40
ЗНиСО
март №3 (240)
обучению подростков-инвалидов как компоненту реабилитации (А.А. Войтович с соавт.).
Новые научные данные о физическом развитии детей и подростков получены Н.А. Голышевой с соавт. (г. Иркутск) и В. В. Кучумовым с соавт. (г. Рязань); гигиенические аспекты состояния здоровья детей и учащихся общеобразовательных учреждений представлены Г.И. Стунеевой (г. Рязань), Д.М. Дементьевой с соавт. (г. Ставрополь), И.В. Семушиной (г. Липецк) и др. Мате-
риалы конференций представляют большой интерес для медицинской общественности.
Контактная информация:
Истомин АЛександр Викторович,
тел.: 8 (495) 586-12-89,
е-mail: [email protected]
Contact information: Islomiii Alexander, phone: 8 (495) 586-12-89, е-mail: [email protected]
-♦♦♦-
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО НАДЗОРУ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ВОДНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.И. Зайцев
SOME RESULTS OF THE ORGANS AND INSTITUTIONS OF ROSPOTREBNADZOR OVERSIGHT OVER THE IMPLEMENTATION OF THE WATER STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION
V.I. Zaytsev
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
Представлен анализ выполнения мероприятий, предусмотренных Водной стратегией Российской Федерации. Дана оценка режимов эксплуатации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Отражен ход выполнения Федеральной программы «Чистая вода». Приведен перечень нормативных документов по охране водоемов и качеству питьевой воды, разработанных Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за период 2011—2012 гг.
Ключевые слова: водная стратегия, питьевая вода, зона санитарной охраны, источники водоснабжения.
The analysis of performance of the actions provided by Water strategy of the Russian Federation is submitted. The assessment of modes of operation of zones of sanitary protection of sources of drinking water supply is given. The course of implementation of the Federal program "Clear water" is reflected. The list of normative documents on protection of reservoirs and quality of the drinking water, developed by Federal service is provided in the sphere of protection of the rights of consumers and wellbeing of the person during 2011— 2012.
Keywords: water strategy, drinking water, zone of sanitary protection, water supply sources.
В 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции за период 2005—2015 гг., как Международное десятилетие действий «Вода для жизни». За последние годы в Российской Федерации разработаны, и утверждены ряд ключевых документов по охране водоемов и водоснабжению: «Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года»; Федеральная целевая программа «Чистая вода» на период с 2011 по 2017 годы; Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012—2020 годах»; Федеральный закон № 416 от 07 декабря 2011 г. «О водоснабжении и водоотведении». Согласно Водному Кодексу Российской Федерации использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетным.
Водная стратегия Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р, предусматривает дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в области водоснабжения и гигиены воды. На Федеральную службу в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека данным документом возложена задача по контролю над обустройством и обеспечением режима зон санитарной охраны водных объектов — источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения [3]. Контроль над реализацией мероприятий Водной стратегии был определен планом работы Роспотребнадзора на 2012 г., как один из основных мероприятий по улучшению санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов в Российской Федерации.
Питьевая вода является необходимым элементом жизнеобеспечения населения, от ее качества и количества зависит состояние здоровья людей и уровень санитарно-эпидемиологического благополучия.
Для хозяйственно-питьевого водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения подземные и поверхностные водные объекты. Их пригодность для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд определяется государственными органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор [1: 2].
На протяжении последних лет одной из основных причин неудовлетворительного качества
март №3 (240)
41
^ питьевой воды остается отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны источ-—р ников питьевого водоснабжения [4]. Согласно „ официальной статистической информации, в
__ 2011 г. из 1983 поверхностных источников питье-
^ вого водоснабжения 621 (31,3 %) не отвечали сани-¿^ тарным правилам и нормам из-за отсутствия зоны ^ санитарной охраны (ЗСО), а из 100 257 подземных источников водоснабжения — 12 263 (12,2 %). Следует отметить, что в ходе реализации Водной стратегии наметилась тенденция по улучшению данных показателей. Так, среди поверхностных источников водоснабжения доля не имеющих ЗСО уменьшилась с 33,9 до 31,3 %, среди подземных водоисточников — с 14,3 до 12,2 %.
По сведениям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в 2011 г. доля подземных источников водоснабжения, на которых соблюдался режим ЗСО, составила 77,0 %, в 2010 г. - 75,2 %. В 2011 г. режим ЗСО соблюдался на 1280 поверхностных источников водоснабжения (65,5 %), в 2010 г. - 1227 (62,8 %).
В 2011 г. органами Роспотребнадзора было выдано 1 948 санитарно-эпидемиологических заключений по выбору участка для водопроводов и зон санитарной охраны (2010 г. — 2 251), из них не согласовано 77 (4,0 %) (2010 г. — 4,9 %). Следует отметить, что Р.2.1.10.1920—04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду», рекомендовано использовать данную методику при определении зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Однако органы Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации уделяют этому недостаточного внимания.
За период реализации Водной стратегии утверждено 611 законодательных, нормативных документов направленных на ее выполнение, из них 226 постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации об организации ЗСО и 385 законодательных и нормативных документов, принятых законодательной и исполнительной властью субъектов Российской Федерации. При этом законодательные и нормативные документы о мероприятиях в отношении ЗСО не разработаны в 32 субъектах Российской Федерации.
В соответствии с Водной стратегией РФ на период до 2020 года, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации федеральной целевой программы «Чистая вода». Главным результатом выполнения программы должно стать обеспечение доступа всего населения страны к чистой питьевой воде в необходимом количестве. По оценкам специалистов, это может увеличить среднюю продолжительность жизни в нашей стране на 5—7 лет.
Региональные целевые программы Чистая вода» приняты более чем в 40 субъектах РФ.
Ханты-Мансийский автономный округ. Утверждена долгосрочная целевая программа «Чистая вода» на 2010—2020 гг. Исполнение программы позволит обеспечить качественной водой 95 % населения округа.
Республика Карелия. Разработана долгосрочная целевая программа «Обеспечение населения питьевой водой» на 2010—2020 гг. Общий объем инвестиционных средств на реализацию проекта, составляет почти 632 млн рублей.
Омская область. Для обеспечения населения Прииртышья качественной водой до 2015 регион планирует потратить 2,8 млрд рублей на осуществление мероприятий региональной целевой программы «Чистая Вода».
В ходе реализации Водной стратегии за период 2009—2011 г. Роспотребнадзором разработаны и утверждены нормативные и методические документы государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования:
• СП 2.1.4.2625—10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы»;
• СанПиН 2.1.5.2582—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования»;
• СанПиН 2.1.4.2496—09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
• МР 2.1.4.2370—08 «Оценка санитарно-эпидемиологической надежности систем централизованного питьевого водоснабжения»;
• МР 2.1.10.0031—11 «Комплексная оценка риска возникновения бактериальных кишечных инфекций, передаваемых водным путем» и др.
Для реализации Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора подготовлены предложения к проектам актов Правительства РФ и ведомственных актов, в т. ч.:
• «Об утверждении правил осуществления производственного контроля качества питьевой воды, качества горячей воды»;
• «Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойства сточных вод»;
• «О критериях существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды».
В апреле 2012 г. Правительством утверждена федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012—2020 годах». Программой, в частности, предусмотрена ликвидация дефицита водных ресурсов в отдельных регионах РФ. Будут созданы условия для гарантированного обеспечения водными ресурсами свыше 6 млн человек, проживающих в районах с недостатком питьевой воды, путем строительства новых и реконструкции действующих гидроузлов водохранилищ.
Несмотря на принимаемые меры, качество питьевой воды в распределительной сети насе-
42
ЗНиСО
март №3 (240)
ленных пунктов Российской Федерации в течение последних четырех лет остается на одном уровне по химическому составу (доля проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составляет 16,8—16,9 %). По данным социально-гигиенического мониторинга (СГМ), ежегодно употребляют питьевую воду централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающую гигиеническим нормативам содержания химических веществ, более 10 млн человек. В 2011 г. на территориях 56 субъектов Российской Федерации питьевая вода не соответствовала гигиеническим нормативам по жесткости. По результатам СГМ в 2007—2011 гг. более 30 млн человек употребляли питьевую воду с общей жесткостью > 10 мг/экв/л.
Отмечается некоторое улучшение качества питьевой воды в эпидемиологическом отношении (с 6,4 % проб с превышением санитарных норм в 2006 г. до 4,6 % в 2012 г.). Вместе с тем питьевую воду централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающую санитарным нормам по бактериологическим показателям, потребляют более 23 млн человек [4].
Некачественную по санитарно-химическим и микробиологическим показателям питьевую воду потребляет часть населения в Республике Ингушетия, Республике Калмыкия, Республике Карелия, Карачаево-Черкесской Республике, в Приморском крае, в Архангельской, Курганской, Саратовской, Томской и Ярославской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и Чукотском автономном округе [4].
Одним из основных направлений деятельности Роспотребнадзора на 2013 г. является осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за реализацией мероприятий Водной стратегии Российской Федерации до 2020 г. и Федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011— 2017 гг.
В статье использованы материалы Государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2011 году».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. СанПиН 2.1.4.1074—01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
2. СанПиН 2.1.4.2496—09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
3. СанПиН 2.1.4.1110—02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Контактная информация:
Зайцев Вячеслав Иванович, тел.: 8 (495) 958-13-37, e-mail: [email protected]
Contact information:
Zaitsev Vyacheslav, phone: 8 (495) 958-13-37, e-mail: [email protected]
-V-
ВКЛАД РАБОТНИКОВ САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ В ОБОРОНУ СТАЛИНГРАДА. К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
ПОД СТАЛИНГРАДОМ
А.В. Злепко, А.Н. Чайка, О.А. Сукачева
CONTRIBUTION OF EMPLOYEES OF PUBLIC HEALTH SERVICE TO DEFENSE OF STALINGRAD. TO THE 70 ANNIVERSARY OF THE GREAT VICTORY NEAR STALINGRAD
A.V. Zlepko, A.N. Chayka, O.A. Sukachyov
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области; ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области»
У Великой Сталинградской Победы было много рядовых, ковавших ее. Среди них были и работники санитарно-эпидемиологической службы, которые сражались, спасая жизнь не единицам, а тысячам защитников Сталинграда.
Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическая служба, Великая Отечественная война, Сталинградская битва, медико-санитарное обслуживание войск, ликвидации санитарных последствий войны.
The Great Stalingrad Victory had many privates forging it. Among them there were also employees of sanitary and epidemiologic service who battled, saving life not to units, and thousand defenders of Stalingrad.
Keywords: sanitary and epidemiologic service, Great Patriotic War, Battle of Stalingrad, medical and sanitary service of armies, eliminations of sanitary consequences of war.
С самого начала войны большинство работников санитарной службы ушли на фронт и принимали самое активное участие в боевых действиях: санитарными инструкторами, полевыми эпидемиологами, специалистами полевых госпиталей и т. д.
9 августа 1942 г. было сформировано Военно-санитарное управление юго-восточного фронта, перед которым были поставлены поистине гигантские задачи по подготовке медико-санитарного обслуживания войск, раненых и оставшегося