Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ БЫХОВСКОГО РАЙОНА'

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ БЫХОВСКОГО РАЙОНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ БЫХОВСКОГО РАЙОНА»

Содержание микроэлементов в рационах питания населения Ташкентской области

Район а Йод (в мкг) Медь (в мг) Кобальт (в мг) Цинк (в мг)

э- 5 М±т

Янгиюльский Буки некий Пскентский г. Алмалык Бостандыкский Аккурганский Орджоникидзевский о о о о о о о 52,37^4,71 43,48— 1,52 47,58—2,10 32,25— 1,66 57,63—3,30 63,1 — 2,77 72,29—10,75 3,46—0,17 6,24^0,31 14,08— 1,25 11,44—0,41 3,79—0,24 13,25— 1,466 1,92^0,28 0,27^:0,02 0,24—0,028 0,44^:0,05 0,145^0,089 0,784—0,047 0,775^:0,059 0,658—0,18 4,47^0,13 47,72— 1,84 49,41^ 1,23 47,56^:0,43 5,29^0,21 45,55^3,34 4,9^0,63

Коэффициент корреляции —0.7 ±0,1 —0,6 =£0.3

Суточная потребность (по А. И. Войнару) 100—200 2 2—5 12—16

ским зобом (см. таблицу). Из таблицы видно, что наибольшее количество йода (57,63 ± ± 3,3, 63,1 ± 2,77 и 72,29 ± 0,75 мкг) и кобальта (0,658 ± 0,18, 0,775 ± 0,059 и 0,784 ± ± 0,047 мг) встречается в рационах питания населения районов с наименьшей заболеваемостью эндемическим зобом (Бостандыкский, Аккурганский и Орджоникидзевский). В отношении меди и цинка какой-либо закономерности не выявлено. Следует указать на то, что население изученных нами районов не получает в полной мере с суточным рационом йод и кобальт, а население Янгиюльского, Бостандыкского и Орджоникидзевского районов — цинк.

Для выяснения зависимости заболеваемости эндемическим зобом населения районов Ташкентской области от содержания йода, меди, кобальта и цинка в суточных рационах питания мы рассчитали коэффициент Корреляции. На основании его установлена средняя обратная зависимость заболеваемости от содержания йода и кобальта в суточных рационах (коэффициент корреляции — 0,7—0,6) и слабая прямая зависимость заболеваемости от содержания цинка (коэффициент корреляции -f- 0,3). Зависимости заболеваемости населения районов Ташкентской области эндемическим зобом от поступления в организм меди с суточным рационом питания не обнаружено (коэффициент корреляции + 0,1). Из таблицы видно также, что население исследованных нами районов получает недостаточное количество йода и кобальта с рационами питания.

ЛИТЕРАТУРА. Войнар А. И. Микроэлементы в живой природе. М., 1962.— Минх A.A. Методы гигиенических исследований. М., 1967.

Поступила 31/1 1974 г.

УДК 371.73(476.2-22;

В. И. Глейзеров

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ БЫХОВСКОГО РАЙОНА

Быховская районная санэпидстанция Могилевской области

Путем обследования по специальной схеме с применением анкет зимой 1972/73 учебного года в общеобразовательных средних школах Быховского района Могилевской области мы изучали состав учителей, преподающих физическую культуру, условия проведения занятий по этой дисциплине, полноту охвата учащихся различными формами физического воспитания, организацию занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, развитие двигательных навыков учащихся младших классов. В 16 сельских и 2 городских школах, охваченных обследованием, обучается 7505 школьников, из них 1238 в младших классах. В разработку вошло 332 анкеты, заполненные учащимися 1—3-го классов сельских школ.

Установлено, что среди учителей, преподающих физическую культуру в сельских школах, 6 лиц с высшим физкультурным образованием, 16 — со средним и 13 педагогов иного профиля. Обеспеченность сельских школ волейбольными и баскетбольными площад-

ками, беговыми дорожками и ямами для прыжков составляет 100%, футбольными полями — 93,8%, гимнастическими городками—68,8% и катками—12,5%. Может использовать для спортивно-оздоровительных целей стадионы близко расположенных предприятий и хозяйств 50% школ. Сельские школы располагают спортивным оборудованием и инзента-рем 3—7 наименований вместо 22 согласно нормативному перечню. В связи с этим возможности овладения учащимися двигательными навыками, предусмотренными программой, в значительной мере.ограничиваются.

Учащиеся городских и сельских школ подвергаются медицинскому обследованию 1 раз, в начале учебного года. Повторными осмотрами в сельской местности охвачено 17,4% школьников 1—3-х классов, 21,4%—4—7-х классов и 25,1% — 8-х классов. Школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенных к специальной медицинской группе, в городских школах 5,2% и сельских — 1,5%. Лучшее по сравнению с городскими состояние здоровья сельских школьников объясняется, по-видимому, большей продолжительностью пребывания цоследних на свежем воздухе, широким привлечением их к выполнению сельскохозяйственных работ. В известной мере это может быть связано также с недостатками диагностики, так как к осмотрам сельских школьников реже привлекаются специалисты узкого профиля.

Гимнастика до начала уроков в сельских школах, как правило, не проводится. По некоторым наблюдениям, в условиях сельской местности ходьба из дома в школу на определенное расстояние приобретает значение своеобразной гимнастики и способствует повышению умственной работоспособности учащихся (X. А. Бекмансуров). Очевидно, необходимы дальнейшие исследования с целью обоснования изменений учебной программы по физическому воспитанию в сельских школах.

Организованными играми во время перемен в сельских школах охвачено 26,3% учащихся всех возрастов, а среди младших школьников — 72,3%, физкультминутками в младших классах охвачено 89,1% детей. Недостатки физического воспитания учащихся младших классов не позволяют обеспечить полную профилактику утомления (Г. Н. Сер-дюковская и Р. А. Калюжная). В подвижных играх в помещении групп продленного дня участвует 84,2% учащихся 1—3-х классов и 88,7%—4—7-х классов, в прогулках — соответственно 89,1 и 89,3%, в уроках игр и физических упражнениях — 68,6 и 89,3%. Таким образом, в сельских школах не в полной мере используются формы физического воспитания, регламентированные учебной программой. Проведение организованных игр и физических упражнений в помещении не способствует развитию устойчивости детского организма к простудным заболеваниям (Р. В. Силла).

Утренней гимнастикой занимается 70,8% опрошенных нами учеников младшего возраста. Большая часть (95,5%) учащихся изъявила желание, чтобы уроки физического воспитания проводились чаще; против этого высказалось 4,5% детей.

Умеют кататься на лыжах и двухколесном велосипеде 84,2 и 74,3% младших школьников, умеют плавать — 55,4%, кататься на коньках — 38,2%. Своим любимым занятием 62,2% опрошенных назвали виды деятельности, связанные с проявлением значительной двигательной активности (плавание, катание на лыжах и велосипеде, игры с мячом, прогулки и т. д.). В 37,8% случаев были названы малоподвижные занятия (пение, рисование, чтение, лепка, шитье).

Выводы

1. При улучшении физического воспитания учащихся общеобразовательных сельских школ необходимо учитывать их недостаточную обеспеченность квалифицированными кадрами (менее V» преподавателей имеют высшее физкультурное образование и более */з не являются специалистами дгнного профиля), отсутствие спортивных залов при большинстве школ, недостаточную обеспеченность их спортивным инвентарем и оборудованием (3—7 наименований вместо 22).

2. Следует обеспечить систематическую работу с учителями младших классов и воспитателями групп продленного дня, а также методическое руководство, связанное с повседневным проведением всех форм физического воспитания.

3. Целесообразно дальнейшее изучение состояния физического воспитания учащихся общеобразовательных сельских школ в широком социально-гигиеническом аспекте.

ЛИТЕРАТУРА. Бекмансуров X. А. Гиг. и сан., 1971, № 9 с. 111. — Сердюковская Г. Н., Калюжная Р. А. Союз врача и педагога. М., 1972. — Силла Р. В. В кн.: Материалы 3-й Научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М., 1966, с. 325.

Поступила 18/111 1974 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.