Научная статья на тему 'Некоторые европейские компетенции в свете университетского финансового образования'

Некоторые европейские компетенции в свете университетского финансового образования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
160
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / KEY COMPETENCES / COMPETENCE-BASED APPROACH / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сагайдачная Надежда Константиновна

Рассматриваются социально-политические и межкультурные компетенции, являющиеся ключевыми в европейском образовании применительно к российским реалиям, а также возможности, которые для их формирования предоставляет классическое университетское образование в сфере финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some European competences from the point of view of the university financial education

The socio-political and cross-cultural competences which are key in the European education are given in the article in relation to the Russian realities. Also opportunities which are given by classical university financial education for formation of these competences are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые европейские компетенции в свете университетского финансового образования»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 1(17) 2015

УДК 378.1

Н.К. Сагайдачная

НЕКОТОРЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СВЕТЕ

УНИВЕРСИТЕТСКОГО

ФИНАНСОВОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются социально-политические и межкулътурные компетенции, являющиеся ключевыми в европейском образовании применительно к российским реалиям, а также возможности, которые для их формирования предоставляет классическое университетское образование в сфере финансов.

Ключевые слова: ключевые компетенции, компетентностный подход, университетское образование.

При компетентностном подходе к обучению наряду с традиционными характеристиками и результатами обучения (развитие способностей, формирование знаний, навыков и умений) на первый план выдвигаются компетенции. Почти двадцать лет назад на симпозиуме, посвященном вопросам компетенции для Европы, были определены так называемые ключевые компетенции, которыми должны обладать молодые европейцы: политические и социальные, межкультурные, коммуникативные, информационные и персональные. Представляет интерес вопрос о том, как в условиях ориентации российского образования на европейские стандарты оснастить студентов этими компетенциями, в особенности при обучении финансово-учетным специальностям в университете.

Основным докладчиком Ж. Делором1 первыми компетенциями, которыми должны обладать молодые европейцы, были названы социальные и политические компетенции, к ним относится способность принимать на себя ответственность, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества и некоторые другие проявления. Значительная часть будущих экономических профессий наших студентов будет связана с социально-политическими компетенциями, особенно в области финансового менеджмента, аудита эффективности бюджетных средств и гос-финконтроля. Нашим будущим специалистам 1

1 Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Доклад DECS/SC/Sec (96) 43. Берн, 1996. С. 11.

придется не только задавать вопросы о правильности осуществления тех или иных действий, но и о том, подходящим ли образом были реализованы стратегические планы и насколько адекватными были принятые меры. Особенно это коснется специалистов, которые будут занимать должности государственных и муниципальных служащих. Эти вопросы потребуют от них ответов, к которым ни одно компетентностно-ориентированное задание (по крайней мере пока) не может полностью подготовить. Финансист, аудитор, бухгалтер, аналитик работают в действующем правовом поле. Именно они чаще всего затрагивают вопросы, которые связаны с решениями, принимаемыми законодательными органами и имеющими отношение не только к сфере финансовой политики, но и политике вообще.

По существу эти вопросы являются более общей проблемой - проблемой соотношения общественных и личных интересов, сочетаемости общегосударственного и частного. При прежнем политическом режиме частные интересы находились в безусловном подчинении общественногосударственным, зачастую не только в ущерб частным интересам, но и государственным. В современной России грань между общественными и личными интересами, государственными и частными интересами оказалась размытой, что особенно заметно в многочисленных ситуациях, когда частные интересы или корпоративная выгода удовлетворяются за счет общественного достояния, в первую очередь за счет бюджетных средств. Поэтому формирование социальнополитических компетенций в России идет в условиях, значительно отличающихся от европейских.

Если специалист работает не в рамках аудита эффективности бюджетных средств или государственного (муниципального) контроля, то он вольно или невольно будет оценивать правильность решений, приоритетов социальной и экономической политики, целесообразности и эффективности мероприятий, финансируемых и реализуемых органами власти на федеральном или региональном уровне или органами местного самоуправления. Поэтому, когда зачастую на поверхности лежат факты неэффективного использования государственных (муниципальных) средств, которые ставят под сомнение правильность и обоснованность властных предписаний, специалист оказывается в ситуации, где сопредельными являются такие категории, как «финансы» и «политика», «экономика» и «политика».

Похожая ситуация возникает и в сфере частного предпринимательства, корпоративного управления, только там речь идет об эффективности использования финансовых, трудовых, материальных ресурсов конкретного предприятия. Именно здесь находит проявление сочетание

23

Сагайдачная Н.К.

24

личных интересов с потребностями предприятия, участия в принятии коллективных решений.

Позиция, занятая специалистом в таких сложных вопросах, будет зависеть от того, насколько полно и грамотно сформированы социальные и политические компетенции; от этого же будут зависеть и решения молодых специалистов.

Мы не случайно сделали оговорку относительно работников госфинконтроля и аудита эффективности бюджетных средств, так как у них чётко определены рамки полномочий, в том числе они не могут давать политических оценок действиям должностных лиц. В условиях, когда государство не служит обществу, а отказывает ему услуги, обеспечить сопряженность личных интересов с общественными и корпоративными, участвовать в развитии демократических институтов чрезвычайно сложно. Но традиции университетов лежат именно в этой плоскости: это прежде всего касается как физически малоосязаемой демократической атмосферы классических университетов, так и вполне проявляемых форм сотрудничества преподавателей и студентов в сфере науки, культуры, свободного досуга.

Сейчас, когда обществу и молодым людям необходимы социально полезные цели и социально полезные образцы поведения, именно университет с его миссией, традициями, с преданностью его сотрудников, преподавателей общему делу может быть именно таким образцом.

Второй по значимости компетенцией, связанной с жизнью в поликультурном обществе, Ж. Делор назвал межкультурные компетенции, такие как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур. В юношеском возрасте, совпадающем по времени с обучением в университете, происходит осмысление социально значимой информации, молодые люди определяют собственную гражданскую позицию. Такие процессы происходят всегда, через них проходят все поколения, но нынешняя студенческая среда сильно изменилась: сейчас это поликультурное пространство, которое представляет разные этнокультуры и религии, культуру многих российских народов и стран. На наших глазах формируется новый поликультурный социум, происходят интеграционные процессы межкультурного общения. В советское время в такое многонациональное пространство трансформировалась единая социалистическая идеология, которая нивелировала, часто искусственно, многие различия.

В настоящее время ситуация является более сложной, так как страна не имеет чётко выраженной национальной идеи, даже само существование такой идеи и необходимость ее ставят-

ся под сомнение; поэтому встает вопрос о том, что должно было заменить партийную идеологию советского периода? По нашему мнению, мы должны транслировать в это пространство такие культурные, социально и научно значимые университетские ценности, которые направлены на уважение других и способность жить с людьми других убеждений и культур. Именно в университетских традициях заложено уважение к другим точкам зрения, позициям по разным научным вопросам, принятие различий в миропонимании. Наука, научное познание и образование являются частью культуры в широком ее понимании, и мы обязаны использовать все возможности для формирования компетенций, связанных с жизнью в поликультурном обществе. Такую возможность нам предоставляет сам учебный процесс. Ни в коем случае нельзя, ссылаясь на недостаток учебного времени, отказываться от фундаментальности и научности, являющимися главными признаками университетского образования и знаниевого подхода, в пользу (угоду) прагматичности и модульной перманентности, свойственной компе-тентностному подходу: в рамках учебного процесса знаниевый и компетентностный подходы должны сочетаться.

Какой бы подход не был реализован при обучении, в основе его лежат текст и речь, и особое значение имеет речевосприятие. Восприятие инокультурного текста является одновременно и проявлением межкультурного общения, и процессом сопряжения между собой тех представлений, которые бытуют в сознании представителей разных культур. Как указывают исследователи, «это во многом конфликтный процесс, так как главной причиной непонимания при межкультурном общении признается различие национальных созна-1

ний коммуникантов» .

Поэтому классически построенная лекция, объективно отражающая разные точки зрения на исследуемый вопрос и дающая обзор эволюции различных позиций, в большей степени является образцом толерантности, чем специально организованные акции против расизма, фашизма или ксенофобии, поскольку подобная лекция показывает различие в научных взглядах и выявляет их общие черты, демонстрирует их принятие, воспитывает уважение к мнению разных исследователей при одновременном формировании критичности. Такая лекция, дополненная, например, семинаром-диспутом с расширенным обзором исследуемого вопроса по разным источникам, требует от студентов развития и применения аналитических способностей, объективности и беспристрастности, а подготовленное компетентно-стно-ориентированное задание позволит проявить 1

1 Хохолова И.С. Читательские (концептуальные) проекции «мужественность» и «женственность» в межкультурном общении // Сибирский филологический журнал. № 2. Новосибирск: НГУ, 2013. С. 69.

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 1(17) 2015

НЕКОТОРЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СВЕТЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

логику аргументов, поиск наилучших методов доказательств, принятие позиции «за» или «против» иной точки зрения.

В этом плане финансовые дисциплины представляют собой благодатное поле, поскольку вопросы сущности финансов, их функций, общественного назначения, роли государства в экономике и многие другие вопросы до сих пор

являются актуальными и дискуссионными. И если во внеучебное время преподаватель имеет мало возможностей влияния на толерантность, то опосредованное влияние возможно оказывать через сам учебный процесс, применяя различные методические приемы, направленные на формирование компетенций, связанных с жизнью в поликультурном обществе.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.