УДК 378
М. Ю. Бражников
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ И ВОСПИТА ТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
У КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ФСИН РОССИИ (на примере Кузбасского института ФСИН России)
M. Yu. Brazhnikov
SOME METHODICAL AND EDUCATIONAL FEATURES OF TEACHING
OF DISCIPLINE "HISTORY OF STATE AND LA W OF FOREIGN COUNTRIES " AT CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF FPS
OF RUSSIA (on the example of Kuzbass Institute of FPS of Russia)
В статье рассмотрены некоторые вопросы преподавания учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран», возможности патриотического воспитания курсантов в рамках изучения дисциплины, а также междисциплинарные связи «Истории государства и права зарубежных стран» с другими общеюридическими и специальными дисциплинами.
In article some questions of teaching of a subject matter "History of state and law of foreign countries", possibilities of patriotic education of cadets within discipline studying, and also interdisciplinary communications of "History of state and law of foreign countries " with other all-legal and special disciplines are considered.
Ключевые слова: история государства и права зарубежных стран, методика преподавания, патриотическое воспитание, междисциплинарные связи, высшие учебные заведения ФСИН России.
Key words: history of state and law of foreign countries, teaching technique, patriotic education, interdisciplinary communications, higher educational institutions of FPS of Russia.
Преподавание такой историко-теоретической дисциплины, как «История государства и права зарубежных стран» (ИГПЗС) курсантам учебных заведений ФСИН России и студентам юридических факультетов «гражданских» вузов не может принципиально различаться. Однако преподавание как «Истории государства и права зарубежных стран», так и других дисциплин юридического цикла имеет всё же некоторые особенности. В данной статье предпринята попытка выявить такие особенности, с одной стороны, и сформулировать определённые практические советы, касающиеся таких особенностей, -с другой.
Особенности, о которых идёт речь, могут носить характер методический, воспитательный и образовательный. Наиболее зримое отличие присутствует в методическом и воспитательном аспектах. С воспитательной точки зрения в качестве особенности можно выделить большее значение аспекта патриотического воспитания. Естественно, что патриотическое воспитание необходимо всем гражданам РФ, но столь же очевидно и то, что для людей, несущих службу в силовых структурах, акцент на таком воспитании необходимо делать более
отчётливо. На первый взгляд, акцент на патриотическом воспитании при проведении занятий по «Истории государства и права зарубежных стран» делать не так-то просто, ведь речь идёт не об истории России, а об истории совсем иных государств. Но подобное противоречие иллюзорно.
При проведении занятий в рамках дисциплины «История государства и права зарубежных стран» можно делать акцент на развенчании так называемых «чёрных мифов», которые за тысячу лет нашего сотрудничества-соперничества Запад насочинял о России в изобилии. И даже ухитрился убедить в истинности этих мифов многих русских. Так, миф о крайней жестокости русской истории легко опровергается хотя бы поверхностным сравнением российского уголовного права и уголовного права западноевропейских стран. Даже беглого сравнения Каролины с судебниками Московского царства, или Артикула воинского с Английскими законами времён огораживания достаточно, чтобы показать, что в эпоху Возрождения и Новое время Европа являла собой образец, весьма далёкий от идеалов гуманизма. Даже повторение (в общем-то известного) факта о том, что за всё правление Ивана Грозного было казнено меньше людей, чем его «просвещённый» европейский коллега король Франции Карл IX перебил за одну Варфоломеевскую ночь, уже способно оказать шокирующий эффект.
Для другого мифа о вековечной тяге русских к «сильной руке» и их отвращению к демократии столь же разрушительное воздействие будет иметь сравнение аппаратов европейских государств с государственным аппаратом всё того же Ивана Грозного. Напоминание о том, что земские и губные избы в России были выборными, а выборы в Земский Собор были более демократичными, чем выборы в палату общин английского парламента того же времени, тоже оказывает сильное убеждающее воздействие. Подобных примеров, как «чёрных мифов» о России, так и фактов, их опровергающих, любой не ленивый и любознательный человек может найти множество.
Конечная цель этого воспитательного воздействия - объяснить курсантам, что русские (в отличие от американцев) не претендуют на то, что они исключительная нация, о, отрицать очевидный факт, что русские создали одну из великих человеческих цивилизаций, невозможно.
Ещё один специфический воспитательный аспект связан с проблемой мотивации. С одной стороны, куда более жёсткая, чем в «гражданских» вузах, дисциплина во время занятий с курсантами облегчает преподавателю контроль аудитории, с другой стороны, это делает проблему мотивации более острой. В «гражданском» вузе студенты, которым не интересна или осознанно не необходима тема занятия, на данное занятие, скорее всего, просто не придут. У курсантов неявка на занятия может быть оправдана только уважительными
причинами, соответственно, на занятия приходят все или почти все курсанты взвода. Однако, это вовсе не означает, что все курсанты будут активно заниматься на семинарском или практическом занятии либо внимательно слушать лекцию. Они будут пытаться незаметно для преподавателя дремать, читать новости по телефону или отвлекаться от занятия иным способом. Причём такое настроение может «заразить» и часть курсантов, у которых изначально интерес к теме был. Для борьбы с подобным явлением необходимо активизировать познавательную активность курсантов с помощью ярких фактов, малоизвестных, но интересных примеров, пояснения аспектов темы заинтересовавших курсантов более подробно и иных методов, которые может подсказать преподавателю творческая мысль.
Также положительный эффект даёт пояснение курсанта, какова практическая польза от получаемых ими знаний. Например, заставив курсантов проанализировать государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии, можно показать курсантам практическое значение не только «Истории государства и права зарубежных стран», но и «Теории государства и права». Или выделяя цели уголовного наказания в Каролине, проиллюстрировать, как представление об основных целях уголовного наказания влияет на уголовно-правовую политику государства.
В этом месте мы выходим на ещё один, уже методический, аспект преподавания у курсантов. Речь идёт об обширных междисциплинарных связях.
Понятно, что такие связи проводятся и при чтении курса у студентов «гражданских» вузов, однако маловероятно, что преподавателям таких вузов приходится проводить междисциплинарные связи не только с родственными «Истории государства и права зарубежных стран» дисциплинами, такими, как «Теория государства и права» или «История государства и права России», но и с такими дисциплинами, как «Правоохранительные органы» или «Уголовно-исполнительное право».
Междисциплинарные связи, которые необходимо проводить при ведении занятий в рамках курса «История государства и права зарубежных стран», у курсантов вузов ФСИН России можно разделить на три категории:
1. междисциплинарные связи с другими дисциплинами теоретико-правового цикла;
2. междисциплинарные связи с отраслевыми юридическими дисциплинами;
3. междисциплинарные связи с дисциплинами специализации.
Далее рассмотрим основные типы таких междисциплинарных
связей. В рамках междисциплинарных связей первого типа параллели будут проводится с такими учебными дисциплинами, как «Теория государства и права» (ТГП), «История государства и права России»,
«Римское право» и «История правовых и политических учений». Междисциплинарные связи с «Теорией государства и права» имеют особо важное значение. Такие связи позволяют актуализировать и применять на практике знания курсантов в области теории государства и права, позволяют курсантам более чётко понимать общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений, дадут возможность провести более чёткую грань между общей историей и историей государства и права.
Междисциплинарные связи с «Историей государства и права Росси» тоже имеют важное значение. Они позволят курсантам более чётко понять те процессы, которые в России, имея собственную специфику, всё же проистекали из общих закономерностей развития мировой цивилизации. Дадут возможность курсантам более чётко понять место русской цивилизации в контексте развития цивилизации мировой. Постоянные сравнения улучшат способность курсантов к обобщению и анализу.
Междисциплинарные связи с римским правом имеют особое значение для блока тем «Государство и право античности». Они поясняют курсантам значение и суть рецепции римского права. Дают более наглядное представлении о том, как римские юридические термины и конструкции повлияли на развитие правовых систем других государств. Пояснят особенности формирования романо-германской правовой семьи.
Междисциплинарные связи с «Историей правовых и политических учений» (ИППУ), в свою очередь, дают возможность курсантам проследить влияние правовых идей и государственных теорий на реальное государственное и правовое строительство. Впрочем, проведение таких связей затрудняется тем, что ИППУ курсанты изучают существенно позже, чем ИГПЗС.
Междисциплинарные связи с отраслевыми дисциплинами могут проводится с любой такой дисциплиной, но наиболее важными являются связи с дисциплинами «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран» (КПЗС), «Административное право», «Уголовное право», «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Уголовно-процессуальное право», «Уголовно-исполнительное право» (УИП).
Междисциплинарные связи с «Конституционным правом России» и «Конституционным правом зарубежных стран» могут проводится только в рамках тем, посвящённых Новому и Новейшему времени, т. е. с момента появления первых конституционных актов. Но зато в данных темах такие связи могут быть представлены очень широко, Например, в значительной степени совпадает материал, даваемый в рамках тем «Война за независимость и образование США» в ИГПЗС и «Основы конституционного строя США» в КПЗС. При этом, если темы КПЗС выходят раньше, на их материал можно ссылаться, можно сказать
курсантам, вспомнить определения или государственные органы, изученные в рамках таких тем. Если же темы КПЗС изучаются после тем ИГПЗС, то можно говорить курсантам о том, что более подробно соответствующий материал они будут изучать в рамках соответствующих тем в рамках дисциплины «Конституционное право зарубежных стран», и при этом им потребуется знание таких-то терминов, поэтому этим терминам необходимо уделить соответствующее внимание. Примерно аналогичным образом осуществляется и междисциплинарное взаимодействие с другими отраслевыми дисциплинами.
Самым сложным является осуществление междисциплинарных связей с дисциплинами специализации. Тут присутствуют проблемы двух типов. Во-первых, когда курсанты изучают «Историю государства и права зарубежных стран», изучение дисциплин специализации является для них довольно далёкой перспективой. Во-вторых, в силу специфики данных дисциплин сложно ожидать, что преподаватель, ведущий у курсантов ИГПЗС, будет знать эти дисциплины в совершенстве. Поэтому преподавателю необходимо чётко понимать цель осуществления подобных связей. По мнению автора, такая цель состоит в постепенном ориентировании курсантов на будущую профессиональную деятельность. Иллюстрация того факта, что во все времена и во всех государствах существовали службы, осуществляющие исполнение уголовных наказаний, придаст курантам уверенность в социальной востребованности и нужности их деятельности. Что касается знания дисциплин специализации, то для достижения этих целей глубокие познания преподавателю, ведущему ИГПЗС, просто не требуются. Для проведения связей достаточно хотя бы поверхностно ориентироваться в вопросе. Однако следует отметить, что такие знания, при всей их поверхностности, должны быть точными, для того, чтобы избежать дезинформирования курсантов.
В некоторых случая междисциплинарные связи могут носить сложный и перекрёстный характер. Например, при рассмотрении темы «Европейские государства Нового времени» можно сравнить государственный строй Великобритании с современным (связь с КПЗС), затем сделать акцент на том, что в этот период начинает формироваться Тюремная служба Его Величества, т. е. специальный государственный орган, предназначенный для исполнения уголовных наказаний (связь с УИП), далее упомянуть, что в XIX в. на основе идей Иеремии Бентама режим отбытия наказания в виде лишения свободы в английских тюрьмах изменяется (связь с ИППУ и дисциплинами специализации «Организация режима и надзора в уголовно-исполнительной системе»). В целом при проведении междисциплинарных связей главным требованием является системность, совершенно недостаточно при чтении курса ИГПЗС пару-тройку раз упомянуть термины ТГП и говорить о наличии междисциплинарных связей. Такие связи должны проводиться постоянно и последовательно при чтении всего курса.
В качестве выводов можно упомянуть, что автором выделяются такие особенности проведения занятий по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» с курсантами образовательных учреждений ФСИН России, как:
1. необходимость более глубокого, чем в «гражданских» вузах, акцента на патриотическом воспитании;
2. более сложные проблемы мотивированности курсантов к обучению, которые требуют большего внимания и более тонких методов разрешения, чем в «гражданских» вузах;
3. большая важность постоянных и системных междисциплинарных связей при проведении занятий.