Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ C 1990 ПО 1999 г.'

НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ C 1990 ПО 1999 г. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
усыновление / иностранный гражданин / дети / оставшиеся без попечения родителей / суд / частноправовые отношения / иностранный гражданин / международное усыновление / adoption / foreign citizen / children left without parental care / court / private law relations / foreign citizen / international adoption

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Владимировна Дадаян, Анна Николаевна Сторожева

Цель исследования осуществить анализ исторического развития и правового регулирования процедуры усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вопросы усыновления несовершеннолетних лиц, имеющих свою национальную принадлежность к отечественному праву, иностранными гражданами. Анализ проводится в контексте определенного исторического периода времени с 1990 по 1999 г. Данный период, по мнению авторов, интересен не только с точки зрения политических и экономических перемен, происходивших в нашем государстве, но и с позиции развития законодательства на урегулирование стремительно развивающихся частноправовых отношений нормами права. Задачи исследования состоят в том, чтобы обосновать последовательность развития законодательства в указанный исторический период времени, изучить нормативную базу, теоретические взгляды и эмпирические данные по вопросу усыновления, в том числе и международного усыновления; выявить проблемы, с которыми сталкивались отечественные суды при рассмотрении дел об усыновлении иностранными гражданами, с изложением собственных доводов по данным проблемам. Объект исследования правоотношения, возникающие в связи с развитием законодательства об усыновлении в определенный исторический отрезок времени, а также практики применения норм права, регулирующих процедуру рассмотрения и разрешения дел, связанных с усыновлением, в том числе и иностранными гражданами, российских детей. Методы исследования: метод сравнительного анализа, формально-юридический метод, статистический, логический, системный. Основу процесса исследования составил метод сравнительного анализа и синтеза. Анализу и сравнению подвергались как нормативный материал, так и теоретические работы правоведов в области усыновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME HISTORICAL ASPECTS OF THE ADOPTION INSTITUTION DEVELOPMENT FROM 1990 TO 1999

The purpose of the study is to analyze the historical development and legal regulation of the procedure for the adoption of children left without parental care, including the issues of adoption of minors who have their nationality under domestic law by foreign citizens. The analysis is carried out in the context of a certain historical period of time from 1990 to 1999. This period, according to the authors, is interesting not only from the point of view of political and economic changes taking place in our state, but also from the point of view of the development of legislation to regulate rapidly developing private law relations by legal norms. The objectives of the study are to substantiate the sequence of development of legislation in the specified historical period of time, to study the regulatory framework, theoretical views and empirical data on the issue of adoption, including international adoption; to identify the problems that domestic courts have encountered when considering cases of adoption by foreign citizens, presenting their own arguments on these problems. The object of the study is legal relations arising in connection with the development of legislation on adoption in a certain historical period of time, as well as the practice of applying the rules of law governing the procedure for considering and resolving cases related to adoption, including by foreign citizens of Russian children. Research methods: comparative analysis method, formal legal method, statistical, logical, systemic. The basis of the research process was the method of comparative analysis and synthesis. Both regulatory material and theoretical works of legal scholars in the field of adoption were analyzed and compared.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ C 1990 ПО 1999 г.»

Научная статья / Research Article УДК 347.6

DOI: 10.36718/2500-1825-2023-4-233-240

Елена Владимировна Дадаян1, Анна Николаевна Сторожева20

1 2 Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия

1 dadaelena@yandex.ru

2 storanya@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ C 1990 ПО 1999 г.

Цель исследования - осуществить анализ исторического развития и правового регулирования процедуры усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вопросы усыновления несовершеннолетних лиц, имеющих свою национальную принадлежность к отечественному праву, иностранными гражданами. Анализ проводится в контексте определенного исторического периода времени с 1990 по 1999 г. Данный период, по мнению авторов, интересен не только с точки зрения политических и экономических перемен, происходивших в нашем государстве, но и с позиции развития законодательства на урегулирование стремительно развивающихся частноправовых отношений нормами права. Задачи исследования состоят в том, чтобы обосновать последовательность развития законодательства в указанный исторический период времени, изучить нормативную базу, теоретические взгляды и эмпирические данные по вопросу усыновления, в том числе и международного усыновления; выявить проблемы, с которыми сталкивались отечественные суды при рассмотрении дел об усыновлении иностранными гражданами, с изложением собственных доводов по данным проблемам. Объект исследования - правоотношения, возникающие в связи с развитием законодательства об усыновлении в определенный исторический отрезок времени, а также практики применения норм права, регулирующих процедуру рассмотрения и разрешения дел, связанных с усыновлением, в том числе и иностранными гражданами, российских детей. Методы исследования: метод сравнительного анализа, формально-юридический метод, статистический, логический, системный. Основу процесса исследования составил метод сравнительного анализа и синтеза. Анализу и сравнению подвергались как нормативный материал, так и теоретические работы правоведов в области усыновления.

Ключевые слова: усыновление, иностранный гражданин, дети, оставшиеся без попечения родителей, суд, частноправовые отношения, иностранный гражданин, международное усыновление

Для цитирования: Дадаян Е.В., Сторожева А.Н. Некоторые исторические аспекты развития института усыновления c 1990 по 1999 г. // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 4. С. 233-240. DOI: 10.36718/2500-1825-2023-4-233-240.

Elena Vladimirovna Dadayan1, Anna Nikolaevna Storozheva20

1 2 Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia

1 dadaelena@yandex.ru

2 storanya@yandex.ru

© Дадаян Е.В., Сторожева А.Н., 2023

Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 4. С. 233-240. Socio-economic and humanitarian journal. 2023;(4):233-240.

SOME HISTORICAL ASPECTS OF THE ADOPTION INSTITUTION DEVELOPMENT FROM 1990 TO 1999

The purpose of the study is to analyze the historical development and legal regulation of the procedure for the adoption of children left without parental care, including the issues of adoption of minors who have their nationality under domestic law by foreign citizens. The analysis is carried out in the context of a certain historical period of time from 1990 to 1999. This period, according to the authors, is interesting not only from the point of view of political and economic changes taking place in our state, but also from the point of view of the development of legislation to regulate rapidly developing private law relations by legal norms. The objectives of the study are to substantiate the sequence of development of legislation in the specified historical period of time, to study the regulatory framework, theoretical views and empirical data on the issue of adoption, including international adoption; to identify the problems that domestic courts have encountered when considering cases of adoption by foreign citizens, presenting their own arguments on these problems. The object of the study is legal relations arising in connection with the development of legislation on adoption in a certain historical period of time, as well as the practice of applying the rules of law governing the procedure for considering and resolving cases related to adoption, including by foreign citizens of Russian children. Research methods: comparative analysis method, formal legal method, statistical, logical, systemic. The basis of the research process was the method of comparative analysis and synthesis. Both regulatory material and theoretical works of legal scholars in the field of adoption were analyzed and compared.

Keywords: adoption, foreign citizen, children left without parental care, court, private law relations, foreign citizen, international adoption

For citation: Dadayan E.V., Storozheva A.N. Some historical aspects of the adoption institution development from 1990 to 1999 // Socio-economic and humanitarian journal. 2023. № 4. S. 233-240. DOI: 10.36718/2500-1825-2023-4-233-240.

Введение. Любой исторический этап развития государства характеризуется различного рода преобразованиями: политическими, экономическими, культурными, образовательными и.т.п. Указанные преобразования не обходят стороной и вопросы, связанные с необходимостью реформирования законодательства, оформляющего такие преобразования. Так, законодатель вынужден создавать нормы права с целью упорядочивания возникших на фоне политических, экономических (публичных) преобразований новых частноправовых отношений, требующих особого внимания в плане создания или усовершенствования процедур и понятных (доступных) правил участия частных лиц в таких правоотношениях.

Цель исследования. Осуществить анализ исторического развития и правового регулирования процедуры усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и вопросы усыновления несовершеннолетних лиц, имеющих свою национальную принадлежность к отечественному праву, иностранными гражданами.

Задачи исследования: обосновать последовательность развития законодательства в указанный исторический период времени; изучить нормативную базу, теоретические взгляды и эмпирические данные по вопросу усыновления, в том числе и международного; выявить проблемы, с которыми сталкивались отечественные суды при рассмотрении дел об усыновлении иностранными

гражданами, с изложением собственных доводов по данным проблемам.

Материалы и методы исследования. В работе использовались метод сравнительного анализа, формально-юридический метод, статистический, логический, системный методы. Основу процесса исследования составил метод сравнительного анализа и синтеза. Анализу и сравнению подвергались как нормативный материал, так и теоретические работы правоведов в области усыновления.

Результаты исследования и их обсуждение. Одной из целей социальной политики любого цивилизованного государства является забота о его подрастающем поколении. Проследить то, как государство участвует в вопросах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, можно на примере анализа развития законодательства, устанавливающего правила осуществления такой деятельности, включая полномочия государственных органов по вопросам усыновления несовершеннолетних детей, в том числе и иностранными гражданами. Институт усыновления в России на протяжении своего многовекового развития претерпел множество существенных изменений. Значимость исторических этапов развития правового института усыновления нельзя недооценивать. Многие аспекты порядка усыновления были отшлифованы и усовершенствованы в ходе его развития под воздействием практики и изменяющихся общественных взглядов, что свидетельствует о тесной связи усыновления как правого и социального института, отвечающего на каждом этапе определенным интересам общества.

Отечественная история знает времена, когда к институту усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель относился достаточно критически. К примеру, после Октябрьской социалистической революции институт усыновления претерпел серьезные изменения. Первый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года отменил институт усыновления. Так, ста-

тьей 183 Кодекса устанавливалось следующее правило: «С момента вступления в силу настоящего Закона не допускается усыновление ни своих родных, ни чужих детей. Всякое такое усыновление, произведенное после указанного в настоящей статье момента, не порождает никаких обязанностей и прав для усыновителей и усыновляемых» [1]. Данное законодательное положение, безусловно, вызывает неоднозначную реакцию современного законодателя, тем не менее в тот исторический период времени данная норма была весьма прогрессивна и учитывала сложившуюся сразу после революции в стране в целом и в обществе в частности ситуацию с семейными ценностями и традициями. Здесь следует согласиться с мнением тех авторов, которые в качестве причин отрицательного отношения законодателя к институту усыновления называли такие причины, как изменение государственной идеологии и политики по отношению к семье, отказ от семейных ценностей, установление приоритета общественного воспитания над семейным.

Все это без сомнения обуславливало массовое создание государственных детских учреждений, а также эволюцию развития советского законодательства того периода. Молодое советское государство, осуществляя трансформацию дореволюционного законодательства, считало, что многие дореволюционные институты частного права, в том числе и институт усыновления в том виде, в котором он имеет место быть, не учитывают веяния нового времени, а потому требуют своей актуализации [2, 3].

Помимо всего прочего, истории известны также времена, когда государство признавало институт усыновления, в том числе и усыновления иностранными гражданами российских детей, но данный институт практически не работал. Так, к примеру, ст. 165 КОБС РСФСР допускала возможность усыновления ребенка-гражданина СССР иностранным гражданином, но случаи усыновления были редки, с такой просьбой обраща-

лись, как правило, иностранные дипломаты и журналисты, работавшие в СССР [4].

Авторами настоящей работы с целью анализа развития законодательства берется временной период времени с 1990 по 1999 г. Выбор данного исторического периода не случаен. Именно с начала 1990 года исчисляется новый исторический этап развития государства. Начинается переосмысление законодательства во многих сферах деятельно, вниманием законодательства не обошел и институт усыновления. Государство, взяв курс на новую экономическую политику, открыв доступ в страну иностранным лицам, понимало, что необходимы изменения не только в сфере публичных отношений, но и в частноправовой сфере. Так, в 1990-1991 гг. возросло количество иностранных граждан, желающих усыновить ребенка из России, что требовало в интересах защиты прав детей вывести семейное законодательство на качественно новый уровень в целях предотвращения злоупотреблений со стороны иностранных усыновителей и агентств (посредников) по усыновлению.

Отметим, что характерной чертой этого периода становится усиление действия рыночных механизмов, в том числе и в сфере международного усыновления. Так, под влиянием возрастающих потребностей иностранных лиц, желающих усыновить ребенка из бывшего СССР, создаются на постсоветском пространстве посреднические структуры, оказывающие содействие иностранным гражданам в таком усыновлении, не пренебрегая за высокие гонорары использованием полулегальных схем такого усыновления. Поэтому с целью упорядочивания процедуры усыновления, создания понятных и обеспеченных законом процедур усыновления государство предпринимает шаги по совершенствованию законодательства в данной области.

Отсюда в указанный период времени СССР, а также Российская Федерация, как его правопреемник, реформирует не только внутреннее законодательство по вопросам усыновления, но и принимает

активное участие в вопросах международного сотрудничества в этой сфере.

Так, в 1990 году СССР ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 года [5, 6]. Члены-участницы Конвенции закрепили особый правовой статус детей, направленный на их гармоничное развитие. Первоочередная задача каждого договаривающегося государства - уделять внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка, уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

Помимо всего прочего, Конвенция закрепила принципы усыновления, под которыми понимаются требования не только к самой процедуре усыновления, но и требования к государственным органам, осуществляющим процедуру такого усыновления. Так, Конвенция предусматривает шесть принципов усыновления, которые призваны в наибольшей мере обеспечить соблюдение прав и законных интересов детей, оставшихся без родителей:

1. Принцип усыновления только компетентными органами.

2. Принцип усыновления на основе достоверной информации.

3. Принцип усыновления с использованием только закрепленных законом процедур.

4. Принцип возможности усыновления ребенка гражданами другого государства. Причем данный способ должен рассматриваться в качестве альтернативного, так как первостепенным способом является способ усыновления ребенка гражданами своего государства.

5. Принцип предоставления при международном усыновлении таких же гарантий и норм, как и при внутригосударственном усыновлении.

6. Принцип недопустимости получения неоправданных финансовых выгод, связанных с усыновлением.

Кроме того, в анализируемый исторический период, а именно в 1993 году,

на XVII сессии Гаагской конференции по международному частному праву была принята Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления. Россия ратифицировала данную Конвенции спустя 7 лет после ее принятия [7, 8].

Что касается внутреннего законодательства в контексте определенного исторического периода времени, то вопросы усыновления регулировались законодательством 1969 г. (Кодекс о браке и семье РСФСР в редакции 1987 г.) [4]. Усыновление осуществлялось в административном порядке, а именно исполнительными комитетами Совета народных депутатов по месту жительства усыновителя либо по месту жительства усыновляемого. Закон допускал и усыновление детей иностранными гражданами, но при условии получения разрешения Министерства просвещения РСФСР.

Указанный нормативный акт уже не мог в полной мере соответствовать преобразованиям, начавшимся в государстве. Отсюда, оценивая серьезность правовых последствий международного усыновления и ориентируясь на то, чтобы исключить какие-либо нарушения в этой сфере, в 1992 году Верховным Советом Российской Федерации принимается Постановление «О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, гражданами других государств» [9]. Указанный акт устанавливает мораторий на международное усыновление, допуская, что такое усыновление возможно лишь в исключительных, не терпящих отлагательства, случаях. При этом в постановлении не приводятся критерии исключительности таких случаев усыновления, а также не определяется лицо, которое будет устанавливать исключительные случаи. Такая ситуация, несомненно, создает для правоприменительных органов трудности при рассмотрении и разрешении конкретного спора и не способствует формированию единообразной практики применения норм права об усыновлении. Таким образом,

законодатель таким актом [9] не только объявил мораторий на усыновление иностранными гражданами российских детей, но и дал себе время на разработку и усовершенствование условий (правил) института усыновления. Такая разработка велась более 3 лет. Мораторий на иностранное усыновление был фактически снят с принятием в 1995 году Постановления № 917 [10], которое установило не только критерии, при наличии которых допускается усыновление иностранными гражданами российских детей, но и требования к документам на усыновление, к кандидатам в усыновители. Помимо этого, законодатель в указанном акте предусмотрел, какими правами могут пользоваться иностранные усыновители, какие обязанности на них возлагаются. Тем самым здесь законодатель учел требования Конвенции [5] о том, что международное усыновление является альтернативным способом, а именно допускается только в тех случаях, если не представилась возможность передать детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание (усыновление, опеку, попечительство) гражданам Российской Федерации независимо от их места жительства и гражданства [10].

С целью реализации принципа приоритетного устройства детей, о став ш ихся без попечения родителей, в 1996 году принимается Постановление № 919. Данное постановление заслуживает внимания, так как устанавливает централизованный учет несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, и предусматривает возможность передать на усыновление иностранным гражданам таких детей только после истечения 3 месяцев со дня поступления в государственный банк данных сведений о детях, оставшихся без попечения родителей [11]. Анализируемые выше нормативные правовые акты явились прообразом современного российского семейного законодательства.

В конце 1995 года был принят Семейный кодекс Российской Федерации,

который действует в редакциях и на сегодняшний день [12]. В данном нормативном правовом акте была закреплена идея об отмене административного порядка усыновления и установлении судебного порядка усыновления. Судебный порядок усыновления появился в 1996 году. Соответствующие изменения и дополнения были внесены в ГПК РСФСР [13]. Так, в ГПК РСФСР появилась отдельная глава 29.1, состоящая из 5 статей, закрепляющая процедуру усыновления, начиная от подачи заявления и заканчивая постановлением решения.

Причины перехода от административного порядка усыновления к судебному порядку в научной литературе называются разные, но здесь стоит отметить, что усыновление влечет серьезные правовые последствия не только для усыновителя, но и, прежде всего, для усыновляемого лица. Обеспечить баланс интересов лиц, принимающих участие в процессе усыновления, может только независимый профессиональный субъект. А придание процедуре усыновления публичного характера призвано предотвратить любые риски для участников такого сложного процесса.

Суд является наиболее авторитетным органом, который в соответствии со своим статусом и предназначением служит гарантом обеспечения законности и справедливости при производстве усыновления. Кроме того, судебный порядок усыновления не только призван обеспечить защиту прав и интересов детей, но и

является правовым фактором, препятствующим их незаконному усыновлению [14].

Кроме развития законодательства об усыновлении, в анализируемый период с 1990 по 1999 год обратим внимание и на развитие практики его применения. Важным правоприменительным актом того периода времени явилось Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.1997 г. № 9 [15]. Верховный Суд Российской Федерации разъяснил нижестоящим судам, что необходимо учитывать судам в первую очередь при рассмотрении дел по усыновлению, представил алгоритм, что следует иметь в виду при решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае. Таким образом, мы полагаем, что к концу 1999 года завершился один из самых сложных и неоднозначных в современной истории России этапов реформирования законодательства и практики его применения.

Заключение. Историческое развитие законодательства в области усыновления детей, оставшихся без попечения родителей (с 1990 по 1999 г.), является прямым отражением политических, экономических и социальных перемен, происходивших в нашем государстве. Законодательство было направлено на усиление государственного контроля за каждым этапом процедуры усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и иностранными усыновителями.

Список источников

1. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года // Информационно-поисковая система «Консультант плюс».

2. Бородин К.Ю. Усыновление детей-граждан России иностранными гражданами: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 44.

3. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России: учеб. пособие. М.: Статут, 2001. С. 179.

4. Кодекс о браке и семье РСФСР: утв. ВС РСФСР 30.07.1969 г. // Информационно-поисковая система «Консультант плюс».

5. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года//Консультант Плюс: Международные правовые акты.

6. Постановление Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г. № 1559-1 «О ратификации Конвенции о правах ребенка» //Информационно-поисковая система «Консультант плюс ».

7. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 г.) //Информационно-поисковая система «Консультант плю с ».

8. Распоряжение Президента Российской Федерации от 26.06.2000 г. № 241-рп «О подписании Российской Федерацией Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения)» // Информационно-поисковая система «Консультант плюс».

9. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 18 декабря 1992 г. № 4132-1 «О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, гражданами других государств» // Информационно-поисковая система «Консультант плюс».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.1995 г. № 917 (ред. от 03.08.1996 г.) «Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам» // Информационно -поисковая система «Консультант плюс».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 г. № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» // Информационно-поисковая система «Консультант плюс».

12. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ// Информационно-поисковая система «Консультант плюс».

13. Федеральный закон от 21.08.1996 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» // Информационно -поисковая система «Консультант плюс».

14. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М.: Волтерс Клувер, 2006. 256 с.

15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» //Информационно-поисковая система «Консультант плюс ».

References

1. Kodeks zakonov ob aktakh grazhdanskogo sostoyaniya, brachnom, semeinom i opekunskom prave 1918 goda // Informatsionno-poiskovaya sistema «Konsul'tant plyuS».

2. Borodich K.YU. Usynovlenie detei-grazhdan Rossii inostrannymi grazhdanami: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005. S. 44.

3. Kosova O.YU. Semeinoe i nasledstvennoe pravo Rossii: ucheb. posobie. M.: Statut, 2001. S. 179.

4. Kodeks o brake i sem'e RSFSR: utv. VS RSFSR 30.07.1969 g. // Informatsionno-poiskovaya sistema «Konsul'tant plyuS».

5. Konventsiya o pravakh rebenka, odobrennaya General'noi Assambleei OON 20 noy-abrya1989 goda//Konsul'tant Plyus: Mezhdunarodnye pravovye akty.

6. Postanovlenie Verkhovnogo Soveta SSSR ot 13.06.1990 g. № 1559-1 «O ratifikatsii Konventsii o pravakh rebenkA» //Informatsionno-poiskovaya sistema «Konsul'tant plyuS».

7. Konventsiya o zashchite detei i sotrudnichestve v otnoshenii inostrannogo usynovleniya (Gaaga, 29 maya 1993 g.) //Informatsionno-poiskovaya sistema «Konsul'tant plyuS».

8. Rasporyazhenie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 26.06.2000 g. № 241-rp «O pod-pisanii Rossiiskoi Federatsiei Konventsii o zashchite detei i sotrudnichestve v oblasti mezhdunarodnogo usynovleniya (udochereniya)» // Informatsionno-poiskovaya sistema «Konsul'tant plyuS».

9. Postanovlenie Verkhovnogo Soveta Rossiiskoi Federatsii ot 18 dekabrya 1992 g. № 4132-1 «O neotlozhnykh merakh po uporyadocheniyu usynovleniya detei, yavlyayushchikhsya grazhdanami Rossiiskoi Federatsii, grazhdanami drugikh gosu-darstV» // Informatsionno-poiskovaya sistema «Konsul'tant plyuS».

10. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15.09.1995 g. № 917 (red. ot 03.08.1996 g.) «Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke peredachi detei, yavlyay-ushchikhsya grazhdanami Rossiiskoi Federatsii, na usynovlenie grazhdanam Rossiis-koi Federatsii i inostrannym grazhdanaM» // Informatsionno-poiskovaya sistema «Konsul'tant plyuS».

11. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 03.08.1996 g. № 919 «Ob organ-izatsii tsentralizovannogo ucheta detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelel» // Informatsionno-poiskovaya sistema «Konsul'tant plyuS».

12. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.1995 g. № 223-FZ// Informatsionno-poiskovaya sistema «Konsul'tant plyuS».

13. Federal'nyi zakon ot 21.08.1996 g. № 124-FZ «O vnesenii izmenenii i dopolnenii v Grazhdanskii protsessual'nyi kodeks RSFSR» // Informatsionno-poiskovaya sistema «Konsul'tant plyuS».

14. Letova N.V. Usynovlenie v Rossiiskoi Federatsii: pravovye problemy. M.: Volters Kluver, 2006. 256 s.

15. Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 04.07.1997 g. № 9 «O primenenii sudami zakonodatel'stva pri rassmotrenii del ob ustanovlenii usynovleniYA» //Informatsionno-poiskovaya sistema «Konsul'tant plyuS».

Статья принята к публикации 17.10.2023/ The article has been accepted for publication 17.10.2023.

Информация об авторах: Елена Владимировна Дадаян, доцент кафедры гражданского права и процесса, кандидат юридических наук, доцент

Анна Николаевна Сторожева, заведующая кафедрой гражданского права и процесса, кандидат юридических наук, доцент

Information about the authors: Elena Vladimirovna Dadayan, Associate Professor at the Department of Civil Law and Procedure, Candidate of Legal Sciences, Docent

Anna Nikolaevna Storozheva, Head of the Department of Civil Law and Procedure, Candidate of Legal Sciences, Docent

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.