Научная статья на тему 'БИОГЕОХИМИЧЕСКАЯ ПРОВИНЦИЯ, БЕДНАЯ ЙОДОМ, КОБАЛЬТОМ И МОЛИБДЕНОМ'

БИОГЕОХИМИЧЕСКАЯ ПРОВИНЦИЯ, БЕДНАЯ ЙОДОМ, КОБАЛЬТОМ И МОЛИБДЕНОМ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
108
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Г П. Гуревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БИОГЕОХИМИЧЕСКАЯ ПРОВИНЦИЯ, БЕДНАЯ ЙОДОМ, КОБАЛЬТОМ И МОЛИБДЕНОМ»

200—300 мг/л. Скорость фильтрации при этом должна соответствовать 15—25 минутам контакта воды с мрамором.

5. При эксплуатации установки по улучшению качества дистиллированной воды необходимо создать условия, исключающие возможность попадения в воду постороннего загрязнения.

Поступила 12/1Х 1960 г_

БИОГЕОХИМИЧЕСКАЯ ПРОВИНЦИЯ, БЕДНАЯ ЙОДОМ, КОБАЛЬТОМ И МОЛИБДЕНОМ

Кандидат биологических наук Г. П. Гуревич

Из Владивостокского института эпидемиологии, микробиологии и гигиены

В последние годы все большее внимание гигиенистов привлекает проблема изучения биогеохимических провинций, однако следует признать, что мы еще очень мало знаем о биогеохимических провинциях нашей страны, занимающей огромные пространства Европы и Азии. Об этом свидетельствуют данные картограммы биогеохимических провинций СССР, составленной в 1957 г. проф. В. В. Ковальским. В нее не вошел, в частности. Приморский край, представляющий определенную биогеохимическую провинцию, в которой распространен эндемический зоб, являющийся краевой патологией.

В связи с этим представляет интерес вопрос о йодном уровне биосферы Приморского края, который расположен на побережье Тихого океана, концентрирующего огромные количества йода. Казалось этот факт должен был исключить возникновение здесь заболевания, связанного с йодной недостаточностью, характерной, как правило, для континентального расположенных районов.

Известно, что основное количество йода поступает в организм человека с пищевыми продуктами растительного и животного происхождения. Исследованиями отечественных и зарубежных авторов отмечается связь развития зобных эндемий с территориями подзолистых почв, так как в результате подзолообразования происходит резкое обеднение их йодом. Благоприятное сочетание химических элементов наблюдается в черноземных почвах, что является основанием считать их средний химический состав условным эталоном в целях сравнения с ним содержания элементов в других почвах. Так, в черноземах содержится в среднем 5 . 10—4% йода, а в подзолистых— 2,5. 10—4%, т. е. в 2 раза меньше (В. В. Ковальский, 1957).

Данные о содержании йода в почве и питьевой воде Приморского края представлены в табл. 1. Все исследования проводились по методике, разработанной и рекомендованной Институтом геохимии и аналитической химии Академии наук СССР (1950).

Таблица 1

Содержание йода в воде и почве Приморского края

Объект исследования Количество исследований Среднее содержание йода (в %> Крайние отклонения (в %)

Пэчва . •............. Вода колодцев........... » речная ............ 42 47 21 1,5-10~4 1,1-Ю-7 4,3-10"8 3,5-Ю-5 -5,5-Ю-4' 1,4-Ю-8 — 4,6-10~7 2,8-10-9— 8,5-Ю-8

Из приведенных данных видно, что среднее содержание йода в почвах Приморского края—1,5.10—4% ниже цифр, приводимых В. В. Ковальским для Европейской части Советского Союза (5.10—4% для черноземов и 2,5.10—''% Для подзолистых почв). Это явление находит свое объяснение в комплексе неблагоприятных факторов, сложившихся в Приморском крае. Сюда следует отнести рельеф края, характер почв, гидротермический режим, минеральный состав, реакцию почвы и т. п.

Этим объясняется низкое содержание йода в питьевой воде и пищевых продуктах растительного и животного происхождения.

В литературе имеются указания о том, что в обширной зоне подзолистых почв нашей страны наблюдается недостаток, как правило, не только йода, но одновременно нескольких микроэлементов — меди, кобальта и др. В частности, во многих районах Сибири и Дальнего Востока (Новосибирская, Читинская, Амурская области и Хабаровский край) также отмечается недостаток йода, кобальта и меди (М. Я. Школьник

и Н. А. Макарова, 1957). Поэтому одновременно с уточнением йодного баланса нами также изучалось содержание в биосфере Приморья кобальта и молибдена.

Кобальт причисляется к необходимым питательным биоэлементам, выполняющим в организме многогранные физиологические функции. В настоящее время установлена роль кобальта в процессах кровотворения. Металлоорганическое соединение кобальта— витамин В12 — оказывает хороший лечебный эффект при различных формах анемии у человека и животных.

В. В. Милославский (1956) прямо указывает на установленную в Татарской и Марийской АССР обратную корреляцию между содержанием кобальта в почвах и растениях и интенсивностью зобной эндемии.

По данным Д. П. Малюги (1952), среднее содержание кобальта в почвах СССР составляет 1 . 10—3%. Если выделить из этих почв только подзолистые, то для них среднее содержание кобальта составляет только 30-10—4%. Согласно литературным данным, в некоторых районах нашей страны содержание кобальта в почвах намного ниже. К ним относятся побережье Балтийского меря и Рижского залива в Латвийской ССР, где количество кобальта достигает 1,0- 10—4% (Я. В. Пейве и И. П. Айзупиете, 1945), Щербаковский район Ярославской области, где кобальт в почве находится в пределах 0,8 . 10—4—2,7 . 10—4% (В. В. Ковальский и В. С. Чебаевская, 1951). В этих районах наблюдаются тяжелые заболевания сельскохозяйственных животных, являющиеся результатом кобальтовой недостаточности.

В табл. 2 приведены данные о содержании кобальта в почве и воде Приморского

края.

Таблица 2

Содержание кобальта в воде и почве Приморского края

Объект исследования

Количество исследований

Среднее содер-; жание кобальта (в %)

Крайние отклонения (в %)

Почва . • . Вода колодцев » речная .

28 18 13

1,42-10 1,80-10" 7,10-10"

-4

4.5- Ю-5 —3,8- Ю-4 2,1-10-9—3,7-Ю-8

3.6- Ю-9 —8,7- Ю-8

Приведенные данные свидетельствуют о низком содержании кобальта в почвах Приморья, составляющем в среднем 1,42 . 10—4%. Эта цифра ниже средних данных, приводимых в литературе для подзолистых почв,—3,0.10—4%. Содержание кобальта в питьевой воде колодцев Приморского края составляет в среднем 1,8.10—8%, в речной — 7,1 . 10—9%. Эти цифры также могут быть охарактеризованы как низкие по сравнению с данными литературы.

Представляют интерес данные о роли микроэлемента молибдена в жизни животных и растений. Однако физиологическая роль его в организме изучена еще недостаточно. В последние годы установлено, что молибден необходим для организма, так как является составной частью ферментов — ксантиноксидазы и альдегидоксидазы, принимающих активное участие в процессах тканевого дыхания (А. О. Войнар, 1956).

По данным X. Г. Виноградовой (1952), содержание молибдена в почвах колеблется от 1,5.10—4 до 1,2. 10—3%. По нашим данным, содержание молибдена в почвах Приморского края ниже и составляет в среднем 0,92. 10—4%. Эти цифры приближаются к показателям, полученным Н. М. Уразаевым (1955) для почв Татарской АССР со средней степенью пораженности населения эндемическим зобом.

Таким образом, несмотря на расположение Приморского края на побережье Тихого цкеана, создались условия для обеднения основных объектов внешней среды биологически активными микроэлементами и возникновения эндемического зоба.

ЛИТЕРАТУРА

Виноградова X. Г. В кн.: Микроэлементы в жизни растений и животных. М., 1952, стр. 515.—Войнар А. О. Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека. М., 1953.—Он ж е. В кн.: Микроэлементы в сельском хозяйстве и медицине. Рига, 1956, стр. 499.—Густун М. И. В кн.: Микроэлементы. Тези"-сы докл. Всесоюзн. совещания по микроэлементам. Рига, 1955, стр. 61.—Ковальский В. В. Роль микроэлементов в жизни животных в различных зонах СССР. М., 1957.—Он же. Новые направления и задачи биологической химии сельскохозяйственных животных в связи с изучением биогеохимических провинций. М., 1958.—К о в а л ь-ский В. В., Чебаевская В. С. Докл. Всесоюзн. акад. сельскохозяйственных наук, 1951, № 8, стр. 44.— Малюга Д. П. В кн.: Микроэлементы в жизни растений и животных. М„ 1952, стр. 417.—Милославский В. В. Тезисы докл. 13-го Всесоюзн. съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1956, в. 1. стр. 109—Пейве Я. В., Айзупиете И. П. Изв. АН Латвийск. ССР, 1945, №5

(22), стр. 19.—Уразаев Н. М. Содержание молибдена в почве и пищевых продуктах ТАССР и МАССР. Автореф. дисс. канд. Казань, 1956.—Ш к о л ь н и к М. Я., Макарова Н. А. и др. В кн.: Микроэлементы в сельском хозяйстве. М.—Л., 1957, стр. 105.

Поступила »/IV 1960 г.

' # -йг

О ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ТЯЖЕЛЫМИ МЕТАЛЛАМИ КИСЛЫХ ВОД УГОЛЬНЫХ ШАХТ ДОНБАССА

Младший научный сотрудник И. Т. Климов, старший научный сотрудник кандидат химических наук Н. Г. Фесенко

Из Гидрохимического института АН-СССР

Загрязняющее влияние кислых вод угольных шахт принято оценивать по величине снижения карбонатной буферности и увеличению минерализации поверхностных вод. Кроме того, загрязняющее влияние характеризуется количеством взвешенных веществ, состоящих из раздробленной пустой породы, основных солей и гидратов окисей железа, алюминия и марганца, несомых шахтными водами. Кислые воды угольных шахт содержат также ионы ряда тяжелых металлов. Некоторые металлы, обнаруженные нами (Ni, Со, Cu, РЬ), нормируются перечнем предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов, утвержденным Главной государственной санитарной инспекцией СССР 16/III 1960 г.

Учитывая, что в реки Донбасса, в том числе и в используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения • и рыборазведения, откачивается в сутки более 1 000 000 м3 шахтных вод, из которых примерно 10%, т. е. 100 000 м3 являются кислыми, сведения о содержании в них тяжелых металлов представляют несомненный интерес.

Ниже приводятся результаты исследования на содержание тяжелых металлов в водах шахт треста Несветайантрацит, комбината Ростовуголь (см. таблицу). Содержание взвешенных веществ в шахтных водах подвержено значительным колебаниям

Результаты анализа шахтных вод (пробы фильтрованы через бумажные фильтры

«синяя лента»)

Название шахты Дата исследования Концентрация элементов

в мг/л в мкг/л

Fe-(-2+Fe+3 А1+3 Мп-И Ni+S Cor1 Cu+2

1960 г.

Имени В. И. Ленина ..... 15/1 4,2 5,5 18,8 1 020 600 240

Та же 6/VI 6,5 9,7 14,7 1 300 700 270

Имени С М. Кирова..... 6/V1 45,1 79,3 10,7 780 360 240

(от нескольких до сотен миллиграммов в 1 л), в связи с чем оказалось целесообразным взятые пробы воды фильтровать и анализировать по отдельности фильтрат и осадок.

Сумму железа (Ре+2+Ре+3) определяли методами химического анализа, что касается других металлов, то их определяли спектральными методами в сочетании с предварительным химическим выделением и концентрированием определяемых элементов (№, Со, Аё, Си, V, Бп, Мо, В1, РЬ и Мп). Воду на анализ отбирали в месте выхода ее на дневную поверхность.

Вода шахты имени В. И. Ленина имела рН 6,7 при общей минерализации 4100 мг/л, вода шахты имени С. М. Кирова имела рН 2,6 при минерализации 6200 мг/л. Фильтраты, получаемые в результате фильтрования воды через бумажные фильтры, содержали большие количества железа, алюминия и марганца (см. таблицу). Однако особый интерес представляло ненормально высокое содержание в этих водах № и Со. Так, сумма названных металлов для воды шахты имени С. М. Кирова составляла ! мг/л, а для воды шахты имени В. И. Ленина—1,6—2 мг/л.

Было высказано предположение о том, что N4 и Со могут попадать в шахтные воды за счет интенсивной коррозии металлического оборудования, находящегося в контакте с кислыми водами. Однако анализы проб воды, взятых из кровли промышленных пластов Лутугинского и Несветаевского ¡д, шахты имени В. И. Ленина, показали,

7 Гигиена и санитария, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.