УДК 37
Ганцева Екатерина Алексеевна Научный руководитель: Мешкова Людмила Михайловна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
г. Уфа, РФ
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
Развитие творческой активности учащихся возможно в ходе выполнения различных видов деятельности на занятиях и во внеурочное время. Рассматриваются основные методы и условия развития творческой активности младших школьников на комбинированных уроках математики в начальной школе, а также актуальность проблем эстетической культуры и формирования эстетического воспитания, развития творческих способностей личности обучаемых в целом.
Ключевые слова:
методы обучения, условия развития творческой активности, математика, творчество, эстетическая культура.
Meshkova Lyudmila Mikhailovna, Gantseva Ekaterina Alekseevna
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
Ufa, Russian Federation
SOME METHODS AND CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MATHEMATICS LESSONS
Abstract
The development of creative activity of students is possible during the performance of various activities in the classroom and outside of school hours. The main methods and conditions for the development of creative activity of younger schoolchildren in combined mathematics lessons in elementary school are considered, as well as the relevance of the problems of aesthetic culture and the formation of aesthetic education, the development of creative abilities of the personality of students as a whole.
Keywords:
teaching methods, conditions for the development of creative activity, mathematics, creativity, aesthetic culture.
В современной жизни общества актуальными становятся проблемы развития творческих способностей личности обучаемых, активизации творческого потенциала в целом. Именно эта проблема приоритетна среди стоящих перед такими институтами воспитания, как семья и школа.
Объединение нравственной, эстетической и творческой сфер в педагогике обусловлено, с одной стороны, стремлением к интеграции, с другой - слитностью нравственного и творчесого в обучении. Именно их объединение способствует всестороннему, целостному и гармоничному развитию личности.
Проблема развития творческой активности в целом заключается в раскрытии особенностей её формирования у младших школьников не только на занятиях по изобразительному искусству, но и на
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»
ISSN (p) 2411-717X / ISSN (e) 2712-9470
№2 / 2022
других уроках, изучаемых в начальной школе, в частности, на уроках математики. Эта проблема находит отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе.
Видимы противоречия в потребности современного общества, которые выражаются в недостатке внимания развитию творческой активности младших школьников, недостаточным количеством исследований развития творческой активности в целом на уроках математики.
Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что в практике развитию творческой активности детей на уроках математики уделялось недостаточно внимания.
Урок математики, с точки зрения развития творчества, в школе оказывает огромное влияние и на развитие личности в целом, влияя на все сферы общественной жизни, становясь основой для формирования личности младшего школьника.
Именно в этот возрастной период происходит перестройка мыслительных операций, создание идеалов, дети выделяют и отличают добро и зло, красивое и безобразное, приобретают новые знания, умения и навыки, вступают в коллектив.
Творческая деятельность школьников актуализирует гибкое развитие их воображения, эмоций, вербализацию, интеллект в целом [1]. Поэтому задачей педагога является оказание помощи ребёнку в умении видеть и понимать красоту окружающего мира в том числе и средствами математики.
Как отмечала Романова Е. Н. в этом возрасте наблюдается смена ведущего вида деятельности -от игры к учебной деятельности, что позволяет эффективно развивать творческую активность именно в младшем школьном возрасте [2, с. 133].
Особая роль формирования творческой активности младших школьников принадлежит процессу воспитания, включая такие компоненты как: готовность выполнять учебные задания, стремление к самостоятельности, сознательность в выполнении учебных заданий, систематичность процесса обучения.
Кроме оценки на уроках, как инструмент поощрения, для детей очень важна эмоциональная составляющая занятия, рефлексия своей работы, мотивация, применяемая и способствующая развитию творческой активности.
Важным компонентом, аспектом мотивации учения и формирования творческой направленности является самостоятельность деятельности, которая выступает условием развития творческого мышления ребёнка. Самостоятельность и познавательная активность учащихся взаимосвязаны: более активные школьники, как правило, более самостоятельны.
Педагогическими условиями для развития творческой активности являются: игровые ситуации, которые дают ребёнку мотив, побуждающий его к активной деятельности; стимулы, которые находят отражение в создании познавательной ситуации успеха.
Важным эффективным условием считается введение вариативных подходов, которое обеспечивается применением на уроках математики рассказов и бесед, разнообразных наглядных пособий, проектов типа «Математика вокруг нас», «Математика в изобразительном искусстве», «Математика в музыке» и др., включением в структуру урока творческих задач, созданием проблемных ситуаций, сочетанием коллективных и индивидуальных форм работы.
Нами были предложены проекты для развития творческой активности учащихся 3 класса: «Математическая сказка», «Оригами - творчество в математике», «Меня окружают геометрические фигуры». Благодаря этим проектам, учащимся удалось увидеть красоту окружающего мира, развить художественно-эстетическую культуру, творческую активности.
Нами был разработан цикл комбинированных уроков, например, урок математики и изобразительного искусства «Геометрия в узорах снежинок».
Цели занятия: закрепить материал по теме «ломаная», «замкнутая ломаная», научить рисовать геометрическую форму - снежинку и ее виды.
Планируемые результаты (УУД) достигнуты, так как обучающиеся на «отлично» справились с заданиями.
Необычность занятия удивила обучающихся. Работа выполнялась карандашом и гуашью с отработкой приёма: смешение цвета с белилами. Само занятие вызвало наибольший интерес обучающихся в завершение работы, но были ребята, которым было сложно доработать рисунок и им потребовалась помощь педагога. В итоге ребята усвоили понятие замкнутой ломаной, была организована выставка работ обучающихся, которая позволила каждому ученику найти оригинальность, как в своей работе, так и в работе одноклассников.
Комбинированный урок математики и технологии по теме «Ёлочка-красавица». Цели занятия: закрепить материал по теме «Симметрия» и научить рисовать пластилином ёлочку.
Планируемые результаты (УУД) достигнуты, так как обучающиеся на «отлично» справились с заданиями.
Проведение данного занятия оказалось очень интересным и привлекательным, знакомство с новой техникой - пластилинографией, позволило раскрыть свой образ. Все ребята были вовлечены в работу, создавая абсолютно непохожую на других новогоднюю ёлочку. В результате занятия, учащиеся познакомились с понятием «симметрия» и способами построения симметричных фигур.
Таким образом, стало заметно, что обучающимся действительно интересно, и они с нетерпением ждут следующего урока математики, следовательно, повысилась мотивация к обучению. Цели занятий достигнуты.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что учителю необходимо грамотно и гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой и создавать такие педагогические условия, которые будут способствовать развитию заложенных в каждом ребёнке творческих способностей. Список использованной литературы:
1. Лихачёв, Б.Т. [Электронный ресурс] учебник «Педагогика» // Интернет-портал «Учебник». Режим доступа: URL: http://uchebnik.biz/book/198-pedagogika/92-sushhnost-zadachi-sistemayesteticheskogo-vospitaniya.html
2. Романова, Е. Н. Педагогические условия формирования готовности сельских младших школьников к креативной деятельности / Е. Н. Романова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. 2012. № 1 (73). С. 132-136.
3. Рудницкая В.Н. Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2
4. Ч. 1 / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 128 с.
© Ганцева Е.А., 2022