Научная статья на тему 'Вернадский: ноосфера и проблемы гуманизма(150-летию со дня рождения В. И. Вернадского посвящается)'

Вернадский: ноосфера и проблемы гуманизма(150-летию со дня рождения В. И. Вернадского посвящается) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1801
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОСФЕРА / НООСФЕРА / ГУМАНИЗМ / ГЛОБАЛИЗМ / ЛЮБОВЬ / ЧЕЛОВЕК / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / НАУКА / ТЕХНИКА / BIOSPHERE / NOOSPHERE / HUMANISM / GLOBALISM / LOVE / HUMAN / MANKIND / SCIENCE TECHNICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дробжев Михаил Иванович

Излагается содержание антропологического, эволюционного, нового революционного и ноосферного гуманизма, точка зрения В.И. Вернадского на гуманизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERNADSKIY: NOOSPHERE AND HUMANISM PROBLEMS (TO THE 150th ANNIVERSARY OF V.I. VERNADSKIY)

The content of anthropologic, evolutional, new revolutional and noospheric humanism, V.I. Vernadskiy’s point of view on humanism is considered.

Текст научной работы на тему «Вернадский: ноосфера и проблемы гуманизма(150-летию со дня рождения В. И. Вернадского посвящается)»

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 574

ВЕРНАДСКИЙ: НООСФЕРА И ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗМА (150-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО ПОСВЯЩАЕТСЯ)

© Михаил Иванович ДРОБЖЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, e-mail: [email protected]

Излагается содержание антропологического, эволюционного, нового революционного и ноо-сферного гуманизма, точка зрения В.И. Вернадского на гуманизм.

Ключевые слова: биосфера; ноосфера; гуманизм; глобализм; любовь; человек; человечество; наука; техника.

Мы живем в век глобализации почти всех проблем жизнедеятельности человечества, в эпоху глобализма. Понятие «глобализм» включает в себя не только экономику, производство, науку, культуру, искусство, религию, национальные и интернациональные, общечеловеческие проблемы, т. е. общественную жизнь человечества, но и взаимоотношения общества и природы, проблемы продовольствия и демографии, сохранения окружающей среды, исчерпания природных ресурсов, милитаризации мирового хозяйства, предотвращения войн и насилия, термоядерного конфликта. Эти проблемы касаются всех без исключения жителей нашей планеты.

«Глобализация, - подчеркивает В.И. Доб-реньков, - это чрезвычайно противоречивый процесс. С одной стороны, это процесс объединения и интеграции человечества, сопровождающийся ростом качества жизни и уровня благосостояния человечества, ускорением экономического и политического развития стран, активизацией обмена технологическими, научными и культурными достижениями между различными странами и народами. С другой стороны, это углубление в беспрецедентных масштабах пропасти между богатым и развитым Западом и бедным и отсталым не западным миром, жесткий диктат Запада над всем остальным миром, унификация национально-культурной само-

бытности народов планеты, их духовной идентичности, уничтожение национальносуверенной государственности, стандартизация и духовное опустошение личности человека. В этом случае речь идет о либеральной, прозападной глобализации» [1].

Некоторые исследователи проблем глобализации, перехода биосферы в ноосферу рассматривают, в основном, развитие экономики, производительных сил, организованности ноосферы, роль науки и образования, человечества как геологической силы и почти не касаются проблем духовности, нравственности, гуманизма. Такая позиция представляется неверной. Нельзя игнорировать развитие этих составляющих любого общества. Тем более ноосферы, где единение общества и природы, единство и равенство всех людей, социальная справедливость, высокая нравственность, духовность и культура, гуманизм выступают как идеал, мечта, цель и средство достижения высоких помыслов человечества.

Понятие «гуманизм» в переводе с латинского языка означает «человеческий, человечный». Гуманизм - это исторически изменяющаяся система воззрений, в центре которой стоит человек, личность. Он утверждает право личности на свободу, счастье, развитие и проявление своих потенциальных способностей. Гуманизм считает добро и благо человека критерием оценки существующих

общественных и государственных учреждений, всех социальных институтов; провозглашает принципы равенства, справедливости, человечности как нормы взаимоотношений между людьми, между личностью и обществом, государством.

Гуманизм как течение общественной мысли характеризуется объективными и субъективными ценностными ориентациями, которых придерживается личность, социальный слой, нация, народ. Главным принципом гуманизма выступает идеал гармонии и единства интересов и потребностей личности и общества. Различают ценности материальные и идеальные, духовные. Они выявляют положительные или отрицательные значения объектов, процессов, событий, явлений для человека, государства и общества через понятия «благо», «добро» и «зло», «справедливость», «прекрасное» и «безобразное».

В истории человеческой цивилизации не было другой такой эпохи, которая бы так тревожила широкие массы населения, как ХХ в. Всех что-то тревожит, заставляет думать, куда мы идем, что нам делать и зачем, что с нами будет. К сожалению, мир и в ХХ1 в. вынужден продолжать тяжелую борьбу с ложью и злом. Человечество никак не про-зреет. Новизна ХХ в., размах и последствия во всех областях жизни беспрецедентны и ошеломляющи. Назовем только некоторые из них. Это три революции в России, из них социалистическая революция накрыла своей волной не только нашу страну, но и весь мир. Коммунизм из призрака Европы привел к победе социализма в СССР, к созданию социалистического лагеря, мощных коммунистических партий в мире, к развалу колониальной системы. Сегодня некоторые утверждают, что социализм - это тупик истории. История тупиков не знает, она заставляет искать и находить пути к прогрессу общества. Ей просто приходится менять пути дальнейшего развития. Капиталистический мир сделал все для того, чтобы социализм был задушен. Очень важно отметить, что даже попытки строительства социализма имели огромное историческое значение. Под влиянием социалистического строительства возник «Новый курс» Ф. Рузвельта, содержащий стремление многих развитых стран к социально развитому государству. Развивался

СССР. Возник социалистический лагерь, рухнула колониальная система.

Громаднейшими событиями ХХ в. стали Вторая мировая война и Великая Отечественная война. Никогда в истории не было более кровавой битвы народов. Никогда мир так не раскалывался на защитников добра и демократии, суверенитета стран и народов, с одной стороны, и носителя мирового зла и порабощения народов, унижения человека, расправы над детьми, женщинами и стариками - фашизма, - с другой.

Поразительны достижения науки и техники. Ядерная физика и атомная энергетика позволили человечеству получить доступ к новому источнику энергии. Открытия лазерной физики дали возможность управлять мощными потоками информации по оптоволокну и в свободном пространстве. Большое применение лазеры нашли в медицине. Они стали междисциплинарной областью применения. Выход человека в космос положил начало освоению космического пространства. Человек проник в глубь Вселенной более чем на 13 млрд световых лет. В Японии создан суперкомпьютер мощностью в миллион миллиардов операций в секунду. Ученые предсказывают, что в ХХ1 в. будут изготавливаться компьютеры производительностью в миллиард миллиардов операций в секунду. Это позволит моделировать земной климат, осуществить зондирование земной коры, решить проблемы ядерной энергетики, сложные проблемы медицины и генетики, фармакологии и трансплантологии. Нанотехнологии позволят регистрировать сигналы в мозге в миллион миллиардов раз более слабые, чем в самом совершенном магниторезонансном томографе. Появится возможность выращивать нужные биологические ткани и целые органы и части тела. Если уже сейчас средняя продолжительность жизни превысила 70 лет, то вскоре она еще более возрастет, а там недалеко и до бессмертия.

И вот, несмотря на такой прогресс, человечество живет напряженной жизнью, в страхе. Как сказал один из авторов романа «12 стульев»: «радио есть, а счастья нет». Почему? Не виноват ли в этом сам человек? Он научился создавать мощнейшие машины, но они не всегда несут радость человечеству.

Прогресс, в первую очередь, связан с человеком и человечеством, их деятельностью,

направленной на улучшение жизни людей. Однако опыт развития человечества свидетельствует о том, что достижения человеческого гения, науки и техники подчас оказываются направленными против человека.

Мы наблюдаем на практике, как антигуманные следствия науки и техники выходят из-под контроля разума и могут поставить человечество на грань катастрофы. Брехтов-ский Галилей в его одноименной пьесе прорицает: «Наука может стать калекой, и ваши новые машины принесут только новые тяготы. Со временем вам, вероятно, удастся открыть все, что может быть открыто, но ваше продвижение в науке будет лишь удалением от человечества. И пропасть между вами и человеком может оказаться настолько огромной, что в один прекрасный день ваш торжествующий клич о новом открытии будет встречен всеобщим воплем ужаса» [2, с. 411].

Рубеж второго и третьего тысячелетия характеризуется резким повышением роли человека и человечества в эволюционном процессе на нашей планете. С одной стороны, на основе достижений науки человек создает новые машины, технологии, формы организации людей, преобразует природу, осваивает Космос, удовлетворяет свои растущие материальные и духовные потребности. С другой - возрастает угроза существования самого человечества и всего живого на планете через возможность термоядерного конфликта, углубление экологического кризиса, демографического взрыва, голода и нехватки сырьевых ресурсов, воды и т. д.

Грядущая ноосфера требует ноосферного человека. В ХХ1 в. все более осознается истина «бог умер» и Вселенная утратила своего привычного распорядителя, человек ощутил на деле свое могущество, свою способность регулятора всех явлений и процессов пока на Земле, а в дальнейшем и в бескрайнем Космосе. Но для этого человек должен обладать широкими и глубокими знаниями законов природы и общества, высокой духовностью, нравственностью и культурой; оптимально использовать достижения науки и техники, новых технологий; мыслить в масштабе нашей планеты и всего Космоса. Важнейшими компонентами мировоззрения ноосферного человека, принципами его поведения выступают общечеловеческие интересы, стремление к подлинному равенству людей, к един-

ству человечества, к гуманизму. Нужен ноо-сферный человек с гуманистическим и планетарным мышлением.

Вот эту особенность нашего времени хорошо видел В.И. Вернадский. Он считал гуманизм объективной необходимостью перехода биосферы в ноосферу. В отличие от многих ученых гуманистов, которые само понятие «гуманизм» связывали, в основном, с гуманитарными науками, художественной литературой, живописью, театром, В.И. Вернадский, полностью поддерживающий эту точку зрения, предложил свою систему становления и развития гуманизма.

В.И. Вернадский рассматривает две основные стороны гуманизма. Первая - гуманизм взаимоотношений общества и природы, в основе которого выступает взаимосвязь и взаимозависимость геологических, биологических и социально-исторических законов развития природы и общества. Это направление нашло свое выражение в экологическом движении. Вторая - гуманизм взаимоотношений в жизнедеятельности общества, включающий в себя достижение единства человечества, развитие науки, образования и культуры, формирование научного мировоззрения, трудовую деятельность на благо всего человечества, любовь как средство общения и взаимопонимания, личную ответственность за все дела на нашей планете и вклад в благосостояние широких народных масс.

В связи с этим гуманизм В.И. Вернадского выступает как естественное, закономерное явление биологического характера в ходе новой психозойской, антропогенной геологической эры и как сугубо общественное, идеологическое, культурное движение, отражающее внутриобщественные отношения. Конечно, это деление гуманизма носит относительный характер, на практике они переплетаются между собой. К примеру, важнейшим аспектом гуманизма выступает «единство и равенство по существу, в принципе всех людей, всех рас. Биологически это выражается в выявлении в геологическом процессе всех людей как единого целого по отношению к остальному живому населению планеты» [3, с. 40]. Но это единство человечества рассматривается В.И. Вернадским по отношению ко всему живому на планете как первый этап единства человечества. Второй этап этого единства тоже складывается сти-

хийно, но уже через общение, творчество, кровное смешение. Он не был сознательно сложившимся явлением и проходил историю во много тысяч лет через материальное, культурное, духовное и нравственное взаимодействие цивилизаций, отдельных исторических центров Европы, Азии, Африки и Америки.

Третий же этап единства человечества, по В.И. Вернадскому, определяется и выступает как сознательное стремление к единению людей, как двигатель жизни и быта народных масс и становится рациональной задачей государственных образований. Двигателем третьего этапа единства человечества выступает научная мысль как планетное явление. «Ход истории научной мысли, - подчеркивает В.И. Вернадский, - выступает перед нами как природный процесс истории биосферы» [3, с. 45].

Гуманизм В.И. Вернадского очень конкретен по содержанию, точен по адресности, объективен с научной точки зрения. Гуманизм развивается как естественноисторическое явление, выступает как объективная необходимость. Ученый на примере развития роли человека и человечества и научной мысли как планетного явления демонстрирует это с поразительной ясностью. Во-первых, он отмечает, что человек заселил всю планету, добился «вселенскости» и обеспечил тесную связь всех поселений людей, связь между людьми, расположенных даже в самых отдаленных и, кажется, вроде бы недоступных местах, осуществляется почти мгновенно. И если раньше это были телефон, телеграф и радио, то сегодня прибавилось телевидение, электронная почта и факсовая рассылка, Интернет, мобильная сотовая связь и т. д. и т. п. Во-вторых, все с большей необходимостью интересы и благо всех людей на Земле вынужденно признаются правящими классами и элитами, становятся реальной задачей государств, общественных организаций. «Впервые, - пишет ученый, - реально поставлена и уже не может сойти с поля зрения борьба с бедностью и ее последствиями (недоеданием) как биологически научная и государственная техническая задача» [3,

с. 50]. В-третьих, впервые поставлена проблема сознательного регулирования размножения, продления жизни, ослабления болезней для всего человечества.

В.И. Вернадский выдвигает задачу проникновения научного знания во все человечество. Наука теперь должна решать такие сложные задачи, как сознательное направление организованности ноосферы в интересах человечества. Для этого уже появившаяся тенденция интернационализации науки должна усиливаться, дополняться ростом нравственной ответственности ученых за использование научных открытий. Они должны служить только созидательным, а не разрушительным целям. Необходимо рациональное и гуманное использование огромной реальной силы ученых, представителей гуманитарных, естественных и технических наук, которые составляют творческую силу народов. «Мы часто говорим о значении успехов техники, об увеличении утилизации сил природы, об улучшении жизни человечества, но мы недостаточно сознаем, - подчеркивает В.И. Вернадский, - что в основе этих успехов лежит сознательная деятельность, лежат идеалы и понимание тех лиц, работой мысли которых достигаются эти результаты» [3, с. 392-393].

В формировании гуманизма большую роль играет система образования, базирующаяся на преобладании преподавания научного знания. Рост научных знаний, освоение их всем населением Земли выступает у В.И. Вернадского как требование биологической эволюции, как объективная закономерность. Стал достоянием истории спор о том, кто важнее и нужнее для страны и общества: «физики» или «лирики». Теоретически пришли к выводу - нужны те и другие. Однако на практике наблюдается засилье «физиков», прагматизма и рационализма, технократического подхода к процессам и явлениям развития общества и эволюции природы. Наука как бы засушивается, делается черствой. Приоритет отдается все более и более естественным, физико-математическим и техническим наукам. Науки гуманитарного цикла и практически все виды искусства отходят на второстепенный план.

В.И. Вернадский на деле доказал правоту К. Маркса, который считал идеалом науки будущего такое ее состояние, когда «естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание; это будет одна наука» [4, с. 124]. Он подчеркивает, что

человек есть непосредственный предмет естествознания, а природа есть непосредственный предмет науки о человеке.

В.И. Вернадский в своем учении о ноосфере это не только провозгласил, но и достаточно убедительно доказал. Его ноосфер-ное мышление есть замечательный синтетический и космический охват научного знания о человеке, его антропоцентризм и антропокосмизм. Он пишет: «Перелом научного понимания Космоса... совпадает... с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой, их объект совершенно меняется» [3, с. 222]. Более того, В.И. Вернадский вскрывает связь истории с биологическими науками, выявляет биологическую основу исторического процесса. Сам исторический процесс сознается как единый для всего человечества.

Если говорить об истории как науке, то она связана с памятью о прошлом, чтобы лучше понимать настоящее и предвидеть будущее. Если забыть прошлое, то человек и общество в целом превращается в манкурта. Урезая программы по истории, одновременно стирают память о стране, калечат души молодого поколения, превращают его в Иванов, не помнящих родства.

Такие категории жизнедеятельности личности и общества, как честь, справедливость, ответственность, доброта, красота, совесть, человеколюбие, сострадание, любовь и другие составляющие гуманизма, оказываются невостребованными, не служат аспектами идеала. Мерилом значимости человека все больше и больше становятся деньги.

В.И. Вернадский подчеркивает в формировании гуманизма, его становлении и развитии особое значение научного мировоззрения. В наши дни многими отдается предпочтение в мировоззрении сциентизму - абсолютизации роли науки в системе культуры и в идейной жизни общества. В большом почете рационализм и техницизм. Конечно, роль техники и новых технологий сегодня очень возросла. И все же преувеличение их значения в общественном сознании ведет к негативным последствиям. Никогда еще игнорирование роли искусства и литературы, философии, истории, этики и эстетики не служило формированию целостной личности. Сведение управления социальными про-

цессами к управлению техникой очень опасно. Опасность представляет сегодня рационализм и эмпиризм.

В.И. Вернадский подчеркивает необходимость ценностно-гуманитарного обоснования научно-технического прогресса. Очень важным аспектом успехов техники, освоения природных богатств, улучшения жизни человечества выступает сознательная деятельность, идеалы и понимание тех людей, усилиями которых достигаются эти результаты. Он пишет: «С самого начала своего развития научное мировоззрение всюду и на каждом шагу проводило эти гуманитарные взгляды, уважение к человеческой личности, чувство взаимной солидарности и тесной связи всех людей» [5, с. 290-291].

На личность и ее деятельность все большее влияние оказывает содержание духовнонравственной и гуманитарной подготовки. Все утончается общественная этика и чувство совести, увеличивается их влияние на результаты усилий по улучшению условий жизни всего человечества. Перед личностью и обществом во всей их широте и глубине встают проблемы добра и зла, блага и вреда. Это вопросы, прежде всего, этические и общественно-этические, философские. К решению таких вопросов человек должен быть подготовлен и духовно, и нравственно, и философски.

Благодаря научному мировоззрению, куда входят универсальные знания и универсалия культуры, человек понимает мир, осмысливает его, переделывает и оценивает последствия своей антропогенной деятельности. Преувеличение значения знания «физики» в ущерб понимания «метафизики» в их аристотелевской трактовке или наоборот приведет к интеллектуальной хромоте личности. Это непременно отрицательно скажется на развитии как самой личности, так и всего общества.

Актуальными в ХХ1 в. становятся высокие морально-нравственные, духовные и гуманистические черты, как отдельного человека, так и всего человечества. Без формирования таких качеств общество просто не сможет выжить. Они приобретают все большее значение по сравнению с усвоением знаний, поскольку характер и содержание решений, принимаемых на их основе, оказываются порой более важными, чем сами научные

открытия. Поэтому формирование и становление духовности и гуманизма - есть обязательные пути развития личности и общества, всей страны и мира в целом, перехода биосферы в ноосферу.

Сущность гуманизма в наше время серьезно изменилась, гуманизм стал носить общечеловеческий характер, отражать общечеловеческие потребности и интересы. С момента своего зарождения и дальнейшего развития в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах гуманизм носил, как правило, классовый характер. Общечеловеческая мораль включала в себя совокупность простых, элементарных норм и правил, побуждающих к налаживанию добрососедских отношений - не делать ближним вреда, быть честным, добросовестно трудиться, уважать старших - или запрещающих какие-либо действия - оскорбление личного достоинства, проявление жестокости и насилия, убийство, прелюбодейство, воровство. Эти моральные нормы в течение многих веков шлифовались во всемирной человеческой лаборатории и передавались из поколения к поколению, непрерывно развиваясь и обогащаясь, наполняясь новым содержанием.

Каждый класс, становясь господствующим, выдавал свой интерес, свои нормы и принципы гуманизма и нравственности за общие для всех членов общества, придавал им форму всеобщности, общечеловеческое значение. Классовое содержание гуманизма вынужденно и постоянно пополнялось чертами общечеловеческого содержания. В этом и состояла прогрессивность смены общественно-экономических формаций как определенных стадий развития земной цивилизации.

Прогрессивность, общечеловеческое содержание гуманизма и нравственности определяются еще и тем, как тот или иной господствующий класс выражает объективное содержание исторического процесса, экономики, политики, социальной организации, культуры и морали.

В дальнейшем гуманизм все больше и больше опирается на общечеловеческие потребности и интересы, развитие науки и морали, производительных сил и уровень общественных отношений. Он включает в себя отношения между личностями, личностью и государством, обществом, и все теснее связывается с необходимостью единства чело-

вечества, коэволюцией общества и природы, изменениями в культуре, морали и нравственности. Общечеловеческие интересы диктуют необходимость покончить с милитаризацией, угрозой войны, ростом терроризма и насилия, разрастающимся экологическим кризисом.

Фактически уже создан мировой хозяйственный комплекс, всемирная транспортная сеть, связь, позволяющая каждому человеку быть в курсе мировых событий почти в реальном времени, активно реагировать и влиять на них. Огромные массы населения чем дальше, тем больше превращаются в непосредственных участников мировых событий и процессов. Общественное и личное, интернациональное и национальное, общечеловеческое и конкретно индивидуальное тесно переплелись между собой. Человечество, несмотря на существующие противоречия между государствами, оказалось соединенным в единое целое перед лицом обостряющихся мировых проблем. Человек приобрел власть над природой и над своей собственной судьбой. Вместе с тем под угрозой находится жизнь не только отдельного человека, но и всего человечества, не только качество жизни, но и сама жизнь.

Все возникшие негативные глобальные проблемы нельзя решить на территории отдельного государства и усилиями отдельно взятого государства, каким бы оно ни было мощным. Они могут быть решены только объединенными усилиями всего человечества и на всей нашей планете. Дилемма такова -либо всеобщее процветание, либо - всеобщая гибель. На практике проявляется идея всеединства Вл. Соловьева и перехода биосферы в ноосферу В.И. Вернадского.

Надо отметить и очень показательный факт стирания национальных и классовых противоречий. Б. Рассел и А. Эйнштейн в своем знаменитом Пагуошском манифесте; написанном в 1955 г. по инициативе Ф. Жо-лио-Кюри, предложившего его основные идеи в письме Б. Расселу; выдвинули задачу научиться мыслить по-новому. Они писали: «Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому, и забудьте обо всем остальном. Если вы сможете сделать это, перед вами открыт путь в новый рай: если вы этого не сделаете, перед вами - опасность всеобщей ги-

бели». Они не без основания утверждали, что новое мышление в ядерный век должно базироваться на общечеловеческих интересах, потребностях и ценностях.

Идея нового мышления получила развитие в работах Римского клуба - международной неправительственной организации, существующей на пожертвование крупных монополистических объединений и фондов. Римский клуб работает с 1968 г. Им подготовлены несколько докладов, особенность которых заключается в рассмотрении нашей планеты как единого целого, вне зависимости от социального строя, уровня развития экономики, идеологических, культурных, религиозных факторов, национального и классового состава различных государств и территорий. Все мы - жители Земли находимся на одном огромном космическом корабле и должны из этого исходить в своей деятельности.

Развенчивая миф об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения глобальных проблем, Римский клуб предложил решать их через гуманизацию мира и человека, социальные, политические и культурные аспекты мирового развития. Материальное производство, бытие человека и человечества, по мнению первого президента клуба А. Печчеи, порождают необходимость Нового гуманизма, а сам Новый, революционный гуманизм выступает как одно из необходимейших средств решения негативных глобальных проблем человечества. И с этим нельзя не согласиться.

В Новом гуманизме различают два течения: антропоцентрическое и экологическое. Понятие «антропоцентризм» означает воззрение, утверждающее, что человек есть центр Вселенной, цель совершающихся в мире событий. Современная философия (И.Т. Фролов) считает, что в ее центре должен стоять человек, личность и только через них можно решить весь комплекс глобальных проблем. Человек рассматривается как приоритетное существо по отношению к науке, к научно-техническому прогрессу. И.Т. Фролов так и пишет: «Мы должны переместить акценты, чтобы на первом месте как главная ценность был человек, причем не на словах, а на деле. Чтобы человек действительно в подлинном смысле стал мерой всего, мерой всех

вещей, в том числе мерой всех наук, всякого прогресса» [6, с. 9.]

Несколько другую интерпретацию антропоцентрического гуманизма дает А. Печ-чеи. Если И.Т. Фролов рассматривает человека в Новом гуманизме как цель, то А. Печ-чеи считает человека основным средством достижения этой цели. Он пишет: «Человек волей-неволей должен признать, что ключ к спасению заложен в нем самом, в его внутренней трансформации» [7, с. 211.] А. Печчеи возлагает надежду на то, что Новый гуманизм способен обеспечить трансформацию человека до уровня, требуемого временем; возрастание его ответственности за все происходящее в мире. Новый гуманизм должен стать мировоззрением широких масс населения.

Другое направление Нового гуманизма носит экологический характер. Его последователи утверждают, что в результате развития науки, техники и новых технологий усилилась власть человека над природой. Это ведет к необходимости экологического гуманизма, гуманизма, распространенного не только на человека, но и на природу. Главная идея экологического гуманизма - отказ от насилия над природой, от агрессивно потребительской ориентации, сосредоточение всех усилий на ликвидации глобальных экологических проблем. М. Хайдеггер и особенно

А. Швейцер, подчеркивая необходимость духовного и нравственного совершенства человека, выдвигают концепцию благоговения перед всякой жизнью. «Для истинно нравственного человека, - пишет А. Швейцер, - всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей» [8, с. 30]. Благоговение перед жизнью он призывал сделать основным принципом философии, а улучшение «природы человека» - одним из главных усилий отдельных людей. Не знание о мире, а сам факт жизни должен быть положен в качестве кредо каждой личности. А. Швейцер отходит от необходимости социальных преобразований как средства гуманизации общества.

Этой же линии придерживается и М. Хайдеггер. По его мнению, человек должен отказаться от всех практических целевых установок, осознать свою «смертность» и «бренность». Только тогда он познает истинную сущность своего бытия, в основе которого

лежит забота, страх, тревога. В конечном счете, забота о всякой жизни ведет к противопоставлению жизни человека и жизни животного и растительного мира. Хотя практически все выступают с лозунгом единства жизни на планете. Ведь признание такого единства означает отказ человека от животной пищи, а логически и растительной тоже. Эти исследователи правильно ставят вопрос об отказе от насилия над природой, но распространяют этот отказ вплоть до лишения человека традиционного питания. А это уже неверно.

Как же быть? Антропоцентризм ставит главным человека и через человека стремится решать глобальные проблемы взаимоотношения и взаимодействия общества и природы. Экологический гуманизм ставит на первое место всякую жизнь на планете и через благоговение к ней решать экологические угрозы. Это в какой-то мере страх перед последствием экологических угроз. Но страх плохой помощник в решении любых задач, тем более глобальных. Уж очень высока степень ошибки.

На самом деле нельзя противопоставлять антропоцентристский и экологический гума-низмы. Они оба - порождение объективной реальности нашего времени. В конечном счете, экологический гуманизм не может игнорировать интересы человечества, принесение его в жертву сохранения любой жизни на планете. Это привело бы к отказу от гуманизма, человеколюбия.

В то же время нельзя ставить человека в такое положение, когда все делается во имя человека, все для блага человека. Его потребности должны быть ограничены. Эти границы определяет возможность природы удовлетворять только такие потребности, их размеры и качества, которые не вредят природе. Ибо нанесение вреда природе свыше ее границ приведет к ухудшению природной среды и жизни человека и человечества.

Эволюционный гуманизм - его теоретиком выступает Джулиан Сорелл Хаксли (1887-1975). Он призывает к гуманистической революции, выступает за синтез теории эволюции и учения о человеке как высшей ценности эволюционного процесса. Эволюционный гуманизм выступает против неконтролируемого роста населения земного шара, безудержного роста числа автомобилей и

технизации жизни людей, за выравнивание уровня жизни высоко- и слаборазвитых наций, против культурного единообразия, монотонности жизни и роста агрессивных настроений.

Он предлагает создать новую духовнообщественную систему, которую назвал «эволюционный гуманизм». В его теории эволюции разуму человека принадлежит приоритетная роль. Он констатирует фантастический рост знания о Вселенной, о жизни и сознании, о человеческой природе и человечестве. Значительная часть этого знания лежит неиспользованной, не работает, не вплетена в человеческую жизнь и ее проблемы. Гуманизм Дж. Хаксли связан с идеей единой и всеохватывающей эволюции живого мира, человека, общества и культуры.

В основе эволюционного гуманизма, по мысли Дж. Хаксли, лежат четыре ключевые идеи.

1. Сознание того, что человек несет ответственность за свое будущее, а также за развитие своей планеты, и что эту ответственность он не может возлагать ни на Бога, ни на судьбу, ни на что другое - только на самого себя.

2. Признание факта, что человек представляет собой лишь один из многих существующих на Земле видов живых существ, и что поэтому человечество не должно превращаться в совокупность конкурирующих «псевдовидов», которые мы называем нациями, религиозными группами.

3. Идея осуществления человеческих чаяний вместо идеи достижения чисто материального благополучия.

4. Стремление повысить качество жизни всей окружающей среды, а не увеличивать количество человеческих групп, потребностей, денег, товаров и услуг [9, с. 16].

Однако самой важной задачей остается при этом, как подчеркивает Дж. Хаксли, развитие новой системы мышления и убеждений. Человек рассматривается им в качестве разумного существа, несущего ответственность не только за себя, но и за всю окружающую природу.

Ряд ученых предложила идею ноосфер-ного гуманизма. В России концептуальное оформление идей ноосферного гуманизма произошло в последние десятилетия ХХ в. в работах И.М. Борзенко «Третий путь», «Ноо-

сферный гуманизм: от мироощущения к миропониманию», «Планетарные аспекты гуманистического мировоззрения», «Ноосфер-ный гуманизм», «Гуманизм органический и ноосферный: проблема абсолютных начал». Квинтэссенцию идей о ноосферном гуманизме И. М. Борзенко изложил в главе с соответствующим названием в коллективной работе «Основы современного гуманизма».

Многие ученые (И.И. Арсентьева и К.А. Стародубцева) считают, что сегодня «становление ноосферы понимается как альтернатива самоуничтожению, деградации человека», в связи с чем «гуманизм в глобализующемся мире приобретает более емкое, по сравнению с традиционной интерпретацией значение: не только любовь к человеку, но и ко всему человечеству, природе как среде обитания человека, что диктует необходимость отказываться от тех социальных и культурных ценностей, которые стимулируют рост материального потребления» [10, с. 177-178].

Появление ноосферного гуманизма как мировоззрения стало результатом анализа современной ситуации в мире, негативные аспекты которой сформулированы И.М. Борзенко следующим образом:

1) развитие научно-технических сил человечества достигло критической величины, достаточной для его самоуничтожения;

2) резкое обострение отношений между человеком и окружающей его природой, между отдельными регионами неравномерно развивающегося и быстро увеличивающегося населения Земли;

3) интенсификация производительности труда и глобальное расширение средств массовой информации ведут к все более массовидному феномену самоотчуждения отдельных индивидов, к погружению их в мир производственно-потребительского существования и иррациональных иллюзий;

4) ХХ в. породил огромное количество конфликтов между человеком и обществом в форме тоталитаризма, расизма, догматизма, экстремизма. Мощь этих опасных феноменов увеличивается, особенно на уровне психологии и идеологии, что оборачивается постоянной угрозой безопасности людей и источником их страданий [11, с. 59-60].

Ноосферный гуманизм тесно связывают с философией русского космизма и биосфер-

но-ноосферной концепцией В.И. Вернадского. Его сторонники рассматривают ноосферу как гуманизированный интегральный организм, который призван решить не только экологические, но и все глобальные и вселенские проблемы. Он призывает любить не только одного отдельно взятого человека, но и все человечество независимо от расы и нации, природу как среду обитания, все живое на Земле. Ноосферный гуманизм выступает против безграничного роста материальных потребностей. Он заявляет: гуманизация бытия человеческой цивилизации - императив ее выживания. Он показывает, что любовь, дружба, единство, взаимопомощь, поддержка, добро - лучшие компоненты взаимоотношений людей в обществе и отношений между обществом и природой. И тогда наступит что-то подобное христианскому раю, но не на том свете, а при жизни людей на Земле. Другие назовут это общество коммунизмом, третьи - социально справедливым обществом. Люди сумеют дать ему название.

Необходимо действенное сотрудничество и взаимодействие стран и народов по решению глобальных проблем современности. Экономической основой такого сотрудничества выступает интернационализация хозяйственных связей, все более общественный характер производства. Политической основой - осознание необходимости выживания человечества, стремление к дальнейшему социальному прогрессу, общечеловеческие интересы. Моральной основой - общечеловеческая мораль как выражение нравственной ответственности за спасение цивилизации, высокая культура личности и общества. Биологической основой - единство общества и природы, их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность.

Важнейшим принципом взаимоотношений между людьми должна стать любовь. Любовь как средство, цель и состояние каждого человека и всего человечества. Любовь -это не только дар судьбы, случайность и возвышенное чувство, но и высокое искусство, способность к пониманию, к осознанию ее последствий, стремление к самосовершенствованию, к творчеству и свободе.

В письме Н.Е. Старицкой от 2 июня 1886 г.

В.И. Вернадский писал: «Представляется мне время иное, время будущее. Поймет человек, что не может он любить человечество, не

любя отдельных лиц, поймет, что не любовью будет его сочувствие к человечеству, а чем-то холодным, чем-то деланным, постоянно подверженным сомнениям или отчаянию, что много будет гордости, много будет узости, прямолинейности, невольного зла в его поступках, раз он не полюбит, раз не забудет самого себя, все свои помыслы, все свои мечты и желания в одном великом чувстве любви» [12, с. 479].

И только через цельную любовь, не допускающую никаких сделок с совестью, человек может направить все свои силы на борьбу за свою идею и идеал. Любовь есть достояние общественно развитого человека. Она требует особой способности любить, развитости человеческих качеств, интеллигентности и интеллектуальности, особого рода сознания, духовных качеств, состояний и действий, направленных на другого человека и на все человечество. Любовь выступает как попытка помочь человеческой душе открыться людям, расцвести в своем чувстве, просветлеть. Любовь есть одновременно и идеал человеческой жизни, и ее подлинная цель, и мечта.

Гуманизм как идея и идеология во время своего развития принимает различные формы существования. Каждая из них имеет теоретическую и практическую стороны. Необходимость гармонизации отношений человека с социальной и природной средой все более актуализируется как глобальная проблема в условиях растущей разбалансиро-ванности быстро меняющихся социальных условий и отношений, с развитием человека, его духовно-психической и биологической природой. «Новый ракурс утверждающегося сегодня гуманистического идеала выражается в отказе от понимания процесса творческого самоопределения через овладение окружающим миром, через утверждение могущества, силы, величия, через установление контроля и господства с использованием инструментальных средств - разума, рациональности, соответствующих технологий, - пишет Е.А. Когай. - Природа при таком подходе перестает рассматриваться как бесконечный ресурс человеческой деятельности, подлежащий бесконечному, перманентному покорению и переделыванию» [13, с. 106-107; 14].

Как показывает анализ идей эволюционного, ноосферного, космического гуманизма,

а также экогуманизма, базовые положения этих концепций определили одну из ведущих характеристик современного гуманизма: его планетарность, обращенность к мировому сообществу как ответственному субъекту не только планетарной этики, но и планетарного экологического сознания. Планетарность современного гуманизма предполагает его пер-спективизм, футуристичность и обращенность к будущему в связи с заботой о судьбах последующих поколений людей.

Во всех видах современного гуманизма прослеживаются родственные черты. Это признание актуальности гуманистических императивов времени, идея кардинального расширения нравственного мира каждой личности, повышение уровня образованности, сознания и самосознания индивида и человеческого рода, консолидация и укрепление общечеловеческой солидарности в деле гуманного преображения внутреннего мира человека и окружающей его среды вплоть до космических масштабов.

Вывод напрашивается сам собой: гуманизация бытия человечества - императив его выживания. Этого современное человечество не понимает. Хотя его и предупреждают о большой опасности недооценки роли гуманизма в развитии общества. А. Эйнштейн заявлял, что для будущего человечества его моральные устои важнее развития техники. В. Маяковский в пересказе Эрен-бурга утверждал «весомо, зримо, грубо» и очень справедливо и прозорливо, что на технику необходимо надеть гуманистический намордник, чтобы она не искусала человека.

Эту мысль поддерживает и В.И. Вернадский. «Несомненно, - пишет он, - область приложений естествознания, точного знания вообще, далека по своей сути от вопросов этики. Как всякая техника, она может быть обращена на дурное и хорошее, на доброе и злое. Что такое доброе и злое и что такое дурное и хорошее, решается человеком вне ведения бесстрастной науки о природе» [15, с. 250].

Пора всем понять, что гуманизм - важнейшая составная часть развития общества и игнорирование его может принести много бед человечеству.

1. Добреньков В.И. Вызовы глобализации и Россия // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. 24-28 мая 2005 г. Москва. М., 2005. Т. 5.

2. Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания: в 5 т. М., 1963. Т. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

4. Маркс К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1974. Т. 42.

5. Вернадский В. И. Философские заметки разных лет // Прометей. М., 1988. № 15.

6. Фролов И. Т. Судьба и перспективы европейского гуманизма // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997.

7. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985

8. Швейцер А. Из моей жизни и мыслей // Благоговение перед жизнью. М., 1992.

9. Хаксли Дж. Ключ к будущему - гуманизм / Хаксли Дж. // Диалоги. М., 1979.

10. Арсентьева И.И., Стародубцева К.А. Феномен ноосферного гуманизма в глобализующемся мире // Современный гуманизм: проблемы и перспективы. Иркутск, 2004.

11. Борзенко И.М. Планетарные аспекты гуманистического мировоззрения // Здравый смысл. 1999. № 3 (12).

12. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.

13. Когай Е.А. Гуманизм и ценностные основания экологической культуры // Возможность невозможного: планетарный гуманизм для России и мира. М., 2001.

14. Родоман Б.Б. Под открытым небом: о гуманистичном экологическом воспитании. М., 2004.

15. Вернадский В.И. Война и прогресс науки // Биосфера и ноосфера. М., 2002.

Поступила в редакцию 5.10.2012 г.

UDC 574

VERNADSKIY: NOOSPHERE AND HUMANISM PROBLEMS (TO THE 150th ANNIVERSARY OF V.I. VERNADSKIY)

Mikhail Ivanovich DROBZHEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Honored Worker of High School of Russian Federation, e-mail: [email protected]

The content of anthropologic, evolutional, new revolutional and noospheric humanism, V.I. Vernadskiy’s point of view on humanism is considered.

Key words: biosphere; noosphere; humanism; globalism; love; human; mankind; science technics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.