Научная статья на тему 'Некоторые аспекты управления колониями-поселениями на примере опыта УФСИН России по Республике Коми'

Некоторые аспекты управления колониями-поселениями на примере опыта УФСИН России по Республике Коми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ / MANAGEMENT OF ESTABLISHMENTS / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / AN EMPLOYEE OF THE PENAL SYSTEM / ОСУЖДЕННЫЙ / PRISONER / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS / ПРАВОСУДИЕ / JUSTICE / ВОЗРАСТ / AGE / КАТЕГОРИИ / CATEGORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смолев Сергей Михайлович, Смирнов Сергей Николаевич

за последнее десятилетие в рамках совершенствования уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации реализован ряд программ, которые позволили укрепить правопорядок в местах лишения свободы, улучшить условия содержания осужденных и порядок отбывания ими наказаний, расширить участие гражданского общества в деятельности пенитенциарной системы. Согласно требованиям ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), осужденные должны трудиться. Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В рамках этого интересен опыт УФСИН России по Республике Коми по созданию государственно-частного партнерства. Для исключения дорожно-транспортных происшествий и снижения затрат на транспортировку осужденных было принято совместное решение о создании предприятием условий для проживания осужденных (общежитий), отвечающих требованиям УИК РФ и ведомственных нормативных актов, непосредственно на территории фанерного комбината. В этих целях предприятием в безвозмездное пользование ИК-31 предоставлены помещения для постоянного размещения осужденных, оборудованы коммунально-бытовые объекты по соответствующим нормам положенности, созданы условия для надзора и несения службы сотрудниками ИК-31. Все расходы взяло на себя предприятие. Однако, в силу того что нахождение осужденных-поселенцев на территории предприятия организовано по принципу временного объекта (возможность функционирования в таком режиме от 3 месяцев до 2 лет), такое трудоиспользование осужденных без организации самостоятельного участка колонии-поселения возможно было лишь до июня 2015 г. Следует отметить, что подобный опыт сотрудничества между подразделениями территориального органа ФСИН России и предприятием является образцом для организации и реализации в будущем такого вида уголовного наказания, как принудительные работы. Полагаем, что все необходимые предпосылки, заложенные в гл. 8 УИК РФ, в изученном опыте имеются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смолев Сергей Михайлович, Смирнов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF SETTLEMENT COLONIES MANAGEMENT BASED ON THE EXPERIENCE OF THE FPS OF RUSSIA IN THE KOMI REPUBLIC

Over the last decade in the framework of improving the penal system of the Russian Federation a number of programs has implemented which made it possible to strengthen the rule of law in places of confinement, to improve prison conditions and the procedure of serving a sentence, to intensify the role of the community in the penal system. According to the requirements of Art. 103 of the Criminal Code of the Russian Federation, prisoners should be sentenced to work. The working time of convicts, rules of labor protection, safety and occupational health are established in accordance with the legislation of the Russian Federation on labor. The start and end of work (shift) is determined by a shift schedule established by administration of a correctional institution in agreement with administration of an enterprise where prisoners are occupied in accordance with legislation of the Russian Federation.In this respect the experiment of creation of a public-private partnership carried out by the FPS of Russia in the Republic of Komi is of great interest... Over the last decade in the framework of improving the penal system of the Russian Federation a number of programs has implemented which made it possible to strengthen the rule of law in places of confinement, to improve prison conditions and the procedure of serving a sentence, to intensify the role of the community in the penal system. According to the requirements of Art. 103 of the Criminal Code of the Russian Federation, prisoners should be sentenced to work. The working time of convicts, rules of labor protection, safety and occupational health are established in accordance with the legislation of the Russian Federation on labor. The start and end of work (shift) is determined by a shift schedule established by administration of a correctional institution in agreement with administration of an enterprise where prisoners are occupied in accordance with legislation of the Russian Federation.In this respect the experiment of creation of a public-private partnership carried out by the FPS of Russia in the Republic of Komi is of great interest. To eliminate traffic accidents and reduce costs on transporting prisoners there is a joint decision to establish now living conditions for prisoners (dormitories) directly on the plywood mill meeting the requirements of the Penal Code and departmental regulations. For this, the colony 31 was provided with permanent accommodation for prisoners equipped with municipal facilities relevant to regulations, and conditions of supervision and service for correctional officers. All the expenses were covered by the company. However, due to the fact that prisoners are supposed to be settled on the territory of the enterprise temporarily (from 3 months to 2 years), it is possible to use their labor without an independent plot of a colonysettlement only up to June 2015. The central office (of the FPS of Russia) haven`t found it possible to make such decision so far. Central office (FSIN of Russia) has not yet found it possible to make such a decision. The administration of the of FPS Russia in the Republic of Komi assumes that it is due to the absence of own objects on the territory of the enterprise. In addition to this, there is also a need to make independent staffing for the newly created section (maximum 18 people from supervisory staff, taking into account the increasing demand for labor up to 300 prisoners 2 commanding officers of a unit and 1 security officer), that is 21 employees all in all. It should be noted that this kind of cooperation experience between departments of a territorial body of the FPS of Russia and an enterprise is a model for organizing and implementing compulsory labour as a type of a penalty in future. We believe that all the necessary prerequisites laid down in Chapter. 8 of the Penal Code are available in the studied experience. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты управления колониями-поселениями на примере опыта УФСИН России по Республике Коми»

УДК 343 .819.1 СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СМОЛЕВ,

начальник кафедры огневой подготовки e-mail: ssmolev35@yandex.ru; СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности

(Академия ФСИН России), e-mail: smirnov_sergey77@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОЛОНИЯМИ-ПОСЕЛЕНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА УФСИН РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Реферат: за последнее десятилетие в рамках совершенствования уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации реализован ряд программ, которые позволили укрепить правопорядок в местах лишения свободы, улучшить условия содержания осужденных и порядок отбывания ими наказаний, расширить участие гражданского общества в деятельности пенитенциарной системы.

Согласно требованиям ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), осужденные должны трудиться. Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В рамках этого интересен опыт УФСИН России по Республике Коми по созданию государственно-частного партнерства.

Для исключения дорожно-транспортных происшествий и снижения затрат на транспортировку осужденных было принято совместное решение о создании предприятием условий для проживания осужденных (общежитий), отвечающих требованиям УИК РФ и ведомственных нормативных актов, непосредственно на территории фанерного комбината. В этих целях предприятием в безвозмездное пользование ИК-31 предоставлены помещения для постоянного размещения осужденных, оборудованы коммунально-бытовые объекты по соответствующим нормам положенности, созданы условия для надзора и несения службы сотрудниками ИК-31. Все расходы взяло на себя предприятие.

Однако, в силу того что нахождение осужденных-поселенцев на территории предприятия организовано по принципу временного объекта (возможность функционирования в таком режиме от 3 месяцев до 2 лет), такое трудоиспользование осужденных без организации самостоятельного участка колонии-поселения возможно было лишь до июня 2015 г.

Следует отметить, что подобный опыт сотрудничества между подразделениями территориального органа ФСИН России и предприятием является образцом для организации и реализации в будущем такого вида уголовного наказания, как принудительные работы. Полагаем, что все необходимые предпосылки, заложенные в гл. 8 УИК РФ, в изученном опыте имеются.

Ключевые слова: управление учреждениями, преступление, сотрудник уголовно-исполнительной системы, осужденный, исправительные учреждения, правосудие, возраст, категории.

Государственно-частное партнерство при поддержке Правительства Республики Коми было организовано между подразделением УФСИН России по Республике Коми [ФКУ ИК-31 - женская исправительная колония с участком колонии-поселения (далее -учреждение)] и ООО «Жешартский лесопромышленный комбинат» (далее - предприятие), дисло-

цированным в п. Жешарт Усть-Вымского района Республики Коми. Для этого 21 июня 2013 г. между ИК-31 и предприятием был подписан договор о предоставлении рабочей силы из числа осужденных-поселенцев в количестве до 150 человек для трудоустройства на рабочих объектах предприятия, которое находится в 51 км от учреждения на территории другого муниципального образования,

© Смолев С. М., Смирнов С. Н., 2015

в пределах одного муниципального района (Усть-Вымский).

Для исключения дорожно-транспортных происшествий и снижения затрат на транспортировку осужденных было принято совместное решение о создании предприятием условий для проживания осужденных (общежитий), отвечающих требованиям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, непосредственно на территории фанерного комбината. В этих целях предприятием в безвозмездное пользование ИК-31 предоставлены помещения для постоянного размещения осужденных, оборудованы коммунально-бытовые объекты по соответствующим нормам положенности, созданы условия для надзора и несения службы сотрудниками ИК-31. Все расходы взяло на себя предприятие.

Предприятием осуществляется также погашение затрат на коммунально-бытовые услуги (за 1 год и 3 месяца с момента заключения договора по коммунально-бытовым расходам учреждением сэкономлено 1,380 млн руб.). Питание и вещевое обеспечение осуществляется по нормам положенности ИК-31 в установленном порядке за счет бюджетных средств.

Первые осужденные (14 человек) приступили к своей трудовой деятельности на предприятии 8 июля 2013 г., а в настоящее время трудоустроено уже 162 человека.

С начала реализации совместного проекта ИК-31 без несения затрат получило доход на сумму 17,7 млн руб. (2013 г. - 3,1 млн руб., 2014 г. - 14,6 млн руб.), в том числе чистой прибыли 1,836 млн руб. (2013 г. -326,1 тыс. руб., 2014 г. - 1,51 млн руб.).

По итогам первого полугодия 2014 г. среднедневная заработная плата осужденного составила 670 руб. в день при средней по УИС - 218 руб. Средняя месячная заработная плата на одного осужденного, проработавшего полный месяц, составляет 12 862,40 руб. Минимальная заработная плата осужденного за август 2014 г. составила 7 312,18 руб., максимальная - на ноябрь этого же года в пределах 34 тыс. руб. Отдыхающим осужденным предоставляется возможность работы в выходные дни по их заявлению и по согласованию с руководством учреждения, что позволяет получать им дополнительные денежные средства в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, чем они нередко пользуются.

Ежедневные отчисления предприятия в фонд учреждения с каждого осужденного на ноябрь 2014 г. составили 60 рублей.

Реализация данного проекта с учетом достаточно высокого размера заработной платы, а также отсутствия у осужденных необходимости возмещать расходы на коммунально-бытовые услуги позволяет им возмещать ущерб потерпевшим и государству (что учитывается судом при определении степени исправления осужденных), производить соответствующие отчисления, накапливать денежные средства и распоряжаться ими как в ходе отбывания наказания, так и после освобождения. С осужденных, имеющих исковые требования (97 чел., из них алименты - 28 чел., иски - 69 чел.), в 2013 г. удержано и перечислено взыскателям 413,28 тыс. руб. (алименты - 128,64 тыс. руб., иски -284,64 тыс. руб.), в незавершенном 2014 г. -889,2 тыс. руб. (алименты - 253,4 тыс. руб., иски -635,8 тыс. руб.).

Надзор за осужденными осуществляется не только силами дежурной смены, но и охраной предприятия, а также отслеживается вольнонаемными рабочими, что позволяет мобильно реагировать на все факты правонарушений со стороны спецконтингента.

В случае нестандартных ситуаций для временной изоляции осужденных предусмотрено изолированное помещение.

При необходимости усиления службы надзора в течение 10 минут может прибыть отдыхающая смена, а в течение 50 минут - резервная группа дежурной смены ИК-31. О всех происшествиях, даже незначительного характера, немедленно докладывается дежурному помощнику начальника колонии.

На предприятии (по всем объектам) установлено 68 видеокамер, в местах проживания осужденных - 18.

Реализация проекта показала положительную динамику дисциплинарной практики. За период с июля 2013 г. по октябрь 2014 г. наблюдается значительное снижение числа злостных нарушений среди осужденных, трудоустроенных на предприятии, по сравнению с осужденными участков колоний-поселений УФСИН России по Республике Коми в расчете на 1000 человек:

- злостных нарушений - 287 против 353 (ниже на 19 %), в том числе употребление спиртных напитков - 37 против 41 (ниже на 10 %), хранение запрещенных предметов - 112 против 182 (ниже на 38 %), отказ от работы - 12 против 27 (на 55 % ниже), неповиновение - 0 против 4 (табл.).

Таблица

Дисциплинарная практика в участках колоний-поселений при исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Коми с августа 2013 г. по октябрь 2014 г.

Участок Участок Всего по участкам

Показатель колонии- колонии- колонии-поселения

поселения поселения по УФСИН России

п. Жешарт при ИК-31 по Республике Коми

Нарушения всего 157 287 871

в расчете на 1000 чел. 1962 2786 1777

Злостные нарушения всего 13 52 173

в расчете на 1000 чел. 162 505 353

Употребление спиртных напитков 3 2 20

в расчете на 1000 чел. 37 19 41

Хранение запрещенных предметов 9 38 89

в расчете на 1000 чел. 112 369 182

Отказы от труда 1 10 13

в расчете на 1000 чел. 12 97 27

Неповиновение представителям ИУ 0 2 4

в расчете на 1000 чел. 0 19 8

Признание злостными за повторные нарушения 0 0 47

в расчете на 1000 чел. 0 0 93

Водворено в ШИЗО 33 75 504

Объявлено выговоров 87 145 199

Объявлено устных выговоров 29 39 80

Наложено дисциплинарных штрафов 28 88

Среднесписочная численность осужденных 80 103 490

Ознакомление с процессом трудоиспользования осужденных на предприятии, условиями их раздельного размещения (мужчины отдельно от женщин на разных этажах общежития без условий доступа друг к другу), организацией надзора за ними, дисциплинарной практикой позволяют сделать вывод о том, что подобный опыт следует признать положительным.

В настоящее время надзор осуществляется в 2 смены (по 12 часов) по 3 человека из состава дежурной смены ИК-31, то есть за счет ослабления плотности надзора в самом учреждении и снятии с дежурной смены 2 суточных постов. Сотрудникам дежурной смены предприятием безвозмездно для проживания предоставлена двухкомнатная квартира рядом с организацией. В последующем планируется создание сотрудникам комнат для отдыха и проживания непосредственно на объекте. На предприятие регулярно выезжает начальник отряда, в функции которого входит реализация всего комплекса мер исправительного воздействия на осужденных в соответствии с утвержденным планом. В культурно-массовых и спортивных мероприятиях принимают участие работники предприятия. Оперативное сопровождение исполнения наказания предусмотрено также с выездом оперуполномоченного из учреждения.

Посылки, передачи или бандероли трудоустроенным осужденным поступают сначала в ИК-31, где проходят процедуру досмотра, а затем доставляются начальником отряда на временный объект.

Краткосрочные свидания проводятся в специально оборудованном помещении на территории общежития. Для длительных свиданий осужденные вывозятся в учреждение.

Питание организовано по необходимым нормам на территории общежития, где для приготовления и приема пищи имеются надлежащие условия. Пища готовится осужденными, имеющими соответствующее образование (со слов руководства ИК-31). Завезенные продукты питания хранятся в специально приспособленном подвальном помещении под общежитием.

Приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости происходит в магазинах за пределами предприятия в сопровождении сотрудников учреждения.

Оборудованы комнаты в общежитии, помывочные помещения (душевые кабины, водонагреватели), имеются санузлы, спальные места и спальные принадлежности, прикроватные тумбочки, табуретки и т. д. Стиральные машины, холодильники, видеорегистраторы (предоставленные предприятием в безвозмездное пользование) в наличии по нормам. Часть

имущества (мебель) изготовлена непосредственно на предприятии. Всего по приложению к договору от 1 июля 2014 г. в безвозмездное пользование передано 71 наименование имущества и бытовых объектов.

На объектах общежития для проживания осужденных, трудоустроенных на предприятии, имеется график выезда сотрудников всех служб и руководства учреждения, членов совета воспитателей отряда и членов комиссии по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказания. Сотрудниками учреждения проводятся комиссионные выезды для приема осужденных по личным вопросам.

Эффективность и целесообразность подобного проекта не вызывает сомнений. Предприятие решило главную проблему - наличие рабочей силы, потому как ранее приходилось привлекать трудовых мигрантов и лиц, проживающих в непосредственной близости, которые часто употребляли спиртные напитки в процессе труда, необоснованно не выходили на работу, допускали прогулы, что приводило к их частой сменяемости и необходимости подбора новых кадров. Осужденные-поселенцы, находясь под постоянным контролем и надзором со стороны как администрации ИК-31, так и предприятия, стараются не допускать подобных фактов. Этому также способствуют нормы УИК РФ, предписывающие возвращение осужденных в закрытые исправительные учреждения, откуда они прибыли в соответствии со ст. 78. Уровень заработной платы также удерживает их от противоправных поступков.

ИК-31 извлекло для себя не меньше пользы. Имеется возможность трудозанятости осужденных около

300 единиц, отсутствуют материальные затраты на их содержание (материально-бытовое и коммунальное обеспечение), получена существенная внебюджетная прибыль от такого партнерства.

Однако, в силу того что нахождение осужденных-поселенцев на территории предприятия организовано по принципу временного объекта (возможность функционирования в таком режиме от 3 месяцев до 2 лет), такое трудоиспользо-вание осужденных без организации самостоятельного участка колонии-поселения возможно было лишь до июня 2015 г.

Центральный аппарат (ФСИН России) до настоящего времени не счел возможным принимать такое решение. Со слов руководства УФСИН России по Республике Коми это является следствием отсутствия собственных объектов не территории предприятия. К этому следует прибавить также последующую необходимость создания самостоятельного штатного расписания для вновь создаваемого участка (в пределах до 18 единиц лиц из числа надзорного состава, при условии возрастающей потребности в рабочей силе до 300 осужденных - 2 начальников отряда, а также 1 оперуполномоченного, то есть 21 сотрудник).

Стоит отметить, что подобный опыт сотрудничества между подразделениями территориального органа ФСИН России и указанным ООО является образцом для организации и реализации в будущем такого вида уголовного наказания, как принудительные работы. Полагаем, что все необходимые предпосылки, заложенные в гл. 8 УИК РФ, в изученном опыте имеются.

SERGEY MIKHAYLOVICH SMOLEV,

head of the fire training department e-mail: ssmolev35@yandex.ru;

SERGEY NIKOLAEVICH SMIRNOV,

phd in law, associate professor, associate professor of the organization of operational search activity department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: sminov_sergey77@mail.ru

SOME ASPECTS OF SETTLEMENT COLONIES MANAGEMENT BASED ON THE EXPERIENCE OF THE FPS OF RUSSIA IN THE KOMI REPUBLIC

Annotation: Over the last decade in the framework of improving the penal system of the Russian Federation a number of programs has implemented which made it possible to strengthen the rule of law in places of confinement, to improve prison conditions and the procedure of serving a sentence, to intensify the role of the community in the penal system.

© Smolev S. M., Smirnov S. N., 2015

According to the requirements of Art. 103 of the Criminal Code of the Russian Federation, prisoners should be sentenced to work. The working time of convicts, rules of labor protection, safety and occupational health are established in accordance with the legislation of the Russian Federation on labor. The start and end of work (shift) is determined by a shift schedule established by administration of a correctional institution in agreement with administration of an enterprise where prisoners are occupied in accordance with legislation of the Russian Federation.In this respect the experiment of creation of a public-private partnership carried out by the FPS of Russia in the Republic of Komi is of great interest.

To eliminate traffic accidents and reduce costs on transporting prisoners there is a joint decision to establish now living conditions for prisoners (dormitories) directly on the plywood mill meeting the requirements of the Penal Code and departmental regulations. For this, the colony - 31 was provided with permanent accommodation for prisoners equipped with municipal facilities relevant to regulations, and conditions of supervision and service for correctional officers. All the expenses were covered by the company.

However, due to the fact that prisoners are supposed to be settled on the territory of the enterprise temporarily (from 3 months to 2 years), it is possible to use their labor without an independent plot of a colony-settlement only up to June 2015.

The central office (of the FPS of Russia) haven't found it possible to make such decision so far.

Central office (FSIN of Russia) has not yet found it possible to make such a decision. The administration of the of FPS Russia in the Republic of Komi assumes that it is due to the absence of own objects on the territory of the enterprise. In addition to this, there is also a need to make independent staffing for the newly created section (maximum 18 people from supervisory staff, taking into account the increasing demand for labor up to 300 prisoners - 2 commanding officers of a unit and 1 security officer), that is 21 employees all in all.

It should be noted that this kind of cooperation experience between departments of a territorial body of the FPS of Russia and an enterprise is a model for organizing and implementing compulsory labour as a type of a penalty in future. We believe that all the necessary prerequisites laid down in Chapter. 8 of the Penal Code are available in the studied experience.

Key words: management of establishments, a crime, an employee of the penal system, a prisoner, correctional establishments, justice, age, categories.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.