Научная статья на тему 'Некоторые аспекты учения В. И. Вернадского'

Некоторые аспекты учения В. И. Вернадского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1139
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ БИОСФЕРНО-НООСФЕРНОЙ КОНЦЕПЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / НАУЧНАЯ МЫСЛЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / «КРЕАТИВНЫЕ КЛАССЫ» / ВОЗРАСТАЮЩАЯ РОЛЬ ГУМАНИЗМА И ЭКОЛОГИИ / “CREATIVE CLASSES” / ESSENCE OF BIOSPHERE AND NOOSPHERE CONCEPTION / SOCIAL HISTORY OF HUMAN CIVILIZATION / SCIENTIFIC IDEA / STEADY DEVELOPMENT / GROWING ROLE OF HUMANISM AND ECOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дробжев Михаил Иванович

Излагаются основные аспекты учения В.И. Вернадского и его мировое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF V.I. VERNADSKIY TEACHING

The main aspects of V.I. Vernadskiy teaching and its global meaning are presented.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты учения В. И. Вернадского»

К 150-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО

УДК 574

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО

© Михаил Иванович ДРОБЖЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, e-mail: midtmb@mail.ru

Излагаются основные аспекты учения В.И. Вернадского и его мировое значение.

Ключевые слова: сущность биосферно-ноосферной концепции; социальная история человеческой цивилизации; научная мысль; устойчивое развитие; «креативные классы»; возрастающая роль гуманизма и экологии.

Я смотрю на все с точки зрения ноосферы и думаю, что в буре, грозе и страданиях родится новое прекрасное будущее человечества.

В.И. Вернадский

В.И. ВЕРНАДСКИЙ - УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ, ЛИЧНОСТЬ

В.И. Вернадский по праву считается величайшим мыслителем современности. Академик Л.С. Берг еще при жизни Владимира Ивановича назвал его ученым, который в своем лице представляет всю Академию наук СССР. Такова была энциклопедичность и глубина знаний этого русского мыслителя.

В.И. Вернадский, живший во второй половине XIX - первой половине ХХ в., по праву является человеком XXI в. В годы его жизни он, как и многие гениальные люди, не был понят. Не поняли его не потому что не хотели, а просто потому, что не могли понять. Вернадский принадлежит к типу ученых, талант которых развивался медленно и по нарастающей траектории. Росли широта и глубина его научных исследований, их актуальность и значение.

В Советском Союзе признание заслуг Вернадского пришло поздно, только в связи с его 80-летием со дня рождения в 1943 г. В тяжелые годы войны Вернадского награждают орденом Трудового Красного Знамени,

присуждают Сталинскую премию I степени, руководимую им Лабораторию геохимических проблем АН СССР (ранее носящую название БИОГЕЛ), называют его именем. Этой лабораторией Вернадский руководил с момента ее создания в 1928 г. и до конца жизни.

Полное же признание учения Вернадского и его заслуг происходило по мере того, как его взгляды стали совпадать с реалиями процессов развития природы и общества, возникновением и нарастанием глобальных проблем человечества. В этом плане интересно проследить оценку роли Вернадского, которую давали солидные справочные издания. В первом издании Большой советской энциклопедии (БСЭ) (1928, т. 10, с. 306) говорится о Вернадском как минералоге и кристаллографе. В 1931 г. вышло первое издание Советского энциклопедического словаря (1931, т. 1, с. 259), в котором написано, что «ученый положил начало геохимии». Во втором издании БСЭ (1957, т. 7, с. 499) значится: «мыслитель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии и биогеохимии, радиологии и учения о биосфере». В третьем издании БСЭ (1971, т. 4, с. 536) Вернадский характеризуется как «мыслитель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии и биогеохимии, радиологии и учения о биосфере». Практически почти до конца XX в. в заслугу Вернадского не ставится его учение

о ноосфере, науковедении, научной мысли как планетном явлении, проблемах научного мировоззрения, необходимости единства человечества. И только в Большом энциклопедическом словаре (1991, т. 1, с. 209) кроме ранее перечисленных заслуг Вернадский получает развернутую характеристику как «автор трудов по философии естествознания, науковедению... создатель учения о биосфере и ее эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и преобразовании современной биосферы в ноосферу.». Потребовалось почти 50 лет после его смерти, чтобы дать более или менее полную характеристику ученому и его заслугам перед страной и миром.

Можно с уверенностью сказать, что роль, актуальность и значение биосферно-ноосферной концепции Вернадского возрастали по мере того, как она подтверждалась мировым развитием, нарастанием противоречий между обществом и природой, возникновением глобальных проблем, грозящих гибелью человечеству.

О Вернадском чаще всего долгое время говорили только как о естествоиспытателе. Действительно, он был естествоисследовате-лем, стремился глубоко познать законы природы и поставить их на службу людям. Позднее интерес к творчеству Вернадского связывался с его философскими взглядами: многообразием пространственно-временных состояний материи, структурой и свойством времени (проблема геологического и исторического времени), философией естествознания, проблемой научного мировоззрения, соотношением науки и философии, науки и религии, проблемой живого вещества и человечества как геологической силе, научной мысли как планетном явлении, истории науки.

В.И. Вернадского по праву называют Ученым, Философом, Гением и Мыслителем. Будучи ученым, он не мог в той или иной мере не касаться философии, знание которой позволяло ему глубже и всесторонне вникать в проблемы развития природы и общества, всего мироздания. Его гениальность проявилась как высшая творческая и созидательная способность, даровитость и самобытность. Как мыслитель, он показал оригинальность мышления, умение обобщать большой эмпирический материал, делать далеко идущие

выводы, анализировать объективную реальность, строить прогнозы развития человечества, нашей планеты в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с космосом, вселенной. Вернадскому присуща высокая культура, духовность, нравственная чистота, гуманизм, любовь к своей родине и российскому народу, ко всему человечеству. Он поистине является гражданином мира, Человеком с большой буквы прекрасной голубой планеты Земля.

СУЩНОСТЬ БИОСФЕРНО-НООСФЕРНОЙ КОНЦЕПЦИИ

В конце XX в., когда перед человечеством возникли глобальные проблемы экономики, народонаселения, единства человечества, экологии резко возрос интерес к его биосферно-ноосферной концепции, главными факторами которой являлись геологический процесс и биологическая эволюция; живое вещество и человечество как его часть, выступающие как главная геологическая сила; научная мысль как планетное явление.

Что же такое геологический процесс и биологическая эволюция по Вернадскому? Вернадский как аксиому принимает сущность геологии как комплекс наук, включающий в себя состав, строение и развитие земной коры и нашей планеты Земля. Но он значительно расширяет это понятие. Для него геологический процесс выступает как основа развития человеческой цивилизации и природы. Причем геологический процесс и природа диктуют условия, направление, содержание и формы развития человеческой цивилизации. Вернадский утверждает, что в мире существует единый исторический процесс, охватывающий всю биосферу планеты. Региональные, национальные, социальные процессы превратились в «единое, неразрывно связанное целое», а «материальная реально непрерывная связанность человечества, его культуры неуклонно и быстро углубляется и усиливается».

Биосферно-ноосферную концепцию В.И. Вернадского по праву можно назвать манифестом, программой действий всего человечества. Биосфера, по его мнению, есть саморегулируемый организм, поддерживающий свое существование благодаря биогенно

направленному геологическому процессу и биологической эволюции на нашей планете. В большинстве случаев понятие «геологический процесс» не расшифровывается. Во всяком случае, на него ссылаются и утверждают, что он определяет развитие биосферы и человеческой цивилизации. Но каков механизм этого влияния? Кем и как заложена программа развития геологического процесса и его решающей роли в развитии биосферы и ее перехода в ноосферу?

Можно предположить, что имеется свой генетический код развития геологического процесса, подобный генетическому коду живого вещества, который определяет размножение, развитие и специфику видов животного и растительного мира. Генетический код в животном и растительном мире есть результат многомиллиардного развития живого вещества, сумевшего создать механизм наследственности. Не могла ли природа сама для себя создать такой код? Эти два кода различаются между собой. Генетический код живого вещества определяет наследственность и изменчивость, генетический же код для природы определяет программу ее будущего развития во времени и пространстве. Но кто заложил этот планетный код? Может быть высокоразвитая внеземная гуманоидная цивилизация? И мы для нее подопытные кролики.

У Валерия Брюсова есть стихотворение, написанное в 1922 г.

Мир электрона

Быть может эти электроны

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков.

Еще быть может каждый атом -Вселенная, где сто планет,

Там - все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но все та же Их бесконечность, как и здесь:

Там скорбь и страсть как здесь и даже Там та же мировая спесь.

Их мудрецы, свой край бескрайний Поставив центром бытия,

Спешат проникнуть в искры тайны И умствуют, как ныне я.

И в миг, когда из разрушенья Творятся токи новых сил,

Кричат, в мечтах самовнушенья,

Что бог свой светоч загасил.

Код природы проявляется через биогео-химический процесс, который имеет в своей основе обмен веществ на земной поверхности. Сущность биосферы у Вернадского не сводится только к области распространения жизни на Земле, к совокупности влияний, оказываемых на организмы жизнедеятельностью других организмов. Компонентом биосферы у него выступает ее абиотическая часть, совокупность условий неорганической среды, косного вещества, влияющих на жизнь. Среда жизни у Вернадского определяется единством биотического и абиотического. Это единство функционирует как активно развивающаяся система, определяемая кодом природы. Но как он образовался? Вразумительного ответа на этот вопрос нет.

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

До недавнего времени развитие социальных отношений рассматривалось либо с классовых позиций, либо связывалось с технологическими революциями. Марксизм считает, что человеческая цивилизация в своем развитии прошла первобытнообщинный строй, возникший через миллион лет после перехода от биологической формы движения и просуществовавший 25-30 тыс. лет. Рабовладельческое общество длилось в пределах 2-х тыс. лет. Его сменил феодализм на 400-500 лет. Капиталистический строй образовался в ХУ^УИ вв.

Венцом развития общества должен стать социализм и коммунизм. Основой перехода одной формации в другую служит развитие производительных сил и соответствующих производственных отношений.

О. Тоффлер выдвинул причиной развития социальных отношений свершение технологических революций: аграрной, индустриальной и сверхиндустриальной. Последняя привела к возникновению информационного общества.

Вернадский установил причиной и средством изменения социальных отношений переход биосферы в ноосферу, который включает в себя как развитие производительных сил и соответствующих им производственных отношений, так и свершение технологических революций. Получается, что все общественно-экономические формации, науч-

но-технический прогресс работают на естественно-исторический процесс перерастания биосферы в ноосферу.

По Вернадскому, происходит все более тесная связь общества и природы, переход биосферы в ноосферу. Этот переход затрагивает не только изменение природы, но и общества, его организованности. «Философы, -пишет он, - исходили из свободных, казалось им, в своем выражении идей, исканий мятущейся человеческой воли, человеческого сознания, не мирящихся с действительностью. Человек, однако, строил свой идеальный мир неизбежно в рамках окружающей его природы, среды своей жизни, биосферы, глубокой связи с которой, независимой от его воли, он не понимал и теперь не понимает» [1, с. 264] (курсив мой. - М. Д.). Более того, среда обитания, биосфера определяют все без исключения в ней происходящее, что не может коренным образом нарушаться идущими внутри нее процессами.

Вернадский был одним из создателей антропокосмизма, который провозглашает единство естественного, исторического, природного, социально-гуманитарного, человеческого факторов, которые гармонично сливаются в единое целое. Геологический процесс - это программа развития природы и общества, подобная генетическому коду живого вещества в его разнообразии, обеспечивающая наследственность и дающая возможность изменчивости под влиянием различных обстоятельств.

Н.Н. Моисеев в работе «Пути созидания» эту мысль выразил так: «Обществоведение и современное естествознание обнаруживают все больше и больше общих граней. Постепенно возникает некое целостное видение картины мира, охватывающее и развитие Вселенной, и биосферы, и человеческого общества».

РОЛЬ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Их можно сравнить с катализатором развития природы и человечества. Живое вещество обеспечивает обмен атомов на Земле между живой и неживой природой, между организмами и косным веществом. Через те-

ла организмов в течение 13 лет проходит в 10 раз больше углерода, чем его содержится в земной коре. Почти весь свободный кислород в биосфере образуется и поддерживается за счет деятельности организмов. Окислительный процесс на Земле благодаря наличию кислорода идет интенсивнее в миллионы раз, чем где бы то ни было в известном нам Космосе.

Живое вещество благодаря этому является мощной геологической силой, создающей оболочку Земли и поддерживающей ее основополагающие свойства. Биологическая эволюция создала человека, наделила его разумом, обеспечила через язык накопление и передачу социального опыта от одного поколения к другому. Сделала человека арбитром всех процессов в природе и обществе. Хочется подчеркнуть, что человек не ставил перед собой такой задачи. Он стал арбитром почти всех явлений и событий в результате развития геологического процесса и биологической эволюции. Он стал почти богом. И обязан, должен выполнять эту свою миссию.

А. Печчеи в работе «Человеческие качества» пишет: «Разгадав множество тайн и научившись подчинять себе ход событий, он (человек. - М. Д.) оказался теперь наделен невиданной, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете, включая и свою особенную жизнь» [2, с. 71-72].

В своем утверждении он ссылается на Дж. Хаксли, который пришел к выводу, что «роль человека заключается в том, хочет он этого или нет, чтобы быть лидером эволюционного процесса на Земле». Он подчеркивает, что «человеку придется взять на себя руководство этими процессами, с тем, чтобы ориентировать его в благоприятном для всех направлении...» (курсив мой. - М. Д.) [2, с. 72]. Понимает ли сегодня эту роль человек? К сожалению, нет. Пока еще растущее могущество человека не подкрепляется фактом его ответственности на планете и в Космосе. Могущество без мудрости и ответственности делает его дикарем и варваром, не умеющим применить свою растущую не по дням, а по часам силу волшебника и мага, равного божеству.

В то же время современный человек в состоянии быть арбитром на планете Земля.

Основой для этого служат его разум, научная мысль, трудовая деятельность, высокая культура и духовность, гуманизм и любовь в отношениях общества с природой и между людьми. Но это не означает автоматичности прогресса человечества. С ростом его возможностей по улучшению жизни людей, по сохранению природы возникла и такая опасность, как уничтожение всего живого на Земле, в т. ч. и человечества. Об этом предупреждал много веков тому назад Ж.Б. Ламарк: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для проживания...».

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАК ПЛАНЕТНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Очень важной стороной современной человеческой цивилизации выступает необходимость вложения средств в развитие человеческого капитала, т. е. в образование, в науку, научно-исследовательскую и опытноконструкторскую деятельность, здравоохранение, культуру. Стало экономически выгодным давать молодежи всеобщее высшее образование. Если в ХУП-ХУТТТ вв. в совокупном капитале стран Запада доля человеческого капитала составляла только 10 %, то к концу XIX - началу XX в. вложения в человеческий фактор составили 67-69 %, в США этот показатель возрос до 76 %. Резко увеличилось среднее число лет обучения. С 1950 по 1998-1999 гг. этот показатель возрос в Италии с 5,5 до 13,5 лет, в Японии - с 9 до 16,1 года, во Франции - с 9,4 до 17 лет, в США - с 11,3 до 20 лет [3].

Что это дает? Стремительный рост производительности труда, относительное понижение стоимости рабочей силы и все увеличивающийся рост прибавочной стоимости. В развитых странах только 10-15 % трудоспособного населения занято в сфере промышленности. Но они снабжают необходимыми товарами и по достаточно приемлемой цене все население своих стран, и значительная часть этой продукции идет на экспорт в другие страны мира. В сельском хозяйстве в развитых странах занято от 2,5 до 5,0 % трудоспособных, но они снабжают продовольст-

вием население и сырьем промышленность не только своих, но и других стран.

Это вызывает рост безработицы, она сегодня составляет 200 млн человек, создает избыточное население. Созданы условия для выхода на пенсию в возрасте 45 лет. Им можно создать и приличные условия жизни. Но чем их занять, что они будут делать? Ведь недаром Ф. Энгельс писал, что в известном смысле можно сказать, что труд создал человека. Человек, лишенный трудовой деятельности, превращается в биологическое существо, подобное растению.

С другой стороны, если бы все население получало глубокие знания, имело высшее образование, высокую духовность и нравственность, гуманизм и любовь как принцип взаимоотношений между обществом и природой, между народами, нациями и людьми, мир освободился бы от войн и гонки вооружений, то на Земле при жизни людей, а не на небе и после их смерти был бы создан рай.

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО МИРОВОГО РАЗВИТИЯ

Вернадский говорил о необходимости устойчивого мирового развития, гуманизированного научно-технического прогресса, исключении войн из жизни человеческой цивилизации, дальнейшего развития науки, образования, здравоохранения, установления единства человечества, формирования научного мировоззрения.

Здесь, конечно, большую роль играет интернационализация экономики, что выражается в росте роли и значения транснациональных корпораций (далее - ТНК). К началу XXI в. в мире функционировало 63 тыс. ТНК, имеющих 690 тыс. зарубежных филиалов и аффилированных предприятий по всему миру. Международные корпорации производят 1/4 мирового ВВП и 1/2 мирового промышленного производства, им принадлежит 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Объем продаж зарубежных филиалов ТНК и других компаний превысил к концу XX в. 11 трлн долл., а их экспорт приблизился к 2,5 трлн долл., что составляет около 1/3 мировой торговли. 60 % международных корпораций заняты в сфере материального производства,

37 % - в сфере услуг, 3 % - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Этот процесс влияет на состояние и развитие общества очень многопланово и с положительной, и с отрицательной стороны. С одной стороны, он на практике демонстрирует единство мира, необходимость единства народов и государств, создания общих для всей планеты законов жизнедеятельности: хозяйственных, экономических, технологических, управленческих и т. д. Делается это объективно и естественно, стихийно и сознательно. С другой стороны, возрастает противоречие между интернациональным, общечеловеческим и национальным, государственным процессами. Транснациональные корпорации экономически не вписываются в национальные рамки отдельных государств, они переросли их. Задача человечества -сделать этот процесс управляемым.

УЧАЩИЙСЯ НАРОД - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Одной из идей В.И. Вернадского была идея образования народа. Владимир Иванович глубоко научно и доказательно показал значение и роль научных знаний как планетного явления. Он вписал человека в научную картину мира, определил его решающую роль в становлении и развитии нашей планеты. По его мнению, человек влияет на все происходящее на Земле, во-первых, как часть живого вещества, т. е. почти как любое другое существо растительного и животного мира, микроорганизмов. Во-вторых, его сила и мощь воздействия на все геологические и биологические процессы на планете, а затем и в Космосе, многократно умножаются за счет обладания им разумом и трудовой деятельности, этим разумом руководящей.

Он показал, что с момента своего появления человек стремился к познанию окружающей среды, пониманию происходящих на Земле процессов. Это значит, что осознание необходимости искания научного понимания окружающего как особого дела жизни мыслящей личности независимо возникло практически одновременно в разных регионах мира. Эти искания прошли периоды зачатья и застоя, но, в конце концов, развились «до мировой науки XX столетия - до вселенской науки» [1, с. 303].

Сейчас научным пониманием и научным исканием захвачены сотни миллионов людей на всей планете, можно сказать, все людское население. «Резкое отличие научного движения XX века заключается, - как считает натуралист, - во-первых, в его темпе, во-вторых, в площади, им захваченной, - оно охватило всю планету, в-третьих, в глубине затронутых им изменений, в представлениях

о научно доступной реальности, наконец (в-четвертых), в мощности изменения наукой планеты и открывшихся при этом проспектах будущего» [1, с. 311]. Очень важна идея русского мыслителя о том, что развитие науки во многом определяется преобладанием научного знания в школьном образовании, полнотой свободы научного искания, освобождением его от рутины и всяких преград.

Определяя XX в. как век возросшего влияния народных масс, Вернадский видит одной из причин этого развитие самых разнообразных форм народного образования. Почему так много внимания геобиохимик, кристаллограф, основатель учения о переходе биосферы в ноосферу уделяет науке, ее развитию и применению? Потому что научная мысль, по его мнению, является главным, основным источником народного богатства, и потому интересы научного знания должны быть в любом государстве приоритетными.

Рост научных знаний, освоение их всем населением планеты у В.И. Вернадского выступают как требование геологического процесса, биологической эволюции, как объективная закономерность. Открытая Вернадским закономерность развития научной мысли проявляет себя на практике. Именно об этом свидетельствует мировой опыт развития образования. В то же время В.И. Вернадский обращает внимание на то, что «требования науки не сформулированы конкретно, их неизбежность и польза для человечества не осознаны; они не получили выражения в социальной и государственной структуре. Нет выработанных государственных форм, позволяющих быстро и удобно решать межгосударственные вопросы, какими неизбежно являются большинство вопросов создания ноосферы в их бюджетном или финансовом выражении» [1, с. 336].

В наше время мощь человека все больше и больше связана не с его материей, веществом, а с его мозгом, разумом и направленным

этим разумом трудом. В.И. Вернадский на основе анализа учений Д. Дана, Ле Конта, Бюффона и В.П. Пфейфера, А.П. Павлова вывел закон, гласящий, что на протяжении всей истории нашей планеты наблюдается усовершенствование и рост центральной нервной системы (мозга). Раз достигнутый уровень мозга и всей центральной нервной системы в многовековой эволюции не идет уже вспять, а только вперед.

Вернадский уделяет науке, ее развитию и применению много внимания. В статье «Перед грозой» он писал: «Страна, которая не работает самостоятельно в области научной мысли, которая только усваивает образование - чужую работу, - есть страна мертвая. С каждым годом значение самостоятельной научной работы, как основного момента культуры, становится более важным и неизбежным» [4, с. 169]. В этой связи Вернадский подчеркивает, что работа ученого является национальным служением в такой степени, в какой она никогда не была в другие периоды жизни человечества. Более того, в статье «Разгром» он еще больше подчеркивает роль и значение науки в развитии государства: «В этот век (XX в. - М. Д.). государственное могущество и государственная сила могут быть прочными лишь в тесном единении с наукой. В беспощадной борьбе государств и обществ побеждают и выигрывают те, на стороне которых стоит наука и знание, которые умеют пользоваться их указаниями, умеют создавать кадры работников, владеющих последними успехами техники и точного мышления» [4, с. 179].

Ученый утверждает, что наука - это реальная сила для создания единства человечества, что научная мысль является одновременно основой, средством и показателем единства человечества. Основой, потому что научная работа человечества есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу. Средством, потому что наука есть реальная сила для создания единства человечества. Показателем, потому что научная мысль охватила всех жителей планеты, а научное сознание проникает все глубже в сущность изучаемых объектов, явлений и процессов, демонстрирует мощность последствий достижений науки на нашу планету и открывает на этой основе светлую перспективу будущего человечества.

Человек без широких и глубоких знаний, высокой культуры и нравственности в наше время не только теряет свои полезные качества, но и превращается во вредное для общества существо. Интеллектуальная пустота ведет к гордыне, зависти, гневу и лени, жадности и алчности, чревоугодию и сладострастию, вещизму, бездуховности и бесцельности, потере смысла жизни.

Мыслитель подчеркивал, что наука является глубоко демократичной, т. к. ее источником выступает только сила ума и глубина вдохновения человеческой личности, единственная форма духовной культуры, общая для всего человечества, не зависящая в своей основе от исторического или географического места и времени.

Отношение Вернадского к науке многопланово. Во-первых, он рассматривает науку как форму общественного сознания. Во-вторых, как научную мысль и геологическую силу, призванную освоить природу и поставить ее богатства на службу человечеству. В-третьих, как форму, средство и содержание получения знаний людьми, способными преобразовывать мир, природную среду и делать их комфортными для жизни человека и человечества. Он призывал, чтобы сила и могущество знания и науки были всеми осознаны и регулировали всю государственную жизнь и деятельность.

Это стало особенно важно в условиях наступившей в XXI в. глобализации всего содержания жизни и деятельности человечества. И здесь политические силы и партии, выражающие интересы какой-то части общества, уже не могут диктовать единому человечеству свою волю. Пришло время менеджеров, готовых учитывать общечеловеческие интересы и руководить всеми процессами на планете на основе последних достижений науки, техники и технологий, гуманизма и любви как императива отношений в обществе. Политическая жизнь, отражающая интересы разных слоев общества, государств и наций, медленно, но верно должна свертываться. Этот процесс будет происходить и потому, что социальная структура общества постепенно выровняется, будет достигнуто единство всего человечества, будет обеспечена интернационализация экономической, социальной и духовной жизни.

В статье «Ближайшие задачи академической жизни», напечатанной в газете «Право» 19 июня 1905 г., Вернадский писал: «Мы стоим на заре новой жизни. Как ни тяжело нам, будущие поколения будут нам завидовать. В такие моменты исторический рок ставит особые обязанности. Он требует полного напряжения воли всех граждан, заставляет биться общественными интересами сердца всех, направляет и возбуждает к разрешению и к выяснению вопросов общего блага, к работе над задачами государственного строительства» [4, с. 38]. Эти слова как будто сказаны сегодня. В серьезную эпоху государственного кризиса на служителях знания и науки лежат особенно тяжелые и ответственные обязанности. Эти назревшие задачи Вернадский предлагает решать с помощью науки. И он предлагает систему научных и образовательных учреждений, способных и необходимых для их решения.

Вернадский очень большое значение в развитии науки и знаний придает национальным академиям наук, их связи с жизнью страны и мировыми процессами. В эпоху средневековья академии наук представляли собой просто собрания ученых, обмен их мнений и доклады по научным проблемам. Они финансировались государствами или меценатами, которые обеспечивали им приличное существование. Во второй половине XIX в. в связи с развитием естествознания и его применения к жизни их задачи и структура менялись. Они становились организациями научной работы, создавали в своем составе научно исследовательские институты.

Принимая самое активное участие в создании Украинской академии наук, Вернадский использовал опыт работы национальных академий в других странах, особенно в Англии, Франции. По его мнению, национальная академия должна иметь мировое значение и в то же время решать национальные, государственные и местные жизненные проблемы. Вернадский определил и структуру академии.

В статье «Одна из задач дня» он писал: «Для быстрого подъема страны необходим подъем всех ее духовных и материальных сил, использование всех ее природных богатств. Знание и научная исследовательская работа являются величайшими орудиями для достижения этой задачи» [4, с. 258]. Эта

мысль повторяется им неоднократно. Так, в статье «Научная задача момента» он пишет: «Настоящее спасение России, залог всего ее будущего, ее единства, ее значения в мировой жизни - наиболее ярко и наиболее жизненно сосредоточивается в духовной творческой работе народа, в науке, искусстве, технике, творчестве, общественной и политической жизни» [4, с. 283]. Как видно, на первое место в работе по развитию страны, Вернадский ставит науку, центры научной творческой работы, культуру во всех ее проявлениях.

Особое внимание Вернадский уделяет проблемам высшей школы. За период 19001917 гг. он посвящает ей более 30 записок, очерков, статей, в которых поднимаются вопросы развития высшего образования в стране, его нуждам, структуре, организации, состоянию и будущему расцвету. Так, в статье «Академическая жизнь» Вернадский определяет три задачи высшей школы: «Она должна учить подрастающее молодое поколение, сообщать ему то, что добыто человеческой мыслью, приучать его научно мыслить и научно работать. Она должна являться очагом научного искания, быть центром самостоятельной научной работы. И, наконец, она должна быть носительницей просвещения в обществе и народе, оживлять в зрелом возрасте узнанное и пережитое в молодости, распространять новые знания, новые приемы работы и мышления» [4, с. 164] (курсив мой. - М. Д.).

Вернадский выступал за автономию высших учебных заведений и свободу научного преподавания; за открытый доступ высшей школы для всех, кто наделен стремлением к знанию и научным любопытством; за широкую демократизацию ее внутреннего устройства; за тесную связь работы высшей школы с нуждами страны; за неразрывное единство научного преподавания и научноисследовательской работы.

Вернадский подчеркивал, что научноисследовательская работа всегда являлась необходимым элементом высшего образования. При всякой попытке систематически передать научные знания объективно усиливалась и научная творческая работа. Высшая школа привлекала хорошего преподавателя и неизбежно растила хорошего ученого. Научная работа выступала следствием хорошей преподавательской работы. Такой симбиоз

преподавательской и научной работы становился господствующим.

Но в дальнейшем Вернадский ставит задачу развития научно-исследовательских институтов. Университеты, высшие технические школы должны создавать внутри себя научные институты, библиотеки, адаптированные не только для преподавания, но и для научной работы. Создание внутри вузов исследовательских институтов призвано усилить связь преподавания с научной работой и с претворением научных достижений в жизнь. Вернадский подчеркивает: «Каждая высшая школа является не только школой, но в то же время и научной организацией, ведет огромную научную работу» [5, с. 261]. Объединение нескольких университетов в один этой проблемы не решает. Дело решается выделением достаточных средств по укреплению материально-технической базы для плодотворной научно-исследовательской работы; наличием высококвалифицированных кадров, способных обеспечить прорыв в той или другой отрасли науки, применить свои достижения в науке, в производстве; созданием хороших материальных условий, творческой, благоприятной обстановки для сотрудников научно-исследовательских учреждений.

ВОЗРАСТАЮЩАЯ РОЛЬ ГУМАНИЗМА

Мы живем в век глобализации почти всех проблем жизнедеятельности человечества, в эпоху глобализма. Понятие «глобализм» включает в себя не только экономику, производство, науку, культуру, искусство, религию, национальные и интернациональные, общечеловеческие проблемы, но и взаимоотношения общества и природы, проблемы продовольствия и демографии, сохранения окружающей среды, исчерпания природных ресурсов, милитаризации мирового хозяйства, предотвращения войн и насилия, термоядерного конфликта. Эти проблемы касаются всех без исключения жителей нашей планеты.

Некоторые исследователи проблем глобализации, перехода биосферы в ноосферу рассматривают в основном развитие экономики, производительных сил, организованности ноосферы, роль науки и образования, человечества как геологической силы и поч-

ти не касаются проблем духовности, нравственности, гуманизма. Такая позиция представляется неверной. Нельзя игнорировать развитие этих составляющих любого общества. Тем более ноосферы, где единение общества и природы, единство и равенство всех людей, социальная справедливость, высокая нравственность, духовность и культура, гуманизм выступают как идеал, мечта, цель и средство достижения высоких помыслов человечества.

Вернадский рассматривает две основные стороны гуманизма. Первая - гуманизм взаимоотношений общества и природы, в основе которого выступает взаимосвязь и взаимозависимость геологических, биологических и социально-исторических законов развития природы и общества. Это направление нашло свое выражение в экологическом движении. Вторая - гуманизм взаимоотношений в жизнедеятельности общества, включающий в себя достижение единства человечества, развитие науки, образования и культуры, формирование научного мировоззрения, трудовую деятельность на благо всего человечества, любовь как средство общения и взаимопонимания, личную ответственность за все дела на нашей планете и вклад в благосостояние широких народных масс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим гуманизм Вернадского выступает как естественное, закономерное явление биологического характера в ходе новой психозойской, антропогенной геологической эры. И как сугубо общественное, идеологическое, культурное движение, отражающее внутриобщественные отношения.

Вернадский подчеркивает в формировании гуманизма, его становлении и развитии особое значение научного мировоззрения. В наши дни многими отдается предпочтение в мировоззрении сциентизму - абсолютизации роли науки в системе культуры и в идейной жизни общества. В большом почете рационализм и техницизм. Конечно, роль техники и новых технологий сегодня очень возросла. Есть попытки переложить проблему воспитания на религию. Преувеличение их значения в общественном сознании ведет к негативным последствиям. Никогда еще игнорирование роли искусства и литературы, философии, этики и эстетики не служило формированию целостной личности. Сведение управления социальными процессами к

управлению техникой очень опасно. Не меньшую опасность представляет сегодня рационализм и эмпиризм.

В.И. Вернадский подчеркивает необходимость ценностно-гуманитарного обоснования научно-технического прогресса. Очень важным аспектом успехов техники, освоения природных богатств, улучшения жизни человечества выступает сознательная деятельность, идеалы и понимание тех людей, усилиями которых достигаются эти результаты. Он считает, что с самого начала своего развития научное мировоззрение всюду и на каждом шагу проводило эти гуманитарные взгляды, уважение к человеческой личности, чувство взаимной солидарности и тесной связи всех людей.

Актуальными в XXI в. становятся высокие морально-нравственные, духовные и гуманистические черты как отдельного человека, так и всего человечества. Без формирования таких качеств общество просто не сможет выжить. Они приобретают все большее значение по сравнению с усвоением знаний, поскольку характер и содержание решений, принимаемых на их основе, оказываются порой более важными, чем сами научные открытия. Поэтому формирование и становление духовности и гуманизма - один из обязательных путей к возрождению личности и общества, всей страны и мира в целом.

Важнейшим принципом взаимоотношений между людьми должна стать любовь. Любовь как средство, цель и состояние каждого человека и всего человечества. Любовь -это не только дар судьбы, случайность и возвышенное чувство, но и высокое искусство, способность к пониманию, к осознанию ее последствий, стремление к самосовершенствованию, к творчеству и свободе.

ЭКОЛОГИЯ - ИМПЕРАТИВ ВЫЖИВАНИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Сегодня под экологией в широком значении понимается наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. В более узком - о чрезвычайно важных и актуальных отношениях общества с природой. Они включают в себя производственные, технические, урбанизационные и другие многогранные и многосторонние антропогенные стороны деятельности человека, вы-

зывающие изменения окружающей среды и его самого.

Экология не знает ни политических, ни территориальных границ. Она едина и нерушима, и с этим надо считаться всем. Экологизация общественного сознания призвана выработать понимание того непреложного факта, что человечество есть часть природы и подчиняется ее законам. В начале истории общества человек подчинялся законам природы и она выступала господином для него. На втором этапе развития общества человек покорил природу и довел состояние нашей планеты до глобального экологического кризиса. Наступил третий этап в развитии общества. Он требует признания во взаимоотношениях общества и природы первичности природных законов и вторичности законов социальных. Экология стала необходимой любой ценой.

Природа всегда рассматривалась как большая ценность, но практически даже в XIX в. считалось, что природа вечна, бесконечна, ничего не стоит и не имеет цены. Старая парадигма взаимоотношений в системе общество - природа заключалась в философских утверждениях о бесконечности мира, в политической экономии трансформировалась в утверждение о неисчерпаемости природных ресурсов, которое легло в основу положения о бесконечности прогресса. Д. Рикардо писал, что ничего не платится за включение природных агентов, поскольку они неисчерпаемы и доступны всем.

Но это была не только точка зрения классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. На этой позиции стоял французский экономист Ж.Б. Сей (1767-1832), К. Маркс, который писал: «Силы природы не стоят ничего, они входят в процесс труда, не входя в процесс образования стоимости» [6, с. 498]. Вводя в научный оборот понятие «товарный фетишизм», Маркс, по сути, устранил все материальные, физические отношения между вещами. Реальной стала стоимость, скрытая под вещественной оболочкой. Для него физические вещи есть не что иное, как денежное выражение общественных отношений.

Во всех статистических материалах об экономике стран мира критерием их развитости берется количество, качество, себестоимость производимых товаров и услуг. Совершенно не учитывается фактор восполне-

ния или хотя бы возобновления источников, входящих в состав этих товаров и услуг. Совсем не учитывается и степень загрязнения окружающей среды в результате такой системы производства. Так, доля населения США в мире составляет примерно 4,6 %, а доля этой страны в загрязнении земли равна почти 50 %. Получается, что США является самой «грязной» страной мира и ее надо заставить платить за негативное воздействие на природу.

Экономика все более и более становится мировой, и в ее балансе надо обязательно учитывать экологические факторы. Человечество все в большей степени понимает угрозу своему существованию и принимает меры к улучшению экологической обстановки.

Многие считают, что численный рост человечества, его природопокорительская идеология и конечность самих размеров Земли выступают основной причиной современного глобального экологического кризиса. Почему это происходит? Одной из причин регресса в среде обитания считается безудержный и неконтролируемый рост народонаселения и многократные масштабы его потребления. Ученые считают, в начале новой эры на нашей планете проживало примерно 200 млн человек. На содержание каждого индивида тратилось около 3 тыс. килокалорий в день. Сейчас на Земле живут более 7 млрд человек, и на содержание одного человека, по крайней мере в развитых странах, тратится более 200 тыс. килокалорий в день. Простой подсчет показывает, что нагрузка на природу в результате возросла в тысячи раз. Бесконечный рост нагрузки на природу со стороны увеличивающегося человечества невозможен.

В вопросах экологии важное место занимает состояние окружающей среды. С одной стороны, в мире сложилось мнение, что развитие производства вредно отражается на среде обитания человека и предлагается больше средств вкладывать в экологию. Недавно этот вопрос обсуждался в правительстве Великобритании. В докладе бывшего экономиста Всемирного банка Николаса Стерна «Экономика климатических изменений» говорится, что если не пожертвовать

1 % глобального ВВП на снижение грязных выбросов сейчас, то потом на это придется тратить в 5-20 раз больше. Премьер страны

Тони Блер назвал этот вывод самым важным прогнозом, опубликованным его правительством. Суть доклада: если этот научный прогноз верен, то последствия для всей планеты будут ужасными.

С такой точкой зрения не согласен экономист и политик Йен Байт. Он считает, что в условиях большой неопределенности лучше работают не директивные предписания, а рыночные механизмы, которые «учитывают как человеческий альтруизм, так и себялюбие». Бывший советник Президента РФ Андрей Илларионов более категоричен. Он считает, что Киотский протокол по ограничению выбросов парниковых газов совершенно не имеет экономических оснований

Однако геологический процесс и здесь находит выход. Этот вывод напрашивается с точки зрения американского экономиста и лауреата нобелевской премии Саймона Кузнеца. В своей работе «Экономический рост и неравенство доходов» (1995) он утверждал, что экономический подъем ведет сначала к увеличению, а затем к снижению неравенства.

В 1990 г. пристонские экономисты Джон Гроссман и Алан Крюгер вместо неравенства в доходах поставили загрязнение окружающей среды и вывели «экологическую кривую Кузнеца». Ее суть: вначале с ростом ВВП экология ухудшается, но потом наступает перелом, и она начинает улучшаться.

Практика высокоразвитых стран показывает, что на определенном уровне их развития спрос на материальные блага уже не растет. Но умножается спрос на нематериальные услуги особенно экологического характера: улучшенное состояние окружающей среды, экологические продукты питания, определенную диету, чистый воздух, природную эстетику, заботу о здоровье.

Раньше в развитых странах здоровье и средняя продолжительность жизни зависели от доступности медицинского обслуживания. Оно при переходе индустриального общества в информационное было серьезным достижением демократии и гуманизма. В информационном обществе традиционное медицинское обслуживание перестало быть привилегией. Теперь все большее значение приобретает экологический фактор. В тотальной экологизации жизни видится главный резерв улучшения здоровья людей и роста ее продолжительности. Культ здорового образа

жизни все глубже проникает в широкие народные массы. Да и структура народных масс серьезно изменилась. Практически это т. н. средний класс, состоящий в основном из интеллигенции, работников умственного труда. Для них хорошая экологическая среда -залог увеличения производительности труда и творческого успеха. Для творческих профессий - художников, писателей, поэтов, композиторов, ученых - хорошие экологические условия проживания во многом определяют творческие достижения. Если рабочий смотрит на дым заводской трубы как на место работы и получение средств для содержания семьи, то интеллигенту она несет загрязнение воздуха и астму ему самому и членам семьи. Конечно, дымящая труба вредит и рабочему и его детям. Он с ней мирится поневоле.

Из всего этого многие ученые делают вывод: рост экологических притязаний по мере повышения уровня благосостояния людей становится одним из законов современного информационного общества. Если раньше показателем благополучия и богатства служил уровень жизни, и он зависел от величины ВВП на душу населения, то сегодня таким показателем становится качество жизни. Уже с 1990 г. ООН разработала систему индикаторов качества жизни, куда входят и ВВП на душу населения, и доступность образования и достижений национальной и мировой культуры, уровень грамотности населения, число лиц, имеющих высшее образование, уровень здравоохранения. Многие ученые считают, что грамотное использование рыночных механизмов может сделать капитальные вложения в решение экологических проблем экономически выгодным. Приход информационного общества делает из экологии товар, и она становится объектом товарно-денежных отношений. Экологические потребности населения по мере роста благосостояния постоянно растут. Возникает общество экопотребления - новый этап развития человеческой цивилизации.

Отсюда вытекает вывод: чтобы спасти окружающую среду нужно не душить экономику, а развивать ее как можно интенсивнее, чтобы везде ВВП на душу населения значительно вырос и неравенство в доходах резко сократилось. Необходимо, чтобы точка перелома наступила как можно раньше. При ка-

ких условиях это должно произойти? Одни считают при среднем доходе ВВП в 5 тыс. долларов на душу населения, другие - при 12 тыс. долл.

Получается, что чем выше благосостояние страны, тем ниже деградация окружающей среды. Но на конец XX в. ВВП на душу населения свыше 5 тыс. долл. было только в 46 странах, а свыше 12 тыс. долл. - и того меньше - в 29 странах. В России этот показатель равнялся 880 американских долларов и она занимала 80-е место в мире по этому показателю, в Китае соответственно - 770 долл. и 117 место, В Индии - 440 долл. и 134 место. Для этих и многих других стран необходимые показатели - дело многих усилий и лет. И как тут не вспомнить русскую пословицу: пока солнце взойдет - роса очи выест.

Закономерно возникает вопрос: по какому пути идти человечеству? Ведь человек стал арбитром всех процессов на Земле. Он -главная геологическая сила и от него многое зависит. Выбирай, но не ошибись. Ошибка будет дорого стоить и природе, и обществу, и каждому человеку. За исход решения этой проблемы ответственность лежит на всех нас.

МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЯ

В.И. ВЕРНАДСКОГО

Идеи Вернадского носят мировой, общечеловеческий характер и представляют для сегодняшней России и всего мирового сообщества исключительную ценность. Однако ими не руководствуются правительства, они не служат идеологической основой ни одной политической партии. Они, по сути, проигнорированы обществом. 150-летний юбилей Вернадского должен послужить началом единения всех прогрессивных сил нашего общества вокруг претворения идей великого мыслителя о перерастании биосферы в ноосферу. Новая сущность мира в виде глобализма, развития ноосферы требует выработки новых законов, принципов и норм общественных отношений в современной человеческой цивилизации, их гуманитаризации. Светлое будущее человеческой цивилизации наступит только тогда, когда будут верно выбраны и осуществлены дороги к нему. Что же необходимо? Возрастание вложений в человеческий капитал, дальнейшее развитие науки, применение ее достижений в технике

и новых технологиях, интернационализация экономики и управления народным хозяйством, формирование научного мировоззрения и гуманизма у всех жителей планеты. Любовь, дружба и взаимопомощь должны служить основой взаимоотношений в обществе.

До сих пор людям грозили и поныне грозят войнами. Но наступает время, когда в войне никто не сможет победить. Будут же побеждены все. Мир вступает в такое историческое измерение, когда давно бытующие и ныне устаревшие категории становятся неприемлемыми. Мир требует спасения. России не привыкать это делать. Она спасла Европу от орд Чингисхана и своим телом закрыла ее от захвата и разграбления. Она спасла Западную Европу от притязаний чуть ли не на мировое господство Наполеона Бонапарта. Совсем в недалеком прошлом наша страна сокрушила фашизм и обеспечила победу демократии и добра над мировым злом, принесла свободу от коричневой чумы всем народам. России, наверное, на роду написана мистическая роль спасителя человечества от

различных угроз. Теперь настала пора спасти мир от самого себя. И сегодня учение великого русского мыслителя В.И. Вернадского по перерастанию биосферы в ноосферу должно стать знаменем России по спасению всей человеческой цивилизации и природы в целом.

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2002.

2. Печчеи А. Человеческие качества М., 1995.

3. Мельянцев В. Счастье от ума // Известия. 2000. 17 мая.

4. Вернадский В.И. Публицистические статьи. М., 1995.

5. Вернадский В.И. Задачи высшего образования нашего времени // Начало и вечность жизни. М., 1989.

6. Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.

Поступила в редакцию 10.04.2013 г.

UDC 574

SOME ASPECTS OF V.I. VERNADSKIY TEACHING

Mikhail Ivanovich DROBZHEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Honored Worker of High School of Russian Federation, e-mail: midtmb@mail.ru

The main aspects of V.I. Vernadskiy teaching and its global meaning are presented.

Key words: essence of biosphere and noosphere conception; social history of human civilization; scientific idea; steady development; “creative classes”; growing role of humanism and ecology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.