмотря на наличие законодательного регулирования банкротства сельскохозяйственных организаций, на практике данный процесс не всегда приводит к финансовому оздоровлению данных субъектов. В некоторых случаях он может приводить к ликвидации сельскохозяйственных организаций, особенно в условиях неэффективного управления и финансовых проблем. Одна из возможных причин такой ситуации связана с недостаточной поддержкой и финансированием сельскохозяйственных предприятий, что затрудняет их финансовое восстановление в рамках процедуры банкротства. Также влияние на результаты банкротства могут оказывать факторы, связанные с рыночными условиями, изменениями в сельскохозяйственной политике или дефицитом профессиональных управленцев. В результате, ликвидация сельскохозяйственных организаций может приводить к приобретению их активов за низкую стоимость, что может создавать неравные условия конкуренции на рынке и угрожать развитию сельского хозяйства. Для предотвращения таких ситуаций необходимо разрабатывать и применять механизмы и инструменты, которые способствуют финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, такие как финансовая поддержка, консультации по управлению и доступ к кредитам сельскохозяйственным предприятиям.

1 Туркина, А. А. Институт несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных товаропроизводителей в российском праве. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Туркина А.А. - М., 2003. - С. 100.

В Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не четко определены признаки преднамеренного банкротства, что может создавать проблемы и оставлять возможности для злоупотреблений. Это может приводить к ситуациям, когда благополучные и экономически сильные сельскохозяйственные организации подвергаются процедуре банкротства незаслуженно.

Вместе с тем, рейдерство с использованием процедуры банкротства является серьезной проблемой, особенно в сельскохозяйственном секторе. Злоумышленники могут пытаться захватить земельные участки, имеющие сельскохозяйственное назначение, путем проведения необоснованных процедур банкротства сельскохозяйственных организаций. Это может иметь негативные последствия для развития сельского хозяйства, потерю рабочих мест и ущемление прав собственников сельскохозяйственных предприятий.

Для противодействия таким негативным явлениям важно разработать и внедрить механизмы контроля и обеспечения прозрачности процедур банкротства сельскохозяйственных организаций. Это может включать ужесточение требований к доказательствам финансовой несостоятельности, установление процедур проверки и оценки состояния предприятий перед их включением в процедуру банкротства, а также содействие в защите прав собственности на сельскохозяйственные земли. Кроме того, важно улучшить механизмы контроля за процессом банкротства сельскохозяйственных организаций со стороны государственных органов и специализированных организаций, чтобы предотвратить злоупотребления и незаконные действия.

Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что банкротство сельскохозяйственных предприятий имеет свои уникальные особенности, связанные со спецификой их деятельности. Учитывая роль этих организаций, их влияние на экономику и социальную инфраструктуру, признание их банкротами может иметь серьезные негативные последствия. В статье подчеркивается необходимость разработки балансированной системы признаков банкротства, которая учитывала бы специфические характеристики сельскохозяйственных организаций, такие как использование сельскохозяйственных угодий, сезонность работ, наличие социальной инфраструктуры и особенности имущества. Принятие решения о признании должника банкротом в сельском хозяйстве должно быть осуществлено только в крайних случаях, чтобы минимизировать негативные социальные последствия. Такой подход способствует сохранению сельскохозяйственных организаций, защите интересов работников и местного населения, и в конечном итоге способствует развитию сельской экономики и обеспечению продовольственной безопасности. Важно учесть все аспекты и особенности сельского хозяйства при разработке законодательства и процедур, связанных с банкротством в данной сфере.

Библиография:

1. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: [федер. закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ (ред. от 30.12.2021)] // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2011. - № 5. - Ст. 241.

2. О несостоятельности (банкротстве): [федер. закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022)] // Собрание законодательства РФ. - 30.10.2002. -№ 25. - Ст. 2241.

3. Коротков, Э. М. Антикризисное управление: учебник для вузов / Э. М. Коротков. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 406 с.

4. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2023. - 378

с.

5. Туркина, А. А. Институт несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных товаропроизводителей в российском праве. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Туркина А.А. - М., 2003. - 215 c.

6. Фирсова Н. В. Особенности приобретения земельных долей // Право и политика. - 2009. - № 12. - С. 10 - 20.

References:

1. On state support in the field of agricultural insurance and on amendments to the Federal Law "On the Development of Agriculture": [feder. the law of 25.07.2011 N 260-FZ (ed. of 30.12.2021)] // Collection of legislation of the Russian Federation. - 29.07.2011. - No. 5. - Article 241.

2. On insolvency (bankruptcy): [feder. Law of 26.10.2002 No. 127-FZ (ed. of 28.12.2022)] // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 30.10.2002. - No. 25. -

St. 2241.

3. Korotkov, E. M. Anti-crisis management: textbook for universities / E. M. Korotkov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 406 p.

4. Savitskaya, G. V. Analysis of the economic activity of the enterprise: textbook / G.V. Savitskaya. - 6th ed., ispr. and add. - Moscow: INFRA-M, 2023. - 378 p

. 5. Turkina, A. A. Institute of insolvency (bankruptcy) of agricultural producers in Russian law. Dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.03 / Turkina A.A. - M., 2003. - 215 p.

6. Firsova N. V. Features of the acquisition of land shares // Law and politics. - 2009. - No. 12. - pp. 10-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.