Научная статья на тему 'Некоторые направления совершенствования межбюджетных отношений'

Некоторые направления совершенствования межбюджетных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ФИНАНСЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / BUDGET / FINANCE / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Андрей Юрьевич

Актуальность исследования обусловлена особенностями бюджетного устройства в России и связанной с этими особенностями необходимостью выделения денежных средств нижестоящим бюджетам, постоянно в них нуждающимся. Предлагаются отдельные направления совершенствования предоставления таких межбюджетных трансфертов, как дотации, субсидии и субвенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые направления совершенствования межбюджетных отношений»

Некоторые направления совершенствования межбюджетных отношений

Волков А. Ю.

Волков Андрей Юрьевич / Volkov Andrey Yurievich-доктор экономических наук, доцент,

кафедра экономики,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Ярославский филиал, г. Ярославль

Аннотация: актуальность исследования обусловлена особенностями бюджетного устройства в России и связанной с этими особенностями необходимостью выделения денежных средств нижестоящим бюджетам, постоянно в них нуждающимся. Предлагаются отдельные направления совершенствования предоставления таких межбюджетных трансфертов, как дотации, субсидии и субвенции.

Abstract: the relevance of the study due to the peculiarities of the budgetary system and budgetary system in Russia and associated with these features need to allocate funds to lower budgets, are constantly in need. Offers separate areas for improvement of inter-budgetary transfers such as grants, subsidies and subventions.

Ключевые слова: бюджет, финансы, межбюджетные отношения.

Keywords: budget, finance, intergovernmental relations.

Актуальность совершенствования использования межбюджетных трансфертов не нова и исследовалась ранее [1], она обусловлена особенностями бюджетного устройства и построения бюджетной системы в России и связанной с этим необходимостью выделения денежных средств нижестоящим бюджетам, постоянно в них нуждающимся.

Не вдаваясь в подробности рассмотрения и изучения межбюджетных отношений и особенностей их правового регулирования в Российской Федерации, приведем основные по результатам исследования, направления их совершенствования.

В части совершенствования механизма представления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (далее - дотаций) как в регионах, так и на местах, предлагается:

- осуществлять ежегодно перерасчет дотации субъектам Российской Федерации (далее - регионам), уровень бюджетной обеспеченности которых превышает среднероссийский, что обусловлено необходимостью снижения внутреннего дефицита средств фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;

- устанавливать и конкретные условия и/или временные рамки перечисления дотации в течение бюджетного года в целях обеспечения ритмичности и своевременности ее предоставления;

- производить корректировку Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 только в случаях изменения структуры расходных обязательств регионов и в интересах ликвидации непостоянства применяемых методических приемов (расчетов) при распределении ресурсов;

- разработать стандарты предоставления бюджетных услуг, в том числе минимальные нормативы бюджетных затрат на их предоставление из бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы и использовать их как основу при расчете объема дотаций для регионов и муниципальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке с учетом законодательно закрепленных объективных факторов;

- отказаться в течение бюджетного года от несистемных решений по поддержке отдельных регионов (муниципальных образований), а предоставление финансовой поддержки на основании отдельных поручений и указаний уполномоченных на то должностных лиц и органов минимизировать и осуществлять в форме иных межбюджетных трансфертов за счет и в пределах средств резервных фондов.

В качестве основных мер, направленных на повышение эффективности использования субсидирования, могут рассматриваться следующие.

Во-первых, необходимо начать работу над созданием комплексных субсидий через консолидацию некоторых из них. Комплексность позволит в рамках одной субсидии иметь больше возможностей ее использования, иными словами множественность целей в рамках субсидии увеличит права ее получателя по использованию денежных средств, что связано с полномочиями выдающих субсидии органов власти в части установления условий их предоставления и использования.

Комплексная субсидия должна предоставляться по единым правилам предоставления субсидии, с учетом единого уровня софинансирования, что позволит повысить самостоятельность ее получателей в выборе приоритетных направлений финансирования за счет предоставляемых межбюджетных трансфертов.

Во-вторых, необходимо при предоставлении и распределении субсидий устанавливать уровень софинансирования расходного обязательства получателя субсидий, исходя из отнесения его к одной из групп, установив при этом, например, 3 группы получателей субсидий с определенной градацией расчетной бюджетной обеспеченности.

Что касается субвенций нижестоящим бюджетам, то здесь сама по себе система предоставления субвенций нуждается в серьезном реформировании.

Для этого необходимо подвергнуть пересмотру сложившуюся систему разграничения полномочий с целью снижения числа делегируемых полномочий, а также закрепления за каждым уровнем власти, а также органами местного самоуправления тех полномочий, которые могут быть наиболее эффективно выполнены данным уровнем власти (управления), в том числе необходимо:

- отказаться от делегирования ряда полномочий, заменив субвенции прямыми расходами непосредственно из федерального бюджета;

- закрепить значительную часть делегируемых полномочий за региональной властью и органами местного самоуправления в качестве их собственных полномочий с одновременным увеличением их собственных доходов и сохранением (при необходимости) рамочного регулирования исполнения данных полномочий на федеральном уровне. При этом было бы важно предусмотреть, что объем фонда финансовой поддержки субъектов Федерации увеличивается на сумму отмененных субвенций лишь в части субвенций, поступавших дотационным регионам, тогда как регионы-доноры получают новые расходные полномочия без компенсации со стороны федерального бюджета.

К сожалению, оценка эффективности предоставления субвенций в настоящее время не производится, поэтому необходимо создать и утвердить порядок оценки эффективности предоставления субвенций с перечнем целевых показателей как для региональных властей, так и органов местного самоуправления. При этом указанный порядок и показатели результативности использования субвенций необходимо утвердить нормативным актом Правительства Российской Федерации.

Ну и, конечно же, ни в коем случае нельзя забывать о том, что субсидии и субвенции носят целевой характер, и без организации и проведения государственного [2] финансового контроля и ведомственного [3] межбюджетные трансферты, как впрочем, и любые другие финансовые потоки, могут быть использованы с нарушением условий их предоставления, исходя из объективно имеющихся функций контроля в управленческой, в том числе финансовой деятельности [4].

Таким образом, в ходе проведенного исследования на основе целого ряда проблем представлены направления совершенствования предоставления таких межбюджетных трансфертов, как дотации, субсидии и субвенции.

Литература

1. Савельева Ю. В. Направления совершенствования системы межбюджетных отношений. // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 67-69.

2. Волков М. А. О категории «Государственный финансовый контроль». // Наука и образование в жизни современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. 2015. С. 24-25.

3. Зборовская Е. Б., Волков М. А. О ведомственном финансовом контроле и направлениях его совершенствования. // Зборовская Е. Б., Волков М. А. О ведомственном финансовом контроле и направлениях его совершенствования. // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, № 3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/132EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/132EVN315.

4. Волков М. А. Финансовый контроль в управлении. // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 11-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.