Научная статья на тему 'РСО-Алания в условиях модернизации государственно-конфессиональных отношений'

РСО-Алания в условиях модернизации государственно-конфессиональных отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
158
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИИ / ЭТНОС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / СЕПАРАТИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / RELIGIOUS DENOMINATION / ETHNOS / MODERNIZATION / RELIGIOUS SELF-IDENTIFICATION / SEPARATISM / RADICALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цогоева Фатима Бексолтановна

В статье на материалах этносоциологического исследования, проведенного в марте 2011 г., рассмотрены некоторые аспекты влияния конфессий на политическую, социально-экономическую ситуацию на современном этапе модернизационного развития Республики Северная Осетия-Алания СевероКавказского региона, являющегося полиэтническим и поликонфессиональным, где представлены все мировые религии и доминирующими конфессиями продолжают оставаться христианство и ислам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORTH OSSETIA-ALANIA IN THE FRAMEWORK OF MODERNIZATION OF STATE-CONFESSIONAL RELATIONS

The article is devoted to materials of the ethnosociological research which has been carried out in March, 2011. Some aspects of influence of faiths on a political, social and economic situation at the present stage of modernization development of the Republic Northern Ossetia-Alania of the North Caucasian region being polyethnic and polyconfessional, where all world religions are presented and the Christianity and Islam remain dominating faiths were considered.

Текст научной работы на тему «РСО-Алания в условиях модернизации государственно-конфессиональных отношений»

РСО-АЛАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЙ_

В статье на материалах этносоцио-логического исследования, проведенного в марте 2011 г., рассмотрены некоторые аспекты влияния конфессий на политическую, социально-экономическую ситуацию на современном этапе модернизаци-онного развития Республики Северная Осетия-Алания СевероКавказского региона, являющегося полиэтническим и поликонфессиональным, где представлены все мировые религии и доминирующими конфессиями продолжают оставаться христианство и ислам. Ключевые слова: конфессии, этнос, модернизация, религиозная самоидентификация, сепаратизм, радикализм._

Ф.Б. Цогоева

Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского Центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН и Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН (г. Владикавказ). e-mail: vesna_alania@list.ru

© Цогоева Ф.Б., 2012 г.

NORTH OSSETIA-ALANIA IN THE FRAMEWORK OF MODERNIZATION OF STATE-CONFESSIONAL RELATIONS

The article is devoted to materials of the ethnosociological research which has been carried out in March, 2011. Some aspects of influence of faiths on a political, social and economic situation at the present stage of modernization development of the Republic Northern Ossetia-Alania of the North Caucasian region being polyethnic and polyconfessional, where all world religions are presented and the Christianity and Islam remain dominating faiths were considered.

Key words: religious denomination, ethnos, modernization, religious self-identification, separatism, radicalism.

F.B. Tsogoeva

The Candidate of sociological sciences, Senior Researcher of the North-Osetiya Centre of social researches of Institute of sociopolitical researches of the RAS and the North-Osetiya institute of humanitarian and social researches name of V.I.Abaev Vladikavkaz's centre of science of the RAS (Vladikavkaz). e-mail: vesna_alania@list.ru

© Tsogoeva F.B., 2012

В сложной структуре межрелигиозных и межконфессиональных отношений в современном российском обществе наиболее существенное, причем возрастающее значение, имеют государственно-конфессиональные отношения, в основе которых лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и религиозных объединений в жизни общества, об их функциях, о сферах деятельности и компетенции всех институциональных субъектов этих отношений, главными из которых являются, с одной стороны, религиозные объединения во всем их многообразии, с другой стороны, государство в лице специальных органов, уполномоченных законом в той или иной мере оказывать на них регулятивное воздействие [1]. Отношения государства и религиозных объединений, регулируемые правовыми нормами, приобретают особую актуальность при разработке стратегии национальной безопасности. Несовершенство законодательства в этой сфере и недооценка таких взаимоотношений приводят к национализму, религиозному экстремизму, терроризму, а вместе с тем и к связанным с этими факторами социальным явлениям - легализации незаконных доходов, наркомафии, торговле оружием и другим негативным последствиям.

Кардинальные перемены, произошедшие в общественно-политической жизни России в 90-е годы XX - начале XXI в., не только затронули государственное и политическое устройство страны, но и существенным образом трансформировали сферу государственно-конфессиональных отношений. «Религиозное возрождение» в СССР во второй половине 80-х годов начиналось с осознания обществом необходимости снятия ранее существовавших неправомерных ограничений на деятельность религиозных объединений. Несколько позже к заметно активизировавшейся после празднования 1000-летия христианства на Руси деятельности церквей и деноминаций добавились, с одной стороны, стремление властных структур заручиться поддержкой религиозных объединений для проведения социальных, экономических и политических реформ в стране, а с другой стороны, «встречное движение»: стремление отдельных религиозных объединений к более активному участию в политике и в различных областях общественной жизни.

Нарастание отмеченных выше процессов в немалой степени обусловливалось также очень популярной в период горбачевской «перестройки» идеей, согласно которой привнесение в жизнь россиян религии в ближайшей перспективе положительно отразится на их морали, позволит устранить социальную напряженность в обществе, улучшит взаимоотношения между различными политическими группами. А для этого необходимо было осуществить так называемое «воцерковление» россиян, т.е. обращение их к религии, прежде всего к православию.

Минуло более десяти лет с того момента, как в Российской Федерации начался процесс демократизации в сфере свободы совести; значительное количество культовых зданий и имущества за эти годы возвращено религиозным центрам и верующим; религиозные объединения получили возможность широкого участия в общественной жизни. Все это отразилось на характере государственно-конфессиональных отношений: они стали существенной частью отношений государства с формирующимся гражданским обществом. От их состояния во многом зависит, установится или нет диалог между обществом и государственными институтами, а следовательно, гражданский мир и согласие.

Вместе с тем негативные тенденции в государственно-конфессиональных отношениях, связанные с наблюдаемыми сегодня феноменами политизации религии и клерикализации отдельных государственных институтов и сфер, требуют адекватного ответа на вопрос, в какой мере эти процессы отвечают современным мировым тенденциям и демократическим нормам.

Северный Кавказ - регион полиэтнический и поликонфессиональный, здесь представлены все мировые религии, но доминирующими конфессиями продолжают оставаться ислам и христианство. На территории региона проживает более 50 народностей, отличающихся друг от друга не только языком, но и культурой, менталитетом. Среди семи северокавказских республик христианство доминирует только в Северной Осетии, в остальных республиках доминирующей конфессией является ислам.

В Республике Северная Осетия - Алания, по данным Управления Федеральной регистрационной службы по республике, на 30 декабря 2011 г. зарегистрировано 82 религиозных объединения различного толка, из которых 26 - православных, 15 - исламских, 4 - «Свидетели Иеговы», 8 - баптистских, 4 - христиане веры евангельской (ХВЕ), 2 - католических, 2 - традиционных верований осетин (ассов) и др. Активной гражданской позицией среди религиозных организаций отличаются самые крупные организации в республике - Русская Православная церковь и Духовное управление мусульман Северной Осетии.

Характерной особенностью Северной Осетии является поликонфес-сиональность единого народа - осетин. Если славянские народы, армяне и грузины относят себя только к христианской конфессии, ингуши, чеченцы, кумыки и азербайджанцы - к исламу, то осетины относят себя к трем конфессиям: христианству, исламу и традиционной религии.

В постсоветский период Республика Северная Осетия - Алания, как и другие субъекты Российской Федерации, испытала значительные социально-политические перемены, которые затронули и религиозную сферу, оказали существенное влияние на систему взаимоотношений «личность -общество - государство». Процесс религиозного возрождения в респуб-

лике идет параллельно с ростом самосознания этнонациональных групп населения, в связи с этим актуальным становится вопрос об этноконфес-сиональной идентичности граждан. Недооценка органами власти роли религиозного фактора в данной сфере, несвоевременное реагирование на трансформацию этнополитической и этносоциальной ситуации усиливают конфликтогенность этноконфессиональных отношений в республике.

Новая религиозная ситуация, сложившаяся в регионе к настоящему времени, обусловлена ростом религиозности населения. Активизируя свою деятельность, религиозные объединения стремятся распространить свое влияние на все сферы общественной жизни, что вызывает неоднозначную реакцию общества и государства и приводит к усилению конкуренции между конфессиями. Сегодня религия и конфессиональные структуры превратились в существенный фактор общественно-политической жизни в республике. Активность, в том числе политическая деятельность религиозных организаций, особенно тех, которые охватывают своим влиянием десятки миллионов людей, обладают мощным и разветвленным пропагандистским аппаратом и имеют многовековый опыт воздействия на массы, не может не привлечь внимание ученых, политиков, общественных деятелей. Усиление сложности и проблемного характера современной религиозной и религиозно-политической ситуации объективно выдвигает на первый план задачу ее познания.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена также поиском оптимальных для РСО-Алания форм взаимоотношений между органами исполнительной власти и религиозными объединениями в целях реализации в обществе принципа свободы совести и вероисповедания. В связи с этим значимым становится анализ развития государственно-конфессиональных отношений в республике.

В мае - июне 2011 г. с целью изучения современного состояния государственно-конфессиональных отношений в Республике Северная Осетия - Алания и выявления основных тенденций их дальнейшего развития, Северо-Осетинским Центром социальных исследований ИСПИ РАН при финансовой поддержке министерства общественных и внешних связей РСО-А было проведено этносоциологическое исследование на тему «Государственно-конфессиональные отношения в Республике Северная Осетия-Алания: этносоциологический анализ».

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- дать общую характеристику современного состояния политического, социально-экономического развития РСО-Алания;

- определить характер воздействия религиозной составляющей жизни общества на социально-экономические, политические процессы внутри общества;

- определить степень удовлетворенности граждан современным состоянием политического, социально-экономического развития РСО-Алания.

В рамках данного исследовательского проекта были проведены массовый и экспертный опросы. Массовый опрос проходил в г. Владикавказ и 8 районах республики. Целесообразный объем выборки составил 1000 респондентов в возрасте от 18 лет и старше (социально-демографическая, этноконфессиональная характеристика респондентов представлена в табл. А). Математическая ошибка такой выборки не превышает 3,1 %, т.е. обеспечивает надежную репрезентативность для каждого обследуемого субъекта Российской Федерации. Для проведения опроса выборка строилась как территориальная, стратифицированная по типам населенных пунктов, маршрутная, квотная по социально-демографическим и этноконфессио-нальным признакам.

ТаблицаА

Социально-демографическая и этноконфессиональная характеристика респондентов(в %)

Пол Возраст Образование Национальность Конфессиональная принадлежность

Муж. 49,3 18-29 лет 21,2 Среднее и средне-специальное 47,5 Осетины 51,1 Православные 52,1

Мусульмане 13,2

Жен. 50,7 30-49 лет 40,7 Н/высшее, высшее 52,5 Русские 28,6 Трад. осет. религия 20,2

50 лет и старше 38,1 Другой нац. 20,3 Нетрадиционные верования 6,0

Атеисты 8,5

В экспертном опросе приняли участие 10 экспертов: политологи, юристы, журналисты, лидеры общественно-политических движений, представители исполнительной и законодательной властей. Подбор экспертов, основным критерием которого были компетентность и широкий кругозор, осуществлялся в соответствии с уровнем общего представления о проблеме, а также по принципу профессионального отношения к данной области знаний.

Социально-экономические и политические изменения, процессы социальной трансформации, происходившие в Российской Федерации на стыке веков, во многом способствовали возникновению на этом пространстве нестабильности, противоречивой социальной обстановки. К числу таких изменений относится формирование новых социально-экономических отношений, политической системы и социальной структуры, форм и методов социальнго управления и регулирования, взаимодействие

между государственными и общественными институтами. Качественно иные черты приобретают такие факторы социального развития, как хозяйственная деятельность, мировоззренческие ориентации, жизненные ценности.

Социальные преобразования затронули все сферы общественного бытия, коснулись разных сторон жизнедеятельности людей, их социального самочувствия, образа жизни, различных аспектов национальной безопасности, социальной защиты, этнополитической мобилизации.

Так, в анкету был включен блок вопросов, ответы на которые позволяют определить степень удовлетворенности граждан современным состоянием политического, социально-экономического развития РСО-А, а также степень их заинтересованности общественно-политической жизнью республики. Как видно из данных табл. 1, независимо от национальной принадлежности, в целом респонденты довольны положением дел в республике - 67,9 % (26,3 % - безусловно, довольны; 41,6 % - скорее, довольны).

Таблица 1

Вы довольны или недовольны положением дел в республике? (в %)

Варианты ответа Все опрошенные Национальность

осетины русские и русскоязычные

Безусловно, доволен 26,3 25,8 27,2

Скорее, доволен 41,6 43,2 41,4

Скорее, недоволен 14,8 15,2 12,5

Безусловно, недоволен 8,7 9,3 8,0

Затрудняюсь ответить 8,6 6,5 10,9

Суммарный процент недовольных складывается из многих претензий к власти, и, как правило, бывают серьезные претензии к подбору кадров, перегруженности административного аппарата.

Для выявления уровня жизни населения республики и сравнения его с уровнем жизни в других регионах РФ респондентам было предложено ответить на вопрос: «За последние 3 года, на ваш взгляд, жить в республике в целом стало легче, тяжелее или осталось без изменений?» В целом мнение большинства опрошенных (40,4 %) свидетельствует о том, что сегодня жизнь в республике мало чем отличается от жизни по сравнению с предыдущими годами (табл. 2). Тем не менее респонденты в большей степени склонны к тому, что жить стало легче: так, 21,5 % респондентов

отметили вариант «скорее, легче», в то время как 12,2 % опрошенных -«скорее, тяжелее». Десятая часть опрошенных затруднилась ответить на вопрос.

Таблица 2

За последние 3 года, на ваш взгляд, жить в республике в целом стало легче, тяжелее или осталось без изменений? (в %)

Варианты ответа Все опрошенные Национальность

осетины русские и русскоязычные

Безусловно, легче 10,3 9,3 8,2

Скорее, легче 21,5 23,2 25,6

Также, без изменений 40,4 38,0 41,4

Скорее, тяжелее 12,2 12,7 10,0

Безусловно, тяжелее 5,4 4,7 5,6

Затрудняюсь ответить 10,2 12,1 9,2

Политическую обстановку в республике респонденты в основном оценивают как стабильную (25,5 %) либо незначительно напряженную (32,6 %) (табл. 3). При этом достаточно высок процент затруднившихся ответить на поставленный вопрос - 25,5 % респондентов.

Таблица 3

Как вы в целом оцениваете политическую ситуацию в республике? (в %)

Варианты ответа Все опрошенные Национальность

осетины русские и русскоязычные

Политическая обстановка стабильная (без напряженности) 25,5 26,9 26,7

Имеется незначительная политическая напряженность 32,6 35,8 30,2

Налицо сильная политическая напряженность, возможны конфликты 16,4 13,2 17,5

Затрудняюсь ответить 25,5 24,1 25,6

Политическая обстановка всегда создается деятельностью власти. Именно результаты ее деятельности находятся в основе политических процессов. Что касается национальных взаимоотношений, которые на се-

годняшний день достаточно стабильны, то эта стабильность зависит как от власти, так и от самих граждан. У наших народов, как видно из данных таблиц, очень терпимое отношение друг к другу, к разным национальностям и вероисповеданиям.

По мнению экспертов, политическая напряженность существует и поддерживается некоторыми объективными обстоятельствами: невысоким уровнем жизни значительной части населения, неуверенностью в завтрашнем дне, нестабильностью и т.д.

За время реформ экономика республики очень сильно пострадала: многие предприятия оказались закрытыми или сведены до уровня мелких цехов. Особенно большие убытки понесли крупные предприятия. Проводимая в последние годы политика направлена на подъем экономики через малый бизнес. Действительно, малые предприятия имеют определенную нишу на рынке, однако она ограничена, как правило, сферой услуг, торговли или трудоемких производств. Отток трудовых ресурсов - еще один негативный фактор развития республики. Наиболее квалифицированные и работоспособные переезжают в более спокойные регионы, где стоимостью труда выше. Те, кто остается, для обеспечения приемлемого уровня жизни вынуждены работать в нескольких местах, зачастую без официального оформления, что приводит к возможности нарушений работодателями норм Трудового кодекса РФ в ущерб интересам наемного работника.

Проблема коррупции - одна из самых сложных социально-экономических проблем не только для РСО-А, но и России в целом. Пока в обществе не будут выработаны представления о культурных образцах, о том, что хорошо, а что плохо, коррупция в социальной жизни не устранима. Как считают одни эксперты, эффективность борьбы с коррупцией в первую очередь зависит от республиканских властей, а затем от федеральных. Другие уверены, что в большей степени от федеральных властей. Местными властями подобные вопросы решаются, но пока не столь эффективно. Также среди экспертов есть и такое мнение: решение проблем с коррупцией зависит в первую очередь от самих людей, которым часто кажется, что проще решить проблему, дав взятку. Но этот «снежный ком», этот уровень коррупции, который существует на сегодняшний день, мы имеем не только благодаря самим взяточникам, но и людям, готовым дать взятку по любому поводу. Поскольку это явление федерального масштаба, то, конечно, решение проблемы больше во власти федерального центра.

Для определения наиболее актуальных проблем респондентам было предложено указать пять наиболее острых проблем из перечисленных, требующих решения в первую очередь в районе своего проживания. Так, наиболее острыми проблемами являются: безработица (79,4 %), качество дорог, (75,4 %) и алкоголизм (71,4 %) (табл. 4). Проблема безработицы в большей степени беспокоит жителей Дигорского и Алагирского районов

(96,8 % и 90,3 % соответственно). В меньшей степени обеспокоены проблемой «нехватка жилья» (36,6 %) и состоянием ЖКХ (36,0 %). Также респондентами в варианте «другое» были указаны такие проблемы, как: безделье молодежи, безразличие властей к решению социальных проблем, безразличие людей ко всему происходящему вокруг, высокие цены, игровые автоматы, контроль за полицией, коррупция, низкие заработные платы и пенсии, нехватка транспортных средств, недоступность образования, развлекательные комплексы для детей, состояние спортивных объектов, экология.

Таблица 4

Укажите, пожалуйста, 5 наиболее острых проблем, требующих решения в первую очередь в районе вашего проживания

(в %)

Варианты ответа Все опрошен-ные По месту опроса

г. Влади -кавказ Ала-гир-ский р-н Ардон ский р-н Ди-горский р-н Ираф-ский р-н Киров-ский р-н Моз док-ский р-н Пра-вобе-реж-ный р-н При-город-ный р-н

Нехватка жилья 36,6 33,2 25,8 25,8 32,3 45,2 48,4 51,5 35,5 54,8

Качество дорог 75,4 69,2 64,5 100,0 93,5 83,9 83,9 72,7 67,7 87,1

Алкоголизм 71,4 71,2 74,2 58,1 80,6 54,8 87,1 60,6 80,6 77,4

Безработица 79,4 76,8 90,3 71,0 96,8 83,9 83,9 78,8 83,9 67,7

Состояние жилищно-коммунальной сферы 36,0 29,6 29,0 64,5 19,4 48,4 38,7 54,5 41,9 41,9

Наркомания 61,2 66,0 41,9 54,8 71,0 45,2 54,8 60,6 74,2 48,4

Качество медицинского обслуживания 66,8 64,4 58,1 74,2 61,3 67,7 71,0 72,7 77,4 71,0

Преступность 44,4 56,8 48,4 32,3 38,7 16,1 25,8 36,4 25,8 32,3

Другое 6,8 8,8 3,2 3,2 6,5 12,1 9,7 3,2

В отношении имеющихся в республике социальных проблем экспертами были высказаны следующие суждения:

- В послании главы республики достаточно широко были открыты и честно высказаны проблемы, которые волнуют население республики.

Это экономические и социальные проблемы, проблемы производства и трудоустройства, проблемы медицинского обслуживания.

- Таких острых проблем очень много, и сказать, что достаточно решить одну из них, или другую, будет неверно. Необходимо провести политические, экономические реформы для того, чтобы решить острые проблемы, стоящие перед обществом. Всегда проблемы порождаются тем, что государственное, общественное, экономическое устройства не отвечают требованиям времени. Ведь все негативные факторы возникают на почве того, что люди не востребованы, они не знают, куда себя деть, а также они задействованы в политической сфере. Поэтому наиболее приемлемыми мерами устранения существующих проблем не только для республики, но и для всего российского государства является проведение соответствующих политических и экономических реформ. Когда эти реформы будут проведены, то наиболее узкие места в общественных отношениях: безработица, оплата труда, медицина и т.п., будут обеспечены. И тогда общество окажется на качественно ином уровне своего развития.

В условиях нарастающего хаоса в мире, когда все страны входят в зону «турбулентности», необходимо иметь хоть какую-то опору, и человек, и общество будут искать ее в первичных ценностях, соответственно, процессы возвращения к базовым ценностям будут возрастать. Нужна системная модернизация политической, экономической, социокультурной жизни, с учетом глобальных особенностей усиления первичных ценностей. Сегодня наблюдается усиление первичных ценностей различных этнорелигиозных образований. Также в настоящее время происходит некая перезагрузка матрицы развития всего человечества в целом.

На этом фоне наиболее важными для респондентов являются такие ценности, как семья (77,3 %) и достаток (76,0 %) (табл. 5). Далее, по убывающей следуют безопасность (63,3 %) и стабильность (52,0 %). Как видно, из данных таблицы, ценность «религия» является важной лишь для 5,3 % респондентов, в то время как «духовность» актуальна для четвертой части опрошенных (24,0 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В мониторинговых социологических исследованиях продолжает фиксироваться возрастающее значение церкви в российском обществе. Возможности идеологического влияния религиозных организаций достаточно широки, тому есть подтверждение в интенсивности общественно-религиозной жизни в стране, когда большая часть населения стала если не «воцерковленной», то религиозной однозначно. Тем не менее ориентация населения на религию как общенациональную идею, способную объединить россиян, не находит значительной поддержки. Среди представленных 24 номинаций (см. табл. 5) «религия» занимает 18-е место.

Таблица 5

Какие из перечисленных ценностей являются для вас наиболее важными? (в %)

Варианты ответа Все опрошенные Варианты ответа Все опрошенные

Семья 77,3 Успех 10,0

Достаток 76,0 Достоинство 8,0

Безопасность 63,3 Порядок 6,7

Стабильность 52,0 Совесть 6,0

Права человека 36,0 Религия 5,3

Собственность 28,0 Демократия 3,3

Духовность 24,0 Патриотизм 3,3

Справедливость 20,0 Свобода 3,3

Мир 16,0 Твердость(воля) 2,7

Труд 14,0 Держава 1,3

Закон 11,3 Терпимость 0,7

Защита 10,0 Ни одно из них 0,7

Сила 10,0

Общество осознает, что с развалом Советского Союза произошел определенный перелом в сторону потребительства. Характерной чертой современной жизни является преклонение перед материальными ценностями, соответственно, обращение к духовным ценностям становится очень важным, так как их принижение очень сильно сказывается на уровне нравственного развития общества, особенно подрастающего поколения.

Изучив полученные ответы на данный вопрос относительно социально-демографических характеристик респондентов, можно сказать, что ценность «семья» на первом месте у всех респондентов, независимо от пола, возраста, национальности и типа населенного пункта. Наличие достатка оказалось важным преимущественно для тех, кто проживает во Владикавказе и чей возраст старше 35 лет (табл. 6). Ощущение безопасности является важным в большей степени для молодых мужчин-осетин, проживающих в сельской местности. Стабильность важна преимущественно для респондентов в возрасте старше 35 лет, нетитульной национальности и проживающих в г. Владикавказ. Как уже было отмечено, ценность «религия» была получила незначительное число респондентов, это преимущественно женщины из сельской местности.

Таблица 6

Какие из перечисленных ценностей являются для вас наиболее

важными? (в %)

Варианты ответа Все опрошенные Пол Возраст Национальность Тип населенного пункта

Частота % Муж. Жен. До 35 лет Ст.35 лет Осетины Др нац-ть Город Село

Безопасность 95 63,3 66,7 60,0 70,0 60.0 64,5 58,6 55,0 80.0

Демократия 5 3,3 и 5.3 4,0 3,0 4.1 - - 10,0

Держава 2 1,3 и 1,3 2,0 1,0 1,7 - 1,0 2,0

Достаток 114 76,0 76,0 76,0 64,0 82,0 76,9 72,4 80.0 68.0

Достоинство 12 8.0 4,0 12,0 8.0 8.0 9,1 3,4 6,0 12,0

Духовность 36 24,0 30,7 17,3 34,0 19,0 27,3 10.3 9,0 54,0

Закон 17 11,3 9,3 13,3 18,0 8.0 13,2 3,4 8.0 18.0

Защита 15 10,0 10,7 9,3 6,0 12,0 9,9 10,3 8.0 14.0

Мир 24 16,0 9,3 22.7 20,0 14.0 17,4 10,3 18.0 12,0

Патриотизм 5 3,3 4,0 2,7 2,0 4,0 4.1 - 4,0 2,0

Порядок 10 6,7 6,7 6,7 6,0 7,0 7,4 3,4 4,0 12,0

Права человека 54 36,0 32,0 40,0 42,0 33.0 29,8 62,1 41.0 26,0

Религия 8 5,3 и 9,3 8.0 4,0 5,0 6,9 3,0 10,0

Свобода 5 3,3 - 6,7 2,0 4,0 4.1 - 3,0 4,0

Семья 116 77,3 85,3 70,7 78,0 78,0 79,3 72,4 79,0 76,0

Сила 15 10,0 13,3 6,7 8.0 11,0 10,7 6,9 1.5,0 -

Собственность 42 28,0 25,3 30,7 30,0 27,0 25.6 37,9 38.0 8.0

Совесть 9 6,0 8.0 4,0 - 9,0 5,8 6,9 6,0 6,0

Справедливость 30 20,0 17,3 227 24,0 18,0 16,5 34:5 21,0 18,0

Стабильность 78 52,0 53.3 52,0 36,0 61,0 51,2 58,6 57,0 44.0

Твердость {воля) 4 2,7 4,0 1,3 6,0 1,0 3:3 - 3,0 2,0

Терпимость 1 0,7 - 1,3 2,0 - 0,8 - 1,0 -

Труд 21 14,0 17.3 10,7 8.0 17,0 11.6 24.1 16,0 10,0

Успех 15 10,0 10,7 9,3 1.2,0 9,0 10,7 6,9 1.3,0 4,0

Ни одно из них 1 0,7 1,3 2,0 1=0 0.8 3,4 2,0 -

Следует отметить, что в современных условиях основная проблема, порожденная нестабильностью, экономическими, политическими и даже экологическими рисками, - это не низкие заработки или высокий уровень безработицы, а неопределенность завтрашнего дня, отсутствие социальных гарантий государства. В стране нет элементарных правовых гарантий. Законы несовершенны, судебной реформы фактически нет, как и административной, жилищно-коммунальной и многих других. Правовое поле не может гарантировать людям нормальную жизнь.

В государстве произошла утрата контроля над социальными процессами. Нет достоверной информации о реальных процессах в стране, в республике. В такой ситуации планирование, да еще и достижение долговре-

менных целей, невозможно. Об этом свидетельствуют и данные нашего исследования, приведенные в настоящей статье.

О стабильности, т. е. о способности системы функционировать, сохраняя неизменной свою структуру и поддерживая равновесие, об уверенности населения республики в завтрашнем дне свидетельствуют в первую очередь ответы на вопрос анкеты: «На какой срок вы планируете события своей жизни?» Так, на неделю планируют события своей жизни четверть респондентов РСО - А (26,0 % осетин, 25,0 % русских и русскоязычных) (табл. 7). Стараются вообще не думать о будущем более пятой части опрошенных.

Таблица 7

На какой срок вы планируете события своей жизни? (в %)

Все опро- Национальность

Варианты ответа шенные осетины русские и русскоязыч-

ные

Неделя 24,5 26,0 25,0

Месяц 10,3 12,1 9,2

Полгода 7,7 9,8 4,5

Год 8,2 7,0 9,1

Больше года 16,3 16,7 17,0

О будущем стараюсь не думать 21,2 18,6 22,7

Затрудняюсь ответить 11,8 9,8 12,5

Вместе с тем есть небольшая, но значимая группа респондентов, строящих жизненные планы более чем на год, 16,7 % респондентов-осетин, а также 17,0 % респондентов-русских и русскоязычных.

Как правило, респонденты не обладают достаточным объемом ресурсов и информацией для прогнозирования своего будущего. Они не живут в государстве всеобщего благосостояния, увеличение численности правительственных учреждений в РФ не обеспечивает им социальную защиту и не помогает сориентироваться в прогнозах.

Как видно из данных табл. 7, независимо от этнической принадлежности, респонденты в большей степени ориентируются на краткосрочный прогноз в социальной жизни. Данное явление можно объяснить не только неустойчивостью социальной ситуации в республике, но и политической нестабильностью в регионе.

Основными причинами этого также были названы полное отсутствие гарантий государства, правовой защиты; отсутствие социальной гарантии медицинского и пенсионного страхования; утрата контроля над социальными процессами; отсутствие достоверной информации.

Касательно сроков планирования личной жизни обнаружились заметные различия с точки зрения поселенческой позиции. Так, выяснилось, что городские жители отдают предпочтение более долгосрочному планированию, в то время как сельчане склонны выбирать короткие сроки, не заглядывая в далекое будущее, и ждут наступления стабильной обстановки. Обращает на себя внимание и мнение, что не имеет смысла особенно заниматься планированием до тех пор, пока не стабилизируется обстановка на Северном Кавказе, поскольку люди не застрахованы от терактов, захвата заложников.

Примечания:

1. Арутюнян Ю.В. Постсоветские нации. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.