Научная статья на тему 'Правовые основы предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве'

Правовые основы предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3134
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AGRICULTURE / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафин Завдат Файзрахманович, Михайлов Андрей Валерьевич

В статье дана характеристика современному состоянию правового регулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. С правовой точки зрения исследованы основные теоретические и практические проблемы этой деятельности, изучены различные юридические средства, обеспечивающие развитие сельского хозяйства, продовольственную безопасность России, защиту сельскохозяйственных производителей. Сделан вывод о том, что предпринимательская деятельность в сфере сельского хозяйства имеет определённую специфику: сельское хозяйство является областью межотраслевого взаимодействия, здесь используются правовые средства самых различных правовых образований. Механизм правового регулирования в области сельского хозяйства вполне обоснованно организован таким образом, чтобы обеспечить дополнительную защиту сельскохозяйственного производителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterizes the current state of legal regulation of entrepreneurship in agriculture. The authors investigate from legal viewpoint the basic theoretical and practical issues in this field and study various legal means that ensure agricultural development, food security in Russia, and protection of agricultural producers. The authors conclude that entrepreneurship in agriculture is of specific nature: agriculture is a sphere of intersectoral cooperation, which uses a variety of legal means of various legal entities. The mechanism of legal regulation in agriculture is reasonably organized in a way to ensure additional protection for agricultural producers.

Текст научной работы на тему «Правовые основы предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве»

Том 155, кн. 4

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

2013

УДК 346.7

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

З. Ф. Сафин, А.В. Михайлов Аннотация

В статье дана характеристика современному состоянию правового регулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. С правовой точки зрения исследованы основные теоретические и практические проблемы этой деятельности, изучены различные юридические средства, обеспечивающие развитие сельского хозяйства, продовольственную безопасность России, защиту сельскохозяйственных производителей. Сделан вывод о том, что предпринимательская деятельность в сфере сельского хозяйства имеет определённую специфику: сельское хозяйство является областью межотраслевого взаимодействия, здесь используются правовые средства самых различных правовых образований. Механизм правового регулирования в области сельского хозяйства вполне обоснованно организован таким образом, чтобы обеспечить дополнительную защиту сельскохозяйственного производителя.

Ключевые слова: сельское хозяйство, предпринимательская деятельность.

Под сельским хозяйством традиционно понимают отрасль экономики (сферу материального производства), целью которой является обеспечение населения продовольствием и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Значение сельского хозяйства трудно переоценить. В Конституции Российской Федерации (I, ст. 7) наша страна названа социальным государством, то есть государством, в котором власть стремится способствовать достойной жизни и свободному развитию человека. Разумеется, этого нельзя достичь без создания условий для нормального обеспечения граждан качественными продуктами питания. Без сельскохозяйственного производства не могут функционировать и некоторые промышленные производства, в том числе высокотехнологичные. Именно сельское хозяйство даёт продукцию, без которой в прямом смысле слова невозможно существование населения страны.

Именно поэтому к сфере сельскохозяйственного производства всегда было приковано повышенное внимание. Определённая сложность заключается в том, что большая часть территории России находится в зоне рискованного земледелия (часты холода, заморозки, засухи, переувлажнения и т. п.). Несмотря на то что наша страна находится на первом месте в мире по размеру земельного фонда, заниматься сельским хозяйством здесь всегда было непросто. Конечно, к началу XX века Российская империя была одним из самых крупных экспортёров сельхозпродукции, однако в настоящее время наша страна не может даже сама себя полностью обеспечить продовольствием. Здесь мы сталкиваемся с важнейшим

вопросом сохранения продовольственной безопасности - зависимость от других стран в этом вопросе чревата многими проблемами.

Несмотря на значимость продовольственных вопросов, в настоящее время доля сельского хозяйства в ВВП России сравнительно невелика и составляет 3.7%, доля же занятых в отечественном сельском хозяйстве - 10% работающего населения [1]. Уже эти цифры наглядно показывают, что пока используется не самая эффективная модель сельхозпроизводства. Необходимо развитие новых технологий, технологическое перевооружение, развитие не только сельхозпроизводителей, но и агропромышленного комплекса страны в целом.

Таким образом, в области сельского хозяйства в России существует достаточно большое количество проблем. И, разумеется, данные проблемы должны решаться комплексно, на научной основе. Юриспруденция может помочь российскому сельскому хозяйству созданием эффективной экономически оправданной и юридически обеспеченной системы правового регулирования, включая и систему управления сельским хозяйством.

В настоящее время правовое регулирование сельскохозяйственных отношений осуществляется средствами самых различных отраслей права - прежде всего гражданского, земельного, административного, а также финансового, трудового и даже уголовного. В принципе уже можно говорить о формировании новой комплексной отрасли российского законодательства - сельскохозяйственного (либо аграрного) права. Можно обозначить предмет регулирования - отношения, связанные с производством сельскохозяйственной продукции. Конечно, пока это правовое образование не отличается целостностью, оно часто включает нормы различной отраслевой природы при их очевидной несбалансированности между собой. Но то, что в данный момент отсутствует органичная взаимосвязь между нормами, регулирующими отдельные отношения, совершенно естественно при формировании и развитии комплексной отрасли права. Другое дело, что и законодатель, и юридическая наука должны обратить пристальное внимание на проблему гармонизации соответствующих норм права, на организацию эффективных межотраслевых связей. И, конечно, необходимо совершенствование законодательства о сельском хозяйстве в целом.

Интересен вопрос о соотношении предпринимательского и сельскохозяйственного права. Конечно, в сферу действия последнего могут быть включены нормы финансового, административного характера, которые составляют предмет соответствующих отраслей и могут не включаться в право предпринимательское. Но если мы признаём, что современные отношения в сельском хозяйстве основаны на рыночных принципах хозяйствования, мы тем самым признаём, что сельскохозяйственное право (по крайней мере в значительной части) входит в сферу действия предпринимательского права. Именно такой подход наиболее оптимален. Действительно, в настоящее время практически нет отношений в области сельского хозяйства, которые бы не увязывались с предпринимательской деятельностью. Практически всегда участники гражданского оборота действуют, имея целью получение прибыли (дохода). Конечно, можно указать на такие случаи, когда сельхозпроизводитель выращивает урожай исключительно с целью самостоятельного потребления (приусадебный участок, дача). Но подобные случаи вряд ли можно назвать сферой сельского хозяйства.

Сельскохозяйственное право, на наш взгляд, более точно называть не комплексной отраслью права, а правовым комплексом в составе права предпринимательского (экономического). Можно высказать мысль, что предпринимательское право состоит именно из таких правовых комплексов. Подобный подход основан на принципах единства и дифференциации правового регулирования [2] и удобен тем, что все общие нормы права предпринимательского будут и в срезе теории, и в срезе правоприменительной практики распространяться на сельскохозяйственные отношения. А последние, имея определённую специфику, будут регулироваться не только общими, но и специальными нормами, которые законодатель адресует субъектам общественных отношений именно в сфере сельского хозяйства.

Специального метода правового регулирования отношений в области сельского хозяйства не существует. Это касается всех комплексных правовых образований в праве. Сельскохозяйственное право использует методы и принципы гражданского, административного и некоторых других отраслей права. Однако эти методы взаимодействуют друг с другом, насыщаются новым содержанием, появляются новые особые приёмы и способы правового воздействия [3].

Надо отметить, что дифференциация правового регулирования в области сельского хозяйства проявляется сразу на нескольких направлениях и уровнях. Так, регулирование в данной области осуществляется не только на уровне Российской Федерации, но и на уровне субъектов РФ, на муниципальном уровне. Формируется наднациональный уровень правовой регламентации - это различные документы Евразийской комиссии и Таможенного Союза. Кроме того, в сельском хозяйстве выделяют множество направлений, часто настолько специфичных, что не обойтись без формирования специальных норм, регулирующих исключительно данную область. Так, российское сельское хозяйство принято подразделять на две большие группы - растениеводство и животноводство. А в рамках этих направлений можно выделить уже такие области, как льноводство, коневодство, пчеловодство и т. п. Часто специфика сферы настолько ярко выражена, что требуется особое регулирование: ясно, что к пчеловодам вряд ли применимы все нормы, принципы, стимулы и ограничения, которые были выработаны для свиноводства.

В чём же заключается своеобразие правового регулирования предпринимательской деятельности в области сельского хозяйства? Определённые особенности присутствуют практически в каждом элементе предпринимательской деятельности - и в субъектном составе, и в отношении объектов, и в самом содержании бизнеса в соответствующих сферах.

Кроме того, можно выделить некоторые особенности в механизме правового регулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Так, хотя указанная деятельность в целом лежит в сфере действия частного права, существуют многочисленные публично-правовые средства этой деятельности. «Удельный вес» таких публичных средств в сельском хозяйстве несколько выше, чем в иных областях предпринимательской деятельности. Но интересно то, что большая часть применяемых в сельском хозяйстве публично-правовых средств не носит характера обременения (ограничения), исключением являются разве что экологические требования. В основном применяются меры стимулирующего

характера, и в этом заключается очевидное отличие сельского хозяйства от иных сфер предпринимательской деятельности. Причина указанных особенностей заключается прежде всего в необходимости поддержки сельскохозяйственного производителя.

Итак, в механизме правового регулирования (то есть в системе юридических средств, с помощью которых это регулирование осуществляется) могут быть выделены как частно-правовые, так и публично-правовые средства. Взаимодействие между ними теснейшее: с помощью частно-правовых средств определяется гражданско-правовой статус субъекта, устанавливаются правила участия субъекта в гражданском обороте, правила такого оборота, а система налоговых, организационных и иных льгот, связанных с наличием статуса или с участием в сельскохозяйственном обороте, вводится средствами публичного права.

К элементам механизма правового регулирования традиционно относят юридические нормы, факты, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание. Конечно, нельзя говорить о кардинальных особенностях отмеченных элементов применительно к предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства, но некоторая специфика, бесспорно, есть.

Субъектный состав отношений, связанных с сельским хозяйством, достаточно обширен. Предпринимательской деятельностью в указанной сфере занимаются и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Особое место занимают крестьянские (фермерские) хозяйства. В 2013 г. нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), определяющие основы правового положения этих субъектов, были изменены (II, ст. 23, 86.1). Так, крестьянскому (фермерскому) хозяйству теперь посвящена отдельная статья кодекса (ст. 86.1). Ранее фермерское хозяйство приравнивалось фактически к индивидуальному предпринимателю. Теперь это юридическое лицо, которое понимается как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении имущественных вкладов. Основы правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства закреплены в специальном законе (III).

Ещё одним гражданско-правовым правосубъектным средством в механизме регулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве является сельскохозяйственный кооператив.

Возможно существование потребительского и производственного сельскохозяйственного кооператива, то есть такой кооператив может быть как коммерческой, так и некоммерческой организацией. В любом случае это юридическое лицо, созданное сельхозпроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной (хозяйственной) деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива (IV, ст. 1).

Как видно, гражданско-правовые правосубъектные средства связаны с юридическим оформлением организационных форм юридических лиц, участники которых своим личным трудом принимают участие в деятельности организации. Конечно, в области сельского хозяйства часто действуют и акционерные

общества, и общества с ограниченной ответственностью. Наличие в законодательстве норм о фермерском хозяйстве и сельскохозяйственном кооперативе является в какой-то мере поддержкой лиц, занятых непосредственно в сфере сельского хозяйства своим трудом, лиц, которые работают на своей земле.

Помимо особых организационных форм юридических лиц к числу субъектов предпринимательской деятельности в области сельского хозяйства следует отнести лиц, имеющих специальный правовой статус. Можно отметить государственные органы, уполномоченные в сфере сельского хозяйства, прежде всего министерство сельского хозяйства РФ. В ведении министерства находятся федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, федеральное агентство по рыболовству. В каждом субъекте России созданы свои государственные органы, призванные способствовать развитию сельского хозяйства.

Однако центральное место в системе субъектов занимают сельскохозяйственные товаропроизводители. Это физические и юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, её первичную и последующую (промышленную) переработку. Законодатель оговаривает ещё два условия. Во-первых, перечень продукции, которую производят такие лица, устанавливается правительством. Во-вторых, в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации сельхозпродукции должна быть не менее чем 70% за календарный год (V, ст. 3). По сути, все меры стимулирующего характера государство адресует именно сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Все объекты предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства относятся к объектам гражданских прав, но некоторые из объектов имеют особый правовой режим. Прежде всего это земельный участок. Специальный федеральный закон устанавливает основы оборота земель сельскохозяйственного назначения. Вообще земли указанной категории находятся под особым контролем законодательной и исполнительной власти, правовой режим таких земель наиболее сложен, именно в их отношении введено значительное число правовых ограничений. Так, оборот земель сельскохозяйственного назначения допускается при условии сохранения целевого использования участка (VI, ст. 1). Есть и вещно-правовые ограничения: иностранные граждане и юридические лица (в том числе юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных лиц более чем 50%) могут обладать такими земельными участками только на праве аренды (VI, ст. 3).

Иные объекты гражданских прав, которые используются либо обращаются в сфере сельского хозяйства (сельскохозяйственная техника, удобрения, посевной материал), не имеют существенных особенностей правового режима. Можно отметить только возможность использования публично-правового стимула в виде предоставления льготных условий кредитования и ограничения оборота таких объектов, связанного с требованиями безопасности и экологическими правилами (это касается, например, пестицидов).

Обязательные требования к объектам правового регулирования, в том числе и в сельскохозяйственной области, должны устанавливаться (в соответствии с законодательством о техническом регулировании) техническими регламентами. Однако пока нет технических регламентов, которые касались бы специфичных

для сельскохозяйственного производства сфер, за исключением разве что технического регламента на молоко и молочную продукцию.

Следующий элемент предпринимательской деятельности - её содержание -в области сельского хозяйства не имеет какой-либо значительной специфики. Однако и тут используются некоторые специальные гражданско-правовые средства. Наиболее характерен договор контрактации.

По этому договору (являющемуся разновидностью договора купли-продажи) производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведённую) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю -лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (II, ст. 535).

Поскольку деятельность сельхозпроизводителя часто зависит от внешних, природных факторов, закон особо защищает его интересы. В соответствии с общей диспозитивной нормой ГК РФ заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту её нахождения, а также обеспечить её вывоз. Если заготовитель несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора по общим правилам (независимо от вины), то сельхозпроизводитель несёт ответственность только при наличии вины.

Конечно, договор контрактации - не единственный, посредством которого можно оформить отношения сельхозпроизводителя и его контрагентов. Но именно этот договор представляется одним из выгодных и удобных именно для производителя сельхозпродукции. Контрактация (схема отношений, оставшаяся ещё со времён СССР) появилась непосредственно после революции, в 19181919 годах, активно стала применяться с 1927-1928 годов для стимуляции сельскохозяйственного кооперирования и прямой торговли между государством и колхозами. Получается, договор контрактации - одно из немногих существующих в российской правовой системе гражданско-правовых обязательственных средств правового регулирования, не имевших дореволюционных аналогов, появившихся именно в советское время.

На первый взгляд, баланс интересов в данном договоре смещён в сторону сельхозпроизводителя, и можно поставить под сомнение удобство данной договорной конструкции для рыночной экономики. Однако мы считаем, что указанное смещение баланса интересов сторон оправданно и является элементом поддержки со стороны государства субъектов, обеспечивающих продовольственную безопасность России. Поэтому государство должно не отказываться от применения контрактации, а, наоборот, активно стимулировать заключение и исполнение этого договора.

Направления государственной поддержки сельского хозяйства (а фактически и предпринимательской деятельности в этой области) описаны в федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» (V). При этом отдельно обозначены основные направления государственной аграрной политики (V, ст. 5, п. 4). В частности, сюда относят поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами, государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей и т. п. Отдельно обозначены направления господдержки сельхозпроизводителей. Закон выделяет такие направления, как обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных

товаропроизводителей, развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве, обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей и т. п. (всего 11 пунктов) (V, ст. 7, п. 1).

Более подробно направления поддержки изложены в документе Таможенного Союза - Соглашении о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, вступившем в силу с 1 января 2012 г. на территории Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (VII). Это новый, более подробный с юридико-технической точки зрения документ.

В соглашении присутствует и определение категории государственная поддержка сельского хозяйства: это финансовое содействие, оказываемое правительством (иным государственным или местного самоуправления органом) производителям сельскохозяйственных товаров напрямую либо через уполномоченного агента. В определённой мере Соглашение сужает данное понятие, понимая под ним поддержку только финансовую. Возможно, по мысли законодателя, именно о таких, наиболее эффективных мерах и должна идти речь на межгосударственном уровне. А иные направления поддержки (информационная, кадровая) - уже внутреннее дело договаривающихся стран.

Среди мер господдержки можно выделить крайне важную в российских условиях (работа в зонах рискованного земледелия) поддержку в сфере сельскохозяйственного страхования, данное направление ввёл специальный федеральный закон, вступивший в силу с 1 января 2012 г. (VIII).

Особое место среди публично-правовых средств воздействия в области сельского хозяйства занимают средства, направленные на обеспечение экологической безопасности. Именно эти публичные средства по своей природе являются не стимулами, а ограничениями. Нужно отметить, что в настоящее время важнейшая задача экологической безопасности в сельском хозяйстве комплексно правовыми средствами не решается. Единого сбалансированного регулирования на федеральном уровне также нет. Закон о развитии сельского хозяйства содержит лишь указание на возможные стимулы при применении мероприятий по повышению плодородия и охране сельскохозяйственных земель (V, ст. 13).

Достаточно общие нормы содержит и закон об охране окружающей среды (IX, ст. 42). Установлено, что при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельхозорганизации должны соблюдать экологические требования, а объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения. Данные нормы конкретизируются на подзаконном уровне.

Нормы, касающиеся предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства, присутствуют и в одном из важнейших для экономики законодательных актов - в законе о защите конкуренции. Конечно, в сельском хозяйстве действуют общие правила конкуренции. Однако в наиболее важных для общества случаях органы государственной или муниципальной власти могут предоставить

отдельным лицам преимущество, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности (Х, ст. 4, п. 20). Важно, что государственные и муниципальные преференции могут быть предоставлены и в целях производства сельскохозяйственной продукции (Х, ст. 19, п. 1, пп. 9).

Характеристика предпринимательской деятельности в области сельского хозяйства будет неполной без обращения к законодательству о несостоятельности (банкротстве). В отношении производителей сельхозпродукции действуют два законодательных акта. Закон о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей (XI) устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов в целях улучшения финансового состояния организации до использования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Непосредственно банкротству сельхозпроизводителей посвящён § 3 главы IX закона «О несостоятельности (банкротстве)» (XII). Специальные нормы о банкротстве указанных лиц связаны с необходимостью введения дополнительных механизмов защиты должника - сельскохозяйственного производителя.

Закон о банкротстве чётко ограничивает круг лиц, на которых распространяется действие закона. Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки (XII, ст. 177, п. 1). Несколько иные критерии применяются по отношению к рыболовецким артелям (колхозам) - для них требуемый лимит выручки от реализации установлен в 70% (XII, ст. 177, п. 2).

При анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий. Финансовое оздоровление и внешнее управление вводятся до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учётом времени, необходимого для реализации произведённой или произведённой и переработанной сельскохозяйственной продукции. В законе есть нормы о возможности продления финансового оздоровления или внешнего управления на год в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами чрезвычайного характера (XII, ст. 178).

Специальные правила введены в отношении продажи имущества сельскохозяйственных организаций (XII, ст. 179). Так, на торги выставляется всё предприятие должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством (переработкой) сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. При отсутствии таких лиц указанное преимущественное право возникает у сельхозпроизводителей данной местности. В целом данное правило нужно расценивать как административно-правовое организационное средство, во-первых, сохранения имущества в соответствующей отрасли производства и, во-вторых, укрупнения земельных сельскохозяйственных участков.

В законе о банкротстве содержатся и нормы о банкротстве крестьянских (фермерских) хозяйств (глава X, § 3), однако эти нормы, очевидно, будет необходимо корректировать с учётом новелл ГК РФ, касающихся правового статуса

таких лиц. Крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся юридическими лицами, в любом случае должны проходить процедуры, применяемые в деле о банкротстве, по правилам, установленным для юридических лиц.

Можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность в сфере сельского хозяйства в целом подчиняется общим правилам для осуществления предпринимательской деятельности, однако имеет определённую специфику. Данная специфика проявляется в том числе и в наличии ряда специальных нормативных актов. Сельское хозяйство - область межотраслевого взаимодействия, в которой присутствуют правовые средства самых различных правовых образований. При этом механизм правового регулирования в области сельского хозяйства организован таким образом, чтобы обеспечить дополнительную защиту сельскохозяйственного производителя. Можно говорить о некотором смещении баланса интересов в сторону данного лица. Такое смещение с учётом важности сферы сельскохозяйственной деятельности и сложности условий её осуществления представляется вполне оправданным.

Summary

Z.F. Safin, A.V. Mikhailov. Legal Fundamentals of Entrepreneurship in Agriculture.

The article characterizes the current state of legal regulation of entrepreneurship in agriculture. The authors investigate from legal viewpoint the basic theoretical and practical issues in this field and study various legal means that ensure agricultural development, food security in Russia, and protection of agricultural producers. The authors conclude that entrepreneurship in agriculture is of specific nature: agriculture is a sphere of intersectoral cooperation, which uses a variety of legal means of various legal entities. The mechanism of legal regulation in agriculture is reasonably organized in a way to ensure additional protection for agricultural producers.

Keywords: agriculture, entrepreneurship.

Источники

I - Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Фе-

дерации (СЗ РФ). - 2009. - № 4. - Ст. 445.

II - Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. ... -

2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7627; 2013. - № 7. - Ст. 609.

III - Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском)

хозяйстве» // СЗ РФ. - 2003. - № 24. - Ст. 2249.

IV - Федеральный закон от 8 дек. 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной коопера-

ции» // СЗ РФ. - 1995. - № 5. - Ст. 4870.

V - Федеральный закон от 29 дек. 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» //

СЗ РФ. - 2007. - № 1 (часть I). - Ст. 27.

VI - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохо-

зяйственного назначения» // СЗ РФ. - 2002. - № 3. - Ст. 3018.

VII - Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства (М., 9 дек. 2010 г.) // Таможенный союз. Соглашения. - URL: http://www.fas.gov.ru/ international-partnership/common-economic-space/documents/documents_30700.html, свободный.

VIII - Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"» // СЗ РФ. - 2011. - № 31. - Ст. 4700.

IX - Федеральный закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» //

СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133. ... - 2012. - № 26. - Ст. 3446.

X - Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ

РФ. - 2006. - № 31. - Ст. 3434. ... - 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7643.

XI - Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сель-

скохозяйственных товаропроизводителей» // СЗ РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2787. ... -2008. - № 30. - Ст. 3616.

XII - Федеральный закон от 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190. ... - 2011. - № 1. - Ст. 41.

Литература

1. О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2012 год // Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/bgd/ free/b04_03/Isswww.exe/Stg/d01/66.htm, свободный.

2. Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. - Л.: Ленингр. гос. ун-т, 1988. - 176 с.

3. Михайлов А.В. Методы правового регулирования отношений с участием предпринимателей // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2012. - Т. 154, кн. 4. -С. 119-126.

Поступила в редакцию 23.04.13

Сафин Завдат Файзрахманович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой экологического, трудового права и гражданского процесса, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

E-mail: civil.process@ksu.ru

Михайлов Андрей Валерьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

E-mail: avm@pravmail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.