Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ЭКСТРЕМИСТСКИЙ НАСТРОЙ / УЧАЩИЕСЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зиядова Дурея Зиядиновна, Диева Майя Гамидовна

Показана проблема предупреждения преступности экстремистской направленности в общеобразовательных учреждениях. Приведен криминологический анализ преступности экстремистской направленности, совершаемой учащимися общеобразовательных учреждений; определена личность учащегося; выявлены детерминанты преступности экстремистской направленности среди учащихся общеобразовательных учреждений. Цель криминологического анализа преступности экстремистской направленности, совершаемой учащимися общеобразовательных учреждений, - рассмотрение уровня экстремизации школьной среды на территории отдельных регионов российского государства и построение прогнозных моделей. На основании построенных моделей и рассчитанных показателей создана модель общеобразовательного учреждения как субъекта профилактики экстремизации учащихся. Проведенное исследование состояния преступности экстремистской направленности, совершаемой учащимися общеобразовательных учреждений, а также детерминантов преступности экстремистской направленности среди учащихся общеобразовательных учреждений, показало необходимость совершенствования системы предупреждения преступности данной категории. Показана роль правоохранительных органов и системы образования в профилактике преступлений экстремистской направленности среди учащихся общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зиядова Дурея Зиядиновна, Диева Майя Гамидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME AREAS OF PREVENTION OF EXTREMIST CRIMES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article discusses the problem of extremist crime prevention in educational institutions. The article provides a criminological analysis of extremist crime committed by students of general education institutions; determines the identity of the student who committed an extremist crime; identifies the determinants of extremist crime among students of general education institutions. The purpose of the criminological analysis of extremist crimes committed by students of general education institutions is to consider the level of extremism of the school environment on the territory of certain regions of the Russian Federation and the construction of predictive models. Based on the proposed models and calculated indicators, a model of a general education institution as a subject of prevention of student extremism is constructed. The study of the state of extremist crime committed by students of educational institutions, as well as the determinants of extremist crime among students of educational institutions, showed the need to improve the system of crime prevention in this category. The role of law enforcement agencies and the education system in the prevention of extremist crimes among students of educational institutions is shown.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 343.915 DOI: 10.17277/pravo.2022.04.pp.509-519

Показана проблема предупреждения преступности экстремистской направленности в общеобразовательных учреждениях. Приведен криминологический анализ преступности экстремистской направленности, совершаемой учащимися общеобразовательных учреждений; определена личность учащегося; выявлены детерминанты преступности экстремистской направленности среди учащихся общеобразовательных учреждений. Цель криминологического анализа преступности экстремистской направленности, совершаемой учащимися общеобразовательных учреждений, - рассмотрение уровня экстремизации школьной среды на территории отдельных регионов российского государства и построение прогнозных моделей. На основании построенных моделей и рассчитанных показателей создана модель общеобразовательного учреждения как субъекта профилактики экстремизации учащихся. Проведенное исследование состояния преступности экстремистской направленности, совершаемой учащимися общеобразовательных учреждений, а также детерминантов преступности экстремистской направленности среди учащихся общеобразовательных учреждений, показало необходимость совершенствования системы предупреждения преступности данной категории. Показана роль правоохранительных органов и системы образования в профилактике преступлений экстремистской направленности среди учащихся общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: экстремистская направленность; экстремистские проявления; экстремистский настрой; учащиеся; общеобразовательные учреждения; детерминанты; предупреждение.

Дурея Зиядиновна Зиядова, д-р юрид. наук, профессор, кафедра «Уголовное право, криминология и национальная безопасность», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова», Грозный, Россия;

Zijadowa@yandex.ru

Майя Гамидовна Диева, канд. юрид. наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой «Безопасность и правопорядок», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»,

Тамбов, Россия; maychi1982@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Введение

В регионах Российской Федерации опасным явлением остаются преступления экстремистской направленности. Особую озабоченность вызывает участие в совершении данных преступлений учащихся общеобразо-

вательных учреждений, следствием чего является рост деяний экстремистской направленности. В этой связи преступность экстремистской направленности среди учащихся общеобразовательных учреждений, свидетельствующая об их радикализации, становится в настоящее время источником острой обеспокоенности общества.

Как показывают региональные исследования, помимо негативных процессов в системе образования и появления семей с экстремистским укладом жизни, внешние и внутренние преступные силы используют подростков для достижения экстремистских целей. Цель зарубежных сообществ экстремистского толка - это идеологическое одурманивание подрастающего поколения и его дальнейшее уничтожение. Поэтому возникла необходимость создания эффективной системы предупреждения экстремистских проявлений среди учащихся общеобразовательных учреждений на общероссийском и региональном уровнях. Эффективная система предупреждения экстремистских проявлений среди учащихся общеобразовательных учреждений способна снизить уровень террористической направленности среди молодежи.

Результаты исследования

Цель анализа преступности экстремистской направленности, совершаемой учащимися общеобразовательных учреждений, - исследование и прогнозирование криминологических особенностей данных деяний на территории определенного региона. Такой криминологический анализ позволит определить наиболее эффективные средства профилактики правонарушений и преступлений, которые применяются в тех регионах (районах, городах, школах), где экстремистские преступления среди учащихся имеют место в единичных случаях в течение последнего десятилетия.

Следует отметить, что несмотря на видимое криминальное положение в республиках Северного Кавказа, индекс преступности (400-600 преступлений на 100 тыс. населения) в данных субъектах очень низкий по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Криминальный фон республик Северного Кавказа составляют некоторые распространенные преступления. В основном к ним относятся преступления террористической и экстремистской направленности.

В последние годы региональной особенностью стали экстремистские проявления среди учащихся общеобразовательных учреждений, в том числе и лиц женского пола. Наиболее распространенными деяниями среди учащихся общеобразовательных учреждений являются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), в основном используя сеть Интернет.

Такая тенденция связана с тем, что экстремизм стал одним из главных проблем современного общества, которое безуспешно осуществляет противодействие данному явлению. В свою очередь, экстремистский настрой среди учащихся общеобразовательных учреждений имеет тяжкие последствия. Вместе с радикальными формами поведения у учащихся происходит отчуждение от школы, интенсивное изучение ценностей экстремистских сообществ и иных деструктивных форм поведения. По результатам

нашего исследования, у большинства опрошенных учащихся школа и социальные институты не занимают центрального положения среди жизненных ценностей. Как отмечает Т. С. Богза, «широкое распространение экстремизма среди молодежи является свидетельством недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения» [1, с. 90].

Радикальный настрой учащихся способствует совершению преступлений террористической направленности. Проведенный анализ материалов судебно-следственной практики показывает, что нередко учащиеся осуществляют содействие террористической деятельности добровольно, когда с ними налаживают контакты террористические вербовщики. А некоторые учащиеся сами ищут способы для оказания помощи участникам незаконных вооруженных формирований.

В основном большая часть учащихся, оказывающая помощь участникам террористических организаций или экстремистских группировок, является родственниками лиц, осуществляющих террористическую деятельность. Обобщение материалов уголовных дел подтверждает, что многие учащиеся, содействующие террористической деятельности, являются братьями или сестрами погибших террористов во время контртеррористических операций, в связи с чем вместе с родственниками, как правило, они ищут способы мести сотрудникам правоохранительных органов.

Результаты исследования свидетельствуют, что часто учащиеся, осуществляя содействие террористической деятельности, не осознают в полной мере серьезность положения, в котором они оказываются. К примеру, несовершеннолетний М.Н.Г. содействовал террористической деятельности, оказывая финансовую помощь участнику незаконного вооруженного формирования «Исламское государство» (деятельность запрещена на территории РФ) путем предоставления денежных средств на сумму 4 000 рублей. Для перевода своему родственнику вышеуказанной суммы несовершеннолетний М.Н.Г. использовал банковский терминал, понимая, что переведенные им денежные средства будут использованы его родственником для осуществления террористической деятельности на территории Сирийской Арабской Республики.

Данные, полученные в ходе опросов среди учащихся, подтверждают, что многие учащиеся не осознают в полной мере ответственность за содействие террористической деятельности. Учащиеся не понимают, что под признаки преступления, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ, подпадает не только финансирование террористической деятельности или вовлечение в эту деятельность, но и оказание иной помощи (предоставление еды, воды, одежды и т.д.). Так, шестнадцатилетний И.О.Л. оказывал помощь своему брату и его знакомым, участвующим в составе незаконного вооруженного формирования на территории Республики Дагестан, систематически выполняя их просьбы. На предоставленные ему денежные средства приобретал им одежду, продукты питания, информировал их, осознавая, что его брат и знакомые являются участниками террористической организации, осуществляют террористическую деятельность на территории Российской Федерации, находятся в федеральном розыске. При задержании и допросе несовершеннолетний И.О.Л. оправдывал свои действия тем, что он просто

относил одежду и продукты питания по просьбе своего брата, не совершал террористического акта и не знал, что совершенные им деяния запрещены и подпадают под признаки преступления, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ.

По данным исследований, семья является источником формирования экстремистских проявлений у учащихся. На территории республик Северного Кавказа существуют экстремистские семьи, то есть семьи, члены которых придерживаются крайних радикальных взглядов, негативно относятся к государственной власти, используют в воспитании детей экстремистские ценности и устои.

Проявлению экстремистских семей способствуют обычаи радикального течения ислама. Огромное количество лиц школьного возраста со своими родителями с радикальными установками покинули Российскую Федерацию в целях участия в незаконных вооруженных формированиях, осуществляющих террористическую деятельность.

Одним из факторов преступности экстремистской направленности, совершаемой учащимися общеобразовательных учреждений, является процесс их вовлечения в структуры экстремистской направленности. Как правильно отмечают исследователи [2, 6], активность несовершеннолетних участников террористических организаций за последние пятнадцать лет резко возросла. Главной причиной, из-за которой во всем мире так резко возросли экстремистские проявления среди подростков, является укрепление террористической организации «Исламское государство» (деятельность запрещена на территории РФ) на мировом уровне.

Следует отметить, что есть существенная доля несовершеннолетних, вовлеченных в содействие террористической деятельности не по собственной воле. Многие учащиеся общеобразовательных учреждений, совершившие преступления экстремистской направленности, были вовлечены в радикальные структуры в семье.

Во многих регионах Российской Федерации дети и их матери из различных социально-экономических групп с разными культурными, этническими и религиозными корнями, уровнем образования находятся в семье в зависимом положении от мужчины. Такое положение нередко становится фактором их вовлечения мужской половиной в экстремистскую деятельность. Е. П. Ким справедливо отмечает, что насилие в отношении зависимых лиц соответствует экстремистским деяниям, и предлагает ввести в оборот понятие «бытовой экстремизм» [4, с. 12].

Зависимое положение женщины от мужчины в семье обусловливает ограничение ее прав в решении вопросов воспитания детей. Крайнее выражение зависимого положения женщины в семье - это насилие в отношение нее и детей. Семейное насилие является способом контроля над зависимыми членами семьи. Женщины, неспособные защитить себя из-за зависимого положения в семье, вынуждены стать на экстремистский путь, вовлекая, в свою очередь, в радикальную деятельность своих детей. Как известно, подростки среди всех социальных слоев более подвержены влиянию радикальных идей, то есть очень легко воздействовать на разум подрастающего человека путем внушения ценностей экстремистских сообществ.

По результатам опроса, проведенного среди различных категорий женщин, 65 % респонденток вынуждены были следовать за радикальными идеями мужчин в семье. По ответам опрошенных лиц, только в 24 % случаев они смогли дать отпор радикальному настрою своих мужей и спасти детей от вовлечения в экстремистскую деятельность.

Фактором преступности экстремистской направленности, совершаемой учащимися общеобразовательных учреждений, является слабый контроль со стороны контролирующих органов за посещением подростками школьного возраста учебных заведений. В системе профилактики преступлений данной категории существенен вклад тех, кто непосредственно работает с подрастающим поколением, с теми, от кого зависит наше будущее.

Работать с несовершеннолетними - дело не простое. Воспитателю надо помочь подростку осознать противоправный характер своих радикальных действий, научить его правилам поведения, существующим в обществе. Именно от него, прежде всего, зависит судьба подростка: будут ли устранены обстоятельства, связанные с фактом девиантного поведения и приняты необходимые меры по коррекции его личности, уже сложившихся взглядов, убеждений, привычек поведения, личностных ориентаций.

Ошибка, неверные действия воспитателя отразятся на будущей жизни подростка, окажут необратимое влияние на становление его личности. Работнику системы образования всегда следует помнить, что он имеет дело с тонким и чувствительным материалом, и, прежде всего, не допускать воздействия внешних признаков, то есть оградить несовершеннолетнего от влияния экстремистских структур. Успех деятельности работника системы образования в значительной степени предопределяет правовая и педагогическая подготовка, а также добросовестное исполнение им своего профессионального долга.

В настоящее время настала пора заниматься предупреждением преступности экстремистской направленности в общеобразовательных учреждениях. Профилактика преступлений экстремистской направленности в общеобразовательных учреждениях - составная часть более общей проблемы предупреждения преступности. Она заключается также в создании наиболее благоприятных условий развития и воспитания несовершеннолетних и молодежи.

В системе предупреждения преступности экстремистской направленности в общеобразовательных учреждениях ведущее место принадлежит нравственно-воспитательным мерам. Как правильно отмечают исследователи, фактором преступности экстремистской направленности в общеобразовательных учреждениях является снижение уровня духовности и нравственности семьи. В свою очередь, нравственность и воспитание -основы общественного сознания, которые формируют мировоззрение и отношение к жизни, побуждают к совершению конкретных действий. Нравственно воспитанный молодой человек не будет прибегать к насилию, использовать жизнь людей как орудие достижения своих целей, шантажировать угрозой смерти и брать в заложники детей.

Целевые исследования [2, 5] подтверждают, что наиболее опасным периодом вовлечения учащихся общеобразовательных учреждений в экстре-

мистские сообщества являются месяцы летных каникул. В этой связи целесообразно в конце учебного года организовать проведение разъяснительной работы и специальных профилактических мероприятий в учебных заведениях и местах проведения досуга подростков. Эти мероприятия должны осуществляться совместно с участковыми уполномоченными полиции.

Служба участковых уполномоченных полиции является центральным звеном в системе профилактики экстремистских проявлений в общеобразовательных учреждениях. Серьезное место занимает работа с участковыми уполномоченными полиции, в процессе которой выявляются взрослые, негативно влияющие на несовершеннолетних. Важным направлением является индивидуальная профилактическая работа, которая заключается в выявлении и учете лиц, способных вовлечь подростков в радикальные структуры, и ведении оперативного наблюдения за ними, принятии соответствующих мер для недопущения совершения ими вербовки. Причем эта работа не должна заканчиваться только выявлением и постановкой на учет, а превратится в планомерную, постоянную деятельность по их изоляции от несовершеннолетних, вплоть до привлечения таких взрослых к уголовной ответственности при наличии законных оснований. При проведении индивидуальной профилактики необходимо принять меры к изоляции взрослых подстрекателей даже в семье. При проведении всех профилактических мероприятий необходимо строгое соблюдение законности, что позволит в правовом поле проводить необходимую работу и не допускать нарушения прав и свобод несовершеннолетних.

Существенные профилактические функции выполняют подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), направленные на противодействие экстремистским проявлениям в общеобразовательных учреждениях. Деятельность некоторых субъектов криминологической профилактики преступности экстремистской направленности в общеобразовательных учреждениях носит в значительной мере закрытый характер. Например, органы Федеральной службы безопасности осуществляют предупреждение разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, шпионажа, направленного на экстремизацию подрастающего поколения.

Координация деятельности по профилактике преступлений экстремистской направленности в общеобразовательных учреждениях может осуществляться наиболее успешно при соблюдении определенных организационных принципов. Успех деятельности в деле противодействия экстремистским проявлениям в общеобразовательных учреждениях зависит от скоординированности предупредительной деятельности всех подразделений и органов, занимающихся профилактикой преступлений экстремистской направленности в общеобразовательных учреждениях.

В системе субъектов предупреждения преступности экстремистской направленности в общеобразовательных учреждениях особое место занимает система образования. Учреждения системы образования осуществляют деятельность по изучению особенностей характера, интересов молодых людей, среды, в которой они живут; выявлению факторов формирования экстремистского поведения, и принимают меры ресоциализации такого девиантного поведения. Для этого необходимо разработать програм-

му выявления и изучения факторов отклоняющегося поведения (радикализации), а также формирования правильного отношения к традиционным формам религии.

Опрос в общеобразовательных учреждениях показал, что классные руководители могут проводить беседы в целях раскрытия истинного смысла нетрадиционного течения религии. Такая беседа может в некоторой степени удержать учащегося от экстремистского настроя. Регулярное ведение дневников индивидуальной воспитательно-профилактической работы помогает классному руководителю отчетливо видеть динамику поведения учащихся, правильно определять наиболее эффективные формы работы по коррекции их радикального поведения. Однако классные руководители, особенно в районах с экстремистским настроем, учитывая угрозу со стороны представителей террористических организаций, испытывают значительные трудности не только при организации антиэкстремистской и антитеррористической профилактической деятельности, но и при проведении воспитательной работы в целом.

В работе по профилактике преступлений экстремистской направленности в общеобразовательных учреждениях большую роль играют учебные занятия, где педагоги формируют у учащихся правильные взгляды на жизнь, воспитывают толерантное отношение к представителям иных национальностей, вероисповеданий, социальных групп. При этом важно, чтобы родители сами не были представителями экстремистских сообществ, лицами с радикальным складом ума.

Критическое и даже негативное отношение родителей к светским правилам, в том числе к полноценному образованию, - один из основных факторов формирования личности с экстремистскими наклонностями. Подростки в экстремистских семьях, несмотря на все принимаемые системой образования меры, оставляют учебу в образовательном учреждении, становятся членом сообществ экстремистского уклона. Поэтому в общеобразовательных школах работа с родителями должна проводиться по следующим направлениям: 1) организация повседневной связи работников школы с родителями для координации радикальных воспитательных действий и обеспечения единых требований к учащимся, постоянное повышение педагогической культуры родителей; 2) широкое вовлечение родительской общественности в организацию и проведение мероприятий по формированию антиэкстремистской идеологии; 3) оказание активного воспитательного воздействия на родителей с радикальными взглядами, экстремистским укладом жизни.

Таким образом, противостоять экстремистскому натиску можно эффективной правовой социализацией молодежи, основой которой является антиэкстремистская идеология. Как правильно отмечают исследователи [3, 7], в то время, когда представители экстремистских сообществ используют информационное оружие как средство достижения своих целей, силовые структуры государства уничтожают лиц молодежного возраста, попавших в силу своей правовой неграмотности в экстремистские сети. Идеологический «вакуум» в молодежной среде стал «бомбой замедленно-

го действия», взрыв которой имеет тяжкие последствия для общества и государства. В связи с этим, как правильно отмечает Н. М. Букаев, «в борьбе с идеологией терроризма и экстремизма не может быть формального подхода. В данном случае речь идет не только об осознании опасности этого явления, но и о разработке адекватных и эффективных мер противодействия ему» [2, с. 147].

В правовой социализации молодежи заметную роль смогут сыграть юридические клиники. В рамках юридической клиники важное значение имеет формирование лекторской группы из магистрантов и студентов 4 курса юридического факультета. Под руководством профессорско-преподавательского состава члены лекторской группы смогут организовать антиэкстремистскую деятельность в молодежной среде. Основной задачей лекторской группы станет доведение до учащейся молодежи асоциального смысла лозунгов и призывов экстремистского толка, противостояние вовлечению ее в совершение преступлений экстремистской и террористической направленности.

В целях предупреждения преступности экстремистской направленности в общеобразовательных учреждениях можно создать на базе юридических факультетов центры по противодействию экстремизму и терроризму. Функцией таких центров является правовая социализация учащейся молодежи, способная в последующем противостоять экстремистской идеологии. Таким образом, основным оружием противодействия экстремизму является создание государственной гуманной идеологии.

Заключение

Преступность экстремистской направленности среди учащихся общеобразовательных учреждений на региональном уровне - это последствия массового вовлечения подрастающего поколения в структуры экстремистской и террористической направленности. Экстремистские проявления среди учащихся общеобразовательных учреждений на региональном уровне становятся угрозой безопасности регионов Российской Федерации. Поэтому необходима надежная система предупреждения экстремистских взглядов и проявлений в школьной среде.

Факторы, способствующие совершению преступлений экстремистской направленности учащимися общеобразовательных учреждений в республиках Северного Кавказа, имеют свои особенности. В первую очередь, сложная социально-экономическая ситуация в республике и высокая безработица способствуют экстремистским проявлениям среди учащихся общеобразовательных учреждений на региональном уровне.

Радикализация школьной молодежи будет определять криминогенную ситуацию в Российской Федерации в ближайшей перспективе. Поэтому важное значение в системе профилактики преступлений среди несовершеннолетних играют неспециализированные субъекты, к которым относятся в первую очередь семья, школа, общественные молодежные организации. Важнейшую роль в этом играют две инстанции: семья и школа.

Немаловажный вклад в профилактику преступлений экстремистской направленности среди учащихся общеобразовательных учреждений вносят специализированные субъекты.

Основным направлением предупреждения преступности террористической направленности среди молодежи в республиках Северного Кавказа является обеспечение занятости трудом молодых людей. Вместо дотаций, способствующих обогащению представителей власти, целесообразнее возрождение производства, создание государственных предприятий. Государственное производство и сельское хозяйство смогут стать сдерживающим фактором преступности террористической и экстремистской направленности.

Профилактический эффект в системе предупреждения будут иметь социальные меры, направленные на защиту детства и юношества. Это -социальная помощь малообеспеченным и многодетным семьям с несовершеннолетними детьми; совершенствование системы организации досуга молодежи, летнего отдыха несовершеннолетних; развитие учреждений дополнительного образования. В рамках социальной защиты детства превентивное значение имеет повышение роли образовательных учреждений, улучшение условий жизнедеятельности и материального положения работников системы образования и социальной защиты; поднятие авторитета профессии учителя, воспитателя и социального работника.

Несмотря на профилактическую роль социальных, социально-экономических, организационно-управленческих мер, главным направлением должна стать нравственно-воспитательная профилактика данных преступлений: проведение нравственно-этических мероприятий, направленных на повышение правовой и нравственной культуры учащихся общеобразовательных учреждений. Заключительный этап в антиэкстремистской социализации подрастающего поколения является победа над идеологией терроризма, которая позволит полностью ее искоренить в российском государстве.

Список литературы

1. Богза Т. С. Анализ восприятия понятия «экстремизм» в виртуальной среде подростков // Моя профессиональная карьера. 2020. Т. 3, № 8. С. 89 - 92.

2. Букаев Н. М., Волосова Н. Ю. Отдельные аспекты борьбы с экстремизмом и терроризмом на религиозной почве среди подростков и молодежи // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10, № 3-1. С. 147 - 157. Б01: 10.34670/ЛЯ.2020.93.3.012

3. Воронин Ю. А., Беляева И. М., Кухтина Т. В. Современные тенденции преступности в цифровой среде // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2021. Т. 21, № 1. С. 7 - 12. Б01: 10.14529/^210101

4. Ким Е. П. Преступность в сфере бытовых отношений и ее предупреждение: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. 51 с.

5. Когай Е. А. Молодежный экстремизм и виртуальный мир // Социально-гуманитарное обозрение. 2019. № 1(1). С. 13-14.

6. Моисеева А. К. Криминологическая характеристика лица, осуществляющего содействие террористической деятельности // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13, № 4. С. 102 - 104.

7. Шут О. А. Экстремизм в цифровом пространстве социальных сетей: способы совершения и детерминанты // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2021. Т. 18, № 1. С. 96 - 102. DOI: 10.24147/1990-5173.2021.18(1).96-102

References

1. Bogza T.S. [Analysis of the perception of the concept of "extremism" in the virtual environment of adolescents], Moya professional'naya kar'yera [My professional career], 2020, vol. 3, no. 8, pp. 89-92. (In Russ.)

2. Bukayev N.M., Volosova N.Yu. [Separate aspects of the fight against extremism and terrorism on religious grounds among adolescents and youth], Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava [Issues of Russian and international law], 2020, vol. 10, no. 3-1, pp. 147-157. DOI: 10.34670/AR.2020.93.3.012 (In Russ.)

3. Voronin Yu.A., Belyayeva I.M., Kukhtina T.V. [Current trends in crime in the digital environment], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo [Bulletin of the South Ural State University. Series: Law], 2021, vol. 21, no. 1, pp. 7-12. DOI: 10.14529/law210101 (In Russ.)

4. Kim Ye.P. Extended abstract of Doctor's of Legal thesis. Moscow, 2002, 51 p. (In Russ.)

5. Kogay Ye.A. [Youth extremism and the virtual world], Sotsial'no-gumanitarnoye obozreniye [Social and Humanitarian Review], 2019, no. 1(1), pp. 13-14. (In Russ.)

6. Moiseyeva A.K. [Criminological characteristics of a person assisting terrorist activities], Probely v rossiyskom zakonodatel'stve [Gaps in Russian legislation], 2020, vol. 13, no. 4, pp. 102-104. (In Russ.)

7. Shut O.A. [Extremism in the digital space of social networks: ways of committing and determinants], Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Pravo [Bulletin of the Omsk University. Series: Law], 2021, vol. 18, no. 1, pp. 96-102. DOI: 10.24147/1990-5173.2021.18(1).96-102 (In Russ.)

Some Areas of Prevention of Extremist Crimes in Educational Institutions

D. Z. Zijadova, Dr. Sci. (Law), Professor, Department of Criminal Law, Criminology and National Security, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia;

Zijadowa@yandex.ru

M. G. Dieva, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Acting Head of the Department "Security and Law and Order", Tambov State Technical University, Tambov, Russia;

maychi1982@mail.ru

The article discusses the problem of extremist crime prevention in educational institutions. The article provides a criminological analysis of extremist crime committed by students of general education institutions; determines the identity of the student who committed an extremist crime; identifies the determinants of extremist crime among students of general education institutions.

The purpose of the criminological analysis of extremist crimes committed by students of general education institutions is to consider the level of extremism of the school environment on the territory of certain regions of

the Russian Federation and the construction of predictive models. Based on the proposed models and calculated indicators, a model of a general education institution as a subject of prevention of student extremism is constructed.

The study of the state of extremist crime committed by students of educational institutions, as well as the determinants of extremist crime among students of educational institutions, showed the need to improve the system of crime prevention in this category. The role of law enforcement agencies and the education system in the prevention of extremist crimes among students of educational institutions is shown.

Keywords: extremist orientation; extremist manifestations; extremist attitude; students; educational institutions; determinants, prevention.

© Д. З. Зиядова, 2022 © М. Г. Диева, 2022 Статья поступила в редакцию 15.07.2022

При цитировании использовать:

Зиядова Д. З., Диева М. Г. Некоторые направления профилактики преступлений экстремистской направленности в общеобразовательных учреждениях // Право: история и современность. 2022. Т. 6, № 4. С. 509 - 519. doi: 10.17277/pravo.2022.04.pp.509-519

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.