Научная статья на тему 'Некоторые изменения профессионального статуса американских тележурналистов и требований к ним в условиях мирового финансового кризиса'

Некоторые изменения профессионального статуса американских тележурналистов и требований к ним в условиях мирового финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ / ТЕЛЕВЕДУЩИЙ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЖУРНАЛИСТ / MULTIMEDIA JOURNALISM / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / GLOBAL ECONOMIC CRISIS / ИЗВЕСТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / PROFESSIONAL STATUS / TV JOURNALIST / TV ANCHOR / CELEBRITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Руцкая С.С.

В статье анализируется влияние мирового экономического кризиса на деятельность телеведущих амеранских телекомпаний, приводятся примеры многочисленных увольнений, рассматриваются причины увольнений телеведущих США, переход от тележурналистики к мультимедийной журналистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain Changes in Professional Status of American TV Journalists and New Standards for the Profession under the Conditions of Global Financial Crisis

This article describes the influence of the world economy crisis on TV industry in the USA, it shows the examples of those TV anchors and TV journalists who were fired, it analyses the reasons of layoffs, transition from television specialization to multimedia journalism.

Текст научной работы на тему «Некоторые изменения профессионального статуса американских тележурналистов и требований к ним в условиях мирового финансового кризиса»

ВЕСТН. МОСК. ун-та. СЕР. 10. журналистика. 2009. № 3

с . с . руцкая, аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГу имени М.В. Ломоносова. E-mail: svetlana.rutskaya@ gmail.com

НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАТУСА АМЕРИКАНСКИХ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ И ТРЕБОВАНИЙ К НИМ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

В статье анализируется влияние мирового экономического кризиса на деятельность телеведущих амеранских телекомпаний, приводятся примеры многочисленных увольнений, рассматриваются причины увольнений телеведущих США, переход от тележурналистики к мультимедийной журналистике.

Ключевые слова: тележурналист, телеведущий, мультимедийный журналист, экономический кризис, известность, профессиональный статус.

This article describes the influence of the world economy crisis on TV industry in the USA, it shows the examples of those TV anchors and TV journalists who were fired, it analyses the reasons of layoffs, transition from television specialization to multimedia journalism.

Key words: TV journalist, TV anchor, global economic crisis, celebrity, professional status, multimedia journalism.

Мировой финансовый кризис затронул практически все сферы профессиональной деятельности в США. Не стала исключением и область массмедиа, в которой уже давно произошел существенный отток рекламы, что является основной статьей дохода для коммерческих телекомпаний. Это отразилось на изменениях в журналистском корпусе, новых профессиональных требованиях к творческим работникам телекомпаний. Заметные кадровые перемены на американском телевидении стали происходить уже весной 2008 г.

По данным Ассоциации Директоров Теле- и Радионовостей (RadioTelevision News Directors Association, RTNDA), количество рабочих мест на локальных телекомпаниях в 2008 г. сократилось на 4,3%, было уволено 1200 человек1. Это связано с тем, что крупные национальные телекорпорации предпочли экономить на призводстве местных новостей. Пострадали и газеты: 5900 уволенных (11,3%). Существенно в зарплатах потеряли: корреспонденты новостей на 13,3%, ведущие новостей на 11,5%, ведущие

1 Данные были озвучены во время ежегодного отчета 2009 RTNDA/Hofstra University, 19.04.2009 на собрании Директоров Радио- и Теленовостей в Дас-Вегасе (США, штат Невада).

погоды на 9,1%, спортивные ведущие на 8,9%. Из 774 станций четыре полностью прекратили производить оригинальные новости2.

Таким образом, волна сокращений прошлась по телекомпаниям по всей стране. Можно было бы предположить, что в первую очередь рабочие места стали терять те специалисты, которые были приняты на работу относительно недавно. И это в принципе отчасти верно. Однако налицо была тенденция иная, противоположная.

Высокое положение, известность, «долгожительство» в одной компании и, как следствие, зарплаты, — все это поставило обладателей перечисленных критериев в первую группу риска. Своими воспоминаниями об увольнении из телекомпании Кей-джи-пи-и (KGPE) в июле 2008 г. (филиал Си-би-эс (CBS) в г. Фресно, Калифорния) поделился телеведущий с сорокалетним стажем (десять лет на радио, тридцать — на телевидении) Джон уоллэс: «Для меня это было полной неожиданностью. Меня вызвали в отдел кадров и попросили подписать бумагу, сказав, что сегодня мой последний день. Я ответил, что, с одной стороны, да, мне больно это слышать. Но с другой — я прекрасно понимаю, какова сейчас экономическая ситуация. Но когда после этого меня попросили собрать свои вещи и освободить помещение, я уже почувствовал себя униженным. Потому что проработал в компании тридцать лет! И к тому же мой контракт истекал только лишь через три года»3. Такая же участь постигла известных новостных ведущих и репортеров на других телекомпаниях, филиалах Си-би-эс, от западного побережья до восточного.

Компания Даблю-би-зет (WBZ) в Бостоне уволила знаменитого спортивного комментатора Боба лобела, проработавшего там с 1979 г. Телекомпания Кей-пи-ай-экс (KPIX) в Сан-Франциско легко попрощалась сразу с четырьмя репортерами-«долгожителями». Не были продлены контракты с телеведущими с большим стажем работы в компании Кей-си-би-эс (KCBS) (г. лос-Анджелес) Гаролдом Грином и Энном Мартини. После двадцати лет работы был уволен ветеран телевидения, ведущий погоды и ряда программ выходного дня телекомпании Даблю-си-си-оу (WCCO) в г. Миннеаполисе. Контракт с телеведущей Даблю-би-би-эм (WBBM) в г. Чикаго Дайаной Бернс был расторгнут за полгода до того, как истекал ее уже седьмой по счету договор.

Так называемых закадровых увольнений также произошло немало в 2008—2009 гг. Так, на телестанции, принадлежащей Си-би-эс в г. Дэнвер, видеомонтажер Шон Монтано был уволен после того, как выиграл свою вторую награду в номинации «лучший монтаж», присуждаемой Национальной ассоциацией фотографов. Символично, что за неделю до этого компания устроила вечеринку в его честь, чтобы отметить достижения сотрудника. Филиал Эн-би-си (NBC), телекомпания Даблю-эс-эй-зет (WSAZ) в г. Хантингтоне, штат Западная Вирджиния, уволила сразу

2 Подробнее см: http://www.mije.org/richardprince/local-tv-news-lost-1000-jobs-08

3 Из интервью автора с Джоном уоллэсом, бывшим телеведущим телекомпании KGPE, филиал CBS в г. Фресно, Калифорния, от 7.10.2008.

восемь сотрудников еще в марте 2008 г. Компания Фокс (FOX) в Филадельфии в течение месяца отказалась от услуг четырех редакторов.

Частная компания Рейком медиа (Raycom Media), которой принадлежит 46 телекомпаний в восемнадцати штатах, провела сокращения среди своих сотрудников, в результате уволенными оказались порядка двухсот человек. На вопрос, почему телевидение столкнулось с подобной проблемой, уволенный телеведущий, проработавший в течение двадцати пяти лет в г. Кливленде в телекомпании Даблю-оу-ай-оу (WOIO-19-CBS), Джефф Элиазоф ответил: «Телевидение вместо стэйка стало продавать шипение!»4. Тем временем генеральный менеджер Рейком Медиа Ли Мередит признался, что каждое подобное решение дается с огромным трудом, и к личным качествам каждого из уволенных не имеет никакого отношения, а вся ситуация лишь отражает экономические реалии сегодняшнего времени5.

По словам генерального директора телекомпании Кей-эс-и-и (KSEE), филиала Эн-би-си в г. Фресно, Калифорния, Тодда МакУильям-са, «сегодня в первую очередь рискуют быть уволенными не только те, кто работают в компании недавно, а скорее те, у кого слишком высокая, по мнению руководства, зарплата (чаще всего это "лица" компании, проработашие в ней не одно десятилетие)»6.

Логика в данной позиции довольно простая и жесткая. Некоторые профессионалы полагают, что институт ведущих новостей с развитием новых технологий вскоре исчезнет как таковой. «В течение пяти лет люди научатся говорить: "Мне нужны новости об Иордании", — после чего наберут в Интернете "Иордания" и получат всю информацию, какая им только нужна», — отметил Джонатан Клейн, президент Си-эн-эн (CNN). «Телеведущих не будет. Не будет людей, производящих истории. На это у покупателей/ зрителей не будет ни времени, ни желания. Они просто будут получать новости, которые они хотят, когда хотят, причем в любой форме»7.

В некоторых случаях высокая зарплата ведущего является не главной причиной, но катализатором на пути к увольнению. Так произошло с Дайаной Бернс, когда она не смогла некоторое время удерживать рейтинги, что в свою очередь сказалось на уменьшении интереса рекламодателей к телеканалу Даблю-би-би-эм (WBBM) в г. Чикаго. Вскоре после этого телеведущая была уволена.

Таким образом, некоторые телепродюсеры все больше стали задаваться вопросом, а так ли уж необходимы «звезды» в новостях, если зрительский интерес к самим новостям, независимо от того, кто ведет программу, падает с бешеной скоростью? В результате подобной логики

4 Из интервью автора с Джеффом Элиазофом, бывшим телеведущим WOIO-19-CBS, г. Кливленд, от 7.12.2008.

5 Из интервью автора с Ли Мередит, генеральным менеджером Raycom Media, от 08.12.2008.

6 Из интервью автора с Тоддом МакУильямсом, генеральным директором телекомпании KSEE — филиала NBC в г. Фресно, Калифорния, от 2.12.2008.

7 Blum D. Can you pick the Next Big News Star? If so, you're one up on CBS and ABC. 27.12.2005 // http://nymag.com/nymetro/news/media/features/15199/

телекомпании стали еще больше экономить на своих сотрудниках, предпочитая работать с теми, кто соотвествует критерию так называемого мультимедийного журналиста. Такой работник, по мнению руководства большинства местных телекомпаний, должен владеть максимально возможным количеством умений: и вести программу, и самостоятельно снимать репортажи, которые позднее сам же должен и монтировать. В итоге вместо трех человек работает один, при этом его зарплата в три раза не возрастает. «Когда я начинал работать на телевидении, мы тогда еще снимали на пленку, самое главное в новостях была история, сейчас, когда миром правят новые технологии, больше внимания стало уделяться не содержанию, а форме, все это привело к тому, что новости далеко не являются самыми качественными», — так прокомментировал ситуацию Фрэнк Бонд, бывший телеведущий и корреспондент телекомпании Даблю-ю-эс-эй (WUSA-TV) в г. Балтиморе, а ныне продюсер и модератор в музее новостей «Newseum» в г. Вашингтоне8.

По мнению Дональда Приста, главы департамента журналистики и массовых коммуникаций в Калифорнийском государственном университете (г. Фресно), увольнение именитых тележурналистов не панацея от кризиса не столько телевизионного, сколько новостийного. «Нужно полностью обновить саму систему «ньюсрумов» (newsroom), чтобы идти в ногу со временем, то есть проблема гораздо глубже»9. Со сказанным трудно не согласиться. Ведь в момент, когда творческий человек, а долг журналиста в первую очередь информировать, перефокусирует свое внимание на техническую сторону истории (камера, монтаж, дизайн), он теряет внимание, что неизбежно сказывается на самой истории, на ее качестве.

В результате масштабных сокращений сотрудников, которые с годами заслужили доверие и уважение аудитории, а также приоритета формы перед содержанием сам институт теленовостей был поставлен в весьма сложную ситуацию. Представляется, что выбранный метод решения экономической проблемы путем сокращения высокооплачиваемых тележурналистов, «звезд» новостей, а также постепенная замена специалистов телевидения на мультимедийных журналистов приведет к неизбежному снижению качества телевизионной информации, исчезновению из телеэфира документальных «телеисторий», которыми славилось американское телевидение еще со времен Эдварда Мэрроу.

Поступила в редакцию 19.05.2009

8 Из интервью автора с Фрэнком Бондом, продюсером и модератором музея новостей «№№Беит» в г. Вашингтоне, от 12.03.2009.

9 Из интервью автора с Дональдом Пристом, главой департамента журналистики и массовых коммуникаций в Калифорнийском Государственном Университете (г. Фресно, США), от 15.04.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.