Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ СИЛА / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАЗРАБОТКИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якшибаева Гульнара Вахитовна

В статье рассматриваются некоторые аспекты воспроизводства рабочей силы России в условиях цифровизации экономики. Анализируются инвестиции, направленные на развитие образования, здравоохранения, научные разработки и исследования на основе официальных эмпирических и статистических данных советского и постсоветского периодов. Выявляются особенности, тенденции и негативные явления в современном воспроизводственном процессе рабочей силы России, осуществляется сравнение с другими странами. Разрабатываются основные принципы воспроизводства рабочей силы в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE REPRODUCTION OF THE RUSSIAN LABOR FORCE IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

The article discusses some aspects of the reproduction of the Russian labor force in the conditions of digitalization of the economy. Investments aimed at the development of education, healthcare, scientific research and research based on official empirical and statistical data of the Soviet and post-Soviet periods are analyzed. The features and trends in the reproduction process of the Russian labor force are revealed, and comparison with other countries is carried out. The basic principles of labor reproduction in the digital economy are being developed.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты воспроизводства рабочей силы России в условиях цифровизации экономики. Анализируются инвестиции, направленные на развитие образования, здравоохранения, научные разработки и исследования на основе официальных эмпирических и статистических данных советского и постсоветского периодов. Выявляются особенности, тенденции и негативные явления в современном воспроизводственном процессе рабочей силы России, осуществляется сравнение с другими странами. Разрабатываются основные принципы воспроизводства рабочей силы в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова. Рабочая сила, воспроизводство, финансирование, образование, здравоохранение, научно-исследовательские разработки, цифровая экономика.

Yakshibaeva G.V.

SOME ASPECTS OF THE REPRODUCTION OF THE RUSSIAN LABOR FORCE IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Abstract. The article discusses some aspects of the reproduction of the Russian labor force in the conditions of digitalization of the economy. Investments aimed at the development of education, healthcare, scientific research and research based on official empirical and statistical data of the Soviet and post-Soviet periods are analyzed. The features and trends in the reproduction process of the Russian labor force are revealed, and comparison with other countries is carried out. The basic principles of labor reproduction in the digital economy are being developed.

Keywords. Labor force, reproduction, financing, education, healthcare, research and development, digital economy.

Введение

В современных условиях развития цифровизации, информатизации и интеграции, стремительного развития и совершенствования разделения труда, роста специализации и кооперации, роль человеческого фактора в экономической системе проявляется через содержание, характер и качество трудового процесса, интеллектуальных, физических и духовных способностей работника, что непосредственно отражается на уровне развития производительных сил общества, благодаря которому осуществляется динамичное социально-экономическое развитие государства.

«Под рабочей силой, или способностью к труду, - писал К. Маркс, - мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которым обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» [6].

ГРНТИ 06.77.59 EDN PTYJJK © Якшибаева Г.В., 2023

Гульнара Вахитовна Якшибаева - докторант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доцент кафедры проектного менеджмента и бизнес-администрирования Уфимского университета науки и технологий.

Контактные данные для связи с автором: 450103, г. Уфа, ул. Высотная, 12/1 (Russia, Ufa, Visotnaya str., 12/1). Тел.: +7 960 383 97 67. E-mail: Gulnara270271@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 05.02.2023.

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что рабочая сила является неотъемлемой частью во всех способах производства, отмечая лишь изменение ее общественно-экономической формы.

Теории воспроизводства рабочей силы рассматриваются практически всеми экономическими школами и направлениями. Ее основоположниками считаются классики экономической науки А. Смит, Д. Рикардо, У. Петти и др. Огромный вклад в анализ рабочей силы и ее воспроизводства внес К. Маркс. Применительно к современным условиям рыночной экономики воспроизводством рабочей силы занимались Г. Беккер, М. Блауг, Д. Минцер, П. Самуэльсон, Т. Шульц и др. К отечественным исследователям в этой области науки относятся Д. Валентей, В. Костаков, А. Котляр, Е. Маневич, С. Струмилин, Б. Урланис, Н. Римашевская, И. Ягодкина и др. Однозначно, ученые внесли огромный вклад в изучение воспроизводственных процессов рабочей силы.

В современных условиях стремительного развития глобальной цифровизации, информатизации, роботизации, сопровождающихся нестабильностью, что выражается в санкциях, в сложностях и неопределенностях в социально-экономической, политической и культурной сфере возникает необходимость дальнейшего исследования воспроизводства рабочей силы, ее состояния, особенностей эволюционного развития и направлений в России. В условиях рынка рабочая сила является товаром. Рынок труда предоставляет рабочие места, обеспечивает воспроизводство рабочей силы, распределяет и перераспределяет, а также стимулирует на более эффективное ее использование. Вместе с тем, он способствует повышению мобильности работников, активизирует движение рабочей силы, тем самым решает вопросы занятости населения на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях [9]. Материалы и методы

Рабочая сила в плановой экономике, в отличие от рыночной, свое выражение находит через специальные методы организации труда, которые свойственны общегосударственной планово-директивной системе хозяйствования. Характер труда определяется общественной формой привлечения людей к труду. Если для рынка формой привлечения к труду является наемный труд, то для плановой экономики господствующее явление - это планомерно организованное привлечение людей к труду, исходя из потребностей народного хозяйства в рабочей силе.

Основными методами считаются: (1) плановое распределение на работу и организованное трудоустройство молодежи, окончившей профессиональные учебные заведения; (2) государственный организованный набор рабочих разных категорий; (3) организованное переселение семей и др. Таким образом, осуществляется не только организованное привлечение населения к труду, но и планомерное перераспределение трудовых ресурсов между различными предприятиями, отраслями и регионами.

Воспроизводство - процесс производства, рассматриваемый как постоянно повторяющийся и возобновляющийся. Воспроизводство рабочей силы, наряду с воспроизводством материальных и духовных благ, является важнейшей составляющей эффективных производственных отношений и, в целом, общественного воспроизводства [7]. Воспроизводство рабочей силы - это процесс восстановления и поддержания умственных и физических способностей работника, позволяющего непрерывно осуществлять трудовую деятельность. Оно применимо как для отдельного человека, так и для коллектива работников, занятых на основе найма, в последнем случае используется понятие «воспроизводство совокупной рабочей силы».

Особенностью воспроизводства рабочей силы служит то, что она взаимообусловлена и взаимосвязана тремя составляющими: формированием, распределением и использованием. В условиях цифрови-зации и информатизации экономики влияние каждого отдельно взятого элемента, направленного на качественное воспроизводство рабочей силы, в настоящее время получает особую актуальность. Формирование рабочей силы происходит в результате постоянного его возобновления в совокупности количественных и качественных характеристик.

Важнейшая роль при ее формировании возлагается на такие отрасли, как: образование, здравоохранение, культура, деятельность которых направлена, прежде всего, на интеллектуальное, духовное и физическое развитие и совершенствование человека. Обозначенные отрасли являются специфическими социальными отраслями, деятельность которых, в отличие от других, направлена не на получение быстрой отдачи от вложенных в их развитие средств. Результат вклада обозначенных отраслей, то есть конечный продукт, проявляет себя не сразу, а через определенное время, в средне- и долгосрочном периодах.

Многочисленные научные исследования и эксперименты на мировом и отечественном уровне свидетельствуют, что именно формирование и становление полноценной рабочей силы является важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и повышения конкурентоспособности страны на мировом уровне [8]. При этом образование выступает не продуктом конечного потребления, а средством дальнейшего создания добавленной стоимости и важным фактором национального и глобального макроэкономического роста [2; 10; 11].

Вторая составляющая воспроизводства рабочей силы характеризует ее распределение по различным регионам, предприятиям, секторам, видам экономической деятельности и отраслям народного хозяйства. Распределение рабочей силы в плановой экономике Советского Союза отличалось от нынешнего тем, что в то время применяли централизованный плановый механизм, суть которого заключается в использовании объемно-номенклатурного подхода [4]. Для анализа обеспеченности предприятий и отраслей экономики рабочей силой и определения их потребностей активно применялся баланс трудовых ресурсов (БТР), состоящий из двух взаимосвязанных частей.

Первая часть БТР отражает ресурсы труда, которые складываются в зависимости от демографических и социально-экономических факторов, вторая часть - их распределение и использование по видам занятости (в общественном производстве, на учебе с отрывом от производства, в домашнем и личном подсобном хозяйстве и др.). Баланс показывал распределение рабочей силы по сферам приложения труда: материальное производство и непроизводственная сфера, отраслям народного хозяйства, отдельным социальным группам (интеллигенция, рабочие, колхозники и др.). Таким образом, БТР позволял с достаточно высокой точностью определять и анализировать формирование, распределение и использование рабочей силы, исходя из задачи обеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы в тесной увязке с территориальными и отраслевыми интересами страны.

Третья составляющая воспроизводства рабочей силы предполагает ее использование, которое включает в себя решение двух важнейших тесно взаимосвязанных задач: (1) достижение эффективного использования рабочей силы в ходе экономической деятельности; (2) сохранение и совершенствование имеющейся рабочей силы. Рабочая сила, в отличие от других величин, характеризуется непостоянством, что выражается в непрерывном ее развитии и качественном и количественном изменении в соответствии с требованиями нового времени, научно-технического прогресса, законом возвышения потребностей и др.

Совершенно очевидно, что способности и возможности рабочей силы прямо пропорциональны полученным знаниям, навыкам, умениям, компетенциям, созданным условиям в государстве, в обществе, рабочему месту с соответствующим технологическим оснащением и, безусловно, материальному вознаграждению (заработной плате), которую она получает за свой труд.

В решении обозначенных выше задач исключительно значимую роль выполняют инвестиции, направленные на сферу формирования рабочей силы (здравоохранение, образование, культура) и на обеспечение наукоемкого материально-технического производства. Практика передовых стран показывает, что именно благодаря взвешенной перестройке инновационной сферы, основанной на росте вложений в фундаментальные, прикладные и поисковые исследования и разработки достигается весомый результат, который проявляется в повышении конкурентоспособности экономики и, соответственно, в качестве воспроизводства рабочей силы.

Рабочая сила всегда являлась и является главной производительной силой, это положение не теряет своей актуальности и в настоящее время. Сегодня рабочая сила становится важнейшим индикатором проявления глобальной цифровизации, информатизации, роботизации, когда применение высоких технологий в корне трансформирует не только механизмы вовлечения работников в экономическую деятельность, но и характер самореализации самого человека.

Конкурентоспособность страны во многом зависит от темпов прироста основных драйверов, обеспечивающих развитие, которые включают инвестиции в основной капитал и вложения в человеческий капитал, в его основную составную часть - «экономику знаний» (НИОКР, образование, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии и здравоохранение). Прирост ВВП напрямую зависит главным образом от доли инвестиций в основной капитал в ВВП и доли «экономики знаний» в ВВП. В России эти доли низкие. Доля инвестиций - 17%, в то время как в развитых странах - 20%, в развивающихся - 30-35%, в Китае - 45%. Доля «экономики знаний» в России - 14%, в Европе - 30%, в США - 40%, в передовых развивающихся и постсоциалистических странах - 20-25 %, в Китае - 22% [1].

При осуществлении анализа и исследования некоторых аспектов воспроизводственных процессов рабочей силы России были использованы официальные источники Росстата, архивные материалы.

Основные результаты

Проведем анализ формирования рабочей силы по отдельным показателям, непосредственно влияющим на ее качество. Рассмотрим важнейший показатель уровня развития человеческого капитала и, соответственно, рабочей силы - расходы на образование и науку в России (см. табл. 1). Анализ динамики формирования человеческого капитала, следовательно, и рабочей силы в СССР и России с 1945 по 2021 гг., по расходам на образование и науку показал существенную разницу по финансированию в советский и постсоветский периоды.

Таблица 1

Динамика финансирования образования и научных исследований и разработок в СССР и РФ,

1945-2021 гг., % от ВВП

1945 1973 1987 2010 2021

Государственные и негосударственные расходы на образование 9,8 7,5 6,7 5,0 3,6

Государственные и негосударственные расходы на научные исследования и разработки 9,7 7,3 6,8 4,8 1,09

Источник: Народное хозяйство Союза ССР в цифрах: Краткий справочник. М.: Центральное статистическое управление, 1988; Россия и страны мира. 2022: Стат. сб. / Росстат. М., 2022.

В советский период с 1945 по 1990 гг. расходы на образование и на научные исследования и разработки были гораздо больше. Это свидетельствует о том, что государством в плановой экономике уделялось особое внимание развитию как образования, так и научных исследований и разработок. Во многом это обусловлено было и тем, что в послевоенные годы развитие образования и науки шло под лозунгом эпохи индустриализации «кадры решают все», результатом чего стало то, что в пятидесятые и шестидесятые годы ХХ века наши образовательные учреждения не уступали зарубежному уровню.

Направлялись огромные ассигнования, составляющие солидные доли от ВВП, на развитие образования и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Однако в последние десятилетия ХХ века системная трансформация экономики привела к хроническим застойным явлениям, вследствие чего существенно сократились расходы (почти в три раза - с 9,8% до 3,6%), что крайне негативно отразились на состоянии производительных сил.

Отказавшись от планирования, новое руководство страны при переходе к рыночной экономике со второй половины 1991 г. «вместе с водой выплеснуло и ребенка». И все это происходило в период, когда десятки других стран с успехом взяли на вооружение пятилетнее планирование, модернизировав его применительно к рыночным условиям (Япония, Китай, Индия и др.). Реализация крупных народнохозяйственных проектов, имеющих ключевое значение для развития страны, может происходить только при плановых методах хозяйствования. Эти методы позволяют консолидировать финансовые, человеческие, инфраструктурные ресурсы, устанавливать четкое взаимодействие между различными отраслями промышленности, регионами страны, определять плановые параметры и контролировать их исполнение [3].

Все исследования, проводимые передовыми странами, направленные на выявление эффективности вложений в человеческий фактор через образование, указывают на ее рост по мере увеличения сроков обучения, причем рентабельность ассигнований на человеческий капитал (определявшаяся как отношение актуализированного повышения среднего уровня дохода к расходам на образование) намного превосходила прибыльность вложений в физический капитал. Эти выводы послужили теоретическим обоснованием для беспрецедентного расширения сферы просвещения и подготовки кадров в развитых капиталистических странах. Затраты на образование стали восприниматься общественным мнением уже не как статья непроизводительного потребления, а как одна из наиболее эффективных форм инвестиций [5].

В связи с этим, следует подчеркнуть, что в советской России определяющим фактором, драйвером развития экономики всегда были производительные силы, на формирование которых направлялись огромные ассигнования, с учетом особенностей развития конкретной территории, региона, города, наличия инфраструктуры, транспорта, связи, линий электропередач и др. Доказательством этому является стабильный рост уровня квалификации рабочей силы в России за период с 1962 по 2021 гг. (см. табл. 2).

Таблица 2

Рост уровня квалификации рабочей силы в экономике за 1962-2021 гг., %

1962 1965 1969 1972 2010 2021

Занятые - всего. Из них: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

квалифицированные и высококвалифицированные 62,5 65,4 69,5 72,3 75,8 80,0

низкоквалифицированные и неквалифицированные 37,5 34,6 30,5 27,7 24,2 20,0

Источник: Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2022: Стат. сб. / Росстат. М., 2022. 151 с.

По таблице видно, что за весь рассматриваемый период, начиная с 1962 и по 2021 гг., наблюдается положительная тенденция роста уровня квалификации рабочей силы в стране, отличаются только темпы роста. Это отчетливо видно, если данный промежуток времени разделить на два этапа: на первом, охватывающем десятилетний период с 1961 г. по 1972 г., число квалифицированных и высококвалифицированных работников стремительно увеличивается и становится на 10 п.п. больше (с 62,5% до 72,3%), в то время как за период с 2010 по 2021 гг. параметр изменился всего на 5 п.п. (с 75,8% до 80%). Основной причиной замедления темпов роста уровня квалификации рабочей силы является сокращение финансирования образовательной сферы.

Оценивая современное состояние России в сфере осуществления государственных расходов на образование и здравоохранение среди девяти развитых стран, можно отметить, что Россия имеет самые низкие показатели по расходам на образование (3,6% к ВВП) и на здравоохранение (3,9% к ВВП), что указано в таблице 3. Если оценивать расходы по отдельности, то по образованию лидирующие места занимают Норвегия (7,1% к ВВП) и Швеция (7,1% к ВВП), за ними идут Израиль (6,0% к ВВП), Украина (6,0% к ВВП), США (5,0% к ВВП), Австралия (5,0% к ВВП) и др. По расходам на здравоохранение на первом месте находятся США (10,7% к ВВП), на втором - Германия (10,1% к ВВП), на третьем - Швеция (9,8% к ВВП).

Таблица 3

Государственные расходы на образование и здравоохранение (в % к ВВП)

Государство Год Расходы на образование Год Расходы на здравоохранение

Россия 2021 3,6 2021 3,9

Германия 2019 4,7 2020 10,1

Норвегия 2019 7,1 2021 8,6

Франция 2019 5,4 2020 9,4

Швеция 2019 7,1 2020 9,8

Израиль 2019 6,0 2020 5,9

США 2019 5,0 2020 10,7

Австралия 2019 5,0 2020 8,0

Украина 2020 6,0 2020 4,2

Источник: Россия и страны мира. 2022: Стат. сб. / Росстат. М., 2022. 400 с.

Анализируя распределение выпускников учебных заведений системы высшего образования по областям образования за 2020 год, как потенциальный источник рабочей силы, в разрезе некоторых стран,

можно выявить особенности и сложившиеся тенденции в современный период (см. табл. 4). В большинстве стран отчетливо проявляется тенденция приоритетной подготовки специалистов по направлению предпринимательство и право, по их выпуску на первом месте находится Австралия (36,6%), на втором - Франция (35,4%), на третьем - Бразилия (34%). Значительный выпуск по инженерному делу, производству, строительству и сельскому хозяйству имеет Россия (24,6%), Швеция (19,2%), Франция (15,8%).

Достаточно солидную долю занимают в структуре распределения выпускников здравоохранение и социальное обеспечение, здесь лидируют такие страны, как Швеция (21,9%), Австралия (17,8%), США (17,4%), Бразилия (16,6%), Нидерланды (15,4%). По направлению естественные науки, математика, статистика, ИКТ доминируют Индия (19,9%), США (12,5%), Австралия (12%). Учебные заведения системы высшего образования данных стран активно готовят специалистов в сфере информационных технологий, так как высок спрос на рынке труда на 1Т-работников (программисты, разработчики, аналитики, интернет-маркетологи, дизайнеры и др.).

Таблица 4

Распределение выпускников учебных заведений системы высшего образования по областям образования в некоторых странах за 2020 г. (в % от общего числа выпускников системы высшего образования)

Страна Образование Гуманитарные науки, искусство Обществен- ные науки, журналистика Предпринимательство и право Естественные науки, математика, статистика, ИКТ Инженерное дело, производство, строительство, сельское хозяйство Здраво-охранение и социальное обеспечение Сфера услуг и прочие области

Россия 8,3 4,4 11,4 27,3 7,9 24,6 7,6 8,4

Нидерланды 8,6 8,3 14,3 27,9 10,3 9,8 15,4 5,4

Франция 4,0 8,3 7,5 35,4 11,8 15,8 13,1 4,1

Швеция 13,8 6,3 12,1 15,7 8,7 19,2 21,9 2,3

Индия 9,6 5,4 27,0 18,1 19,9 15,0 4,8 0,3

Бразилия 18,5 2,8 4,6 34,0 5,6 14,6 16,6 3,2

США 6,5 19,1 11,9 18,8 12,5 8,0 17,4 5,7

Австралия 8,1 9,2 5,6 36,6 12,0 9,2 17,8 1,5

Источник: Россия и страны мира. 2022: Стат. сб. / Росстат. M., 2022. 400 с.

Искусственный интеллект, роботизация, информатизация, работа с большими данными приводят к цифровой трансформации рынков труда. Появляются все новые и новые платформы цифрового труда (Fiverr, Freelancer, Guru, Uber, Upwork и др.). Новые формы труда представляют собой способы организации работы и предложения услуг. Очевидно, в сложившихся условиях наиболее конкурентоспособной рабочей силой станут те работники, которые владеют и используют компетенции в цифровой среде.

Заключение

Таким образом, архиважность роста инвестиций в воспроизводство рабочей со стороны государства и бизнеса заключается в том, что они оказывают как прямое, так и косвенное влияние на качество формирования, распределения и использования рабочей силы, как определяющего фактора производства, от которого зависят темпы экономического развития. В условиях цифровизации экономики основными принципами воспроизводства рабочей силы России должны быть:

• приоритетность развития и совершенствования всех составляющих воспроизводства рабочей силы (формирование, распределение и использование);

• обеспечение единства экономической эффективности и социальной справедливости всех акторов (государство, бизнес, работники), на основе усиления социального партнерства, соблюдения и выполнения их интересов;

• обеспечение многоуровневого характера управления рабочей силой, предполагающего тесную взаимосвязь программ всестороннего развития и совершенствования человека на мега-, макро-, мезо-, микроуровнях на основе применения планового механизма.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Аганбегян А.Г. О необходимости планирования в новой России // Планирование в рыночной экономике: воспоминания о будущем / под ред. С.Д. Бодрунова. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2021.

2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход // Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

3. Бодрунов С.Д. План и рынок: перспективы интеграции // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 216. С. 190-203.

4. Влияние характеристик реального сектора на формирование противоположных типов хозяйственных систем / под ред. Д.Ю. Миропольского. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2022. 353 с.

5. Гаврилов А.Н., Семенов А.А. Централизованное регулирование с акцентом на развитие главной производительной силы как залог успешного экономического развития (опыт прошлого столетия) // Планирование в рыночной экономике: воспоминания о будущем / под ред. С. Д. Бодрунова. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2021.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23.

7. Попов А.И., Якшибаева Г.В. Состав, структура и движение рабочей силы в России // Формирование хозяйственных систем евразийского типа: динамика, противоречия, эффективность: сборник научных статей / под ред. Т. А. Селищевой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2022.

8. Фелпс Э. Массовое процветание: как низовые инновации стали источником рабочих мест, новых возможностей и изменений. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. 472 с.

9. Якшибаева Г.В. Особенности формирования занятости населения в Республике Башкортостан // Вопросы региональной экономики. 2013. № 2 (15). С. 94-100.

10. Mincer J. Investment in Human Capital and Personal Income Distribution // Journal of Political Economy. 1958. Vol. 66. № 4.

11. Schultz T.W. The Economic Value of Education. N.Y.: Columbia University Press, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.