УДК 373 О.А.ГАНИЕВА
ББК-74,200
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Организация системы комплексного информирования старшеклассников по гендерным вопросам может служить одним из возможных путей улучшения микроклимата в молодежной среде. В своем послании к парламенту и гражданам РТ от 20 января 2016 года президент страны Эмомали Рахмон особо отметил, что в интересах государства - воспитание разносторонне-развитой, нравственной, творческой личности, способной к максимальной самореализации, раскрытию своих индивидуальных и профессиональных способностей. По поручению Главы государства в этом году впервые в структуре Академии наук Таджикистана будет создана школа интеллектуального развития. «Этим путем мы создадим больше возможностей для развития человеческого потенциала и привлечения подростков к современному качественному обучению!»,- подчеркнул глава государства.
Актуальность формирования гендерной культуры отражена в концепции воспитания учащейся молодежи страны и закреплена законодательными актами (5,ст.8). Ряд международных документов, ратифицированных Республикой Таджикистан, указывают на необходимость введения гендерного компонента в содержание образования (6).
Разделение понятий биологического пола (sex) и социального (gender), которое вошло в научную терминологию сравнительно недавно (в 80-е годы ХХ века), в современном обществе становится неотъемлемым элементом всей социальной сферы, в частности, образования. Имеющиеся литературные данные свидетельствуют о внимании современных гендерных педагогических исследователей следующим аспектам данной проблемы:
- гендерная социализация в образовании (11,93-110);
- методологические аспекты гендерного подхода в педагогике (8);
- гендерные различия в обучении девочек и мальчиков (4);
- гендерный анализ школьных программ, курсов и учебников (2,65);
- влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование (9);
- педагогическая деятельность учителей и повышение условий её эффективности (7,79-85).
В работах указывается, что качества мужественности и женственности не заданы
природой, а являются социокультурным конструктом, «вторым» полом (гендером). Выявлено, что именно система образования является мощным средством, с помощью которого общество воспроизводит различные социальные отношения, в том числе гендерные.
Гендерная культура в изданиях определена как культура, предполагающая наличие у человека правильного представления:
> о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им нравственных качествах и чертах характера, их статусе, функциях, взаимоотношениях в социуме, о мужском и женском достоинстве, о физиологических и психологических особенностях полов и т.д.;
> о правилах и культуре взаимоотношений между полами, заботе друг о друге;
> о гендерном равноправии и недопустимости всех проявлений насилия и дискриминации по признаку пола (1,с4).
Авторы приходят к выводу, что игнорирование и недопонимание необходимости формирования гендерной культуры старшеклассников в период становления личности, активного мировоззренческого поиска, в основе которого лежит идея гендерного равенства, приводит к неэффективным взаимоотношениям между представителями разных полов, деструктивному поведению, межличностным конфликтам. В совокупности все это ведет к негативным последствиям в жизни социума, отдельно взятой семьи и личности.(3. Васильченко Е. И.)
Целью нашей статьи является обмен опытом по формированию тендерной культуры в работе общественной организации в рамках образовательной программы для старшеклассников по проекту «Здоровые межличностные отношения - здоровое общество» (14-18 лет).
Для выявления личностной характеристики и самооценки подростков, причин и степени конфликтогенности в молодежной среде нами было проведено социологическое исследование. В опросе участвовало 822 (409 мальчиков и 414 девочек) школьника из городов Худжанд и Исфара, методология исследования включала качественный и количественный способы сбора информации путем проведения фокус-групповых дискуссий и анкетного опроса. [11]
Лучшим показателем понимания фактора гендера и разделения гендерных ролей будет иллюстрация некоторых результатов опроса с участием школьников.
При оценке личностной характеристики учащихся выявлена завышенная самооценка подростков, сочетающаяся с низким уровнем самоанализа и критичности по отношению к себе.
Таблица 1.Личностная характеристика подростков (общие данные)
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
85,4
68,6
А'КА
28,1 38
6,4 12,04
6,1
M
□ добрый
□ непримиримый
□ мнительный
□ волевой
■ слабохарактерный
□ другое
□ жестокий
□ решительный
□ жалею бедных и слабых
□ безвольный
□ переживаю сильно за все
В разрезе города и села выявлено, что среди городских школьников каждый третий считает себя непримиримым, а на селе - каждый десятый, а вот сельские ребята более решительны - каждый четвертый, по сравнению с каждым восьмым в городе.
По самооценке городские подростки оказались более критичными к себе: они оценили себя на 2-3 балла в 2 раза чаще, чем на селе, а сельские дети на 35,3% оценивают себя на отлично. Столь выраженная разница самооценки в совокупности с высокой решительностью сельских школьников позволяет думать, что они при благоприятных условиях способны достичь более лучших результатов.
По уровню благосостояния в семье, при анализе ответов на вопросы по личностной характеристике выявлена значимая разница. Среди детей из благополучных семей (группа 1) оказалось значительно больше слабохарактерных (почти в 8 раз) и безвольных (более, чем в 7 раз). Большое количество непримиримых подростков (35,3%), что свидетельствует о низком уровне толерантности.
Дети из малообеспеченных (группа 2) семей считают себя волевыми в 14 раз чаще. А так же решительных подростков здесь в 3 раза больше. Они целеустремленнее и эмоционально богаче, здесь в 2 раза больше жалеющих бедных и слабых, переживающих за все.
Отрадно отметить, что 90% опрошенных подростков считают ум, образование и профессиональные качества - силой личности. 27% респондентов силой личности отметили физическую силу, должность и богатство (в основном мальчики, девочки же отдают приоритеты образованию и умственным потребностям личности).
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES« Таблица №2 Сила человека как личности (в зависимости от пола)
■
11 Г 1
|—1
d L г LTL _П_ Г - J 1
мальчики | девочки Худжанд мальчики | девочки Исфара
□ физическая сила Пум □ образование □ профессия
□ должность □ богатство □ другое
Отношения подростков со сверстниками по уровню благосостояния
Вызывает сожаление тот факт, что и во взаимоотношениях в школьной среде в 1-й группе более конфликтная обстановка и снижена толерантность, как в отношениях со сверстниками, так и с учителями. Они чаще ссорятся (5,0%-1,7%), имеют меньше друзей (1,2%-4,2%), и почти у каждого пятого есть среди учащихся лица, которым он не симпатизирует.
Во 2-й группе конфликтующих с учителями меньше в 2 раза, 60% имеют любимого учителя по сравнению с 1 -ой группой.
Воспитанием детей в семьях отцы занимаются недостаточно, и поэтому чаще физически детей наказывают матери (побои, с их точки зрения, тоже элемент воспитания). В то же время, подростков, как личность, воспринимают редко. Также отмечается, что прислушиваются к мнению мальчиков, а девочкам не принято высказывать свое мнение.
Признают существование конфликтов в семье менее 5% детей, однако ответ «иногда» дали более половины, при этом девочки чаще признают этот факт. Подчинение женщин или наказание слабой стороны, как путь решения конфликта, отметил каждый четвертый школьник, что свидетельствует о том, что в этих случаях возможно насилие, которое эти ребята считают допустимым методом решения конфликта. Таковым является в основном мнение мальчиков, они также предлагают использовать насильственные действия для наказания непослушных и «виноватых». В свою очередь, девочками чаще предлагаются взаимные уступки.
В целом 82,9% подростков все же считают насилие нарушением закона, его предотвращение видят в ужесточении законов.
Полученные данные свидетельствуют о низкой толерантности и отсутствии навыков конструктивного решения и преодоления конфликтных ситуаций. Это диктует необходимость в проведении информационно-образовательной работы для воспитания гендерной культуры и улучшения межличностных отношений в школе и семье.
Следующим этапом нашей работы со старшеклассниками была работа с активными школьниками на образовательных тренингах по теме: «Формирование ненасильственных моделей поведения и выработка навыков здорового общения с подростками». Двенадцать отобранных по конкурсу старшеклассников прошли обучение по специальным модулям, разработанным на основе полученных результатов проведенного исследования. Задачами обучающих семинаров были:
- ознакомление учащихся с понятиями «гендер», «гендерное равенство», «гендерная роль», биологический пол, «этика бесконфликтного общения» «политика тендерного равенства», «ответственность»,
- разъяснение гендерных стереотипов, с которыми сталкивается молодежь, вступая во взрослую жизнь
- пути преодоления этих стереотипов и др.
Затем по принципу «равный - равному» ребята сами проводили тренинги среди своих сверстников. (Всего прошли обучение 240 школьников). Перечисленные действия выполнялись старшеклассниками самостоятельно во внеурочное время. Во время дискуссий учащиеся имели возможность обсудить выполненные задания, проверить свои знания и
навыки, сравнить личный опыт как представителя одного пола с опытом представителя другого пола, а также осознать зависимость гендерных представлений, гендерных ролей мужчины и женщины от ролевых стереотипов в семье, которые транслирует культура общества. Выполняя задания, школьники смогли убедиться в существовании стигмы и предубеждений о роли мужчин и женщин в семейной сфере и понять, к каким гендерным ролям родители готовят мальчиков и девочек, сами того не осознавая, в зависимости от распрастранённых гендерных представлений, укоренившихся в обществе.
В оценочных анкетах учащиеся указали, что для улучшения межличностных отношений в среде общения подростков необходимо обучение старшеклассников гендерным подходам.
Выводы:
Весь ход работы над проектом сопровождался продуктивной рефлексией собственной деятельности и поведения самих учащихся, через понимание смысла и идеи обучения, переживание жизненных ситуаций и условий принятия каких-либо конкретных решений. Это способствовало развитию личностных качеств учащихся, раскрытию внутренних стремлений и способностей, их собственных представлений о себе, своем жизненном пути, и в целом, плодотворному формированию у них гендерной культуры.
Характер экспериментальной деятельности соответствовал поставленным целям, т.е выработке у подростков адекватной стратегии поведения, ненасильственных моделей общения и толерантного отношения, а также способствовал становлению позитивной гендерной культуры у старшеклассников - участников обучения. Проведенная работа показала, что для достижения возрастной компетентности, самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности в старших классах существует необходимость включения уроков по формированию культуры в программу общеобразовательной школы.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Богданович, О.Н. Формирование гендерной культуры учащихся/ О.Н. Богданович. -Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2009. -С. 4.
2. Бозрикова, Т.Н Проблема качества школьных учебников в Таджикистане/ Т.Н.Бозрикова//. Результаты общественной экспертизы.- Душанбе, 2010- с.65
3. Васильченко, Е. И. Формирование гендерной культуры студентов университета во время внеаудиторной работы/ Е.И. Васильченко// Социосфера.- 2013.- № 4.- С.162-164.
4.Доронова, Т.Н "Пол или гендер?"(девочки налево, мальчики направо!)/ Т.Н. Доронова. http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=44&r=2
5.Закон Республики Таджикистан «О молодежи и государственной молодежной политике» г.
Душанбе,-15 июля -2004. -С.8 б.Заключительные замечания по объединенному четвертому и пятому периодическому докладу Таджикистана, принятому Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин 30 сентября, 2013.- №18(г),№24(б)- С.5,7
7.Кагальняк, А.И. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности / А.И. Кагальняк, Л.П. Мельник // Вопросы психологии.- 1986. - №2 . - С. 79-85.
8.Каменская, Е.Н. Гендерное воспитание: сущность и технологии / Е.Н. Каменская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.- 2006.- № 1.-С.23-26.
9. Надолинская, Л. Н. Трансформация гендерных отношений: социокультурный анализ / Л. Н. Надолинская.- Ростов на Дону, 2007.-288с.
10.Султанова, М.М. Отчет по результатам социологического исследования среди подростков и родителей/ М.М. Султанова, Д.М. Исмаилова. ХЦЖ «Гулрухсор». Худжанд, 2006
11.Ярская-Смирнова, Е.Р. Одежда для Адама и Евы/ У.Р Смирнова.// Очерки гендерных исследований / РАН. ИНИОН, -Саратов:Гос. Техн. Унт. Центр соц. политики и гендерных исслед. - М., 2001. - С. 93-110.
REFERENCES:
1.Bogdanovich, O.N. Formation of gender culture of pupils. / O.N. Bogdanovich. Mozyr OOO ID " White Wind", 2009. p 4 .
2.Bozrikova, T.N. Problem of quality of school textbooks in Tajikistan/ T.N. Bozrikova. Public examination results.- Dushanbe, 2010. P. 65
3. Vasilchenko, E.Zaporozhye National University, Zaporozhye, Ukraine. Scientific Publishing Center Sociosphera 2013.-№ 4.- Р.162-164.
4. Doronova, T.N. "Sex or gender?" (girls left, boys to the right!) / T.N. Doronova. http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=44&r=2
5. Law of the Republic of Tajikistan "On youth and state youth policy" -Dushanbe,- July 15.- 2004. -P.8.
6. Concluding observations of the combined fourth and fifth periodic report of Tajikistan adopted by the Committee on the Elimination of Discrimination against Women, -30 September 2013. -№18 (g), №24 (b) P. 5,7
7Kagalnya, A.'Temperament and teacher success of pedagogical activity'7/A. Kagaknyak. L.Melnik// Questions of psychology:1986. P.79-85
8. Kamenskaya, E. Gender education: nature and technologies/ E.Kamenskaya //,Volgograd: Izvestiya, 2006.-p
9.Nadolinskaya, L.N. Transformation of gender relations: social and cultural analysis Publishing house./ L.N. Nadolinskaya.- Rostov n/D: South Federal University, 2007-p
10. Sultanova, M.. Report on the results of sociological research among adolescents and parents/ M. SultanovaIsmayilova, D. -KWC "Gulrukhsor". Khujand.2006-p
11. Yarskaya-Smirnova. E.R. Clothes for Adam and Eve/ E.R. Smirnova. Essays on Gender Studies/RAN,INION,Saratov,Gos.Tekhn.Unt. Social Policy and Gender Studies Centre. -M.,2001.P.93-110
Некоторые аспекты воспитания гендерной культуры у старшеклассников в практике общественной организации
Ключевые слова: гендер, культура, самореализация, конфликтогенность, стереотипы, дискриминация по признаку пола, ненасильственная модель поведения. Статья посвящена вопросам воспитания гендерной культуры у старшеклассников в современном обществе, влияющих на социум и все его сферы, включая образование. Автор прослеживает причины низкой толерантности и конфликтогенности в молодежной среде. На основе анализа показано, что диагностику личностных характеристик учащихся необходимо изучать во взаимосвязи и взаимообусловленности биологического, социального, психологического, культурологического факторов, с учетом гендерного подхода, важности гражданского образования нацеленного на воспитание социальной ответственности, отстаивание своих, а главное уважение чужих прав и свобод.
Some aspects of raising gender culture among high school students in the practice of public organization.
Keywords: gender, culture, self-realization, conflict potential, stereotypes, discrimination based on sex, nonviolent behavior model Article is devoted to education gender culture of high school students in the modern society, which contribute to new forms of dialogue and communication in the all spheres of society, including education. The author traces the causes of conflict and low tolerance in the youth environment.Based on analysis author shows that the diagnosis of personality characteristics of students need to be study in the relationship and interdependence of biological, social, psychological and cultural factors, taking into account the gender perspective, and the importance of civic education aimed at raising social responsibility, advocacy, and most important is respect for others' rights and freedoms.
Сведения об авторе:
Ганиева Орзу Абдурауфовна соискатель кафедры общей педагогики, истории педагогики и образования, Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова, Директор общественной организации «Насл» (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: [email protected] Information аbout the author:
Ganieva Orzu Abduraufovna, applicant Khujand State University,general pedagogy, history of pedagogy and education Khujand State University named after academician B. G. Gafurov, Manager of Public Organization "Nasl",(Republic of Tajikistan, Khujand),. e-mail: ngo [email protected]