Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Г. Сухарев, Н.С. Фокина, Н.Н. Суханова, З.Ф. Степанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

УДК 614.777(285.2-128.1в):[в28.312:в7в'16

Э. И. Гапонюк, Е. М. Вишенкова

О ВЛИЯНИИ СТОЧНЫХ ВОД ЦЕЛЛЮЛОЗНОГО КОМБИНАТА НА БИОЛОГИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ МИКРОФЛОРЫ ИЛА

В оз. БАЙКАЛ

Институт экспериментальной метеорологии, Обнинск

Целью данной работы явилась оценка эффекта длительного воздействия сточных вод целлюлозного комбината на микрофлору ила оз. Байкал, оцениваемую нами по дегидрогеназной активности. Для ее определения образцы ила брали на участках, отличающихся по степени загрязнения: в районе трубы сброса сточных вод целлюлозного комбината, севернее (100 и 500 м) и южнее (500 м) трубы сброса и в контрольных участках — аэраторе (конечный этап очистки сточных вод комбината) и на территории, удаленной от комбината на 30—50 км.

Дегидрагеназную активность измеряли фотоколориметрическим методом по количеству трифенил-формазана, образующегося при восстановлении трифенилтетразолийхлорида по методу Ленхарда (Lenhard) в модификации Шефера (Schaefer).

Исследованиями установлено, что дегидрогеназ-ная активность ила Байкала в районах, значительно удаленных от i еллюлозного комбината, чрезвычайно низкая (1—3 мкг формазана на 1 г ила).

В районе сброса сточных вод комбината она повы- ф шена (10 мкг формазана на 1 г ила). Такие же показатели зарегистрированы в иле аэратора, откуда идет сброс сточных вод комбината в Байкал. Высокая дегидрогеназная активность ила сохраняется и в 100 м севернее трубы сброса: на расстоя-500 м севернее и южнее этой трубы показатели соответствуют контрольным (1—2 мкг формазана на 1 г ила).

Отмеченное увеличение дегидрогеназной активности ила Байкала в районе сброса сточных вод целлюлозного комбината — наглядный результат антропогенного евтрофирования. Приведенные данные позволяют говорить о возможности контроля за состоянием микрофлоры ила в районе сточных вод целлюлозного комбината, распространении и масштабах евтрофирования участков по дегидрогеназной активности, отражающей выраженность окислительно-восстановительных процессов, осуществляемых микрофлорой илов.

ЛИТЕРАТУРА А

Lenhard О. — Z. Pflanrenernährung, Dungung, Boden- Schaefer R. — Ann. Inst. Pasteur, 1963, v. 105, p. 212— künde, 1956, Bd 73, S. 1 — 11. 217.

Поступила 3/1 1977 г.

УДК 371.7.035.3

А. Г. Сухарев, Н. С. Фокина, Н. Н. Суханова, 3. Ф. Степанова

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ] ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Центральный институт усовершенствования врачей Министерства здравоохранения СССР, Москва; Московская городская санэпидстанция

Кафедра гигиены детей и подростков Центрального института усовершенствования врачей совместно с Московской городской санэпидстанцией включила в учебный план циклов усовершенствования врачей санэпидстанций проведение самостоятельной работы по гигиене трудового обучения, которая выполнялась как учебное задание во время предцикловой подготовки и на очных циклах по единой программе. Последняя включила гигиеническую оценку содержания и режима трудового обучения, анализ организации уроков труда с проведением поминутного хронометража и последующим вычислением плотности урока, детальную

характеристику учебных мастерских школ, а также сбор сведений об образовании, педагогическом стаже и степени гигиенической подготовки преподавателей по труду. Ставилась задача выявить основные причины, снижающие оздоровительное влияние уроков труда.

Обследовано 90 общеобразовательных школ различных городов и населенных пунктов страны, в том числе 20 школ Москвы и Московской'области.

Установлено, что содержание трудового обуче-"Ч ния соответствует возрастным возможностям учащихся и проводится по утвержденным Министерством просвещения СССР программам. Однако

г

программа по труду для начальных классов в 50% обследованных школ выполнялась неполностью — отсутствовал сельскохозяйственный труд на пришкольном участке, что оказалось особенно характерным для школ крупных городов. Все школы располагали набором учебных мастерских для занятий в 6—8-х классах. Старшие школьники занимались либо в мастерских и кабинетах школ, либо ^в учебно-производственных комбинатах. Уроки труда в начальной школе проводились в классных помещениях. Создание специальных кабинетов по труду для младших школьников (в Ворошиловграде, Гончаровске УССР и др.) способствовало более четкой организации занятий и повышению их эффективности.

Режим трудового обучения наиболее рационально строился в начальной школе, однако и здесь отмечались случаи нарушения гигиенических рекомендаций: сдвоенные уроки труда, нерациональное включение их в расписание, отсутствие физкультурных пауз. В ряде школ нерешенным оказался вопрос о режиме занятий старшеклассников, у которых трудовое обучение проходило на базе учебно-производственного комбината. У них число уроков труда в неделю было доведено до 6 за счет использования часов факультатива и включения их в сетку расписания, что приводило к увеличению учебного дня до 7—8 уроков в другие, свободные от труда, дни недели.

Одним из факторов, определяющих оздоровительное влияние уроков труда, является его плот->-Люсть (время, затраченное на выполнение рабочих операций, выраженное в процентах от длительности урока). Как низкая, так и чрезмерно высокая плотность вызывает неблагоприятные реакции организма (М. В. Антропова). Оптимальная плотность уроков труда 60—80 %. Проведенный нами анализ 176 занятий показал, что такой показатель имеется в 46% случаев, плотность менее 40% — в 8%, плотность 40—60% — в 42% и выше 80%— в 4% случаев.

К числу причин, наиболее значительно влияющих на плотность труда, как показал проведенный нами анализ, относится количество рабочих операций, производимых учащимися во время занятий, и стаж преподавателя, в какой-то степени определяющий мастерство педагога. Коэффициенты корреляции рангов соответствовали высокому уровню значимости (1%) и были следующими: между плотностью и количеством операций 0,95, между плотностью и стажем 0,78. Эта связь выразилась в том, что самая низкая плотность имелась на уроках с 1—2 операциями, оптимальная и близкая к ним — при 3—5 операциях. Однако увеличение числа операций до 6 и более не приводило к дальнейшему увеличению плотности. Отсюда сле-_уаует, что наиболее рациональным является включение в урок выполнения 3—5 трудовых операций. У преподавателей со стажем работы менее 5 лет отмечалось наибольшее (52%) количество уроков с 1—2 операциями и наименьшее (2,2%) с 4—5,

а при стаже 15 лет и более уроки с 1 операцией вообще отсутствовали, зато с 4—5 составляли почти половину (44%).

На плотность урока оказывала влияние и четкость его организации, показателем которой служило время организационных простоев. Если оно превышало 20% длительности занятия, то плотность его сокращалась до 40%. В свою очередь характер построения уроков оказывал прямое влияние на поведение детей, в частности, на их отвлечения. Наименьшее время отвлечений наблюдалось на уроках оптимальной плотности.

Оценка учебных мастерских позволила выявить наиболее часто встречающиеся нарушения гигиенических нормативов и рекомендаций. К ним относятся неправильная расстановка оборудования по отношению к светонесущей стене и связанное с этим затенение рабочей поверхности, а также нарушение правильной рабочей позы, сокращение проходов и разрывов между рабочими местами и станочным оборудованием, что является . нарушением техники безопасности и связано с опасностью травматизма, недоукомплектованность мастерских рабочими местами и отсутствие закрепленного за каждым из них определенного набора инструментов и как следствие увеличение организационных простоев и снижение плотности уроков. Большинство мастерских оборудовано рабочими местами одного размера без учета соответствия их высоты росту учащихся. В мастерских отсутствуют инструменты небольших размеров для учащихся 4—5-х классов. Отмеченные недостатки вызваны двумя причинами. Одна из них связана с размещением мастерских в помещениях, размеры которых не соответствуют строительным нормам, и для ее ликвидации необходима реконструкция или строительство новых мастерских. В этом плане заслуживают внимания опыт ряда санэпидстанций по составлению совместного с органами просвещения перспективного плана, по улучшению постановки трудового обучения, а также решение этого вопроса при участии партийных и советских органов. Другая причина связана с неумением преподавателей по труду правильно оборудовать достаточную по площади мастерскую, рационально разместить в ней оборудование. Это может быть устранено в процессе текущего санитарного надзора при активном содействии санэпидстанции, а также при условии повышения мастерства преподавателей и их знаний в области гигиены труда школьников. Следует отметить, что подготовка преподавателей труда по гигиеническим вопросам носит случайный нерегулярный характер.

Выводы

1. В план работы врача по гигиене детей и подростков санэпидстанции необходимо включать проведение углубленного тематического изучения постановки трудового обучения школьников. Особое внимание следует уделять рациональной орга-

3*

— 67 —

низации и режиму труда учащихся, что во многом определит эффективность обучения, обеспечит необходимую плотность урока и профилактику переутомления и травматизма.

2. Для оценки уроков труда целесообразно использовать хронометраж, позволяющий определить плотность урока, число трудовых операций, время отвлечений и организационных простоев.

3. Результаты тематических обследований долж-

В связи с дал ьнейшим осуществлением перевода животноводства на промышленную основу, что сопровождается концентрацией и специализацией сельскохозяйственного производства, возник ряд сложных гигиенических и технических проблем, среди которых проблема удаления, хранения, обеззараживания и утилизации навозных стоков новых животноводческих промышленных комплексов является одной из важнейших и самой трудной в реализации.

Нами проведена санитарно-гигиеническая оценка системы удаления, хранения, обеззараживания и утилизации навозных стоков первого в нашей стране молочного промышленного комплекса «Ща-пово». Он состоит из сблокированных одноэтажного и двухэтажного административных зданий, 14 сенажных башен, 4 емкостей для навоза, 4 для силоса, других подсобных и вспомогательных зданий, а также сооружений и рассчитан на единовременное безвыгульное бесподстилочное содержание на щелевом полу 2000 коров. Помещения комплекса, кроме принудительной вентиляции, оборудованы системой кондиционирования воздуха.

На комплексе для удаления навоза применена самотечная система непрерывного действия. Через щелевой пол животные протаптывают навоз в навозные каналы. По магистральному каналу он поступает в насосную станцию перекачки № 1, расположенную внутри основного производственного здания, и далее до напорному коллектору перекачивается в приемный резервуар насосной станции № 2, расположенный за производственной зоной комплекса, откуда перекачивается для хранения в 4 цилиндрических навозохранилища емкостью 5000 м3 каждое. При ежедневном поступлении 133 м3 навозных стоков емкость хранилищ обеспе-

ны использоваться для составления совместных с отделами народного образования перспективных планов улучшения постановки трудового обучения в школах. В них особое внимание следует уделять систематическому повышению квалификации преподавателей по труду и расширению при их подготовке ^ знаний в области гигиены и физиологии труда учащихся.

Поступила 19/1V 1979 г.

чивает по проекту хранение навоза в течение 156 дней. Навозохранилища оборудованы системой гомогенизации навоза. Сопла с насадками для гомогенизации расположены в двух уровнях — нижнем и верхнем. Навоз в хранилища подается и забирается из них насосной станцией № 2 через отверстия, расположенные в центре хранилищ. ГсЛ. могенизация осуществляется этой же навозной массой. Для вывоза навоза на сельскохозяйственные поля применяются автоцистерны емкостью 9,5 м3. Для использования навоза по проекту выделены делянки по 340 га для выращивания трав, травосмесей и зерновых культур.

Санитарно-гигиеническую оценку эффективности принятой на комплексе самотечной системы наво-зоудаления непрерывного действия проводили путем изучения работы ее элементов и оценивали по показателям загрязненности воздуха на рабочих местах доярок и времени, в течение которого удаляется навоз из каналов. Пробы воздуха отбирали электроаспираторами при работе всех имеющихся вентиляционных систем комплекса. В пробах воздуха определяли аммиак и сероводород.

Одновременно проверяли фактический выход навозных стоков с комплекса по сравнению с проектными расчетами и нормами технологического проектирования и проводили качественную оценку навозных стоков в начале и конце системы их удаления и хранения. Анализировали средние пробы, составленные из 3—4 порций, отобранных из соответствующих навозных каналов навозосборни-ков и навозохранилищ.

Для изучения влияния комплекса и мест утилизации навоза на открытые и подземные воды отбирали пробы воды из реки в местах ниже и выше сброса ливневых вод, 2 артезианских скважин глу-

- ЛИТЕРАТУРА

Гигиена трудового и политехнического обучения в вось- М., 1963, с. 45—47. милетней я средней школе. Под ред. М. В. Антроповой.

УДК 614.761

А. Н. Иванов

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО. ЖИВОТНОВОДСТВА

Подольская санэпидстанция Московской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.