Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ'

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN HYGIENIC PROBLEMS CONNECTED WITH THE ORGANIZATION OF EDUCATION OF CHILDREN WITH WEAK HEARING AND VISION

Recent research proved the main defect of development in children with weak hearing and vision to cause a secondary disturbance of other analysers as the result of their compensatory load. The retardation of functions of the main analysers causes a weakening of the general somatic state of these children. The existing system of education of children with weak vision and hearing does not take into account to a sufficient extent their morphologo-functional peculiarities.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ»

THE PROBLEM OF STUDENTS' PERSONALITY FORMATION M. P. Miroshnikov, R. V. Rozhanets

The authors attempt to trace a possible relationship between the features of the students, personality and certain criteria of their successful studies. By means of clinical examination and experimental psychological methods several types of personalities have been sorted that differ considerably by the means and extent of their adaptation to studies in a higher educational institution. The significance of these investigations for the proper organization of teaching process is discussed.

УДК в 16.28-008.14 + 617.751.6J-0S3.2-081.24 1:613. СI

Проф. E. M. Белостоцкая, кандидаты мед. наук Jl. Я- Каневская и J1. В. Рябова, А. С. Волощук

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Центральный институт усовершенствования врачей и Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

Как известно, в нашей стране есть специальные дошкольные учреждения и школы для детей со стойкими слуховыми и зрительными нарушениями. С гигиенических позиций наиболее изученными являются категории детей, имеющих частичные поражения слуха и зрения. Исследования последних лет показали, что у тугоухих и слабовидящих детей основной дефект развития вносит те или иные изменения во всю систему анализаторов и функциональные возможности организма в целом. Это неблагоприятно отражается на ряде функций других, недефектных анализаторов, чаще компенсаторно затронутых, а также на показателях физического развития, общей физической подготовленности, характере заболеваемости и, наконец, общей работоспособности таких детей.

Даже небольшая тугоухость резко сокращает поток информации, передаваемый по слуховому каналу. Поэтому в основу педагогического процесса уже с детского сада заложено максимальное использование зрения. В среднем 80% времени обязательных занятий в детском саду и свыше 90% длительности занятий в школе проходит со значительным участием и напряжением зрения, что приводит к его большему утомлению по сравнению с нормально слышащими детьми. В связи с этим ухудшаются функции зрительного анализатора, снижаются показатели быстроты различения и скорости переработки зрительной информации.

Нарушение зрения вызывает более интенсивное участие в процессе обучения слуха слабовидящих детей, чем учащихся массовых школ. Это приводит к снижению возбудимости слухового анализатора под влиянием каждого урока и особенно к концу учебного дня, т. е. к утомлению слуха.

Изучение состояния и развития двигательных функций у таких детей также выявило ряд выраженных отклонений. У них по сравнению с нормально слышащими и видящими детьми наблюдаются более замедленные двигательные реакции, худшая координация движения, более низкая общая физическая подготовленность, в частности мышечная сила, жизненная емкость легких, снижение функциональных возможностей на физическую нагрузку. Последнее особенно отмечается у "4года 5лет 6лет 7/>ет слабовидящих детей, для которых характерен ас- Возраст

тенический тип реакции сердечно-сосудистой си- рис , Максимальная стемы при физической нагрузке. дальность прыжка.

Функциональные нарушения двигательного / — слабослышащие дети; анализатора проявляются также в ухудшении 2 ~~ детислу°ом"ормальньш

Рис. 3. Дальность и точность прыжка учащихся 11—12 лет. А — мальчики; Б —девочки; 1 — дети без отклонения слуха и зрения; 2 —слабослышащие дети; 3 — слабовидящие дети.

Ч

Возраст

Рис. 2. Отклонения в точности прыжка.

А — глаза открыты: Б — глаза закрыты: 1 — слабослышащие дети; 2 — дети с нормальным слухом.

пространственной ориентации. Такие показатели, как дальность и точность прыжка, хотя и улучшаются с возрастом, но остаются ниже, чем у нормально слышащих и видящих детей. Так, у детей дошкольного возраста, как показано на рис. 1, повышается максимальная дальность прыжка с возрастом от 4 до 7 лет, но у слабослышащих детей каждого возраста этот показатель значительно ниже. То же происходит при точности прыжка как при открытых, так и при закрытых глазах (рис. 2). Подобная же закономерность обнаруживается и в школьном возрасте, причем не только у тугоухих, но и у слабовидящих детей. Сравнительные данные, приведенные на рис. 3, указывают на то, что дальность и точность прыжка хуже всего у слабовидящих мальчиков и девочек, несколько лучше у тугоухих и значительно лучше у детей без дефектов развития.

Приведенные данные подчеркивают, что основной дефект развития вызывает вторичное нарушение других анализаторов, чаще по причине их компенсаторной нагрузки. При тяжелых дефектах зрения и слуха это, видимо, можно объяснить также органическим заболеванием нервной системы, в ряде случаев явившимся причиной основного дефекта.

Такое отставание функций ведущих анализаторов не может не сказаться на ослаблении общего соматического состояния детей. Выявлены особенности их физического развития. Наиболее худшие показатели у слабовидящих детей. По данным А. С. Волощука, процент детей с хорошим физическим развитием (74,6) ниже, чем в контрольной группе (84,7). При этом в 2 раза чаще (28,5%) по сравнению с нормально видящими (14,4%) выявляется дисгармоничность развития, в подавляющем большинстве случаев за счет превышения веса, а в контрольной группе — за счет отставания в весе. Интересно, что дисгармоничность в физическом развитии за счет высокого веса особенно выражена у детей с более тяжелыми нарушениями зрения, вызванными высокой осложненной близорукостью и атрофией зрительного нерва; для них, естественно, характерна очень низкая двигательная активность. Физическое развитие слабослышащих детей также неодинаково и зависит от степени потери слуха. При тугоухости I степени оно не отличается от того, которое отмечается у детей с нормальным слухом. При тугоухости II и III степеней процент отклонения от нормального физического развития относительно высок.

Существующая система обучения слабослышащих и слабовидящих детей недостаточно учитывает их морфофункциональные особенности, что служит одной из причин высокого утомления под влиянием разных видов деятельности, особенно связанных с умственным напряжением во время обязательных занятий в детском саду, отдельных уроков и всего учебного дня

в школе. Научно обоснованные рекомендации к организации режима учебных занятий в школе-интернате для слабослышащих детей медленно внедряются в жизнь.

В режиме дня специального детского учреждения в связи со значительным отставанием двигательных функций и относительно высоким процентом детей с дефектами осанки особое внимание должно уделяться физическому воспитанию. Помимо предусмотренных программой занятий физкультурой, необходимо значительно расширить физическое воспитание и изменить его содержание для целенаправленного компенсаторного воздействия. Исследования в детском саду (Л. В. Рябова) показали, что ежедневные индивидуальные занятия, носящие корригирующий характер, увеличение двигательных элементов во время утренней гимнастики и прогулок, почти ежедневные физкультурные занятия и т. д. оказывают заметное положительное влияние на ряд клинико-физиологическнх показателей, общую физическую подготовленность детей, улучшение внятности произношения. Под влиянием лечебной и корригирующей гимнастики и занятий по развитию и совершенствованию двигательных возможностей улучшаются физическое развитие и общая физическая подготовленность слабовидящих детей школьного возраста. Следует разработать дифференцированные рекомендации к их физическому воспитанию в зависимости от глубины и причины потери ими зрения. В связи с усилением физического воспитания этих детей понадобится расширить соответствующие помещения специальных детских учреждений и школ.

В дошкольных учреждениях, помимо зала для занятий гимнастикой и музыкой, очень важно предусмотреть помещение для специальных коррек-ционных занятий со стационарным оборудованием. В школе также должно быть не менее 2 залов и специальное помещение для занятий ритмикой. Земельный участок должен быть достаточного размера и хорошо оборудован.

Выявлена и высокая заболеваемость детей. Изучение пропусков уроков и их причин в связи с заболеваемостью показало, что лишь относительно небольшой процент детей ни разу не болел в течение года. Среди слабослышащих детей он составлял 7, среди слабовидящих —17, тогда как у нормально развитых детей, по данным М. С. Меллер, он выше (26). Средняя продолжительность заболеваний по всем нозологическим формам равна 20 дням у слабовидящих и слабослышащих детей. Относительно высоко количество часто болеющих (от 20 до 22 %) у слабовидящих и слабослышащих школьников, еще больше (42 %) у слабослышащих дошкольников. По данным М. С. Меллер, у здоровых детей этот процент не превышает 14.

Характер заболеваемости у слабослышащих и слабовидящих детей, видимо, связан с их более низким физическим развитием, общей соматической ослабленностью и детренированностью в результате нарушения зрения и слуха.

Показатели заболеваемости обусловливают необходимость расширения лечебно-оздоровительных мероприятий. Помимо оказания детям общей педиатрической помощи, в учреждениях для них должны быть созданы возможности для систематической работы узких специалистов — оториноларинголога и логопеда в интернате для слабослышащих и офтальмолога для слабовидящих. Кроме того, следует предусмотреть специальное помещение для лечебных процедур, включая инъекции общеукрепляющего и стимулирующего действия, а также помещение для физиотерапевтических процедур. Это очень важно, так как у многих детей наблюдаются невротические проявления и, в частности, ночной энурез. "

Сведения о патологической пораженности детей с дефектами слуха и зрения, структуре их заболеваемости, разумеется, должны быть углублены, тем не менее накопленный опыт и результаты научных исследований выдвигают необходимость разработки типового набора помещений медицинского блока, а также составления типовых медицинских штатов для специальных учреждений.

Система обучения и воспитания в специальных учреждениях недостаточно учитывает морфофункциональные особенности детей. Научные исследования по проблеме должны быть расширены. Важное значение имеет разработка медико-педагогических критериев профессиональной подготовки детей с аномальным развитием и гигиенических требований к организации их трудового обучения, так как одной из важных задач спецшкол является целенаправленная профессиональная ориентация и первичная профессиональная подготовка. Между тем научно обоснованный перечень рекомендуемых видов труда и условий его организации с детьми, имеющими разные дефекты развития, отсутствует. Дефектологи, гигиенисты и психологи должны восполнить этот пробел.

Поступила 7/1 1973 г.

CERTAIN HYGIENIC PROBLEMS CONNECTED WITH THE ORGANIZATION OF EDUCATION OF CHILDREN WITH WEAK HEARING AND VISION

E. M. Belostotskaya, L. Ya. Kanevskaya, L. V. Ryabova, A. S. Voloschyuk

Recent research proved the main defect of development in children with weak hearing and vision to cause a secondary disturbance of other analysers as the result of their compensatory load. The retardation of functions of the main analysers causes a weakening of the general somatic state of these children. The existing system of education of children with weak vision and hearing does not take into account to a sufficient extent their morphologo-functional peculiarities.

УДК 371.71:612.112.015.1

Канд. мед. наук Н. А. Лаврентьева

ДИНАМИКА ФЕРМЕНТНОГО ПРОФИЛЯ ЛЕЙКОЦИТОВ КРОВИ КАК КРИТЕРИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Учебная нагрузка студентов, как правило, оценивается по изменению функционального состояния их организма, в связи с чем требуется охарактеризовать его возможно точнее и детальнее, уловив достаточно ранние сдвиги в организме, и вместе с тем представить градированное изменение такого состояния от благополучного до неблагополучного. Необходимость этого заставила нас обратиться к исследованиям лимфоидной ткани, так как, по современным представлениям, лимфоидная ткань играет огромную роль в гормональной регуляции функций организма (И. Н. Кендыш). Лимфоцит является одной из наиболее чувствительных клеток организма (Elves), в реутилизации лимфоцитов другими тканями реализуется трофическая функция лимфоидной ткани. Иммунологическую и трофическую функции лимфоидной ткани можно рассматривать как частные проявления ее единой гомеоста-тической функции. По состоянию лимфоидной ткани можно судить и о состоянии всего организма в целом (Р. П. Нарциссов 1). Функциональное состояние лимфоидной ткани может быть охарактеризовано уровнем интенсивности окислительно-восстановительных процессов и активностью процессов катаболизма, о чем можно судить по активности ферментов, участвующих в соответствующих реакциях.

Так, показателем интенсивности энергетических процессов может быть активность сукцинатдегидрогеназы (СДГ) в лимфоцитах крови, определяемая цитохимически по методу Р. П. Нарциссова (1969). Активность кислой фссфатазы (КФ), определяемой по методу Goldberg и Barka, отражает уровень процессов катаболизма. Достаточно информативным показателем является и активность щелочной фосфатазы (ЩФ) в гранулоцитах (метод Goldberg и Barka), свидетельствующая о функциональном состоянии последних, а следовательно, и миелоидной ткани в целом. Активность миелопер-

1 Автореферат докторской диссертации. М., 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.