Научная статья на тему 'Тенденции развития и стилистические трансформации телевизионных новостей'

Тенденции развития и стилистические трансформации телевизионных новостей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1910
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ НОВОСТИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / НОВОСТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ЭСТЕТИКА ТЕЛЕЭФИРА / TELEVISION NEWS / TV / NEWS JOURNALISM / AESTHETICS OF TELEVISION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Байдина Вероника Сергеевна

В статье рассматриваются основные тенденции развития телевизионных новостей: дуализм журналистики факта и интерпретации факта;усиление зрелищного начала новостных программ; влияние технологий на эстетику новостей. Анализируются новые стилистические приемы в подаче новостной информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development trends and stilistic transformations of television news

The article considers the main trends in the development of television news: the dualism of journalism of fact and interpretation of fact; strengthening the spectacular start of news programs; The impact of technology on the aesthetics of news. New stylistic techniques in the delivery of news information are analyzed.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития и стилистические трансформации телевизионных новостей»

Раздел I.

ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ СОЦИУМА

УДК 070.46; 654.197 ДОИ 10.17223/23062096/6/2

В.С. Байдина

Томский государственный университет

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НОВОСТЕЙ

В статье рассматриваются основные тенденции развития телевизионных новостей: дуализм журналистики факта и интерпретации факта;усиление зрелищного начала новостных программ; влияние технологий на эстетику новостей. Анализируются новые стилистические приемы в подаче новостной информации.

Ключевые слова: телевизионные новости, телевидение, новостная журналистика, эстетика телеэфира.

Самый оперативный, актуальный и востребованный вид телевизионного творчества - новостные программы. Журналисты новостей «...осуществляют социальное ориентирование аудитории, создают модель актуальной действительности, синхронизируют разрозненные темпорально-сти социальных групп, интегрируют общество, обозначают ценностные платформы россиян» [1. С. 134]. Новости - это и индикатор развития телевизионной журналистики. Служба новостей любой телекомпании содержит самый большой штат сотрудников, в новостях применяют последние новинки техники, дизайн новостных студий и облик ведущих новостей наиболее показательно демонстрируют изменения в подаче информации, качестве съемки и монтажа, стиле общения со зрителем.

Тенденции, влияющие на развитие телевизионных новостей, формируются в мировом информационном пространстве, и телевизионные новости испытывают на себе те же трансформации, которым подвергается вся медиасреда. В этой статье мы обозначим некоторые тренды современного телепроизводства новостей. К ним относятся:

• Журналистика факта или журналистика мнения;

• Глобализация новостей и информационной повестки дня;

• Влияние технического и технологического прогресса на эстетику новостей.

Журналистика факта или журналистика мнения

Основной объект информационной журналистики - отдельно взятый факт, о котором необходимо оперативно сообщить зрителю. Казалось бы, новости - предельно объективный род журналистики. Однако характер восприятия фактов зрителем во многом зависит от стилистического направления, которого придерживается программа новостей. Дискуссии о способах подачи информации в телевизионных новостях ведутся с начала эры коммерческого телевидения в России.

Принципиальная позиция западных журналистов - ведущий и корреспонденты новостной программы не имеют право открыто высказывать свое мнение, - столкнулась с особенностями российской ментальности и желанием аудитории знать мнение журналистов: «..надо учитывать наш национальный характер, традиции, темперамент, менталитет, - утверждает Владимир Познер. - С этим я согласен. Я согласен, что, возможно, в России все-таки публика хочет услышать от ведущего информационной программы, что он или она думает. Я противник этого, но понимаю, что это может быть...» [2]. Игорь Мишин апеллирует к потребности аудитории в драматичности и драматургичности новостей: «... объективный выпуск новостей порождает скептическое отношение: ну что это за новости, нет эмоций, нет драйва, никого "не замочили", не просматривается никаких подводных интересов, столкновений, экономических или политических

раскладов.....зрителю интересней смотреть новости, где так

или иначе заявлены чьи-либо интересы» [3].

Наталья Лигачева предупреждает профессиональное сообщество о социальных последствиях игр с новостной стилистикой: «Меня пугают как позитивизация жизни с помощью новостей, так и негативизация действительности с их помощью. Пугает, что почти не звучит плюрализм, пугает и то, что объективные новости могут быть скучными. На самом деле адекватные новости — это когда даются две полярные точки

зрения. Можно сбалансировать подачу новостей, но таким образом мы не сбалансируем действительность» [4].

Сегодня три кита новостной журналистики - объективность, правдивость и честность - основательно расшатаны телевизионной практикой. Еще недавно можно было сказать, что журналистика факта все больше уходит в интернет, а телевидение тяготеет к журналистике интерпретации факта. Но сегодня правомернее будет говорить о двух противоположных тенденциях новостных телевизионных программ.

О востребованности интерпретирующего контента свидетельствуют популярные дискуссионные программы, работающие с актуальной тематикой ежедневно - в режиме прямого эфира. Показательные примеры - программы «60 минут» (Россия-1), «Что это значит?» (РБК). Но если на России-1 доминирует формат дискуссионного ток-шоу с элементами оперативной информации, прямыми включениями и репортажами, то оригинальный проект РБК «ЧЭЗ» представляет собой сквозное информационное вещание в формате видеоканала: в эфире чередуются короткие новости, интервью в студии и с помощью телемостов, специальные репортажи, опросы аудитории, обсуждение ведущими комментариев аудитории в твиттере и фейсбуке, поступающих в редакцию в момент эфира.

С другой стороны, популярной формой изложения повестки дня становятся «жесткие новости», состоящие из фактологического высказывания (кто-что-где-когда?) и минимума детализирующей информации. Яркий пример - Россия-24. Утренний и дневной эфир информационного канала представляет собой повторение одинаковых блоков информации, в которых фигурируют четыре главных темы дня, обозначенные графически - текстом - и номинативно: в виде заголовка новости. Например: «ДТП на трассе Дон», «Ситуация в Сирии» и т.д. Каждая тема озвучивается буквально тремя предложениями и сопровождается лаконичным видеорядом. В течение новостного часа две темы из такого новостного набора остаются неизменными, две могут варьироваться.

На наш взгляд, такой принцип верстки главных новостей взят на вооружение как способ конкуренции с новостными лентами - за 30 секунд зритель оказывается в курсе главных событий, когда бы ни обратился к эфиру. Разумеется, потоком смотреть такие новости невозможно. Создается ощущение застывшего времени, снижается доверие к ведущему. Повестка дня выглядит скудно. Недостаток зрелищности компенсируется дневными и в особенности вечерними выпусками новостей

- демонстрирующими «зрелище мира» в буквальном смысле

- панорама, полотно дня, акценты, спецэффекты, комментарии, выстроенная композиция сюжетов, многоуровневая структура верстки выпуска.

Глобализация новостей и информационной повестки дня

Современные медиа работают в условиях глобализации. В глобальном мире - глобальные новости. Повестка дня таких новостей отражает важнейшие события в сфере геополитики, мировой экономики, встречи на высшем уровне представителей ведущих держав (саммит АТЭС, встреча

«Большой двадцатки», 68, визиты государственных деятелей), заседания и принятые резолюции общемировых организаций (ООН, Всемирная организация здравоохранения и др.). Пристальное внимание глобальных новостей обращено к чрезвыйчайным событиям - терактам, массовым протестам, локальным конфликтам, в которых задействованы интересы многих стран, например, войны в Ливии, Сирии, конфликт Палестины и Израиля, война на Юго-Востоке Украины.

Такая «картина мира» в новостях приводит к дисбалансу: перевесу мировых тем в противовес национальной тематике, что не может устраивать российского зрителя. Как и попадание какого-либо региона России в топ общенациональных каналов только в случае ЧП, криминальных новостей, громких отставок региональных чиновников. Одной из интересных тенденций, позволяющих сбалансировать информационную повестку дня новостных программ, становится новый подход к верстке выпусков.

Вместо традиционных: тематического принципа (политика-экономика-культура-спорт), жесткой иерархии тем, обязательной динамики от негативных и резонансных событий в начале - к более позитивным к концу, - утвердился блоковый принцип развертывания выпуска. В каждом таком блоке своя «первая новость», ранжирование сюжетов по важности, баланс «нужных» и интересных тем. Каждый блок предваряет анонс. В структуре объемного хронометража теленовостей прайм-тайма это позволяет удерживать внимание зрителя, сохранять динамику выпуска, подробнее говорить о внутри-российской проблематике и варьировать иерархическое ранжирование сюжетов, не противопоставляя непосредственно в одном блоке «глобальную», национальную и региональную повестку дня. Такой подход к верстке вечерних выпусков применяется на телеканалах Россия-1 и НТВ.

Влияние технического и технологического прогресса на эстетику новостей

Технические и технологические новшества влияют на эстетику теленовостей в двух противоположных направлениях. С одной стороны, развитие техники способствует усилению зрелищности новостей, улучшению качества телевизионной картинки, максимальному вовлечению зрителей в событие с помощью компьютерных технологий. Основные тенденции в этом направлении таковы:

• Развивается телевизионный дизайн,

• Активно используются графика и анимация,

• Съемочные павильоны немыслимы без виртуальных студий.

Возрастает роль визуальных и графических элементов в структуре телевизионной информации, телевизионный контент становится мультимедийным. Ведущие программ появляются перед зрителем на фоне огромной видеостены, на которой отражаются фотопостеры (визуальные символы главных событий). Ведущие эфира как будто встраиваются в события, это можно считать в какой-то мере вариацией или новой формой достижения «эффекта присутствия» (возникает параллель со стендапом журналиста на фоне события).

В целом возросла роль фотографии и письменного текста как нетипично телевизионных выразительных средств. Новости могут быть переданы в форме фоторепортажа или на фоне стоп-кадра, популярны заголовки к новостям, представление главных тем выпуска в виде списка, а не закадрового текста, начитываемого ведущим на фоне видеоряда. Вместо синхронов активно используются письменные отрывки высказываний ньюсмейкеров, озвученные журналистами, «хрипуш-ки» - записанные по телефону комментарии. Инфографика становится самостоятельным жанром, а не только частью какого-то видеоматериала, эффектно смотрятся аналитические статистические обзоры на самые разные темы (Россия-24).

Из явлений этого же порядка - рост популярности выступлений в кадре. Студийные видеоистории, основанные на рассказе репортера, включают в себя видео, фото, синхроны, спецэффекты, цитаты, статистику. Еще одним из часто применяемых приемов становится стендап с графикой, дополняющей реальность.

Технологические новшества способствуют как усложнению, так и упрощению визуальной составляющей телеэфира. Миниатюризация техники, снижение ее себестоимости, появление многофункциональных гаджетов упрощают работу репортеров, убыстряют передачу информации и делают возможным взаимодействие с ньюсмейкерами и зрителями в тех ситуациях, когда на съемках вынужденно работает малочисленная телевизионная группа или журналист случайно стал очевидцем важных событий. Жесткая конкуренция за быстроту передачи информации приводят к тому, что эстетические параметры картинки, качество связи уже не являются первостепенными факторами, если у телекомпании или телеканала появляется возможность первыми выдать в эфир информацию.

Основные тенденции:

• Ставка на оперативность: использование различных девайсов для получения видеоряда и комментариев (интервью по скайпу, запись стендапов или выход в прямой эфир с помощью смартфона).

• Интерактивность: создание рубрик по принципу «Народных новостей» и стимулирование аудитории к сотрудничеству через интернет-ресурсы, активное использование любительского видео в сюжетах телекомпаний.

Отдельно стоит сказать о конкуренции и конвергенции телевидения и интернета. В борьбе за зрителя телевизионные новости реагируют следующим образом:

• Увеличивается количество новостных выпусков в программной сетке дня, вечерние выпуски занимают 45-60 минут эфира и представляют собой полномасштабную картину дня. Аналитичность, зрелищность, занимательность, экспрессивность -основные козыри теленовостей.

• Онлайн вещание в интернете: создание информационных порталов новостными службами телеканалов. На этих ресурсах одни и те же новости могут быть представлены в форме сюжетов, развернутой текстовой информации и кратких заметок, видео без комментариев, фотографий.

• Удерживать внимание потребителя телевидение стремится многочисленными анонсами. И в класси-

ческой форме, и новыми способами. Используется обратный отсчет хоронометража сюжета; указание, какая тема и через сколько минут-секунд будет представлена зрителю.

• Реакция зрителей на какой-то материал в сети становится информационным поводом для теленовостей. Запускается цепочка комментариев к комментариям.

• Комментарии онлайн и трансляция в прямом эфире.

Медиафутуролог Джошуа Бентон в своем взгляде на будущее теленовостей в эпоху интернета высказал мнение о новом измерении в освещении событий. Круглосуточные телеканалы передают информацию в прямом эфире, в тоже время в твит-тере люди выражают свои чувства и свое отношение к тому, что произошло: «Нас ожидает развитие этого явления,- говорит Бентон, - когда события в прямом эфире получают и освещение и обсуждение одновременно. Пока трудно представить себе, как это будет выглядеть на практике, но первый подобный опыт уже есть. Так, в CNN делали интересные вещи во время трансляции инаугурации президента Обамы, когда выбирали некоторые комментарии из фейсбука. Но нам еще предстоит увидеть, как кто-то сумеет объединить социальные медиа и репортаж в реальном времени со всеми другими элементами, с тем, чтобы получить нечто, несущее полноценную энергию вещания вживую» [5]. Такая симультанность протекания события, повествования о нем и комментариев пока в полной мере наблюдается в спортивных трансляциях. В дискуссионных передачах уже демонстрируют посты зрителей в бегущей строке.

К любопытным и пока непривычным глазу экспериментам с формой в теленовостях можно отнести: мультиэкран (полиэкран) в традиционном жанре опроса общественного мнения; разрыв синхрона видеорядом (не наложение видео, а именно разбивка речи респондента на фразы, чередуемые с показом картинки); стендапы в постоянном движении корреспондента (может разворачиваться на 180 и даже 360 градусов в процессе монолога и движения в кадре).

Для усиления зрелищности и драматургии выпуска используются и традиционные формы: лексические и синтаксические приемы, броские заголовки к сюжетам, расширенные материалы с несколькими точками съемки, спецрепортажи, представляющие разные взгляды на одну и ту же тему (например, женский и мужской), диалог ведущих в студии.

Итак, в этой статье мы перечислили некоторые тенденции развития и стилистические трансформации телевизионных новостей. Технические и технологические новшества существенно трансформируют пространство новостей, очевидно, что изменения будут развиваться в сторону все большей оперативности и персонализированного (индивидуального) подхода к потребителю информации.

The article considers the main trends in the development of television news: the dualism of journalism of fact and interpretation of fact; strengthening the spectacular start of news programs; The impact of technology on the aesthetics of news. New stylistic techniques in the delivery of news information are analyzed.

Keywords: television news, TV, news journalism, aesthetics of television.

Литература

1. Байдина В.С. Методологическая функция категории «социальное время» в теории журналистики // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2012. - № 4 (20). - С. 129-135.

2. Познер В. Фрагмент стенограммы прямого эфира программы «Коробка передач» // Радиостанция «Эхо Москвы». - 16 января 2006

г. В передаче принимали участие телеведущий В. Познер, телекритик И. Петровская и обозреватель радиостанции «Свобода» А. Качкаева.

3. Мишин И. Информация к развлечению. XXI век: новый информационный порядок. Круглый стол // Искусство кино. - 2003. - №

11 [Электронный ресурс] - URL: http://kin0art.ru/archive/2003/11/ nii-articlei

4. Лигачева Н. Информация к развлечению. XXI век: новый информационный порядок. Круглый стол // Искусство кино. - 2003. - № 11 [Электронный ресурс] - URL: http://kin0art.ru/archive/2003/11/ n11-article1

5. Бентон Дж. Восемь трендов журналистики в 2011 году // Media Sapiens [Электронный ресурс] - URL:http://osvita.mediasapiens.ua/ material/1797

Literatura

1. Bajdina V.S. Metodologicheskaya funkciya kategorii «social'noe vremya» v teorii zhurnalistiki // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. - 2012. - № 4 (20). - S. 129-135.

2. Pozner V. Fragment stenogrammy pryamogo ehfira programmy «Korobka peredach» // Radiostanciya «EHkho Moskvy». - 16 yanvarya 2006 g. V peredache prinimali uchastie televedushchij V. Pozner, telekritik I. Petrovskaya i obozrevatel' radiostancii «Svoboda» A. Kachkaeva.

3. Mishin I. Informaciya k razvlecheniyu. XXI vek: novyj informacionnyj poryadok. Kruglyj stol // Iskusstvo kino. - 2003. - № 11 [EHlektronnyj resurs] - URL: http://kinoart.ru/archive/2003/11/n11-article1

4. Ligacheva N. Informaciya k razvlecheniyu. XXI vek: novyj informacionnyj poryadok. Kruglyj stol // Iskusstvo kino. - 2003. - № 11 [EHlektronnyj resurs] - URL: http://kinoart.ru/archive/2003/11/n11-article1

5. Benton Dzh. Vosem' trendov zhurnalistiki v 2011 godu // Media Sapiens [EHlektronnyj resurs] - URL:http://osvita.mediasapiens.ua/material/1797

УДК 316.77:004.738.5:374.3 ДОИ 10.17223/23062096/6/3

К.В. Дементьева

Национальный исследовательский

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

МЕДИАПЛОЩАДКИ В ИНТЕРНЕТЕ КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается проблема выражения общественного мнения молодого поколения через медиаплощадки в Интернете. В частности, отмечается воздействие блогосфе-ры и социальных сетей на политические взгляды аудитории, а также увеличивающийся контроль со стороны властных структур за активностью мнений в Интернете, попытки наладить сотрудничество с блогерами как лидерами мнений.

Ключевые слова: Интернет, блоги, информация, СМИ, YouTube, социальные сети, молодежь, политика.

С развитием новых технологий обычные формы и жанры журналистики стали трансформироваться, все больше приобретая оттенок новой эпохи информатизации. Материалы с полос газет постепенно переходят в Интернет даже в муниципальных изданиях, не говоря уже о региональной прессе. Такие изменения позволяют расширить аудиторию газеты, представляя возможность каждому человеку в любой точке Земли прочитать журналистский материал, не выходя из дома [1. С. 43-44].

В последние годы особенно широко обсуждался вопрос, причем как в самом Интернете, так и в серьезных научных работах, о том, стоит ли считать интернет-сервисы социальных сетей новым типом средств массовой информации. В итоге появился новый термин - «гражданская журналистика», породив новые споры - сможет ли гражданская журналистика вытеснить традиционную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.