Научная статья на тему 'Некоторые моменты истории азербайджанского театра (в контексте творчества Ильяса Эфендиева'

Некоторые моменты истории азербайджанского театра (в контексте творчества Ильяса Эфендиева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
259
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР / ДРАМАТУРГИЯ ИЛЬЯСА ЭФЕНДИЕВА / СПЕКТАКЛЬ / СЦЕНИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВКИ / ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЦЫ / АКТРИСЫ / КОНФЛИКТЫ / БОРЬБА / WOMEN'S CHARACTERS / AZERBAIJANIAN DRAMATIC THEATRE / DRAMATIC WORKS BY ILYAS EGENDIYEV / PERFORMANCE / STAGING / ACTRESSES / CONFLICT / STRUGGLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ширинова Н. Е.

В настоящей статье прослеживается история развития и эволюции азербайджанского светского профессионального театра. Отличаются заслуги драматургов, режиссеров и актеров, внесших весомый вклад в развитие азербайджанского театра и достижение им нынешнего уровня. Даются подробные сведения о сценическом воплощении драматургических произведений И. Эфендиева, а также о режиссерах удачно поставивших эти пьесы, и о мастерстве актеров, блестяще сыгравших роли и создавших незабываемые образы. За полувековой период Азербайджанский Национальный театр обогатился такими произведениями И. Эфендиева, как "Светлые пути", " Семья Атаевых", "Не могу забыть", "В хрустальном дворце", "Правитель и его дочь", "Встреча влюбленных в аду" и др. (более 19-и произведений). На основе фактического материала анализируются особенности творчества И.Эфендиева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some moments of history of the Azerbaijanian Theatre (in the context of I. Efendiyev `s oreation)

In the article is traced history of the development and evolution of the Azerbaijanian High professional theatre. Are emphasijed services of the pleywrights, producers and actors who made a valuable contribution to the development of the Azerbaijanian Theatre and its modern level. Ils given information about stage incarnation of the dramatic works by I. Efendiyev, about the producers staged them and about the actors and actresses who played the roles successfully and created wonderful unforgetable characters. During the fifty years the Azerbaijanian National Theatre was enriched by such dramatic works of I. E fendiyev as '' The light ways", " The Atayevs", " I can' t forget", " In the crystal palace", " The ruller and his daughter ", " The meeting of the lovers in the hell " and the other ( more than 19 ). The peculiarities of I.Efendiyev's creation are analysed on the basis of the actual material.

Текст научной работы на тему «Некоторые моменты истории азербайджанского театра (в контексте творчества Ильяса Эфендиева»

УДК 17.00.01

НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ТЕАТРА (В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА ИЛЬЯСА ЭФЕНДИЕВА)

Н. Е. Ширинова

В настоящей статье прослеживается история развития и эволюции азербайджанского светского профессионального театра.

Отличаются заслуги драматургов, режиссеров и актеров, внесших весомый вклад в развитие азербайджанского театра и достижение им нынешнего уровня. Даются подробные сведения о сценическом воплощении драматургических произведений И. Эфендиева, а также о режиссерах удачно поставивших эти пьесы, и о мастерстве актеров, блестяще сыгравших роли и создавших незабываемые образы.

За полувековой период Азербайджанский Национальный театр обогатился такими произведениями И. Эфендиева, как "Светлые пути", " Семья Атаевых", "Не могу забыть", "В хрустальном дворце", "Правитель и его дочь", "Встреча влюбленных в аду" и др. (более 19-и произведений). На основе фактического материала анализируются особенности творчества И.Эфендиева.

Ключевые слова: Азербайджанский Драматический Театр, драматургия Ильяса Эфендиева, спектакль, сценические постановки, женские образцы, актрисы, конфликты, борьба.

Naiba Eldar gizi Some moments of history of the Azerbaij anian Theatre (in the context of I. Efendiyev ' s oreation)

In the article is traced history of the development and evolution of the Azerbaijanian High professional theatre.

Are emphasijed services of the pleywrights, producers and actors who made a valuable contribution to the development of the Azerbaijanian Theatre and its modern level.

Ils given information about stage incarnation of the dramatic works by I. Efendiyev, about the producers staged them and about the actors and actresses who played the roles successfully and created wonderful unforgetable characters.

During the fifty years the Azerbaijanian National Theatre was enriched by such dramatic works of I. E fendiyev as " The light ways", " The Atayevs", " I can' t forget", " In the crystal palace", " The ruller and his daughter ", " The meeting of the lovers in the hell " and the other ( more than 19 ). The peculiarities of I.Efendiyev's creation are analysed on the basis of the actual material.

Key words: Azerbaijanian Dramatic Theatre, dramatic works by Ilyas Egendiyev, performance, staging, women’s characters, actresses, conflict, struggle.

Начиная со второй половины XIIX века общественно - политические события, происходившие в Азербайджане, придали мощный стимул развитию просветительского движения в стране. В различных областях литературы, культуры и искусства произошли коренные изменения формы и содержания. Данный период оказался знаменательным и для азербайджанского театра. Великий мыслитель Мирза Фатали Ахундов, принесший в азербайджанскую литературу драматический жанр, сыграл решающую роль в превращении народного театра в искусство профессионального театра. По инициативе великого просветителя Гасан бека Зардаби и выдающегося писателя Наджафа бека Везирова в 1873 г. в Баку были поставлены комедии Мирза Фатали Ахундова «Везир Ленкоранского Ханства» и «Гаджи Гара», и тем самым была заложена основа профессионального театра в Азербайджане и во всем мусульманском Востоке в целом.

«Азербайджанская интеллигенция, осознающая большую общественную значимость театра, организовывала постановку театральных спектаклей в Баку, Губе, Шеки, Шуше, Нахичеване а также в Тифлисе и Ереване. Выдающиеся представители азербайджанской интеллигенции Наджаф бек Везиров, Абдурахим бек Хагвердиев, Нариман Нариманов и др. своими пьесами, дающими реальное художественное описание важнейших событий того периода, обогатили репертуар театра. Азербайджанская молодежь, получившая образование в России и Европе, вернувшись на Родину, переводила произведения мировых классиков на азербайджанский язык, ставила их, знакомя таким образом поклонников театра с образцами мировой литературы и служа делу создания театра нового типа в Азербайджане, опирающегося на национальные ценности» [1].

После восстановления Азербайджаном суверенитета (1918-1920 гг.) в развитии театрального искусства как и во многих других областях ведется большая работа.

Правительство Азербайджанской демократической Республики, объединив разрозненные театральные группы, создало Государственный театр. Профессиональный театр Азербайджана обогатился сценическими произведениями таких великих мастеров, как Джалил Мамедкулизаде, Гусейн Джавид, Джафар Джаббарлы, в которых нашли яркое отражение историческое прошлое азербайджанского народа, его страдания, противостояние добра злу и связанные с ними философические размышления.

Хотя в годы Советской власти Азербайджанский театр находился под чужим идеологическим влиянием, ему все же удалось сохранить национальную сущность и играть активную роль в культурной жизни республики. География азербайджанского театра расширяется, охватывая почти все регионы.

«Наряду с прекрасными образцами мировой литературы репертуар театра обогащается произведениями Самеда Вургуна, Сулеймана Рустама, Сабита Рахмана, Мирзы Ибрагимова, Ильяса Эфендиева и др.

Одним из выдающихся мастеров, продолживших литературное наследие азербайджанских драматургов и внесших огромный вклад в развитие национального театра своими драматическими произведениями, является Ильяс Эфендиев.

Великий азербайджанский драматург прожил 82 года, из них 60 лет он посвятил художественно-литературной деятельности. Его драматургия явилась новым для азербайджанского театра стилем, именуемым лирико-психологическим. «Именно такие его драматические произведении, как «Светлые пути» (1947), «Вешние воды», «Семья Атаевых» (1954), привлекли внимание режиссеров Адиля Искендерова и Тофика Кязымова. В результате сценических воплощений этих произведений азербайджанский национальный театр вступил в новую стадию эволюции» [2]. Тофик Кязимов, ознакомившись с драматическими произведениями Ильяса Эфендиева, увидел в них художественно-эстетический материал лирико-психологического стиля, который он хотел привнести в театр.

Оригинальность Ильяса Эфендиева как драматурга заключается в том, что он стремился представить своих героев зрителям со всеми присущими им человеческими чувствами и страстями.

Режиссер Тофик Кязимов в своих постановках также пытался сохранить мысль автора и особенности человеческих судеб строил на основе реалистической манеры исполнения.

Во всех своих произведениях Ильяс Эфендиев доведение конфликта до апогея видел в создании психологического состояния характеров. Он считал, что «конфликт бывает острым и резким тогда, когда автор, не забывая своей тенденции, описывает столкновения между людьми исходя из их психологии, характера. Только в этом случае его мысли бывают убедительными и конфликт может превратиться в настоящую борьбу характеров, страстей» [3].

На протяжении всего своего творчества драматург оставался верным этой мысли, высказанной еще в 1954 г., и, давая глубокую общественно нравственную оценку содержанию отдельных образов, смог изобразить художественную борьбу характеров и страстей. На переднем плане этой борьбы стаяли изображаемые им различные женские образы. Одним из таких образов является Наргиля из спектакля «Ты всегда со мной» (1964). Это - образ, отличающийся своими характерными особенностями, самостоятельный по своим чувствам и ощущениям, выступающий против возрастных различий в любви.

В пьесе «Ты всегда со мной» драматург изображает внешнюю борьбу внутренних психологических состояний и с большим мастерством утверждает как первый создатель лирикопсихологической драмы. В этой пьесе в центре событий стоит женский образ Наргили, сконцентрировавшей психологическое состояние драматической эволюции и противостоящей трудностям духовной среды. Создавая образ Наргили, Ильяс Эфендиев пытался доказать, что человеку присущи самые разные черты характера, чувства, ощущения, желания. Он был против ограничения и стандартизации разнообразия человеческих судеб.

Поскольку жизненная значимость драматических произведений находит своё отражение в сценическом воплощении, качество сценического воплощения зависит как от драматического материала, так и режиссерской и актерской работы.

Яшар Гараев писал о спектакле: «Вообще в этом спектакле чувствуются свежесть и чистота. Материал пьесы, новизна ее содержания и формы отражены в духе пьесы и ее художественном оформлении. Неслучайно создание в азербайджанской драматургии нового, интересного женского образа совпало с успешным дебютом талантливой молодой актрисы Амалии Панаховой. Это связано, с одной стороны, с открытием и заслугами главного режиссера и режиссера-постановщика театра Тофика Кязимова, а, с другой стороны, - с возможностями пьесы. Искренность, сильные эмоции в игре актрисы естественная ритмика ее движений и манер радует нас. Она мастерски исполняет и сцены без слов». [4].

Джафар Джафров, высоко оценивая новаторство Ильяса Эфендиев, писал: «Эта тенденция непосредственно связана с гуманистической концепцией нравственной оценки личности, с демократизмом в духовной жизни общества, с новым этапом борьбы за нравственность, с поисками создания современного положительного героя» [5]. Понятие «демократизм», упомянутое Джафар Джафаровым, ощущается во всем творчестве Ильяса Эфендиева. Основные положительные герои его драматургии - женские образы, в каждом из которых своеобразные черты демократизма.

Они могут открыто выражать свои чувства, свободны в своих действиях и поступках. Даже если в силу общественных причин эти героини не самостоятельны, они стремятся к независимости. Чтобы избавиться от всего того, что им неприятно, ненавистно, они не боятся вступить в открытую борьбу.

Герои И.Эфендиева демократичны потому, что далеки от ложной духовной идеализации. Создание ложного духовного идеала драматург считал искажением жизненной правды. К сожалению, в советской драматургии создание ложного духовного идеала было традицией.

Демократическая природа И.Эфендиева отразилась и в его художественном творчестве. Во всех свои произведениях И.Эфендиев наряду с изображением красоты духовной целостности показывал также патриотический дух, присущий азербайджанской женщине. Это можно наглядно увидеть в его пьесе «Не могу забыть» (1968). Несмотря на то, что главной героине пьесы Нармин приходится сталкиваться с различными трудностями, она проявляет твердую волю в своём отношении к любви, пытается одержать победу, не теряя при этом гордости. Добившись успеха в соей борьбе, она выходит победителем в столкновении своих чувств.

До пьесы «Не могу забыть» Ильяс Эфендиев представил Академическому Драматическому театру пьесу «Моя вина» (1967).

После просмотра этого спектакля драматург, предпочитающий реалистическое изображение жизни, далекий от фальшивой идеализации, стал мишенью литературных критиков, мыливших идеями «Советского реализма».

И.Эфендиев прослеживал все процессы, происходящие в обществе, пытался отразить в своих драматических произведениях реальность жизни без искажений. Порой он не боялся выразить свой протест в этом процессе. Определенные моменты в пьесе «Моя вина» нельзя было принять в свете коммунистических идей. Естественно, коммунистическая литературная критика не приняла эмоционального отношения к обществу и добилась исключения спектакля из репертуара Азербайджанского Г осударственного Академического театра.

Пьеса «В хрустальном дворце» (1983) полностью раскрыла все демократические взгляды Ильяса Эфендиева, всю непримиримость негативных явлений в азербайджанском обществе. «Хрустальный дворец», построенный на взятках, похож на дворцы, описанные в сказках «Тысяча и одна ночь». Зрители постепенно знакомятся с жителями дворца.

«Сущность покушения на труд, достоинство и совесть человека, преступление против светлых идеалов, здоровых принципов раскрывается во внутреннем контрасте и драматических картинах. Вообще, в этом произведении мысли и страсти, возвышающие и унижающие человека, становится предметом отражения, характеры находят свое отражение именно в этом зеркале» [1].

Амалия Панахова, мастерски создавшая образ Айнур, срывает маски «вежливости» с Гадима и Агагусейна, которые внешне выглядят культурными, пытаясь раскрыть скрывающиеся под этими масками преступления. Главная героиня пьесы Айнур - внутренне чистый, открытый и смелый образ. Несмотря на это, мещанская среда хрустального дворца, блеск дорогих бриллиантов ослепляют и её. Однако после потери любви Айнур прозревает. Она переживает любовные муки и, наводя ужас на жителей хрустального дворца, считает себя победительницей и говорит: «Этот дворец должен быть разрушен, так как он построен на гнилых столбах. Мы это чувствовали, но правду видеть не хотели.

Холодный блеск бриллиантов затмил нам глаза, ослепил нас. Мы забываем, что наказание за преступление против народа сурово» [6].

Режиссером-постановщиком пьесы «В хрустальном дворце» был Агакиши Кязымов. Роли исполняли: Айнур - Амалий Панахова, Джавахир ханум - София Басирзаде, Гонча - Наджиба Меликова, Садагат - Севиль Халилова и Шукюфа Юсипова.

Развитие и стремление всего человечества к свободе Ильяс Ефендиев считает неизбежным.

Он хочет видеть азербайджанский народ свободным. В пьесе «Шейх Хиябани» (1986) он устами героя призывает весь азербайджанский народ к борьбе за свободу: «Эй, азербайджанский народ! Эй самоотверженные борцы за свободу! Это голос жертв! Пусть эти мощные голоса вызовут в твоем сердце бурю с молниями! Мой многострадальный, угнетенный великий народ! Клянусь твоей славой! Никакой страх, никакой предательский удар не сможет поколебать этот мятеж! Мы падём жертвами, но не свернем с этого пути! [7].

В 1986 г. этот - призыв к национальной свободе прозвучал с уст Гасана Турабова, мастерски создавшего на сцене Азербайджанского Академического театра образ Хиябани. Хотя в пьесе речь шла об исторических событиях, производивших в Южном Азербайджане, однако за идеями пьесы стояла проблема свободы всего Азербайджана. Хиябани, давая резкие ответы душителям свободы Азербайджана, восклицает: «Нет, господин наместник! По обе стороны Араза есть Азербайджан, имеющий древнюю и славную историю, героический азербайджанский народ! На протяжении веков вы пытались растворить азербайджанский народ, персифицировать его. Однако вы видите, что и азербайджанский народ, и азербайджанский язык живы! Нельзя уничтожить нацию, народ»

[7].

Писательница Азиза Джафарзаде, выражая свое отношение к драматургии Ильяса Эфендиева, в частности, пишет: «Он создал яркие, самоотверженные, любящие сценические образы наших современников. Благодаря ему засверкали новые звезды театра. Амалия Панахова, Шафига Мамедова, Гасанага Турабов, Фуад Поладов, Вафа Фатуллаева и другие молодые актеры того времени завоевали любовь зрителей, создав прекрасные образы героев пьес «Ты всегда со мной», «Уничтоженные дневники» (1969), «Не могу забыть» (1968), «Семья Атаевых» (1954), «Странный парень», «Песня осталась в горах» (1971), «В хрустальном дворце» (1983), «Встреча влюбленных в аду» (1989) и др. [8].

За полувековой период И.Эфендиев подарил национальному театру 19 драматических произведений. Данное явление «отражает мощь театра Ильяса Эфендиева, наглядно показывает его смысл и сущность» [9]. В большинстве его 19 драматических произведений есть женские образы, отличающиеся своими демократическими взглядами, положительными и нравственными качествами. Эти образы отличаются различными человеческими качествами, противоречиями, внутренними отношением к происходящим общественно - политическим событиям. Во внутреннем мире этих женских образов существует гармония противоречий. Ильяс Эфендиев не ограничивает своих героинь конкретными идеологическими рамками. У каждой из них своя судьба, свои успехи и свои ошибки.

Азербайджанский театр, сыгравший важную роль в развитии национальной культуры, патриотизма, высокой нравственности в пропаганде национальных и общечеловеческих ценностей, а также постановки произведений Ильяса Эфендиева стали национальным достоянием азербайджанского народа.

В настоящее время театры активно участвуют в решении важнейших задач, стоящих перед независимым азербайджанским государством. 27 августа 1998 г. президентом Азербайджанской Республики был подписан указ «О 125 - лети создания в Азербайджане советского профессионального театра» [10]. Этот указ сыграл важную роль в разрушении старых стереотипов и в развитии театра в соответствии с новыми требованиями.

Наглядным свидетельством заботы государства о развитии театрального искусства служат «Закон Азербайджанской Республики о театре и театральной деятельности», подтвержденный Указом Президента Азербайджанской Республики от 6 февраля 2007 г., и государственная программа «Азербайджанский театр в 2009-2019-е годы» [11], подтвержденная распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 18 мая 2009 г.

Литература

1. Керимов И. История и этапы развития Азербайджанского профессионального театра. -Баку: Маариф (Просвещение), 2002.- C.176.

2.Аббаслы Р. Творчество И.Эфендиева // Газета «Азербайджан» от 3 октября 2000 г.

3.Исмаилов Я. Творческий путь И.Эфендиева. - Баку: «Елм» (Наука), 1991.- С. 160-161.

4.Гараев Я. Наша сцена и современники. - Баку: Азернешр, 1972. - С.218.

5. Джафаров Дж. Азербайджанский театр (1873-1973). - Баку: Азернешр, 1974.- С.296.

6. Эфендиев И. «В хрустальном дворце» // Азербайджан.- № 8. - 1987.- С.68-100.

7. Эфендиев И. «Шейх Хиябани» // Азербайджан. - №7. - 1988. - С.17-53.

8.Джафарзаде А. Дружеские размышления // Новый Азербайджан от 27 декабря 1997 г.

9.Ахундова З. Жанр исторической драмы в творчестве И.Эфендиева // Гобустан. - № 4. -2000. - С.4-7.

10. Указ Президента Азербайджанской Республики о 125-летие создания в Азербайджане светского профессионального театра // «Халг» (Народ) от 28 августа 1998 г., № 230. (22930).

11. Азербайджанский театр в 2009-2019г. Государственная программа утверждено распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 18 мая 2009 г. // «Халг» (Народ) от 19 мая 2009г. № 106 (26164). - С.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.