Научная статья на тему 'Особенности бредового поведения у больных с религиозно-архаическим бредовым комплексом'

Особенности бредового поведения у больных с религиозно-архаическим бредовым комплексом Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
717
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТАТИЧЕСКИ ТРЕВОЖНЫЙ АФФЕКТ / ECSTATIC ANXIOUS AFFECT / IMPERATIVE AUDITORY HALLUCINATION / ПСИХИЧЕСКИЙ АВТОМАТИЗМ / PSYCHIC AUTOMATISM / ИМПЕРАТИВНЫЙ ГАЛЛЮЦИНОЗ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Пашковский Владимир Эдуардович

В статье на основании обследования 300 больных выделены и систематизированы разновидности бредового поведения больных с религиозно-архаическим бредовым комплексом. Установлена корреляционная связь этих разновидностей с различными психопатологическими образованиями. У больных с активным бредовым поведением выявлена тенденция к увеличению частоты депрессивного, маниакального, деперсонализационно-дереализационного, паранойяльного, параноидного, парафренного, кататонического, онейроидного синдромов. Отмечено, что состояния, характеризующиеся экстатически тревожным аффектом, фабулой особой миссии борьбы со злом, убеждением о способности дьявола принимать физический облик других людей в сочетании с императивным галлюцинозом и психическими автоматизмами, представляют высокую социальную опасность и требуют повышенного внимания со стороны психиатров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of delusional behaviour in patients with religious-archaic delusional complex

This study focuses on different forms of delusional behaviour among patients with religious-archaic complex that were identified and systematized following investigation of 300 such patients. It is assumed that there exists a correlative link between these varieties of delusional behaviour and various psychopathological entities. Patients with active delusional behaviour exhibited a proclivity towards higher incidence of depressive, maniacal, depersonalization-derealization, paranoial, paranoid, paraphrenic, catatonic, oneiroid syndromes. It is emphasized that mental conditions featuring ecstatic anxious affect, a story of being called to a special mission to fight the evil, and conviction that Satan is capable of assuming other people's identity coupled with imperative auditory hallucinations and psychic automatism pose a high social threat that requires greater attention on the part of the psychiatrist.

Текст научной работы на тему «Особенности бредового поведения у больных с религиозно-архаическим бредовым комплексом»

#

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ

© В.Э. Пашковский, 2009 УДК 616.89-008.452(045)

Для корреспонденции

Пашковский Владимир Эдуардович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии СПбМАПО Адрес: 191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41 Телефон: (812) 301-01-05

В.Э. Пашковский

Особенности бредового поведения у больных с религиозно-архаическим бредовым комплексом

Peculiarities of delusional behaviour in patients with religious-archaic delusional complex

V.E. Pashkovsky

This study focuses on different forms of delusional behaviour among patients with religious-archaic complex that were identified and systematized following investigation of300 such patients. It is assumed that there exists a correlative link between these varieties of delusional behaviour and various psychopathological entities. Patients with active delusional behaviour exhibited a proclivity towards higher incidence of depressive, maniacal, depersonalization-derealization, paranoial, paranoid, paraphrenic, catatonic, oneiroid syndromes. It is emphasized that mental conditions featuring ecstatic anxious affect, a story of being called to a special mission to fight the evil, and conviction that Satan is capable of assuming other people's identity coupled with imperative auditory hallucinations and psychic automatism pose a high social threat that requires greater attention on the part of the psychiatrist. Key words: ecstatic anxious affect, imperative auditory hallucination, psychic automatism

ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава»

St.-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Training

В статье на основании обследования 300 больных выделены и систематизированы разновидности бредового поведения больных срелиги-озно-архаическим бредовым комплексом. Установлена корреляционная связь этих разновидностей с различными психопатологическими образованиями. У больных с активным бредовым поведением выявлена тенденция к увеличению частоты депрессивного, маниакального, деперсонализационно-дереализационного, паранойяльного, параноидного, парафренного, кататонического, онейроидного синдромов. Отмечено, что состояния, характеризующиеся экстатически тревожным аффектом, фабулой особой миссии борьбы со злом, убеждением о способности дьявола принимать физический облик других людей в сочетании с императивным галлюцинозом и психическими автоматизмами, представляют высокую социальную опасность и требуют повышенного внимания со стороны психиатров.

Ключевые слова: экстатически тревожный аффект, императивный галлюциноз, психический автоматизм

Религиозно-архаический бредовой комплекс (РАБК) включает в себя религиозный и архаический бред. Разновидностями первого являются бред мистический, мессианства, греховности и религиозного реформаторства, второго - бред колдовства и одержимости.

Актуальность изучения РАБК обусловлена тем, что содержание бреда в определенный срез времени связано с социальными и куль-туральными факторами. В последние десятилетия в России в силу известных причин оживилась вера в сверхъестественные явления. В результате возникновения магического кризиса идентичности, при котором личность под давлением духовных и социальных проблем погружается в оккультные представления и мистические переживания, возросло количество больных, у которых психопатологическая симптоматика стала приобретать религиозно-мистическую окраску [1, 4].

Взаимоотношениям психиатрии и религии уделено большое внимание в последних работах Д.Е. Мелехова [3]. Им установлен двоякий

43

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

#

характер религиозного переживания. С одной стороны, оно может быть в случае патологии непосредственным отражением симптомов болезни, а с другой - проявлением здоровой личности, и тогда, даже при наличии болезни, вера в Бога помогает человеку сопротивляться болезненному процессу. По замечанию A. Schutz [10], подлинный объект религиозного опыта не может включаться в пораженное психозом сознание, и, наоборот, в психотическом состоянии религиозный компонент не может быть истинным.

В литературе последних лет приводятся отдельные факты бредового поведения больных с РАБК. Так, K. Vendura и G. Geserick [12] описали случай, когда мать, пытаясь вытащить дьявола изо рта 5-летней дочери, временно закрыла гортанную часть глотки (hypopharynx), в результате чего наступила смерть девочки. В других исследованиях отмечаются деликты, связанные с бредом перевоплощения в антихриста, сопровождавшегося либо насильственными действиями в отношении других лиц [11], либо суицидальными актами [9]. Ряд авторов описывают случаи несуицидальной аутодеструк-ции по религиозно-бредовым мотивам, включая аутокастрацию [13] или нанесение проникающих ранений глаз [7, 8].

Вместе с тем проблема бредового поведения у больных с РАБК изучена мало. Наблюдения касались в основном отдельных случаев с акцентом на криминальные действия. Поэтому целью настоящего исследования является выделение вариантов бредового поведения у этих больных и установление его взаимосвязи с нозологией, психопатологическими синдромами и симптомами.

Материал и методы

Обследованы 300 больных, лечившихся в психиатрических больницах № 3 им. И.И. Скворцова-Степанова специализированного типа с интенсивным наблюдением (г. Санкт-Петербург). Из них мужчин - 77 (25,7%), женщин - 223 (74,3%). Средний возраст - 40,5±0,7 года. Критерием включения служили психотические психические расстройства, в клинической картине которых выявлялся бред с религиозно-архаической фабулой. Критерием исключения явились деменции (Р.00-Р.03), осложненные бредовыми и галлюцинаторными симптомами. Не включались в исследования больные в возрасте ниже 18 лет. Пациенты по диагностическим рубрикам МКБ-10 [5] распределились следующим образом: параноидная шизофрения (Р20.0, Р20.1) - 111 (37,0%) больных, шизоаффективное расстройство (Р25) - 66 (22,0%), острое и преходящее психотическое расстройство (Р23.0, Р23.1) -39 (13,0%), хроническое бредовое расстройство (Р22.0) - 15 (5,0%), органические психозы (Р06.20,

Р06.21, Р06.22, Р06.23, Р06.26, Р06.27) - 31 (10,4%), аффективные психозы (Р31.2, Р31.5, Р33.3) - 19 (6,3%), алкогольные психозы (Р10.40) - 19 (6,3%).

По отношению к религии 99 (33,0%) больных верующими себя не считали, хотя и имели отрывочные религиозные представления. К православной конфессии себя причисляли 139 (46,3%) человек, католической - 5 (1,7%), протестантской - 11 (3,7%), мусульманской - 3 (1,0), буддийской - 12 (4,0%). У 31 (10,3%) религиозное поведение отличалось полиморфизмом. Наряду с посещением традиционной церкви они интересовались оккультизмом, эзотерикой, спиритизмом, магией, экстрасенсорикой. К прихожанам традиционной церкви причисляли себя 143 (47,7%) человек, адептами различных религиозных сект считали себя 26 (8,7%) человек.

77 (25,7%) больных имели высшее образование, 16 (5,3%) - незаконченное высшее, 94 (31,3%) -среднее специальное, 62 (20,7%) - среднее, 45 (15,0%) - неполное среднее и 6 (2,0%) - начальное. На момент обследования среди больных было: учащихся, студентов - 15 (5,0%), специалистов с высшим образованием - 50 (16,7%), специалистов среднего технического звена и работников сферы обслуживания - 55 (18,3%), квалифицированных рабочих - 34 (11,3%), неквалифицированных рабочих - 31 (10,4%), неработающих - 115 (38,3%).

Все 300 больных были рандомизированы в 2 группы. В 1-ю (исследуемую) группу были включены пациенты с активным бредовым поведением, проявляющимся обусловленными бредовой мотивацией социально неприемлемыми поступками, в основе которых лежали продуктивно-психотические механизмы бредовой защиты, миссии, искупления мнимой (бредовой) вины [2]. Криминальные акты с возбуждением уголовного дела отмечены в 10 (3,3%) случаях. В группу вошли 176 (58,7%) человек. Из них 39 (22,2%) мужчин и 137 (77,8%) женщин, средний возраст - 39,4±0,9 года.

Контрольная (2-я) группа состояла из пациентов с пассивным бредовым поведением. Общей его характеристикой являлось преобладание дефен-зивных (оборонительных) форм поведения в виде ухода от борьбы, маскировки, самоизоляции, обращения за помощью и т.д. Патологические религиозно-мистические переживания, агрессивные и суицидальные тенденции ограничивались бредовыми высказываниями, не реализуясь в конкретные действия, представляющие опасность для себя или для окружающих. В группу включены 124 (41,3%) пациента. Из них 38 (30,6%) мужчин и 86 (69,3%) женщин, средний возраст - 41,9±1,1).

Пациенты обследованы клинико-психопатологи-ческим методом. Данные анамнеза, статуса, клинического наблюдения, информация, полученная от социального окружения, фиксировались в специально разработанной карте обследования больных с РАБК, состоящей из 250 пунктов. Материал

44

■ I

В.Э. Пашковский

обработан статистически с применением пакета прикладных программ 6.0» по обще-

принятым методикам [6]. Достоверность различий определялась с помощью критерия Фишера ^-двусторонний тест). При анализе связи признаков применялся метод гамма-корреляции (7). За величину уровня значимости приняты значения 0,05; 0,01; 0,001.

Результаты

У всех обследованных больных, включенных в исследуемую группу, выявлены и систематизированы характерные для РАБК разновидности бредового поведения (табл. 1), причем у 65 (36,9%) человек их наблюдалось 2 и более.

Дезорганизация церковной службы. В культовых учреждениях больные нарушали ход службы, привлекая к себе внимание священников и прихожан. Одни называли окружающих «бесами», заявляли, что посланы Всевышним для спасения паствы от лжесвященников, другие пытались забраться на колокольню, чтобы быть «ближе к Спасителю», третьи - «искупая грехи» и молясь о прощении, плакали, кричали, что Бог их оставил, бросались на пол. При бреде мессианства, например, больная, считая себя дочерью бога, истово молясь и изображая распятие, ложилась на паперть. Называя себя Иисусом Христом, пациент приставал к прихожанам, совершал ритуалы, говорил, что отпускает грехи. При бреде одержимости, обострение которого возникало во время службы, больные выли, рычали, проявляли физическую агрессию, кусались. Данная разновидность бредового поведения положительно коррелировала с маниакальным (7=0,37, p=0,02), кататоническим (7=0,51, p=0,01) синдромами и с бредом одержимости (7=0,36, p=0,04); отрицатель-

но - с парафренным синдромом (7=-0,43, p=0,02).

Дезорганизованное поведение в общественных местах. На улице и в общественных местах пациенты обращали на себя внимание отрешенностью от окружающего, необычным внешним видом. Нередко они выходили на мороз без верхней одежды и обуви, бормотали молитвы, выходили на проезжую часть улицы или, спускаясь в метро, подходили к краю платформы. Под воздействием божественных голосов больные кружили вокруг памятников, фонтанов, говорили, что «очищаются», «совершают ритуал». На бредовое поведение существенно влияли острый чувственный бред, явления бредовой деперсонализации и дереализации. Так, больная ощущала, что все подстроено, происходит какой-то спектакль. В дальнейшем по механизму озарения возникла мысль, что она «дракон» и постигла суть мироздания. Выбрила себе брови, виски, промежность, раскрасила лицо акварельными красками, бегала по улицам босиком, была доставлена в милицию. В других случаях (бред мессианства) пациенты приставали к прохожим, проповедовали, раздавали деньги и ценности. Выявлена положительная корреляция с маниакальным (7=0,32, p=0,01), деперсонализационно-дереализационным (7=0,26, p=0,03), парафренным (7=0,44, p=0,0001), кататоническим (7=0,39, p=0,04) и онейроидным (7=0,45, p=0,001) синдромами, а также с бредом мессианства (7=0,49, p=0,0000) и бредом религи- Ф

озного реформаторства (7=0,53, p=0,01); отрицательная - с бредом колдовства (7=-0,30, p=0,05).

Дезорганизованное поведение в домашних условиях. В эту разновидность включены нарушения, существенно затрудняющие быт и отдых ближайшего окружения. К ним относятся неистовые молитвы с криками «аллилуйя», «Богу слава», назойливое приставание к родственникам, соседям с требованием покаяния. Спасаясь от «сглаза» и «выгоняя

Таблица 1. Разновидности бредового поведения в исследуемой группе

Разновидность бредового поведения Количество больных

абс. % по отношению ко всей выборке (п=300) % по отношению к исследуемой (1-й) группе (п=176)

Дезорганизация церковной службы 16 5,3 9,1

Дезорганизованное поведение в общественных местах 37 12,3 21,0

Дезорганизованное поведение в домашних условиях 74 24,7 42,0

Жестокое обращение с животными 6 2,0 3,4

Бродяжничество по религиозным мотивам 26 8,7 14,8

Сексуальные нарушения 11 3,7 6,2

Суицидальное поведение с целью слиться с божеством, с «космосом» 9 3,0 5,1

Суицидальное поведение, обусловленное идеями греховности 27 9,0 15,3

Физическая агрессия 57 19,0 32,4

Гомицидное поведение 10 3,3 5,7

45

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

#

нечистую силу», больные обливали жилище «святой водой», выбрасывали из дома одежду, предметы мебели, телевизионные приемники, открывали газовую конфорку и уходили из квартиры. Под влиянием принадлежащих святым силам голосов они бессистемно тратили принадлежащие другим членам семьи деньги, покупали ненужные вещи, требовали у домашних беспрекословного подчинения, угрожали концом света. Выявлена положительная корреляция с маниакальным (7=0,35, р=0,0005) и онейроидным (7=0,36, р=0,01) синдромами, а также с бредом мессианства (7=0,34, р=0,001); отрицательная - с бредом религиозного реформаторства (7=-1,0000, p=0,0000).

Жестокое обращение cживотными. Эта разновидность бредового поведения развивалась преимущественно в рамках чувственного бреда с синдромами инсценировки, интерметаморфозы и ложных узнаваний. В глазах домашних животных виделся дьявольский блеск, приходила уверенность, что «кот - воплощение дьявола». Например, одна из больных поняла, что муж-дьявол, он перевоплотился в кота, а подлинный домашний кот - его пособник. Другой казалось, что кот, перевоплотившись в «князя тьмы», пришел за ее родными. Домашних животных пытались душить, выбрасывали на улицу. Пациентка, услышав божественный голос о возложенной на нее миссии воскрешать людей и животных, завела большое количество попугаев, собак, кошек. Не ухаживала за ними, забывала кормить, а когда они погибали, читала молитвы, проводила ритуалы воскрешения. Отмечена положительная корреляция с параноидным синдромом (7=0,61, p=0,04) и мистическим бредом (7=0,68, p=0,03).

Бродяжничество по религиозным мотивам. При этой разновидности незадолго до манифестации психоза возрастала религиозная активность. Возникал религиозно-магический дрейф, когда формальное приобщение к православной церкви сочеталось с посещением различных сект, кабинетов магов, экстрасенсов. Больные уходили из дома, приставали к прохожим, выпрашивали деньги. Некоторые бросали работу, разъезжали по стране, ночевали в заброшенных церквах, посещали монастыри. Нередко в период очередного паломничества начиналось обострение психоза. При возникновении бреда одержимости пациенты, не оставив сведений о себе, покидали семью, устремлялись в поиски экзорцистов. Отмечались случаи, когда в бродяжничество вовлекались малолетние. Так, больная, забрав ребенка из детского учреждения, таскала его по культовым учреждениям, оставляла у малознакомых людей. Выявлена положительная корреляционная связь данного расстройства с паранойяльным (7=0,40, p=0,03), парафренным (7=0,32, p=0,02), кататоническим (7=0,44, p=0,02) синдромами, с бредом мессианства (7=0,37, p=0,006) и с бредом одержимости

(7=0,47, p=0,001); отрицательная - с депрессивным (7=-0,45, p=0,004) синдромом и с бредом колдовства (7=-0,64, p=0,001).

Сексуальные нарушения. Переживания в рамках эротоманического бреда включали представления о любви, которую к больным испытывают служители культа, ощущения «эротическо-пространствен-ной» связи с пастырем, казалось, что он по-особому оценивает внешние данные пациентки. Отмечались стремления установить контакты, осуществлялись любовные преследования, вмешательства в ход службы, попытки проникновения в монашеские кельи.

Бредовая деперсонализация с идеями перевоплощения в «невесту Христа» сопровождалась возбуждением, обнажением в общественных местах. Сексуальные действия нередко проявлялись на фоне маниакального возбуждения. Так, пациент называл себя «всемирным богом, способным оплодотворить всех женщин, приставал к ним. Выраженные нарушения сексуального поведения обусловливались также вербальным галлюцинозом. Больная, слыша голос дьявола, приставала к мужчинам, предлагала вступить в половую связь. Установлена положительная корреляционная связь описанного расстройства с маниакальным (7=0,65, p=0,0003), деперсонализационно-дереализацион-ным (7=0,43, p=0,02) и кататоническим (7=0,68, p=0,0002) синдромами. Значимых связей с разновидностями РАБК не обнаружено.

Суицидальное поведение с целью слиться с божеством, с «космосом». Оно осуществлялось на высоте экзальтации с религиозно-мистической фабулой. Больные отмечали утрату чувства времени и пространства, переживание неземной радости и любви к Богу. Возникала напряженная потребность слиться с божеством, уничтожив собственную телесную оболочку. Например, больная в психотическом состоянии религиозного экстаза, стремясь присоединиться к Богу и сменить земное телесное состояние на духовное, совершила «обряд очищения» - вскрыла себе вены. Критики к совершенному не испытывала, сожалела, что не осуществила задуманное. Обнаружена положительная корреляционная связь данного расстройства с маниакальным (7=0,54, p=0,01), деперсонализа-ционно-дерелизационным (7=0,62, p=0,001) синдромами, мистическим (7=0,58, p=0,01) и мессианским бредом (7=0,44, p=0,04); отрицательная - с депрессивным (7=-0,65, p=0,02) и параноидным (7=-0,65, p=0,002) синдромами, а также с бредом колдовства (7=-1,0000, p=0,01).

Суицидальное поведение, обусловленное идеями греховности. Обусловливалось сочетанием напряженного аффекта с религиозными переживаниями. Депрессивные приступы сопровождались чувством собственной бездуховности, внутреннего опустошения, идеями греховности. Посещения церкви не

46

#

В.Э. Пашковский

облегчали, а, напротив, усугубляли состояние: «бог решил сделать меня безумной из-за отсутствия веры», «почувствовала, что вера ушла, в меня вселился дьявол». Неистовые молитвы и отсутствие облегчения приводили к убеждению, что «бог и дьявол - одно и то же». В состоянии тревожно-депрессивного аффекта больные пытались выброситься из окна, из автомашины, прыгнуть в люк, принимали сильнодействующие средства. Нередко суицидальное поведение формировали переживания страха, ужаса наряду с выраженными обманами восприятия и бредом колдовства и порчи. Голоса неземного происхождения упрекали, мучили, угрожали расправой. Нередко возникали императивные галлюцинации, приказывающие совершать самоубийство. Возникало ощущение, что «нечистая сила повсюду и от нее нет спасения». В этом состоянии больные пытались вешаться, наносили тяжелые самоповреждения. Выявлена положительная корреляция с депрессивным (7=0,56, p=0,0000) синдромом и бредом греховности (7=0,43, p=0,01); отрицательная - с маниакальным (7=-0,61, p=0,0000) синдромом.

Физическая агрессия. Характеризовалась использованием физической силы, направленной против других лиц. Поведение обусловливалось представлениями о колдовстве и порче, которые исходят от родственников или ближайшего окружения. Выражалось озлобленностью, стремлением «получить признание» с помощью допросов. Больные становились жестокими, бранились, выгоняли близких из квартиры, наносили физические оскорбления, угрожали ножом. Так, пациент на фоне тревоги и беспокойства заметил, что поведение матери изменилось, что она не в таком порядке, как раньше разложила на столике религиозную литературу, не так повесила икону. Постепенно сформировалось убеждение, что мать - колдунья. Пошел в церковь посоветоваться со священником, который предложил привести мать к нему и во всем разобраться. Ее отказ разговаривать по такому поводу еще более укрепил пациента в его убеждении. Стал предпринимать шаги, чтобы переселить мать на другую жилплощадь, нашел какой-то заколоченный дом в сельской местности. Запирал квартиру, не пускал ее, проявлял физическую агрессию. Отмечена положительная корреляционная связь данного расстройства с парафренным синдромом (7=0,26, p=0,01) и бредом колдовства (7=0,39, p=0,001); отрицательная - с депрессивным (7=- 0,63, p=0,0000), делириозным (7=-1,0000, p=0,01) и сенестоипохондрическим (7=-0,60, p=0,0000) синдромами, а также с бредом греховности (7=-1,0000, p=0,0000).

Гомицидное поведение. Характеризовалось опасными действиями, совершаемыми по механизмам бредовой защиты или реализации бредовой миссии. В первом случае ведущим мотивом являлось

возникающее на фоне сенестопатического синдрома стремление избавиться от порчи, сглаза, вызывающих невыносимые страдания. Убийство совершалось после долгих и безуспешных попыток «договориться» с колдуном, назойливых допросов, поисков сочувствия у окружающих. Например, больной, купив дом у соседа, через некоторое время стал испытывать недомогание, покалывание в теле, головные боли. Постепенно сформировалось стойкое убеждение, что бывший хозяин дома - колдун, навел порчу, хочет погубить. С целью защитить себя и семью пациент пошел в дом к «колдуну», нанес ему удар жердью по голове и удар ножом в область шеи, пытался выколоть ему глаза.

В основе реализации бредовой миссии лежали идеи освобождения от носителя зла - дьявола. В совершении деяния значительную роль играл бред интерметаморфозы с преобладанием либо интеллектуального компонента, либо сенсорного. Зачастую объектом преследования становились самые близкие. Так, пациентка по выражению глаз своей дочери вдруг поняла, что в дочь вселился сатана, девочка - вампир, вытягивает энергию, опустошает. Мысленно восприняла высокочастотную информацию от Бога, что необходимо преодолеть жалость и выполнить «миссию» освобождения человечества от зла. Завела малолетнюю дочь в ванную, ошпарила ее горячей водой, а затем утопила.

Опасные действия осуществлялись также на высоте острого антагонистического бреда. У больных внезапно, по типу интуитивной догадки или озарения формировалась бинарная логика, возникало чувство, что Вселенная разделилась на «мир Бога и мир сатаны», появлялось стремление «убить всех грешников и оставить только агнцев господних». После совершения убийства наступало облегчение, о содеянном говорилось без сожаления: «Так нужно было, мать не жалко, мать была от лукавого, от нее исходил запах растленного змея». Гомицидное поведение положительно коррелировало с деперсонализационно-дереализационным (7=0,52, p=0,006); парафренным (7=0,52, p=0,01); кататоническим (7=0,71, p=0,0000), онейроидным (7=0,49, p=0,02) синдромами, бредом мессианства (7=0,51, p=0,008). Отрицательных корреляционных связей не обнаружено.

Сопоставление клинико-психопатологических характеристик больных с активным (1-я группа) и пассивным (2-я группа) бредовым поведением проводилось по линии нозологической принадлежности, синдромального состава, симптоматики. В 1-й группе, по сравнению со 2-й, выявлено увеличение количества пациентов с острым и преходящим психотическим расстройством (16,5 против 8,1%, p<0,05). По другим нозологическим формам достоверных различий не обнаружено.

У больных с активным бредовым поведением выявлена тенденция к увеличению частоты депрес-

47

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Таблица 2. Основные синдромы, выявленные у больных с РАБК

Синдром 1-я группа (п=176) 2-я группа (п=124) Р

абс. % абс. %

Депрессивный 63 35,8 31 25,0 0,0578

Маниакальный 68 38,6 37 29,8 0,1402

Деперсонализационно-дереализационный 59 33,5 31 25,0 0,1257

Сенестоипохондрический 32 18,2 32 25,8 0,0748

Паранойяльный 19 10,8 6 4,8 0,0887

Параноидный 98 55,7 55 44,3 0,0609

Парафренный 77 43,7 42 33,9 0,0941

Кататонический 14 7,9 2 1,6 0,0178

Делириозный 6 3,4 17 13,7 0,0015

Онейроидный 24 13,6 14 11,3 0,6002

П р и м е ч а н и е. Суммарные показатели частот превышают 100%, так как у ряда пациентов наблюдались 2 и более синдрома.

Таблица 3. Частота разновидностей РАБК

Виды РАБК 1-я группа (п=176) 2-я группа (п=124) Р

абс. % Абс. %

Мистический бред 88 50,0 65 52,4 0,7255

Бред мессианства 60 34,1 26 21,0 0,0140

Бред колдовства 43 24,4 34 27,4 0,5926

Бред одержимости 33 18,7 15 12,1 0,1502

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Депрессивный бред с идеями греха 18 10,2 17 13,7 0,3668

Бред религиозного реформаторства 9 5,1 4 3,2 0,5688

П р и м е ч а н и е. Суммарные показатели частот превышают 100%, так как у ряда пациентов наблюдались 2 и более разновидностей РАБК.

Таблица 4. Частота основных симптомов, выявленных у больных с РАБК

Симптом 1-я группа (п=176) 2-я группа (п=124) Р

абс. % абс. %

Гипотимия 67 38,1 35 28,2 0,0840

Чувство вины 29 16,5 15 12,1 0,3234

Тревожность 125 71,0 95 76,6 0,2924

Возбуждение 135 76,7 76 61,3 0,0048

Напряженность 104 59,1 50 40,3 0,0016

Гипертимия 73 41,5 39 31,4 0,0899

Экстаз 42 23,9 13 10,5 0,0037

Галлюцинации 116 65,9 92 74,2 0,1297

Чувственный бред 76 43,2 35 28,2 0,0106

Антагонистический бред 33 18,7 4 3,2 0,0000

Бред интерметаморфозы 48 27,3 23 18,5 0,0978

Подозрительность, идеи преследования 99 56,2 49 39,5 0,0049

Враждебность 71 40,3 17 13,7 0,0000

Идеи величия 88 50,0 42 33,9 0,0065

Идеи воздействия 86 48,9 52 41,9 0,2422

П р и м е ч а н и е. Суммарные показатели частот превышают 100%, так как у ряда пациентов наблюдались 2 и более разновидностей РАБК.

48 Российский психиатрический журнал № 3, 2009

сивного, маниакального, деперсонализационно-дереализационного, паранойяльного, параноидного, парафренного, кататонического, онейроидного и уменьшению частоты делириозного синдромов (табл. 2), однако значимость межгрупповых различий выявлена только между частотами кататони-ческого и делириозного синдромов.

Как видно из табл. 3, 4, активное бредовое поведение обусловливалось возбуждением, напряженностью, экстазом, враждебностью, подозрительностью, идеями преследования и величия, чувственным, антагонистическим и мессианским бредом. Межгрупповые различия статистически достоверны.

Таким образом, проведенное сопоставление показало, что нозологическая принадлежность в силу неоднородности структурно-динамических характеристик (тип течения, форма и стадия болезни и т.д.) не всегда может быть надежным прогностическим признаком активности бредового поведения при РАБК.

# г~шт тл

В.Э. Пашковский

Выявленное с помощью корреляционного анализа сродство его разновидностей с различными психопатологическими синдромами также не имеет однозначной интерпретации без учета их остроты, тяжести, синдромокинеза и синдромотаксиса. Представляется, что несмотря на то, что бредовое содержание не отражает в полной мере ни психопатологических, ни клинических особенностей психоза, непосредственное переживание сверхъестественного, выраженное в идеях величия и преследования в рамках религиозно-архаического бреда, придает этому переживанию экстремальный характер и особым образом генерирует бредовую активность. Состояния, характеризующиеся экстатически тревожным аффектом, фабулой особой миссии борьбы со злом, убеждением о способности дьявола принимать физический облик других людей в сочетании с императивным галлюцинозом и психическими автоматизмами, представляют высокую социальную опасность и требуют повышенного внимания со стороны психиатров.

Литература

1. Дмитриева, Т.Б. Положий Б.С. Психическое здоровье россиян // Человек - 2002. - № 6 - С. 21-31.

2. Мальцева М.М., Котов В.П. Опасные действия психически больных. - М.: Медицина, 1995. - 256 с.

3. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и проблемы духовной жизни». - М.: Изд-во Свято-Филоретовской правосл.-христианск. школы, 1997 -С. 8-61.

4. ПолищукЮ.И. Некоторые духовные причины и предпосылки развития психопатологических расстройств // Сборник научных трудов Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 / Под общ. ред. И.И. Кутько, П.Т. Петрюка. - Харьков, 1996. -Т. 3. - С. 309-310.

5. Психические расстройства и расстройства поведения ^00^99) (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) / Под общей ред. Б.А. Казаковцева, В.Б. Голанда - СПб.: Изд. дом СПбМАПО, 2003. - 588 с.

6. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ БТАИБИСА. -

9.

M.: MegwaC^epa, 2002. - 312 c.

Gamulescu M.A, Serguhn S., Aigner J.M. et. al. Enucleation as a form of self-aggression-2 case reports and review of the literature // Klin. Monatsbl. Augenheilkd. - 2001. - Vol. 218, N 6. - P. 451-454.

Martiniuc G., Trifina A., Trifina L. Partial oedipism: case report // Oftalmologia. - 2007. - Vol. 51, N 2. - P. 41-48. Reeves R.R., Liberto V. Suicide associated with the Antichrist delusion // J. Forensic Sci. - 2006. - Vol. 51, N 2. -P. 411-412.

10. Schutz A. Some Leading Concepts of Phenomenology // Alfred Schutz Collected Papers I: The Problem of Social Reality / Ed. M. Natanson. - The Hague: Martinus Nijhoff, 1967. -P. 99-137.

Silva J.A.,LeongG.B., WeinstockR. Violent behaviors associated with the antichrist delusion // J. Forensic Sci. - 1997. - Vol. 42, N 6. - P. 1058-1061.

Vendura K., Geserick G. Fatal exorcism. A case report // Arch. Kriminol. - 1997. - Vol. 200, N 3-4. - P. 73-78.

13. Waugh A.C. Autocastration and biblical delusions in schizophrenia // Br. J. Psychiatry. - 1986. - Vol. 149. -P. 656-658.

11

12

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.