УДК 792.03
ТЕМА ВОЙНЫ НА СЦЕНЕ РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ.С.ВУРГУНА
(1970-1990 гг.)
Л. Ш. Салимова
В статье говорится о постановках пьес И.Касумова «Шире круг» и А.Дударева «Рядовые», которые с успехом были поставлены на сцене Русского Драматического театра им.С.Вургуна в период с 1970 по 1990 годы. В этих постановках, посвященным жестоким годам Великой Отечественной войны, раскрывается новое сценическое видение выше указанных произведений.
Ключевые слова: драматический театр, театральное искусство, история русского драматического театра, годы Великой отечественной войны, национальная азербайджанская драматургия, актерское и режиссерское мастерство.
L.Sh.Salimova Personification of the plays devoted to the II WORD WAR on the stage of S Vurgun Russian Dramatik
Theatre.
In the article its spoken about the staging and producing of the plays "Enlarde the circle" by I.Kasumov and " The soldiers"bu A.Dudarev on the stage of Sgun Russian Dramatik Theatre.
Key-words: Theatre of drama, National Azerbaijan dramaturgy, art of theatre,history of Russian Dramatik Theatre, mastership ofactor and producer, Azerbaijan audience.
В театре 70-х годов двадцатого столетия продолжалось активное обращение к темам прошлого, к разным эпохам истории. Одной из актуальных тем оставалось обращение к теме о Великой Отечественной войне. По прошествии лет, данной теме придавалось новое звучание, значение, осмысление. В московских театрах успешно шли постановки таких спектаклей, как «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука, и вместе с тем широко развивалась военная проза, где среди авторов часто встречались имена Г.Бакланова, Ю.Бондарева, инсценировались повести В.Быкова, Б.Васильева. Инсценировки повестей Б.Васильева «А зори здесь тихие...», «В списках не значился» были наиболее известными и интересными.
Русский Драматический театр им.С.Вургуна также знакомил зрителей с новыми произведениями, написанными на военную тему. Так, в апреле 1975-го года к 30-летию победы над фашизмом с успехом была поставлена пьеса Имрана Касумова «Шире круг». Особенность этой пьесы заключалась в богатстве души, благородстве поступков главных действующих лиц, которые драматург показывал зрителям крупным планом. «Шире круг» - произведение камерного характера, и эта характерная черта свойственна сценическим произведениям И.Касумова. Но камерность эта отнюдь не приглушала общественного звучания проблем, напротив, давала возможность показать их близко, рельефно, выпукло». [6]
В пьесе с особым мастерством передается связь со временем. Война оставила неизгладимый след в душе каждого из персонажей. Но лучшие человеческие качества не были сломлены фашизмом. Драматург призывает беречь, сохранять ту доброту, человечность, развивать все лучшее, чем обладают герои пьесы, наши современники. «Человечество должно дорожить людьми доброй воли, дружбой и спаянностью сынов и дочерей разных национальностей - такова главная идея пьесы Имрана Касумова». [6] Драматург с большим мастерством противопоставляет бездушности, эгоизму, равнодушию, черствости и мелочности некоторых людей - широту души, безграничность духовных богатств действующих лиц пьесы. Главные персонажи пьесы Алия и Сергей необыкновенно духовно богатые люди, неспособные на алчность, вредительство, бездушность. Даже в самые трудные минуты своей жизни они смогли сохранить безграничную доброту души. Для них смысл жизни - творить добро, делать окружающих счастливыми. «Жизнь подвергает их бесконечным испытаниям - война, потеря дорогих людей, разрушение семьи, болезнь. Но, верные своему гражданскому призванию, своей ответственной роли в обществе, они до конца выполняют долг и ни на минуту не теряют духовного величия. Их гордым, красивым оптимизмом озарена вся пьеса». [2]
Спектаклю, поставленному режиссером Д.Селимовой свойственен особый ритм, динамика, дыхание. Режиссер четко воссоздает общий дух произведения, при этом не увлекаясь внешними эффектами, а проникнув в глубь пьесы, передает всему творческому коллективу глубокое волнение, любовь, сопереживание героев.
Умело доносит до зрителей суть постановки и художник оформитель Г.Белов. Экономно, компактно и выразительно он собирает на сцене детали и условия, где развивают действия главные герои пьесы. Благодаря сценическому вкусу художника условность оформления
совершенно не замечается. « Очень хорош большой фон - панорама ночного Баку с его типичными деталями. Особенно выразительна световая-экранная диафрагма, которая расширяется, открывается, показывая нам минувшие фронтовые дни, встречи нежно любящих друг друга Алии и Рауфа, и вновь закрывается, словно подчеркивая безвозвратность былого в неумолимом беге времени. И кажется зрителю, будто он видит и слышит, как учащенно, страстно бьются сердца героев от обжигающего огня воспоминаний », [2] - пишет о работе художника в своей статье Дж.Мамедов. Высоко была оценена и работа композитора Хайяма Мирзазаде. Душевная, эмоциональная музыка пронизывала весь спектакль, порой выливаясь во внутренний монолог Алии.
Одной из удачных работ в актерской галереи Дины Тумаркиной явился образ Алии. Актрисой был создан очень душевный, ранимый, волнующий сценический образ. Алия -Д.Тумаркиной представляла собой все лучшие человеческие качества, она сияла добротой, душевностью, любовью, согревая всех людей, которые находятся с ней в общении. Образ Алии требовал от актрисы умелого сценического перевоплощения. Д.Тумаркина шаг за шагом, постепенно и мастерски передавала внутренний перелом Алии. После возвращения с войны, она излучает радость, победу, гордость, но вместе с тем все ее существо пронизано болью, утратой, тревогой и смятением. Особенно удачно удаются актрисе моменты встречи с Сергеем, Рауфом, дочерью. Она безгранично счастлива в эти минуты. Об этом отмечает в своей статье Дж.Мамедов: « Но она незабываема, когда молча, одиноко страдая от безнадежной болезни, вспоминает фронтовые будни. Неугасимое чувство к Рауфу, когда забыв свои боли, спешит на помощь другим, когда благородное, вдохновенное ее лицо ясно убеждает нас: жизнь ее может прерваться, завершится в любое мгновение, но доброта ее неиссякаема, бессмертна ».[2] Высокую оценку образу Алии, да и всему спектаклю дает рецензент газеты «Советская культура»: «Актриса далека от парадной героизации образа. В ее трактовке нет возвышенного пафоса. Все, что делает Аля на сцене, предельно просто и естественно.
Такая же достоверность отличает весь спектакль (режиссер Д.Селимова, оформление Г.Белова). Все в нем подчинено одному: как можно более приблизить происходящее на сцене к реальной жизни. Ретроспекции, с помощью которых режиссер воспроизводит на сцене события первых послевоенных дней, органично вписываются в стилевую канву спектакля ». [3]
Второй яркой, удачной работой явилась трактовка образа Сергея Уголькова в исполнении
В.Щербакова. Актеру удается создать очень искренний, чуткий, добрый образ. Как и Алия, он готов сделать для друга все что угодно. Душой болеют зрители за Сергея, когда он объясняется с Лорой в момент их размолвки. Но особенно чутко играет актер сцены с Алией. Всей внутренней силой души, актер показывает, как ценит и любит Алию, ценит ее за человечность, верность, доброту.
Постановка спектакля по пьесе драматурга И.Касумова «Шире круг» еще раз доказала, что необходимо ставить произведения азербайджанских драматургов, где герои наши современники, чьи проблемы и судьбы не чужды зрителям, тем самым давая возможность представителям других наций и гостям города более тесно приобщиться к духовному богатству азербайджанского народа, узнать его ближе.
В конце 1984 года на сцене Русского Драматического театра им. С.Вургуна была поставлена пьеса А.Дударева «Рядовые». Постановка спектакля была приурочена к 40-летней годовщине победы людей над фашизмом. Режиссер - постановщик спектакля заслуженный деятель искусств Украины А.Литко совместно со своими единомышленниками в лице художника Г.Эллинского, музыкального оформителя В.Неверова и актерского состава, занятого в постановке создают теплый, жизненный спектакль, рассказывающий о страшных днях войны и его последствий. Основное внимание режиссера отводится теме войны, устами рядовых, изливающих свою душу зрителям. Потому что пьеса А.Дударева «Рядовые», написанная в жанре «пьесы-исповедь», благодаря своему драматургическому построению, языку способствует вниканию зрителей в страшную атмосферу войны, о горестях и тяготах которой нельзя никогда забывать. Пьеса, благодаря мастерскому исполнению ведущих актеров Русского Драматического театра им.С.Вургуна Г.Ягизарова, Л.Грубера, В.Ширье, В.Ковтун, Л.Духовной, Ю.Балиева, В.Полинчука и других находит живой отклик у зрителей. События развиваются в полуразрушенном костеле XII века, весной, когда вокруг все животрепещет, жизнь возобновляется, хочется жить и жить, а здесь
все еще гремят взрывы, слышатся выстрелы, страшная война неумолима ежеминутно уносит человеческие жизни. Пятеро солдат, боевых друзей рассказывают друг другу о своей жизни, исповедуются. Основные герои пьесы и спектакля старшина Дугин, Дервоед, Буштец, Соляник и Одуванчик предстают перед зрителями со своими горестями, разбитой жизнью. Образ старшины Дугина исполняет народный артист Азербайджана Гаджи-Мурад Ягизаров. Этот положительный образ требует от актера максимальной самоотдачи. Он должен уметь вести за собой, ему должны поверить товарищи, а значит и зрители. Ради счастья и покоя других, Дугин-Ягизарова может отказаться от своего благополучия, счастья, он верен своим идеям, последователям, поэтому и верят ему рядовые. Финал каждого образа трагичен. Вот так нелепо погибает и Дугин, в самом конце войны от пули немецкого мальчишки, которого хотел накормить куском хлеба. В спектакле хорошо построены ряд мизансцен, и благодаря умелому исполнению Г.Ягизарова запоминаются сцены диалога между Соляником, Верой. Постановка «Рядовых» А.Дударева получила большой резонанс в печати благодаря ветеранам, участникам Великой Отечественной войны. Так, в одной из рецензий отмечалось: «Подкупает старшина Дугин в исполнении народного артиста республики Г.Ягизарова - внешне грубоватый, но наделенный огромным внутренним обаянием, ненавязчиво любящий и оберегающий своих солдат. Кто из нас не считал старшину родным отцом в период становления солдатской закалки! Нельзя без волнения наблюдать расставание необстреленного еще солдата, (его играет актер В.Полинчук) со своим старшиной. Все это было, было с нами со всеми». [1] Действительно, Г.Ягизаров создает очень жизненный, правдивый образ, вызывающий к себе почтение и уважение. Точно расставленными акцентами, даже тембром голоса, живой мимикой образ Дугина, созданный актером, находит живой отклик у зрителей. Вторым положительным героем является образ рядового Дервоеда, в исполнении заслуженного артиста республики Льва Грубера, создавшего глубинный, мудрый образ. Сердце бойца не выдерживает страшных мук войны - вокруг одни потери - близких, родных, друзей. Актеру, благодаря внутреннему потенциалу удается создать убедительный образ. Интересен образ Соляника в исполнении Ю.Балиева. Никогда, никого не убивавший рядовой сам погибает от шальной фашистской пули. Трогательный образ рядового Буштеца создает заслуженный артист республики В.Ковтун. Зрители проникаются трагедией молодого бойца, которого со свадебного стола взяли на войну, а молодую невесту-жену сожгли в концлагере. Люська останется в живых, но Буштец - В.Ковтун уже не узнает об этом, им не дано будет в этой жизни встретиться. Страшный сон, который преследует бойца, окончательно убивает в нем чувства любви, надежды. Только одна ненависть осталась в душе Буштеца. Особой лирической нотой звучат в спектакле отношения между медсестрой Лидкой и Леней Одуванчиком. Совсем еще юнец рядовой Одуванчик заметно постарел за годы войны. «Бесспорной удачей можно считать и работу молодого актера В.Полинчука в роли Одуванчика. Из всех пятерых рядовых только Одуванчик остается в живых, и смешное прозвище его обретает новый, глубинный и печальный смысл: действительно на половину облетел одуванчик, война порядком потрепала его, сделала взрослым». [4] - отмечала в своей статье Н.Мухтарова.
Спектакль Русского Драматического театра им.С.Вургуна «Рядовые» был построен на тонких психологических нотах, взывал к проникновению человеческим чувствам, судьбам, любви. Вновь и вновь призывая людей к миру, человечности, взаимопониманию. «Искусство всегда будет утверждать жизнь, ее гармонию и созидающее начало. И спектакль «Рядовые» Русского Драматического театра им.С.Вургуна - наглядный пример того, как военная тема оборачивается своей вечной, общечеловеческой сутью, утверждением победы Добра над злом, торжеством Человека». [4]
Режиссер-постановщик спектакля А.Литко стремясь раскрыть перед зрителями трагедию человеческих судеб, давал широкую возможность актерам развернуть свой талант, словно своей игрой выражая дань ветеранам войны, которые не жалели себя во имя защиты Родины. Ветераны высоко оценили работу творческого коллектива. «Нам хочется выразить свою благодарность всему театру, режиссеру-постановщику А.Литко, всем исполнителям, всем, кто принимал участие в этом спектакле. Спасибо за память, за слезы о тех наших товарищах, которые отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины»![1] - писали ветераны. В статье «Солдатами не рождаются...» ветеран войны З.Салимова отмечала: «Мы, ветераны войны, часто ходим в театр имени С.Вургуна, знаем и любим его актеров, видели их в самых разных ролях. Но без
преувеличения могу сказать, что в спектакле «Рядовые» все работают с предельной отдачей, на высочайшем накале чувств, и зал, конечно, проникается силой ответного переживания ».[5]
Постановками спектаклей по пьесам И.Касумова «Шире круг» и «Рядовые» А.Дударева, посвященным тяжелым годам Великой Отечественной войны Русский Драматический театр им.С.Вургуна показывал свою незыблемую связь с народом, высказывал свой почет и уважение всем тем, кто пожертвовал своей жизнью во благо других. Здесь не только дань, но и стремление театра всегда опережать события, вновь и вновь призывать человечество к добру, любви, созиданию, наглядно указывая на масштабы разрушительных сил, направленных против человечества.
Литература
1. Левентус М. Живи и помни! / М.Левентус, М.Таиров // Баку.- 1984 - 25 декабря.- С.4
2. Мамедов Д. На большом пути жизни // Вышка - 1975 -16 апреля - С.4
3. Малеева М. Рядом с нами // Советская культура - 1975 - 1 июля - С.5
4. Мухтарова Н. Пьеса-исповедь долга // Молодежь Азербайджана - 1984 - 29 декабря -
С.4
5. Салимова З. Солдатами не рождаются. // Бакинский рабочий - 1984 - 20 декабря - С.4
6. Эльчин Необычность обычного // Комсомольская правда - 1976- 1 марта - С.4