Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ДЕФЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ ДЕФЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА / ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ / ПУТИ УСТРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олжабаева Ксения Булатовна

В статье рассмотрены некоторые дефекты в правовом регулировании труда медицинских и фармацевтических работников, возникающие в результате внутренней рассогласованности правовых норм о статусе этих работников в Кодексе РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 7 июля 2020 года и ведомственных нормативных правовых актах, разработанных в развитие данного кодекса. При этом особое внимание уделено пробелам в законодательстве - полному или частичному отсутствию правового регулирования определенных общественных отношений, объективно требующих своей регламентации посредством правовых норм. Несмотря на то, что в праве разработано и применяется множество различных приемов преодоления имеющихся пробелов, делается вывод об устранении выявленных пробелов путем принятия нового нормативного правового акта. Отмечается, что поверхностное раскрытие правового статуса рассматриваемой категории работников при его полном отсутствии в Трудовом Кодексе Республики Казахстан показывает неполноту в целом Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Учитывая данное обстоятельство, подробно исследованы, с позиции выявления пробелов, положения главы 30 данного Кодекса, в частности, отсутствие норм, посвящённых оценке психического состояния медицинских и фармацевтических работников; смешение обязанностей с правами; отсутствие важнейших ограничений в целях защиты здоровья населения; неправильное определение «врачебной тайны» и «тайны медицинского работника» и т.п. Отмечено поверхностное изложение правового статуса фармацевта и провизора, где также законодателем допущены ряд серьезных пробелов, требующих устранения. В результате проведенного исследования сформулированы некоторые способы устранения выявленных пробелов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олжабаева Ксения Булатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME DEFECTS IN THE LABOR LEGISLATION OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EMPLOYEES AND METHODS TO ELIMINATE

The article covers some defects in the legal regulation of labour among medical and pharmaceutical employees arising from internal inconsistency of legal norms on the status of these employees in the Code of the Republic of Kazakhstan «On public health and healthcare system» dated July 7, 2020 and departmental regulatory acts prepared in the development of this code. At that, special attention is paid to legal gaps - complete or partial absence of legal regulation of certain public relations that objectively require their regulation through legal norms. Despite the fact that many different methods of overcoming existing gaps were developed and applied in law, it is concluded that the identified gaps are eliminated by adopting a new regulatory act. It is noted that the superficial disclosure of the legal status of the category of employees in its complete absence in the Labor Code of the Republic of Kazakhstan shows the incompleteness of the Code of the Republic of Kazakhstan «On public health and healthcare system» as a whole. Taking into account this circumstance, the provisions of Chapter 30 of this Code, in particular, the absence of norms devoted to the assessment of the mental state of medical and pharmaceutical employees; the confusion of duties with rights, were studied in detail from the position of identifying gaps.; absence of the most important restrictions in order to protect public health; incorrect definition of «medical privacy» and «secrets of a medical employee», etc. A superficial interpretation of the legal status of a pharmacist and druggist was noted, where the legislator also admitted a number of serious gaps that need to be eliminated.As a result of the conducted research, some methods of eliminating the identified gaps are formulated.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ДЕФЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ»

CL

<

CL

в X

УДК 349.2

НЕКОТОРЫЕ ДЕФЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Олжабаева Ксения Булатовна

Докторант PhD Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, e-mail: xeniya_ast@mail. ru

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые дефекты в правовом регулировании труда медицинских и фармацевтических работников, возникающие в результате внутренней рассогласованности правовых норм о статусе этих работников в Кодексе РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 7 июля 2020 года и ведомственных нормативных правовых актах, разработанных в развитие данного кодекса. При этом особое внимание уделено пробелам в законодательстве - полному или частичному отсутствию правового регулирования определенных общественных отношений, объективно требующих своей регламентации посредством правовых норм. Несмотря на то, что в праве разработано и применяется множество различных приемов преодоления имеющихся пробелов, делается вывод об устранении выявленных пробелов путем принятия нового нормативного правового акта.

Отмечается, что поверхностное раскрытие правового статуса рассматриваемой категории работников при его полном отсутствии в Трудовом Кодексе Республики Казахстан показывает неполноту в целом Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Учитывая данное обстоятельство, подробно исследованы, с позиции выявления пробелов, положения главы 30 данного Кодекса, в частности, отсутствие норм, посвящённых оценке психического состояния медицинских и фармацевтических работников; смешение обязанностей с правами; отсутствие важнейших ограничений в целях защиты здоровья населения; неправильное определение «врачебной тайны» и «тайны медицинского работника» и т.п. Отмечено поверхностное изложение правового статуса фармацевта и провизора, где также законодателем допущены ряд серьезных пробелов, требующих устранения.

В результате проведенного исследования сформулированы некоторые способы устра-

g нения выявленных пробелов.

Ключевые слова: дефекты трудового права, пробелы в законодательстве, путиустра-

g нения.

CD

О

СП <

* МЕДИЦИНА ЖЭНЕ ФАРМАЦЕВТИКА ЦЫЗМЕТКЕРЛЕРШЩ ь ЕЦБЕК ТУРАЛЫ ЗАЦНАМАСЫНДАГЫ КЕЙБ1Р КЕМШ1Л1КТЕР 5 ЖЭНЕ ОЛАРДЫ ЖОЮ ЖОЛДАРЫ

< о

о Ксения Булатовна Олжабаева

<1

СП <

Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттыцуниверситеттщ PhD докторанты, Казацстан Республикасы, Нур-Султан ц., e-mail: xeniya_ast@mail.ru

^ Аннотация. Мацалада 2020 жылгы 7 ш1лдедег1 «Халыц денсаулыгы жэне денсаулыц

^ сацтау ЖYйесi туралы» КР Кодекстде жэне осы Кодекст1 жетшд1руге эз1рленген ве-

^ домстволыц нормативтт цуцыцтыц актшерде осы цызметкерлердщ мэртебеЫ туралы

m цуцыцтыц нормалардыц шк сэйкесЫздт нэтижестде туындайтын Медициналыц жэне

фармацевтикалыц цызметкерлердщ ецбегт цуцыцтыц реттеудегг кейбгр кемшшктер царалды. Бул ретте зацнамадагы олцылыцтарга - цуцыцтыц нормалар арцылы вз1н1ц реттемеленут объективт1 талап ететт белгш б1р цогамдыц цатынастарды цуцыцтыц реттеудщ толыц немесе iштара болмауына ерекше назар аударылды. Куцыцта бар олцылыцтарды ецсерудщ квптеген тYрлi тэсiлдерi эзiрленiп, цолданылатынына цара-мастан, жаца нормативтж цуцыцтыц актш цабылдау арцылы аныцталган олцылыцтарды жою туралы цорытынды жасалады.

Казацстан Республикасыныц Ецбек кодекстде толыц болмаган кезде царалатын цыз-меткерлер санатыныц цуцыцтыц мэртебестщ Yстiрт ашылуы «Халыц денсаулыгы жэне денсаулыц сацтау ЖYйесi туралы» Казацстан Республикасы Кодекстщ толыц еместтн кврсетедi. Осы мэн-жайды ескере отырып, олцылыцтарды аныцтау тургысынан осы Кодекстщ 30-тарауыныц ережелерi, атап айтцанда, медицина жэне фармацевтика цы-зметкерлертщ психикалыц жай-куйт багалауга арналган нормалардыц жоцтыгы; мiн-деттердщ цуцыцпен араласуы; халыцтыц денсаулыгын цоргау мацсатында мацызды шек-теулердщ болмауы; «дэр^ерлт цупияны» жэне «медицина цызметкертщ цупиясын» жэне т.б. дурыс айцындамау егжей-тегжейлi зерттелдi. Фармацевт пен дэршшц цуцыцтыц мэртебестщ Yстiрт баяндалуы атап втыдi, бул кезекте де зац шыгарушы тарапынан жоюды талап ететт бiрцатар елеулi олцылыцтарга жол бершген.

Зерттеу нэтижестде аныцталган олцылыцтарды жоюдыц кейбiр жолдары тужы-рымдалган.

TyMh свздер: ецбек цуцыгыныц кемшiлiктерi, зацнамадагы олцылыцтар, жою жолдары.

SOME DEFECTS IN THE LABOR LEGISLATION OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EMPLOYEES AND METHODS TO ELIMINATE THEM

Olzhabayeva Xeniya Bulatovna C

PhD student of L. N. Gumilyov Eurasian National University, H

Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan city, e-mail: xeniya_ast@mail.ru K

s

q

Abstract. The article covers some defects in the legal regulation of labour among medical and |

pharmaceutical employees arisingfrom internal inconsistency of legal norms on the status of these 5

employees in the Code of the Republic of Kazakhstan «On public health and healthcare system» >

dated July 7, 2020 and departmental regulatory acts prepared in the development of this code. H

At that, special attention is paid to legal gaps - complete or partial absence of legal regulation g

of certain public relations that objectively require their regulation through legal norms. Despite E

the fact that many different methods of overcoming existing gaps were developed and applied in C

law, it is concluded that the identified gaps are eliminated by adopting a new regulatory act. AA

It is noted that the superficial disclosure of the legal status of the category of employees in its 5

complete absence in the Labor Code of the Republic of Kazakhstan shows the incompleteness of the A

Code of the Republic of Kazakhstan «On public health and healthcare system» as a whole. Taking g

into account this circumstance, the provisions of Chapter 30 of this Code, in particular, the absence o

of norms devoted to the assessment of the mental state of medical and pharmaceutical employees; h

the confusion of duties with rights, were studied in detail from the position of identifying gaps.; g

absence of the most important restrictions in order to protect public health; incorrect definition 1

of «medical privacy» and «secrets of a medical employee», etc. A superficial interpretation of the q

legal status of a pharmacist and druggist was noted, where the legislator also admitted a number p

of serious gaps that need to be eliminated. №

As a result of the conducted research, some methods of eliminating the identified gaps are 5

formulated. )

Key words: defects in labor law, legal gaps, methods to eliminate. 0

2

DOI: 10.52026/2788-5291 2022 68 1 138

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь

ш £

ч О X

0 <

т

1

Введение

При всестороннем анализе законодательства о труде медицинских и фармацевтических работников были выявлены различные недостатки, в основном содержательного характера, что не может не привести к ошибкам в правореализации. Дефекты законодательства являются главной причиной правоприменительных ошибок, хотя они и не получили системного научного объяснения [1].

В своем концептуальном труде «Дефекты трудового права» А. М. Жильцов выделяет следующие признаки дефектов трудового права:

а) несовершенство норм трудового права;

б) проявление дефектов трудового права в результате деятельности правотворческих органов и деятельности высших судебных органов;

в) недостатки и несовершенство норм трудового права нарушают законные интересы субъектов трудового права;

г) причиной появления дефектов трудового права является нарушение технико-юридических правил по подготовке проектов нормативных правовых актов, внесению в них изменений и дополнений, а также расси-стематизация трудового права, в том числе несовершенное устранение дефектов.

На основании вышеизложенного, автор делает всеобъемлющее определение понятия: «Дефекты трудового права - это недостатки, противоречия, несовершенство трудоправовых норм и трудоправовых конструкций, которые приводят к проблемам правоприменения, нарушению трудовых прав и законных интересов субъектов трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений» [2, с. 28]. Именно это определение и легло в основу проведенного в данной статье анализа некоторых норм казахстанского законодательства, регулирующего труд медицинских и фармацевтических работников [3].

Проблемы правового регулирования трудовых отношений с медицинскими и фармацевтическими работниками у нас в стране связаны не только с неэффективной системой управления кадровыми ресурсами, нехваткой квалифицированного управ-

ленческого персонала, но и архисложным трудоправовым регулированием сферы здравоохранения, осложненным разветвленной системой нормативных правовых актов, недостаточно согласованных между собой, а также несовершенством норм и пробелами в законодательстве.

Пробелы в законе имеются там, где нормативный акт, регулируя общественные отношения в общей форме, оставляет какие-то аспекты этих отношений или сходные с ними без правового опосредования, в то время как они должны быть именно в этом акте [1]. Следовательно, поверхностное раскрытие правового статуса медицинских и фармацевтических работников при его полном отсутствии в Трудовом Кодексе Республики Казахстан1 (далее - ТК РК) показывает неполноту в целом Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»2 (далее - КЗ РК).

И данное обстоятельство объективно «вынуждает» нас подробно изучить ряд положений КЗ РК с целью устранения в будущем допущенных законодателем пробелов и противоречий и разработки проекта нового Закона Республики Казахстан «О правовом статусе медицинских и фармацевтических работников».

Материалы и методы исследования

обусловлены отсутствием множества положений в правовом статусе медицинских и фармацевтических работников в КЗ РК, которые объективно должны были находиться в сфере правового регулирования данной категории работников.

Сравнительно-правовой анализ законодательства о труде позволил выявить пробелы, излишнее дублирование, логическую незавершенность трудоправовых норм и иные дефекты в рамках правового статуса, и, в свою очередь, влияющие негативно на правоприменительную практику.

Обсуждение

Подробно остановимся на пробелах в главе 30 КЗ РК «Статус медицинских и фармацевтических работников», которые следует устранить:

Из года в год трудовая функция медицин-

зс 1 Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-К - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: У http://kostacademy.gov.kz/akademija/ooniirid/zhurnal/gilim1_64_2020.pdf

т 2 Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360^1 «О здоровье народа и системе здравоохранения . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc id=34464437&pos=331;-56#pos=331;-56

ских работников усложняется с возложением на них дополнительных обязанностей по сохранению численности населения, уменьшению смертности, стимулированию роста рождаемости за счет оказания качественной медицинской помощи, обусловленных особенностями государственного регулирования и управления в области здравоохранения; стабильно существующими обстоятельствами, как постоянная профилактика заболеваний граждан посредством введения новых норм по укреплению здоровья и внедрению здорового образа жизни и т. п.

Следовательно, необходимо устранить главным образом пробел в части составления трудового договора с медицинскими работниками, в котором должны содержаться не только условия, предусмотренные в ст.24 ТК РК, но и следующие:

а) соответствие наименования должности номенклатуре должностей медицинских работников;

б) выполнение трудовой функции согласно должностной инструкции, утвержденной в медицинской организации;

в) обязанность совершенствования работником профессиональных знаний по дополнительным образовательным программам;

г) обязанность проходить периодическую аттестацию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д) обязанность проходить предварительные и текущие медицинские осмотры;

е) обязанность не разглашать врачебную тайну и привлечение к правовой ответственности за ее разглашение;

ж) ответственность за вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи.

Серьезным пробелом в КЗ РК является отсутствие норм, посвященных оценке психического состояния медицинских и фармацевтических работников.

При проведении предварительного медицинского осмотра для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой работы, а также выявления высокой устойчивости нервной системы необходима оценка их психического состояния с одновременным расширением и дополнением перечня медицинских противопоказаний и профессиональных заболеваний к осуществлению работ с вредными и опасными производственными факторами, выявляемых при проведении медицинских осмотров [4].

3 Закон Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № и дополнениями по состоянию на 30.12.2021 г. - [Эле Document/?doc id=31396226

При этом следует в отдельной статье КЗ РК рассмотреть, какие целевые группы этих работников проходят обязательные предварительные медицинские осмотры, порядок и периодичность этих осмотров.

Как правило, медицинские противопоказания для отказа в поступлении на работу выявляются во время осмотров, что является запретом для работодателей принимать на работу лиц, не прошедших медицинские осмотры и признанных непригодными к работе по состоянию здоровья (п.7 ст.86 КЗ РК).

Обязанности медицинских и фармацевтических работников и ограничения, налагаемые на них, изложены в одной статье КЗ РК, что не совсем правильно с точки зрения законодательной техники. При этом произошло смешение с правами. Так, например, «содействовать профилактике заболеваний, укреплению здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни среди населения»; «привлекать в необходимых случаях для консультаций специалистов другого профиля или более высокой квалификации», на наш взгляд, является правами, а не обязанностью, за невыполнение которой наступает правовая ответственность.

Правильно определив суть «врачебной тайны» в ст.273 КЗ РК, законодатель допускает смешение этого понятия с «тайной ме- Е дицинского работника», что на самом деле Т| не одно и то же и не может не привести к К ошибкам в правоприменительной практике. и Тайна медицинского работника - это Т персональные данные медицинского работ- У ника, которые не подлежат разглашению ^ медицинской организацией. Персональные А медицинские данные, информация о факте о обращения за медицинской помощью, со- Д стоянии здоровья лица, диагнозе его забо- Е левания и иные сведения, полученные при Ь его обследовании и (или) лечении, состав- В ляют не «тайну медицинского работника», И как отмечено в п.1 ст.273 КЗ РК, а «тайну р пациента», которую нельзя разглашать вра- В чу. Значит, статью 273 КЗ РК следовало бы назвать не «тайной медицинского работни- и ка», а «врачебной тайной». Персональные ф данные, согласно пп.2) ст.1 Закона Респу- р блики Казахстан от 21 мая 2013 года № 94-У Ц «О персональных данных и их защите»3, - и сведения, относящиеся к определенному к или определяемому на их основании субъек- № ту персональных данных, зафиксированные (

)

1-У «О персональных данных и их защите» (с изменениями о

ронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/ 2

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

т

1

на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе.

Множество пробелов нами выявлены в КЗ РК по вопросам фармацевтической деятельности:

а) дано очень краткое определение понятию «фармацевтические работники», к которым КЗ РК относит физических лиц, имеющих фармацевтическое образование и осуществляющих фармацевтическую деятельность. Данное определение не раскрывает сути трудовых обязанностей по осуществлению деятельности, связанной с обращением лекарственных средств лицами, имеющими высшее или среднее медицинское образование, а также сертификат специалиста и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами;

б) поверхностно изложены обязанности фармацевтических работников и налагаемые на них ограничения, в частности, отсутствуют такие важнейшие обязанности: соблюдать профессиональную тайну фармацевта; не участвовать в рекламе лекарственных средств и медицинских изделий; не рекомендовать пациентам конкретные объекты розничной реализации лекарственных средств и медицинских изделий в целях личной заинтересованности в получении выгод за свои услуги; не продвигать лекарственные средства и медицинские изделия с участием производителей этих средств и изделий кроме научно-практических конференций и т. п.;

в) в разделе V КЗ РК «Фармацевтическая деятельность, обращение лекарственных средств и медицинских изделий» часто употребляется словосочетание «субъекты в сфере обращения лекарственных средств» без конкретизации видов этих субъектов, что привело к смешению таких понятий, как «фармацевт» и «провизор», «клинический провизор» и «клинический фармаколог» в других нормах КЗ РК.

Клинический провизор - это специалист, который консультирует врача и больного по вопросам рациональной лекарственной терапии, осуществляет лекарственный мониторинг, информирует врачей об особенностях фармакодинамики и фармакокинетики новых лекарственных средств, поступающих в аптечную сеть, совместно с врачом

осуществляет рациональную замену при отсутствии препарата [5]. А клинический фармаколог - это врач, эксперт, который подбирает эффективные препараты для лечения пациентов, наблюдает их влияние в процессе терапии, может менять их на другие лекарства в целях минимизации побочных эффектов [6]. Как видно из этих определений, оба они не занимаются лечением, но от них во многом зависит эффективность терапии пациентов.

Исходя из этого, следует изменить редакцию пп.31) п.1 ст.1 КЗ РК и записать: «Клинический фармаколог - это врач-эксперт, который является координатором рациональной фармакотерапии, профилактики и выявления побочных действий лекарственных средств» без указания на профили «лечебное дело», «педиатрия», «общая медицина».

Одним из главных недостатков КЗ РК следует отметить отсутствие в нем положений по оплате труда и о рабочем времени медицинских и фармацевтических работников.

Общие вопросы нормирования и оплаты труда без учета особенностей труда и заработной платы различных категорий работников отражены в главе 8 ТК РК, а особенности оплаты труда медицинских и фармацевтических работников регламентируются множеством подзаконных нормативных правовых актов. Так, система оплаты труда гражданских служащих, к которым относятся медицинские и фармацевтические работники, а также работники организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работники казенных предприятий, предусмотрена в постановлении Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий»4.

Пример расчета заработной платы врача и заработной платы медицинской сестры, приведенный в данном постановлении, показывает, что заработная плата врача первой категории со стажем 15 лет не превышает 400 долл. США, а медицинской сестры со стажем работы 11 лет - менее 300 долл. США, что подтверждает низкий уровень заработной платы этих работников. Типовая

зс 4 Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда У гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работ-т ников казенных предприятий» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.03.2022 г.). - [Электронныйресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?docid=38093321&showdi=1

система оплаты труда работников государственных предприятий на праве хозяйственного ведения в области здравоохранения, утвержденная приказом министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № КР ДСМ-213/20205, порождает массу практических вопросов ввиду ее сложности для восприятия и неконкретности в отношении медицинских работников. К тому же она внедряется медленно, поскольку одновременно с ней продолжают действовать некоторые приказы министра здравоохранения за 2017 год6. С учетом последних изменений, на наш взгляд, требуется пересмотреть постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 в части уточнения надбавок и доплат за условия труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников некоторых предприятий в сфере здравоохранения.

Сравнительно низкий уровень оплаты труда и мотивация медицинских и фармацевтических кадров никак не связаны с нормами ТК РК, который предоставляет работодателям всех форм собственности определенные возможности в регулировании оплаты труда, поскольку кодекс не ограничивает максимальный размер месячной заработной платы, а наоборот - устанавливает право работодателя на его дифференциацию с учетом квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, а также непосредственных условий труда. А для повышения заинтересованности работников в увеличении эффективности производства и качества выполняемых работ работодателями могут вводиться системы премирования и другие формы стимулирования труда, определенные условиями коллективного трудового договора и (или) актами работодателя. Следовательно, для руководителей медицинских организаций нет никаких правовых ограничений в установлении системы оплаты и поощрения своих работников. При всей привлекательности установленных в централизованном порядке критериев поощрений, перечня над-

бавок и доплат при их практическом применении конкретные их размеры ограничиваются возможностями экономии бюджетных средств этими организациями.

Для фармацевтов Казахстана наиболее острой проблемой является отсутствие дифференцированной оплаты труда и стимулирующих выплат, поскольку доходы этих работников зависят от общего товарооборота аптеки и от количества покупателей, обслуживаемых непосредственно фармацевтом. Как правило, в аптечных организациях применяется повременно-премиальная система оплаты труда, где кроме должностного оклада в заработную плату включаются доплаты и надбавки, а также премии за выполнение плана по выручке.

Несмотря на то, что провизор и фармацевт в основном занимаются созданием лекарственных рецептурных препаратов и консультированием пациентов, их труд оценивается по объемам продаж лекарственных препаратов и медицинских изделий и выручки от реализации. Провизоры и фармацевты не являются торговыми работниками и устанавливать зависимость их заработной платы от выплачиваемых производителями лекарственных средств бонусов за реализацию определенного вида лекарств, в корне несправедливо. В будущем для всех провизоров и фармацевтов, осуществляющих свою деятельность в медицинских организациях, необходимо предусмотреть следующие стимулирующие выплаты: доплаты за стаж работы; доплаты за дополнительное профессиональное образование; выполнение дополнительных обязанностей, как осуществление приема заказа товаров для аптеки; кураторство (наставничество) молодых сотрудников и т. п.

Множество пробелов мы находим в регулировании рабочего времени медицинских работников. В зависимости от занимаемой медицинскими работниками должности (или) специальности необходимо, на наш взгляд, предусмотреть не только 36-часовую неделю согласно «Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасны-

5 Приказ министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ЦР ДСМ-213/2020 «Обутверждении типовой системы оплаты труда работников государственных предприятий на праве хозяйственного ведения в области здравоохранения». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?docid=35209907

6 См: Приказ министра здравоохранения Республики Казахстан от 22 ноября 2017 года № 857 «Обутверждении Правил организации и оплаты дежурств медицинских работников». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online. zakon.kz/Document/?docid=39060954; Приказ министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 сентября 2017 года № 720 «Об утверждении Перечня должностей работников и организаций, которым устанавливается доплата за условия труда». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?docid=32737620

о

X

Т

ы А

о х о

Д

А

сг

В

СП А

>

го О го О

X

е о

"О А

П.

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

т

1

ми условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и повышенный размер оплаты труда, а также правил их предоставления»7, а несколько видов сокращенной продолжительности рабочего времени, исходя из различных условий труда. Так, например, медицинские работники, работающие в кабинетах с гамма-излучением, не могут находиться на работе более 24 часов в неделю, как показывает опыт других стран.

В этой связи мы согласны с мнением Иванова А. И., который, учитывая сложность четкого нормирования и учета времени отдельных категорий медицинских работников, предлагает в законодательном порядке установить максимальную продолжительность рабочего времени для врачей, занятых амбулаторным приемом больных, - 33 часа в неделю, а при привлечении их в отдельные дни недели и к помощи на дому, санитар-но-просветительской и другой работе, входящей в их трудовую функцию, - не более 35 часов в неделю. Правильно он предлагает также изменить сменную работу медицинских работников в 24 часа, поскольку такая продолжительность рабочего дня (смены) негативно отражается на отношении врачей и других медицинских работников к больным, качестве оказываемой ими помощи и на здоровье самих же работников [7].

В казахстанском законодательстве нет понятия «дежурство на дому», не определена его правовая природа, режим и учет времени, оплата труда. При этом «дежурство на дому» - особый вид трудовой деятельности для отдельных категорий медицинских работников, когда они находятся в ожидании распоряжения работодателя о необходимости выполнять трудовые обязанности. Несмотря на то, что дежурства на дому всегда рассматривались как рациональная сфера организации труда медицинских работников в сельской местности, в Казахстане такая организация труда оказалась вне закона, хотя на практике применяется широко.

«Дежурство на дому» следует отличать от «предоставления медицинских услуг дистанционно» в целях диагностики, лечения, медицинской реабилитации и профилактики

заболеваний и травм, проведения исследований посредством цифровых технологий. Дистанционные медицинские услуги предоставляются пациентам на расстоянии посредством объекта информатизации согласно Правил организации, предоставления и оплаты дистанционных медицинских услуг, утвержденных приказом министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 февраля 2021 года № ^Р ДСМ-128.

Очевидно, что работодатель не всегда имеет возможность контролировать при этом соблюдение рабочего времени, что требуется также отразить в данных правилах, одновременно указав на то, что время взаимодействия работника и работодателя включается в рабочее время с соответствующей оплатой.

Результаты

Проведённое исследование позволило нам ответить на вопрос о том, каким образом можно устранить выявленные пробелы:

а) провести глубокое осмысление нерешенных в КЗ РК проблем в части раскрытия содержательной части главы 30 «Статус медицинских и фармацевтических работников»;

б) разработать эффективный механизм защиты трудовых прав медицинских и фармацевтических работников;

в) проанализировать ведомственные нормативные правовые акты с точки зрения их соответствия положениям КЗ РК, а также международным трудовым стандартам;

г) восполнить нормативным регулированием пробелы по вопросам оплаты труда и рабочего времени медицинских и фармацевтических работников, которые объективно требуют такого регулирования;

д) внести соответствующие изменения и дополнения не только в КЗ РК, но и ТК РК.

Заключение

Критический подход к изучению проблем законодательного регулирования труда медицинских и фармацевтических работников считаем вполне возможным, поскольку он дает не только повод для размышлений, но и служит «толчком» для устранения выявленных дефектов при дальнейшем реформировании законодательства.

^ 7 Приказ министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1053. -зс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500012731

У 8 Приказ министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 февраля 2021 года № ЕР ДСМ-12. Зарегистрирован в т Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 февраля 2021 года № 22151. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100022151

Настоящее исследование профинансиро- разования и науки Республики Казахстан вано Комитетом науки Министерства об- (грант №АР08857075).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов В. М. Признаки ошибочности концепции законопроекта // Правотворческие ошибки: понятие, виды, практика и техника устранения в постсоветских государствах: материалы Международного научно-практического круглого стола (29-30 мая 2008 г.) / под ред. В. М. Баранова, И. М. Мацкевича. М.: Проспект, 2009. - С. 91-115.

2. Жильцов М.А. Дефекты трудового права и способы их преодоления: автореф.дисс... канд.юрид.наук. - Екатеринбург, УРГЮА, 2011. - 56 с.

3. Олжабаева К.Б. Анализ казахстанского законодательства, регулирующего труд медицинских и фармацевтических работников // ВЕСТНИК Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия Право. № 4 (137)/2021. - С.132-142.

4. Иванова Н.А. Особенности правового регулирования труда медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук 12.00.05/Иванова Наталья Анатольевна - Е., 2012. С. 30.

5. Сергиенко А.В., Ивашев М.Н. Клинический провизор - востребованная специальность для медицинской службы России // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 3. -С. 152-153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Бурбелло А.Т., Федоренко А.С., Сычев Д.А. и др. Значение профессионального стандарта в работе клинического фармаколога в медицинской организации // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. - 2018. - Т. 10. - № 3. - C. 5-18.

7. Иванов А.И. Особенности трудового договора с медицинскими работниками: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. /А.И. Иванов. -М.: АТиСО, 2007. - 27 с.

REFERENCES

1. Baranov V.M. Priznaki oshibochnosti koncepcii zakonoproekta // Pravotvorcheskie ^ oshibki: ponjatie, vidy, praktika i tehnika ustranenija v postsovetskih gosudarstvah: materialy ^ Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo kruglogo stola (29-30 maja 2008 g.) /pod red. V.M. q Baranova, I.M. Mackevicha. M.: Prospekt, 2009. - S. 91-115.

2. Zhil'covM.A. Defekty trudovogoprava i sposoby ihpreodolenija: avtoref.diss... kand.juriid. A nauk. - Ekaterinburg, URGJuA, 2011. - 56 s. A

3. OlzhabaevaK.B. Analiz kazahstanskogo zakonodatel 'stva, regulirujushhego trudmedicinskih g i farmacevticheskih rabotnikov // VESTNIK Evrazijskogo nacional'nogo universiteta imeni L.N. o Gumileva. SerijaPravo. № 4(137)/2021. - S.132-142. E

4. Ivanova N.A. Osobennosti pravovogo regulirovanija truda medicinskih rabotnikov v 5 uslovijah reformirovanija zdravoohranenija: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. jurid. nauk q 12.00.05/IvanovaNatal'jaAnatol'evna-E., 2012. S. 30.

5. Sergienko A.V., Ivashev M.N. KLINIChESKIJ PROVIZOR - VOSTREBOVANNAJa SPE- ^ CIAL ''NOST''DLJaMEDICINSKOJSLUZhBYROSSII// Uspehi sovremennogo estestvoznani- > ja. - 2013. - № 3. - S. 152-153. g

6. Burbello A.T., Fedorenko A.S., Sychev D.A., i dr. Znachenie professional'nogo standarta v §< rabote klinicheskogo farmakologa v medicinskoj organizacii // Vestnik Severo-Zapadnogo gosu- X darstvennogo medicinskogo universiteta im. I.I. Mechnikova. - 2018. - T. 10. - №3. - C. 5-18.

7. Ivanov A.I. Osobennosti trudovogo dogovora s medicinskimi rabotnikami: avtoref. dis. ... A kand. jurid. nauk. /A.I. Ivanov. -M.: ATiSO, 2007. - 27 s.

p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.