Научная статья на тему 'Некоторые направления совершенствования института исполнения наказания в отношении несовершеннолетних'

Некоторые направления совершенствования института исполнения наказания в отношении несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
697
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ / НАКАЗАНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиядова Дурея Зиядиновна

В статье рассматриваются проблемы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, предлагаются некоторые направления совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Цель: определить некоторые направления совершенствования института исполнения наказания в отношении несовершеннолетних. Использовались следующие методы: анализ и обобщение материалов следственной и судебной практики, социологические методы (опрос, анкетирование, наблюдение). Область применения результатов. Результаты работы могут быть использованы в деятельности органов, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних, при преподавании в вузах дисциплины «Уголовно-исполнительное право», в научных работах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME WAYS OF IMPROVEMENT THE INSTITUTE OF PUNISHMENT OF NON-ADULTS

The article examines some problems of execution of punishment of non-adults, offers some directions of the improvement of criminal and criminal-executive legislation. Objective: to identify some ways of improving the institute of punishment of non-adults. The following methods were used: analysis and generalization of judicial and investigation practice, sociological methods (survey, questionnaire, observation). Application results. The results can be used in activity of the bodies executing punishment against minors, while teaching in universities in the discipline «Penal law», in scientific papers.

Текст научной работы на тему «Некоторые направления совершенствования института исполнения наказания в отношении несовершеннолетних»

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5'2016

8.2. НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Зиядова Дурея Зиядиновна, д-р юрид. наук, профессор, заведующая лабораторией уголовно-правовых и криминологических исследований

Место работы: ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

Zijadowa@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, предлагаются некоторые направления совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

Цель: определить некоторые направления совершенствования института исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.

Использовались следующие методы: анализ и обобщение материалов следственной и судебной практики, социологические методы (опрос, анкетирование, наблюдение). Область применения результатов. Результаты работы могут быть использованы в деятельности органов, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних, при преподавании в вузах дисциплины «Уголовно-исполнительное право », в научных работах.

Ключевые слова: проблемы исполнения, наказание, несовершеннолетние, совершенствование законодательства.

SOME WAYS OF IMPROVEMENT THE INSTITUTE OF PUNISHMENT OF NON-ADULTS

Zijadova Dureja Z., doctor of legal sciences, professor of the chair of criminal law and criminology Work place: the Daghestan State University

Zijadowa@mail.ru

Annotation: The article examines some problems of execution of punishment of non-adults, offers some directions of the improvement of criminal and criminal-executive legislation. Objective: to identify some ways of improving the institute of punishment of non-adults.

The following methods were used: analysis and generalization of judicial and investigation practice, sociological methods (survey, questionnaire, observation).

Application results. The results can be used in activity of the bodies executing punishment against minors, while teaching in universities in the discipline «Penal law», in scientific papers.

Keywords: problems of execution, punishment, non-adults, improvement of legislation.

Светлой памяти моего научного руководителя и научного консультанта - Астемирова Зайнутдина Астемировича - посвящается.

Несовершеннолетие, как известно, находятся на особом положении в системе назначения и исполнения наказаний. Законодатель максимально учел возрастные особенности лиц несовершеннолетнего возраста, сократив объем наказания и компенсировав его мерами педагогического воздействия. Многие виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним, имеют воспитательное и предупредительное значение. Согласно ч. 1 ст. 88 УК РФ, в отношении несовершеннолетних предусмотрены такие виды наказаний, как: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок.

На современном этапе развития системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних самым неэффективным видом наказания в плане предупреждения последующего преступного поведения несовершеннолетних оказался штраф. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 8 декабря 2003 года были внесены некоторые изменения в институт штрафа. «Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Такое новшество вызвало дискуссии в уголовно-правовой науке. По мнению многих ученых, оно нарушает принцип справедливости и принцип индивидуализации»1.

Позиция законодателя о разрешении взыскания штрафа с родителей или их законных представителей с их согласия в случае назначения его несовершеннолетнему привела к ситуации, когда наказываются родители, а не осужденные подростки. Происходит переложение ответственности, и несовершеннолетний в этом случае остается фактически безнаказанным. По данным Судебного департамента РФ по РД, в 2015 г. из 308 осужденных 65 несовершеннолетним (в 2013 г. из 227 осужденных 57 несовершеннолетним) назначен штраф. Понятно, кто понес тяготы данного наказания. Это родители. Результаты исследований в разных регионах Российской Федерации показали, что несовершеннолетние, в отношении которых был назначен и исполнений такой вид наказания, как штраф, в последующем совершали повторные преступления.

По нашему мнению, родители должны нести ответственность за противоправное поведение детей. Как отмечают практики, при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних нередко поражает поведение родителей, их нежелание понять противоправность поведения своего ребенка, нести хотя бы моральную ответственность перед потерпевшими. Штраф как наказание в отношении родителей можно оставить как способ погашения материальной и моральной ответственности перед потерпевшим. А несовершеннолетнему, не имеющему самостоятельного заработка и имущества, на которое

1 Зиядова Д.З., Магомедов Н.К. Некоторые пути совершенствования института уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 6. - С. 160-163.

Зиядова Д. З.

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

может быть обращено взыскание, следует назначать другие виды наказания.

Как показывает изучение материалов следственной практики, такой вид наказания, как лишение права заниматься определенной деятельностью, следует исключить из перечня наказаний, предусмотренных в отношении несовершеннолетних. Данное наказание не назначается несовершеннолетним не только на региональном, но и федеральном уровне. По данным Судебного департамента РФ по РД, в 2015 г. из 308 осужденных ни одному несовершеннолетнему не назначен данный вид наказания.

В теории уголовного права некоторые обоснованные нарекания вызывает и срок данного вида наказания, предусмотренный для несовершеннолетних. Как известно, согласно ст. 47 УК РФ, он такой же, как и для взрослых, так как в разделе V «Уголовная ответственность несовершеннолетних» содержание этого вида наказания не раскрыто. А в соответствии с ч. 2 ст. 47 УК РФ, данное наказание назначается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. Согласно внесенным в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 27 июля 2009 г № 215-ФЗ, в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части, лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания. Как правильно отмечает Л.В. Предеина, «такое положение не соответствует нормам об уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних и нуждается в корректировке»2.Думается, «в отношении несовершеннолетнего следует указать определенные, отличные от взрослых, сроки лишения права заниматься определенной деятельностью. Для этого в статью 88 УК РФ можно включить часть 2.1. следующего содержания: «Наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью назначается несовершеннолетним на срок от одного года до трех лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до одного года в качестве дополнительного вида наказания»3.

Наиболее приемлемым видом наказания в отношении несовершеннолетних являются обязательные работы. Данное наказание - хороший способ принудительного приобщения несовершеннолетних к общественно полезному труду, наиболее щадящая мера воздействия на личность, метод исправи-тельно-воспитательного воздействия, выработки у несовершеннолетних ответственного отношения к общественным мероприятиям. Поэтому к назначению обязательных работ несовершеннолетним правонарушителям следует подходить очень внимательно и аккуратно. Вначале должны выяснить физическое состояние подростка, затем в соответствии с этим и возрастом несовершеннолетнего дифференцировать вид работ, а также учитывать возможности, навыки и умения лица, осужденного к этому виду наказания. Может по этой причине крайне редко суды назначают и такой вид наказания. По данным Судебного департамента РФ по РД, в 2015 г. из 308 к обязательным работам осуждены всего бнесовершеннолетних.

2 Предеина Л.В. Институт уголовного наказания несовершеннолетних // Законность. - 2011. - № 12. - С. 45.

3 Зиядова Д.З., Магомедов Н.К. Некоторые пути совершенствования

института уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 6. - С. 160-163.

Мы оправдываем изменения законодателя, внесенные в Уголовный кодекс от 8 декабря 2003 г. относительно исправительных работ. Исправительные работы могут быть эффективны в тех случаях, когда к судебной ответственности привлекаются несовершеннолетние, которые нигде не работают и не учатся, ведут праздный образ жизни. Не стоит доказывать, насколько полезно приучать таких молодых людей к труду, хотя в условиях роста безработицы трудно найти посильную работу для несовершеннолетнего правонарушителя. По нашему мнению, целесообразнее назначать исправительные работы и работающим и не работающим несовершеннолетним лицам. Анализ материалов судебной практики показал, что такой вид наказания назначается несовершеннолетним крайне редко. По данным Судебного департамента РФ по РД, из 308 несовершеннолетних в 2015 г. к исправительным работам осуждено всего 6 человек.

Согласно с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 27 декабря 2009 г., ограничение свободы применяется и к несовершеннолетним. Данный вид наказания может стать хорошей альтернативой наказанию в виде лишения свободы. По нашему мнению, ограничение свободы, которое исполняется в виде домашнего ареста можно назначить только несовершеннолетнему, находящемуся в благополучной семье и в благоприятном окружении. Возможно, поэтому крайне редко суды назначают несовершеннолетним ограничение свободы. По данным Судебного департамента РФ по РД, в 2015 г. из 308 к ограничению свободы осуждены всего 6 лиц несовершеннолетнего возраста.

В настоящее время исключен из перечня наказаний, назначаемых несовершеннолетним, такой вид наказания, как арест. По нашему мнению, арест обладает определенными преимуществами по сравнению с лишением свободы и следует создавать условия для его исполнения в отношении лиц несовершеннолетнего возраст а. Содержание осужденного в условиях строгой изоляции при аресте защищает несовершеннолетнего от негативного влияния криминальной среды; непродолжительный срок наказания позволяет ему сохранить социально полезные связи. Расчет делается на своеобразную «шоковую терапию», которая в состоянии изменить в позитивную сторону сознание несовершеннолетнего преступника.

Из зарубежного опыта применения уголовно-правовых мер воздействия к несовершеннолетним заслуживает внимания и изучения система исправительно-воспитательных центров с кратковременным сроком содержания несовершеннолетних правонарушителей от 3 до 6 месяцев (Англия); создание частных мест исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, принадлежащих благотворительным и религиозным обществам (Франция); исправительные школы (Япония); закрытое попечение над несовершеннолетними (не менее 14 дней и не более 4 лет) (Швейцария)4.

Как известно, пока российская система наказаний включает только названный перечень наказаний. Возможности индивидуализации наказания несовершеннолетним в пределах санкции статьи УК ограничены. Поэтому, к сожалению, часто судам приходится назначать самый суровый для несовершеннолетних вид наказания - лишение свободы. По данным Судебного

4 Предеина Л.В. Институт уголовного наказания несовершеннолетних // Законность. - 2011. - № 12. - С. 45.

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5'2016

департамента РФ по РД, в 2013 г. из 227 к лишению свободы осуждены 22несовершеннолетних.

Применение к несовершеннолетним лишения свободы как наиболее строгого вида наказания имеет свои особенности. Как правильно отмечал З.А. Астемиров, «в отношении несовершеннолетних, лишение свободы - не наилучшее средство, оно имеет негативные стороны, которые, если неумело и нерационально организовывать его отбывание, могут приводить к обратным последствиям, т.е. к тому, что отбывшие наказание станут более общественно опасными, чем были до осужде-ния»5.Изоляция подростка от общества подрывает не только социально вредные, но и социально полезные связи и влияния, а в местах лишения свободы, кроме положительного воздействия, несовершеннолетний также подвергается и отрицательному влиянию со стороны лиц, не поддающихся ресоциа-лизации. Принимая данное обстоятельство во внимание, суды часто применяют условное осуждение в отношении несовершеннолетних.

Механизм применения условного осуждения не отлажен должным образом и в большинстве случаев не обеспечивает интенсивного контроля за поведением, что порождает у подростков представление о своей «неуязвимости». В то же время, можно сказать, что условное осуждение в отношении несовершеннолетних может быть первой попыткой сделать их полноценными гражданами. В целях исправления условно осужденного несовершеннолетнего, предупреждения его уклонения от исполнения возложенных на него судом обязанностей, следует дополнить ч. 5ст. 73 УК РФ после слов «осуществлять материальную поддержку семьи» словами «выполнения общественных работ»6.

Важно, чтобы подросток почувствовал тяжесть ответственности за причиненный его деянием вред, осознал, что его поведение находится под пристальным контролем соответствующих лиц и организаций, задача которых - помочь ему в исправлении поведения и предупреждении новых правонарушений. Для этого можно было передать условно осужденного несовершеннолетнего под надзор общественного поручителя. Они должны подбираться по месту работы или учебы правонарушителей из числа авторитетных, хорошо знающих подростков и способных положительно повлиять на них лиц. Практика показывает, что такое решение вопроса повышает ответственность как самих поручителей, которые в случае ненадлежащего исполнения обязанностей могут понести и материальную ответственность, так и у работников образовательной системы, ПДН и особенно родителей подростков, т.к. им приходится находить поручителей и ходатайствовать перед ними.

Превентивное значение имеет разработка совместного нормативного правового акта МВД, Министерства юстиции России, Министерства труда и социального развития о порядке взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций органов юстиции и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в работе по предупреждению повторной преступности среди несовершеннолетних, условно осужденных, условно-досрочно освобожденных от наказания, а также осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

На федеральном уровне существенное значение имеет разработка и принятие Федерального закона «О социальной адаптации несовершеннолетних лиц, отбывших уголовное наказание», реализация на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления нормативных актов по вопросам трудоустройства несовершеннолетних.

«Успешная ресоциализация несовершеннолетнего правонарушителя предполагает наличие комплекса социальных и психолого-педагогических условий, необходимых для нормального его вхождения в социум. Среди этих условий наиболее важным следует назвать возможность общения несовершеннолетнего в социально здоровой среде, отсутствие вредных влияний» 7, возможность получения несовершеннолетним профессии и занятия правомерной деятельностью, удовлетворяющей его материальные и духовные потребности.

Список литературы:

1. Астемиров З.А. Проблемы перевоспитания осужденных несовершеннолетних. М., 1974.

2. Зиядова Д.З., Магомедов Н.К. Некоторые пути совершенствования института уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 6. - С. 160-163.

3. Зиядова Д.З. Теоретические и прикладные проблемы преступности среди учащихся общеобразовательных учреждений: региональный аспект: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2006. - 446 с.

4. Предеина Л.В. Институт уголовного наказания несовершеннолетних // Законность. - 2011. - № 12. - С. 45.

5. Скрыльников К.А. Назначение и исполнение уголовных наказаний, соединенных с изоляцией, в отношении несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - С. 9.

5 Астемиров З.А. Проблемы перевоспитания осужденных несовершеннолетних. М., 1974. - С. 10.

6 Скрыльников К.А. Назначение и исполнение уголовных наказаний, соединенных с изоляцией, в отношении несовершеннолетних: Дис. ...

канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - С. 9.

7 Зиядова Д.З. Теоретические и прикладные проблемы преступности среди учащихся общеобразовательных учреждений: региональный аспект: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2006. -С. 295.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.