Научная статья на тему 'Криминологические и культурологические аспекты сексуальных посягательств в отношении лиц, не достигших совершеннолетия'

Криминологические и культурологические аспекты сексуальных посягательств в отношении лиц, не достигших совершеннолетия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
362
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминологические и культурологические аспекты сексуальных посягательств в отношении лиц, не достигших совершеннолетия»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Н.П. Набойщиков*

Криминологические и культурологические аспекты сексуальных посягательств в отношении лиц, не достигших совершеннолетия

Анализ многочисленных исторических источников (научных, литературных, археологических, в виде произведений искусства и т.д.) свидетельствует о том, что сексуальные контакты с детьми отмечались на протяжении всего развития человеческого общества. Особенно в странах восточных культур получила развитие нимфофилия (сексуальные наклонности мужчин по отношению к незрелым девочкам).

Академик И.С. Кон1 в своих исследованиях подробно останавливается на социальном контексте древнегреческой педерастии. Так, греки одобряли гомосексуальные отношения при условии, что они совершаются между свободными людьми, и взрослый мужчина является для мальчика-подростка наставником. Далее автор указывает, что в VII в. до н.э. в древнем Крите и Коринфе существовал обычай похищения взрослым мужчиной мальчика-подростка. Сексуальная связь сочеталась с воинским обучением, причем такие отношения приветствовались и считались почетными. В Спарте каждый мальчик с 12 до 16 лет вступал в брачный союз с воином-наставником. Когда же у юноши вырастала борода, он должен был сам выступить в роли наставника.

И.С. Кон2 также отмечает, что тема однополой любви к мальчикам актуальна для творчества Сократа и Платона, причем многие античные философы ставили такие отношения выше гетеросексуальной любви. В Средние века отношение к ребенку было двойственным. С одной стороны, дети признавались символом невинности, а с другой, нередко становились объектом сексуальных притязаний. В Х-Х11 вв. монахи католической церкви создали на латинском языке особый жанр эротической любовной лирики, обращенной к мальчикам и юношам. В раннем Средневековье педерастия просто считалась одним из грехов, но, начиная с XIII в., ее приравняли к ереси и демонизировали; в дальнейшем ее стали считать делом инквизиции. В эпоху Возрождения любовь к мальчикам препубертатного и пубертатного возраста рассматривалась не как преступление, а как безвредный порок, заслуживающий снисхождения3.

В начале XVII в., по свидетельству личного врача Людовика XIII, родители и просто взрослые люди обсуждали при детях сексуальные темы, открыто вступали в интимные отношения, демонстрировали свои половые органы и ощупывали гениталии мальчиков4.

В ряде культур не только половая неприкосновенность, но и жизнь ребёнка постоянно находилась под угрозой. Известный английский религиовед и этнолог Д. Фрезер5 отмечает, что в Древнем мире у семитских народов Западной Азии существовал обычай, согласно которому правитель города приносил в жертву своего сына, чтобы отвратить вражеское нашествие. Жертвоприношения детей имели место в религиях майя, ацтеков, инков. Вплоть до конца XIX в. некоторые племена полинезийцев и туземцев Восточной Африки умерщвляли до двух третей новорожденных, которые были рождены в определенных физиологических положениях (что считалось дурным предзнаменованием). Кочевое и очень воинственное ангольское племя йагов умерщвляло всех новорожденных, чтобы женщины без затруднений могли участвовать в набегах на врагов. Численность племени поддерживалась за счет усыновления пленных детей 13-14 лет.

В. Чалидзе6 отмечает, что в отдаленных районах Урала, Сибири, Поморья сохранились отголоски древних верований: мужчина, страдающий венерической болезнью, якобы может излечиться, изнасиловав малолетнюю девственницу.

Г.Б. Дерягин, П.И. Сидоров и А.Г Соловьев7, изучив различные аспекты сексуального насилия в отношении несовершеннолетних в странах Африки, пришли к выводу, что в основе сексуальной агрессии лежат культуральные факторы с доминированием мужчин в

* Преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

сексуальной жизни. Значительная часть африканцев считает, что мужчина не может управлять своими сексуальными импульсами. Сексуальное поведение как бы связано с магией, колдовством. В частности, некоторые племена Кении рассматривают сексуального насильника как жертву порчи соседей, родственников и т.п. Среди большинства представителей коренного населения Африки существует стойкое поверье, что половая близость с девственным ребенком являются верным способом избавления от венерических болезней, СПИДа и т.п.

Зарубежные кросс-культуральные исследования8 свидетельствуют, что в ряде районов Индии и Китая контакты между взрослым мужчиной и малолетней девочкой не являются необычными, запрещенными (имеется в виду конкретный изолированный социум). Среди аборигенов Полинезии, Центральной Австралии, сиванских племен Северной Африки широко практикуются детско-взрослые гетеро- и гомосексуальные отношения. В Англии вплоть до начала 50-х г. XX в. не преследовались, не пресекались сексуальные отношения с несовершеннолетними (хотя в 1929 г. и был принят закон, определяющий возраст для девочек, вступающих в брак, не менее 15 лет); практически процветала детская проституция.

Льюис Кэррол (1832-1898), профессор Оксфордского университета, автор всемирно известных детских сказок «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» имел выраженные педофильные наклонности, которые никогда не скрывал от окружающих. Он мог часами рисовать или фотографировать обнаженных девочек в возрасте 10-11 лет, при этом нередко прибегал к поглаживанию тела и поцелуям.

Во Франции второй половины XIX в. широкую известность получило произведение Изидор-Люсьен Дюкасса «Песни Мальдорора». Автор бросил вызов моральнонравственным представлениям общества. Он откровенно описывает садистские педофильные действия, каннибализм, некрофилию и т.п. В дальнейшем нашлось немало представителей «интеллектуальной элиты», объявивших «Песни Мальдорора» предтечей постмодернизма XX в.

Ряд произведений Ф.М. Достоевского свидетельствует о том, что в дореволюционной России проблема сексуального насилия над детьми была достаточно актуальна. Это прежде всего становится очевидным при прочтении романов «Бесы», «Преступление и наказание», «Подросток». Для Достоевского насилие над беззащитным, доверчивым ребенком является самым чудовищным преступлением. Не случайно, когда в романе «Записки из мертвого дома» один из осужденных за детоубийство пытается рассказать о своем преступлении, все каторжане начинают угрожающе кричать на него9.

В нашей стране всплеск общественной активности наиболее радикальных представителей сексуальных меньшинств наблюдался в начале 90-х гг. XX века. Выставочные залы Москвы и Санкт-Петербурга демонстрировали «работы» фотографов-некрофилов. Педофилы предпринимали попытки официально зарегистрировать свою ассоциацию, открыто выступали в прессе10. По мнению А.А. Ткаченко, кросскультурные исследования не ограничиваются рассмотрением своеобразия соответствующих предписаний, табу, т.к. в какую бы систему они ни складывались, доминирующим является индивидуальное развитие, в процессе которого интериоризируются данные экспектации11 . При исследовании половой социализации и усвоения половых ролей вышеуказанный автор12, ссылаясь на И.С. Кона, предлагает акцентировать внимание на следующих существенных аспектах:

- этноспецифическая дифференциация половых ролей и стереотипов маскулинности/ фемининности;

- половое разделение труда и его символизация в культуре;

- степень поляризации мужских и женских ролей и характер их отношений (кооперация или иерархические отношения господства и подчинения);

- социальный статус мужчин и женщин и соответствующие культурные стереотипы;

- различия в содержании и способах социализации мальчиков и девочек;

- зависимость статуса ребенка от его пола (желательность, объем внимания, наличие инфантицида);

- сознательная и стихийная сегрегация детей разного пола (сила и возраст);

- различия в содержании обучения и деятельности мальчиков и девочек;

- специфические институты социализации мальчиков и девочек, ритуальные различия и т.д.;

- выработка специфических качеств у мальчиков и девочек (агрессивность, доминантность, заботливость и т.п.);

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

- половое воспитание:

а) общий характер половой морали этноса, его отношение к сексуальности, основные табу и запреты;

б) наличие или отсутствие двойного стандарта;

в) отношение к подростковой сексуальности;

г) половое просвещение (кто, когда и как осуществляет).

Справедливой представляется точка зрения шведской исследовательницы Г. Хельмиус: «Физиологическая способность испытывать сексуальное желание и сексуальное удовлетворение заложена в человеке от рождения. Между тем проявления сексуальности -когда, где, как, почему и с кем - определяются культурой... антропологические исследования показывают нам с предельной ясностью, что социально санкционированные проявления сексуальности весьма разнообразны в различных культурах»13.

В настоящее время наблюдаются целенаправленные устремления социума в плане либерализации сексуальной морали и поведения, однако полное отсутствие запретов и табу в интимной сфере несет в себе серьезную опасность. Однако не вызывает сомнений, что в современном цивилизованном обществе социальные и культуральные предпосылки детско-взрослых сексуальных отношений отсутствуют, а любые проявления действий сексуального характера в отношении малолетних и несовершеннолетних осуждаются и преследуются в установленном законом порядке.

В юридической литературе зарубежных стран существует термин «сексуальное принуждение детей», под которым понимаются все сексуальные действия взрослых с детьми, а также принуждение детей к сексуальным действиям между собой. Сексуальное принуждение включает в себя как единичные, так и повторяющиеся на протяжении многих лет случаи, которые варьируются от показа взрослыми своих гениталий (эксгибиционизм) до сексуальных пыток и убийства. По мнению английского криминолога Лиз Келли, «законодательства разных стран неоднозначно трактуют вопросы сексуального принуждения детей. В ряде стран имеются на этот счет специальные законы, в других странах применяются общие законы о насильственных преступлениях, но тот факт, что жертвой был ребенок, является отягчающим обстоятельством»14.

По нашему мнению, историко-правовой анализ сущности и содержания нормативной и источниковедческой баз, относящихся к правовой и нравственной оценке действий сексуального характера в России и за рубежом, свидетельствует о том, насколько неоднозначно различные народы подходили и подходят к данной проблеме. Несколько оптимистичным представляется то обстоятельство, что в последние годы все большее число государств считает такие действия не только безнравственными, но и преступными. Подтверждением тому являются международные и национальные нормативно-правовые акты, предусматривающие уголовную ответственность за совершение сексуальных преступлений против несовершеннолетних граждан. В то же время вызывает обеспокоенность крайне тревожная тенденция последних лет - рост насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, в т.ч. и рост сексуальной агрессии, сопряженной с похищением детей, истязанием, различными действиями иного сексуального характера, угрозой убийством, садистическим убийством. Для борьбы с сексуальным насилием в обществе необходимо проведение повседневной, целенаправленной нравственновоспитательной, социально-психологической и организационно-правовой деятельности со стороны органов государственной власти, правоохранительных органов, образовательных учреждений и общественных объединений.

1 См.: Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989. С. 132.

2 См. там же. С. 133-138.

3 См.: Сексология: Энциклопедический справочник. Минск, 1994.

4 См.: Кон И.С. Указ. соч.

5 См.: Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1980.

6 См.: См.: Чалидзе В. Уголовная Россия. М., 1990.

7 См.: Дерягин Г.Б., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Транскультуральные аспекты сексуального насилия // Сексология. 2004. № 2. С. 36.

8 См.: Is a pedophilia a psychiatric disorder? Archives of sexual behavior. 2002. Vol. 31. № 6.

9 См.: Достоевский Ф.М. Записки из мертвого дома. Мурманск, 1982. С.11.

10 См: Кон И.С. Сексуальная культура в России. М.. 1997; Бакин А.А. с соавт. Сексуальные девиации в пенитенциарной системе. СПб., 2004.

11 См.: Ткаченко А.А. Сексуальные извращения - парафилии. М., 1999.

12 См. там же. С. 364.

13 См.: Хельмиус Г. Сценарий взросления. О любви, сексуальности и социализации в подростковые годы. СПб., 2003.

14 Полиция против насилия в отношении женщин и детей: видение, инновации, профессионализм / Под ред. Л. Келли. Страсбург, Совет Европы, 2000. С. 94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.