ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА
УДК 322.2 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-4-152-157
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ: ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Батагова кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социально-Людмила политических наук, Северо-Осетинский государственный университет Хазретовна им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина,
44-46). E-mail: [email protected] Дзахова доктор политических наук, профессор кафедры философии и социально-
Лариса политических наук, Северо-Осетинский государственный университет
Хасановна им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье исследуются основные направления и формы государственно-конфессиональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания, развивающиеся, с одной стороны, в русле общероссийских тенденций, а, с другой стороны, имеющие региональную специфику. Авторы показывают, что высокая степень угроз и рисков, сложный этноконфессиональный состав региона обуславливают особенности государственно-конфессионального взаимодействия и определяют выбор конкретных инструментов и механизмов. Анализ регионального опыта государственно-конфессиональных отношений позволяет выявить наиболее востребованные и эффективные модели государственно религиозных практик и обозначить перспективы их развития.
Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, конфессия, православие, ислам, традиционные верования осетин, межконфессиональные противоречия, Республика Северная Осетия-Алания, общественно-политические процессы, межнациональные отношения.
На рубеже XX-XXI вв. государственно-конфессиональные отношения в России претерпели качественные изменения, происходившие в общем контексте коренной трансформации, охватившей все сферы общественной жизни. Утверждение принципов демократии и идеологического плюрализма в российском обществе способствовали возрождению интереса к религии и изменению ее социального «статуса». Религия превратилась в важнейший институт, оказывающий существенное влияние на общественно-политические процессы. В Российской Федерации на основе сложившейся политико-правовой базы ведется активный поиск оптимальной модели государственно-религиозного взаимодействия, в котором региональному опыту отводится существенное место. Изучение становления и развития современной системы государственно-конфессиональных отношений в рамках новых концептуальных подходов государственной вероисповедной политики представляется чрезвычайно важным, имеющим как сугубо теоретическое, так и прикладное значение.
Особую актуальность проблема государственно-конфессиональных отношений приобретает для многонационального и многоконфессионального Северного Кавказа [1]. Отношения государства и религиозных организаций в регионе играют весомую роль в сохранении и укреплении межнационального мира и стабильности. Выраженная дифференциация региона по этноконфессио-нальному признаку, безусловно, влияет на выбор механизмов и инструментов реализации государственно-конфессиональных практик, и обуславливает формирование определенных региональных моделей взаимодействия органов государственной власти и религиозных объединений. Изучение и распространение позитивного регионального опыта в сфере государственно-конфессионального взаимодействия содействует проведению взвешенной, научно-обоснованной религиозной политики, направленной на гармонизацию межконфессиональных и межнациональных отношений, минимизации социальных и управленческих издержек.
Цель статьи - анализ государственно-конфессиональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания, выявление наиболее эффективных направлений и практик государственно-религиозного сотрудничества. Основными задачами являются: показать особенности этноконфессиональ-ного пространства в РСО-Алания; раскрыть виды и формы государственно-конфессионального взаимодействия в республике; определить наиболее востребованные и перспективные направления государственно-конфессионального сотрудничества в сложном многоконфессиональном и многонациональном регионе. В статье делается попытка дать целостную картину развития государственно-конфессиональных отношений, выявить региональную специфику механизма государственно-конфессионального взаимодействия, обусловленную этноконфессиональными особенностями региона.
РСО-Алания является многонациональным и многоконфессиональным субъектом РФ. На территории республики проживает около 100 наций и народностей, наиболее многочисленными этническими группами являются осетины и русские, составляющие соответственно 65% и 21% от общего числа жителей республики. Ингуши, армяне, кумыки, грузины, турки, украинцы, азербайджанцы, кабардинцы, чеченцы, греки, цыгане, корейцы, татары и др. занимают от 4% до 1% населения1. При этом налицо явно выраженная зависимость между этнической и конфессиональной принадлежностью. Так русские, украинцы, белорусы, грузины, греки, армяне, поляки и др. являются приверженцами различных направлений христианства, а ингуши, чеченцы, татары, башкиры, кабардинцы, балкарцы, народы Дагестана, турки и др. традиционно исповедуют ислам. Исключение составляют осетины, конфессиональные предпочтения которых делятся между православием, исламом, традиционными осетинскими верованиями, а также различными направлениями протестантизма. В этом проявляется особенность религиозной жизни республики, т.к. среди коренных жителей соседних северокавказских республик подобная конфессиональная вариативность практически не наблюдается. Отмечая данный феномен, профессор Р.С. Бзаров писал: «Алания-Осетия - страна самобытной многоконфессиональной гармонии. Важнейшая особенность ее духовной истории состоит в сохранении основ древней религиозной традиции, восходящей к временам индоиранского единства и продолжающей объединять общество, несмотря на распространение двух мировых религий - христианства и ислама» [2, с. 58]. Поэтому в самоидентификации осетинского народа конфессиональный фактор не играет определяющей роли, что является сдерживающим моментом межконфессионального соперничества и основой толерантного восприятия представителей других этноконфессиональных групп.
Социологический опрос, проведенный Межрегиональным центром общественных инициатив «Северный Кавказ» в 2019 г., показал, что наиболее важными идентификационными признаками для респондентов являются именно этнические, проявляющиеся в общности традиций и обычаев (60%), знании языка (57,8%], а также исторического прошлого(44,7%]. Наименее важным компонентом в контексте данного вопроса признается художественная культура (9%) и религия (9,8%)2.
Таблица 1
Блок 4 - Этническая самоидентификация и внутри- и межконфессиональные отношения
Вопрос 38. Какие из перечисленных признаков сближают Вас с представителями Вашей этнической группы?
Варианты ответов частоты проценты
Знание языка 283 57,8
Историческое прошлое 219 44,7
Художественная культура 44 9
Традиции и обычаи 294 60
Общий быт 80 16,3
Религия 48 9,8
Социальные нормы и принципы поведения 100 20,4
Территория проживания 106 21,6
Всего 490 100
В РСО-Алания представлены 14 конфессий в лице 108 зарегистрированных религиозных организаций. 40 из них относятся к русской православной церкви, 26 - к Духовному управлению мусульман, 10 - баптистские, 7 - христиане веры евангельской, 6 - традиционные верования осетин, 2 - христиане адвентисты седьмого дня, 2 - римско-католическая церковь, 2 - иудаизм, 1 - армянская апостольская церковь и др. В конфессиональном пространстве республики представлена даже такая экзотическая для Северного Кавказа религиозная организация как «Общество сознания Кришны»3.
Конфессиональные предпочтения населения республики распределяются следующим образом: 49% от общего числа верующих являются православными, 22,5% придерживаются традиционных верований осетин, 13% исповедуют ислам, примерно по 1% приходится на представителей других конфессий, 6,5% граждан атеисты4. Как видим налицо определенная диспропорция между количеством зарегистрированных организаций традиционных верований осетин и числом приверженцев этой веры.
1 РСО-Алания в цифрах. 2018. Статистический сборник. Владикавказ: Северная Осетиястат, 2018. 145 с. С 10.
2 Межрегиональный центр общественных инициатив «Северный Кавказ». СКФО в зеркале социологических опросов: РСО-Алания.Этническая самоидентификация и внутри- и межконфессиональные отношения. [Электронный ресурс]. URL:https:// мцои.рф/page 73800082.html (дата обращения:17.09.2019)
3 Список религиозных организаций, зарегистрированных в Управлении Минюста РФ по РСО-А [Электронный ресурс]. URL:http:// to15.minjust.ru (дата обращения:07.09.2019)
4 Текущий архив Министерства РСО-А по вопросам национальностей // Информация об итогах реализации Государственной программы РСО-А «Развитие межнациональных отношений в Республике Северная Осетия Алания на 2014-2018 гг.». Отчет о взаимодействии с религиозными организациями. 2018.
Основополагающие принципы взаимодействия государства с религиозными объединениями закреплены в статьях Конституции РФ и федеральных законов, а также нормативно-правовых актах субъектов Федерации, которые формируют единое правовое поле и гарантируют равные возможности в реализации конфессиональных интересов. Декларируя светский характер государства, Конституция страны провозглашает отделение церкви от государства и равенство религиозных объединений перед законом1.
Однако светскость современного российского государства не означает отстранения последнего от деятельности религиозных структур, а подразумевает четкое разделение сфер компетенций, что создает основу для взаимовыгодного сотрудничества [3]. Государство заинтересовано в диалоге с религиозными организациями в тех областях, где они бесспорно имеют сильные позиции и оказывают мощное воздействие на поведенческие стереотипы и социальную активность верующих [4-5]. Это: сохранение и транслирование традиционных морально-нравственных ценностей, обеспечивающих преемственность социокультурного кода народа; благотворительность и социальное служение; миротворчество; поддержка семьи как основополагающего института общества и т.д. Важность сотрудничества в этих сферах особо подчеркнул в своем выступлении на расширенном заседании Совета Духовного управления мусульман Северной Осетии в январе 2019 г. Глава республики В.З. Битаров, который отметил, что «...здесь интересы государства, общества и религиозных объединений полностью совпадают»2.
В РСО-Алания взаимодействие с религиозными объединениями обеспечивает целый ряд государственных органов, в их числе: Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве республики; Экспертная группа по оценке религиозной литературы, видео- и аудиоматериалов; Министерство по вопросам национальных отношений; Управление Минюста РФ по РСО-Алания, Комитет по делам молодежи, а также администрации местного самоуправления г. Владикавказ и районов республики. Контролирующие функции в работе с религиозными организациями возложены на Управления МВД, ФСБ и прокуратуру. Большая работа по выстраиванию конструктивного диалога с представителями религиозных организаций ведется в многочисленных общественных организациях. К ним относятся: Общественный совет СКФО, Общественная палата РСО-А, общественные комиссии при исполнительных и правоохранительных органах власти, Совет ветеранов республики, национально-культурное объединение «Наша Осетия», общественное движение «Высший совет осетин» и др.
Ключевыми направлениями государственно-конфессионального взаимодействия, закрепленными в республиканской программе «Развитие межнациональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания» на 2019-2025 гг., являются: политико-правовое; научно-аналитическое; организационно-методическое; информационно-пропагандистское. Все они реализуются в различных формах государственно-конфессионального взаимодействия.
Значимой новацией, получившей широкое распространение в последние годы, стала практика социального служения, позволяющая гармонично сочетаются гуманистические принципы авра-амических религий и интересы государства в сфере социального обеспечения. Православные и исламские организации республики оказывают большую помощь детским домам и интернатам, многодетным семьям и престарелым, ветеранам войны и труда. Под их опекой также находятся больницы и госпиталя, учреждения системы исполнения наказаний и др.
В последнее время практика социального служения получает правовое оформление в подписании соглашений о сотрудничестве между религиозными организациями и органами государственной власти, в которых стороны принимают на себя определенные обязательства в решении социально значимых задач. В 2018 г. Владикавказское Благочиние заключило соглашения с Министерством труда и социального развития, Министерством образования, УФСИН России по РСО-А. Как подчеркнул архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид: «Соглашения способствуют дальнейшему развитию сети учреждений социального обслуживания, учрежденных Русской Православной Церковью, а также появлению новых форм и видов социального обслуживания населения с участием Церкви и ее канонических подразделений»3. Аналогичные соглашения исполнительные органы власти подписали с ДУМ Северной Осетии. Таким образом, налицо формирование новых организационно-правовых форм государственно-конфессиональных отношений в республиканском масштабе.
Востребованной формой государственно-религиозного сотрудничества в сфере высшего образования стала реализация образовательной программы по направлению «Теология» в Северо-Осе-тинском государственном университете. Решение об этом было принято в 2017 г. в рамках соглашения
1 Конституция Российской Федерации. Ст. 14. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. 64 с.
2 Расширенное заседание Совета Духовного управления мусульман РСО-А с участием Главы республики В.З. Битаро-ва 11.01.2019 [Электронный ресурс]. URL:http:// islamosetia.ru (дата обращения:07.09.2019)
3 Соглашение о сотрудничестве. Владикавказская епархия подпишет ряд соглашений о сотрудничестве 02.05.2018 [Электронный ресурс]. URL:http:// blagos.ru (дата обращения:07.09.2019)
между Владикавказской епархией и СОГУ, что полностью соответствует нормам федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Подготовка специалистов - теологов представляется своевременным шагом для региона со сложной политико-конфессиональной составляющей.
Важное место в структуре государственно-конфессиональных отношений занимают вопросы, связанные с возвратом культовых сооружений религиозным организациям, а также оказания помощи в строительстве новых и реставрации имеющихся. Для организации эффективной работы в этом направлении по предложению архиепископа Леонида при Владикавказской епархии был создан Общественный совет по вопросам строительства и реконструкции особо значимых религиозных объектов.
Значимой новацией государственно-конфессионального взаимодействия стало проведение совместных, с участием представителей духовенства, научного сообщества, а также министерств и ведомств, многочисленных научно-практических конференций, «круглых столов», семинаров, посвященных проблемам государственно-религиозного диалога. Назовем некоторые из них: «Государство и религия в XXI в.: модели и перспективы взаимодействия» (24.04.2018], «Социализация молодежи как фактор профилактики экстремизма и терроризма» (31.05.2019], ставшие традиционными ежегодные Свято-Георгиевские чтения «Православие. Этнос. Культура» и многие другие.
Государственно-конфессиональные отношения активно развиваются в культурно-просветительской сфере. Регулярно проводятся рождественские и пасхальные фестивали, художественные выставки, вечера духовной музыки, для которых администрация г. Владикавказа предоставляет залы государственной филармонии, национального художественного музея и т.д.
Следует отметить, что предстоящее в 2022 г. празднование 1100-летия Крещения Алании является мощным импульсом активизации государственно-конфессионального взаимодействия. Дата юбилея была обозначена в Указе Президента РФ В.В. Путина, который был подписан в октябре 2017 г. Как подчеркнул архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид: «Государственное и церковное празднование 1100-летия крещения Алании будет иметь важнейшее значение для поддержки традиционных ценностей и укрепления гражданского мира, для демонстрации неизменной цивилизацион-ной и геополитической формулы российско-аланской, а значит, и российско-кавказской неразделимости»1. Подготовка к празднованию предусматривает: перевод богословских текстов на осетинский язык, что играет большую роль в сохранении и развитии национального языка; масштабную реконструкцию уникальных средневековых храмов - памятников истории и культуры, а также строительство современных храмов, проекты в сфере науки, культуры и образования и многое другое.
Весомой новацией, служащей укреплению государственно-конфессиональных отношений является принятое в июле 2019 г. решение о создании при Главе республики Межконфессионального Совета как республиканского центра интегрирующего, координирующего и регулирующего религиозную жизнь Осетии. Совет как новая организационная форма сложившейся практики регулярных встреч лидера региона с представителями религиозных организаций позволит оперативно реагировать на возникающие вопросы и будет способствовать открытому межрелигиозному диалогу. Это свидетельство нового, более высокого уровня государственно-религиозного взаимодействия.
Ключевым направлением соработничества государства и религиозных организаций в РСО-А, пережившей многочисленные теракты является противодействие религиозному экстремизму, который на Северном Кавказе представлен исламским фундаментализмом в его радикальной форме. Борьба с деструктивным влиянием радикальных исламистов в рамках взаимодействия государства и лидеров мусульманской уммы предусматривает совместную выработку мер профилактического и воспитательного характера, суть которых в пропаганде истинного знания и исламских ценностей. Религиозное просвещение членов исламской общины и прежде всего молодежи является важнейшим направлением деятельности мусульманского духовенства и коррелируется с комплексом мероприятий в рамках реализации государственной программы «Профилактика экстремистских проявлений в РСО-А». Проповеди в мечетях, лекции, беседы, встречи со студентами средних и высших учебных заведений, на которых обучающиеся могут получить компетентные ответы на интересующие их религиозные вопросы - широко практикуемые формы воспитательной работы.
Эффективными инструментами формирования толерантных установок в молодежной среде и налаживания межрелигиозного и межнационального диалога стали традиционные молодежные северокавказские форумы, организуемые совместными усилиями государственных и религиозных структур: «Машук», «Молодежный этноконфессиональный форум», «Спартакиада молодежи Северного Кавказа». «Эстафета мира и братства», «Славянский молодежный форум», фестиваль «Мы вместе», «Мир Кавказу» и др. Форумы являются уникальными площадками, позволяющими преодолевать ксенофобские стереотипы в восприятии представителей других этносов и религий.
1 Заявление епископа Владикавказского и Аланского Леонида по 1100-летию крещения Алании [Электронный ресурс]. URL:http://blagos.ru (дата обращения: 07.09.2019]
ДУМ республики при поддержке властных органов вносит посильный вклад в преодоление негативных последствий межнациональных конфликтов. Укреплению межнационального диалога и взаимопониманию способствуют встречи муфтия Северной Осетии Х. Гацалова со старейшинами, молодежью, а также главами администраций сельских поселений Пригородного района, наиболее проблемного, со сложной этноконфессиональной обстановкой как следствие острого конфликта начала 1990-х гг. Подобные практики находят позитивный отклик, способствуют стабилизации межнациональных отношений как основы для межрелигиозного диалога.
Таким образом, в РСО-А сложились эффективные механизмы государственно-религиозного взаимодействия, анализ которых свидетельствует об эволюции государственно-конфессиональных отношений в сторону кооперационной модели, что соответствует общероссийскому тренду вероисповедной политики. Системная и согласованная работа органов государственной власти республики, администраций муниципальных образований и религиозных организаций, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан в религиозной сфере, бесконфликтному взаимодействию различных конфессий и эффективной реализации государственной конфессиональной политики. Мониторинг общественного мнения, проводимый независимыми друг от друга структурами (Федеральное агентство по делам национальностей, Министерство по вопросам национальных отношений, МЦИО «Северный Кавказ»] выявил совпадение мнений опрашиваемых в оценке состояния межконфессиональных отношений, что является показателем репрезентативности исследований. Большинство респондентов считают, что ситуация в сфере конфессиональных отношений в РСО-А спокойная. По данным МЦОИ «Северный Кавказ» существование конфликтного потенциала в этой сфере отметили лишь 7,2% опрашиваемых1.
Вместе с тем 40% респондентов считают, что, несмотря на общую стабильность межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, порой возникает определенная напряженность2. Действительно, необходимо заметить, что на фоне конструктивного развития государственно-конфессиональных отношений, в РСО-А существуют определенные рискогенные факторы, способные дестабилизировать религиозную ситуацию в регионе. Наибольшую угрозу среди них представляет радикальный исламский фундаментализм, идеология которого находит отклик у части мусульман северокавказских республик. Геополитическая нестабильность на южных рубежах региона провоцирует активность сторонников радикальных исламских воззрений, деятельность которых главным образом направлена на вербовку новых воинов в ряды ИГИЛ (запрещена в РФ]. Фактором, также провоцирующим межрелигиозную конкуренцию, является специфика конфессиональной ситуации, а именно присутствие в религиозном поле республики значительного слоя последователей традиционных осетинских верований, которых представители православного и исламского духовенства рассматривают как перспективные объекты миссионерского воздействия.
Вероятность возникновения напряженности в межконфессиональной сфере обуславливается и причинами общего свойства, кроющихся в экономической нестабильности региона, несформирован-ности гражданского общества, снижении уровня культуры, в том числе культуры межнационального общения, архаизации сознания, проявляющейся в росте бытовых предрассудков и стереотипов и т.д. [7]
Кроме того, тесное государственно-конфессиональное взаимодействие, активность религиозных лидеров вызывает недовольство у определенной части общества, т.к. рассматривается ими как нарушение конституционного принципа светскости государства.
Преодоление негативных моментов в государственно-конфессиональных отношениях, на наш взгляд, обеспечивается строгим соблюдением и совершенствованием законодательства, регулирующего религиозную сферу, реализацией конституционных принципов светскости, демократии, идеологического многообразия, правового и социального государства, а также развитием экономики страны, преодолением безработицы и нищеты, которые порождают преступность и радикализм, облекаемые зачастую в религиозную форму.
Необходимо и дальше:
- развивать нормативно-правовую базу государственно-конфессионального взаимодействия отвечающую требованиям современного уровня развития этой сферы;
- расширять практику соработничества государства и религиозных организаций в реализации востребованных социальных проектов;
- совершенствовать работу по координации государственно-конфессиональных усилий по профилактике религиозного экстремизма и национализма в организационно-методической, научно-аналитической, информационно-просветительской сферах;
1 Межрегиональный центр общественных инициатив «Северный Кавказ». СКФО в зеркале социологических опросов: РСО-Алания. Этническая самоидентификация и внутри- и межконфессиональные отношения. [Электронный ресурс]. URL:https:// мцои.рф/page 73800082.html (дата обращения:17.09.2019)
2 Там же.
- развивать межрелигиозный диалог последователей разных конфессий на основе позитивного опыта многовекового сосуществования в многонациональном и многоконфессиональном северокавказском регионе.
Литература
1. Бедрик А.В., Дьяченко А.Н., Бинеева Н.К. ^циальные субъекты гармонизации межэтнических отноше-
ний на Юге России: управленческий и гражданский потенциал // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. № 2. С. 137 - 147.
2. Бзаров Р.С. Ислам в Алании-Осетии: этапы истории в тезисном изложении // Религия в современном
мире. Светский и религиозный образы мира. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2016. 456 с.
3. Воденко К.В., Лубский А.В. Институциональные практики межрелигиозного взаимодействия в региональных сообществах на Юге России: междисциплинарный анализ // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 4. С. 50 - 61.
4. Жане С.Р. Основные направления государственно-конфессионального сотрудничества в современной
России // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 2. С. 83 - 87.
5. Маковский А.А. Функциональный потенциал государственно-конфессиональных отношений в современной России // Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17. № 2. С. 110 - 116.
6. Белоконев С.Ю., Титов В.В. Национально-государственная и религиозная идентичность: паттерны вза-
имодействия в современном мире / / Среднерусский вестник общественных наук. Т. 14. № 2. С. 144 - 155.
Batagova Lyudmila Khazretovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Socio-Political Sciences, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (44-46, Vatutina St., Vladikavkaz, North Ossetia-Alania, 362025, Russian Federation). E-mail: [email protected] Dzakhova Larisa Khasanovna, Doctor of Political Science, Professor, Department of Philosophy and SocioPolitical Sciences, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (44-46, Vatutina St., Vladikavkaz, North Ossetia-Alania, 362025, Russian Federation). E-mail: [email protected]
SOME ASPECTS OF THE INTERACTION OF THE STATE AND RELIGION: ALL-RUSSIAN TRENDS AND REGIONAL CHARACTERISTICS
Abstract
The article explores the main directions and forms of state-confessional relations in the Republic of North Ossetia-Alania, developing, on the one hand, in line with all-Russian trends, and, on the other, having regional specifics. The authors show that a high degree of threats and risks, a complex ethno-confessional composition of the region determine the features of state-confessional interaction and determine the choice of specific tools and mechanisms. The analysis of the regional experience of state-confessional relations allows us to identify the most popular and effective models of state religious practices and to identify prospects for their development.
Keywords: State-confessional relations, denomination, Orthodoxy, Islam, traditional beliefs of Ossetians, interfaith contradictions, Republic of North Ossetia-Alania, socio-political processes, inter-ethnic relations.
References
1. Bedrik A.V., D'yachenko A.N., Bineeva N.K. Cocial'nye sub"ekty garmonizacii mezhetnicheskih otnoshenij na YUge Rossii: upravlencheskij i grazhdanskij potencial // Gumanitarij YUga Rossii. 2019. T. 8. № 2. P. 137 - 147.
2. Bzarov R.S. Islam v Alanii-Osetii: etapy istorii v tezisnom izlozhenii / / Religiya v sovremennom mire. Svetskij i
religioznyj obrazy mira. Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vladikavkaz: Izd-vo SOGU, 2016. 456 p.
3. Vodenko K.V., Lubskij A.V. Institucional'nye praktiki mezhreligioznogo vzaimodejstviya v regional'nyh soob-
shchestvah na YUge Rossii: mezhdisciplinarnyj analiz // Gumanitarij YUga Rossii. 2018. T. 7. № 4. P. 50 - 61.
4. ZHane S.R. Osnovnye napravleniya gosudarstvenno-konfessional'nogo sotrudnichestva v sovremennoj Rossii
/ / Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2017. № 2. P. 83 - 87.
5. Makovskij A.A. Funkcional'nyj potencial gosudarstvenno-konfessional'nyh otnoshenij v sovremennoj Rossii //
Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2017. T. 17. № 2. P. 110 - 116.
6. Belokonev S.YU., Titov V.V. Nacional'no-gosudarstvennaya i religioznaya identichnost': patterny vzaimodejstviya v sovremennom mire / / Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. T. 14. № 2. P. 144 - 155.