Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОТОПЛЕНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОТОПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
101
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОТОПЛЕНИЯ»

чечных) была очень низкой и приближалась к температуре наружного воздуха. В композиционном отделении и помещении сушильной башни отмечалось неблагоприятное воздействие микроклимата в теплое время года. Так, средняя температура воздуха на 4-м этаже композиционного отделения Горьковского завода достигала летом 31,6±0,3°, а на 1-м этаже гого же отделения — 33,3—0,3°. На Московском заводе в том же отделении средняя температура воздуха летом составляла 25,9^0,1°, в отделении сушильной башни —31,6°. Таким образом, почти во всех отделениях температура воздуха превышала максимально допустимую (28°).

Относительная влажность воздуха, как правило, не выходила за пределы оптимальной. Исключение составили отделения, плохо отапливаемые в зимний'период; в них она была значительно выше допустимой. Так, на Московском заводе в сырьевом отделении и отделении приготовления порошка для механизированных прачечных средняя относительная влажность воздуха составляла 93,2^0,8 и 85,5^1,2% соответственно. В аналогичных отделениях Горьковского завода она не превышала 68—3,0%.

При углубленном изучении заболеваемости с временной утратой трудоспособности выявлены более высокие стандартизованные по возрасту показатели болевших лиц и случаев нетрудоспособности у рабочих Московского завода по сравнению с Горьковским. Различия сравниваемых;показателей достоверны с вероятностью выше 95%. Более высокими на Московском заводе по сравнению с Горьковским оказались стандартизованные по полу и возрасту коэффициенты болевших лиц и случаев утраты трудоспособности по поводу ангины, бронхитов, дерматитов и экзем, а также болезней костно-мышечной системы. Что касается гриппа и острых респираторных заболеваний, то статистически достоверными оказались различия в случаях нетрудоспособности, тогда как количество болевших лиц на Московском и Горьковском заводах было примерно одинаково (39,36 и 35,10 на 100 работавших).

Обращает на себя][внимание меньшая частота повторных случаев заболевания гриппом (1,3) у работающих на Горьковском заводе'по сравнению с Московским (1,6 случая на 1 болевшее лицо), рабочие которого пользуются средствами индивидуальной защиты только при очень высокой запыленности производственных помещений. На Горьковском же заводе рабочие в любое время года и при всех производственных операциях постоянно пользуются средствами индивидуальной защиты — носят респиратор типа «Лепесток», хлопчато-бумажные перчатки и одежду, закрывающую руки и ноги. Все это способствует снижению воздействия пыли стирального порошка и его ингредиентов на органы дыхания и кожные покровы.

Относительно низкие показатели' временной нетрудоспособности по поводу болезней костно-мышечной системы у рабочих Горьковского завода по сравнению с Московским могут быть объяснены более£полной автоматизацией трудоемких производственных операций на первом из них.

Изучение условий труда работающих на Московском и Горьковском заводах синтетических моющих средств позволило разработать гигиенические рекомендации, которые предусматривают дальнейшую механизацию трудоемких процессов выгрузки, транспортировки и загрузки сырья. Помимо мероприятий по устранению физического перенапряжения, большое внимание уделяется борьбе с запыленностью воздуха рабочих помещений, а также нормализации микроклимата — более полной герметизации технологического оборудования, реконструкции вентиляционных систем на ряде участков и оборудованию приточной и вытяжной вентиляции в отдельных производственных помещениях и др

Поступила 23/ХП 1974 Г

УДК 613.1:[371.6:628.8

Кандидаты мед. наук 3. А. Плужникова и'?Б. В. Недева, М. П. Ронжина

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОТОПЛЕНИЯ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР,'Москва

В течение 1971—1973 гг. проводились наблюдения в 3 школах с воздушным и в 1 —с панельно-лучистым отоплением. Все 4 здания построены из бетонных панелей с двойным остеклением. В школах с воздушным отоплением, совмещенным с централизованной приточной вентиляцией, температура и влажность воздуха учебных помещений регулируются автоматически. Приточный воздух в камерах системы очищается, подогревается и увлажняется, а затем по воздуховодам подается в каждое учебное помещение. Система работает в 2 режимах с автоматическим'переключением. Дневной режим работы (во время учебных занятий) обеспечивает заданные параметры температуры и влажности воздуха в классах. Ночной режим (остальные часы) обеспечивает поддержание температуры воздуха в помещениях в пределах 14—16° без его увлажнения. Вентиляционные отверстия в классах снабжены решетками и специальными конусообразными насадками, направляющими воздуш-

ную струю на потолок. В школе с панельно-лучистым отоплением змеевики с горячей водой располагаются в межэтажных перекрытиях по периметру здания. В каждом учебном помещении змеевики размещаются со стороны окон на потолке и полу на ширину 1,2 м. Тем самым осуществляется потолочно-напольное отопление. Искусственная приточная вентиляция в школах с такой системой отопления не предусмотрена. Учебные помещения проветриваются через окна и фрамуги.

В период наблюдений в школах с воздушным отоплением температура наружного воздуха в различные времена года (осень, зима, весна) колебалась от 15° до—20°. Исследования микроклимата учебных помещений показали, что при температуре наружного воздуха выше нуля градусов для обеспечения оптимальных условий теплового режима классов степень нагретости приточного воздуха на выходе из вентиляционного отверстия должна быть не выше 25°. При этом температура воздуха в учебных помещениях в большинстве случаев соответствовала оптимальным уровням и в среднем составляла 20,7°.

При температуре наружного воздуха от 0° до —5° осенью температура приточного воздуха может быть повышена до 30°. При этих условиях в дни наших наблюдений температура воздуха в учебных помещениях варьировала от 19,1 до 22°, т. е. была в пределах допустимых колебаний и в среднем равнялась 20,7°. Весной же, когда отмечается большая интенсивность солнечной радиации, проникающей в классы и нагревающей наружные ограждения, повышение температуры приточного воздуха до 30° нецелесообразно. Как показали наши исследования, весной при подаче приточного воздуха даже с температурой 20—25° отмечалась высокая степень нагрева воздуха в классах. Отсюда возникает необходимость снижения температуры приточного воздуха в этот период года. Подача приточного воздуха, имеющего температуру выше 35°, даже зимой в школах недопустима. При подаче такого горячего воздуха даже в условиях сравнительно низкой наружной температуры воздух в учебных помещениях нагревался выше чем на 22°. Подобные дискомфортные условия (температура воздуха 23—24°) в классах отрицательно сказывались на тепловом состоянии учащихся. Температура кожи у школьников, сидящих, например, в третьем ряду парт, в среднем равнялась: на лбу —34,1°, на груди— 35° и на кисти —33,5°. У учащихся, сидящих в первом ряду парт в приоконной зоне она составляла соответственно 34—35,2—33,1°. Потоотделение при этом отмечалось у всех детей. При воздушном отоплении в наблюдаемых школах выявлялись в основном небольшие перепады температуры воздуха в классах по вертикали и горизонтали. Так, разница температур воздуха на различных уровнях по вертикали не превышала 2,4° (при наружной температуре воздуха от—10° до—20°), по горизонтали эта разница была и того меньше: между первым и вторым рядом парт она колебалась от 0,2 до 0,9° и между первым и третьим рядом — от 0,1 до 0,7°.

В наблюдаемых школах с воздушным отоплением, совмещенным с приточной вентиляцией, относительная влажность воздуха в учебных помещениях находилась в пределах допустимых колебаний (25—66%) и равнялась в среднем 44—33—50%. Подвижность воздуха в учебных помещениях школ с названным выше отоплением во всех наблюдаемых школах колебалась от 0,02 до 0,52 м/с и в 2/3 случаев зимой не превышала 0,25 м/с, т. е. соответствовала гигиеническим нормам. Таким образом, воздушное отопление может обеспечивать оптимальный тепловой режим в учебных помещениях при подаче воздушной струи приточного воздуха на потолок с температурой не более 35° зимой.

В учебных помещениях школ с панельно-лучистым отоплением температура воздуха в период исследований колебалась от 18,4 до 25°, когда снаружи было от 0° до 15° холода. Так, при наиболее низкой температуре наружного воздуха (от —10 до —15°) она равнялась в среднем 20,2°. При таких условиях перепады температуры воздуха в классах по вертикали и горизонтали были небольшими. Например, разница температур на разных уровнях по вертикали в первом ряду парт в приоконной зоне колебалась от 0,6 до 2,6°, а в остальных рядах была и того меньше. Разница температур по горизонтали не превышала 2° между первым и вторым рядом парт и 1,6°— между первым и третьим. Температура поверхностей греющих панелей в период наблюдений колебалась в пределах 32,3—45,7° на потолке и 30—41°— на полу. Температура ограждающих конструкций при —10— —15° снаружи варьировала от 12,1 до 14,9° на стекле, от 16,2 до 20,9° — на внутренних стенах и от 11,4 до 17,9°— на наружных стенах. При более высокой наружной температуре воздуха степень нагретости поверхностей соответственно повышалась. По данным Е. И. Кореневской, оптимальное тепловое состояние учащихся обеспечивается при температуре остекления не ниже 10—13°. По нашим данным, при самых низких показателях температуры поверхностей остекления и наружных стен в приоконной зоне было 19,8— 24° тепла. Это говорит о том, что тепло, идущее от греющих панелей, защищает учащихся от отрицательного влияния холодных поверхностей наружных ограждений. Вместе с тем измерения температуры кожи учащихся указывают на то, что при высокой степенн нагретости поверхности панелей (выше 40°) часто отмечался перегрев школьников. Так, при названных условиях температуры панелей температура кожи на лбу учащихся равнялась 34,6—34,8°; температура воздуха при этом составляла 21—22°.

Учитывая разнообразие конструкций панельного отопления (размер, форма и место расположения панелей), Ю. Д. Губернский и Д. И. Исмаилова рекомендуют оценивать радиационный режим помещений по результатам измерения инфракрасной радиации, идущей ото всех поверхностей и выраженной в ваттах на 1 м2. По мнению авторов, в помещениях с ленточным остеклением и расположением нагревательных элементов в межэтажных перекрытиях по контуру здания средняя облученность должна составлять 412—418 Вт/ма в центре помещения и 416—421 Вт/м2 в приоконной зоне. При этом температура воз-

духа должна составлять 20—21° и температура греющих панелей—43,5°. Наши исследования показали, что облученность в центре учебного помещения в среднем равнялась 438 Вт/м2, в приоконной зоне— 426 и в третьем ряду парт—418 Вт/ма.

Таким образом, в первых 2 рядах, ближе к панелям, облученность помещения выше той, которую рекомендуют названные авторы. Максимальные показатели облученности выявляются при наиболее высокой температуре панелей (выше 40°). В тех случаях, когда степень нагрева поверхности панелей была ниже 40°, а снаружи было до 15° холода, в учебных помещениях отмечались оптимальные тепловой и радиационный режимы. Что касается других показателей микроклимата, изученных нами, то подвижность воздуха в учебных помещениях при данном виде отопления (более чем в г/3 случаях) соответствовала гигиеническим нормам и в среднем равнялась 0,12 м/с.

Относительная влажность воздуха в классах более чем в половине случаев не превышала 25%, т. е. была ниже допустимой границы ее колебаний. Если сравнить исследования относительной влажности воздуха в учебных помещениях с воздушным и панелыю-лучис-тым отоплением, то можно установить разницу в показателях. В школах с воздушным отоплением, где предусматривается увлажнение приточного воздуха, относительная влажность его в классах, как правило, соответствовала гигиеническим нормам; в школе же с панельным отоплением она была гораздо ниже. Поэтому при оборудовании школ панельным видом отопления необходимо рекомендовать приточную вентиляцню.

Вентиляция учебных помещений школ и в связи с этим состояние воздушной среды в них являются одной из важнейших проблем, не решенных до конца. Мы попытались провести гигиеническую оценку эффективности работы централизованной приточной вентиляции в школах с воздушным отоплением. Показателем состояния воздушной среды учебных помещений служила углекислота. При непрерывной подаче в каждый класс 500— 600 м3 воздуха в час концентрации углекислоты в течение учебного дня колебались в пределах 0,02—0,13% и в большинстве случаев не превышали предельно допустимого уровня. Это обусловливает положительную оценку такой системы и подчеркивает ее преимущество перед другими видами вентиляции. Так, при наличии в школах только вытяжной или централизованной приточной вентиляции с включением ее только на перемену концентрации углекислоты в воздухе классов к концу занятий достигали 0,3—0,4%, т. е. значительно превышали допустимые.

Выводы

1. Воздушное отопление в сочетании с централизованной приточной вентиляцией можно рекомендовать для школ второго климатического района. При этом температура приточного воздуха на выходе из вентиляционного отверстия в классе не должна превышать 25°, если снаружи она выше 0°, и не превышать 35°, если снаружи 10° холода.

2. Панельно-лучистое отопление можно допустить для оборудования школ. П ри этом необходимо рекомендовать приточную вентиляцню.

ЛИТЕРАТУРА. Губернский Ю. Д.,Лсмаилова Д. И. Вопросы гигиенического нормирования инфракрасной радиации при панельно-лучистом отоплении жилых и общественных зданий. — «Гиг. и сан.», 1972, № 8, с. 22. — Коренев-с к а я Е. И. Тепловое состояние детей как основа нормирования микроклимата школьных зданий. Дне. докт. М., 1969.

Поступила 5/Х1 1974 г.

УДК 014.73:681.327.4

С. И. Трейгер, Л. И. Пискунов, В. Я• Комарский

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО РАДИАЦИОННО САНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРАЕПЕРФОРИРОВАННЫХ КАРТ К4

Анализ потока документов, измерительной и другой информации, получаемой при оперативных обследованиях объектов контроля, показал целесообразность перевода традиционных учетно-отчетных форм на более совершенные способы регистрации и поиска информации. С этой целью в одной из санэпидстанций уже с 1969 г. внедряется информационно-поисковая система на перфокартах ручного обращения.

Макет перфокарты контролируемого объекта разработан на основе типового размера К4. Он предназначен для регистрации, накопления и многоаспектного поиска данных о предупредительном и текущем санитарном надзоре. В отдельные блоки перфокарты заложены также основные требования отчетных документов (формы № 36 и 1-Р). Эхо способствует извлечению и обобщению нужных для официальных отчетов сведений в сжатые сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.