лательное поведение, можно было предполагать, что чем строже наказывается агрессия, тем меньше она проявляется. Однако, на практике оказывается иначе. На основе рассказа матерей, прибегавших к разным стилям воспитания и оценивающим агрессивность ребенка, получены результаты, отраженные в таблице, где видно, что наиболее снисходительные родители (группа «С») и наиболее требовательные (группа «В») имели детей с мало отличимым уровнем агрессивности. Родители наименее агрессивных детей (группа «А») оказались ни излишне снисходительными, ни склонными к применению наказаний; их позиция заключалась в осуждении агрессии, доведения этого до сведения ребенка. Родители наиболее агрессивных детей ( группа «Д») принимали любое поведение детей как «приемлемое», не давая им предварительно понять, что оно « отрицательное», но, когда ребенок совершал проступок, его строго наказывали. Несмотря на это обстоятельство, дети в данном случае продолжали быть агрессивными. Истина же кроется в том, что суровое наказание, разумеется, вызывает в ребенке враждебность и, таким образом, дальнейшую агрессивность, да и склонный к применению наказаний родитель невольно подает пример агрессивного поведения: ребенок привыкает к этому и начинает воспринимать агрессию как «норму». Строгость родителя может приводить к подавлению агрессивных побуждений в его присутствии, но будучи вне дома, ребенок ведет себя более агрессивно, чем дети, воспитывающиеся иначе.
Социализация агрессии приводит к отказу от её прямых проявлений; она зависит от уровня снисходительности или склонности родителей прибегать к наказаниям. Наилучших результатов достигают родители, отличающиеся низким уровнем того и другого (Трейси Дж., Кросс Х. Дж., Йельский университет).
Деформированные стили воспитания в семье, школе, гипоопёка и безнадзорность формируют недостаточно нравственную и социально незрелую, трудновоспитуемую личность. Микроклимат, в котором живет и воспитывается ребенок, окружающая среда - играют провоцирующую роль.
Поломки генетических механизмов, мутантные гены, приводящие к мультифакториальным заболеваниям, продуцируют дефектные генетические аллели, могущие на различных этапах формирования личности деструктивно влиять на систему индивидуально-психологических, средовых факторов, определяющих вероятность агрессивного поведения. Если агрессия может рассматриваться, как вариант врожденного качества, то контроль над агрессивными побуждениями достигается путем научения (Пиаже, Колберг-Гарвардский университет).
Средовые факторы объясняют не менее половины межиндивидуальных отличий по агрессивности; генетические различия вносят оставшийся вклад в формирование склонности к агрессивному поведению.
Негативное влияние оказывает воздействие средств массовой информации, то есть эффект « научения», «подражания».
Терапия агрессивных детей включает медикаментозное и физиолечение, коррекционные методы- у психолога, психотерапевта, врача « дневного стационара». Успешным считается своевременное выявление и раннее лечение формирующейся агрессии. Психические аномалии, при которых отмечается сочетание уязвимости к стрессу и личностный инфантилизм, определяются как « стресс-диатез» (Воробьев В.Ю., Циркин С.Ю., 2008).
Общение в детском саду, школе не компенсирует, а, наоборот, усугубляет недостатки семейной эмоциональной привязанности и для части детей основным видом компенсаторной деятельности является агрессивное поведение и уход из семьи, пополняя ряды озлобленных социальных «сирот».
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНО-АРХАИЧЕСКОГО БРЕДОВОГО КОМПЛЕКСА ПРИ ПАРАНОИДНОЙ ШИЗОФРЕНИИ
Р.М. Логутенко, П.Б. Зотов
Тюменская ОКПБ Тюменская ГМА
В.Э. Пашковским (2010) предложено рассматривать бредовые идеи религиозного содержания, как религиозно-архаический бредовой комплекс (РАБК), который является гетерогенным психопатологическим образованием, включающим религиозный и архаический бред. Вариантами первого являются: мистический, мессианства, реформаторства, греховности, второго - бред колдовства и бред одержимости.
РАБК
Религиозный бред
т
1 с
Архаический бред
Бред мистический
Бред м
ессиа
Бред одержимости
Бред греховности
Бред реформаторства
Рис. 1. Типология религиозно-архаического бредового комплекса (РАБК).
Психопатология религиозно-архаического бредового комплекса представлена следующими определениям (Блейхер В.М., Крук И.В., 1996; Пашков-ский В.Э., 2006).
Бред религиозного содержания включает следующие варианты.
• Мистический бред - характеризуется выраженным мистическим содержанием болезненных переживаний больного, его убежденностью в том, что с ним и окружающими происходит нечто необъясни-
мое, загадочное. К мистическому бреду относятся бредовые идеи религиозного содержания, утверждения об общении с потусторонним миром.
• Бред мессианства - содержит идею возложенной на больного высокой миссии политического или религиозного характера.
• Бред греховности - убеждение больных в том, что они нарушили заповеди Бога, осквернили святыни, не устояли перед соблазнами Сатаны, отступили от данных ранее обетов, носит депрессивный характер.
• Бред реформаторства - вариант бреда величия, характеризующийся идеями коренного переустройства жизни страны, мира - политического, экономического, религиозного. Нередко сочетается с идеями преследования. Как правило, является систематизированным.
В архаический бред, в формировании которого участвуют суеверия, магические представления и религиозные верования, присущие человеку в стадии его недостаточного культурного развития и сохранившиеся у некоторых людей до настоящего времени (Каменева Е.Н., Кудинов А.И., 1938), были включены следующие бредовые идеи.
• Бред колдовства - убежденность больного человека в том, что он стал жертвой колдовства, «его испортили заговором», «дали выпить какого-то зелья, и он стал совсем немощным», «от него осталась только тень», его «сглазили дурные глаза». Такой бред не следует смешивать с суевериями, когда подобные идеи носят характер простого заблуждения и не являются следствием болезни.
• Бред одержимости - отражает переживания о вселении в тело больного каких-либо живых существ, нередко фантастических, нечистой силы. Часто сочетается с бредом овладения, служит проявлением синдрома психического автоматизма Кандинского-Клерамбо. При одержимости нечистой силой у некоторых больных наблюдаются рече-двигательные псевдогаллюцинации. Больные утверждают, что внутрь тела проник другой человек (известный актер, модный гипнотизер, ставший популярным, благодаря сенсационной прессе, экстрасенс); в других случаях в бреде внутреннего существования (zoopathia interna) фигурируют животные.
Цель исследования: определение клинических особенностей религиозно-архаического бредового комплекса в рамках параноидной шизофрении.
Материалы и методы.
Обследовано 140 пациентов страдающих шизофренией, параноидной формы (F20.0), находящихся на диспансерном наблюдении, из них 69 женщин и 71 мужчина в возрасте от 20 до 70 лет.
Исследование проводилось на базе амбулаторно-поликлинической службы и взрослого психотерапевтического отделения Тюменской областной клинической психиатрической больницы в 2009-2010г.
При изучении содержательных аспектов РАБК применялся метод качественно-количественного анализа бредовых высказываний (контент-анализ [Holsti О., 1969; Дридзе Т.М., 1984; Шалак В.И., 2004]).
Результаты и обсуждение.
Распространение в современном обществе как ортодоксальных, так и различных нехристианских религиозных и мистических концепций, находило свое отражение в фабуле бреда. Методом контент-анализа выявлено 14 тематических групп, характеризующие как религиозно-архаические бредовые идеи в целом, так и его разновидности: 1) «Бог, Иисус Христос» - 31,5%, 2) «церковь, монастырь, Библия, иконы, крест» - 17,7%,
3) «черт, дьявол, нечистая сила, антихрист, ад» - 16,6%,
4) «маги, колдуны, экстрасенсы, биоэнергетики» -10,3%, 5) «порча, сглаз, греховность» - 8,3%, 6) «служители культа, богоизбранные» - 2,9%, 7) «космические силы, мировой дух, параллельные миры, инопланетяне» - 2,6%, 8) «святые, апостолы, пророки» - 2,6%, 9) «ангелы, рай» - 2,2%, 10) «Аллах, мечеть, коран» -1,6%, 11) «дева Мария, Христова невеста» - 1,6%, 12) «духи умерших, призраки»- 0,7%, 13) «переселение душ, карма» - 0,7%, 14) «конец Света, судный день» -0,7%.
Как следует из вышеизложенных данных, выявляется высокий рейтинг тематических групп «Бог, Иисус Христос» - 31,5%, «церковь, монастырь, Библия, иконы, крест» - 17,7%, «черт, дьявол, нечистая сила, антихрист, ад» - 16,6%, «маги, колдуны, экстрасенсы, биоэнергетики» - 10,3%, «порча, сглаз, греховность» - 8,3%. Несмотря на разнообразную окраску бредовой фабулы у отдельных больных, следует отметить общие для всех пациентов элементы, в основе которых лежат расстройства осознания собственного опыта личности, нарушение механизмов аутоидентификации. Самый высокий процент отождествления себя с Божественным лежит в тематической группе «Бог, Иисус Христос» - 31,5%, единичные случае выявлены в группах «духи умерших, призраки»- 0,7%, «переселение душ, карма» - 0,7%, «конец Света, судный день» - 0,7%. Представленные данные ярко подчеркивают низкий процент негативной аутоидентификации и высокий процент позитивной аутоидентификации. Клинически это проявлялось возникновением идей величия в форме гиперболизации когнитивных, физических и личностных способностей, «Бог, Иисус Христос» - 31,5%, «церковь, монастырь, Библия, иконы, крест» - 17,7%, «черт, дьявол, нечистая сила, антихрист, ад» - 16,6%, «маги, колдуны, экстрасенсы, биоэнергетики» -10,3%. В единичных случаях представлена редукция когнитивных, физических и личностных способностей «духи умерших, призраки» - 0,7%, «переселение душ, карма» - 0,7%, «конец Света, судный день» -0,7%.
Особенности фабулы разновидностей РАБК отражались в соотношениях частот тематических групп. Идеи, связанные с божеством (Бог, Иисус Христос, Аллах) доминировали у больных с бредом мессианства (45,0%), мистическим бредом (39,3%), и бредом реформаторства (38,8%) и бредом одержимости (20,8%). В то же время у больных с архаическим бредом колдовства преобладали фабулы, связанные с дьяволом (20,0%), колдунами (20,0%), и порчей (20,0%); при бреде одержимости значительную долю занимали темы связанные с нечистой силой - 41,6%, христианской символикой (14,6%) и маги, колдуны
Тюменский медицинский журнал № 1, 230
(8,4%). Идеи мессианства сопровождались самой высокой тематикой божества (45,0%), выявлены были христианские символы (18,7%), нечистая сила (6,2%) и маги, колдуны (6,2%), богоизбранные (5,0%). В случае бреда греховности преобладала тематика, связанная с порчей и греховностью (31,2%), божественными символами (12,5%), Господом Богом (15,6%) и силами ада (12,5%). Мистический бред включал компонент христианских символов, что подтверждалось высоким процентом - 19,6%, а также тематикой преисподней (13,1%). В религиозном бреде реформаторства помимо темы божества (38,8%), наблюдались христианские символы (16,6%) и богоизбранность - 11,2 %.
Рассматривая эту проблему в половой принадлежности, отличие от мужчин, которые согласно наблюдениям никогда не идентифицировали себя с женскими образами, пациентки достаточно часто называли себя Богом, Иисусом Христом (54,4%), отождествляя себя с божеством, значительно чаще, чем с «Девой Марией» и «Христовой невестой» (1,6%). Особенно ярко видно преобладание в мистическом бреде (жен. - 27,9%, муж. - 25,0%) проявляясь таинственной связью с божественной силой, отмечая свою неземную природу. Мужчины отождествляли себя с Богом или Христом (66,6%), что открыто, проявляется в идеях мессианства (муж. - 36,1%, жен. - 26,5%).
Выводы.
Проведенный анализ тематических групп, показал, высокий рейтинг божества, христианской символики и демонических сил. Выявляется низкий процент негативной аутоидентификации (отождествление с концом света, умершими людьми) и высокий процент позитивной аутоидентификации (отождествление с Богом, Иисусом Христом).
В структуре РАБК преобладали идеи, связанные с божеством у больных с бредом мессианства (45,0%), мистическим бредом (39,3%), и бредом реформаторства (38,8%). В то же время у больных с архаическим бредом колдовства преобладали фабулы, связанные с дьяволом (20,0%), колдунами (20,0%), и порчей (20,0%); при бреде одержимости значительную долю занимали темы связанные с нечистой силой - 41,6%.
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ВАРИАНТОВ НЕВРОТИЧЕСКИХ И НЕВРОЗОПОДОБ-НЫХ
РАССТРОЙСТВ
В. В. Обеснюк, О.А. Обеснюк
Кемеровская ОКПБ
E-mail авторов: obesnyuk.61@mail.ru
Целью данного исследования было изучение электрофизиологических признаков, характерных для пациентов с неврозоподобными (истериформны-
ми) и невротическими (истерическими) расстройствами
Материал и методы: обследовано 175 больных, из которых 106 человек (основная группа) - с неврозоподобными (истериформными) состояниями, возникающими на фоне резидуальной органической неполноценности головного мозга, и 69 человек (группа сравнения) - с невротическими (истерическими) состояниями, возникающими у лиц без рези-дуальной органической патологии ЦНС.
В нашем материале, в структуре истерических состояний было выделено два варианта, различающиеся различием внешними и внутренними проявлениями эмоций - экспрессивный и импрессивный (по В.Я. Семке, О.Э. Перчаткиной).
Для исследования резидуальных органических изменений в головном мозгу мы использовали компьютеризированную систему регистрации и анализа ЭЭГ «Нейровизор» производства АОЗТ «ВАСТ», г. Москва.
На первом этапе исследования изучали пространственное распределение индексов ритмов (%), максимальных амплитуд (мкВ), нормированной площади (мкВ/сек), используя периодометрический анализ.
На втором этапе исследования изучали пространственное распределение спектральной мощности (максимальной и средней) биопотенциалов также для каждого отведения в каждой частотной полосе. Ее численные значения, условно выраженные в мкВ/^ Гц, использовали для построения карт методом интерполяции. Расчет спектральных характеристик основан на алгоритме БПФ (быстром преобразовании Фурье).
Результаты и обсуждение.
При электрофизиологическом исследовании, проведенном у больных с экспрессивным типом реагирования, при периодометрическом анализе значений по группе выявляются индексы альфа-активности до 53% в основной и до 30% в группе сравнения. Индекс бета-активности от 9 до 30% и от 27 до 46% соответственно по группам. Индекс тета-активности до 30% в сравнении с 21%. Индекс дельта-активности до 11% в основной группе в сравнении с 1%.
Такие нарушения у пациентов с неврозоподоб-ными (истериформными) расстройствами свидетельствуют о наличии микроструктурных органических и регуляторных нарушений за счет выраженной дисфункции в деятельности регулирующих неспецифических систем мозга и оцениваются как умеренные, значительные или грубые. У пациентов группы сравнения данная картина ЭЭГ по классификации Е. А. Жирмунской оценивается как умеренные нарушения регуляторного характера за счет дисфункции регулирующих структур лимбико-ретикулярного комплекса.
Таким образом, выявлено, что при экспрессивном типе реагирования у больных основной группы преобладает альфа-активность 53% в сравнении с 30% у больных с истерическими расстройствами. Тогда как в группе сравнения главной является бета-активность (в основной 23% против 46% в группе сравнения).