Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Убылицина Анна Андреевна, Акатина Людмила Сергеевна

В статье предложены некоторые методические рекомендации по введению персонализированной системы обучения в профильных классах при изучении математики. Основные отличия персонализированной системы обучения заключаются в следующем: это ориентация системы на полное усвоение содержания учебного материала, включая требование полного усвоения предыдущего раздела как непременное условие перехода к следующему материалу; это индивидуальная работа учащихся в собственном темпе; наконец, это использование учебного материала лишь в целях мотивации и общей ориентации учащихся. Персонализированная система обучения характеризуется высокой степенью чёткости и определённости. Ключом такой системы является дробление всего материала на небольшие порции, представленные в виде детально выраженных учебных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Убылицина Анна Андреевна, Акатина Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR THE INTRODUCTION OF A PERSONALIZED TRAINING SYSTEM

The article suggests some methodological recommendations for the introduction of a personalized learning system in specialized classes in the study of Mathematics. The main differences of the personalized learning system are as follows: it is the orientation of the system towards the complete assimilation of the content of the educational material, including the requirement for the complete assimilation of the previous section as an indispensable condition for the transition to the next one; individual work of students at their own pace; the use of educational material only for the purpose of motivating and general orientation of students. The personalized learning system is characterized by a high degree of clarity and certainty. The key to such a system is to break down all the material into small chunks, presented as detailed learning objectives.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37.022:37.04-053.5"465.12/.16"

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Убылицина Анна Андреевна,

учитель математики 1 квалификационной категории Средняя общеобразовательная школа № 18 (г. Абакан)

Акатина Людмила Сергеевна,

ассистент кафедры математики и методики преподавания математики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье предложены некоторые методические рекомендации по введению персонализированной системы обучения в профильных классах при изучении математики. Основные отличия персонализированной системы обучения заключаются в следующем: это ориентация системы на полное усвоение содержания учебного материала, включая требование полного усвоения предыдущего раздела как непременное условие перехода к следующему материалу; это индивидуальная работа учащихся в собственном темпе; наконец, это использование учебного материала лишь в целях мотивации и общей ориентации учащихся. Персонализированная система обучения характеризуется высокой степенью чёткости и определённости. Ключом такой системы является дробление всего материала на небольшие порции, представленные в виде детально выраженных учебных целей.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, персонализированное образование, персонализация, персонализированная система обучения, индивидуальные образовательные маршруты.

SOME METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR THE INTRODUCTION OF A PERSONALIZED TRAINING SYSTEM

Ubylitsina Anna Andreevna,

teacher of Mathematics of the 1st qualification category Secondary school №2 18 (Abakan)

Akatina Lyudmila Sergeevna,

Assistant of the Mathematics and Methods of Teaching Mathematics Department Katanov Khakass State Universities (Abakan)

The article suggests some methodological recommendations for the introduction of a personalized learning system in specialized classes in the study of Mathematics. The main differences of the personalized learning system are as follows: it is the orientation of the system towards the complete assimilation of the content of the educational material, including the requirement for the complete assimilation of the previous section as an indispensable condition for the transition to the next one; individual work of students at their own pace; the use of educational material only for the purpose of motivating and general orientation of students. The personalized learning system is characterized by a high degree of clarity and certainty. The key to such a system is to break down all the material into small chunks, presented as detailed learning objectives.

Key words: federal state educational standard of the third generation, personalized education, personalization, personalized learning system, individual educational routes.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет собой совокупность единых обязательных требований к реализации программ основного общего образования, которые включают в себя требования к структуре, условиям и результатам освоения указанных программ. Единые обязательные требования учитывают возрастные и индивидуаль-

ные особенности обучающихся при освоении программы основного общего образования, включая особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, а также значимость основного общего образования для дальнейшего личностного развития обучающихся [1].

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз

в десять лет. Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Цель внедрения ФГОС заключается в обеспечении равных возможностей в получении качественного образования для каждого ребёнка в стране независимо от того, учится он в маленькой сельской школе или в престижной гимназии большого города. Также стандарт предусматривает преемственность основных учебных программ, то есть обучающиеся должны получать знания поэтапно, шаг за шагом, переходя от более простых к более сложным и глубоким темам в рамках изучаемых предметных областей [1].

Школьное образование на современном этапе переходит на качественно новую ступень. Основным принципиальным отличием ФГОС третьего поколения является ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование личностной компетентности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Компетентностный подход предусматривает иную роль обучающегося в учебном процессе. Основа такого подхода базируется на работе с информацией, моделировании, рефлексии. Учащийся должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.

В соответствии с требованиями нового ФГОС школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения.

Изменились и требования, предъявляемые к уроку в условиях введения ФГОС [1]. Назовём их, так как, по нашему мнению, они являются основополагающими:

- урок должен проводиться в хорошо оборудованном кабинете;

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, чётко сформулировать тему, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учеников;

- выводы по изученному материалу делают сами обучающиеся.

Не вызывает сомнения тот факт, что умение педагога укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в способности сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а приёмы и способы познавательной деятельности подопечных разнообразными, творческими, продуктивными. Немаловажным является и то, что в процессе реализации стандартов необходимо вооружить обучащихся универсальными способами действий, которые помогут им жить в современном мире.

Важнейшей особенностью новых образовательных стандартов станет разделение учебного процесса не на годы обучения, как это было раньше, а на этапы. В связи со сказанным возникает необходимость в специально разработанной программе, основная цель которой заключалась бы в оказании помощи школьникам в выявлении у них сильных и слабых сторон и в соответствии с этим помочь им выбрать будущую профессию, определиться с перечнем профильных предметов, знания по которым будут необходимы для успешного поступления в высшие учебные заведения, и составить для себя план их изучения [2]. Такой программой может послужить персонализированное обучение. Персонализированное обучение -это образовательный процесс, в ходе которого ученик получает знания, необходимые для то-

го, чтобы полностью достичь значимых результатов [3].

Персонализированное образование можно охарактеризовать как образовательную модель, в которой программы, методы обучения ориентированы на индивидуальные потребности и интересы обучающихся. Такое образование является альтернативой традиционному, которое применяется ко всем ученикам независимо от стиля обучения, личных качеств детей и их приоритетов. В рамках персонализированного образования как сам учебный процесс, так и методы обучения должны быть направлены на обучающихся и быть приспособлены к каждому из них индивидуально [3].

Обозначим основные элементы персонализированного образования:

1) создание профиля обучающегося: необходимо выяснить уровень знаний обучающегося, проанализировать предыдущий опыт обучения. С учётом мотивации сформулировать потребности и цели в образовании. На основе профиля обучающегося подобрать наиболее подходящие образовательные методы;

2) выбор персонализированного стиля обучения: стиль и план обучения должны корректироваться и адаптироваться для каждого обучающегося, с учётом его особенностей и поставленных целей;

3) создание комфортной среды обучения: окружающая обстановка, время проведения обучения, работа учителя должны подбираться в соответствии с потребностями обучающегося;

4) оценка: в начале процесса обучения должны быть намечены промежуточные и конечные цели. Достижение таких целей оценивается на протяжении всего курса обучения. Поставленные цели в течение курса могут корректироваться в соответствии с потребностями и умениями обучающегося [3].

Таким образом, персонализированное обучение поможет раскрыть и развить индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Перечислим главные черты персонализированной системы обучения, каковыми являются:

- полное усвоение содержания учебного материала (полное усвоение предыдущего раздела является обязательным условием перехода к следующему разделу);

- индивидуальная работа обучающихся в собственном темпе;

- использование лекций в качестве мотивации общей ориентации обучающихся;

- применение печатных учебных пособий для изложения информации;

- текущая оценка усвоения материала по разделам курса [4].

Персонализированная система обучения выглядит следующим образом. Курс делится учителем на ряд тематических модулей или учебных единиц, в простейшем случае они могут соответствовать главам учебника. Каждый обучающийся получает учебное пособие по изучаемому разделу, где указаны цели изучения раздела, рекомендуются определённые виды учебной работы, приводится ряд вопросов для самопроверки и контроля. Обучающимся предоставляется выбор вида учебной деятельности, индивидуальный режим учебной работы. Когда обучающийся будет знать, что он усвоил материал раздела, он обращается к учителю (наставнику) для прохождения проверки. Обучающийся должен продемонстрировать полное усвоение раздела (85 %), в противном случае он заново готовит материал раздела. Наставник оценивает усвоение раздела в соответствии с чёткими требованиями, в случае неудачи он даст обучающемуся рекомендации по дополнительной проработке материала. Полное усвоение раздела служит допуском к изучению очередного раздела курса.

Следует сказать, что учебный материал включает сотни конкретных учебных целей, которые сгруппированы в блоки, соответствующие разделам материала по предмету, и разделены на подуровни. Учебные цели расположены в жёсткой последовательности. Учебный материал и виды учебной деятельности не выбираются, а предписываются программой обучения.

Немаловажным является то, что персонализированная система обучения обязательно предполагает преобладание индивидуальной работы школьников, но также предписывается и работа в небольших группах, причём продвижение обучающегося идёт в собственном темпе [5].

Под персонализированным обучением понимается учёт любых качеств личности обучающихся в любой мере и форме обучения. Персонализацию обучения можно рассматривать с различных точек зрения:

- создания учебных планов, программ, литературы и т. д.;

- отбора форм, методов и принципов обучения;

- формирования различных классов.

Рассматривая определение «персонализированное», следует понимать, что в самом этом названии заложен его смысл: обучать и воспитывать каждого обучающегося индивидуализировано, в соответствии с его задатками, склонностями и умениями, которые ориентированы на получение компетентностей для последующей его профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях. Поэтому с уверенностью можно сказать, что с помощью персонализированного обучения можно воспитывать и обучать будущих профессионалов высокого уровня [6].

Новизна нашего опыта заключается в практическом преломлении идеи использования персонализации на уроках математики, в по-

нимании формирования и развития исследовательской и познавательной компетентности обучающихся с целью их более высокой адаптации и самореализации.

Используя соответствующие методы обучения и воспитания мы:

1) управляем познавательной деятельностью ученика, то есть переходим с носителем знаний в позицию организатора собственно познавательной деятельности обучающихся;

2) используем коллективные способы обучения (работа в парах, группах, командах);

3) создаём ситуацию успеха, то есть предлагаем задания, посильные каждому ученику (опора на уровневые задания);

4) используем модульное построение образовательной деятельности (междисциплинарные модули);

5) даём возможность самоанализа собственной деятельности ученика и формируем его адекватную самооценку;

6) вовлекаем каждого ученика в процесс саморазвития, особая роль здесь отводится внедрению современных образовательных педагогических технологий, в том числе применение информационно-коммуникационных средств обучения, использование интернет-ресурсов, мультимедийных уроков с применением интерактивной доски, работа с образовательными платформами и т. д.

Наша практика показала, что данную систему эффективно применять при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА). При подготовке учащихся к экзамену с применением персонализированной системы обучения разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) [7].

В ИОМ определяются тематические разделы, которые требуют повышенного внимания. Образовательная деятельность строится таким образом, чтобы она была понятна и посильна

обучающемуся, и с учётом его индивидуальных образовательных потребностей.

Смысл обучения с использованием ИОМ состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности. Для создания условий, необходимых для проектирования ИОМ, учитывается:

1) степень усвоения учащимися предшествующего материала;

2) индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении;

3) степень сформированности социальных и познавательных мотивов;

4) степень сформированности уровня учебной деятельности;

5) индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, осо-

бенности эмоционально-волевой сферы и другое) [7].

Особо отметим, что учащиеся принимают непосредственное участие при конструировании индивидуального образовательного маршрута.

Именно персонализированный подход помогает организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки, соответствующего государственному стандарту математического образования, а также усвоение обучающимися материала, проявление интереса к предмету, учебного курса на более высоком уровне.

Библиографический список

1. Реестр примерных основных общеобразовательных программ // Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 20.11.2021).

2. Долинер Л. И. Выбор модели обучения в процессе построения методической системы. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vybor-modeli-obucheniya-v-protsesse-postroeniya-metodicheskoy-sistemy (дата обращения: 12.11.2021).

3. Персонализированное образование. URL: http://egoperfectus.lv/ru (дата обращения: 19.11.2021).

4. Профессионально-педагогическая деятельность. URL: https://pdnr.ru/a15447.html (дата обращения: 20.11.2021).

5. Персонализация в образовании. URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-statya-na-temu-personalizaciya-v-obrazovanii-3521300.html (дата обращения: 22.11.2021).

6. Беспалько В. П. Природосообразная педагогика. М.: Народное образование, 2008. 512 с.

7. Гущина Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут как средство сопровождения развития субъектности обучающихся // Воспитание школьников. 2011. № 9. С. 32-38.

© Убылицина А. А., Акатина Л. С., 2021

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И ИХ АДАПТАЦИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Фомина Наталья Валентиновна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры ландшафтной архитектуры и ботаники Красноярский государственный аграрный университет (г. Красноярск)

В работе описаны принципы применения нетрадиционных форм лекций в учебном процессе. Рассмотрена единая структура лекций такого типа. Определено главное условие использования техники нетрадиционной лекции, реализация принципа поиска и эффективного ответа при отборе и обработке лекционного материала. Нетрадиционные формы лекций способствуют развитию теоретического мышления, познавательного инте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.