Научная статья на тему 'Некоторые направления совершенствования государственной политики в сфере контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств (на примере деятельности Счетной палаты РФ)'

Некоторые направления совершенствования государственной политики в сфере контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств (на примере деятельности Счетной палаты РФ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1658
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный финансовый контроль / государственный бюджет / бюджетно-финансовые отношения / целевое использование бюджетных средств / эффективное использование бюджетных средств / Счетная палата Российской Федерации / state financial control / government budget / budgetary and financial relations / target use of budgetary funds / effective use of budgetary funds / Audit Chamber of the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришина Елена Николаевна

Государственный финансовый контроль нацелен на наведение должного порядка в сфере бюджетно-финансовых отношений. Данная цель может быть достигнута только при условии, если финансовый контроль будет четко организованным и стабильным. В статье автор акцентирует внимание на организации и осуществлении контроля за целевым и эффективным расходованием средств государственного бюджета. Вопрос контроля за целевым расходованием бюджетных средств является хорошо проработанным, как с научной точки зрения, так и с точки зрения методологии осуществления контроля на практике. Однако недостаточная проработанность вопроса эффективного использования бюджетных средств, как в теории, так и на практике, комплексного подхода к осуществлению контроля в целом – все это делает тему статьи актуальной, а проблематику – своевременной. Целью данной статьи является анализ развития государственного финансового контроля в РФ, а также разработка мер по его совершенствованию на примере деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Автором предпринята попытка определить пути совершенствования деятельности Счетной палаты Российской Федерации по организации и осуществлению финансового контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF CONTROL OF THE TARGET AND EFFECTIVE SPENDING OF BUDGET FUNDS (BY THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF THE ACCOUNTS CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The state financial control is aimed at targeting of a due order in the sphere of the budgetary and financial relations. These objectives can be achieved only under a condition if financial control is accurately organized and stable. In article the author focuses attention to the organizations and control of target and effective expenditure of the State Budget. The question of control of targeted budget expenditure is well worked, both from the scientific point of view, and from the point of view of control methodology in practice. However, the insufficient development of a question concerning effective use of budgetary funds both in the theory, and in practice, an integrated approach to control in general – all this does a subject of article actual, and a perspective timely for research. The purpose of this article is the analysis of development of the state financial control in the Russian Federation, and also development of measures for its improvement on the example of activity of Audit Chamber of the Russian Federation. The author made an attempt to define ways of improvement of activities of Audit Chamber of the Russian Federation for the organization and implementation of financial control of a target and effective expenditure of budgetary funds.

Текст научной работы на тему «Некоторые направления совершенствования государственной политики в сфере контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств (на примере деятельности Счетной палаты РФ)»

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕЛЕВЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ

РАСХОДОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ)

Е.Н. Гришина

Кафедра государственного и муниципального управления Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

Государственный финансовый контроль нацелен на наведение должного порядка в сфере бюджетно-финансовых отношений. Данная цель может быть достигнута только при условии, если финансовый контроль будет четко организованным и стабильным. В статье автор акцентирует внимание на организации и осуществлении контроля за целевым и эффективным расходованием средств государственного бюджета. Вопрос контроля за целевым расходованием бюджетных средств является хорошо проработанным, как с научной точки зрения, так и с точки зрения методологии осуществления контроля на практике. Однако недостаточная проработанность вопроса эффективного использования бюджетных средств, как в теории, так и на практике, комплексного подхода к осуществлению контроля в целом - все это делает тему статьи актуальной, а проблематику - своевременной.

Целью данной статьи является анализ развития государственного финансового контроля в РФ, а также разработка мер по его совершенствованию на примере деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Автором предпринята попытка определить пути совершенствования деятельности Счетной палаты Российской Федерации по организации и осуществлению финансового контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, государственный бюджет, бюджетно-финансовые отношения, целевое использование бюджетных средств, эффективное использование бюджетных средств, Счетная палата Российской Федерации.

Государственный финансовый контроль имеет существенное значение для качества государственного управления, в частности управления финансовой безопасностью страны. Для нашей страны важным условием построения благополучного и сильного государства и защиты интересов граждан является организация качественного контроля за исполнением бюджета Российской Федерации, а также за надлежащим использованием имущества государства [2].

Существенной угрозой экономической безопасности государства является масштабное неэффективное и нецелевое расходование государственных и материальных ресурсов, а также такие нарушения законодательства, как хищения, коррупция, легализация доходов, которые были получены незаконным путем. Причинами возникновения угроз подобного характера могут быть: слабость и нестабильность законодательной базы финансового контроля, внутриведомственного контроля, а также бессистемность осуществления финансового контроля.

В связи с этим особое место в системе государственного финансового контроля отводится Счетной палате Российской Федерации. Счетная палата -это постоянно действующий орган государственного финансового контроля. В рамках своей деятельности Счетная палата обладает функциональной и организационной независимостью, организовывает и осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В этой сфере контролируется объем, структура и целевое назначение [5]. Одной из важнейших функций Счетной Палаты, принципиально отличающей от всех других органов финансового контроля, является функция контроля за обоснованностью бюджетных заявок различных федеральных министерств, ведомств и регионов.

Важно отметить, что на данный момент отсутствует четкий механизм взаимодействия всех органов государственного финансового контроля, вместе с тем, по мнению автора, разработка этого механизма является ключевым вопросом организации финансового контроля в Российской Федерации.

В этой связи автором предложен ряд мер, направленных на совершенствование деятельности Счетной палаты РФ и системы финансового контроля в РФ в целом.

Во-первых, для повышения эффективности государственного финансового контроля, в том числе в регионах и на уровне местного самоуправления, необходимо создание единого банка данных. Основные задачи, которые стоят перед контрольно-счетными органами в процессе создания единой информационной системы:

1) сформировать территориально-распределительные информационные ресурсы на единой платформе программно-технического характера и на новейших информационных технологиях;

2) создать средства информационно-аналитической поддержки комплексов задач по сбору, обработке и распределению информации, связанных с практической деятельностью контрольно-счетных органов;

3) обеспечить взаимодействие контрольно-счетных органов между собой и с внешними информационными ресурсами;

4) управлять электронными информационными ресурсами, а также обеспечить защиту от несанкционированного доступа к ним [3].

Во-вторых, для реализации вышеназванных задач необходимо предусмотреть трехуровневую систему управления единой информационной системой.

Первый уровень - Счетная палата Российской Федерации. Счетная палата, как орган государственного финансового контроля, будет центром формирования информационных ресурсов системы, необходимых для решения задач, возложенных на Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации, а также для организации управления этими ресурсами и доступа к ним.

Второй уровень - контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации. Базовыми элементами организационно-функциональной структуры регионального уровня являются информационно-вычислительные комплексы, функционирующие в Контрольно-счетных палатах субъектов Российской Федерации.

Последний, третий уровень - муниципальные контрольно-счетные органы. На этом уровне информационно-вычислительные комплексы функционируют в контрольно-счетных палатах муниципальных образований. Взаимодействие между данными уровнями будет реализовано при помощи и взаимозависимости функциональных подсистем.

В-третьих, ведомственный финансовый контроль должен быть построен на согласованной нормативный базе, кроме того, опираться на единые правила по его функционированию и способствовать сокращению нецелевого и неэффективного расходования денежных средств. В этих целях могут быть применены следующие меры:

- ответственность государственных должностных лиц за нарушения законодательства по использованию федерального бюджета и внебюджетных фондов должна быть более четко определена;

- должностные лица должны быть проинформированы о наступлении ответственности за ненадлежащее исполнение предписаний органов государственного финансового контроля.

В-четвертых, использование передовых информационных технологий должно стать фактором повышения эффективности осуществления финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти на основе данных технологий откроет перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. За счет использования передовых информационных технологий появится возможность в полной мере обеспечивать открытость бюджетов всех уровней, а также появится возможность контролировать доходы и расходы каждого получателя бюджетных средств. Для формирования единого информационного пространства необходима совместимость результатов деятельности контрольных органов в информационной сфере, а также обеспечение обмена информацией между органами государственного финансового контроля [6].

В-пятых, в целях повышения эффективности расходования государственных средств важным направлением совершенствования финансового контроля будет переход к аудиту эффективности расходов государства. Это направление деятельности контрольных органов, которое предполагает анализ результативности и экономности использования денежных средств государства, а также анализ и оценку резервов роста денежных средств и целесообразности их расходования. В настоящее время нет определенных критериев и показателей эффективности расходования денежных средств государства, поэтому необходимо создание единой методики проведения аудита эффективности государственных расходов [4].

Счетная палата Российской Федерации уделяет особое внимание проблеме создания всеобъемлющей и эффективной системы государственного финансового контроля в стране, а также разработке единой концепции финансового контроля. Возможно, лучшим вариантом направления совершенствования системы государственного финансового контроля будет решение об утверждении Счетной палаты Российской Федерации в качестве координирующего центра, который объединит усилия всех органов государственного финансового контроля на каждом уровне бюджетной системы.

В заключение необходимо отметить, что в контексте обозначенных проблем особую важность приобретает вопрос субординации между Счетной Палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. В соответствии с вышеназванными направлениями совершенствования деятельности Счетной палаты Российской Федерации по целевому и эффективному расходованию средств бюджета функция координации по отношению к региональным органам фактически подразумевает функцию контроля. Однако вопрос о перераспределении функций требует более глубокого и детального рассмотрения, что может стать темой дальнейшего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственный финансовый контроль. М., 2009.

[2] КрохинаЮ.А. Финансовое право России. М., 2008.

[3] Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2013 году. Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 февраля 2014 г. №11К (957)).

[4] Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности».

[5] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

[6] Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349 ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

REFERENCES

[1] Babich A.M., Pavlova L.N. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol'. M., 2009.

[2] Krohina Ju.A. Finansovoe pravo Rossii. M., 2008.

[3] Otchet o rabote Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii v 2013 godu. Utverzhden Kollegiej Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii (protokol ot 28 fevralja 2014 g. №11K (957)).

[4] Federal'nyj zakon ot 30 dekabrja 2008 g. № 307-FZ «Ob auditorskoj dejatel'nosti».

[5] Federal'nyj zakon ot 5 aprelja 2013 g. № 4-FZ «O Schetnoj palate Rossijskoj Federacii».

[6] Federal'nyj zakon ot 2 dekabrja 2013 g. № 349 FZ «O federal'nom bjudzhete na 2014 god i na planovyj period 2015 i 2016 godov».

SOME DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF CONTROL OF THE TARGET AND EFFECTIVE SPENDING OF BUDGET FUNDS

(BY THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF THE ACCOUNTS CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Elena N. Grishina

Department of Public Administration Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 10-2, Moscow, Russia, 117198

The state financial control is aimed at targeting of a due order in the sphere of the budgetary and financial relations. These objectives can be achieved only under a condition if financial control is accurately organized and stable. In article the author focuses attention to the organizations and control of target and effective expenditure of the State Budget. The question of control of targeted budget expenditure is well worked, both from the scientific point of view, and from the point of view of control methodology in practice. However, the insufficient development of a question concerning effective use of budgetary funds both in the theory, and in practice, an integrated approach to control in general - all this does a subject of article actual, and a perspective timely for research.

The purpose of this article is the analysis of development of the state financial control in the Russian Federation, and also development of measures for its improvement on the example of activity of Audit Chamber of the Russian Federation. The author made an attempt to define ways of improvement of activities of Audit Chamber of the Russian Federation for the organization and implementation of financial control of a target and effective expenditure of budgetary funds.

Key words: state financial control, government budget, budgetary and financial relations, target use of budgetary funds, effective use of budgetary funds, Audit Chamber of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.