Научная статья на тему 'Некоторые факторы и структура агрессивности у детей дошкольного возраста, выявленные в условиях дневного стационара центра развития речи'

Некоторые факторы и структура агрессивности у детей дошкольного возраста, выявленные в условиях дневного стационара центра развития речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые факторы и структура агрессивности у детей дошкольного возраста, выявленные в условиях дневного стационара центра развития речи»

Психиатрия, наркология, психотерапия

ковом возрасте) и в силу эндокринных сдвигом при беременности и астении, обострялись и нарушали в некоторой степени социальное функционирования беременных. При других тревожных расстройствах (генерализованном тревожной и смешанном тревожном и депрессивном) обследуемые с раннего детства обследуемые отличались повышенной тревожностью, мнительностью, восприимчивостью, с трудом адаптировались в новой обстановке. Клиническая картина расстройства формировалась к подростковому возрасту, и в период беременности наступало обострение симптоматики. Расстройства адаптации (кратковременная депрессивная и смешанная тревожная и депрессивная реакции) формировались в период беременности и были связанны с неразрешимыми конфликтами и психическими травмами.

При соматоформной вегетативной дисфункции в период беременности отмечалось обострение симптоматики, присоединилась тревожность, боязнь вегетативных приступов. При усилении тревоги пациентки принимали феназепам.

При неврастении, с конца первого триместра беременности усиливалась астения, появлялась повышенная слезливость, раздражительность, нарушался сон, возникали тревожные опасения.

Во всех случаях пациентки посещали сеансы психотерапии, при недостаточной эффективности -назначались малые дозы антидепрессантов (СИОЗС), ноотропы, редко - транквилизаторы и малые нейролептики.

Таким образом, в результате исследования установлено, что у женщин при физиологически протекающей беременности в 26,9% случаев обнаруживаются психические расстройства (3,8% - эндогенные, 2% - алкоголизм, 1,8% - умственная отсталость и 19,3% - пограничные психические расстройства). В большинстве случаев они формировались задолго до беременности и в ее период под влиянием нейроэн-докринных сдвигов обострялись, что требовало назначения терапии. В ряде случаев, при конфликтных межличностных отношениях матери и отца ребенка, сама беременность выступала в качестве психотрав-мирующего фактора и обусловливала формирование расстройств адаптации. На синдромальном уровне, вне зависимости от клинической принадлежности симптоматики, доминировали депрессивные и тревожно-депрессивные состояния. В значительном числе случаев при пограничных психических расстройствах у беременных показана психотерапия и психофармакотерапия, показавшие хорошую эффективность.

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ И СТРУКТУРА АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВЫЯВЛЕННЫЕ В УСЛОВИЯХ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Н.И. Куценко

Тюменская ОКПБ

С целью выяснения роли зкзогенных факторов в слагаемых причинах нарушений поведения у детей дошкольного возраста, в том числе агрессивных форм, проведён анализ взаимоотношений в семье у пациентов дневного стационара центра развития речи.

Изучались амбулаторные карты, анамнез, динамика и период непосредственного контакта с ребенком и одним из его родителей или опекуном. Методом статистического учета за период с сентября 2011 года по февраль 2012 года (6 мес.) изучено 80 случаев.

Известно, что структура семьи,

взаимоотношения между её членами, стиль воспитания, культурное и религиозное своеобразие влияют на формирование психики ребенка и могут вызывать различные формы отклоняющегося поведения.

Из 80 случаев агрессивные проявления были зарегистрированы у 54 пациентов (68%): 38 мальчиков - 47,5% и 16 девочек - 20%).

Существует два приемлемых определения агрессии: первое основано на оценке поведения, агрессия - это любой вид поведения, приносящего вред другому; второе определение базируется на понятии намерения : агрессия - это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому (Колберг Л., Гарвардский университет). Полученные данные по изучению агрессии у 54 пациентов были распределены в 4 группы с условными обозначениями «А», «В», «С», «Д».

Групп Стиль поведения Число агрессивных детей (%)

а родителей Мальчики (47,5%) Девочки (20,5%)

«А» Низкий уровень снисходительности, низкий уровень склонности к наказаниям 6,3 5

«В» Низкий уровень снисходительности, высокий уровень склонности к наказаниям 10 2,5

«С» Высокий уровень снисходительности, низкий уровень склонности к наказаниям 12,5 5,5

«Д» Высокий уровень снисходительности, высокий уровень склонности к наказаниям. 18,7 7,5

Поскольку снисходительность (степень готовности родителей прощать) сама по себе не способствует возникновению тревоги( относительно как уже совершенных проступков, так и замышляемых), можно было бы ожидать, что агрессивность окажется пропорциональной снисходительности матери(отца). Аналогично, поскольку наказания подавляют неже-

Тюменский медицинский журнал № 1, 20282

Психиатрия, наркология,, психотерапия

лательное поведение, можно было предполагать, что чем строже наказывается агрессия, тем меньше она проявляется. Однако, на практике оказывается иначе. На основе рассказа матерей, прибегавших к разным стилям воспитания и оценивающим агрессивность ребенка, получены результаты, отраженные в таблице, где видно, что наиболее снисходительные родители (группа «С») и наиболее требовательные (группа «В») имели детей с мало отличимым уровнем агрессивности. Родители наименее агрессивных детей (группа «А») оказались ни излишне снисходительными, ни склонными к применению наказаний; их позиция заключалась в осуждении агрессии, доведения этого до сведения ребенка. Родители наиболее агрессивных детей ( группа «Д») принимали любое поведение детей как «приемлемое», не давая им предварительно понять, что оно « отрицательное», но, когда ребенок совершал проступок, его строго наказывали. Несмотря на это обстоятельство, дети в данном случае продолжали быть агрессивными. Истина же кроется в том, что суровое наказание, разумеется, вызывает в ребенке враждебность и, таким образом, дальнейшую агрессивность, да и склонный к применению наказаний родитель невольно подает пример агрессивного поведения: ребенок привыкает к этому и начинает воспринимать агрессию как «норму». Строгость родителя может приводить к подавлению агрессивных побуждений в его присутствии, но будучи вне дома, ребенок ведет себя более агрессивно, чем дети, воспитывающиеся иначе.

Социализация агрессии приводит к отказу от её прямых проявлений; она зависит от уровня снисходительности или склонности родителей прибегать к наказаниям. Наилучших результатов достигают родители, отличающиеся низким уровнем того и другого (Трейси Дж., Кросс Х. Дж., Йельский университет).

Деформированные стили воспитания в семье, школе, гипоопёка и безнадзорность формируют недостаточно нравственную и социально незрелую, трудновоспитуемую личность. Микроклимат, в котором живет и воспитывается ребенок, окружающая среда - играют провоцирующую роль.

Поломки генетических механизмов, мутантные гены, приводящие к мультифакториальным заболеваниям, продуцируют дефектные генетические аллели, могущие на различных этапах формирования личности деструктивно влиять на систему индивидуально-психологических, средовых факторов, определяющих вероятность агрессивного поведения. Если агрессия может рассматриваться, как вариант врожденного качества, то контроль над агрессивными побуждениями достигается путем научения (Пиаже, Колберг-Гарвардский университет).

Средовые факторы объясняют не менее половины межиндивидуальных отличий по агрессивности; генетические различия вносят оставшийся вклад в формирование склонности к агрессивному поведению.

Негативное влияние оказывает воздействие средств массовой информации, то есть эффект « научения», «подражания».

Терапия агрессивных детей включает медикаментозное и физиолечение, коррекционные методы- у психолога, психотерапевта, врача « дневного стационара». Успешным считается своевременное выявление и раннее лечение формирующейся агрессии. Психические аномалии, при которых отмечается сочетание уязвимости к стрессу и личностный инфантилизм, определяются как « стресс-диатез» (Воробьев В.Ю., Циркин С.Ю., 2008).

Общение в детском саду, школе не компенсирует, а, наоборот, усугубляет недостатки семейной эмоциональной привязанности и для части детей основным видом компенсаторной деятельности является агрессивное поведение и уход из семьи, пополняя ряды озлобленных социальных «сирот».

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНО-АРХАИЧЕСКОГО БРЕДОВОГО КОМПЛЕКСА ПРИ ПАРАНОИДНОЙ ШИЗОФРЕНИИ

Р.М. Логутенко, П.Б. Зотов

Тюменская ОКПБ Тюменская ГМА

В.Э. Пашковским (2010) предложено рассматривать бредовые идеи религиозного содержания, как религиозно-архаический бредовой комплекс (РАБК), который является гетерогенным психопатологическим образованием, включающим религиозный и архаический бред. Вариантами первого являются: мистический, мессианства, реформаторства, греховности, второго - бред колдовства и бред одержимости.

РАБК

Религиозный бред

т

1 с

Архаический бред

Бред мистический

Бред м

ессиа

Бред одержимости

Бред греховности

Бред реформаторства

Рис. 1. Типология религиозно-архаического бредового комплекса (РАБК).

Психопатология религиозно-архаического бредового комплекса представлена следующими определениям (Блейхер В.М., Крук И.В., 1996; Пашков-ский В.Э., 2006).

Бред религиозного содержания включает следующие варианты.

• Мистический бред - характеризуется выраженным мистическим содержанием болезненных переживаний больного, его убежденностью в том, что с ним и окружающими происходит нечто необъясни-

29, 2012 Тюменский медицинский журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.