Березовиков Н.Н., Самусев И.Ф. 1999. Материалы по фауне гусей Восточного Казахстана // Казарка 5: 317-327. Березовиков Н.Н., Самусев И.Ф. 2003. Птицы Зайсанской котловины. II. Anseriformes //
Рус. орнитол. журн. 12 (214): 218-230. Поляков Г.И. 1914. Поездка на озера Зайсан-нор и Марка-куль в 1909 году // Орнитол.
вестн. Прил. 1: 253-332. Стариков С.В. 2002. Краткое сообщение о сухоносе // Каз. орнитол. бюл. 2002: 56. Стариков С.В. 2006. Орнитологическое обследование дельты Чёрного Иртыша в 2006 г. //
Каз. орнитол. бюл. 2006: 86-90. Сушкин П.П. 1938. Птицы Советского Алтая и прилежащих частей Северо-Западной
Монголии. М.; Л.:, 1: 1-320. Яблонский Н.И. 1907. Озеро Марка-Куль // Природа и охота 10: 1-14; 11: 1-18; 12: 1-10. Яблонский Н.И. 1914. Охотничьи и промысловые звери и птицы Южного Алтая // Охота 2: 7-38.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 863: 848-853
Некоторые данные о биологии очкового чистика Cepphus carbo в южном Приморье
Ю. Н. Назаров, В. И. Лабзюк
Второе издание. Первая публикация в 1972*
Образ жизни очкового чистика Cepphus carbo Pallas 1811 ещё недостаточно изучен, хотя этот вид сравнительно широко распространён на Дальнем Востоке. Мы проводили наблюдения за чистиками в 19631970 годах преимущественно на островах залива Петра Великого в южном Приморье, где очковый чистик обычен на гнездовье. В настоящее время наиболее крупные его скопления находятся на островах Большой Пелис (от 250 до 350 пар), Матвеева (от 460 до 720 пар) и Фуру-гельма (около 700 пар). На островах Вера, Стенина, Верховского, Де-Ливрона и других и на некоторых участках побережья залива колонии обычно насчитывают 20-40 пар. Численность птиц в колониях не зависит от размеров островов и заметно меняется по годам. Однако в целом по заливу эти колебания, по-видимому, незначительны.
12 апреля 1966 чистики уже разбились на пары. Обычно они держатся небольшими группами по 20-50, реже до 120 птиц. В это время можно часто наблюдать их брачные игры, продолжающиеся у отдельных пар до середины июня. Среди спокойно плавающих близ мест гнездования чистиков какая-либо пара вдруг приходит в возбуждение.
* Назаров Ю .Н., Лабзюк В .И. 1972. Некоторые данные о биологии очкового чистика в Южном Приморье //Науч. докл. высшей школы. Биол. науки 3: 32-35.
Самец хлопает по воде крыльями и преследует самку, ныряя за ней. После очередного ныряния птицы внезапно взлетают из-под воды (реже взлетают с разбега, если находятся на поверхности) и, издавая громкие трели, стремительно несутся над водой, резко разворачиваются, взмывают вверх и опять бросаются к поверхности воды. При этом самец летит чуть сзади и сбоку, точно копируя движения самки. После нескольких минут стремительного, но беспорядочного полёта, во время которого птицы улетают за 300-500 м от колонии, они, не снижая скорости, с шумом садятся на воду, иногда сразу ныряют. Некоторое время чистики возбуждённо плавают, поворачивая то в одну, то в другую сторону, опускают голову в воду и издают громкие трели, чередующиеся с посвистыванием. Постепенно они успокаиваются и присоединяются к группе чистиков своей колонии. Нам ни разу не приходилось наблюдать спаривание чистиков, которое, по-видимому, происходит в местах их будущих гнёзд.
Большая часть очковых чистиков гнездится в 1.5-20 м от прибойной полосы в каменистых осыпях, спускающихся языками к воде, но они занимают и подходящие трещины в скалах, иногда на высоте более 100 м. Изредка чистики устраивают гнёзда в трещинах изолированных скальных образований на вершинах островов среди зарослей кустарников и мелколесья. В этом случае максимальное расстояние по прямой от гнёзд до уреза воды может составлять около 120 м.
Чистики не образуют крупных колоний, а поселяются небольшими, в зависимости от размеров осыпи, группами или даже отдельными парами. Гнездовая камера располагается на глубине от 0.2 до 1.5 м и представляет собой часть расщелины с более или менее удобным для откладки яиц дном. Чистики откладывают яйца прямо на камни, иногда влажные от сочащейся по скалам воды, реже - в неглубокую ямку, вырытую в мелкой щебёнке.
Откладка яиц начинается в первой декаде мая и продолжается до начала июня. Наиболее ранние находки яиц очкового чистика на островах Большой Пелис и Матвеева - 8 мая 1967 и 10 мая 1964. Массовая откладка яиц приходится на вторую декаду мая. В июне гнездятся, по-видимому, птицы, потерявшие первые кладки.
По литературным данным (Шульпин 1936; Дементьев 1951; Козлова 1957), кладка очкового чистика, в отличие от кладок других представителей рода, содержит лишь одно яйцо, хотя у родителей в брачный период развивается по два наседных пятна. Правда, А.И.Гизенко (1955) оговаривает, что кладка чистика изредка состоит из двух яиц.
Мы просмотрели более 60 гнёзд очкового чистика в мае на островах Большой Пелис и Матвеева и в первой половине июня на островах Карамзина и Фуругельма. В 60% случаев кладка состояла из 2 яиц. Следует отметить, что повторного осмотра большинства этих гнёзд мы не
проводили. Возможно что некоторые найденные кладки были ещё неполными. Иногда яйца одной кладки отличаются общим фоном окраски или числом, распределением и размерами пятен на них. Размеры 14 яиц, мм: 61.1-66.8x41.1-45.2. Форма яиц довольно разнообразна — от сильно удлинённых, эллиптических (66.8x43.0 мм) до тупо-овальных (61.1x45.2 мм).
Первые птенцы появляются в начале июня. Наиболее ранние находки пуховичков — 8 июня 1970 на острове Вера и 11 июня 1967 на острове Матвеева. Массовое вылупление происходит во второй декаде июня. В возрасте 2-3 дней птенцы уже довольно подвижны, забираются глубоко под камни и становятся ещё менее доступными, чем кладки. Поэтому находить двух пуховичков в одном гнезде нам не приходилось. Лишь однажды (14 июня 1969 на острове Фуругельма) в гнезде обнаружены пуховой птенец и наклюнутое яйцо. Извлечённые из гнёзд птенцы активно защищаются клювом и громко пищат; обороняться пытаются даже однодневные пуховички. 18 июня 1967 встречались уже довольно крупные птенцы. Длина кисточек перьев на крыльях и хвосте достигала 5-12 мм.
Большинство молодых спускается на воду, по-видимому, в середине июля, а не в середине августа, как указано в литературе (Козлова 1957; Нечаев, Юдаков 1968). К первой декаде августа численность чистиков в заливе Петра Великого значительно снижается. Так, 10 августа 1967 во время экскурсии от Владивостока к островам Антипенко, Циволько, Карамзина, Рикорда, Рейнеке, Попова и Русский мы встретили только 19 взрослых птиц, хотя на этих островах гнездится по нескольку десятков очковых чистиков. К концу августа и в сентябре здесь остаются лишь одиночные особи. Предположение К.А.Воробьёва (1954), что часть чистиков зимует у берегов южного Приморья, справедливо лишь для птиц, которые гнездятся севернее и появляются в заливе Петра Великого только в октябре.
Молодые очковые чистики спускаются на воду, имея ещё недоразвитые крылья. Сведения об этом имеются также в работах Л.М.Шуль-пина (1936) и Г.П.Дементьева (1951). Птица, добытая 6 августа 1961 у полуострова Де-Фриза в 40-50 км к северо-востоку от ближайших колоний, имела короткое крыло — 166.4 мм; у птицы, пойманной 18 августа 1970 в бухте Сивучей, длина крыла составляла 166.5 мм. У полуострова Де-Фриза, а также в устьях крупных рек в конце июля — начале августа часто встречаются молодые ослабевшие чистики. По-видимому, они слабеют здесь, в несвойственной им обстановке: обычные пищевые объекты отсутствуют из-за сильно пониженной солёности, илистых грунтов и малых глубин (в среднем около 1 м). Добытая здесь птица была истощена, а желудок её пуст. Возможно, чистики слабеют и по каким-то другим причинам. Истощённость птиц могла только незначи-
тельно замедлить рост их крыльев, так как молодые (одевшие зимний наряд и явно здоровые), пойманные 13 и 14 октября 1964 на острове Большой Пелис, имели ещё короткое крыло — 175.3 и 174.0 мм, а линяющий в летний наряд молодой экземпляр, добытый 26 июня 1970 в бухте Мелководной (Лазовский район),— 176.8 мм (маховые старые, несколько обношены).
Проследить спуск молодых на воду нам не удалось. Лишь однажды, в первых числах августа, мы наблюдали, как две большеклювые вороны Corvus macrorhynchos вынудили уже полностью оперившегося чистика выпрыгнуть из гнезда, расположенного в трещине скалы на высоте около 20 м. Птенец, беспорядочно работая крыльями, упал на камни, но тут же побежал к воде (расстояние от подножья скалы до уреза воды составляло около 15 м). Нередко нам приходилось находить мёртвых молодых, которые, по-видимому, выпрыгивали из гнёзд и, попадая в щели между крупными камнями, погибали.
Пуховой птенец очкового чистика в литературе не описан. У однодневного птенца, пойманного нами 12 июня 1967 на острове Матвеева, спинная сторона была серовато-бурой, темнее у основания надклювья и на верхней стороне головы; щёки, низ, бока тела и крылья светлее, более серые. Так же окрашены и другие пять 1-3-дневных пуховичков, собранных на этом же острове. У однодневного пуховичка, пойманного 8 июня 1970 на острове Вера, общая окраска была темнее, серовато-чёрная, несколько светлеющая на боках головы, крыльях и на нижней стороне тела. Часть пуха на шее, крыльях и задней части спины ещё не полностью освободилась от чехликов, остатки которых в виде трубочек сохранились на вершине или в средней части пуха. Пух на брюшной стороне густой и заметно более короткий, чем на спине. Язык и стенки ротовой полости окрашены в оранжево-розовый цвет, постепенно переходящий к вершине клюва в бледный оранжево-фиолетовый. Клюв черно-бурый; яйцевой зуб и маленькое пятнышко на подклювье перед вершиной белые. Цевка и пальцы розовато-бурые; перепонки светлее, розовато-буроватые. Когти черно-бурые, светлеющие к основанию. Радужина тёмно-бурая. вес однодневного пуховичка 37.7 г.
У оперившихся молодых в августе спинная сторона бурая; вокруг глаза узкое белое кольцо, нижняя сторона шеи серая; грудь, брюхо и бока тела беловатые, с размытыми бурыми пестринами, ноги розовато-бурые. В октябре молодые хорошо отличаются от взрослых менее насыщенной окраской спины и цветом ног — цевка и пальцы розово-бурые, перепонки бурые. К этому времени у них в области глаза появляется более или менее хорошо выраженное белое поле, не всегда отличимое от такового у взрослых, серый цвет на нижней стороне шеи и тёмные пестрины на груди и брюхе слабо развиты. Весной летний наряд надевается к середине апреля. В это время уже редко встречаются птицы с
белым или пёстрым низом тела. Отдельные особи, не перелинявшие в летний наряд, всё же попадаются ещё в конце мая и даже в июне. Е.В.Козлова (1957) указывает, что весенняя линька у молодых птиц запаздывает и к концу мая бывает в полном разгаре. В нашем распоряжении был линяющий молодой самец очкового чистика, пойманный 26 июня 1970 в бухте Мелководной. На верхней стороне его тела преобладали бурые перья с более светлыми узкими вершинными каймами; белое поле у глаза сравнительно небольшое; на брюшной стороне больше белых перьев; маховые — буроватые со светлыми вершинами и краями опахал.
Кормятся чистики обычно недалеко от берега, где глубина не превышает 15-20 м. Перед отлётом на кормёжку птицы одной колонии плавают вместе вблизи мест гнездования. В это время отдельные особи изредка ныряют за кормом, но постепенно одиночки и пары разлетаются на места кормёжки. При этом они уже не собираются группами — минимальное расстояние между соседями составляет около 50 м. Насытившись, чистики иногда отдыхают здесь же, объединяясь в группы до 10 птиц. Чаще они возвращаются в район своей колонии. На кормёжку чистики обычно улетают за 2-6 км от гнёзд и нередко охотятся в районе чужих колоний, но не в непосредственной близости от них. Мы постоянно наблюдали, как птицы, гнездящиеся на юго-западной оконечности острова Большой Пелис, возвращались с кормёжки от острова Матвеева. Чистики сразу залетали в гнёзда, если они несли корм птенцам, в противном случае усаживались у своей колонии на камни или воду. Обитатели острова Матвеева кормятся у западных, не заселённых чистиками, и южных берегов острова Большой Пелис. В период выкармливания птенцов это особенно бросалось в глаза у юго-западного мыса острова Большой Пелис, где встречались два потока птиц, летящих с кормом в противоположных направлениях. Подобное явление имело место и в других колониях — чистики с северо-восточной оконечности острова Большой Пелис кормятся у северо-западных берегов его, реже у островов Матвеева и Стенина. У острова Фуругельма можно наблюдать птиц северных колоний, летящих с кормом от южной оконечности острова, и наоборот. Во всех этих случаях чистики несут практически одни и те же пищевые объекты. Отдалённость кормовых участков от гнёзд обеспечивает сохранность пищевых ресурсов для молодых, которые, покинув гнёзда, некоторое время держатся вблизи колонии. В первые дни родители обычно приносят птенцам полихет (нередко длиной до 15 см), а в дальнейшем мелких бычков, полурылов, маслюков и других рыб, реже креветок.
Основной враг очкового чистика — большеклювая ворона, гнездящаяся на многих островах залива. Она поедает преимущественно яйца. Взрослые чистики чаще других птиц становятся добычей филина Bubo
bubo, который гнездится на крупных островах, но охотится на всех прилегающих мелких островах. На месте его кормёжки на острове Матвеева найдены остатки 53 чистиков, что составило 65% съеденных им птиц.
Литер атур а
Воробьёв К.А. 1954. Птицы Уссурийского края. М.: 1-360. Гизенко А.И. 1955. Птицы Сахалинской области. М.: 1-328.
Дементьев Г.П. 1951. Отряд чистики Alcae или Alciformes // Птицы Советского Союза. М., 2: 169-240.
Козлова Е.В. 1957. Ржанкообразные: Подотряд чистиковые. М.; Л.: 1-144 (Зоол. ин-т
АН СССР. Фауна СССР. Нов. сер. № 65. Птицы. Т. 2. Вып. 3). Нечаев В.А., Юдаков А.Г. 1968. О гнездовании морских птиц на островах Петра Великого (Южное Приморье) // Изв. Сиб. отд. АН СССР 15 (150): 93-97. Шульпин Л.М. 1936. Промысловые, охотничьи и хищные птицы Приморья. Владивосток: 1-436.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 863: 853-854
Новый залёт сибирских кедровок Nucifraga caryocatactes macrorhynchos на Кубань
А. М. Пекло
Второе издание. Первая публикация в 1974*
Залёты сибирских кедровок Nucifraga caryocatactes macrorhynchos C.L.Brehm 1823 на Кубань были известны давно. Так, по данным А.Н.Формозова (1933), кедровку сибирскую встречали в 1878 году на восточном побережье Азовского моря. В 1908 году одна птица этого подвида была добыта в городском саду города Ейска (Птушенко 1915).
30 октября 1971 в окрестностях Краснодара в небольшой роще тополя канадского Populus deltoides на правом берегу Кубани мы наблюдали и добыли самку кедровки. 12 декабря 1971 мы обнаружили птицу этого вида на дереве на одной из улиц Краснодара. Оказалось, что первая добытая нами птица принадлежит к сибирскому подвиду N. c. macrorhynchos. Вес её 147.6 г, длина тела 337, длина крыла 177, длина клюва 45 мм. Птица была заметно истощена, но не имела болезненного вида. Кедровка была очень доверчива: сидя на ветке тополя на высоте около 2 м, она не обращала внимания на людей, которые в 3 м от
* Пекло А.М. 1974. Новый залёт кедровок сибирских (Nucifraga caryocatactes macrorhynchos Brehm) на Кубань //Вестн. зоол. 1: 82.