Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности использования бюджетных средств'

Критерии оценки эффективности использования бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1127
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ПОЛУЧАТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ГЛАВНЫЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барашов Эрнест Анатольевич

Предметом настоящего исследования является изучение основных аспектов оценки органами финансового контроля, к которым относятся, в том числе Счетная палата Российской Федерации, Федеральное казначейство эффективности использования подконтрольными организациями бюджетных средств. С учетом современных социально-экономических реалий данный вопрос является наиболее актуальным и его разрешение позволит установить отклонения, допущенные хозяйствующими субъектами в финансово-бюджетной сфере, и принять меры к их устранению соответствующими органами финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности использования бюджетных средств»

УДК: 347.7

Барашов Эрнест Анатольевич

аспирант кафедры финансового и налогового права

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

barashov.ernest@yandex.ru

Ernest A. Barashov

graduate student "Financial and Tax Right" department

Financial University under the Government of the Russian Federation

barashov.ernest@yandex.ru

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

CRITERIA FOR EVALUATION OF EFFICIENCY OF USE OF BUDGETARY FUNDS

Аннотация. Предметом настоящего исследования является изучение основных аспектов оценки органами финансового контроля, к которым относятся, в том числе Счетная палата Российской Федерации, Федеральное казначейство эффективности использования подконтрольными организациями бюджетных средств. С учетом современных социально-экономических реалий данный вопрос является наиболее актуальным и его разрешение позволит установить отклонения, допущенные хозяйствующими субъектами в финансово-бюджетной сфере, и принять меры к их устранению соответствующими органами финансового контроля.

Ключевые слова: эффективное использование бюджетных средств, органы финансового контроля, получатель бюджетных средств, главный распорядитель бюджетных средств, показатели результативности.

Annotation. Subject of this research is studying of the main aspects of assessment by bodies of financial control which treat, including Audit Chamber of the Russian Federation, Federal Treasury of efficiency of use of budgetary funds by controlled organizations. Taking into account modern social and economic realities the matter is the most urgent and its permission will allow to establish the deviations allowed by accounting entities in the financial and budget sphere and to take measures to their elimination of financial control by relevant organs.

Keywords: Effective use of budgetary funds, bodies of financial control, receiver of budgetary funds, main manager of budgetary funds, effectiveness indicators.

Оценка эффективности использования бюджетных средств осуществляется органами финансового контроля [3] и направлена на определение эффективности использования бюджетных средств, полученных объектами контроля для достижения поставленных (запланированных) перед ними задач, решения социальных, а также экономических вопросов и выполнения возложенных функций.

Следует отметить, что контроль за эффективным использованием бюджетных средств не является самоцелью, а направлен на вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь

возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

В этой связи, при проведении контрольных мероприятий органами финансового контроля исследуются следующие основные вопросы:

1. Степень вовлеченности объекта контроля в процесс использования бюджетных средств при достижении установленных законом, договором (соглашением) результатов.

Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, использование бюджетных средств осуществляется получателем бюджетных средств, то есть непосредственно упомянутый участник бюджетного процесса уполномочен на осуществление расходно-кассовых операций при исполнении бюджета по расходам.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под получателем бюджетных средств понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета [1].

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В этой связи следует отметить, что не достижение получателем бюджетных средств запланированных показателей результативности позволяет рассматривать органам финансового контроля вопрос о нарушении им статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также о несоблюдении в полном объеме принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом, согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязанность по обеспечению результативности использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств возложена также на главного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, в случае неэффективности использования бюджетных средств получателем бюджетных средств можно предполагать о нарушении главным распорядителем бюджетных средств статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения результативности использования публичных финансовых ресурсов.

2. Причины, послужившие основанием для не достижения заданного результата.

На сегодняшний день бюджетные средства используются бюджетополучателями

в основном при исполнении обязательств, принятых по государственным контрактам [2], заключенным с хозяйствующими субъектами различной формы собственности, в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, заключение подобных государственных контрактов несет в себе определенные риски, связанные с невозможностью исполнения контрагентами, а именно юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (физическими ли-

цами), принятых на себя обязательств по объективным причинам, которые не зависят от воли сторон (форс - мажоры).

К характерным причинам не достижения показателя эффективности можно отнести:

- позднее доведение главными распорядителями получателям бюджетных средств соответствующих бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, что в свою очередь исключает возможность достижения последними определенных соглашениями о предоставлении субсидии или нормативным правовым актом задач.

- объективную невозможность достижения поставленных задач в силу их невыполнимости (К примеру, показатели рождаемости, смертности и т.д.).

Литература

1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2015. №10. Ст. 1395.

2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и 209 муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652; 2015. № 10. Ст. 1418. 32.

3. Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 // СЗ РФ. 2013. № 49. Ст. 6435.

Literature

1. The budget code Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-FZ//SZ of Russian Federation. — 1998. — No. 31. — Art. 3823; 2015. — No. 10. — Art. 1395.

2. The federal law of April 5, 2013 No. 44-FZ "About contractual system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and 209 municipal needs"//SZ of Russian Federation. — 2013. — No. 14. — Art. 1652; 2015. — No. 10. — Art. 1418. 32.

3. The rules of implementation of powers by Federal Service for Financial and Budgetary Supervision on control in the financial and budget sphere approved by the order of the Government of the Russian Federation of28.11.2013 No. 1092//SZ of Russian Federation. -2013. - No. 49, St. 6435.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.