DOI 10.47576/2949-1878_2023_7_112 УДК 34.03
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Магомадова Эльза Исаевна,
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, Чечен -ский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: zeka0708@mail.ru
Саркарова Джамиля Салиховна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории государства и права, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: djam7575@mail.ru
В статье определяются некоторые проблемные аспекты охраны, защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан страны. Исследуются основные полномочия института защиты и охраны материнства и детства. Разграничиваются полномочия органов опеки и попечительства по выбору опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних детей.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; закон; защита прав несовершеннолетних граждан; органы государства.
UDC 34.03
SOME ASPECTS OF THE PROTECTION OF THE RIGHTS
OF MINORS
Magomedova Elsa Isaevna,
Senior Lecturer of the Department of Civil Law and Procedure, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, e-mail: zeka0708@mail.ru
Sarkarova Jamila Salikhovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: djam7575@mail. ru
The article defines some problematic aspects of the protection, protection of the rights and interests of minor citizens of the country. The main powers of the Institute for the Protection and Protection of Motherhood and Childhood are investigated. The powers of the guardianship and guardianship bodies for the choice of guardians and trustees in relation to minor children are delimited.
Keywords: Constitution of the Russian Federation; law; protection of the rights of minors; state bodies.
Основной закон государства является гарантом и средством защиты прав и свобод человека. В нем четко установлено, какие права и обязанности сохраняются за членами общества, какие ими делегируются социальному институту, распределение властных полномочий между субъектами. Также устанавливает порядок создания институтов
политической власти и принципы их взаимодействия. Каждому институту права разграничиваются обязанности.
Каждый человек обладает правами и свободами, и это тот аспект человеческого бытия, соответственно охрана и защита их, который всецело прерогатива государства.
Защита прав и интересов граждан страны,
не являющихся способными на реализацию несовершеннолетних, является одной из соответствующих мероприятий и действий наиболее насущных проблем, характерных самостоятельно в полной мере, например для Российской Федерации.
Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей
Президент РФ
Министерство образования и науки РФ
Министерство юстиции РФ
Министерство знутреннихдел РФ
т
X
Межведомственная комиссия ю делам несовершеннолетних и защите их прав
Общественные организации
Международные общественные организации
Всероссийские общественные организации
Общественные организации субъектов РФ
Рисунок - Механизмы зашиты пр(
Объяснить данную ситуацию можно очевидным несовершенством ряда правовых аспектов и норм, предусмотренных в отношении отмеченной категории лиц и некоторых других. Это справедливо, помимо всего прочего, для сферы опеки и попечительства как одного из важнейших социальных институтов. Есть ряд объективных пробелов, касающихся, например, практики замещения биологических родителей, установления и реализации прав лиц под опекой или на попечении и т. д. Принято считать, что устройство детей, оставшихся по объективным причинам без родителей, оптимально только в том случае, когда дело касается семейной формы воспитания.
Это возможно благодаря упомянутому институту, превосходящему во всех смыслах практику деятельности детских домов и подобных им учреждений. Объяснить актуальность опеки и попечительства можно тем фактом, что воспитание и развитие детей в последних как процессы:
- протекают на недостаточном уровне;
- сопровождаются рядом проблем и сложностей.
Отметить нужно, что защита прав и интересов детей является важной задачей, сто-
НАУЧНО-ПРАКТИ
ребенка в Российской Федерации
ящей перед страной. От качества подходов к ее решению зависит будущее каждого отдельно взятого гражданина и общества в целом. Понимание данного факта является важным, особенно на фоне возрастания количества детей, оставшихся без попечения родителей по определенным причинам.
Ключевые нормативные акты в сфере опеки и попечительства представлены гражданским и семейным кодексами, федеральными законами, посвященными анализируемому институту. Каждый из представленных документов касается сферы прямо и косвенно отдельными статьями. Опека и попечительство представлены как инструмент установления защиты законных прав и интересов лиц, по объективным причинам признанных недееспособными частично или полностью [1].
Дополнительно авторы законов указывают, что цель института в целом - не только развитие, но и надлежащее воспитание детей, оставшихся без родителей. Опека - это инструмент «работы», применяемый в отношении несовершеннолетних до 14 лет. Попечительство же как часть анализируемого института может быть установлено в отношении детей от упомянутого возраста до момента достижения ими совершенноле-
ШСКИЙ ЖУРНАЛ
тия. Устройство под опеку или попечительство предполагает учет воли и интересов ребенка. Отметить нужно примечательный факт. Он касается правового статуса родителя, не достигшего совершеннолетия, в возрасте от 16 до 18 лет, при этом не состоящего в узаконенных отношениях (брак) на фоне отсутствия признания дееспособности посредством эмансипации. Внебрачные дети в момент появления на свет у несовершеннолетних родителей не рассматриваются как основание для признания абсолютной дееспособности в отношении последних. Это не позволяет матерям и отцам до 18 лет в полной мере использовать собственные родительские права. Каждый несовершеннолетний родитель при условии отсутствия узаконивания отношений может полностью получать доступ к реализации последних только после достижения 16 лет. До этого времени в отношении маленьких детей могут быть назначены опекуны. Их задачи в данном контексте сводятся к воспитанию, но строго при участии биологических несовершеннолетних родителей [2].
При этом имеет место определенное противоречие. Гражданская дееспособность вовсе не означает, что на фоне ее наступления возникает семейная.
В ст. 27 ГК РФ предусмотрена вероятность эмансипации в отношении граждан в возрасте 16 лет. В результате возникает признание лица абсолютно дееспособным во всех веро -ятных правовых и других областях. Однако для возникновения дееспособности необходимо выполнение трех условий:
- Согласие родителей или других законных представителей.
- Достижение 16 лет.
- Работа лицом по трудовому договору.
Факт эмансипации в условно идеальном
случае должен влиять на семейный статус лица, являющегося несовершеннолетним. Речь о признании абсолютной дееспособности в семейных и имущественных правоотношениях, складывающихся с разными субъектами. Дело касается прав в части взыскания алиментных выплат, а также правомочий, связанных с законным вступлением в брак и т. д. [3; 4]
Анализ действующих законов и других правовых источников по теме дает возможность обнаружить коллизию в части регули-
рования вопросов, связанных с рассматриваемым институтом. Речь касается в первую очередь установления опеки или попечительства в отношении детей родителей, не являющихся совершеннолетними. В ст. 62 СК РФ предусмотрена возможность в отношении последних в части осуществления родительских прав с 16 лет. Но прекращение опеки или попечительства в данном контексте может наступить при условии достижения несовершеннолетним родителем 18 лет. Дополнительно в законе отмечено, что могут быть рассмотрены и другие основания.
Видится целесообразным для обеспечения корректности внесение изменений в ст. 62 СК РФ (пункт 2). Вместо используемых 16 лет нужно применить 18, а также особо отметить иные случаи обретения дееспособности в гражданской плоскости до момента совершеннолетия [5].
Дополнительно необходимо отметить, что имеет место проблема, связанная с подбором и назначением опекунов и попечителей. К последним предъявляются особые требования:
- возраст от 18 до 60 лет;
- хорошее здоровье в физическом и психическом плане;
- отсутствие судимости;
- отсутствие в прошлом практики усыновления при лишении возможности быть опекуном или попечителем из-за нарушений прав и интересов усыновленного лица.
Еще одно требование касается высоких нравственных качеств. Однако оно субъективно и часто упускается из виду, потому что законами не предусмотрено четких критериев, которые можно было бы использовать для оценки морали и способности потенциального опекуна или попечителя к тому, чтобы над -лежащим образом воспитывать детей.
В СК РФ есть ссылка на перечень качеств и требований, где отмечено, что принять статус опекуна или попечителя не могут лица:
- с алкогольной зависимостью или склонностью к употреблению наркотиков;
- лишенные родительских прав;
- неспособные по причине физических или психических патологий в полной мере и надлежащим образом воспитывать детей.
Выбор опекуна или попечителя предполагает, помимо всего прочего, учет его личностных характеристик. Нужно учитывать и
то, способен ли человек выполнять обязанности, связанные с заботой и корректным воспитанием, в плоскости взаимоотношений с лицом, в отношении которого установлена опека или попечительство.
Уже отмеченная субъективность касается даже оценки кандидатов. Редко, но после назначения якобы идеального опекуна или попечителя выясняется, что на практике он пренебрегает правилами, не учитывает интересы ребенка.
Судебная практика буквально полнится примерами дел, когда лица, назначенные опекунами или попечителями, издеваются над детьми, мучают их, не кормят и совершают иные действия, за которые предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Примером будем считать решение суда Красноярского края от 9 декабря 2017 года.
Прокурор подал иск, обратился в суд для защиты интересов двоих детей. Им был причинен вред гражданкой, наделенной правомочиями и обязанностями в части опеки. Заседание позволило установить, что упомянутая гражданка причиняла физический вред детям. Также установлено, что о надлежащем исполнении обязанностей речи не идет. Выявлены множественные нарушения, в том числе касающиеся требований, предусмотренных в отношении родителей, закрепленных положениями ст. 63, 65 и 80 СК РФ. Дополнительно установлено, что гражданка допускала жестокость в обращении с малолетними детьми. Она кричала на них. Имели место удары и иные акты унижения чести и достоинства детей. Также выявлено, что гражданка заставляла подопечных выполнять непосильную работу, угрожала ремнем.
Список литературы _
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.98 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 7.
2. Лебедев О., Майоров А., Золотухина В. Права детей // Народное образование. 2000.
3. Сорокин С. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Российская юстиция. 1999.
4. Сорокин С. Имущественные права ребенка в семье // Российская юстиция. 2000.
5. Тарусина Н. Н. Семейное право : учебное пособие. М., 2001.
References _
1. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 10 of 27.05.98 "On the application of legislation by courts in resolving disputes related to the upbringing of children". Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 1998. No. 7.
2. Lebedev O., Mayorov A., Zolotukhina V. Children's rights. Public education. 2000.
3. Sorokin S. The UN Convention "On the Rights of the Child". Russian Justice. 1999.
4. Sorokin S. Property rights of a child in the family. Russian Justice. 2000.
5. Tarusina N. N. Family law: textbook. Moscow, 2001.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ