НЕКОТОРЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
М.Ю. Зырянов
Руины духовные во много раз опаснее экономической разрухи. Человек, духовно сломленный, готов умереть, человек, духовно стойкий, сражается до конца в любых обстоятельствах.
Л. Сычева
Социализация - это процесс передачи и последующего усвоения, в первую очередь детьми, существующих в обществе норм, ролей, образцов поведения, а в конечном итоге всей культуры. В литературе можно найти много и других определений данного явления, которые более или менее точно выражают его суть. Например: «Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм» [Кравченко 1999 : 118]. «В широком смысле социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его функционирования в обществе» [Горелов
2005 : 128]. Такова суть этого явления. И каждое из вышеприведенных определений, выражая ее, подчеркивает те или иные аспекты. Ясно, что социализация не заканчивается с наступлением совершеннолетия, а продолжается на протяжении всей жизни.
Ни для кого не секрет, какие тяжелые времена переживает наше современное российское общество. И общий кризис в стране никого не обошел стороной. Продолжают сказываться тяжелейшие последствия распада Советского Союза, проявляющиеся во множестве негативных явлений. России часто угрожала гибель, когда решалась ее судьба, да и судьба мира. Но «...самым трагическим временем в нашей истории стал, пожалуй, ХХ век. Неудачная Первая мировая война, кровопролитная гражданская война, коллективизация, сталинские репрессии, ужасающая Вторая мировая война свели в могилу цвет нации, наших наиболее активных, энергичных, умных и образованных соотечественников. По некоторым оценкам, за ХХ век мы потеряли сто миллионов человек, что позволяет говорить о настоящем геноциде русского народа. В последние годы запущен чудовищный по своим результатам механизм депопуляции, усиленный преступностью, производственным и бытовым травматизмом, войной в Чечне, беспрецедентной для развитых стран смертностью от болезней, самоубийствами для людей в расцвете сил. В конце этого тысячелетия русский народ каждый год теряет по одному миллиону человек» [Жириновский 2005 : 101]. Можно с уверенностью сказать, что современная Россия находится в послереволюционной ситуации. Российская Федерация сейчас пребывает в глубоком духовнонравственном и ценностном кризисе. «Порвались социальные связи, скрепля-
ющие общество: религиозные (об этом позаботились большевики), идеологические (об этом позаботились нынешние правители), и оказалось, что других нет, и этому положению способствует растущее расслоение общества, обострение криминальной обстановки, изоляция России в мире и т. п.» [Горелов 2005 : 291]. Это продолжится до тех пор, пока нравственные ценности вновь не станут жизненным ориентиром.
Как известно, для утраты культуры народа бывает достаточно всего лишь одного поколения, которое ее не восприняло. На территории же нашей страны почти весь ХХ век характеризуется постоянной ломкой общественного устройства и, следовательно, общественного сознания. «В условиях глубоких перемен резко деформировались и значительно ослабли функции абсолютного большинства социальных институтов, традиционно осуществляющих социализацию молодежи (семья, система образования и др.)» [Ховрин 2007 : 122]. Из вышеперечисленного ясно, что Россия сейчас фактически находится перед выбором пути: либо продолжать двигаться по наклонной, заходя все дальше в тупиковую ситуацию, либо российский народ посредством значительных волевых усилий сможет вновь осознать себя, свое место в мире и отыщет ту самую национальную идею, тот внутренний стержень, без которого дальнейшее существование просто невозможно. Но совершенно очевидно, что любая «национальная идея» должна в первую очередь обеспечивать самосохранение нации.
В условиях современной России необходима «формирующая социализация». Потому что разрушены те ценности в общественном сознании, к которым следовало бы приобщать новые поколения, социальная реальность теперь не может служить полноценным образцом и эталоном. «Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации... только то, чему они обучены или социализированы сами» [Кравченко 1999 : 124]. Иначе можно было бы предположить, что вся та совокупность ныне существующих общественных пороков принимается как должное и имеет право на сохранение и трансляцию. Именно так объясняется смысл введенного нами термина.
Среди всех сфер общественной жизни особое место занимает духовно-нравственная и во многом основанная на ней правовая. Для этого есть ряд причин. Во-первых, уже изначально право и мораль есть основные регуляторы общественной жизни, которые пронизывают всю социальную материю от начала и до конца; во-вторых, они оказывают самое существенное воздействие на другие сферы, определяя их бытие; в-третьих, от них напрямую зависит существование общественного организма и т. д. Поэтому предметом нашего дальнейшего исследования будут главным образом мораль и право в их единстве, а также степень их принятия обществом. Цель исследования состоит в следующем: проанализировать на основании изученной научной литературы, других источников, а также личного опыта эффективность процесса социализации, который осуществляется в России, выявить главные его недостатки. А также наметить основные направления по его улучшению.
Роль семьи в процессе социализации
Важнейшая роль в социализации детей принадлежит семье. «Именно родители играют решающую роль в формировании личности ребенка, его характера, норм поведения, жизненных ориентаций. Для того чтобы нормально выполнять
родительские функции, конечно, необходимо не только их ясное понимание, но и умение эти функции реализовать» [Девятова, Купцов 2006 : 71]. Семья — это один из системообразующих общественных институтов, который во времена общественных ломок и деформаций служит стабилизирующим ядром, обеспечивающим самосохранение общества. В настоящее же время этот незаменимый институт сам подвергся многим деформациям, что, естественно, не могло не отразиться на его функциях. Если попытаться разобраться в сущностных причинах этой ситуации, то ясно, что она возникла из-за разрушения, практически полного размывания в общественном сознании семейных идеалов и ценностей. Материальные факторы, хотя и крайне важны, но все-таки стоят на втором месте. Выход видится в воплощении в жизнь православной модели семьи, которая существенно укрепит семейные отношения, поднимет статус семьи. «Не материальные трудности, а именно крах общечеловеческих, в том числе семейных и религиозных, ценностей обусловливает низкую ценность семьи и детей, сокращение потребности в детях до однодетности и в итоге сверхнизкую рождаемость» [19]. Дети, воспитывающиеся в такой семье, будут уже на подсознательном уровне усваивать ее как образец, и, наиболее вероятно, сами станут стремиться осуществить ее в будущем. Мы хотим подчеркнуть, что недостатки и дефекты семейного воспитания являются причиной очень многих социальных катаклизмов, устранение которых другими путями предполагает вложение огромных средств. Среди них такие проблемы, как демографический кризис, проявляющийся в сокращении населения; рост количества детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством; необходимость увеличивать социальную помощь населению, в том числе создание детдомов, материальное поддержание приемных семей и т. д.; рост преступности и увеличение выделяемых средств на борьбу с ней, на строительство и поддержание мест лишения свободы; распространение таких опаснейших заболеваний, как СПИД и гепатит в различных формах, наркомании и т. д. Все это требует огромных денежных средств, которые могли бы пойти, например, на развитие здравоохранения и увеличение пенсий и т. д.
Особо следует сказать о детях-инвалидах, ограниченных в физических возможностях, которые даже не всегда в состоянии посещать школу. «...Мера здоровья - это мера свободы выбора своего будущего, своей судьбы. Плохое здоровье, особенно инвалидность, способно заставить подростка отказаться от планов получения надлежащего образования и профессии» [Крутер 2001 : 142]. Здесь нужен индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возможности. Особенно большая ответственность за надлежащее воспитание таких детей лежит на родителях, потому что фактически в этом тяжелейшем положении только от них зависит развитие ребенка. Такие родители должны обладать не только педагогической подготовкой, но и соответствующими медицинскими и правовыми знаниями.
Школа и социализация
Как мы уже упоминали, именно школа в сложившихся условиях выступает основным звеном в системе образования и на ней лежит ответственность за формирование нравственно здоровой личности. «В образовательном процессе должны быть выработаны радость познания и любовь к труду, навыки к систематической
трудовой деятельности, развиты исполнительская дисциплина и творческая активность человека. В нем необходимо воспитывать самоуважение, чувства гордости и стыда, уважение к товарищам и к старшим. Особенное значение имеет формирование гражданственности и патриотизма» [Девятова, Купцов 2006 : 69—70]. Дети — будущее России (довольно банально, но верно), потому что им предстоит целиком определять облик нашего общества и государства, жить в ХХ1 в.
«Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70 % формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап» [Кравченко 1999 : 119—120]. Такие периоды наиболее оптимального восприятия нравственных и правовых ценностей, т. е. формирования важнейших черт личности, находятся в школьном возрасте. В эти возрастные периоды дети могут приобретать как положительное, полезное обществу, так и черты откровенно криминального характера. Вот почему перед нами стоит задача реформирования школьного обучения и воспитания.
Необходимо пересмотреть школьную программу с точки зрения входящих в нее предметов. Потому что она сейчас представлена учебными дисциплинами главным образом естественного характера, такими как физика, химия, биология, в ущерб гуманитарным, что, конечно, сказывается на развитии школьников. По нашему мнению, необходимо ввести в школьную программу предмет, изучающий право, а если он уже ведется в какой-либо школе, то улучшить качество его преподавания. Данный предмет нужно органично согласовывать с прогрессивными основами нравственности и культуры русского народа, других народов нашей многонациональной страны.
Право может только тогда эффективно действовать, когда органично вплетено в психологию, в менталитет, в культуру народа. Тогда оно не воспринимается как нечто чуждое и враждебное, а принимается каждым как свое. Не существует и не может существовать универсальных правовых формул, которые могли бы быть применимы независимо от конкретно-исторических и культурных условий. Это может вызвать только отторжение даже на первый взгляд положительных нововведений. «. Главным недугом российской национальной ментальности представляется отсутствие не правосознания европейского типа, а творческого воспитания своего собственного и неповторимого правосознания, укорененного в сознании и психологии российского народа, в его этических, исторических, культурных и религиозных традициях» [Сорокин 2002 : 62]. Только учитывая и используя здоровые национальные традиции, можно возродить духовность, нравственность, патриотизм, что существенно стабилизирует ситуацию в стране.
Участие СМИ и гражданского общества в процессе социализации
Успеху прогрессивных реформ в сфере образования в значительной степени будет способствовать контроль над СМИ со стороны гражданского общества. Средства массовой информации - телевидение, радио, газеты, журналы и т. д. (особенно телевидение) — имеют огромное, подчас определяющее влияние на общество. Они не только формируют общественное мнение по тому или иному вопросу, но оказывают и гораздо более глубокое воспитательное воздействие, особенно на молодежь как наиболее динамичную и активную, наиболее восприим-
чивую часть общества. «Вторгаясь во все сферы общественной жизни, ТВ оказывает колоссальное, все возрастающее влияние на общество, каждого его члена, что порождает еще одно “проблемное поле”, которое требует особого разговора — проблему социальной ответственности» [Полуэктова 1998 : 60].
СМИ как таковые нельзя назвать ни плохими, ни хорошими, это лишь способ (наиболее влиятельный) воздействия на общественное сознание. Все зависит от того, в чьих руках они будут находиться и для каких целей использоваться, насколько транслируемая информация будет контролируема. «. Находясь под контролем тех или иных социальных сил, телевидение само выполняет функцию социального контроля, воздействуя на общественное сознание, формируя общественное мнение, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения и пр.» [Полуэктова 1998 : 50]. Понятно, что СМИ можно использовать как на благо общества, так и во вред ему, как часто происходит сейчас.
К печатной или транслируемой иным путем информации относятся как заведомо истинной — такова общая психологическая закономерность. Если осуществлять контроль над СМИ через институты государства и общества в целях содействия общественному развитию, то это бы имело далеко идущие и относительно быстрые положительные последствия. Пока же негативное влияние зачастую доминирует. Было бы целесообразным хотя бы на основных телеканалах увеличение программ, посвященных культуре и формированию необходимых в современном обществе черт личности, укреплению нравственных и правовых норм и ценностей. «Вообще в противовес насаждению безнравственности нам надо чаще и громче говорить о нравственности, защищать, возвышать ее.» [Жуковский 2006 : 37]. Так или иначе цензура неизбежна. Сложность заключается в осуществлении наиболее оптимального ее уровня, балансирующего между сохранением свободы и обеспечением общественных интересов. Этому должно способствовать осуществление контроля над СМИ со стороны государства и гражданского общества в различных формах.
Роль Конституции и законодательства в социализации молодежи
Конституция РФ при всех ее недостатках имеет важное значение для стабилизации положения в стране. Она фактически является программой для формирования новых общественных отношений, которые могут сейчас еще не существовать в действительности. «Декларируя права человека, Конституция обладает огромным потенциалом формирования нового качества общественного и личностного правосознания» [Жугуров 2006 : 69]. Но в данный момент это имеет и негативную сторону — частые фактические нарушения и слабую воплощен-ность в общественную жизнь, когда важные положения документа высшей юридической силы на практике далеко не всегда реализуются. Цели и задачи Конституции РФ перекликаются с целями и задачами процесса социализации молодежи. Стабильность в нашем государстве является основой и условием сохранения и улучшения всех преобразований в сфере социализации молодежи, гарантией от резких скачков и поворотов вспять, которые могут свести на нет все с таким трудом наработанное и подготовленное к осуществлению.
Акцентируем внимание на качестве законодательства, касающегося несовершеннолетних. Оно, хотя и становится эффективнее, но пока что оставляет желать лучшего, недостаточно четко и не всегда верно прорабатываются полномочия лиц, работающих с несовершеннолетними (как в системе образования, так и в правоохранительных органах), крайне нестабильно и изменчиво, что существенно затрудняет работу. «.Необходимо модернизировать законодательство» [Смоленский 2004 : 80]. Законы должны действовать более продолжительный срок, чтобы реализовать заложенный в них положительный потенциал. Потому что в первые несколько лет происходит лишь адаптация нормативно-правового акта к существующим общественным условиям, в этот период преодолеваются многие трудности, связанные с его применением. И только потом он начинает «приносить плоды». Подлежит ужесточению ответственность за ненадлежащее воспитание детей, а тем более за совершение в отношении них преступлений.
Комплексный подход в социализации
Мы хотим отметить, что многие дефекты общества и процесса социализации невозможно устранить по отдельности. Положительные преобразования в одной области будут сводиться на нет негативными процессами в других. Кризисные явления в различных сферах есть прямое порождение кризиса общегосударственного. И невозможно вылечить болезнь, залечивая лишь симптомы, — это процесс долгий и, главное, неэффективный, который неизбежно приведет к краху всех начинаний. Мы считаем, что истоки этого кризиса лежат не в материальной сфере, а в духовной. «.Молодежной политики, как таковой, в России сегодня нет» [Комков 2006 : 35]. Не имея четкого, в основном единого представления, к чему стремиться и какими способами этого достигать, невозможно, да и просто глупо надеяться на что-то.
В осуществлении социализации необходим комплексный подход, предусматривающий координацию прилагаемых усилий, осуществляемый из центра, т. е. на высшем государственном уровне. «Среди обширного перечня агентов социализации молодежи государство располагает максимальным объемом и наиболее высоким качеством ресурсов, необходимых для создания условий, обеспечивающих ее эффективное включение в систему экономических, социальных и других отношений» [Ховрин 2007 : 123]. Именно общим системным кризисом в государстве объясняются проблемы, затрагивающие все сферы общественной жизни, включая проблемы молодежи.
Необходимы согласованность и координация действий всех общественных институтов, участвующих в процессе социализации подрастающих поколений. Прежде всего, такую координацию нужно осуществлять на федеральном уровне, а также на уровнях субъектов федерации и муниципальных образований. Обеспечение взаимодействия на двух последних уровнях также имеет непреходящее значение, ибо обеспечивает учет специфических особенностей и потребностей населения той или иной территории.
Особое внимание следует уделить подготовке необходимых специалистов в области права, которые должны обладать педагогической культурой. Необходимо создавать юридические факультеты с педагогической специализацией в педагогических вузах, повышая качество преподавания. Кроме того, должна осу-
ществляться подготовка в области права также учителей других специальностей, что обеспечит большую согласованность и эффективность проводимых воспитательных мероприятий.
Необходимо признать, что еще не созданы эффективные правовые гарантии и механизмы для защиты прав несовершеннолетних и остальных членов общества. Поэтому пока нельзя сказать, что человек может себя чувствовать в достаточной степени защищенным. «.Должно, наконец, появиться уважение к правам и свободам личности со стороны государства. Граждане должны чувствовать себя безопасно, быть уверенными в том, что в случае проявления какой-либо несправедливости их защитят» [Смоленский 2004 : 80]. Для этого необходимо время. «В современных российских условиях утверждение конституционализма и прав человека — синхронные процессы, для которых необходим плодородный слой ментальности, выражающий способность жить и мыслить иначе» [Жугуров
2006 : 76]. Причиной незащищенности часто является недостаточно эффективная работа правоохранительных органов. В подобных условиях можно сделать вывод, что правовой нигилизм — это не только дефект правосознания, но и объективная оценка действия правовых норм, степени воплощения требований права в общественную жизнь. «Правовой нигилизм возникает как следствие несовершенства права, его инструментария, дисгармонии социальных преференций, государственной реализации права, существующего правопорядка в обществе» [Сафонов 2004 : 67].
Среди несовершеннолетних продолжается рост правонарушений, особенно имущественных преступлений. Одной из причин этого является все увеличивающееся имущественное расслоение населения. «Относительно высокий уровень жизни наблюдается сегодня только у 5—8 процентов представителей молодого поколения. Две трети живут за чертой бедности, а еще 10 процентов — вообще на грани нищеты. Разница в уровне жизни достигает 15—18 раз» [Еремин 2006 : 36]. Продолжающееся имущественное расслоение населения особенно негативно сказывается на детях, формирование личности которых проходит быстрыми темпами и которые очень восприимчивы к разнообразным негативным влияниям.
«.Ясно, что молодежная проблема в России — одна из самых болезненных и сопоставимых с национальным бедствием — требует самого пристального внимания государства» [Еремин 2006 : 36]. Для оптимизации и ускорения процесса социализации, а также предотвращения правонарушений в среде несовершеннолетних особое внимание следует уделить организации их досуга, что сейчас является проблемной областью. Здесь необходимо учитывать естественное отставание периферийных регионов по сравнению с крупными городами, особенно столичными центрами субъектов федерации. «.В рамках региона, как правило, имеет место резкая диспропорция между уровнями социальной мобильности молодежи, проживающей в крупных и мелких городах, а еще большая — между первыми двумя группами и молодыми людьми — сельскими жителями» [Ховрин
2007 : 123].
Заключительные положения
Россия имеет огромный потенциал развития, возможно, даже больший, чем у какого-либо другого народа. Но этот потенциал без целенаправленных усилий
по возрождению культуры и нравственности народа останется лишь нереализованной возможностью. Поиск национальной идеи — это только первые попытки к осознанию себя и своего места в мире, созданию своего неповторимого «лица» в международном сообществе. В значительной части такой идеей, по нашему мнению, может и должно послужить православие, в том числе и как основа для правовой системы. «.Не следует бороться с Евангельскими ''рудиментами'' в правосознании граждан. Их надо не искоренять, а взращивать. С ними как с данностью должны сообразовывать свои действия власти и законодатели» [Куприянов 2001 : 69].
Слабость духовно-правовой жизни можно расценивать как размывание государственных ценностей и крушение государства. «Культура — один из краеугольных камней государства. Благодаря ей происходит трансляция из поколения в поколение нравственных норм, устоев и духовных ценностей, что делает общество устойчивым и способным к гармоничному развитию. Следовательно, одна из задач государства сегодня — четкое определение культурной политики и удержание нашей поликультурной системы от хаоса» [Бойцов 2006 : 33].
Здесь термин «социализация» используется в более широком и многоаспектном смысле, чем традиционно. Для этого есть объективные условия в общественной жизни современной России. Нельзя не учитывать то, что мы живем во время преобразований и реформ, что должно существеннейшим образом изменять сущность процесса социализации. В условиях, когда существующее общественное сознание по своим важнейшим характеристикам признается в целом неудовлетворительным, идеалом воспитания новых поколений становится не настоящая реальность, а исторически выработанные и признанные ценности и нормы общества. В этом случае будет более правильным употребление термина «формирующая социализация». По мере увеличения стабильности в российском обществе реальное положение будет приближаться к желаемому, а трактовка — к общепринятому ее пониманию.
По нашему мнению, «формирующая социализация» была бы не реальна, если бы этими ценностями и идеалами, которые берутся в качестве цели, были не утраченные за многие десятилетия духовные и культурные ценности в сплаве с основными достижениями мировой общественной мысли, адаптированными к российским условиям.
Обстоятельства, при которых больше половины населения находится либо за чертой бедности, либо рядом с ней, должны накладывать огромную ответственность на государство, потому что от него напрямую зависит жизнь многих людей. «Не побоимся назвать переживаемое ныне нашей страной время действительно исторической вехой в ее развитии. Поэтому очевидна та огромная ответственность, которую предстоит нести (будем надеяться, достойно) российскому государству. Ведь именно публичная власть, устанавливая или изменяя правила поведения для своих граждан, ставит последних в объективно осязаемые условия зависимости от государства, которое создано и содержится ими же» [Арутюнян 2000 : 87—88].
Библиографический список
1. Арутюнян, С.Л. Правосознание студентов МГУ им. М. В. Ломоносова: отдельные показатели социально-криминологического анализа / С.Л. Арутюнян // Вестник Московского университета. — (Серия 11. «Право»). —2000. — № 1. — С. 80—90.
2. Бойцов, Л. Отцы и дети: корневой вопрос современной жизни / Л. Бойцов // Российская Федерация сегодня. — 2006. — № 2. — С. 33.
3. Горелов, А. А. Социология в вопросах и ответах / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2005. — 320 с.
4. Девятова, С.В. Каким должно быть современное образование / С.В. Девятова // Социально-гуманитарные знания. — 2006. — № 5. — С. 64—79.
5. Еремин, В. Чтобы не было страшно за Россию / В. Еремин // Российская Федерация сегодня. — 2006. — № 12. — С. 36—37.
6. Жириновский, В.В. Русский вопрос: внутриполитические аспекты / В.В. Жириновский // Вестник Московского университета. — (Серия 18. «Социология и политология»). — 1998. — № 1. — С. 101—110.
7. Жуковский, В. Нравственность — инстинкт самосохранения / В. Жуковский // Российская Федерация сегодня. — 2006. — № 2. — С. 37—38.
8. Комков, С. Идолы и идеалы / С. Комков // Российская Федерация сегодня. — 2006. — № 12. — С. 35—37.
9. Кравченко, А.И. Социология: учеб. для студентов вузов / А.И. Кравченко. — Екатеринбург: Деловая книга; М.: Логос, 1999. — 368 с.
10. Крутер, М.С. Молодежь как социальный наследник проблем периода несовершеннолетия / М. С. Крутер // Философские науки. — 2001. — № 4. — С. 132—143.
11. Куприянов, А. Церковное право и его рецепция в российское законодательство /
A. Куприянов // Российская юстиция. — 2001. — № 2. — С. 68—69.
12. Полуэктова, И.А. Телевидение как механизм социального контроля / И.А. Полуэкто-ва // Вестник Московского университета. — (Серия 18. «Социология и политология»). — 1998. — № 1. — С. 49—60.
13. Сафонов, В.Г. Понятие правового нигилизма / В.Г. Сафонов // Государство и право. — 2004. — № 12. — С. 65—69.
14. Смоленский, М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества / М.Б. Смоленский // Журнал российского права. — 2004. — № 11. — С. 73—80.
15. Сорокин, В.В. Правосознание в переходный период общественного развития /
B.В. Сорокин // Журнал российского права. — 2002. — № 10. — С. 59—70.
16. Сычева, Л. Менялы в храме культуры / Л. Сычева // Российская Федерация сегодня. — 2006. — № 2. — С. 2—3.
17. Ховрин, А.Ю. Государственная молодежная политика: синтез патернализма и социального партнерства / А.Ю. Ховрин // Социально-гуманитарные знания. — 2007. — № 1. — С. 121—138.
18. Шугуров, М.В. Конституционализация международных норм прав человека и российское правосознание / М.В. Шугуров // Общественные науки и современность. — 2006. — № 2. — С. 67—77.
19. http://semya.org.ru/demography/antonov/forum_report/index.html. Цит. по: Гребени-ченко, С.Ф. Демографический взрыв в России? / С.Ф. Гребениченко // Социально-гуманитарные знания. — 2006. — № 6. — С. 3—25.