Научная статья на тему 'Некоторые криминологические аспекты сексуальных посягательств, совершаемых в отношении лиц, не достигших совершеннолетия'

Некоторые криминологические аспекты сексуальных посягательств, совершаемых в отношении лиц, не достигших совершеннолетия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Логинова Л. В.

The article traces the formation of criminological knowledge at the conduct of a sexual nature committed against minors. Reveals some social, cultural, historical, ethnographic and psychological characteristics of stereotypes of sexual behavior existed in various historical epochs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые криминологические аспекты сексуальных посягательств, совершаемых в отношении лиц, не достигших совершеннолетия»

Ю

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

ü S I

н

о ф

со

Некоторые криминологические аспекты

сексуальных посягательств, совершаемых в отношении лиц, не достигших совершеннолетия

Логинова Л. В. *

The article traces the formation of criminological knowledge at the conduct of a sexual nature committed against minors. Reveals some social, cultural, historical, ethnographic and psychological characteristics of stereotypes of sexual behavior existed in various historical epochs.

Реализация полового инстинкта, в том числе и инстинкта продолжения рода, у людей в отличие от животных эволюционировала в течение достаточно короткого периода — всего лишь за несколько тысячелетий произошли существенные изменения. Многообразие форм этой реализации с доисторических времен и до наших дней связано с переменами в образе жизни, то есть с социальной сущностью человека. Это значит, что половые отношения складывались под влиянием социальных факторов и их воздействие отражалось в обычаях, традициях, морали, религиозных догмах и культуре общества. В доисторические времена, о которых мы можем судить лишь по скудным косвенным данным, первобытные люди объединялись в кровнородственные орды, внутри которых осуществлялась беспорядочная половая жизнь — так называемый промискуитет. При этом в сексуальные отношения вступали кровные родственники: родители и дети, братья и сестры.

Как массовая практика подобная форма половых отношений сегодня не встречается даже в самых отсталых племенах. Рецидивы первобытного промискуитета были обнаружены исследователями в прошлом веке. Например, в Северной Америке в индейском племени чеп-пева случалось, что мужчина брал в жены свою сестру или мать. Или, скажем, у инков (в Перу) вначале существовал обычай, согласно которому женой наследника царства или вождя племени должна была быть его старшая сестра.

Брачные союзы с кровными родственниками время от времени возводились в обычай как попытка сохранить привилегии. Но они не получали широкого распространения и удерживались недолго, ибо представляли собой отклонения от уже сложившихся норм сексу-

альных отношений — частичные рецидивы первобытного промискуитета.

Нельзя отождествлять даже первичные формы половых отношений в первобытном обществе с тем, что наблюдается у разных видов животных. В частности, неупорядоченные половые отношения между людьми в те времена, когда еще не существовали ограничения, возведенные позднее в обычай, тоже социально обусловлены, имеют реальные причины. Так, Ф. Энгельс пишет: «...Чтобы в процессе развития выйти из животного состояния и осуществить величайший прогресс, какой только известен в природе, требовался еще один элемент: недостаток способности отдельной особы к самозащите надо было возместить объединенной силой и коллективными действиями стада»1. Поскольку твердо установлено, что ревность — чувство, которое развилось значительно позже и не было известно первобытным людям, а понятие о кровосмешении и его последствиях у них отсутствовало, неупорядоченные половые отношения даже между родителями и детьми могли вызывать не больше отвращения, чем связь между другими особями разных поколений. Вместе с тем не исключено, что и тогда в практике половых отношений случалось временное сожительство отдельными парами. Сейчас нам ясно, что беспорядочная половая жизнь первобытных орд, основанная на близкородственных половых связях, неизбежно вела к вырождению, к появлению у потомства таких дефектов, которые ставили под угрозу само существование и продолжение рода. Открытие пагубных последствий кровосмешения было, как отмечает Ф. Энгельс, чрезвычайно важным на начальном этапе формирования родовой системы2.

Постепенно стало зарождаться примитивное социальное регулирование половой жизни первобытных людей: возник пер-

Начальник следственного отдела УВД по Калининскому району г. Санкт-Петербурга.

выи, поначалу еще нечетким и нестрогим сексуальный запрет — запрет кровосмешения. С ним связано появление так называемой групповой семьи. Самая характерная ее особенность (невзирая на различные вариации) — это то, что мужчины одной группы являлись коллективными, общими супругами для другой группы — женщин. Две первоначальные кровнородственные орды объединялись в одну групповую семью и, соблюдая табу на половые отношения между родителями и детьми, образовывали кровнородственную семью. При этом родственные отношения братьев и сестер — как нечто вполне естественное — включали и половую связь между ними. Кровнородственная семья вымерла, ее не находят даже у самых диких народов, о которых известно из истории. Но о том, что она должна была существовать, свидетельствует все дальнейшее развитие семьи: оно было бы невозможно без этой необходимой начальной ступени.

На следующем историческом этапе запрет на кровосмешение распространяется не только на отношения между родителями и детьми, но и на отношения между братьями и сестрами. Этот второй шаг вперед в организации семьи был еще более важным, потому что предполагал большее — в смысле возраста — равенство участников.

Племена, внутри которых действовал этот запрет, должны были развиваться значительно быстрее и полнее. Началось все, очевидно, с исключения половых связей между единоутробными братьями и сестрами (то есть по материнской линии) — сперва в отдельных случаях, а затем постепенно становясь правилом. Потом стал действовать запрет на половые отношения даже в боковых линиях — для детей, внуков и правнуков родных братьев и сестер.

Племя состояло из родов, которые организовывали кровнородственные по материнской линии группы людей. Внутри каждого рода брак был запрещен — следовательно, если мужчины одного рода брали в жены женщин своего племени, то не из своего, а из другого рода.

О силе влияния запрета кровосмешения свидетельствует обусловленное им образование рода, которое легло в основу общественного устройства большинства (если не всех) варварских народов Земли и стало основой непосредственного перехода в Древней Греции и Древнем Риме от эпохи варварства к эпохе цивилизации.

Сексуальные контакты с детьми отмечались на протяжении всего развития че-

ловеческого общества. Особенно в странах восточных культур получила развитие нимфофилия (сексуальные наклонности мужчин по отношению к незрелым девочкам). Академик И.С. Кон в своих исследованиях подробно останавливается на социальном контексте древнегреческой педерастии3. Так, греки одобряли гомосексуальные отношения при условии, что они совершаются между свободными людьми и взрослый мужчина является для мальчика-подростка наставником. Далее автор указывает, что в VII веке до н.э. в древнем Крите и Коринфе существовал обычай похищения взрослым мужчиной мальчика-подростка. Сексуальная связь сочеталась с воинским обучением. Причем такие отношения приветствовались и считались почетными. В Спарте каждый мальчик с 12 до 16 лет вступал в брачный союз с воином-наставником. Когда же у юноши вырастала борода, он должен был сам выступить в роли наставника. И.С. Кон также отмечает, что тема однополой любви к мальчикам актуальна для творчества Сократа и Платона, причем многие античные философы ставили такие отношения выше гетеросексуальной любви4. В Средние века отношение к ребенку было двойственным: с одной стороны, дети признавались символом невинности, а с другой — нередко становились объектом сексуальных притязаний. В Х—Х11 вв. монахи Католической церкви создали на латинском языке особый жанр эротической любовной лирики, обращенной к мальчикам и юношам. В раннем Средневековье педерастия просто считалась одним из грехов, а начиная с XIII в. ее приравнивают к ереси и демони-зируют. В дальнейшем ее стали считать делом инквизиции. В эпоху Возрождения любовь к мальчикам препубертатного и пубертатного возрастов рассматривалась не как преступление, а как безвредный порок, заслуживающий снисхождения5.

В начале XVII в., по свидетельству личного врача Людовика XIII, родители и просто взрослые люди обсуждали при детях сексуальные темы, открыто вступали в интимные отношения, демонстрировали свои половые органы и ощупывали гениталии мальчиков6.

В ряде культур не только половая неприкосновенность, но и жизнь ребенка постоянно находилась под угрозой. Известный английский религиовед и этнолог Д. Фрезер отмечает, что в Древнем мире у семитских народов Западной Азии существовал обычай, согласно которому прави-

ю

О!

О СЧ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

тель города приносил в жертву своего сына, чтобы отвратить вражеское нашествие7. Жертвоприношения детей имели место в религиях майя, ацтеков, инков. Вплоть до конца XIX в. некоторые племена полинезийцев и туземцев Восточной Африки умерщвляли до 2/3 новорожденных, которые были рождены в определенных физиологических положениях (что считалось дурным предзнаменованием). Кочевое и очень воинственное ангольское племя йагов умерщвляло всех новорожденных, чтобы у женщин не было затруднений участвовать в набегах на врагов. Численность племени поддерживалась за счет усыновления пленных детей 13—14 лет.

В. Чалидзе отмечает, что в отдаленных районах Урала, Сибири, Поморья сохранились отголоски древних верований: мужчина, страдающий венерической болезнью, якобы может излечиться, изнасиловав малолетнюю девственницу8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г.Б. Дерягин, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, изучив различные аспекты сексуального насилия в отношении несовершеннолетних в странах Африки, пришли к выводу, что в основе сексуальной агрессии лежат культуральные факторы с доминированием мужчин в сексуальной жизни9. Значительная часть африканцев считает, что мужчина не может управлять своими сексуальными импульсами. Сексуальное поведение как бы связано с магией, колдовством. В частности, некоторые племена Кении рассматривают сексуального насильника жертвой порчи соседей, родственников и т.п. Среди большинства представителей коренного населения Африки существует стойкое поверье, что половая близость с девственным ребенком являются верным способом избавления от венерических болезней, СПИДа и т.п.

Зарубежные кросскультурные исследования свидетельствуют, что в ряде районов Индии и Китая контакты между взрослым мужчиной и малолетней девочкой не являются необычными, запрещенными (имеется в виду конкретный изолированный соци-ум)10. Среди аборигенов Полинезии, Центральной Австралии, сиванских племен Северной Африки широко практикуются детс-ко-взрослые гетеро- и гомосексуальные отношения. В Англии вплоть до начала 50-х гг. ХХ в. не преследовались, не пресекались сексуальные отношения с несовершеннолетними (хотя в 1929 г. и был принят закон, определяющий возраст для девочек, вступающих в брак, — не менее 15 лет), практически процветала детская проституция.

Льюис Кэррол (1832—1898 гг.), профессор Оксфордского университета, автор всемирно известных детских сказок «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», имел выраженные педофильные наклонности, которые никогда не скрывал от окружающих. Он мог часами рисовать или фотографировать обнаженных девочек в возрасте 10—11 лет, при этом нередко прибегал к поглаживанию тела и поцелуям.

Во Франции второй половины XIX в. широкую известность получило произведение Изидор-Люсьен Дюкасса «Песни Мальдорора». Автор бросил вызов морально-нравственным представлениям общества. Он откровенно описывает садистские педофильные действия, каннибализм, некрофилию и т.п. В дальнейшем нашлось немало представителей «интеллектуальной элиты», объявивших «Песни Мальдорора» предтечей постмодернизма XX в.

Ряд произведений Ф.М. Достоевского свидетельствует о том, что в дореволюционной России проблема сексуального насилия над детьми была достаточно актуальна. Это прежде всего становится очевидным при прочтении романов «Бесы», «Преступление и наказание», «Подросток». Для Достоевского насилие над беззащитным, доверчивым ребенком является самым чудовищным преступлением. Не случайно, когда в романе «Записки из Мертвого дома» один из осужденных за детоубийство пытается рассказать о своем преступлении, все каторжане начинают угрожающе кричать на него11.

В нашей стране всплеск общественной активности наиболее радикальных представителей сексуальных меньшинств наблюдался в начале 90-х гг. XX в. Выставочные залы Москвы и Санкт-Петербурга демонстрировали «работы» фотографов-некрофилов. Педофилы предпринимали попытки официально зарегистрировать свою ассоциацию, открыто выступали в прессе12.

Следует отметить, что кросскультурные исследования не ограничиваются рассмотрением своеобразия соответствующих предписаний, табу, так как, в какую бы систему они ни складывались, доминирующим является индивидуальное развитие, в процессе которого интериоризируются данные экспектации. При исследовании половой социализации и усвоения половых ролей А.А. Ткаченко, ссылаясь на И.С. Кона, предлагает акцентировать внимание на следующие существенные аспекты:

> этноспецифическая дифференциация половых ролей и стереотипов маскулинности и фемининности;

> половое разделение труда и его символизация в культуре;

> степень поляризации мужских и женских ролей и характер их отношений (кооперация или иерархические отношения господства и подчинения);

> социальный статус мужчин и женщин и соответствующие культурные стереотипы;

> различия в содержании и способах социализации мальчиков и девочек;

> зависимость статуса ребенка от его пола (желательность, объем внимания, наличие инфантицида);

> сознательная и стихийная сегрегация детей разного пола (сила и возраст);

> различия в содержании обучения и деятельности мальчиков и девочек;

> специфические институты социализации мальчиков и девочек, ритуальные различия и т.д.;

> выработка специфических качеств у мальчиков и девочек (агрессивность, доминантность, заботливость и т.п.);

> половое воспитание:

а) общий характер половой морали этноса, его отношение к сексуальности, основные табу и запреты;

б) наличие или отсутствие двойного стандарта;

в) отношение к подростковой сексуальности;

г) половое просвещение (кто, когда и как осуществляет)13.

Далее А.А. Ткаченко указывает, что в случае парафилий (особенно сексуального влечения к детям) предметом изучения является не просто сексуальное, но прежде всего аномальное поведение. Сама суть парафилий (в том числе и педофильных тенденций) — это использование выработанных культурой табу на те или иные проявления сексуальности в качестве именно сексуальных стимулов. Причины столь очевидного и долгое время единственного признака извращенности поведения кроются, конечно же, не в самом по себе стремлении к разрушению стандартов, предписаний и законов, недостаточно побудительного в случае чисто рефлексивной (рациональной) природы таких тенденций. Обладающей гораздо более моти-вообразующей силой представляются сопутствующие таким тенденциям эмоциональные эффекты, связанные с рискующими ситуациями и сопутствующими им

негативными аффектами как предпосылки позитивных переживаний, а в дальнейшем — стереотипизации, нарастания ад-диктивности поведения, что в совокупности и создает комплекс объективных критериев аномальности поведения. Последние связаны не с содержанием поведения, а с его клинической формой, отражающей в первую очередь нарушения контроля и регуляции деятельности. Если принять данную посылку в качестве основной, то само по себе отклонение от стандартов культуры теряет главенствующую диагностическую роль, поскольку лишь в соответствии со структурой существующих запретов определяет содержание поведения, которое в зависимости от иных условий может быть заменено на другое, подчас совершенно противоположное14.

В силу этого все вышеуказанное предметно-тематическое содержание исследований хотя и может дать более целостное представление о картине специфических отличий сексуальности, однако не гарантирует получения ответа на вопрос о причинах девиантности как таковой. Последние могут лежать и вне сферы собственно психосексуального развития и быть связаны с более общими закономерностями либо индивидуального развития, либо глобальной социальной структурой общества.

Поэтому различия обнаруживаются не только между субкультуральными группами внутри одного сообщества, но и между различными культурами, каждой из которых свойственна различная степень приемлемости сексуального насилия.

Одной из теорий, пытающейся объяснить влияние социальных факторов на сексуальное насилие, является теория последней капли. Ее центральный пункт — положение о том, что преобладание в обществе тенденций к одобрению использования физической силы для достижения социально желаемых целей, таких как порядок в школе, контроль над преступностью, доминирование в военной сфере, повышает вероятность генерализации этой легализованной силы в другие сферы жизни, такие как семья, взаимоотношения между полами, то есть в те области социального существования, где применение силы как раз менее всего желаемо и ожидаемо15.

Изучение бесписьменных культур показало, что общества, имеющие религиозные системы с жестокими и карающими божествами, имеют тенденцию полагаться в основном на физическое наказание. При исследовании современных наций обнару-

ю

Ol

О CJ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Ю

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

жилось, что скрытая поддержка привычного убийства, например — на войне, отражается на высоком уровне криминальных убийств, насилия над детьми и насыщенности насилием искусства. Поэтому изнасилования могут являться одним из проявлений тех культуральных форм, которые допускают и мирятся с насильственным поведением в других областях жизни.

Существуют попытки типологизации различных культур по характеру их отношения к сексуальности. Так, З. Старович предлагает следующие пять моделей совмещения любви и секса в культурах мира.

1. Платоническая модель: асексуальная, одухотворенная, деэротизированная любовь. Секс трактуется как нечто низменное, цель же человека — достижение высшей, асексуальной любви. Данная модель характерна для христианства и некоторых направлений буддизма.

2. Чувственная модель: любовь отождествляется с желанием, чувственностью. Секс является ее осью. Ислам, культура муру, сексуальная любовь в культуре Запада.

3. Интегральная, психофизическая модель: любовь и секс неразделимы и образуют единство. Такой подход свойственен некоторым примитивным культурам, отдельным направлениям христианства.

4. Модель противопоставления любви и секса: трактуются как противоположные сферы. Секс возможен без любви, а сексуальные контакты могут происходить без чувственной основы (ор-гиастические культуры, стиль кул-секс, некоторые примитивные культуры).

5. Модель секса без любви: мужчину и женщину объединяет только секс, возможны лишь определенная симпатия, привязанность и не более. Чаще всего данная модель встречается в примитивных культурах16.

Таким образом, влияние социальных факторов на половое поведение многозначно и затрагивает как микросоциальные условия индивидуального научения, так и создание особых субкультуральных и кросскультурных норм полоролевой социализации и собственно полового поведения, в том числе в его аномальных формах реализации. В конечном итоге личностный смысл поведения задается социальными условиями существования, в том числе характером тех запретов, которые имеются в данной культуре. В принципе всю культуру можно рассматривать как развитие определенных запретов, остающихся ядром, спо-

собствующим выработке первых моральных правил. При этом следует учитывать, что определенные нормы социосексуаль-ного регулирования поведения существуют уже у стадных животных. В человеческих же сообществах условность и социальный характер табу становятся особенно очевидными, если принять по внимание амбивалентность социальных установок в отношении самих запретов17.

Культура формирует эротический код, ритуал ухаживания и сексуальную технику и таким образом устанавливает зависимость индивидуальной мотивации от культурной ориентации и стратегии социального действия. При этом закладывается основа как культурно-нормативного поведения, так и модификации тех поведенческих проявлений, которые не укладываются в конкретные установленные стандарты. Учет именно этого обстоятельства лежит в основе попытки классификации парафи-лий. Каждая из выделенных шести стратегий, посредством которых сладострастие и чувственность отделяются от любви и романтического аффекта и имеют при пара-филиях сексоэротическое насыщение, приложима к таким неэротическим элементам западного общества, как религия, война, коммерция, магия, родство. Будучи приемлемыми в несексуальном контексте существования, они нежелательны, когда включаются в сексуальное и эротическое поведение. Однако они становятся кардинальными элементами при парафилиях, предоставляя возможность для сексуального экспериментирования со сладострастием при отсутствии любви как таковой18.

Данное характерное для западной маскулинно-центристской культуры разделение чувственного, сексуального и платонического будет соответствовать разделению не только на реального и идеального партнера. Жесткость декларируемых культурой требований у целого ряда наиболее негибких и потому конформных членов общества будет определять не только отсутствие гармоничного их соединения в одном объекте. Она закономерно должна и, как мы это и видим в действительности, сопровождается расчленением мотивов на просоциальные, причем обуславливающие наиболее ханжеские формы поведения, и антисоциальные тенденции, проявляющиеся в том же девиантном сексуальном поведении, сочетающиеся у отдельного индивида.

В русле культурологических исследований могут быть подвергнуты анализу:

а) модификации табуирования различными религиозными и идеологическими системами проявления сексуальности и степень толерантности к ним общественного сознания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) различия в стандартах маскулин-ности/фемининности, распределение полоролевых функций и специфика взаимоотношений между полами в целом;

в) степень расхождения между декларируемыми ценностями и реальными стандартами поведения;

г) ценность индивидуальности, человеческой жизни;

д) культурные традиции саморегуляции19.

Справедливой представляется точка зрения шведской исследовательницы Г. Хельмиус: «Физиологическая способность испытывать сексуальное желание и сексуальное удовлетворение заложена в человеке от рождения. Между тем проявления сексуальности — когда, где, как, почему и с кем — определяются культурой... Антропологические исследования показывают нам с предельной ясностью, что социально санкционированные проявления сексуальности весьма разнообразны в различных культурах» 20.

В настоящее время наблюдаются целенаправленные устремления социума в плане либерализации сексуальной морали и поведения, однако полное отсутствие запретов и табу в интимной сфере

несет в себе серьезную опасность. В современном цивилизованном обществе социальные и культуральные предпосылки детско-взрослых сексуальных отношений отсутствуют. Любые проявления сексуального насилия над детьми осуждаются и преследуются в установленном законодательством порядке.

Историко-правовой анализ сущности и содержания нормативной и источниковедческой баз, относящихся к правовой и нравственной оценке действий сексуального характера в России и за рубежом, свидетельствует о том, насколько неоднозначно различные народы подходили и подходят к данной проблеме. Несколько оптимистичным представляется то обстоятельство, что в последние годы все большее число государств считает такие действия не только безнравственными, но и преступными. Подтверждением тому являются международные и национальные нормативно-правовые акты, предусматривающие уголовную ответственность за совершение сексуальных преступлений против несовершеннолетних граждан. В то же время полученные в процессе проведения указанного выше анализа данные свидетельствуют об отсутствии повседневной, целенаправленной нравственно-воспитательной, социально-психологической и организационно-правовой деятельности со стороны органов государственной власти, правоохранительных органов, образовательных учреждений и общественных объединений.

Литература и примечания

1. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Изд. 2-е. Т. 21. М., 1965. С. 39-40.

2. Там же.

3. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. С. 132.

4. Там же. С. 133-138.

5. Сексология: энциклопедический справочник. Минск, 1994.

6. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989.

7. Там же.

8. Чалидзе В. Уголовная Россия. М.: ТЕРРА, 1990.

9. Дерягин Г.Б., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Транскультуральные аспекты сексуального насилия // Сексология. 2004. № 2. С. 36.

10. Is a pedophilia a psychiatric disorder? Archives of sexual behavior. 2002. Vol. 31. № 6.

11. Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома. Мурманск, 1982. С. 11.

12. Кон И.С. Сексуальная культура в России. М.: ОГИ. 1997. С. 371.

13. Ткаченко А.А. Сексуальные извращения-парафилии. М., 1999. С. 364.

14. Ткаченко А.А. Указ. соч. С. 364-365.

15. Ткаченко А.А. Указ. соч. С. 365.

16. Старович З. Судебная сексология. М., 1991.

17. Ткаченко А.А. Сексуальные извращения-парафилии. М., 1999; Психология любви и сексуальности. М.: Изд-во «Искусство 21 век», 2005.

18. Ткаченко А.А. Указ. соч. С. 368.

19. Там же. С. 368-369.

20. Хельмиус Г. Сценарий взросления. О любви, сексуальности и социализации в подростковые годы. СПб.: Нордмедиздат, 2003. С. 106.

Ю

Ol

О CJ

О О О Q.

С[ со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.