ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 1(17) 2015
УДК 378.1
Н.К. Сагайдачная
НЕКОТОРЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СВЕТЕ
УНИВЕРСИТЕТСКОГО
ФИНАНСОВОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются социально-политические и межкулътурные компетенции, являющиеся ключевыми в европейском образовании применительно к российским реалиям, а также возможности, которые для их формирования предоставляет классическое университетское образование в сфере финансов.
Ключевые слова: ключевые компетенции, компетентностный подход, университетское образование.
При компетентностном подходе к обучению наряду с традиционными характеристиками и результатами обучения (развитие способностей, формирование знаний, навыков и умений) на первый план выдвигаются компетенции. Почти двадцать лет назад на симпозиуме, посвященном вопросам компетенции для Европы, были определены так называемые ключевые компетенции, которыми должны обладать молодые европейцы: политические и социальные, межкультурные, коммуникативные, информационные и персональные. Представляет интерес вопрос о том, как в условиях ориентации российского образования на европейские стандарты оснастить студентов этими компетенциями, в особенности при обучении финансово-учетным специальностям в университете.
Основным докладчиком Ж. Делором1 первыми компетенциями, которыми должны обладать молодые европейцы, были названы социальные и политические компетенции, к ним относится способность принимать на себя ответственность, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества и некоторые другие проявления. Значительная часть будущих экономических профессий наших студентов будет связана с социально-политическими компетенциями, особенно в области финансового менеджмента, аудита эффективности бюджетных средств и гос-финконтроля. Нашим будущим специалистам 1
1 Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Доклад DECS/SC/Sec (96) 43. Берн, 1996. С. 11.
придется не только задавать вопросы о правильности осуществления тех или иных действий, но и о том, подходящим ли образом были реализованы стратегические планы и насколько адекватными были принятые меры. Особенно это коснется специалистов, которые будут занимать должности государственных и муниципальных служащих. Эти вопросы потребуют от них ответов, к которым ни одно компетентностно-ориентированное задание (по крайней мере пока) не может полностью подготовить. Финансист, аудитор, бухгалтер, аналитик работают в действующем правовом поле. Именно они чаще всего затрагивают вопросы, которые связаны с решениями, принимаемыми законодательными органами и имеющими отношение не только к сфере финансовой политики, но и политике вообще.
По существу эти вопросы являются более общей проблемой - проблемой соотношения общественных и личных интересов, сочетаемости общегосударственного и частного. При прежнем политическом режиме частные интересы находились в безусловном подчинении общественногосударственным, зачастую не только в ущерб частным интересам, но и государственным. В современной России грань между общественными и личными интересами, государственными и частными интересами оказалась размытой, что особенно заметно в многочисленных ситуациях, когда частные интересы или корпоративная выгода удовлетворяются за счет общественного достояния, в первую очередь за счет бюджетных средств. Поэтому формирование социальнополитических компетенций в России идет в условиях, значительно отличающихся от европейских.
Если специалист работает не в рамках аудита эффективности бюджетных средств или государственного (муниципального) контроля, то он вольно или невольно будет оценивать правильность решений, приоритетов социальной и экономической политики, целесообразности и эффективности мероприятий, финансируемых и реализуемых органами власти на федеральном или региональном уровне или органами местного самоуправления. Поэтому, когда зачастую на поверхности лежат факты неэффективного использования государственных (муниципальных) средств, которые ставят под сомнение правильность и обоснованность властных предписаний, специалист оказывается в ситуации, где сопредельными являются такие категории, как «финансы» и «политика», «экономика» и «политика».
Похожая ситуация возникает и в сфере частного предпринимательства, корпоративного управления, только там речь идет об эффективности использования финансовых, трудовых, материальных ресурсов конкретного предприятия. Именно здесь находит проявление сочетание
23
Сагайдачная Н.К.
24
личных интересов с потребностями предприятия, участия в принятии коллективных решений.
Позиция, занятая специалистом в таких сложных вопросах, будет зависеть от того, насколько полно и грамотно сформированы социальные и политические компетенции; от этого же будут зависеть и решения молодых специалистов.
Мы не случайно сделали оговорку относительно работников госфинконтроля и аудита эффективности бюджетных средств, так как у них чётко определены рамки полномочий, в том числе они не могут давать политических оценок действиям должностных лиц. В условиях, когда государство не служит обществу, а отказывает ему услуги, обеспечить сопряженность личных интересов с общественными и корпоративными, участвовать в развитии демократических институтов чрезвычайно сложно. Но традиции университетов лежат именно в этой плоскости: это прежде всего касается как физически малоосязаемой демократической атмосферы классических университетов, так и вполне проявляемых форм сотрудничества преподавателей и студентов в сфере науки, культуры, свободного досуга.
Сейчас, когда обществу и молодым людям необходимы социально полезные цели и социально полезные образцы поведения, именно университет с его миссией, традициями, с преданностью его сотрудников, преподавателей общему делу может быть именно таким образцом.
Второй по значимости компетенцией, связанной с жизнью в поликультурном обществе, Ж. Делор назвал межкультурные компетенции, такие как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур. В юношеском возрасте, совпадающем по времени с обучением в университете, происходит осмысление социально значимой информации, молодые люди определяют собственную гражданскую позицию. Такие процессы происходят всегда, через них проходят все поколения, но нынешняя студенческая среда сильно изменилась: сейчас это поликультурное пространство, которое представляет разные этнокультуры и религии, культуру многих российских народов и стран. На наших глазах формируется новый поликультурный социум, происходят интеграционные процессы межкультурного общения. В советское время в такое многонациональное пространство трансформировалась единая социалистическая идеология, которая нивелировала, часто искусственно, многие различия.
В настоящее время ситуация является более сложной, так как страна не имеет чётко выраженной национальной идеи, даже само существование такой идеи и необходимость ее ставят-
ся под сомнение; поэтому встает вопрос о том, что должно было заменить партийную идеологию советского периода? По нашему мнению, мы должны транслировать в это пространство такие культурные, социально и научно значимые университетские ценности, которые направлены на уважение других и способность жить с людьми других убеждений и культур. Именно в университетских традициях заложено уважение к другим точкам зрения, позициям по разным научным вопросам, принятие различий в миропонимании. Наука, научное познание и образование являются частью культуры в широком ее понимании, и мы обязаны использовать все возможности для формирования компетенций, связанных с жизнью в поликультурном обществе. Такую возможность нам предоставляет сам учебный процесс. Ни в коем случае нельзя, ссылаясь на недостаток учебного времени, отказываться от фундаментальности и научности, являющимися главными признаками университетского образования и знаниевого подхода, в пользу (угоду) прагматичности и модульной перманентности, свойственной компе-тентностному подходу: в рамках учебного процесса знаниевый и компетентностный подходы должны сочетаться.
Какой бы подход не был реализован при обучении, в основе его лежат текст и речь, и особое значение имеет речевосприятие. Восприятие инокультурного текста является одновременно и проявлением межкультурного общения, и процессом сопряжения между собой тех представлений, которые бытуют в сознании представителей разных культур. Как указывают исследователи, «это во многом конфликтный процесс, так как главной причиной непонимания при межкультурном общении признается различие национальных созна-1
ний коммуникантов» .
Поэтому классически построенная лекция, объективно отражающая разные точки зрения на исследуемый вопрос и дающая обзор эволюции различных позиций, в большей степени является образцом толерантности, чем специально организованные акции против расизма, фашизма или ксенофобии, поскольку подобная лекция показывает различие в научных взглядах и выявляет их общие черты, демонстрирует их принятие, воспитывает уважение к мнению разных исследователей при одновременном формировании критичности. Такая лекция, дополненная, например, семинаром-диспутом с расширенным обзором исследуемого вопроса по разным источникам, требует от студентов развития и применения аналитических способностей, объективности и беспристрастности, а подготовленное компетентно-стно-ориентированное задание позволит проявить 1
1 Хохолова И.С. Читательские (концептуальные) проекции «мужественность» и «женственность» в межкультурном общении // Сибирский филологический журнал. № 2. Новосибирск: НГУ, 2013. С. 69.
ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 1(17) 2015
НЕКОТОРЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СВЕТЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
логику аргументов, поиск наилучших методов доказательств, принятие позиции «за» или «против» иной точки зрения.
В этом плане финансовые дисциплины представляют собой благодатное поле, поскольку вопросы сущности финансов, их функций, общественного назначения, роли государства в экономике и многие другие вопросы до сих пор
являются актуальными и дискуссионными. И если во внеучебное время преподаватель имеет мало возможностей влияния на толерантность, то опосредованное влияние возможно оказывать через сам учебный процесс, применяя различные методические приемы, направленные на формирование компетенций, связанных с жизнью в поликультурном обществе.
25