Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ШКОЛ НОРИЛЬСКА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ШКОЛ НОРИЛЬСКА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ШКОЛ НОРИЛЬСКА»

2. Для определения патогенных бактерий на многолетних травах несомненное преимущество имеет метод смывов, тогда как метод отпечатков, хотя и более простой, дает менее надежные результаты.

3. Исследования выживания бактерий на многолетних травах показали, что отмирание микроорганизмов на растениях, не изолированных от действия прямых солнечных лучей, как правило, заканчивается в течение недели. Поэтому можно считать вполне безопасным выпас скота через 14 сут после полива.

ЛИТЕРАТУРА. Б а б о в Д. М.. Надворный H.H., К е й м а х А. С. Гиг. и сан., 1967, № 8, с. 101. — Дашкова Е. М. Санитарно-бактериологическое изучение земледельческих полей орошения г. Ашхабада. Автореф. дисс. канд. Ашхабад, 1966. — Ей Б. Н., А г а д ж а и о в Р. А. и др. Гиг. и сан., 1960, № 12, с. 43. — Скворцов В. В., Киктенко В. С., Кучеренко В. Д. Выживаемость и индикация патогенных микробов во внешней среде. М., 1966. с. 40. — D i е s о 1 d I., В е h-rend L., Z. ges. Hyg., 1970, Bd 16, S. 609. — В г i n g ш а n n G.. Kühn R-, Gesundheitsingenieur, 1958, Bd 79, S. 5. — P о p p L. Wasser und Boden, 1967, Bd 19, S. 43.

Поступила I I/Vl 1974 r.

УДК 613.5:628.7:371.6(571.51-21 Норильск

Кандидаты мед. наук 3. А. Плужникова и Г. Л. Туровец, Г. В. Осколкова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ШКОЛ НОРИЛЬСКА

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Норильская городская санэпидстанция

В Норильске за последние годы построено несколько школ с централизованной приточной вентиляцией при водяном отоплении. Проверка эффективности работы этих систем вентиляции и отопления в условиях первого климатического района представляет научный и практический интерес. С этой целью мы проводили наблюдения в 2 школах Норильска с указанным выше санитарно-техническим оборудованием.

Отопление помещений школ осуществляется с помощью радиаторов типа «М-140». Теплоносителем является вода с температурой 95°. Вентиляционные камеры (по 2 в каждой школе) располагаются в полуподвале. Температура теплоносителя в калориферах для подогрева подаваемого воздуха составляет 130 . Приточный воздух в камерах очищается и подогревается (в обеих школах), а в одной из наблюдаемых школ и увлажняется (школа № 19), а затем по воздуховодам подается в учебные помещения, в актовый, спортивный и обеденный залы, а также в рекреации. Вытяжная вентиляция предусмотрена в кухне, мастерских, лабораторных кабинетах химии и физики. Отсутствие вытяжной вентиляции в учебных помещениях при наличии притока создает подпор воздуха в них и исключает «дутье» из окон.

Для оценки эффективности работы систем отопления и вентиляции в учебных помещениях школ измеряли температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха и температуру внутренних поверхностей ограждающих конструкций, определяли содержание в воздухе углекислоты, учитывали объем подаваемого в помещение воздуха и его температуру. Для оценки влияния на организм микроклимата у учащихся измеряли температуру и электрическое сопротивление кожи, учитывали теплоощущение.

Как показали исследования, при температуре наружного воздуха от —5 до —15° степень нагретости воздуха в учебных помещениях во время занятий колеблется от 18,2 до 24,6°. При более низкой температуре наружного воздуха (от —18 до —22°) степень нагретости воздуха в помещениях в одной из школ колеблется от 18,2 до 22,0°, а в другой — от 21,4 до 25,6°, т. е. в первой школе она находится в допустимых гигиенических пределах, а во второй школе в некоторых случаях несколько выше этих пределов.

Лучший тепловой режим в учебных помещениях одной из школ можно объяснить более высокой температурой отопительных приборов и более высокой температурой подаваемого в классы приточного воздуха. Так, температура поверхности отопительных приборов в первой школе колеблется в пределах 40—55°, а во второй — в пределах 54—60°, температура подаваемого воздуха соответственно составляет 20—21 и 22—24°.

Перепады температуры воздуха по вертикали (на уровне 0,8 и 0,1 м от пола) не превышают 1,6° в одной школе и 1,5 — в другой. В среднем градиент по вертикали в первой школе равен 0,6° при температуре наружного воздуха до —10°; он же равен 0,7° при температуре наружного воздуха до —15° и 0,7° при температуре до —20°. Во второй школе этот градиент в среднем составляет 0,9° при температуре наружного воздуха от —18 до —22°. В большинстве случаев вертикальный градиент не превышает 1°. Так, в одн,ой из школ перепад температуры воздуха более 1° отмечался только в 7 из 43 случаев (1° в первом ряду парт, 2° — во втором и 4° — в третьем).

4

99

Перепады температуры воздуха по горизонтали также невелики и не превышают 1,2° в одной школе и 0,7° — в другой. В среднем горизонтальный градиент (в 3 точках по рядам парт) в первой школе при наружных температурах до —10, —15 и —20° составляет соответственно 0,3, 0,4 и 0,3°; во второй школе при наружной температуре от —18 до —22° он равен 0,3°. Небольшие перепады температуры воздуха свидетельствуют о равномерном распределении ее по помещению и отсутствии «дутья» со стороны окон.

В обеспечении оптимальных условий микроклимата помещений большую роль играют ограждающие конструкции здания. По наблюдениям Е. И. Кореневской и соавт., В. В. Недевой, оптимальное тепловое состояние организма учащихся обеспечивается при температуре остекления не ниже 10—13° (для второго климатического района). Наши исследования показали, что температура внутренней поверхности остекления в наблюдаемых школах зависит от температуры наружного воздуха и колеблется от 13,5 до 22,5°. Температура поверхности внутренних стенучебных помещений в большинстве случаев близка к температуре воздуха (от 18,6 до 22,2 ). На внутренней же поверхности наружных стен (с оконными проемами) температура составляет 13,7—21°.

Эти данные свидетельствуют о том, что ограждающие конструкции в наблюдаемых школах могут обеспечивать оптимальные условия микроклимата в учебных помещениях. Тепловое состояние учащихся подтверждает это. Судя по индивидуальным данным, температура кожи, независимо от места расположения рабочих мест учащихся и температуры воздуха в классе, довольно высока: на лбу она колеблется от 33 до 35,3°, на груди — от 34,5 до 36° и на кисти — от 29,1 до 34,8°. Температура кожи на стопе, измеряемая выборочно, находилась в пределах 32,5—35°. Температура кожи учащихся, сидящих в первом ряду парт (у окон), в среднем составляет на лбу — 34,2°, на груди — 35,3° и на кисти — 31,3°. Высокие показатели температуры кожи учащихся обусловлены не только степенью нагре-тости в классе (22—24°), но также теплой одеждой и обувью, которую носят школьники. Кроме школьной формы, дети в большинстве случаев надевают дополнительно футболку, тренировочный костюм или тонкий свитер, на ногах носят ботинки, боты или кеды с шерстяными носками. В такой одежде все дети, оценивая свое тепловое состояние, указывали на то, что им «тепло» или «жарко». Так, при температуре воздуха в классе 19°, которая была ниже рекомендуемой для учебных помещений школ в первом климатическом районе (Е. И. Кореневская и соавт.), дети отмечали, что им «тепло», а при температуре воздуха 24° им было «жарко» и почти у всех отмечалось потоотделение.

Таким образом, водяное отопление при наличии эффективных ограждающих конструкций, например, кирпичных стен и тройного остекления в наблюдаемых нами школах вполне может обеспечить оптимальные условия теплового и радиационного режима в учебных помещениях школьных зданий первого климатического района.

Вентиляция помещений в обеих школах осуществляется с помощью вентиляционной установки, предусматривающей очистку, подогрев и увлажнение приточного атмосферного воздуха, который затем по воздуховодам подается в помещения (классы, кабинеты, аудитории и рекреации). В учебных помещениях каждое вентиляционное отверстие снабжено решеткой из жалюзи, дающей возможность направлять струю приточного воздуха на потолок.

Объем подаваемого воздуха в учебных помещениях варьирует от 370 до 625 м3 в час в одной шкапе и от 380 до 750 м3 в час — в другой.

В связи с возникновением шума централизованная приточная вентиляция в наблюдаемых школах, как правило, включается только во время перемен. Кроме того, в условиях Норильска она не могла работать длительный срок (более часа) в связи с охлаждением и даже замерзанием калориферов вентиляционной камеры. Проверка нами эффективности работы вентиляционной системы проводилась при включении ее либо только в перемену, либо в перемену и в конце урока (30—40 мин).

Наблюдения показали, что включение приточной вентиляции на время перемены и даже на более длительный срок почти не меняет температуры воздуха учебных помещений. Относительная влажность воздуха в помещениях в большинстве случаев невысока в обеих школах. Более чем в половине случаев она ниже 30%, т. е. ниже допустимых норм. При включении вентиляции относительная влажность воздуха почти не изменяется в школе, где отсутствует увлажнение подаваемого воздуха в вентиляционной камере. В школе же, где приточный воздух увлажняется в камере, при включении вентиляции относительная влажность воздуха несколько повышается. Так, если до включения вентиляции относительная влажность воздуха составляет в среднем 26% (колебания от 16 до 33%), то во время работы вентиляции средние показатели ее равняются 29% (колебания от 26 до 49%). Приведенные данные свидетельствуют о необходимости увлажнения приточного воздуха в вентиляционной камере.

Скорость движения воздуха в классах варьирует от 0,05 до 0,2 м/с. При включении вентиляции движение воздуха в учебных помещениях почти не изменяется в точках, удаленных от вентиляционного отверстия. В точках же измерения, расположенных недалеко от отверстия и попадавших под воздушную струю, скорость движения воздуха колеблется от 0,7 до 1,4 м/с. Это связано с неправильным расположением вентиляционных отверстий в углублении стены. Проходящий над отверстием выступ обрывает воздушную струю, направленную с помощью решеток из жалюзи на потолок, и она падает на некоторые рабочие места учащихся, что совершенно недопустимо. Концентрация углекислоты в воздухе учебных помещений при включении вентиляции на перемену снижается по сравнению с данными, полученными во время уроков. Так, если до включения вентиляции содержание угле-

кислоты находится в пределах 0,34—0,4%, то во время работы системы в начале урока оно снижается до 0,09—0,1%. Однако после выключения вентиляции концентрация углекислоты снова быстро повышается и к концу урока составляет 0,11—0,15%.

В другой школе при включении приточной вентиляции на более длительный срок (на перемену и часть урока) содержание углекислоты в воздухе учебных помещений снижается с 0,17—0,41 до 0,03—0,15%. При данных условиях вентиляции в ряде случаев отмечается более заметное снижение концентрации углекислоты в воздухе помещений. Однако в большинстве случаев она остается в пределах, превышающих допустимую.

Таким образом, включение централизованной приточной вентиляции на время перемены и части урока, а тем более только на время перемены малоэффективно. Возникает необходимость рекомендовать включение приточной вентиляции в школах на все время учебных занятий (уроков и перемен) при устранении отмеченных выше недостатков, связанных с техническими недоделками (шум, неправильное направление струи приточного воздуха в классах, охлаждение воды в калориферах вентиляционной установки и даже ее замерзание).

Выводы

1. Для первого климатического района можно рекомендовать строительство школ с централизованной приточной вентиляцией в сочетании с водяным отоплением.

2. Необходимо включать приточную вентиляция» не только на время перемен, но и на время учебных занятий.

3. В вентиляционной установке должны быть предусмотрены очистка, подогрев и увлажнение атмосферного воздуха.

ЛИТЕРАТУРА. Кореневская Е. И. и др. Гиг. и сан., 1965, № 1, с. 29. — К о р е н е в с к а я Е. И. и др. Там же, 1970, № 11, с. 38. — Н е д е в а В. В. Микроклимат учебных помещений и тепловое состояние детей в школах с новыми ограждающими конструкциями. Дисс. канд. М., 1966.

Поступила 25/11 1974 г.

УДК 61 6.441-003.822-036.21-07:614.7:577.17.049(576.II)

Кандидаты мед. наук Т. И. Вежневец и М. М. Балтабаев, В. Н. Зинкина

МИКРОЭЛЕМЕНТЫ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ НЕКОТОРЫХ ЭНДЕМИЧНЫХ ПО ЗОБУ РАЙОНОВ ТАШКЕНТСКОЙ ОБЛАСТИ

Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний, Научно-исследовательский институт краевой медицины, Ташкент '

Нашей задачей было изучить содержание микроэлементов (йода, кобальта, меди, цинка) в объектах внешней среды (почве, воде, пищевых рационах) Ташкентской области и установить, существует ли зависимость распространения эндемического зоба среди населения от количества этих веществ в биосфере. Материаюм для исследования служили образцы почвы, отобранные на уровне пахотного слоя, образцы воды, взятые из различных источников ее (колодезная, речная, из артезианских скважин), а также продукты питания населения.

Йод определяли путем титрования гипосульфитом (А. А. Минх), медь — путем образования днэтилдитиокарбамата, кобальт — в виде комплекса с нитрозо-Я-солью, цинк — дитизоновым методом. Степень увеличения щитовидной железы при медицинском осмотре населения определяли по общепринятой пятиступенчатой шкале, рекомендованной центральным противозобным комитетом Министерства здравоохранения СССР и принятой Международной конференцией в Софии в 1961 г.

По результатам медицинского осмотра, наибольший процент заболевших эндемическим зобом приходится на Янгиюльский, Букинский и Пскентский районы, а также г. Алмалык. Наименьший процент больных зобом определен в Орджоникидзевском, Аккур-ганском и Бостандыкском района*. Следует отметить, что заболеваемость среди детей и женщин выше, чем среди мужчин, во всех исследованных нами районах.

Исследованиями установлено низкое содержание йода в почве и воде всех изученных нами районах Ташкентской области. Однако, несмотря на почти одинаковое содержание йода в питьевой воде Янгиюльского (0,86 ± 0,37 мкг/л) и Орджоникидзевского районов (0,70 мкг/л), они резко различаются по заболеваемости. В Бостандыкском районе с более низкой заболеваемостью эндемическим зобом йода в воде содержится меньше, чем в Янги-юльском, в 4 раза. Все это говорит о каких-то дополнительных факторах, влияющих на заболеваемость эндемическим зобом. Связи ее с содержанием в почве и воде меди, кобальта и цинка нами не установлено.

В связи с тем что микроэлементы поступают в организм человека в основном с пищей, мы сопоставили их содержание в рационах питания с заболеваемостью населения эндемиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.