КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ОПЕРА ТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 343.85:343.341(470+477.61/62)
В. И. БИЛЫК, заместитель начальника Центра Всероссийского научно-исследовательского института
МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Москва)
V. I. BILYK, Deputy Head of the Centre of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, Associate Professor (Moscow)
НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА, СВЯЗАННОГО С СОБЫТИЯМИ НА ЮГО-ВОСТОКЕ УКРАИНЫ, И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
SOME FACTORS OF MANIFESTATION OF EXTREMISM RELATED
TO THE EVENTS IN THE SOUTH-EAST OF UKRAINE AND MEASURES TO COUNTER SUCH MANIFESTATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. При подготовке статьи использовались имеющиеся и полученные автором сведения из различных открытых источников, которые были проанализированы и рассмотрены в динамике длящегося на территории юго-востока Украины затяжного вооруженного конфликта. Дана оценка и видение возникновения экстремистских проявлений, их причина, социальная и политическая база на территории Украины. Проходящие более шести лет события на Украине свидетельствуют о том, что за прошедший временной период и смену двух президентов страны не произошло каких-либо изменений ни в одной из сфер жизни граждан Украины. По-прежнему экстремистские идеи, пропагандируемые незначительным количеством населения Украины (по разным оценкам от 9 до 18 %), всеобщее запугивание, борьба с инакомыслием вынуждают часть населения страны либо уехать из Украины, либо не высказывать никакого собственного мнения. Таким образом, на протяжении всего «постмайданного» периода незначительная часть населения Украины, пропагандирующая экстремистские идеи, держит в страхе и бездействии страну. Все эти обстоятельства привели, с одной стороны, к объединению небольшого количества населения в отдельных областях юго-востока Украины и вооруженному противостоянию, а с другой - некоторая часть населения Украины предпочла выехать за пределы Украины в европейские страны для зарабатывания средств к существованию, при этом остальная часть русскоязычного населения или имеющая родственников в России выехала в Российскую Федерацию, что и привело к неконтролируемым миграционным потокам и, как следствие, росту преступлений, совершаемых как мигрантами, так и в отношении них. По результатам проведенного исследования автором, сформулирован комплекс мер деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, проведение которого будет способствовать улучшению криминогенной ситуации в областях Российской Федерации, граничащих с Украиной.
Ключевые слова и словосочетания: криминогенная ситуация, экстремизм, национализм, радикализм, сепаратизм, незаконная миграция, события на юго-востоке Украины.
Annotation. While preparing this article, the author used information available and obtained from various open sources which were analyzed and examined in the dynamics of the long-lasting armed conflict in the south-east of Ukraine. An assessment and vision of the emergence of extremist manifestations, their cause, social and political base on the territory of Ukraine is given. The events that have taken place in Ukraine for more than six years show that during the past period and the change of two presidents of the country there have been no changes in any spheres of life of Ukrainian citizens. Up to this date, the extremist ideas promoted by a small number of people in Ukraine (according to various estimates from 9 to 18 %), general intimidation, combat against dissent are forcing some people of the country either to leave Ukraine or not to express their own opinion. Thus, throughout the entire "post-Maidan" period, a small part of the population of Ukraine propagating extremist ideas keeps the country in fear and inaction. All these circumstances, on the one hand, have resulted in the unification of a small number of the population in certain regions of south-eastern Ukraine and armed confrontation and, on the other hand, some part of the population of the country chose to leave Ukraine for European countries to earn a living, while the rest part of the Russian-speaking population or those having relatives in Russia left for the Russian Federation and that has led to uncontrolled migration flows and, as a result, to an increase in crimes committed both by migrants and against them. Based upon the results of the study, the author formulated a set of measures for the activities of the internal affairs agencies of the Russian Federation in order to improve the crime situation in the regions of the Russian Federation bordering on Ukraine.
Keywords and phrases: crime situation, extremism, nationalism, radicalism, separatism, illegal migration, events in the south-east of Ukraine.
В период возникновения любого социального конфликта отмечается рост групповых противостояний, массовых беспорядков, причинами которых является следование участников конфликта групповым нормам поведения [1, с. 2122]. Именно таким крупным социальным конфликтом и стали события на Украине в 2014 году. Рост насильственных преступлений на Украине и нестабильности в обществе привели к возникновению культа насилия, усилению страха, ощущению незащищенности и неуверенности граждан в личной безопасности и безопасности родных и близких, проживающих на территории Украины. Такие обстоятельства, с одной стороны, ускоряют миграционные процессы, вынуждая граждан перемещаться в другие регионы страны, либо уезжать в соседние государства, с другой - создают условия объединения граждан, которым некуда ехать, в большие группы населения, обладающие протестным потенциалом и оказывающие в той или иной мере противодействие таким негативным тенденциям. Представляется, что все произошедшее на территории Украины и повлекло
огромное количество мигрантов, переселенцев в приграничные с этой страной регионы, а также массовые протестные настроения в отдельных областях Украины.
Массовые нарушения прав человека киевскими властями и подчиненными им вооруженными формированиями, совершение ими преступлений, влекущих гибель мирных жителей и разрушение гражданских объектов, спровоцировали большой поток беженцев на территорию сопредельных государств, в том числе в Россию [2, с. 31].
Складывающаяся в настоящее время ситуация вокруг юго-востока Украины демонстрирует публичную пропаганду экстремизма на Украине и ее распространение и оправдание средствами массовой информации (далее - СМИ), а также путем проведения публичных шествий, пикетирований, собраний, митингов, публичного использования фашистской символики и атрибутики, прославляющих идеи национализма, национального превосходства и национальной исключительности небольшой части населения Украины. При этом все противоречащие
этой экстремистской идеологии печатные, изобразительные, видео-, кино- и аудиоматериалы, напоминающие о совместной прошлой истории государств Украины и России, праздники, символы, памятники всячески запрещаются, переименовываются и сносятся.
События, происходящие на территории Украины, влияют и на динамику преступности в России. Это связано с несколькими факторами, отражающимися на ее показателях в России. Прежде всего это миграция населения с территории Украины в Россию. При этом не все граждане Украины перемещаются в Россию, убегая от войны и радикального национализма, среди них есть и лица, склонные к совершению преступлений. Кроме того, не следует забывать и о существовавшем задолго до 2014 года налаженном и успешно функционировавшем канале контрабандных поставок товаров с территории Украины в Россию, а также возникший после начала событий фактор, связанный с возможностью перемещения наркотических средств и веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на территорию России.
Несомненно, противоправные действия лиц, представляющих националистические организации и радикальные течения Украины, пропагандирующие насилие и русофобию, подпадают под определение, содержащееся в Федеральном законе Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» [1] и такие деяния охватываются нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.
Говоря о национализме на территории Украины, автор подразумевает, что эти понятия подпадают под признаки экстремизма, установленные законодательством Российской Федерации
Если говорить о соотношении понятий национализма и экстремизма, безотносительно каких-то стран и событий, то эти понятия не всегда толкуются так
однозначно [2, с. 231-277]. Национализм не всегда и не обязательно приводит к острым проявлениям экстремизма и терроризму. Социальный протест, под-питывающийся заложенным в национализме зарядом конфронтационности, может выражаться и в иных формах: коллективные заявления, выдвижение ультиматумов, проведение митингов, манифестаций, пикетирований, обращения в международные организации и т. д. Путь, по которому накапливается чувство национальной обиды (превосходства, ненависти), зависит от многих факторов: степени остроты конфликта, сплоченности нации, авторитета лидеров национальных движений, значимости стимула для достижения декларируемой националистами цели, национально-психологических особенностей народа и др. При этом длительность национальной обиды может длиться достаточно долго и в различных формах. Если вспомнить о попытках восстановления отдельных автономий народностями в СССР, то относительно непредставительные по численности крымские татары предпочитали решать вопрос о возвращении в Крым путем проведения дерзких, явно конфронтационных публичных акций, рассчитанных на максимальный общественный резонанс. В то же время автономисты из числа советских немцев, представляя двухмиллионный народ, будучи по своему национальному характеру людьми законопослушными и дисциплинированными, напротив, чаще всего пытались добиваться восстановления уничтоженной в 1941 году Республики немцев Поволжья легитимными, мирными способами, а когда убедились в их неэффективности, стали просто эмигрировать в ФРГ [3, с. 179-181].
Вместе с тем лозунги современных украинских националистов подпадают под признаки экстремизма и выполняют следующие основные функции: 1) обосновывают «классовый мир» и интеграцию общества, противостоящего
«зримому врагу - России»; 2) обеспечивают психологическое самоутверждение той части населения страны, которую современная правящая партия превратила в главную, массовую опору режима; 3) оправдывают процесс фактического истребления определенной группы населения страны на юго-востоке Украины. Главный лозунг современной Украины - национальное возрождение. При этом, как показывают исследования, абсолютное большинство людей, на которых направлена такая агитация, не понимает, что он означает на самом деле. Фактически половина граждан Украины (49,6 %) не поддерживает никакой идеологии развития общества, а четверть (25,6 %) - напрямую высказалась: «Лишь бы не конфликтовать» [4, с. 48-52].
Экстремизм на Украине возник не в период событий «на майдане», а задолго до всех этих событий. Не углубляясь в исторический аспект, рассмотрим только период современной независимой Украины, когда в 1994 году националистами был выдвинут лозунг: «Поддерживать региональный сепаратизм в России для ее развала!», а 22 марта 2014 года прошел съезд движения «Правый сектор» («Правый сектор» и «Тризуб» имени С. Банде-ры» признаны в Российской Федерации экстремистскими организациями и запрещены Верховным судом Российской Федерации), инициатива создания которого принадлежит организации «Тризуб» имени С. Бандеры». Украинские националисты создали «Правый сектор» именно для того, чтобы все приверженцы этой идеологии смогли собраться в единую группу. Важно отметить, что именно они активно используют и насаждают ненависть к русскоязычному населению («ко-лорадам», «ватникам») и всему русскому миру, основная идея которых: «Россия -наш враг».
Экстремистские организации, действующие на территории Украины, используют приемы так называемой стратегии «джиу-джитсу»: радикалы
провоцируют легитимную власть на репрессивные действия в отношении определенных групп населения, затем, получив от власти ответ, оправдывают полученным властным отказом собственное применение насилия в отношении государственных служащих, вызывая резонанс и привлекая как можно больше сторонников в свои ряды [4, с. 48-52].
В этой связи дополнительными угрозами как для Украины, так и для России, в основном являются действия радикальных организаций и групп, противостоящих друг другу на почве политических взглядов на внутреннее устройство Украины и ее внешние взаимосвязи с Россией и другими странами постсоветского пространства, а также действия физических лиц, имеющих радикальные взгляды на взаимоотношения людей разных национальностей.
Нельзя сбрасывать со счетов и распространение экстремистских (националистических) взглядов в местах компактного проживания граждан Украины в Российской Федерации. Кроме того, происходит чрезмерная активность таких взглядов в социальных сетях, СМИ, в том числе «оппозиционных» и иностранных, что наносит ущерб репутации Российской Федерации, пропагандируя ее в качестве агрессора и источника всех бед и любых происшествий на территории Украины. При этом спектр распространяемой печатными и электронными средствами массовой информации с благозвучными названиями не позволяет простому гражданину, не погруженному во все премудрости политтехнологий и манипуляции общественным мнением, понять в каких средствах массовой информации правда, а где ложь. Это также является дополнительным фактором роста протестных или экстремистских настроений среди мигрантов с территории Украины, находящихся на территории Российской Федерации. Такая ситуация вполне способна привести к возрастанию как радикальных настроений, среди
ранее центристских граждан, проживающих в Российской Федерации, так и росту преступлений, совершенных по мотивам политической, национальной и религиозной розни.
Одним из примеров противодействия такого рода «скрытой» пропаганде и дезинформации является созданный российским средством массовой информации Федеральное агентство новостей (далее - ФАН), проект в котором для граждан осуществлена градация всего информационного поля публикаций, с указанием «Классификатора СМИ», с делением всех СМИ на категории: «иностранные», «антироссийские», «украинские», «государственные», «патриотические», «общественно-политические», «куплено Ходорковским» и другие, что, по мнению автора, является элементом противодействия идеологии экстремизма и существенным подспорьем для граждан в понимании, какое СМИ, кем финансируется и представляется.
Вместе с тем миграционные процессы после начала вооруженного противостояния на юго-востоке Украине развивались достаточно стремительно. По оценкам различных экспертов, в Россию прибыло до 2,5 млн беженцев. Несмотря на усилия государственных органов России, равномерное распределение беженцев по регионам России не всегда поддается контролю. Так, например, граница Украины с Россией в Ростовской и Воронежской областях проходит по населенным пунктам, разделяя улицу на «украинскую» и «русскую». «Прозрачность» таких границ вызывает сомнение в возможности защиты от незаконного перемещения иностранных граждан, оружия и наркотиков на территорию России.
Так, после начала братоубийственной войны на Украине, по оценкам сотрудников правоохранительных органов, в Ростовской, Воронежской, Белгородской и частично Брянской и Курских областях увеличилось количество лиц цыганской национальности, прибывших с
территории Украины. У этой социальной группы населения чрезвычайно высока склонность к совершению преступлений в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, мошенничества и организованного попрошайничества. И как следствие, появление цыган на территориях данных областей привело к росту показателей преступности по этим направлениям.
Большую часть зарегистрированных преступлений на территории указанных областей Российской Федерации (более 52 %) составляют различные виды хищения чужого имущества: мошенничество, квартирные кражи, грабежи, а также незаконный оборот наркотических и психотропных веществ и др.
Вместе с тем оказывает свое влияние на криминогенную обстановку и концентрация на приграничных территориях России большого количества пра-во-охранительных органов и специальных служб. Фактором, влияющим на уровень преступности в России, является и то обстоятельство, что в двух приграничных с Россией районах Украины самый высокий процент судимых лиц среди других областей Украины. Так, более 50 % населения Луганской и Донецкой областей ранее привлекалось к уголовной ответственности за различные преступления. При этом до 2014 года на территории Донецкой и Луганской областей действовало большое количество устойчивых организованных преступных групп, о чем имеются свидетельства, как правоохранительных органов Украины, так и местных СМИ [4, с. 93-95].
Не стоит сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что на территории этих двух непризнанных республик (ДНР и ЛНР) имеется огромное количество огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, оборот которого никем не контролируется. Это и брошенные вооруженными силами Украины военные склады вооружения на территории юго-востока Украины, воин-
ские части, ранее дислоцировавшиеся на этих территориях, а также захваченное оружие в ходе боевых действий и так называемых «котлов». Если к этому добавить фактор нахождения всего «арсенала» в непосредственной близости от границ России, это оказывает существенное влияние на рост преступлений, связанных с незаконным распространением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств на территории Российской Федерации.
Несмотря на тот факт, что интенсивность боевых действий на сопредельных с Россией территориях значительно уменьшилась, в лентах новостей и сводках о происшествиях сообщается об обнаружении схронов с оружием и взрывчаткой как на территории Украины, так и Донецкой и Луганских областей, в том числе и на приграничных территориях Российской Федерации (22 декабря 2019 года на территории Ростовской области в 150 метрах от границы России и Украины правоохранительными органами Ростовской области обнаружен схрон, в котором находилось 1,5 килограмма гексогена, тротил, гранатомет, десять гранат «Ф-1», детонаторы и комплектующие) [5].
Проблема незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов стоит остро, так как источником поступления этого оружия на территорию Российской Федерации, по мнению автора статьи, является Украина, самопровозглашённые ДНР и ЛНР, и эта проблема требует отдельного научного исследования.
Продолжая тему факторов, влияющих на преступность в приграничных территориях Российской Федерации с Украиной и самопровозглашенными республиками ДНР и ЛНР, следует учитывать и лиц, участвовавших в боевых действиях на Украине по обе стороны противостояния, которые перемещают-
ся на территорию России по различным обстоятельствам, а также представляют определенную криминогенную опасность. Понятие «поствьетнамского», «постафганского» синдрома, как и «болезнь ветеранов», вошли в историю криминологии. Поэтому данная категория лиц не всегда социализируется в обществе и может впоследствии совершать преступления насильственного характера в силу крайне агрессивного поведения, закрепленного участием в боевых действиях и склонностью к разрешению конфликтов через насилие.
Из результатов проведенного исследования следует, что обозначенные проблемы развития криминогенной ситуации в приграничных областях Российской Федерации, связанные с событиями на юго-востоке Украины, могут и должны находиться в поле зрения и пресекаться (предотвращаться) правоохранительными органами и специальными службами на территориях субъектов России, граничащих с Украиной.
Теория и практика деятельности органов внутренних дел Российской Федерации выработала механизмы пресечения преступлений экстремистской направленности в приграничных с Украиной регионах Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областях и Республикой Крым, а именно:
- учет и контроль всех беженцев и переселенцев, прибывших с территории Украины;
- проведение регулярных встреч с населением, своевременная и тщательная проверка поступающих заявлений, сообщений в отношении лиц, прибывших с территории Украины, о возможных фактах противоправных деяний;
- установление доверительных отношений с максимально возможным количеством жителей с целью получения информации, представляющей оперативный интерес в отношении незаконных
мигрантов с территории Украины;
- проведение с населением разъяснительных бесед, особенно на темы появления квартирантов, обмена жилья, сдачи его под офисы или склады лицам, прибывшим с территории Украины;
- работа со СМИ: путем проведения «горячих линий», дачи интервью по волнующим, в том числе и мигрантов, вопросам недопущения противоправных деяний;
- посещение работающих граждан, прибывших с территории Украины, на территории организаций, предприятий, складских и производственных помещений. В необходимых случаях привлечение к осмотру иных органов: МЧС, Роспотребнадзор России, а также представителей органов местного самоуправления субъекта России и др.;
- осуществление проверки индивидуальных жилых домовладений и хозяйств, особое внимание уделяя пустующим и заброшенным зданиям и сооружениям;
- выявление мест сбора лиц из числа прибывших с Украины (бары, кафе, служебные и жилые помещения и пр.) и принятие мер для фиксации лиц, нелегально находящихся на территории России;
- отслеживание лиц, нарушающих паспортно-визовой режим и осуществляющих трудовую деятельность без соответствующих письменных разрешений;
- направление ходатайств и представлений об отзыве лицензий и разрешений,
закрытие предприятий, незаконно привлекающих нелегальных мигрантов с территории Украины;
- осуществление усиленного таможенного и пограничного контроля за ввозом различных веществ и материалов, пресечение каналов доставки наркотических веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств и пр.;
- пресечение создания на территории приграничных субъектов Российской Федерации устойчивых организованных преступных групп, построенных по этническому, земляческому принципам.
Действия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению экстремистской деятельности организуются на основе взаимодействия задействованных подразделений как между собой, так и с общественностью, поскольку только силами правоохранительных органов успешно бороться с проявлениями экстремизма невозможно.
В заключение необходимо отметить, что при умелом сочетании различных способов и тактических приёмов, тщательном ведении учётов незаконных мигрантов с территории Украины, хорошо налаженном взаимодействии с населением, а также с другими правоохранительными органами меры противодействия экстремизму в приграничных областях Российской Федерации принесут свои положительные результаты.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 148-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Мнацаканян М. О. Нации и национализм. // Социология и психология национальной жизни. М. : 2004. Юнити-Дана. С. 367.
3. Петрищев В. Е. Ксенофобия, национализм и экстремизм в современном обществе // Вопросы комплексной безопасности и противодействия терроризму С. 179-183. URL: htpp://docviewer. yandex.ru (дата обращения: 21.09.2020).
4. Сысоев А. М. Криминологический анализ стратегии организованных групп националистической направленности (на примере развития ситуации на Украине) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 3 (34).
5. Комсомольская Правда. Ростов-на-Дону. 2019. 22 ноября.
© Билык В. И.
УДК 343.985.7:338.436.33:001.102(470)
С. В. ПАХОМОВ, заместитель начальника (по научной работе) Ростовского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Ростов-на-Дону)
S. V. PAKHOMOV, Deputy Head (for scientific work) of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, Associate professor (Rostov-on-Don)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
INFORMATION SUPPORT FOR THE SOLUTION AND INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED AT THE OBJECTS OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
Аннотация. Исследованы вопросы информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений в сфере агропромышленного комплекса. Показана связь информационных процессов с принятием управленческих решений, приведена типология сведений, формирующих информационный массив. Изучены отдельные пробелы информационного обеспечения криминалистической деятельности, предложены некоторые алгоритмы получения криминалистически значимых сведений, а также система информационного обеспечения указанного вида деятельности.
Ключевые слова и словосочетания: информационное обеспечение, раскрытие и расследование преступлений, криминалистические учеты, преступления в сфере агропромышленного комплекса.
Annotation. The questions of the information supportfor the solution and investigation of crimes in the sphere of agro-industrial complex are examined. The connection of the information processes with the making of administrative decisions is shown, and the typology ofdata forming the information array is given. Some gaps in the information support of criminalistic activity are studied and some algorithms for obtaining of criminalistic significant information and the system of the information support for this type of activity are proposed.
Keywords and phrases: the information support, solution and investigation of crimes, criminal records, crimes in the agro-industrial complex.