В.А. Лелеков, И.В. Азарова
доктор юридических наук, профессор
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ КАК КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР
ILLEGAL MIGRATION AS A CRIMINOGENIC FACTOR
В статье рассматриваются проблемы незаконной миграции и ее влияние на преступность в современной России. Анализируется характер этой преступности (незаконный оборот наркотиков, экстремистские преступления, террористической направленности и др.). Предлагаются меры по борьбе с незаконной миграцией и порождаемой ею преступностью.
The article deals with the problems of illegal migration and its influence on crime in modern Russia. Analyzes the nature of this crime (drug trafficking, crimes of an extremist, terrorist orientation, etc.). Measures to combat illegal immigration and the resulting crime.
Миграция — неотъемлемая составляющая современного российского общества. Огромные потоки людей перемещаются из одного региона в другой, из одного государства в другое.По официальной информации ООН, по состоянию на 1 января 2016 г. в миграционный оборот было втянуто 219 стран с показателями миграционной активности населения около 250 млн. человек. Для сравнения, в 2013 г. число международных мигрантов составило 232 млн. человек (3,2% мирового населения), в 2000 г. их насчитывалось 175 млн. (2,7%), в 1990 г. — 154 млн, или 2,5% соответственно. Согласно прогнозу экспертов ООН, к началу 2030 г. показатель миграционной активности населения составит более 300 млн. человек. Значительную часть этих потоков составляет незаконная миграция. Согласно экспертным оценкам, в современной России около 9% населения являются мигрантами, половина из них находится в стране нелегально [1].
Распределение миграционных потоков на территории России в период с 2014 по 2015 год [2] наглядно представлено нами в таблице.
Как видно, наибольший удельный вес в структуре международных миграционных потоков приходится именно на страны — участницы СНГ (89,6%). На другие страны ближнего и дальнего зарубежья приходится только 10,4%. Официальный миграционный прирост по итогам 2014—2015 гг. за счет стран —участниц СНГ составил 507 564 человек.
Среди основных причин такого положения вещей А. О. Чех справедливо выделяет тот факт, что «глобализационные процессы последних лет, связанные с активным вовлечением в мировой хозяйственный и, как следствие, миграционный оборот, увеличение народонаселения стран Центрально-Азиатского региона, с одной стороны, в совокупности с высоким уровнем бедности большинства стран — участниц СНГ, с другой, способствовали увеличению экономической привлекательности Российской Федерации и общей численности мигрантов в различных регионах» [3. — С. 145].
Необходимо учитывать, что наше государство нуждается в привлечении рабочей силы извне (как низко, так и высококвалифицированной). Кроме того, за счет миграционных потоков
улучшается социально-демографическая, культурная и экономическая ситуация во многих регионах Российской Федерации. Поэтому аспекты
современной миграции всегда будут актуальными с практической точки зрения.
Распределение миграционных потоков на территории России в период с 2014 по 2015 год
Распределение миграционных потоков 2014 г. 2015 г.
число прибывших число выбывших миграцио нный прирост число прибывших число выбывших миграцио нный прирост
Миграция — всего 4 663 427 4 363 437 299 990 4 734 523 4 489 139 245 384
из нее: в пределах России 4 072 603 4 052 941 19 662 4 135 906 4 135 906 -
в том числе: внутрирегиональная 2 075 442 2 075 442 - 2 053 058 2 053 058 -
межрегиональная 1 997 161 1 977 499 19 662 2 082 848 2 082 848 -
международная 590 824 310 496 280 328 598 617 353 233 245 384
в том числе: со странами СНГ 529 448 259 213 270 235 536 157 298 828 237 329
с другими зарубежными странами 61 376 51 283 10 093 62 460 54 405 8 055
Из-за сложности рассматриваемого явления в научной литературе до сих пор не существует единого подхода к определению незаконной миграции. Большинство авторов, рассматривая ее понятие и сущность, характеризуют ее как въезд в страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства данной страны, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории этой страны [4, 5]. Данное определение достаточно полно раскрывает основные моменты незаконной миграции. Причем незаконную миграцию не следует отождествлять с криминальной миграцией, которая отличается от незаконной первичными преступными целями.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента России от 13 июня 2012 г. № 1668, дается классификация видов миграции:
1) академическая мобильность — международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований, а также в других профессиональных целях;
2) временная миграция — международная или внутренняя миграция, которая совершается на определенный период времени без перемены постоянного места жительства. Временная миграция осуществляется с целью работы (временная трудовая миграция), учебы (образовательная миграция) и т.п.;
3) долгосрочная миграция — международная или внутренняя миграция, которая совершается на длительный период (не менее одного года);
4) краткосрочная миграция — международная или внутренняя миграция, которая совершается на непродолжительный срок (менее одного года). Перемещения с рекреационными целями, на лечение или в краткосрочные командировки к миграции не относятся;
5) миграция на постоянное место жительства — международная или внутренняя миграция, которая предполагает смену постоянного места жительства;
6) незаконная миграция — перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности;
7) образовательная (учебная) миграция — миграция с целью получения или продолжения образования;
8) сезонная трудовая миграция — вид трудовой миграции иностранных граждан, работа которых по своему характеру зависит от сезонных условий и осуществляется только в течение части года;
9) трудовая миграция — временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг).
По мнению отечественных и зарубежных криминологов, различные миграционные процессы способны существенным образом влиять на структуру, динамику, а также иные показатели преступности в принимающих государствах.
Так, например, М. М. Бабаев среди наиболее важных факторов, влияющих на преступность в нашей стране, выделяет временную миграцию населения [6. — С. 78].
Л. Р. Рашитов отмечает, что миграция является существенным фактором роста количества межнациональных и этнических конфликтов [7. — С. 125].
И. В. Никитенко прямо указывает на тот факт, что любая разновидность миграции населения потенциально криминогенна [8. — С. 10].
На наш взгляд, каждый вид миграции представляет научно-практический интерес, однако с позиции рассмотрения ее как криминогенного фактора (т.е. явления, способствующего сохранению или росту преступности [9. — С. 224]) именно незаконная миграция должна рассматриваться в первую очередь.
Безусловно, существующие проблемы оформления документов при въезде на территорию Российской Федерации и повышение размера государственной пошлины за занятие трудовой деятельностью заставляют мигрантов нарушать российское законодательство и въезжать на территорию Российской Федерации незаконно, что порождает коррупцию в органах государственной и муниципальной власти. Ненадлежащие жилищно-бытовые условия, низкая заработная плата и утрата социальных связей с семьей в большинстве случаев приводит незаконных мигрантов к совершению имущественных преступлений. Но это только один из аспектов изучения незаконной миграции как криминогенного фактора.
По мнению большинства исследователей проблем криминальной глобализации стран — участниц СНГ, наиболее тревожная и противоречивая ситуация сложилась в борьбе с проявлениями трансграничной и транснациональной организованной преступности, которая напрямую связана с деятельностью определенной части мигрантов на территории современной России (масштаб незаконного оборота наркотических средств и оружия, торговли людьми существенно увеличился не только в связи с вступлением в
действие зоны свободной торговли между Российской Федерацией, Республиками Беларусь, Кыргызстан, Армения, Казахстан, но и активизацией деятельности террористических и экстремистских организаций на территории России и стран — участниц СНГ, которые рассматривают такую деятельность как экономическую основу своего существования и развития). Возросли угрозы национальной безопасности России в связи с негативными процессами и военно-политическими событиями на Востоке Украины, в Сирии, Ливии, Ираке, Афганистане, участниками которых нередко являются граждане стран — участниц СНГ, впоследствии, под видом законных или нелегальных (большинство) мигрантов попадающие на территорию России.
Согласно общероссийскому социологическому опросу, проведенному сотрудниками Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее — ВЦИОМ) в ноябре—декабре 2015 г., 65,5% лиц в возрасте 20—50 лет (всего опрошено 35782 человека из 73 субъектов России) продолжают считать преступность, наравне с проблемами незаконной миграции, социально -экономической нестабильностью и осложнившейся внешнеполитической ситуацией, в том числе военными конфликтами в Сирии и на Востоке Украины, угрозой номер 1 для национальной безопасности страны и собственной безопасности в начале XXI века. Для сравнения, в ноябре—декабре 2012 г. подобный вариант ответа дали только 28,7% респондентов [10].
Перечисленные проблемы в конце 2015 г. стали открыто обсуждаться на самом высоком международном уровне с целью поиска оптимальных шагов их разрешения. Так, в частности, Управление ООН по наркотикам и преступности представило экспертный доклад за период 2014—2015 гг., в котором говорится, что с 2014 г. в мире наблюдается активизация преступной деятельности запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» и резкое увеличение количества членов — в 4 раза, при этом одновременно фиксируется ежегодный прирост масштабов наркотрафика на Ближнем Востоке более чем на 20%, что подтверждается ростом изъятий героина в регионе в 3 раза [11].
По этому поводу бывший директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации (далее — ФСКН России) еще 22 декабря 2015 г., во время заседания Государственного антинаркотического комитета России, прямо заявил, что « ...именно из-за активной преступной деятельности "Исламского государства" увеличился масштаб наркотрафика через территорию нашей страны,
поскольку транзит героина из Афганистана является важной финансовой базой для этой группировки ... при этом кумулятивное накопление негативных последствий афганского наркопроизводства стало системообразующим фактором дестабилизации криминальной обстановки во всем мире, генератором очагов экстремизма, организованной преступности и терроризма в странах СНГ» [12].
Необходимо учитывать, что в настоящее время речь идет об угрозах не только регионального, но и глобального (цивилизационного) характера, поскольку мы наблюдаем как обострение криминогенной обстановки на территории Российской Федерации, стран Восточной Европы и бывшего СССР (прежде всего, территории стран СНГ), Северной и Центральной Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, так и рост криминальных проявлений (в том числе крайне правых националистических настроений, религиозного и политического экстремизма) в относительно благополучных и наиболее экономически развитых странах Европейского Союза, США, Канаде [13. — С. 101].
Яркий пример тому — террористические акты во Франции и Бельгии в 2015 и 2016 гг., массовые беспорядки, хулиганские действия и сексуальные насильственные посягательства в отношении женщин и несовершеннолетних в разных городах Финляндии, Дании, Швеции, Германии в конце 2015 — начале 2016 г. (в частности, в городах Кельн и Гамбург правоохранительными органами только в новогоднюю ночь с 31 декабря 2015 г. на 1 января 2016 г. было официально зарегистрировано около 1,5 тыс. сообщений и заявлений по фактам нападения на женщин на сексуальной почве и с целью завладения имуществом). Многие независимые эксперты убеждены в том, что это были спланированные провокационные акции со стороны иностранных граждан — незаконных мигрантов, недавно прибывших в страны Европейского Союза [14].
Подобная ситуация может иметь место как на территории Российской Федерации, так и любого другого государства (пример тому события на Украине 2013—2016 гг., в Таджикистане, Армении, Молдавии, Казахстане, Киргизии, связанные с попытками организации массовых беспорядков, насильственной смены власти, атаками террористических и экстремистских группировок, расширением рынка незаконного оборота оружия и торговли наркотиками).
События последнего времени свидетельствуют о смене форм и методов преступной деятельности, переходе от совершения преступлений мелкими преступными группами до массовых противоправных деяний на захваченных террито-
риях государств или крупных регионов (например, в Афганистане, Косово, странах Ближнего Востока это совершение террористических актов, организация массовых беспорядков, совершение хищений, убийств мирных жителей и представителей законной власти, трансплантация и продажа органов и тканей человека, торговля людьми, оружием, наркотиками). В связи с этим для правоохранительной системы и общественных институтов Российской Федерации и других стран
— участниц СНГ главной задачей становится недопущение повторения негативного европейского и ближневосточного опыта на территории своих государств.
Таким образом, мы наблюдаем не только положительный эффект активного периода глобализации — создание новых и оптимизацию существующих международно-правовых механизмов борьбы с преступностью [15. — С. 205], но и эффект «обратный» — «криминальную глобализацию» в широком смысле, не последнюю роль в которой играют миграционные процессы. По мнению специалистов, именно огромные неконтролируемые миграционные потоки (главным образом, незаконная и трудовая миграция) в период 2013—2015 гг., преимущественно в экономически развитые страны Европейского Союза, выступают мощным криминогенным фактором, что уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе может привести к реальному росту преступности во многих странах Европы, Африки, Ближнего Востока, в том числе в странах СНГ — наших ближайших соседях и стратегических партнерах. Специалисты доказали прямую взаимосвязь мировых экономических и политических процессов с увеличением количества международных преступлений [16. — С. 17], акцентировав внимание на их росте уже в ближайшее время [17.
— С. 25].
Причем отдельные авторы еще до событий периода 2014—2015 гг. напрямую связывали потенциальную возможность обострения криминальной обстановки в современной России и странах — участницах СНГ с внешними и внутренними миграционными процессами. На наш взгляд, миграция в современных условиях является ключевым криминогенным фактором транснациональной и трансграничной преступности на всем пространстве СНГ, включая Россию.
Обратимся к официальным данным ГИАЦ МВД России, согласно которым в 2015 г., по сравнению с 2014 г., увеличилось число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (46,4 тыс.; +4,4%). Причем абсолютное большинство из них (86,9%) приходится на долю граждан государств
— участников СНГ (40,3 тыс.; +4,9%). Каждое
пятое (20,9%) совершено в г. Москве (9,7 тыс.) и каждое седьмое (13,9%) — в Московской области (6,4 тыс.) [18]. За период с 2010 по 2015 год наблюдается общее сокращение таких преступлений на 9,7%, в том числе за счет наблюдаемого снижения трудовой миграции из стран — участниц СНГ после внесенных в законодательство изменений (ужесточение порядка въезда на территорию Российской Федерации трудовых мигрантов, профессиональных требований к лицам и порядку получения разрешения на трудовую деятельность).
Как показал проведенный нами криминологический анализ структуры этой преступности, нельзя недооценивать, на первый взгляд, незначительный прирост количества таких преступлений (+4,4% в 2015 г.). Это связано с тем, что иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России в последнее время (2014—2015 гг.) совершаются не только распространенные общеуголовные преступления (прежде всего, незаконное пересечение Государственной границы России — ст. 322 УК РФ; корыстной и корыстно-насильственной направленности; удельный вес преступлений, предусмотренных ст. ст. 158—162 УК РФ, составил 58,5%), но и преступления, представляющие повышенную общественную опасность (преступления террористической направленности, незаконный оборот оружия и наркотиков, торговля людьми; удельный вес преступлений, предусмотренных ст. ст. 127.1, 205—205.5, 208—210, 222, 226, 228.1, 228.2, 280, 282 УК РФ, составил 18,2%).
Наблюдаемое сокращение преступности иностранцев в период с 2010 по 2015 год на 9,7% оказалось наиболее характерным для экономически-развитых центров притяжения трудовых мигрантов из стран — участниц СНГ и бывшего СССР (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область), главным образом, из-за ужесточения миграционной политики и активизации контроля со стороны государства. Одновременно с этим произошел значительный рост преступности иностранцев в приграничных регионах, через которые проходят миграционные потоки на территорию России и обратно, на западном направлении в Воронежской, Курской, Белгородской, Ростовской, Саратовской областях, на восточном — в Омской, Новосибирской, Иркутской областях и Приморском крае. При этом большинство обычных граждан России продолжают ассоциировать миграцию исключительно с трудовой деятельностью низкоквалифицированных рабочих (по данным ВЦИОМ на 1 октября 2015 г., так считают 83,5% респондентов) [10].
В подтверждение тезиса приведем данные исследования преступности иностранцев, проведенного Научно-исследовательским институтом Академии Генеральной прокуратуры России в 2012—2015 гг., которое показало, что из всех совершенных негражданами России преступлений 82% приходится на лиц, прибывших с постсоветского пространства с целью трудоустройства, находившихся на момент совершения преступления на территории России незаконно. Можно сделать ключевой вывод о том, что угрозы, создаваемые общественной безопасности и правопорядку в нашей стране преступностью иностранцев в период 2010— начало 2016 г., в основном исходят от преступности трудовых мигрантов, находившихся в Российской Федерации незаконно, которые могут в любой момент перейти от общеуголовных преступлений (в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ) к преступлениям террористической направленности, диверсиям, массовым беспорядкам и т.п.
С этим утверждением согласились 89,2% опрошенных нами сотрудников правоохранительных органов, занимающихся выявлением, раскрытием и расследованием преступлений в приграничных регионах страны, и 66,8% — в центральных экономически развитых регионах (всего было опрошено 407 человек); 67,5% респондентов из числа граждан, проживающих в приграничных регионах, и 92,1% — в центральных экономически развитых регионах (всего было опрошено 2437 человек). Представляется, что первая группа респондентов дает объективную (профессиональную) оценку криминальной ситуации с мигрантами, а вторая (контрольная) отражает общественное мнение всего населения России, которое дает почву для размышления о наличии естественной латентности преступности иностранцев в центральных регионах Российской Федерации. Причем опрошенные сотрудники правоохранительных органов отметили высокую латентность преступности незаконных мигрантов (по отдельным видам — до 90%).
На наш взгляд, особое внимание необходимо уделить анализу миграционных потоков не только из стран Центрально-Азиатского региона, входящих в состав СНГ (анализ судебно-следственной практики за период с 2010 по 2016 год показывает, что выходцы из таких государств традиционно совершают наибольшее количество преступлений террористической направленности, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и торговлей оружием, людьми), но и соседней Украины (по оценкам специалистов, на данный момент в Российской Федерации находится от 3 до 7 млн.
граждан Украины, для них существует упрощенная процедура въезда, выезда и нахождения в нашей стране).
Так, если рассматривать наблюдаемые процессы миграции части населения Украины в Россию, то необходимо отметить двоякость данного фактора (его антикриминогенный и криминогенных характер):
во-первых, сразу после начала военно-политического кризиса на Украине и далее, в период 2014—2016 гг., преобладающая часть прибывших с территории Восточной Украины миграантов представляет собой лиц с высоким уровнем правосознания и правовой культуры, многие из которых являются высококвалифицированными специалистами (долгое время работали в сфере образования, медицины, культуры, спорта, машиностроения, металлообработки, ракетостроения, химической и пищевой промышленности, в органах государственной власти и местного самоуправления, служили в правоохранительных органах), переезжают в Россию не для временных трудовых заработков (трудовая миграция), а на постоянное место жительство (постоянная миграция), как правило, полными семьями, оказывая положительное влияние на демографическую ситуацию и развитие регионов нашей страны. Создается нормальная и естественная конкурентная среда в сфере труда и занятости с гражданами Российской Федерации (коренными жителями), заполняются вакансии в тех отраслях экономики и народного хозяйства России, по которым мы не могли полноценно и быстро подготовить кадры после распада СССР;
во-вторых, наблюдаемая ситуация массовой миграции с территории Украины создает не просто потенциальную, а уже реальную опасность совершения не только общеуголовных преступлений корыстной и корыстно-насильственной направленности (очевидно, что большинство прибывших граждан Украины нуждаются в социально-экономической поддержке; многие, потеряв работу, дом, нажитое имущество и утратив связи с близкими родственниками на Украине, до сих пор остаются в трудном финансовом положении), но и, главное, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства представителями запрещенных в Российской Федерации террористических и экстремистских организаций «Азов», «Правый сектор», «Белый молот», которые созданы при поддержке и с активным участием в них членов различных международных террористических организаций, действуют на вполне законных основаниях на территории современной Украины. Сфера их криминальных интересов представляет собой не только Крымский полуостров, но и ре-
гионы южной и центральной части России.
К сожалению, 20 октября 2016 г. официальные представители МИД Украины заявили о подготовке выхода государства из состава СНГ, что, несомненно, негативно отразится на результативности борьбы как с общеуголовной, так и с трансграничной и транснациональной организованной преступностью на всем постсоветском пространстве и в Восточной Европе.
Как представляется, проблемы незаконной (неконтролируемой) миграции — это только видимая часть айсберга криминальной глобализации, негативные последствия которой в большей степени, чем других негативных факторов преступности, очевидны для большинства стран мирового сообщества уже сейчас. По этому поводу Н. В. Стапран прямо указывает, что в настоящее время мы наблюдаем определенный «сбой» системы коллективной безопасности (глобальной версии инициативы ряда государств по международному сотрудничеству в борьбе с угрозами, в том числе преступностью), вызванный геополитическими и экономическими интересами отдельных стран. Это необходимо сопоставить с тем, что для современной России, как и для большинства стран СНГ, в начале нового столетия продолжает существовать «евроазиатская дилемма», которая заключается в несоответствии реального географического потенциала страны существующим экономическим и политическим институтам и механизмам, созданным и ориентированным в первую очередь в западном направлении [19. — С. 22].
Большинство исследователей убеждены в том, что от того, насколько своевременно и эффективно будут разрешены проблемы борьбы с незаконной миграцией, транснациональной и трансграничной преступностью в целом, напрямую зависит безопасность «коренного жителя» России и стран — участниц СНГ и изменение криминогенной обстановки в среднесрочной и долгосрочной перспективе на всем Европейском континенте.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
1. Современные криминальные угрозы для Российской Федерации исходят не только от соседей, но и находятся далеко за пределами России и стран — участниц СНГ (наличие террористических и экстремистских организаций в Сирии, Ираке, Ливии, которые через миграционные потоки способны дестабилизировать ситуацию в нашей стране, организовали и продолжают контролировать наркотрафик в Европу из Афганистана). Поэтому неукоснительное выполнение общих задач борьбы с незаконной миграцией в России и других странах — участницах СНГ —
это вопрос не только качества обеспечения коллективной безопасности, но и «ключевой вопрос выживания» всех без исключения стран региона в непростых современных социально-экономических и геополитических условиях.
При разработке федеральных и региональных программ борьбы с преступностью в России нельзя забывать о трудовых мигрантах и лицах, прибывших на территорию России на долгосрочной основе и на постоянное место жительства, которые находятся в стране на вполне официальных основаниях, но потенциально могут быть частью криминальной среды (представителями транснациональной и трансграничной преступности).
2. Целесообразно направить вектор совместных усилий государств — участников СНГ на развитие взаимодействия с другими странами в рамках ОДКБ и ШОС не только в области военного сотрудничества, но и в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка, в том числе в борьбе с незаконной миграцией. Активизация такого взаимодействия в борьбе с преступностью и незаконной миграцией возможна только с помощью пересмотра существующей модели международного взаимодействия правоохранительных органов (исключения проявлений формализма) посредством разработки и внедрения систем коллективной безопасности, предупреждения всех форм и проявлений деятельности транснациональных и трансграничных преступных сообществ на самых ранних стадиях, т.к. последние могут быть организаторами массовой миграции с конкретными целями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пресс-релиз ООН [Электронный ресурс].
— URL.: http://www.un.org/ru/ga/68/ meet-ings/migration/pdf/internationalmigrantsworldwide_ totals2013 (дата обращения: 22.10.2016).
2. Численность и миграция населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_107/ Main.htm (дата обращения: 22.10.2016).
3. Чех А. О. Криминологические аспекты преступности мигрантов в России в условиях глобализации // Ленинградский юридический журнал. —2016. — № 1 (43). — С. 145 — 146.
4. Зинченко Н. Н. Международное миграционное право: основы теории и практики. М. : Научная книга, 2011. С. 12—15.
5. Салов П. В. Незаконная миграция в России и меры по борьбе с ней // Ученые заметки ТОГУ.
— 2015. — Т. 6. — № 4. — С. 583—586.
6. Бабаев М. М. Методы анализа влияния различных факторов социально-экономической ситу-
ации на состояние оперативной обстановки. — М., 1999.
7. Рашитов Л. Р. Криминологическая характеристика преступлений в сфере незаконной миграции и их предупреждение // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2016. — № 1 (23). — С. 125—128.
8. Никитенко И. В. Миграционная преступность в Азиатской части России : монография / под науч. ред. Ю. М. Антоняна. — М. : ВНИИ МВД России, 2014.
9. Юридический энциклопедический словарь. — М. : Проспект, 2016.
10. «Проблемный фон октября — Всероссийский центр изучения общественного мнения представляет данные опроса о том, какие проблемы в масштабах страны россияне считают наиболее актуальными (Москва, 29 октября 2015 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://wciom.ru/ index.php?id=236&uid =115444 (дата обращения: 27.10.2016).
11. В ООН заявили о сращивании наркотрафика и терроризма» [Электронный ресурс]. — URL.: Шр:/^.т>Лента новостей) 2015/12/ 17/784328.html (дата обращения: 20 января 2016).
12. Глава ФСКН связывает активизацию наркотрафика с деятельностью ИГ» [Электронный ресурс]. — URL: http://rusplt.ru/news/glava-fskn-svyazyivaet-aktivizatsiyu-narkotrafika-s-deyatelnos.html (дата обращения: 18.01.2016).
13. Клименко А. Ф. Возможные шаги России во взаимодействии с Китаем по обеспечению безопасности на пространстве ШОС // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. —2015. — № 20. — С. 101—104.
14. Нападения на женщин в Кельне // Российская газета [Электронный ресурс]. — URL: http://www. rg.ru>sujet/index.html (дата обращения: 26.10.2016)
15. Юрьев В. М., Степичева О. А. Криминальная глобализация: миф или реальность? // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. — 2007. — Вып. 6 (50). — С. 205—208.
16. Осипенко А. Л. Сетевая компьютерная преступность: теория и практика борьбы : монография. — Омск : Омская академия МВД России, 2009. — С. 15.
17. Букалерова Л. А. Экономические отношения и международная преступность: уголовно-правовой и криминологический аспекты // Человек: преступление и наказание. — 2016. — № 1 (92). — С. 65—69.
18. Правонарушения и преступления в Российской Федерации 2010-2015 гг. : аналитический сборник. М.: ГИАЦ МВД России, 2016. С. 25.
19. Стапран Н. В. Участие России в механизмах многостороннего взаимодействия в Восточной Азии // Вестник МГИМО. — 2014. — № 3. —С. 21—25.
REFERENCES
1. Press-reliz OON [Elektronnyiy resurs]. — URL.: http://www.un.org/ru/ga/68/meetings/ migra-tion/pdf/internationalmigrantsworldwide_totals2013 (data obrascheniya: 22.10.2016).
2. Chislennost i migratsiya naseleniya Ros-siyskoy Federatsii [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_107/Main.htm (data obrascheniya: 22.10.2016).
3. Cheh A. O. Kriminologicheskie aspektyi prestupnosti migrantov v Rossii v usloviyah globali-zatsii // Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. — 2016. — # 1 (43). — S. 145 — 146.
4. Zinchenko N. N. Mezhdunarodnoe mi-gratsionnoe pravo: osnovyi teorii i praktiki. M. : Nauchnaya kniga, 2011. S. 12—15.
5. Salov P. V. Nezakonnaya migratsiya v Rossii i meryi po borbe s ney // Uchenyie zametki TOGU. — 2015. — T. 6. — # 4. — S. 583—586.
6. Babaev M. M. Metodyi analiza vliyaniya razlichnyih faktorov sotsialno-ekonomicheskoy situ-atsii na sostoyanie operativnoy obstanovki. — M., 1999.
7. Rashitov L. R. Kriminologicheskaya harakter-istika prestupleniy v sfere nezakonnoy migratsii i ih preduprezhdenie // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. — 2016. — # 1 (23). — S. 125—128.
8. Nikitenko I. V. Migratsionnaya prestupnost v Aziatskoy chasti Rossii: monografiya / pod nauch. red. Yu. M. Antonyana. — M. : VNII MVD Rossii, 2014.
9. Yuridicheskiy entsiklopedicheskiy slovar. — M. : Prospekt, 2016.
10. «Problemnyiy fon oktyabrya — Vse-rossiyskiy tsentr izucheniya obschestvennogo mne-niya predstavlyaet dannyie oprosa o tom, kakie pro-
blemyi v masshtabah stranyi rossiyane schitayut naibolee aktualnyimi (Moskva, 29 oktyabrya 2015 g.) [Elektronnyiy resurs]. — URL:
http://wciom.ru/index.php?id=236&uid =115444 (data obrascheniya: 27.10.2016).
11. V OON zayavili o sraschivanii narkotrafika i terrorizma» [Elektronnyiy resurs]. — URL:http://vz.ru>Lenta novo-stey>2015/12/17/ 784328.html (data obrascheniya: 20 yanvarya 2016).12. Glava FSKN svyazyivaet aktivizatsiyu narkotrafika s deyatelnostyu IG» [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://rusplt.ru/news/glava-fskn-svyazyivaet-aktivizatsiyu-narkotrafika-s-deyatelnos.html (data obrascheniya: 18.01.2016).
13. Klimenko A. F. Vozmozhnyie shagi Rossii vo vzaimodeystvii s Kitaem po obespecheniyu be-zopasnosti na prostranstve ShOS // Kitay v mirovoy i regionalnoy politike. Istoriya i sovremennost. — 2015. — # 20. — S. 101—104.
14. Napadeniya na zhenschin v Kelne // Ros-siyskaya gazeta [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www. rg.ru>sujet/index.html (data obrascheniya: 26.10.2016)
15. Yurev V. M., Stepicheva O. A. Kriminalna-ya globalizatsiya: mif ili realnost? // Vestnik TGU. Gumanitarnyie nauki. — 2007. — Vyip. 6 (50). — S. 205—208.
16. Osipenko A. L. Setevaya kompyuternaya prestupnost: teoriya i praktika borbyi : monografiya. — Omsk : Omskaya akademiya MVD Rossii, 2009. — S. 15.
17. Bukalerova L. A. Ekonomicheskie otnosheniya i mezhdunarodnaya prestupnost: ugolovno-pravovoy i kriminologicheskiy aspektyi // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. — 2016. — # 1 (92). — S. 65—69.
18. Pravonarusheniya i prestupleniya v Ros-siyskoy Federatsii 2010-2015 gg.: analiticheskiy sbornik. M.: GIATs MVD Rossii, 2016. S. 25.
19. Stapran N. V. Uchastie Rossii v mehanizmah mnogostoronnego vzaimodeystviya v Vostochnoy Azii // Vestnik MGIMO. — 2014. — # 3. — S. 21—25.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Лелеков Виктор Андреевич. Профессор кафедры уголовного права и криминологии. Доктор юридических наук, профессор.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: victor.leleckov@yandex.ru
Россия, 394065, г. Воронеж, просп. Патриотов, 53.
Азарова Ирина Владимировна. Старший преподаватель кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин.
Воронежский институт МВД России
E-mail: aziravlad@rambler.ru
Россия, 394065, г. Воронеж, просп. Патриотов, 53.
Lelekov Victor Andreyevich. Professor of the chair of Criminal Law and Criminology. Doctor of Law, Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53.
Azarova Irina Vladimirovna. The senior lecturer of the chair of Civil Legal and Economic Subject.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53.
Ключевые слова: незаконная миграция; криминогенный фактор; криминальная глобализация; «исламское государство»; криминогенная обстановка; угроза общественной безопасности; преступность иностранцев; незаконный оборот наркотиков.
Key words: illegal migration; crime factor; the globalization of crime; «Islamic state»; crime; threats to public safety; crime foreigners; drug trafficking.
УДК 343.9